Философия icon

Философия


Смотрите также:
Тесты для самопроверки знаний раздел I. Что такое философия...
2. Древнегреческая философия...
Бакалаврская программа №0000 Кафедра Онтологии и теории познания Направление : Философия...
Реферат по философии П. Я. Чаадаев «Философические письма»...
Показатели рейтинга по курсу «Философия» для студентов 2 курса всех специальност ей Три модул я...
Программа вступительного экзамена по философии философия и жизненный мир человека...
Учебник по аналитической философии...
Программа дисциплины «современная философия» для направления 030100. 68 «Философия»...
Программа дисциплины «современная философия» для направления 030100. 68 «Философия»...
Экзаменационные вопросы по истории философии для поступающих в аспирантуру...
1-7 сентября 2005 г проводит юбилейную международную научно-практическую конференцию...
Английская эмпирическая школа философии...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4
скачать
Министерство связи РФ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

им. проф. М. А. БОНЧ-БРУЕВИЧА

Кафедра философии

ФИЛОСОФИЯ

программа базового курса,

библиография,

методические рекомендации,

тематика рефератов

и контрольных работ

Часть I

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

1996

Философия (программа базового курса, библиография, методи­ческие рекомендации, тематика рефератов и контрольных работ) / С. А. Чернов, М. Р. Зобова; СПбГУТ. — СПб, 1996.


План 1996 г., п. 3.


Рекомендовано к изданию редакционно-издательской комиссией университета.


Методические рекомендации разработаны в соответствии с го­сударственным образовательным стандартом по дисциплине «Фи­лософия» для студентов всех форм обучения. Могут быть исполь­зованы аспирантами и соискателями для подготовки к экзамену кандидатского минимума по философии.


Рецензент В. Е. Михайлов


^ ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Действующее "Положение" о высшем образовательном учреждении предусматривает возможность свободного выбора как преподавателем, так и студентом способов изложения, изучения и контроля учебного материала. Границы этой свободы определяются государственным образовательным стандартом. Поэтому, начиная изучение курса философии, особенно важно прежде всего получить яcное представление о цели ее преподавания в техническом вузе, месте философии среди других учебных дисциплин, общих задачах курса, инвариантных относительно "авторской" свободы.

Для этого необходимо уяснить чрезвычайно важное, хотя и не всеми сознаваемое различие между получением "высшего образования" и приобретением "специальности". Поскольку современное высшее образование берет свое начало от средневековых европейских универси­тетов, постольку исторически первичное значение слова "образова­ние", сама идея "образования" коренится в христианско-мистической традиции - это постепенное и трудное формирование в душе индивида образа Бога, возрастание в отдельной душе всеобщего, бо­жественного духа. Современное светское, научное понимание образо­вания, восходящее к XVIII в., видит в нем процесс "возрастания к гуманности". Дело в том, что человек не является от природы тем, чем он должен быть - поэтому он нуждается в "образовании", т.е. "культивировании", преобразовании и развитии природных задатков, способностей, в становлении собственно человеческого в человеке через приобщение к миру культуры. "Образование" - это подъем от природного бытия к духовному, от индивида - к личности, от единичного и случайного в человеке - ко всеобщему и общезначимому, приобщение субъективной душевной жизни - к жизни объективного, "миро­вого", "божественного" духа. Получение специальности - необходимый, но вместе с тем подчиненный момент образования, так как лишь дос­тигая умелости и общественного признания в нужном для других деле, человек получает самоощущение и своей собственной человеческой ценности. Целью образования является сам человек, как высшая ценность, целью специализации - выполнение общественной функции для удовлетворения разнообразных потребностей.

"Образованность" - это дистанция от непосредственных естественных влечений, личных потребностей и приватных интересов, это способность видеть самого себя объективно, с общих точек зрения, это свободная подвижность всеобщего духа в индивиде и индивида –


- во всеобщем духе, т.е. выход из ограниченности, открытость всему «иному», преодоление «чуждости» иных зыков, иных времен, народов, культур, религий, традиции, ценностей, мировоззрений. Поэтому фун­даментом и средоточием высшей образованности человека всегда и везде была и остается философия – «мировая мудрость», квинтэссенция общечеловеческой духовной культуры, познание Абсолютного, Единого, Все-общего. Философия - единственная в своем роде, уникальная науч­ная и учебная дисциплина, так как лишь она способна как бы замкнуть весь круг наук и дисциплин, лишь благодаря ей все они, вся система образования и все "специальности" получают порядок и связь. Две главные духовные болезни есть в науке - узость горизонта и отсут­ствие достойной цели. Специалист может стать своего рода одноглазым чудовищем - "циклопом", - если у него отсутствует еще один - философский - глаз, для того, чтобы посмотреть на вещи с точки зрения дру­гих людей. Это относятся не только к техническим, но и всем другим частным дисциплинам. Поэтому философия дает общетеоретический фундамент для всех общеобразовательных, естественных и общественных, общетехнических и специальных предметов, подчиняя их изучение основополагающим понятиям, принципам и ценностям мировой и отечественной духовной культуры.

Изучая курс философии, студент должен получить следующие знания: понимание предмета, структуры и фракций философии как высшей формы знания, ее места в истории культуры и в системе человеческой жизнедеятельности; знание основных этапов развития мировой философии, наиболее влиятельных учений, школ, направлений в философий от Древнего Востока до конца XX в.; понимание сущности главнейших фи­лософских проблем и возможных способов их решения; знакомство с несколькими (по выбору) классическими философскими текстами, относящимися к различным эпохам, культурам к традициям (индийской, античной, христианской, мусульманской, западно-европейской, русской, рационалистической, эмпиристической, мистической, иррационалисти-ческой, позитивистской и т.д.); представление об основных областях философского исследования и знания (метафизике, онтологии, богосло­вии, логике, натурфилософии, теории познания, этике, эстетике, ант­ропологии, психологии, философии науки, философии культуры, соци­альной философии и др.); знание различных типов мировоззрения, их фундамен-тальных понятий и принципов (бытие и ничто, единое и мно­гое, абсолютное и относительное, временное и вечное, телесное и духовное и т.д.); знание ведущих философских и религиозно-этических концепций человека (его происхождения, смысле жизни, счастья и


долга, добра и зла, высшего блага и конечной цели, свободы, смерти и бессмертия и др.); представление об историчности человеческого бытия, многообразии цивилизаций и культур, смысле и направлении всемирной истории, о роли науки и техники в истории цивилизации, о современных глобальных проблемах и перспективах человека.

В результате студент должен приобрести элементарные навыки философской культуры мышления, способность ясно и грамотно форму­лировать и аргументировать свое мировоззрение, основополагающие жизненные ценности; способность сознательно, критически относиться к мировоззренческим, религиозным, философским компонентам своих собственных и иных взглядов, теорий, идеологий; умение находить общий язык с людьми другого мировоззрения, преодолевая "чуждость" иного духовного мира; навыки чтения, анализа и реферирования фило­софских текстов; способность адаптации к радикальным изменениям в науке, идеологии, социальной и профессиональной среде; умение ви­деть смысл, значение, место своей профессиональной деятельности в социуме, в жизни, в культуре, в истории; способность видеть единст­во и связь всех изучаемых дисциплин и поставить все специальные знания на службу высшим гуманистическим ценностей.

Настоящая работа призвана помочь студенту в его самостоятель­ной работе над самой интересной и, несомненно, самой трудной для изучения дисциплиной. В ней перечислены основные темы курса, сжато раскрыто содержание каждой из них, указаны некоторые учебники и ос­новные источники (классические философские сочинения). Обширная дополнительная литература приведена для тех, кто будет работать над докладом, рефератом или контрольной работой. Звездочками отме­чены книги и журналы, которые имеются в библиотеке СПбГУТ. Тематика докладов и рефератов разделена на две части. Для написания конт­рольной работы №1 (заочникам) тему следует выбрать из первой чаете для работы №2 - из второй. Контрольная работа должна удовлетворять, тем же требованиям, которые предъявляются к студенческому реферату.

В условиях переходного периода* авторы стремились написать универсальное методическое пособие, которое может быть полезным как студентам и преподавателям, работающим над различными вариантами "авторского" курса, так и аспирантам, а также всем, кто желает са­мостоятельно изучать философию.


Тематический план курса


1. Предмет структура и функции философии.

2. Восточная философия.

3. Античная философия.

4. Христианская и мусульманская философия средневековья.

5. Философия, культура и наука эпохи Возрождения.

6. Классическая западно-европейская философия Нового времени.

7. Классическая немецкая философия.

8. Основные направления современной зарубежной философии.

9. Русская философия.


^ ИСТОЧНИКИ, УЧЕБНИКИ И СПРАВОЧНИКИ КО ВСЕМ ТЕМАМ КУРСА.


Основные первоисточники.


I. Августин Аврелий. Исповедь. - М.: Ренессанс, I991.

* 2. Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. - №,, 1975. T.I.

3. Беркли Д. Трактат о принципах человеческого знания//

Соч. - М., 1978.

  1. Гадамер Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. - М.: Прогресс, 1988.

  2. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук : В 3 т. - М.: Мысль, 1974 - 1977.

 6. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная

феноменология. Введение в феноменологическую

философию // Вопросы философии. - 1992. - № 7.

 7. Декарт Р. Размышления о первой философии // Соч.: В 2 т. -

М., 1994. Т.2.

8. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике,

могущей появиться как наука // Соч.: В 6 т. - М., 1964. T.4/I.

 9. Лейбниц Г. Монадология // Соч.: В 4 т. - М., 1982. T.I.

 10. Локк Д. Опыт с человеческом разумении // Соч.: В 3 т. - М.,

1985. T.I, T.2.

II. Лукреций Кар. О природе вещей. - М.: Изд-во АН СССР, 1946.

* 12. Платон. Государство // Соч.; В 3 т. - М., 1973. Т.З.

13. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.: Прогресс, 1983.

* 14. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия //

Соч.: В 2 т. - М., 1988. T.I.


15. Спиноза Б. Этика // Избр. произв.: В 2 т. - Д., 1957, T.I.

16. Толстой Л.Н. Исповедь. В чем моя вера? - Л.: Худож. лит.,

1990.

17. Хайдеггер М. Время и бытие. - М.: Республика, 1993.

18. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление: В 2 т. - СПб.,

1891 - 1901.

19. Юм Д. Исследование о человеческом познании // Соч.: В 2 т.-

М., 1965. Т.2.

20. Юнг К. Архетип и символ. - М.: Прогресс, 1991.


Сборники фрагментов первоисточников.


* I. Антология мировой философии: В 4 т. - М.: Мысль,

1969 - 1972.

* 2. Мир философии: Кн. для чтения // П.С.Гуревич, В.И.Столяров.

- М.: Политиздат, 1991.

* 3. Современная философия науки: Хрестоматия. - М: Наука, 1994.

 4. Социальная философия: Хрестоматия. Часть I. - М.: Высш. шк.,

1994.

* 5. Философия истории: Антология. - М.: АО Аспект-Пресс, 1994.


Учебники.


* I. Барулин B.C. Социально-философская антропология. - М.:

Онега, 1994.

 2. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 т. // Под общ. ред.

И.Т.Фролова. - М.: Политиздат, 1989.

3. Виндельбанд В. Прелюдии. - СПб., I904.

4. Вундт В. Введение в философию. - СПб., I903.

* 5. Глядков В.А. Философский практикум. Вып. I - 3. - М.: Наука,

1994.

  1. Дильтей В. Сущность философии. Философия в систематическом

изложении. - СПб., 1909.

* 7. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. - М.: Наука,

1994.

8. Кюлъпе 0. Введение в философию. - 2-е изд. - СПб., 1908.

9. Основы философских знаний: Учебное пособие // Общество

"Знание" России. - М., 1994.

10. Паульсен Ф. Введение в философию. - М.. 1894.

11. Природа и дух. Мир философских проблем: Учебно-научное

пособие: В 2 ч. // Под ред. В.Л. Обухова. - СПб., 1995.

12. Радлов Э.Л. Введение в философию. - СПб.: Наука и школа 1919.

  1. Философия в систематическом изложении // Пер. с нем.;

В. Дилътей, А. Риль, В. Бунда и др. - СПб., 1909.

* 14. Философия и методология науки: В 2 ч. - М.: Аргус, I994.

  1. Франк С.Л. Введение в философию в сжатом изложении. – СПб.;

Абрис-Книга, 1993.

  1. Что такое человек? Основы человековедения: Учебно-научное

пособие: В 2 кн. // Под ред. В.Л. Обухова. - СПб., 1996.


С п р а в о ч н и к и


 I. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М.: Наука,1994

* 2. Философская энциклопедия: В 5 т. // Главн. ред. Ф.В. Константинов. -

М.: Сов. энциклопедия, I960 - 1970.

* 3. Философский энциклопедический словарь // Под ред. И.Т.Фро­лова. -

М.: Сов. энциклопедия, 1981.

^

Общие обзоры истории философии



I. Гегель Г. Лекции по истории философии: В 3 кн. // Соч.: В 14 т. - М.,

Л., 1932 - 1935. Т.Т. 9 - II.

* 2. История философии: В 6 т. // Под ред. М.А.Дынника и др. -

М.: Изд-во АН СССР, 1957 – 1965.

 3. Историк философии в кратком изложений // П. Вошагликова,

В. Coyчек и др. - М.: Мысль, 1991.

* 4. Краткий очерк истории философии // М.Т. Иовчук, В.Ф. Асмус и др. -

4-е изд. - М.: Мысль, 1981.

5. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и

социальными условиями от античности до наших дней. Kн. I - 3. –

Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1994.


^

Основное содержание курса



Тема I. Предмет, структура и функции философии.


Понятие «мировоззрения». Структура и типы мировоззрений. Практическое, познавательное и целостное отношение человека к миру. Обыденное и теоретическое миропонимание. Основные формы духовной жизни общества и интеллектуальной деятельности личности. Особенности философского мировоззрения, знания и мышления. Философия и религия. Философия и наука. Философия и искусство. Философия как высшая форма знания, средоточие духовной культуры. Основные темы философских размышлений: абсолютное и вечное, материя и дух, первоначала бытия и знания, мир, бог и человек, добро и зло, прекрасное и безобразное, высшее слово, конечная цель.

Всемирная история и эволюция философии. Многообразие цивилизаций и культур, общее и частичное в характере и положении философии в различных обществах. Многообразие философских учений. Многообразие определений философии. Понятие о «школах» и «направлениях» в философии. Проблема классификации (типологизации) философских учений. Периодизации истории мировой философии.

Структура философии, основные философские дисциплины. Предварительное понятие о метафизике, онтологии, теологии, натурфилософии, психологии, логике, теории познания, этике, эстетике, философской антропологии, философии науки, философии культуры, социальной философии. Функции философии в жизни общества и личности. Сущность образования. Понятие «естественного», «технического» и «гуманитарного». Философия как учебная дисциплина. Цель, задачи, структура, объем, порядок изучения курса. Основные источники, учебная, справочная и дополнительная литература.


^ Дополнительная литература


* I. Библер В.С. Чto есть философия? (очередное возвращение к

исходному вопросу) // Вопросы философии. – 1995. - № I.

* 2. Зотов А.Ф. Феномен философий: о чем говорит плюрализм

философских учений // Вопросы философии. - 1991. - № 12.

3. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М.: Прогресс,

1990.

* 4. Налимов В.З. Размышления о путях развития философии //

Вопросы философии. – I993. - № 9.

* 5. Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. - 2-е изд. -

М.: Мысль. 1982.


* 6. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? - М.: Наука, 1991.

* 7. Рорти Р. Философия и будущее // Вопросы философии. – 1994.

- № 6.

* 8. Стенин В.С. Философия и образы будущего // Вопросы философии.

- 1994. - № 6.

* 9. Торосян В.Г. Ценность философии // Вопросы философии.

- 1993. - № 9.

* 10. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы фило­софии.

- 1989. - 9,


Тема 2. Восточная философия.


Сущность и становление "цивилизации". Основные особенности древневосточных цивилизаций. Проблема "первобытного мышления". Древнейшие формы религии: магия, фетишизм, анимизм, тотемизм, полидемонизм, супремотеизм. Понятие "мифа". Мифология, особенности мифологического сознания. Зачатки научного и философского мышления в первых памятниках письменности Древнего востока. Генезис философии.

Древнеиндийская философия. "Веды", их место в истории индейской и мировой культуры. Шесть ортодоксальных школ. Понятие «йоги», современная веданта. Неортодоксальные школы. Место буддизма в истории мировой культуры. Основные проблемы и понятия древне-индийской философии: брахман и атман, майя, сансара, карла, дхар­ма, мокши, самадха и др.). Древнекитайская философия: даосизм, конфуцианство, легизм; основные представления - культ предков, понятие традиции, "небо", "пять первоэлементов", "инь" и "ян", "дао" и др. Единство и различие восточной и западной культуры, религии и философии. Особенности образа мира, образа жизни, образа мышления и образа человека в восточных культурах. Проблема "Восток-Запад-Россия".

Источники



I. Древнеиндийская философия. Начальный период / Сост. и ред.

В.В. Бродов. - Ла* ;Лысль, 1963.

* 2. Древнекитайская философия: собрание текстов: В 2 т. / Хин-Щун. –

М.: Мысль, 1972 - 1973.

3. Дхаммапада / Пер. с пали, введ, и коммент. В.И. Топорова. – М.: Изд.

вост. лит., 1960.

4. Китайская философия: энциклопедический словарь / Под. ред. М.Л.

Титаренко. – М.: Мысль, 1994.


5. Свами Вивекананда Философия йога. - Магнитогорск: Амрита, 1992.

* 6. Философские тексты "Махабхараты" / Пер. с санскрита, предисл.,

и примеч. Б.Л.Смирнова. - Вып. I. Кн. I. Бхагавадгита. - Ашхабад:

Ылым, 1978.

^

Дополнительная литература



1. Алексеев В.П. Становление человечества. - М.: Политиздат, 1984.

2. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия,

наука, религия. - М.: Наука, 1980.

3. Васильев Л.С. История религий Востока (религиозно-культур­ные

традиции и общество). - М.: Высш. шк., 1983.

4. Васильев Л.С. Культура, религии, традиции в Китае. - М.: Наука, 1970.

5. Ганди М.К. Моя вера и ненасилие // Вопросы философии. -1992. - № 3.

6. Гессе Г. Сиддхарта. - Л., 1990.

7. Дао и даосизм в Китае: сб. статей / Отв. ред. Л.С.Васильев

Е.Б. Поршнева. - М.: Наука, 1982.

8. Завадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире.

- М.: Наука, 1977.

9. История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. - 2-е изд.

- М.: Высш. шк., 1988,

* 10. История китайской философии. - М.: Прогресс, 1989.

11. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого

интеллекта. - М.: Прогресс, 1983.

12. Конрад Н.Н. Запад и Восток. - М.: Наука, 1972.

13. Конфуцианство в Китае. - М.: Наука, 1982.

14. Кочетов А.А. Буддизм. - М.: Мысль, 1983.

15. Крывелев И.А. История религий: В 2 ч. - М.: Мысль, 1988.

16. Костюченко B.C. Классическая веданта и неоведантизм. - М.: Мысль,

1983.

17. Костюченко B.C. Вивекананда. - М.: Мысль, 1977.

18. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении.

- М.: Педагогика-Пресс, 1994.

19. Лукьянов А.Е. Начало древнекитайской философии: И-Цзик, Дао Дэ

Цзин, Лунь Юй. - М.: Радикс, 1995.

20. Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буддстская

философия: Уч. пос. для студентов вузов. - М.: Наука, 1994.


21. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и

культуры. - Ереван: Айастан, 1973.

22. Массон В.М. Первые цивилизации. - М.: Наука, 1999.

23. Мифы народов мира: В 2 т. - М.: Наука, 1980.

24. Ольденберг Г. Будда, его жизнь, учение и община. - М. 1905.

25. Оппенхейм Л. Древняя Месопотамия. – М.: Наука, I980.

26. Петров А.А. Очерк философии Китая. – М., Л.: Изд. АН СССР,

1940.

27. Порнев Б.Ф. О начале человеческой истории. – М.: Мысль, 1974.

28. Проблема человека в градационных китайских учениях. - М.:

1983.

29. Тагор Рабиндранат. Творчество жизни. – М., 1917.

30. Радхакришнан С. Индийская философия: В 2. т. – ТОО Стикс,

1995.

31. Розенберг О.О. Проблемы буддистской философии. – 1982.

32. Роллон Р. Жизнь Рамакришны. Жизнь Вивеканавды. – Л., 1991.

33. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. – М.: Наука, 1966.

34. Семенцов В.С. Бхагавадгита в традиции и в современной научной

критике. – М.: Наука, 1985.

35. Стеванянц М.Т. Человек в традиционном обществе Востока (опыт

компаративистского подхода) // Вопросы философии, - 199I. -№3.

36. Токарев С.А. Ранние формы религии. - М.: Наука, 1990.

37. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. – М.: Прогресс, 1989.

38. Уайт Э., Браун Д. Первые люди. - М.: Прогресс, 1978.

39. Философия и религия на зарубежном Востоке XX века.

- М.: Наука, 1985.

 40. Фразер Дж. Золотая ветвь. - М.: Прогресс, 1983.

41. Человек как философская проблема: Восток - Запад.

– М.: Изд. университета дружбы народов, 1991.

42. Шохин В.К. Брахманистская философия. Начальная и

раннеклассический периоды. - М.: Восточная литература, 1994.

43. Щербатский Ф.И. Избранные труда по буддизму. - М., 1988.


Тема 3. Античная философия.


Древнегреческая цивилизация, ее отличия от древневосточных культур. Понятие "запада" в истории и культурологи. Всемирно-исто­рическое значение греческой культуры. Греческая мифология и Тео-космогония (Гесиод, Гомер). Социокультурные предпосылки возникно­вения теоретического знания. Происхождение понятий "философ" и "философия". Особенности греческого понимания "философии". Основ­ные этапы развития греческой и римской философии. Общие черты ан­тичной философии и науки (понятия "космоцентризм", "онтологизм", греческое-понимание "феории" и т.д.).

Возникновение понятия "природа". Картина "космоса" в антично­сти. Особенности греческой натурфилософии. Формирование идеи суб­станциальности, понятие "архэ". Ранняя классика, милетская школа. Сущность "теоретического" мышления в естествознании. Натурфилосо­фия и конкретные науки. Теоретическое и эмперическое. Теоретичес­кое и практическое. "Огонь", "логос" и диалектика Гераклита. Пифа­гор и пифагореизм: возникновение теоретической математики, понятие "числа", число и гармония как "первоначала", математическое конст­руирование космоса. Достижения античной математики. Пифагореизм и числовая символика в истории культуры. Элейская школа: "путь мне­ния" и "путь истины", открытие спекулятивного (умозрительного) no-знания, апории Зенона и их значение для развития философии и науки. Младшие натурфилософы (Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит): открытие понятий "элемента", "частицы", "атома". Всемирно-историческое зна­чение атомистического принципа. Особенности античного материализма. Различие античного, классического и современного понятия "природа". Исторический характер "картины мира". Основополагающие категории и принципы научного мышления о мире. Инварианты научного естествозна­ния.

Средняя классика: поворот философии к человеку и обществу. Со­фисты, "софистика", "софизмы". Начало "гуманитарных" наук. Открытие принципа субъективности, субъективной диалектики, релятивизма и ин­дивидуализма. Жизнь и учение Сократа: этический рационализм, "майевтика", "ирония", диалектика. Открытие этики: идея моральности и нравственной автономии. Сократические школы – кинию киренаики понятие "высшего блага". Два основных направления в мировой этике - этика долга и этика счастья. Антисфен и Диоган: идеал внутренней свободы, независимой просторы. Аристипп: принцип наслаждения (эвде­монизм).


Высокая классика. Жизнь и учение Платона. Понятие "айдоса" всемирно-историческое значение понятия "идея" и принципов объективного идеализма. Особенности античного "идеализма". Учение Платона о душе, "эросе", красоте, "припоминании", видах знания и строении Космоса. Теория "идеального государства". Платонизм в истории миро­вой культуры.

Зрелая классика. Энциклопедическая система Аристотеля как средоточке античной философии. Возникновение метафизики, онтологии и теологии ("первой философии") и идеи "науки". Отделение философии от частных наук. Всемирно-историческое значение метафизики Аристо­теля и ее судьба. Критика теории "идей", понятие "сущего", учение о четырех видах причинности, "материи" и "форме", "перводвигателе" и "категориях". Физика и космология Аристотеля. Перипатетическая научная программа, ее отношение к атомистической, пифагорейско-платоновской и ньютоновской парадигмам. Значение физики Аристотеля в истории естествознания. Создание логики, психологии и теории на­учного познания. Понятие логики как науки, ее структура и законы. Отношение логики, грамматики, риторики и диалектики в античности. Философское учение о душе и научная психология. Учение Аристотеля о знании, его происхождении и видах, о формах и методах научного познания. Античный идеал "науки". Исторический характер понятия "научности". Этика Аристотеля, его учение о сущности и видах госу­дарства. Аристотелизм в истории мировой культуры.

Эллинистически-римская философия. Идеал "мудреца". Основные этические школы поздней античности: стоицизм, эпикуреизм, скепти­цизм. Понятия "добродетели", "атараксии", судьбы и свободы, долга и счастья. Скептицизм и догматизм. Скептические "тропы". Неоплато­низм, его основные категории - Единое, эманация, иерархия, Ум, Ду­ша, Космос, эволюция, экстаз. Неоплатонизм и христианство. Античная философия и наука в истории мировой культуры.


Источники


* I. Аристотель. Сочинения: В 4 т. - М.: Мысль, 1975 - 1982.

2. Гесиод. Теогония // Эллинские поэты. - М., 1963.

* 3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знамени­тых

философов. - Я.: Мысль, 1986.

4. Дукреций Кар. О природе вещей. - М.: изд-во АН СССР, 1946.

* 5. Платон. Сочинения: В 4 т. - М.: Мысль, 1990 - 1994.

6. Платон. О бессмертии души // Вопросы философии. – 1994. - №3.

7. Прокл. Первоосновы теологии. - Тбилиси, 1972.

8. Римские стоики: Сенека, Эпитет, Марк Авралий.

– М.: Республика, 1995.

9. Секст Эмпирик. Сочинения: В 2 т. – М.: Мысль, 1976.

* 10. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. О эпи­ческих

теокосмогоний до возникновения атомистики /

Отв. ред. И.Д. Рожанский. - М.: Наука, 1989.


Учебные пособия


* I. Асмус В.Ф. Античная философия. - М.: Высш. шк., 1976.

* 2. Богомолов А.С. Античная философия. - М.: изд-во МГУ, 1985.

* 3. Реале Джованни, Антисери Дарио. Западная философия от истоков

до наших дней. Кн. I. Античность. - СПб.: Петрополис. 1994.

* 4. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М.: Высш.

шк., 1981.


Дополнительная литература


1. Блонский П.П. Философия Плотина. - М., 1918.

* 2. Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. - М.: Наука, 1972.

3. Веркан Ж. – П. Происхождение древнегреческой мысли. – М.:

Прогресс, 1988,

4. Ван-дер-Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука: В 2 т. - М.:

Физматлит, 1959 - 1990.

5. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: становление и разви­тие

первых научных программ. - М.: Наука, 1980.

6. Гегель Г. Лекции по истории философии: В 3 кн. Кн. 1-2 //

Соч.: В 14 т. – М., Л., 1932 - 1935. Т. 9-10.

7. Гомперц Т. Греческие мыслители: В 2 т. - СПб., 1911-1913.

* 8. Жмудь Я.А. Пифагор и его школа. - Л.: Наука, 1990.

9. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. - М.: Мысль, 1972.

10. Культура Древнего Рима: В 2 т. - М.: Наука, 1986.

11. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима –

М.: Высш. шк., I990.

12. Досев А.Ф. История античной эстетики: В 8 т. - М.: Искусство,

1963 - 1992.

  1. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М.: Мысль, 1993.




  1. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном

изложении - М.: Мысль, 1989.

  1. Лосев А.Ф. Эрос у Платона // Вопросы философии. - 1988. - № 12.

  2. Лосев А.Ф., Тахо-Года А.А. Платон. Аристотель. - М.: Моло­дая

гвардия, 1993.

17. Маковельский А.О. Древнегреческие атонисты. - Баку, I945.

* 18. Нахов И.М. Философия киников. - М.: Наука, 1982.

19. Нейгебауэр 0. Точные науки в древности. - М.: Наука, 1968.

20. Соловьев B.C. Лекции по истории философии // Вопросы фило­

софии. - 1989. - № 6.

21. Степанова А.С. Философия древней Стои. - СПб.: KN, 1995.

22. Томсон Дж. Первые философы. - М.: Изд-во иностр. лит., 1959.

23. Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. - М., 1890.

  1. Хейдеггар М. Разговор на проселочной дороге. - М.: Прогресс

1991.

  1. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. - М., 1913.

* 26. Человек: Мыслители прошлого и настояшего о его жизни,

смерти, бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. - М.:

Политиздат, 1991.


Тема: 4. Христианская и мусульманская философия средневековья.


Общие черты и периодизация средневековой философии. Понятие «феодализма» и «средних веков». Особенности средневековой европейской культуы и ее «менталитета». Идейные источники средневековой философии. Понятие "монотеизма". Иудаизм. Возникновение и сущность кристианства. Библия. Особенности христианской мифологии, этики и тоологгии. Символ веры. «Патристика» и античная философия (Тертуллиан, Климент, Ориген). Христианское богословие и неоплатонизм. Учение Августича о Боге, мире, человеке, знании и вере, добре и зле, грехе и спасении, смысле истории. "Ареопагитики": понятие катафатической и апофатической теологии. Креационизм и пантеизм, средневековая идея иерархии. Католицизм и православие.

Арабо-мусульманская философия, ее источники и своеобразие. Возникновение и особенности ислама. Коран. Мусульманская ортодок­сия (мутазиллиты и кутакаллимы). Шииты и сунниты, суфизм. Восточ-ый перипатетизм (Алъ-Фараби, Авиценна, Аверроэс). Роль арабской философии и науки в развитии европееской культуры.

Формирование схоластики. Средневековое образование: "семь свободных искусств", школы и университета, отношение философиик реглигии и церкви. Основные проблемы схоластической философии – вера и разум, универсалии, доказательства бытия Бога. Номинализм и реа­лизм. Рационалистические тенденции и мистицизм. Платонизм и аристотелизм в христианской философии. Онтологическое доказателсьво бытия Бога. Расцвет схоластики в XIII в., его причины. Философско-теологический синтез Фомы Аквинского. Понятие «естественной теологии», пять доказательств бытия Бога. Схоластический метод. Борьба томизма и августинизма. Неотомизм. Начало кризиса схоластики. Ирационализм и эмпиризм в поздней схоластической философии. «Бритва О кама», теория «двух истин» и двух целей человеке - земной и небесной. Теоцентризм и антропоцентризм. Значение и итоги средневековой философии.

Источники



1. Августин Аврелий. Исповедь. - М.: Ренессанс, 1991.

2. Абеляр Петр. История моих бедствий. - М.: Мысль, 1959.

3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

4. Давид Анахт. Определения филоспции // Соч. - М., 1975.

* 5. Ибн Сина (Авиценна). Избранные философские произведения. -

М.: Наука, 1980.

6. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. -

Ростов-на-Дону, 1992.

7. Избранные произвеения мыслителей стран Ближнего и Среднего

Востока. – М.: Мысль, 1961.

8. Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. – М., 1991.

9. Философия средневековья: Хрестоматия. Кн. I. Западно-

европейская философия. - СПб.: Балтийск. гос. тахнич.

университет, 1994.

^

Учебные пособия



* 1. Реале Джовани, Антисери Дарио. Западная философия от историков до наших дней. Кн. 2. Средневековье. – Спб.: Петрополис, 1994.

2. Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высш. шк., 1979.

* 3. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой

философии. – М.: Высш. шк., 1994.


^

Дополнительная литература



1. Аверинцез С.С. Христианство // Философская энциклопедия. Т. 5. -

М., I970.

2. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М.:

Наука, 1977.

3. Бессмертный Ю.Д. Жизнь и смерть в средние века. - М., 1991.

* 4. Бонавентура Д. О возвращении наук к теологии. Путеводитель

души к Богу // Вопросы философии. - 1993. - № 8.

5. Боргош Б. Фома Аквинский. - М.: Мысль, 1975.

6. Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. -

М.: Терра, 1991.

7. Вольтер. Бог и люди: В 2 т. – М.: Соцэкгиз, 1961.

* 8. Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского //

Вопросы философии. - 1994. - № I.

9. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и

Среднего Востока. - М.: Наука, 1966.

* 10. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М.: Наука,

1972.

11. Еремеев Д.В. Ислам: образ жизни и мышления. - М.: Наука, 1990.

12. Жорис ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. – М.:

Прогресс, 1992.

* 13. Ислам и общество / Материалы "круглого стола" // Вопросы

философии. - 1993. - и 12.

  1. Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. - М.:

Мысль, 1982.

* 15. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М.:

Мысль, 1979.

* 16. Ницше Ф. Антиарист. Проклятие христианству // Соч.: В 2 т. – М.,

1998. Т. 2

  1. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. – М.: Наука, 1991.

* 18. Рассел Б. Почему я на христианин. - М.: Политиздат, 1987.

  1. Свенцицкая И.С. Раннее хтастианство: страницы истории. - М.:

Наука, 1988.

  1. Соловьев B.C. Маромет, его жизнь и религиозное учениа. - СПб.,

I902 (репринт - I991).

  1. Тахтенберг О. В. Очерки по истории западно-европейской

средиевековой философии. – М.: Наука, 1957.

* 22. Фейербах Л. Сущность христианства. - М.: Мысль, 1965.


23. Флоренский П. Столп и утверждение Истины // Соч.: В 2 т. - М.:

1991. T.I.

24. Фон Грюнебаум. Классический ислам (632 - 1258 гг.). - М.:

Прогресс, 1986.

25. Фролов Е.А.- Проблема веры и знания в арабской философии. - М.:

Наука, 1983.

26. Хейзинга И. Осень средневековья. - М.: Прогресс, I988.

* 27. Честертон Г.К. Франциск Ассизский // Вопросы философии. -

1989. - № 1.

28. Штекль А. История средневековой философии. - М., 1912.

29. Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания.

  • СПб., 1907.







оставить комментарий
страница1/4
Дата17.10.2011
Размер0,65 Mb.
ТипМетодические рекомендации, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4
хорошо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх