Программа дисциплины культура в современных европейских обществах: институциональный анализ для направления 521200 Социология 2-я ступень высшего профессионального образования и для специальности 020300 Социология icon

Программа дисциплины культура в современных европейских обществах: институциональный анализ для направления 521200 Социология 2-я ступень высшего профессионального образования и для специальности 020300 Социология



Смотрите также:
Программа дисциплины социология гендера для направления 521200 Социология 2-я ступень высшего...
Программа дисциплины социология гендера для направления 521200 Социология 2-я ступень высшего...
Программа дисциплины социология медицины для направления 521200 Социология 2-я ступень высшего...
Программа дисциплины социология медицины для направления 521200 Социология 2-я ступень высшего...
Программа дисциплины Социология религии Для направления 020300 Социология (3-я ступень высшего...
Программа дисциплины Социально-исторический анализ экономического знания для направления 521200...
Программа дисциплины “Социология рынков” для направления 521200 “Социология” (3-я ступень...
Программа дисциплины “Социология рынков” для направления 521200 “Социология” (3-я ступень...
Программа дисциплины "История и методология экономической социологии" для направления 521200...
Программа дисциплины "История и методология экономической социологии" для направления 521200...
Программа дисциплины Экономическая теория: микроэкономика Для направления 521200 -«Социология»...
Программа дисциплины Социальная психология для направления: 020300 Социология (3-я ступень...



скачать
Министерство экономического Министерство

развития и торговли образования

Российской Федерации Российской Федерации


Государственный университет-

Высшая школа экономики

Факультет социологии


Программа дисциплины


КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ ОБЩЕСТВАХ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ


для направления 521200 – Социология

2-я ступень высшего профессионального образования

и

для специальности 020300 - Социология

3-я ступень высшего профессионального образования

Авторы:

Дубин Борис Владимирович - социолог, переводчик, ведущий научный сотрудник независимой службы ВЦИОМ-Аналитика.

^ Самутина Наталья Владимировна - кандидат культурологии, киноисследователь, научный сотрудник ИГИТИ ГУ-ВШЭ


Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры

«Социология» анализа социальных институтов


Председатель: проф. Девятко И.Ф. Зав. кафедрой: проф. Девятко И.Ф.


“___” __________ 200_ г. “___” ____ 200 __г.


Утверждено УС факультета социологии

Ученый секретарь:

_______________ “___” __________ 200_ г.


Москва


^ Аннотация к курсу.


Задачи курса – дать представление об основных проблемах и подходах социологии культуры как дисциплины, но введя при этом проблему общества, культуры, цивилизации, формирование социологических представлений и подходов в рамки концепции модернизации – европейского проекта и опыта «модерна», «модерного» общества, дифференцированной системы его автономных институтов. Особое внимание уделено проблемам культуры - культурной идентификации, конструированию европейских представлений об «истории», способам символической записи, фикциональной репрезентации, условной драматизации (показа и разыгрывания) проблем и структур национальной идентичности средствами литературы, фотографии, кино. Курс состоит из 10 лекционных занятий (по два академических часа) и 6 семинаров. Семинары предполагают обсуждение изучаемой проблематики в ходе демонстрации и анализа кинообразцов.


^ Содержание программы


Тематический план учебной дисциплины.


Тема 1. Введение в социологию культуры. Модернизация как общая рамка социологического анализа. Дифференциация социальных систем действия, специализированных институтов (экономика, политика, наука). Формирование групп развития: независимые интеллектуалы. Становление национального государства, понятие национального характера


Тема 2. Идея современности («модерности), понятие истории, программа культуры: проблемное поле социологии культурных форм. Ключевые проблемы модерности (рациональность и овладение собой, построение «я»; критический анализ традиции; автономная субъективность и «образ другого»; социабельность и коммуникация; коллективная идентичность).


Тема 3. Представление прошлого и иного в современной культуре. Всемирная выставка и национальный музей как репродуктивные институты. Пространства идентичности и механизмы проективной идентификации в структуре современного города: формы и значения визуального. Институт туризма.


Тема 4. Идея Европы (Запада), проблемная ситуация ее выдвижения, группы развития. Россия как «другое» Европы. Границы и уровни воображаемой Европы. Запаздывающая (традиционализирующая) модернизация: российская модель. Слой интеллигенции и его функциональное значение.


Тема 5. Города Европы как лаборатории современности: Вена. Значение окраины: Триест. Восточноевропейские «регионы великой ереси»: Будапешт, Львов, Вильно. Петербург как Европа.


Тема 6. (для семинара). Европа – «виртуальная» и «другая»: универсальное и локальное в идентификации восточноевропейских интеллектуалов межвоенного периода и после второй мировой войны. Диаспора как социокультурная форма. Самоопределение и функции эмиграции. (С просмотром фильма).


Case Study: кинематограф как культурная система.


Тема 7. Визуальная репрезентация реальности и ее техники (кино, фотография). Кинематограф как социальный институт. Место кино в «проекте культуры». Основные кинематографические модели: Голливуд, Европа, национальные кинематографии. Кино как «массовая культура». Авторское интеллектуальное кино как европейская идея.


Тема 8. Краткое введение в историю кино. История кино как культурная система, способы образования канонов. Основные линии современных киноисследований. Социология кино. Кино и культурная антропология. Проблематика визуального в теории культуры.


Тема 9. Голливуд как «нулевая степень кино». История, система жанров, система звезд. Идеология Голливуда. Традиция/новация, «формульные повествования», устройство классических нарративов, типы действий и характеров, типы конфликтов. Голливуд 1930-1960-е; современный Голливуд. «Имплицитный Голливуд» в кинематографе и массовой культуре европейских стран – и России.


Тема 10. Арт-Синема, авторское европейское интеллектуальное кино. История, становление канона. Основные признаки модели, основные имена. Проект «Европа» в кино и кинематограф 1990-х годов. Европейское кино и идея прошлого. Общеевропейский кинематограф нового тысячелетия: между эстетикой и политикой. Российское кино и европейская кинематографическая модель.


Тема 11. Кино и национальное, проблема национальных кинематографий. «Национальное» как институциональный признак, как стилистика и как тема. Кинематограф тоталитарных режимов. Российское кино как культурная система.

Национальное как «другое»: проблемы «третьего кино», другой визуальности. Кинематограф Африки и Латинской Америки.


Тема 12. (для семинара). «Европейское» в современной российской культуре: способы изучения. Современное российское кино, видео; российские города, дизайн, стили жизни. С просмотром фильма.


Тема 13. (для семинара). Конструирование пространства в кино. Кино «пространства» и кино «времени». Типы пространства. Столица и окраина в кино. Нарратив путешествия (road movie) и его роль в репрезентации «другого». С просмотром фильма.


Тема 14. (для семинара). Кино и история. Возможные «истории» в кино: в Голливуде и в других кинематографических моделях. История в российском кино: социально-политический контекст. С просмотром фильма.


Тема 15 (для семинара). Проблематика другой культуры в кино. Способы репрезентации и реконструкции «другого» (этнический другой, цивилизационный другой, маргинал, девиант, чужак, враг). Проблематика телесности и ее связь с кинематографической социальной антропологией. С просмотром фильма.


Тема 16. (для семинара). Кино между эстетикой и политикой. Социальное кино, кино как политическое действие. Новое социальное кино (2002-2003 гг.). С просмотром фильма.


^ Формы контроля:

  • промежуточный контроль складывается из отслеживания подготовки студентов к семинарским занятиям, требующим чтения и освоения литературы, а также по мере выполнения практических заданий,

  • итоговая оценка складывается из сведений промежуточного контроля, а также написания итогового эссе по результатам выполненного case-study, которое служит основанием зачета по курсу.


^ Список литературы

Основная литература


  1. Дубин Б. Европа – «виртуальная» и «другая». Глобальное и локальное в самоидентификации восточноевропейских интеллектуалов после Второй мировой войны // Мониторинг общественного мнения. 2002. №4(60). С.49-59.

  2. Дубин Б. Семантика, риторика и социальные функции «прошлого»: к социологии советского и постсоветского исторического романа. М.: ГУ ВШЭ, 2003.

  3. Дубин Б. Слово-письмо-литература. М.:НЛО, 2001.

  4. Самутина Н.В. Современное европейское кино и идея культуры (“прошлого”). М.: ГУ ВШЭ, 2003

  5. Самутина Н. В. Херцог и Р.-В.Фассбиндер. Европейский человек: упражнения в антропологии//Киноведческие записки – 2002 - №59.

  6. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. - М., 1996.

  7. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

  8. Аронсон О. Кино-документ; Советский фильм: неродившееся кино; Кант о кино/ Аронсон О. Метакино. М.: Ad Marginem, 2003.

  9. Ионин Л. Социология культуры. – М., 1996, или М., 2000.

  10. Кавелти Дж. Изучение литературных формул//Новое литературное обозрение.- 1996.- №22. С.33-64.


Дополнительная литература

  1. Дубин Б. Запад для внутреннего употребления//Космополис, 2003, №1(3), с.137-153.

  2. Самутина Н. Авторский интеллектуальный кинематограф как европейская идея // Киноведческие записки, 2002, № 60.

  3. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М., 2001.

  4. Бодрийяр Ж. Город и ненависть// Логос. – 1997. - № 9. – C.107-117.

  5. Гирц К. Влияние концепции культуры на концепцию человека// Антология исследований культуры. СПб., 1997.С.115-138.

  6. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000.

  7. Дарендорф Р. После 1989. Мораль, революция и гражданское общество. Размышления о революции в Европе - М.: Ad Marginem, 1998.

  8. Добротворский С. Кино на ощупь. – Спб.: Сеанс, 2001.

  9. Козлова Н. Социально-историческая антропология.- М., 1998.

  10. Россия и Запад. Формирование внешнеполитического образа. М., 1998

  11. Саид Э. Ориентализм//Искусство кино. – 1995 - №8 – С.22-27.

  12. Эко У. Миграции, терпимость и нестерпимое // Пять эссе на темы этики. - Спб, 1998. – С.74-91

  13. Bordwell D., Staiger J., Thompson K. The Classical Hollywood Cinema: Film Style and Mode of Production to 1960.- L., 1985;

  14. Borkenau Franz. End and Beginning: On the Generations of Cultures and the Origins of the West. New York: Columbia UP, 1981.

  15. Cinema and the Invention of Modern Life/ Charney L., Schwartz V.R., eds. Berkeley: University of California Press, 1995.

  16. Delanty G. Inventing Europe: Idea, Identity, Reality. London: Macmillan, 1995

  17. Dingsdale A. Mapping Modernities: Geographies of Central and Eastern Europe, 1920-2000. New York: Routledge, 2002

  18. Dor M. Mitteleuropa, mythe ou réalité. Paris: Fayard, 1999.

  19. Dyer R. Heavenly Bodies: Film Stars and Society. – N-Y, 1986;

  20. European Identity in Cinema/Ed. By W.Everett – L.:Intellect, 1996.

  21. Formations of Modernity.Cambridge, 1992

  22. Hayward S. Key Сoncepts in Cinema Studies. London: Routledge, 2000

  23. Higson A. The Concept of National Cinema//Screen, 1989, Vol.30, №4

  24. Hollywood and Europe. Economics, Culture, National Identity: 1945-95. BFI, 1998

  25. Mattelart A. European film policy and the response to Hollywood//The Oxford Guide to Film Studies. Oxford UP, 1998, p. 478-485

  26. Hroch Miroslav. Social Preconditions of National Revival in Europe: A Comparative Analysis of the Social Composition of Patriotic Groups among the Smaller European Nations. Cambridge: Cambridge UP, 1985.

  27. Inside European Identities/ MacDonald S., ed. Oxford: Berg, 1993

  28. Le Rider J. La Mitteleuropa. Paris: PUF, 1996

  29. Movies and Mass Culture. New Brunswick, 1995

  30. National Character and National Ideology in Interwar Eastern Europe/ Banac I., Verdery K., eds. Yale, 1995

  31. Neumann I.B. Russia as Central Europe’s Constituting Other// East European Politic and Societies, 1993, №7, p.349-369.

  32. Neumann I.B. The Uses of the Other: “The East” in European Identity Formation. Minneapolis, 1999.

  33. Popular European Cinema/Ed. by R.Dyer and J.Vincendeau. - L.; N.Y.: Routledge, 1992

  34. Questions of third cinema/Eds. J.Pines, P.Willemen. London, 1994.

  35. Rosenstone R. Visions of the Past: the Challenge of Film to our Idea of History. Cambridge, 1995.

  36. Schwartz V.R. Spectacular Realities: Early Mass Culture in Fin-de-siècle Paris. Berkeley: University of California Press, 1998.

  37. Sorlin P. European Cinemas, European Societies, 1939-1990. London: Routledge, 1991

  38. The Image in Dispute. Art and Cinema in the Age of Photography. Anston: University of Texas Press, 1997.

  39. The Oxford Guide to Film Studies/Eds.J.Hill, P.Ch.Gibson. Oxford UP, 1998.

  40. The Oxford History of World Cinema/Ed. G.Nowell-Smith. Oxford, 1996.

  41. Thiesse, Anne-Marie. La création des identités nationales: Europe XVIIIe-XXe siècle, Paris: Editions du Seuil, 1999.



Тематический расчет часов

^ Наименование разделов и тем (с разбивкой по модулям)

Аудиторные часы

Сам. раб.

Всего часов

Формы текущего контроля

лекции

Сем.или практ. занятия







Тема 1. Введение в социологию культуры.

1




2







Тема 2. Идея современности («модерности), понятие истории, программа культуры.

2




2







Тема 3. Представление прошлого и иного в современной культуре.

2




2







Тема 4. Идея Европы (Запада), проблемная ситуация ее выдвижения, группы развития.

2




2







Тема 5. Города Европы как лаборатории современности.

2




2







Тема 6. Европа – «виртуальная» и «другая»

-

4







Case Study : кинематограф как культурная система

(Эссе по курсу)

Тема 7. Визуальная репрезентация реальности и ее техники (кино, фотография).

2




2







Тема 8. Краткое введение в историю кино.

2




2







Тема 9. Голливуд как «нулевая степень кино».

1




2







Тема 10. Арт-Синема, авторское европейское интеллектуальное кино.

1




2







Тема 11. Кино и национальное, проблема национальных кинематографий.

1




4







Тема 12. «Европейское» в современной российской культуре: способы изучения.

-

4










Тема 13. Конструирование пространства в кино.

-

2










Тема 14. Кино и история.

-

2










Тема 15. Проблематика другой культуры в кино.

-

2










Тема 16. Кино между эстетикой и политикой.

-

2










Всего

16

16

22

54






Тематический расчет часов обновляется ежегодно.


Автор программы: _____________________________




Скачать 87,21 Kb.
оставить комментарий
Дата17.10.2011
Размер87,21 Kb.
ТипПрограмма дисциплины, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх