Учебное пособие Калининград 2000 удк 37. 013. 75: 159. 923 Ббк 374 Г icon

Учебное пособие Калининград 2000 удк 37. 013. 75: 159. 923 Ббк 374 Г


2 чел. помогло.
Смотрите также:
Учебное пособие Калининград 2000 удк 339. 9 Ббк 65. 5...
Учебное пособие Калининград 2000 удк 339. 9 Ббк 65. 5...
Учебное пособие удк 159. 9(075) Печатается ббк 88. 2я73 по решению Ученого Совета...
Учебное пособие Калининград 1998 удк 574: 54...
Учебное пособие удк 347. 965 (071. 1) Ббк 67. 99(2)...
Учебное пособие Издание 2-е, переработанное и дополненное москва юристъ 2 0 0 0 удк 341...
Учебное пособие Ярославль 2003 удк 159 : 316. 356. 2 Ббк ю 956 Рецензенты...
Учебное пособие митхт им. М. В. Ломоносова, 2003 г. Ббк 65. 050. 2 Удк ( 338. 2 + 159 ) 075. 8...
Учебное пособие одесса смил 2005 ббк 88. 6я73 а 39 удк 159. 9(075. 8)...
Учебное пособие Сургут Издательский центр Сургу 2008 удк 316. 77(075. 8) Ббк 60. 56я7...
Учебное пособие Нижний Новгород 2003 удк 502 (075. 8) Ббк 65. 9(2)28...
Учебное пособие Нижний Новгород 2002 удк 502/504 ббк...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
скачать

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

О.С. ГРЕБЕНЮК, Т.Б. ГРЕБЕНЮК

ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Калининград

2000

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


О.С. ГРЕБЕНЮК, Т.Б. ГРЕБЕНЮК

ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Учебное пособие

Калининград

2000

УДК 37.013.75:159.923 ББК 374

Г 79

Рецензенты:

кафедра педагогики Волгоградского государственного педагогического университета - зав. кафедрой доктор

педагогических наук, профессор Н.К. Сергеев; доктор педагогических наук, профессор М.И. Рожков.

^ Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б.

Г79 Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие /Калинингр. ун-т. - Калининград, 2000. - 572 с. ISBN 5-88874-169-8

На основе авторской концепции педагогики индивидуальности человека в книге освещаются вопросы развития интеллектуальной, моти-вационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистен­циальной сфер и сферы саморегуляции. При раскрытии проблем форми­рования названных сфер широко используются идеи психологии, исследования педагогов и передовой педагогический опыт. Содержание учебного пособия соответствует государственному стандарту высшего педагогического образования.

Для студентов, аспирантов и преподавателей педагогики и психо­логии университетов и педагогических институтов, учителей и руково­дителей школ.

УДК 37.013.75:159.923 ББК 374

ISBN 5-88874-169-8 © О.С. Гребенюк, 2000

© Т.Б. Гребенюк, 2000

Учебное издание

Олег Семенович Гребенюк Татьяна Борисовна Гребенюк

основы педагогики индивидуальности

Учебное пособие

Редакторы Н.Н. Мартынюк, Л.Г. Ванцева

Корректоры Н.Н. Николаева, Л.Г. Владимирова

Технический редактор С.И. Чупшева

Оригинал-макет Т.А. Гайдюковой

Изд. лиц. №020345 от 14.01.1997 г.

Подписано в печать 05.05.2000 г. Формат 60x90Vi6.

Гарнитура "Таймс". Усл. печ. л. 35,8. Уч.-изд. л. 22,3.

Тираж 1000 экз. Заказ

Калининградский государственный университет 236041, г. Калининград, ул. А. Невского,

Отпечатано в типографии ГИПП «Янтарный сказ» 236000, Калининград, ул. К. Маркса, 18


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие..................................... 3

Часть первая. ^ ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ

ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ 9

Глава 1. Предмет педагогики индивидуальности ... 9

1.1. Почему педагогика индивидуальности считается наукой?................................. 9

1.2. Развитие индивидуальности как педагогическая задача.................................. 18

1.3. Соотношение понятий «индивидуальность»

и «личность»............................ 21

Глава 2. Формирование индивидуальности как

педагогическая цель......................... 28

2.1. Педагогические цели современной школы..... 28

2.2. Цели развития индивидуальности............ 33

Часть вторая. ^ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СЕМИ

СФЕР.............................. 40

Глава 1. Интеллектуальная сфера................ 40

1.1. Интеллектуальная сфера как цель развития .... 40

1.2. Педагогические средства диагностики интеллектуальной сферы................... 48

1.3. Средства развития интеллектуальной сферы ... 53

1.4. Возрастные особенности развития интеллектуальной сферы................... 68

Глава 2. Мотивационная сфера................... 71

2.1. Сущность мотивационной сферы

и мотивации учения....................... 71

2.2. Педагогические цели развития мотивации

учения.................................. 81

2.3. Педагогические средства диагностики

мотивации учения........................ 85

2.4. Средства формирования мотивации учения .... 94

396

2.5. Возрастные особенности развития

мотивационной сферы..................... 98

^ Глава 3. Эмоциональная сфера................... 103

3.1. Цели развития эмоциональной сферы......... 103

3.2. Проблемы формирования эмоциональной сферы 112

3.3. Приемы аттракции и их применение.......... 121

3.4. Возрастные особенности развития эмоциональной сферы..................... 127

Глава 4. Волевая сфера.......................... 131

4.1. Волевая сфера как цель воспитания.......... 131

4.2. Формирование воли у детей................. 138

4.3. Упражнения для развития воли.............. 142

4.4. Возрастные особенности развития волевой

сферы.................................. 144

Глава 5. Сфера саморегуляции................... 146

5.1. Сфера саморегуляции как цель развития...... 146

5.2. Способы и приемы развития сферы саморегуляции........................... 151

5.3. Рекомендации психологов по саморегуляции

своих состояний.......................... 168

5.4. Рекомендации по обеспечению личной психологической безопасности.............. 178

5.5. Возрастные особенности развития сферы саморегуляции........................... 195

Глава 6. Предметно-практическая сфера........... 198

6.1. Предметно-практическая сфера как цель

развития................................ 198

6.2. Способы формирования предметно-практической сферы...................... 203

6.3. Как развивать способности................. 205

6.4. Возрастные особенности развития предметно-практической сферы...................... 248

Глава 7. Экзистенциальная сфера................ 251

7.1. Понятие «экзистенциальная сфера».......... 251

7.1.1. Сущность экзистенциальной сферы:

397

философский аспект...................... 252

7.1.2. Сущность экзистенциальной сферы:

психолого-педагогический аспект............ 277

7.2. Цели формирования экзистенциальной сферы . . 291

7.3. Способы и условия формирования экзистенциальной сферы................... 292

7.4. Возрастные особенности развития экзистенциальной сферы................... 295

^ Глава 8. Проблемы развития индивидуальности

и воспитания личности...................... 301

8.1. Социализация как фактор развития индивидуальности и воспитания личности .... 301

8.2. Соотношение развития индивидуальности

и воспитания личности.................... 311

8.3. Проблема формирования индивидуальности студента-педагога........................ 340

Часть третья. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 370

Глава 1. Учебная деятельность школьника........ 370

1.1. Сущность учебной деятельности............. 370

1.2. Проблема целостности учебной деятельности . . 373

1.3. Учебная деятельность как целостная система ... 380

1.4. Проблема формирования учебной деятельности 3 84

^ Глава 2. Мотивационное обеспечение учебной

деятельности............................... 405

2.1. Мотивационная основа учебной деятельности . . 405

2.2. Вероятностный подход в педагогике.......... 415

Часть четвертая. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ^ ОБЕСПЕЧЕ­НИЕ КУРСА «ПЕДАГОГИКА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ» 424

Глава 1. Отбор содержания курса педагогики

398

индивидуальности........................... 424

1.1. Содержание лекционного курса.............. 424

1.2. Примерное содержание семинарских занятий . . 429 Глава 2. Содержание самостоятельной работы

студентов.................................. 438

2.1. Разработка практических методик............ 438

2.2. Методические материалы к проведению занятий 451

2.3. Методическое обеспечение формирования

и развития педагогических умений........... 462

2.4. Педагогическая практика как средство развития индивидуальности студента-будущего учителя 531

Заключение...................................... 559

Список рекомендуемой литературы................... 562

399

^ КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данная книга посвящена педагогическим проблемам развития индивидуальности человека, как взрослого, так и ребенка. Какова основная идея пособия? Основной, системообразующей категорией традиционной педагогики является категория личности. А главным принципом - всестороннее ее развитие. При этом под личностью понимается устойчивая система социально значимых черт - тех, которые ожидает от нее общество. Задачей же воспитания является навязывание, привитие молодому поколению этих самых черт. Насколько результативно такое воспитание, показал недавний его опыт - что осталось от «убеждений» и т.п., когда были сняты идеологические ограничения? Человеческое в человеке далеко не исчерпывается личностными качествами. Есть еще индивидуальность и индивидуальные качества. Современная педагогика, делая акцент на воспитании только личности, упускает самого человека, его неповторимость и уникальность. Чтобы преодолеть данный пробел в педагогике, необходимо уделить должное внимание проблемам формирования индивидуальности человека, ориентировать общество на развитие не только личностных качеств, но и индивидуальных.

К настоящему времени, считают философы (Н.С. Розов и др.), уже можно назвать общепризнанной идею определенного баланса между главными составляющими образовательного отношения - источниками обоснования образования. Сохраняется линия традиционалистского, классического направления (ориентация на мир образцов - Культуру), линия социально-нормативного, социально-прагматического, идеологического направления (ориентация на Общество) и линия либерального, экзистенциального, индивидуально-прагматического направления (ориентация на Индивида). Каждая линия, выдерживая и отстаивая свою доминанту, уже не может не признавать значимость оснований других линий. Наряду с указанными линиями, многими учеными осознается необходимость других основополагающих элементов -это стремление человека к максимальному выживанию всего человечества, забота об экологии человека, об экологической среде обитания человеческой цивилизации.

Принимая и развивая эти положения, в основу курса педагогики, ориентированной на каждого человека, а не только на профессионального педагога, целесообразно положить идею человековедческои направленности педагогического мышления, идею формирования человеческого в человеке, а не только и не столько личности и личностных качеств. Поэтому в педагогические цели необходимо включить наряду с воспитанием личности и развитие индивидуальности и ввести в курс педагогики материал о формировании индивидуальности человека.

Эта книга о развитии человеческого в человеке, о развитии его индивидуальности. Не надо только путать индивидуальность и индивидуализм. Один из распространенных критериев (по Д. Майерсу), по которым могут различаться культуры, основан на том обстоятельстве, что система ценностей, принятая в том или ином обществе, ставит на первое место индивидуальный самоконтроль и личные достижения либо обязательства общественной солидарности.

Для индустриально развитого западного общества характерны ценности индивидуализма. Оно отдает предпочтение самостоятельности и личному благополучию в ущерб социальной идентичности. Западные книги и кинофильмы зачастую превозносят непреклонного индивидуалиста, который старается удовлетворить прежде всего свои собственные интересы, вместо того, чтобы оправдать чьи-то ожидания. Индивидуализм процветает в условиях изобилия, социальной мобильности, урбанизма и интенсивного воздействия средств массовой информации. В


азиатских культурах и вообще в странах третьего мира больше ценится коллективизм. Наивысший приоритет люди приписывают целям и благополучию своих групп -семейных, клановых и пр. В книгах и кинофильмах прославляются те, кто, поборов искусы эгоизма, постоянно помнят, кто они такие, и неукоснительно исполняют свои общественные обязанности. Обычно коллективизм процветает там, где люди постоянно сталкиваются со всеобщими бедствиями.

В индивидуалистических культурах родители и школа учат детей независимости и самостоятельному мышлению. Сразу же после рождения родители начинают воспитывать в детях независимость. Школа учит ребенка определять свои собственные ценности и думать самостоятельно. В молодые годы индивидуалисты мечтают о независимости и стремятся отделиться от своих родителей, которые в свою очередь отделились от своих. Если вы являетесь носителями западной культуры, то, скорее всего, воспринимаете все это как должное. Если же вы живете в Азии, вас, вероятно, покоробит подобный индивидуализм, и вы предпочтете учить детей ценностям коллективизма и взаимопомощи. Вы также сохраните большую семью, заботясь о престарелых родителях.

У коллективистов могут быть установлены взаимоотношения с меньшим количеством людей, но эти взаимоотношения глубже и длятся они дольше. В коллективистских культурах отношения «работник - работодатель» отмечены взаимной лояльностью. Ценя социальную солидарность, люди стараются поддерживать гармонию, демонстрируя взаимное уважение и позволяя другим «сохранять лицо», избегают конфронтации. Коллективисты судят о человеке по его групповой принадлежности, поскольку для них важна социальная идентификация.

Индивидуалисты осторожно относятся к стереотипам и стараются не судить о людях по их положению и занятию. Носители индивидуализма также, конечно, склонны к предвзятости, но основана эта предвзятость, как правило, на очевидных персональных атрибутах, таких как физическая привлекательность. И наконец, индивидуалисты склонны объяснять поведение людей их индивидуальными особенностями.

Каждая культура имеет свои преимущества и недостатки. В конкурентном индивидуалистическом обществе люди имеют больше личной свободы, больше гордятся своими личными достижениями и менее связаны ожиданиями окружающих. Но в качестве расплаты за это - больше случаев одиночества, самоубийств и стрессовых расстройств, депрессии, чувства бессмысленности существования, возникающего прежде всего тогда, когда у человека нет большей привязанности, чем он сам.

Культуре коллективизма, очевидно, больше подходит педагогика коллектива, педагогика личности, и, наоборот, культуре индивидуализма в большей степени соответствует педагогика индивидуальности. Индивидуальность есть та грань человека, которая отличает его от животного и социального мира, это понятие отражает систему сфер человеческого сознания, субъективный его мир. Под развитием индивидуальности человека авторы понимают развитие всех его сфер: интеллектуальной, мотивационной, волевой, эмоциональной, предметно-практической, саморегуляции и экзистенциальной. Индивид, у которого развита индивидуальность, полностью опирается и надеется на свои силы, он не только свободный, но и самостоятельный человек.

Наше исследование показало, что в новых условиях принцип индивидуализма получает новое осмысление. Он означает аксиологическую направленность на индивидуальное развитие человека, ребенка в частности, как на цель и на


общечеловеческие ценности как основные координаты современного образования. Новейший аксиологический подход заключается в отказе от противопоставления индивидуализма коллективизму. Индивид, принимая ценность собственной независимости и свободы, должен признавать и ценность самого сообщества, в котором живет. Ему необходимо соединить принципы индивидуализма и коллективизма в интегрированный императив своего существования в социуме (92, с. 39).

Каково содержание книги? Пособие состоит из четырех частей. В первой изложены общие вопросы педагогики индивидуальности: проблемы, стоящие перед школой и учителем, подход к их решению: рассматриваются понятия «личность» и «индиви­дуальность», «педагогические цели» современной школы. Во второй части обсуждается сущность индивидуальности человека - концепция развития семи основных его сфер. Рекомендации, изложенные в ней, ориентированы на формирование индивидуальности школьника, но они в равной степени могут быть полезны и самому учителю, как и любому взрослому человеку, - для саморазвития его индивидуальности. В третьей части рассмотрены вопросы формирования индивидуальности школьника и студента в процессе учебной деятельности. Четвертая часть посвящена научно-методическому обеспечению предлагаемого пособия, которое может быть составной частью курсов педагогики и психологии, читаемых в университетах и педагогических вузах.

Психологическая и педагогическая науки - это сгусток многовекового опыта образования подрастающих поколений, это результат многолетних исследований закономерностей развития и формирования человека. Поэтому естественно заимствование авторами идей и положений других ученых. Форма учебного пособия не требует строгого цитирования, в связи с этим просим прощения у тех авторов, чьи мысли и положения мы так или иначе использовали, не всегда строго ссылаясь на них. Но тем не менее все эти авторы и их труды указаны в списке рекомендуемой литературы, приведенном в конце книги. Поскольку многие современные идеи нельзя связать с каким-либо одним источником, мы не стремились подкрепить каждое положение обращением к конкретным авторитетам. При подготовке пособия использованы исследования отечественных и зарубежных ученых, а также работы и материалы собственных исследований и тридцати наших аспирантов. Авторы не стремились дать исчерпывающий обзор литературы по данным проблемам, вместо этого дано представление о самих проблемах, которые значимы в настоящее время.

Экспериментальная проверка предлагаемой концепции педагогики индивидуальности была организована нами совместно с сотрудниками и аспирантами Г.Н. Беловой, Л.С. Глушковой, М.В. Гончар, В.Л. Гороховой, Л.В. Грошевой, Г.Г. Даниленковой, И.И. Каждан, Н.В. Клемешовой, Н.В. Ковалевой, Г.Г. Корсаковой, О.Е. Лисейчиковым, Е.Е. Лушниковой, Д.М. Мамиевым. Е.Л. Матовой, А.В. Назаретовой, А.Н. Николаевым,

С.Г. Палий, А.В. Прошкиной, Н.Ш. Сабировым, Н.В. Самсоновой, А.А. Суслиной, Н.В. Тамарской, Н.А. Тучинской, Г.С. Хархановой, М.А. Чоклей, А.В. Шершневой, С.Г. Шпилевой

Авторы выражают сердечную благодарность профессорам Н.К. Сергееву (Волгоградский государственный педагогический университет) и М.И. Рожкову (Ярославский государственный педагогический университет) за советы и замечания, направленные на совершенствование содержания книги. Особо благодарим профессора Волгоградского государственного педагогического университета A.M. Саранова за активное внедрение идей педагогики индивидуальности в практику школ

и вузов Волгограда и Волгоградской области. Выражаем также признательность педагогам Волгограда, Казани, Калининграда, Костромы, Кургана, Нижнего Новгорода, Самары, Ярославля, откликнувшихся и признавших идеи педагогики индивидуальности.


Часть первая ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Глава 1. ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

1.1. Почему педагогика индивидуальности считается наукой?

Психологическая и педагогическая науки немыслимы без опоры на знания о психике и закономерностях психического развития человека. В то же время психология в значительной мере теряет свое прикладное значение без выхода на практическую деятельность любого человека, а не только педагога. Тесная связь психологии и педагогики естественна в своей сути. Объединение этих наук, как это сделано в спорте, в педагогике вполне оправдано, когда речь идет о практическом использовании психологии в педагогических целях. Их интеграция в прикладном плане образует новую науку - педагогику индивидуальности, являющуюся производной психологии и педагогики. Педагогика индивидуальности есть применение теоретических принципов психологии к практике жизнедеятельности человека. Ее задача: раскрыть, каким образом достижения психологии можно применить по отношению к своему психическому здоровью и своей профессиональной деятельности. Такого подхода, когда путем слияния достижений психологии и педагогики, общие задачи педагогики решаются с использованием психологического инструментария воздействия на человека, придерживаются как отечественные, так и зарубежные исследователи.

Является ли педагогика индивидуальности наукой? Чтобы ответить на этот вопрос, воспользуемся алгоритмическим методом доказательства: для того, чтобы что-то доказать, нам требуется две операции - вычленение и сличение, следовательно, чтобы доказать, что педагогика - это наука, требуется вычленить признаки науки и признаки педагогики, а потом сличить эти признаки. Подобный алгоритм полезно применять всегда, когда мы применяем доказательство. В энциклопедическом словаре указаны признаки науки: 1) возникает из потребностей общества; 2) имеет свой предмет исследования; 3) наличие собственного категориального аппарата; 4) у каждой науки имеются свои методы исследования; 5) всякая наука представляет собой итог, совокупность, систему достоверных и обобщенных знаний об объективных законах развития природы.

Соотнесем названные признаки науки с признаками педагогики индивидуальности.

1. Для того чтобы человек как индивидуальность прогрессировал, он должен овладевать психологической культурой. Для этого нужно передавать такую культуру все новым и новым поколениям. Актуализация потребности каждого человека в психолого-педагогических знаниях обусловливает выделение области науки -педагогики индивидуальности как науки о развитии и саморазвитии (формировании) психических качеств человека на всех возрастных этапах его развития. Возникновение педагогики индивидуальности обязано потребностям общества и каждого человека.

2. Педагогика индивидуальности имеет свой предмет: формирование и развитие индивидуальности человека как особая функция общества. Предметом педагогики индивидуальности является исследование сущности развития и формирования индивидуальности человека и определение на этой основе процесса его социализации как специально организованного педагогического процесса.


3. Педагогика индивидуальности имеет свой категориальный аппарат: к числу основных понятий (категорий) относятся социализация, развитие, формирование, индивидуальность, личность.

Социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому она принадлежит. Этот процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а также в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду1. В процессе социализации человек выступает и как ее объект, и как субъект. При этом эффективность этого процесса определяется соотношением целей человека, общества и государства.

В педагогике индивидуальности наряду с социализацией широко используют такие понятия, как «развитие» и «формирование». Как соотносится понятие «социализация» с этими категориями?

Развитие - это изменение, представляющее собой переход качества от простого ко все более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных изменений. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации. Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым.

Когда говорят о развитии, предполагают изменение биологического (организм), психического (индивидуальность) и социального (личность) в человеке. В педагогике индивидуальности под развитием понимается, прежде всего, развитие индивидуальности человека.

В педагогике индивидуальности широко используется термин «формирование» (формирование интеллектуальной, мотивационной и других сфер, формирование коллектива, формирование личностных качеств, формирование характера и пр.).

Формирование - придание определенной формы. Это непедагогическое (межнаучное) понятие. Что касается обучения, то его цель - изменить индивида.

Сказанное ранее позволяет следующим образом соотнести упомянутые категории. Развитие, согласно словарю по психологии2, определяется как «процесс формирования ... в результате его социализации и воспитания». Понятие «формирование» здесь имеет условный смысл, в зависимости от рассматриваемого механизма - воспитания или социализации, которые отличаются по признаку стихийности воздействия на человека различных обстоятельств жизни в обществе (социализация) или целенаправленности формирования знаний (обучение), личности (воспитание), индивидуальности (развитие). Это означает, что обучение, как и воспитание, и формирование являются факторами развития, а в итоге социализации человека. Поэтому социализация - самое широкое понятие, включающее влияние стихийных

1 См.: Андреева Г.М. Социальная психология. М; 1994. 241 с.

2 См.: Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского. М, 1990. С. 331.


обстоятельств жизни и процесс целенаправленного педагогического формирования индивида (обучение, воспитание, развитие).

Таким образом, категория «социализация» включает обучение учащегося, развитие его индивидуальности и воспитание личности, но не исчерпывается ими (кроме педагогических она включает ряд макро-, мезо- и микрофакторов). Обучение, развитие и воспитание воздействуют на один и тот же предмет (индивида) с одной и той же целью - полной его реализации в обществе, однако развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание и обучение - к тому, чего у него нет, но что дано в культуре, в общественной морали, в нравственных нормах и нравственных качествах людей. Личностные качества и индивидуальные дополняют друг друга, поэтому в педагогике исследуются и воспитание личности, и развитие индивидуальности, и обучение как процесс передачи культуры (социального опыта). Воспитание как бы обрамляет развитие, придает качествам индивида нравственный вектор. В своем единстве обучение, развитие и воспитание составляют сущность онтогенеза личности и результат целенаправленной социализации индивида. Категории «индивидуальность» и «личность» мы рассмотрим ниже.

4. Педагогика индивидуальности применяет методы исследования, используемые в психологии и педагогике, - совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем с применением психологических методов. Выделяют теоретические и эмпирические методы исследования, методы математической статистики. Теоретические методы включают анализ предмета и проблем педагогики, деятельностный, личностный и целостный подходы, системный анализ, моделирование, сравнительный, исторический анализ и др. Рассмотрим особенности отдельных методов.

^ Деятельностный подход. Если личность и индивидуальность человека формируются и проявляются в деятельности, то педагогические явления и процессы необходимо изучать в логике целостного рассмотрения всех основных компонентов деятельности: ее потребностей, мотивов, целей, действий, операций, способов регулирования, контроля и анализа достигаемых результатов. Деятельностный подход ориентирует на исследование учебной деятельности школьника, студента, профессиональной деятельности учителя, преподавателя вуза, на выявление их структур, условий формирования, типов ориентировочной основы действия и т.д. Данный метод позволяет выявить возможности формирования индивидуальных способностей и личностных качеств школьников, студентов, учителей в различных видах деятельности.

Личностный подход учитывает, что все внешние педагогические влияния всегда действуют опосредованно, преломляясь через внутренние условия личности и индивидуальности человека (его психические и личностные свойства), опираясь на его активность (самовоспитание, саморазвитие, самоорганизацию, самообразование, саморегуляцию, самоуправление). Личностный подход ориентирует на формирование ценностного отношения к ребенку как человеку, а этот тезис, в свою очередь, требует исследования условий развития человеческого в человеке, изучения механизмов самореализации, саморазвития, саморегуляции, социальной самозащиты, адаптации человека к социальным условиям, его интеграции в общество, с одновременной автономизацией от него.

Данный метод направлен на выявление возможностей становления самобытного личностного образа, развития сущностных сил человека, взаимодействия индивида с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Данный метод предусматривает


исследование номенклатуры целей личностного саморазвития, выявление специфического содержания образования, на основе которого развиваются личностные качества и основные сферы индивидуальности (интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая, предметно-практическая, экзистенциальная, саморегуляции).

Системный подход (или метод системного анализа) требует рассматривать все явления и процессы в их взаимной связи. Данный метод ориентирует на рассмотрение педагогических явлений с точки зрения таких категорий, как «система», «отношение», «связь», «взаимодействие».

Системой, как известно, называется упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Связь означает установление общего, единение. Связь - это то, что объединяет в единое целое различные элементы системы. Связь (зависимость, обусловленность) есть такое отношение между объектами, когда изменение одного из них соответствует изменению другого, и при отсутствии изменений одного отсутствуют соответствующие изменения другого. Категории «связь» и «отношение» связаны друг с другом, однако понятие «отношение» гораздо шире, чем связь. Связь является разновидностью отношения. Чтобы установить связи, необходимо наличие хотя бы двух условий: 1) способность элемента устанавливать связь с другими элементами - так называемая контактная способность; 2) наличие у элемента направленности воздействия на другие элементы.

Применение системного подхода (системного анализа) позволяет вычленить элементы индивидуальности и определить ее состав как системы; определить способ, при помощи которого элементы связаны между собой - характер связей, то есть выявить структуру системы; ее характер (статическая, динамическая); определить системообразующие, доминирующие факторы; установить уровень целостности системы; изучить взаимодействие системы с внешней средой; выявить функции системы.

Целостный подход к педагогическим явлениям. Целостность явления представляет собой некоторое его совершенство, высокий уровень развития. Целостность - это определенная качественная полнота, внутреннее единство рассматриваемого явления. Целостность определяется философами как скоординированность всех элементов системы, ее завершенность, результативность, как совершенство всех ее компонентов и системы в целом, как качественная ее определенность, взаимообусловленность всех свойств, взаимосвязанность, особый тип взаимодействия. Из данных определений видно, что метод целостного подхода к педагогическим явлениям представляет ни что иное, как метод системного анализа, применяемый в педагогических исследованиях.

Целостный подход в рассмотрении индивидуальности человека проявляется в вычленении ее основных сфер, в реализации условий эффективного их развития, создании условий для развития как отдельных сфер и качеств индивида, так и человека в целом. Данный метод нацеливает на самосовершенствование каждым человеком не отдельных сфер и качеств личности, а на саморазвитие индивидуальности в единстве с самовоспитанием личности.

К эмпирическим методам относятся методы педагогических и психологических измерений (анкетирование, шкалирование, тестирование и др.), наблюдение, беседы и интервью, педагогический консилиум, эксперимент.

5. Педагогика индивидуальности имеет собственное содержание: разработанную систему педагогических целей, систему диагностических средств, средства формирования индивидуальности, закономерности и принципы развития и


формирования индивидуальных качеств человека и его индивидуальности в целом. Это система работоспособных, оправдавших себя на практике, прошедших проверку жизнью психологических и педагогических положений, категорий и принципов, объективно и доказательно отражающих сущностные процессы развития индивидуальности человека.

Таким образом, педагогика индивидуальности представляет собой область науки, образующуюся на стыке психологии и педагогики, включающую проблемы психологии (закономерности и механизмы развития индивидуальности) и педагогики (управление развитием индивидуальности, средства и условия ее формирования). В чем ее отличие от точных наук? Вспомним А.А. Фета: «...сияла ночь, луной был полон сад». Как это явление попытается объяснить физик - представитель точной науки? Он поинтересуется: в какой фазе была Луна, какое было время года, какова была освещенность и сила света и т.п. То есть он точно объяснит явление, но что останется от поэзии Фета? Педагог-психолог же спросит про чувства, которые испытывает каждый из нас, и поможет понять то, что хотел сказать А.А. Фет.

Педагогика индивидуальности - наука, но это не точная наука, а гуманитарная - в отличие, например, от физики. Нужно видеть различные функции науки. Педагогика индивидуальности является составной частью педагогики. По самой своей сути педагогика индивидуальности - наука интегративная. В ней синтезируются взгляды разных наук - педагогики, психологии, социологии, этики, эстетики и др. Она дает знание о сущности педагогических явлений и определяет оптимальные пути достижения педагогических целей.

Функциями педагогики индивидуальности являются:

- оценка роли и места индивидуальности человека. Так, современное общество все более зримо переходит к осознанию того, что человеческая жизнь - высшая ценность в мире, а система образования должна быть адаптирована не только к потребностям государства, но и к растущим образовательным, социокультурным и духовным запросам каждого человека;

- исследование психологических и педагогических средств и условий развития и формирования индивидуальности человека, основных его сфер;

- педагогизация всех сторон жизни человека и общества, интеграция педагогики с общественными, естественными и психологическими науками, отражающими триединство природы, общества и человека;

- разъяснение того факта, что успех каких бы то ни было преобразований, реформ и инноваций в решающей мере зависит от индивида, от его общего развития, профессионального мастерства, творческого отношения к делу, индивидуальных способностей.

Какие объекты попадают в сферу педагогики индивидуальности? Можно выделить следующие основные объекты:

1. Индивидуальность человека, его сущностные характеристики в аспекте образовательной, самообразовательной и самовоспитательной деятельности; цели образования с учетом потребностей человека на различных этапах его жизненного пути.

2. Система и процесс социализации человека; содержание, методы, средства и организационные формы образовательной деятельности, ориентированные на достижение социально и личностно детерминированных целей образования.

3. Педагог (учитель школы, преподаватель вуза, воспитатель детских учреждений) и психолог как главные действующие лица любых преобразований в системе образования.


^ 1.2. Развитие индивидуальности как педагогическая задача

Как известно, советская педагогика и педагогическая психология сделали, в силу ряда причин, существенный крен на формировании знаний и воспитании личности. Но уже в начале шестидесятых годов нашего века исследователи обнаружили тот факт, что, например, начальное обучение не влияет сколько-нибудь на общее развитие детей. Л.В. Занков писал: «Наши наблюдения и специальные обследования... свидетельствуют о том, что достижение хорошего качества знаний и навыков в начальных классах не сопровождается существенными успехами в развитии учащихся» . Слабое влияние обучения, и не только в младших классах, на развитие учащихся связано с тем, что школа была нацелена на удовлетворение потребностей прежде всего государства. И до сих пор в центре ее внимания стоят две проблемы: формирование знаний и воспитание личности. Что же тут плохого? - спросит читатель. Дело в том, что любая мысль становится абсурдной, если ее довести до крайности. Как говорили еще древние, разница между лекарством и ядом состоит лишь в дозе. Везде хорош только оптимум, а не максимум. Но государство до сих пор включает в программы и учебники преимущественно такие знания, которые значимы для общества в целом, но не очень нужны отдельному человеку. Принцип связи обучения с жизнью в этом случае понимается крайне односторонне: как связь обучения с жизнью общества. Но в понятие «жизнь» включается не только жизнь общества в целом, но и каждого индивида. Согласитесь: общество и отдельный человек - величины несоизмеримые. То, что полезно для общественной жизни вообще, может быть совершенно ненужным в жизни отдельного человека. Сегодняшняя же школа сплошь и рядом дает учащимся много таких знаний, которые после завершения учения не находят никакого применения. Наши школьники не понимают, зачем им нужна такая масса знаний по математике, физике, химии, биологии и др. Где и когда они могут пригодиться? Известно, что уже через год после окончания школы ее выпускник теряет 85% объема знаний, причем подавляющая часть из них вообще никогда не понадобится в жизни. Оторванность обучения от жизни ребенка - основное противоречие традиционной школы, главная причина отчуждения от нее ребят, потери интереса к учению. Для привития детям положительных мотивов учения есть только один путь - максимальное приближение школьного образования к их жизни, к потребностям и интересам конкретного человека. Ученик не абстрактный сосуд, который нужно наполнять знаниями, он и не безликое существо, бездумно выполняющее те или иные идеологические установки. Это прежде всего индивидуаль­ность, у него есть свой кругозор, свое понимание добра и зла, свое отношение к миру. Но индивидуальностью человек не рождается, а становится ею в ходе своей жизни, в результате воспитания и самовоспитания. Об индивидуальности можно говорить тогда, когда человек осознает уникальность себя и своей жизни и, чувствуя свою не­повторимость, сам реализует свое будущее, чтобы как можно более полно раскрыть свои возможности. А это требует как понимания самого себя и активного отношения к своей жизни, так и предоставление обществом возможностей для самостоятельного выбора целей и средств жизнедеятельности. Созданная человечеством культура индивидуальной жизни и опыт решения возникающих здесь проблем во многом неизвестны воспитаннику отечественной школы.

3 ^ Занков Л.В. О начальном обучении. М, 1962. С. 24.


Встанем на позицию школьника и спросим: зачем нужна школа ребенку? Очевидно, что школа нужна человеку для того, чтобы помочь ему научиться достойно жить, наконец, научиться выживать в этом для многих суровом мире, но для этого одних знаний, направленных на познание в основном внешнего мира, недостаточно. В настоящее время от образования ожидают подготовку людей с высоким уровнем общего развития, с умением принимать самостоятельные решения, с готовностью к переучиванию, приобретению новых знаний, с умением работать в группе, коммуникабельных. К тому же, как отмечают философы, появились и новые условия: необходимо быть готовым не только к обновлению знаний, но и к обновлению мировосприятия, мировоззрения, к смене взглядов. Но педагогика и школа продолжают попытки найти нужные, оптимальные с точки зрения культуры знания. «А знания между тем обесценились, вернее, эффективно выведены за пределы человека, в искусственные устройства, в общедоступную (в ближайшей перспективе) мировую компьютерную память»4. Уже сегодня через Интернет (международные сети) можно получить необходимую информацию из любой точки земного шара. Поэтому традиционное российское образование, если исходить из современных мерок, нельзя назвать сколько-нибудь гуманным, поскольку оно не раскрывает у многих детей истинные возможности их развития, возможности формирования их индивидуальных способностей. Подлинно гуманным образование станет только тогда, когда оно приобретет развивающий индивидуальность характер.

Следовательно, тенденции развития образования таковы, что необходимо создавать условия для получения каждым человеком информации, с тем чтобы он смог получать необходимые ему знания (передавать социальный опыт - культуру), помочь ему в раскрытии его внутренних потенций, в движении по пути самореализации, необходимо также уделить внимание его общему развитию - формированию его индивидуальности. Поэтому в основу педагогики индивидуальности необходимо положить идею человековедческой направленности педагогического мышления, идею формирования человеческого в человеке.

Известный отечественный ученый, педагог B.C. Ильин, обращал внимание на важность того, какие и как формируются сферы психического мира человека, взаимодействие которых образуют грани его разносторонности и индивидуальности. Это очень важное положение до сих пор не учитывается в работе учителями. Человеческое в человеке далеко не исчерпывается личностными качествами. Есть еще индивидуальность и индивидуальные качества. Таким образом, традиционная педагогика, делая акцент только на формировании знаний и воспитании личности, упускает самого человека, его индивидуальность, неповторимость и уникальность. Чем же отличается личность от индивидуальности? Рассмотрим этот вопрос.

1.3. Соотношение понятий «индивидуальность» и «личность»

В трудах многих ученых часто говорится о личности, но понимают они ее очень широко или под личностью имеют в виду индивидуальность человека. Но еще С.Л. Рубинштейн утверждал, что «индивидуальные свойства личности - это не одно и то же, что личностные свойства индивида, то есть свойства, характеризующие его как личность»5. Чем же личность отличается от индивидуальности?

4 Розов КС. Философия гуманитарного образования. М, 1993. С. 72-74.

5 Рубинштейн С.Л. Проблемы общей педагогики. М, 1973. С. 253.


Рассмотрим пример, приведенный Ю.М. Орловым в его книге (99). Он описывает две ситуации. Когда Степан, муж Аксиньи (в романе Шолохова «Тихий Дон»), вернувшись с военной кампании, узнает, что все жители станицы знают о связи его жены с Григорием, то его стыд за нее и за себя получает традиционные формы выражения в виде длительного гнева и палачества, что в общем является обыкновенным и одобряемым сообществом, в особенности женщинами, способом реагирования. В этой ситуации Степан поступает так, как ожидает от него общество: он подчиняется традициям казачества, следует этим традициям - он является личностью, так как соответствует культуре, традициям данного общества. Ю.М. Орлов приводит аналогичную ситуацию, произошедшую в его детстве: «Я помню из детства случай в нашей деревне, когда кузнец Василий, вернувшись с заработков, получил от блюстительницы морали, которую довольно часто бил муж, известие о неверности своей жены. Дальше все произошло так, как предписывает мораль идиотизма деревенской жизни. Вся деревня с удовлетворением слышала вопли истязаемой жен­щины и ругань разъяренного кузнеца, который по традиции пользовался вожжами. Я дружил с сыном этой женщины, и нам было по семь лет. Однажды я спросил его, любит ли он отца или боится. Он мне ответил, что не боится и любит. Я был удивлен и заметил: «Как его можно любить, если он так бил твою маму? Он, наверное, и тебя бьет?» На это мой друг по большому секрету сообщил: «Не бил он мамку! Когда приехал, я из-за перегородки слышал, как они разговаривали. Папка ей сказал, что он ни одному слову не верит. Но отругал ее, что повод для сплетен дает. Потом он сказал: «Кричи вовсю, как будто я тебя бью, и причитай, что больше не будешь!» Опосля он заорал, как будто его режут, выбежал во двор, заматюгался, стал мамку ругать, схватил вожжи, бегал по двору, всю скотину перепугал, аж бараны разбежались по всему двору, стал хлопать дверями, а мамка все кричала. После этого они перестали и стали тихо смеяться. Только ты никому не говори, мне мамка сказала, чтобы я не говорил никому» (99, с. 168). В чем смысл второй ситуации? Кузнец, если смотреть на его поведение с точки зрения традиционного деревенского сообщества, не был личностью, так как он обманул общество и не поступил в соответствии с его традициями. Кем же он был и почему он так поступил? Он просто любил свою жену! Этого оказалось достаточно, чтобы быть на уровне ненасилия. Притом он, как видно, с развитым чувством человеческого достоинства и поэтому имел иммунитет против насильственного программирования своего поведения со стороны уважаемого деревенского сообщества. Он был индивидуальностью! Он сохранил человеческое в себе.

Вывод из этого примера заключается в том, что человек, живя в обществе, настолько подчиняется культуре, обычаям, традициям, настолько социализируется, настолько бездумным становится иной раз его поведение, что он зачастую теряет свой человеческий облик - теряет индивидуальность. Как видим из этого примера, индивидуальность и личность не одно и то же - это две стороны человека.

Французский философ Люсьен Сэв6 утверждает: личность есть живая система отношений между поведениями, отношений в конечном итоге общественных, но которые всегда связаны с человеческим поведением и выступают как поведение. Личность определяется тем, насколько включена индивидуальная деятельность в социальный мир отношений. Личность - это система отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и т.д., а они, в свою очередь, определяются общественными отношениями. Личность есть сложная система

1 См.: Сэв Л. Марксизм и теория личности. М, 1972.


социально значимых актов, проявление способностей в социальном мире. Поэтому основная функция личности - это развитие своих способностей.

Индивидуальность (от лат. individuum - неделимое, особь) - неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою деятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры (см: Психологический словарь). Но сама по себе неповторимость не является сущностным свойством индивидуальности. Г. Гегель отмечал, что представление об индивидуальности как о неповторимости является формальным и оказывается за пределами науки. «Отдельные души - писал он, - отличаются друг от друга бесконечным множеством случайных модификаций. Но эта бесконечность представляет собой род дурной бесконечности. Своеобразию человека не следует поэтому придавать чрезмерно большого значения»7. Представляется, что указания на единичность и неповторимость человека выделяют внешние стороны индивидуальности. Человек многогранен: в нем есть и животное начало (организм), и социальное (личность), но в нем есть и чисто человеческие качества (индивидуальность). Индивидуальность - это то, что отличает человека от животного и социального мира. Индивидуальность дает возможность проявиться человеку как свободному, независимому существу (И. Кант). В индивидуальности человека скрыт источник его деяний. Индивид, у которого развита индивидуальность, полностью опирается и надеется на свои силы, он не только свободный, но и самостоятельный человек. Человеческая индивидуальность рассматривается как высокий уровень развития человека в онтогенезе. Такого индивида К. Роджерс назвал «полноценно функционирующим человеком» для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, реализуют свой потенциал и движутся к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Индивидуальность определяется основными ее сферами: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, саморегуляции и экзистенциальной (подробнее о них см. ниже).

Личностные качества и индивидуальные дополняют друг друга, поэтому в педагогических целях необходимо предусмотреть и воспитание личности, и развитие индивидуальности.

Что же должна развивать педагогика индивидуальности? Возможен общий ответ: ребенка, индивидуальность. Мы видим, что на этом общем уровне понятие развития может быть отнесено к самым разным объектам. Но далее следует вопрос, который поставит любой учитель: «Что же конкретно следует развивать в индивидуальности?» Ответить на этот вопрос намного сложнее. Очевидно, что развивать можно только то, что уже дано в той или иной мере и в отношении чего имеются определенные предпосылки к развитию. Таким образом, необходимо ответить на вопросы: что дано человеку от природы? в какой мере это данное развивается? как лучше развивать то, что дано? Иными словами, необходимо ответить на вопросы, что развивать в индивиде и как в процессе этого развития должна проявляться его индивидуальность. Уместно поставить и вопрос: а все ли надо развивать? Да, в индивидуальности необходимо развивать все данные природой и перечисленные выше сферы. Но кроме них человек обладает и рядом или врожденных, или приобретенных качеств. Например, известно, что агрессивность является врожденным качеством. Необходимо ли развивать агрессивность у человека? На этот вопрос нет однозначного ответа. Таким образом, возможны ситуации, когда данное от природы качество следует развивать только в определенной мере и для определенных видов деятельности. Но при этом на смену требованиям развития встает требование ограничения и даже подавления тех качеств,

7 Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М, 1977. Т. 3. С. 74.


которые социально неприемлемы.

В какой мере и как педагоги имеют право на такую деформацию индивидуальности? Этот вопрос, как отмечают ученые

(Б.И. Додонов, В.Д. Шадриков), в нашей этике, психологии и педагогике практически не обсуждался.

Деформация индивидуальности может проходить по нескольким направлениям: во-первых, это может быть развитие всех сфер в интересах ребенка; во-вторых, - развитие этих сфер в интересах общества и ребенка; в-третьих, - изменение их в интересах только общества (или государства), но не ребенка; наконец, в-четвертых, - их изменение в интересах определенных групп. Идеалам гуманистической педагогики соответствуют первые два направления. Первое направление предполагает достижение целей развития природных задатков в различных сферах человека, а второе -предполагает изменение этих сфер в соответствии с идеалами общества. Отсюда следует, что первое решает задачи развития индивидуальности, второе - воспитания личности.

Рассмотрение соотношения индивидуальности и личности позволяет конкретизировать связь человека и общества (коллектива и личности). Если человек и коллектив гармонируют между собой, то можно сказать, что личностные качества человека отвечают целям данного коллектива. Человек в этом случае является личностью. Но в другом обществе (коллективе) этот же человек может и не являться личностью, так как его взгляды могут не отвечать целям другого общества. Следовательно, в зависимости от социальных ценностей, составляющих мораль и культуру общества, и соответствия этим ценностям мировоззрения и поступков человека он может быть личностью, но может ею и не быть, то есть личность является относительной характеристикой человека. В то же время индивидуальность человека во многом не зависит от того, в каком обществе (коллективе) находится человек. Его опыт, интеллект, сформировавшиеся сферы в данный конкретный момент не зависят уже от обстоятельств, поэтому индивидуальность во многом носит черты постоянства, в какой-то мере абсолютности. Поэтому когда говорят о подчинении личных (а точнее, индивидуальных) интересов общественным, то это не выдерживает испытания жизнью. Происходит разрушение и индивидуальности (оглупление и разрушение определенных сфер), и личности (конформизм). В целом, происходит дробление и того и другого: лицемерие, двуличие, двойная мораль, расхождение слова и дела. А такие следствия не нужны ни обществу, ни индивиду.

Соотношение личности и индивидуальности помогает понять связь воспитания и развития (в его педагогическом понимании). Общая социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В этом общем смысле воспитание вечная категория, ибо оно существует с момента возникновения человеческой истории. Конкретная же социальная функция воспитания, конкретные его содержание и сущность изменяются в ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями жизни общества, общественными отношениями, борьбой идеологий.

Воспитание в специальном педагогическом смысле есть процесс целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе. Процесс воспитания осуществляется на всех возрастных этапах развития человека, а не только в детском возрасте. Развитие предполагает совершенствование психических качеств, основных сфер человека - его индивидуальности. В последнее время (XX век) отечественная


педагогика сделала большой перекос, сосредоточив все усилия на воспитании и не уделив должного внимания развитию индивидуальности. Это значит, что она односторонне решала проблему социализации человека.

Вопросы и задания

1. Раскройте предмет, функции и основные категории педагогики индивидуальности.

2. Почему необходимо развивать индивидуальность человека?

3. Назовите основные признаки индивидуальности и личности.

4. В чем суть проблемы развития индивидуальности человека?

5. Каждый ли, у кого есть индивидуальные особенности, - индивидуальность? индивидуалист?

6. Ответьте на вопросы: «Кто вы?», «Какой вы? ». Литература: 3; 9; 11; 67; 71; 108; 118; 133 8.

Здесь и далее цифры означают номера работ из списка рекомендуемой и использованной литературы, приведенного в конце данного пособия.






оставить комментарий
страница1/13
Дата17.10.2011
Размер7.34 Mb.
ТипУчебное пособие, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
плохо
  2
отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх