1Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного знания icon

1Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного знания


3 чел. помогло.
Смотрите также:
Программа по культурологии вопросы к государственному экзамену по культурологии...
Программа по культурологии вопросы к государственному экзамену 2009-2010 уч г...
Программа к государственному экзамену по специальности 031401 культурология для специализации...
1. Культурология в системе гуманитарного знания 4 Тема Основные понятия культурологии 4...
Планы семинарских занятий для студентов 1 курса педиатрического факультета...
Темы практических занятий очная форма обучения Тема 1 Культурология в системе научного знания (2...
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 520100...
Билет Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного образования...
Билет Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного образования...
Билет Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного образования...
Программа промежуточного государственного контроля «Культурология» для групп направлений и...
Культурология. Экзаменационные вопросы что изучает культурология...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4
скачать

1Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного знания.

Культурология – наука о наиболее общих закономерностях развития культуры, о множественности развития различных культур.

Предмет – культура, взятая как целостное явление (материальная, духовная, социально-политическая) и интерпретированная (рассмотренная) в ходе исторического развития.

Культурология – изучает закономерности возникновения и развития культуры, принципы ее функционирования, взаимосвязь и взаимозависимость отдельных культур, отличающиеся пространственно-временными, социально-политическими и прочими характеристиками. Теория культуры исследует культуру как систему социальных феноменов и как социальный процесс.

Культурология – комплексная научная дисциплина, базирующаяся:

на антропологии (наука о человеке),

истории (культура рассматривается в ракурсе исторического развития),

философии (первый раздел - философия культуры)

социальной психологии (исследует проблему менталитета)

социологии (наука об обществе, процессах, происходящих в обществе, взаимодействии личности и общества)

эстетики (наука о прекрасном) и прочих гуманитарных дисциплинах..

Культурология сформировалась как отдельная самостоятельная дисциплина уже в 20 веке. Впервые термин культурология был использован немецким ученым Оствальдтом (1909г.), который обосновал необходимость системного подхода к исследованию культуры.

В настоящее время культурологию рассматривают как основу всего комплекса наук о культуре.

Задачи культурологи:

исследование культуры как системы культурных феноменов

рассмотрение культурных кодов ( код –способ передачи информации) – дописьменный, письменный, экранный и способов коммуникации.

разрешение проблем социально-культурной динамики, т.е развития

исследование ментального содержания культуры

рассмотрение типологии культуры и культурных единиц.

Методы исследования:

исторический

сравнительно-исторический

цивилизационно-типологический

морфологический (морфо – форма)

семиотический, т.е.знаково-языковый (выделяются различные группы языков – естественные, искусственные (компьютерный, азбука Морзе), вторичные (язык танца, музыки),

системный

статистический и др.

^ 2,3Культура как общественное явление: понятие, сущность,структура.

Впервые слово культура появляется в Древнем Риме и в переводе с лат. означает возделывание, обработка, но уже римский мыслитель Цицерон этот термин использовал в переносном смысле применительно к человеку –«возделывание человеческой души» (воспитанность, образованность).

Это период античности (2 тыс. до н.э. – 4 век н.э.)

В эпоху средневековья (конец 5 века – 14 век) понятие культуры рассматривали как производное от слова «культ» (обожествление, почитание). Культура носила религиозный характер.

Творческие способности человека реализовывались через любовь к богу.

В эпоху Ренессанса (Возрождение) – 1-я половина 17 века в культуре появляются светские тенденции(система светского образования, светские жанры в живописи, этикет (1-я книга по этикету в Италии в 1557г.).

В эпоху Нового времени (сер.17 – начало 20 вв.) появляются различные трактовки понятия культуры. Впервые в качестве самостоятельного понятия термин культура был использован немецким правоведом 17в. – Пуфендорфом (как синоним общественного гражданского состояния). Концептуальные основы культуры были разработаны немецкими философами конца 18в. – I трети 19в. – Гердером, Кантом, Гегелем.

Под культурой они понимали прежде всего духовную сторону человеческой жизнедеятельности, ту сферу, которая выходит за пределы природы человека и традиции его социального существования. Параллельно с позитивной оценкой культуры, формируется и негативный взгляд на культуру, где она рассматривается как средство закабаления человека (Ж.Ж.Руссо, Ф.Ницше, З.Фрейд). Они рассматривали человека как существо природное по своей сути, человек антикультурен. До 60-х годов 20 века подход к культуре был как к совокупности накопленных человеческих ценностей. А в конце 60-ых гг в культурологи утверждается неразрывная связь культуры и деятельности. Появляются многочисленные теории, объясняющие сущность, специфику, законы и категории культуры., которые носят общефилософский характер. Т.к. и теория культуры, и философия имеют один предмет исследования-человека, изучают его с разных сторон и уровней.

^ 3Структура культуры.

Структурно делится:

По субъекту – носителю (отдельный человек, коллектив, нация, народ, этнос, человечество на разных этапах).

По видам - в основе лежат виды человеческой деятельности: материальная, духовная, социальная. 1.Материальная культура – это сфера материально преобразующей деятельности человека и ее результаты:

- культура производства (техника, орудия, технологии) - культура быта - культура жилища - культура человеческого тела (физическая культура)

2.Духовная культура – сфера духовной деятельности и ее результаты: - культура правовая - культура нравственная (этическая) - научная - педагогическая

- художественная - эстетическая Духовная культура – это соответствие уровня развития личности уровню развития общества (Джордано Бруно) Духовная культура формирует интеллектуальные качества личности 3.Социальная культура – отражает отношения, возникающие между людьми в обществе(на уровне государства, диктатуры, демократии).

По уровням1. массовая - элитарная 2. официальная – андеграунд 3. обыденная - специализированная

По характеру. 1. профессиональная культура – это совокупность знаний, умений и навыков, требуемых для выполнения своих служебных обязанностей. 2. общая культура – соответствие уровня развития личности, общества потребностям времени

Функции культуры:

1.приспособленческая – помогает человеку приспособиться к окружающему миру (родители больше приспосабливаются к детям или наоборот)

2.человекотворческая – способствует формировании того или иного типа личности восточный тип – природность, религиозность, покорность античный тип – стремление к красоте, гармонии средневековый тип - рыцарство - доблесть, мужество, отвага

духовенство - человек пытается принести пользу бюргерский тип- трудолюбие, усердие ренессанский тип - нововременные тип – стремится к нововведениям

3.функция социальной памяти (информативная) смысл – каждое поколение, вступая в жизнь, осваивает достижения предшествующих поколений ( Евклид, Пифагор, Герадот, Платон, Аристотель)

4. гносеологическая (познавательная) - реализуется через научный поиск. 20 век принес миру 8527 научных открытий (выход в космос, информационные технологии, клонирование).

5.компенсаторская (защитная) – способствует выживаемости человека, реализации его творческих возможностей (религия, наука, искусство). Диана Гурцкая – слепая певица

6.аксиологическая (ценностная) - помогает человеку выбрать для себя те или иные ценности в жизни

7.функция катарсиса (очищение) - религия – исповедь, исповедуясь человек очищается искусство - музыка - слушая музыку снимается стресс живопись – человек очищается и оздоровляется

8.игровая функция - человек в процессе жизнедеятельности совмещает различные роли

9.семистическая (знаково-языковая) Язык – средство фиксации, хранения, переработки, трансляции культурной информации. Язык науки, молодежный, разговорный, сленг, язык живописи, искусства.

10.интегрирующая и дезинтегрирующая функции (объединяющая и разъединяющая) - религия, политика.

11.Этическая Культура формирует этические нормы (10 заповедей) – религия, искусство

12. Эстетическая – формирует представление о красоте (мифология, искусство)

^ 4Уровни культуры: классическая и современная; элитарная и массовая, официальная и андеграунда.

Классическая культура. «Классическую» модель культуры (19 в).характеризуют гуманизм, рационализм и историзм. Культура понималась, как духовное состояние человека, которое, в свою очередь, было связано с европоцентризмом и христианством. В это время родилась культурология как система знаний о культуре.

В конце 60-ых гг. нашего столетия появился термин «контркультура», под которым понимались некоторые формы протеста против сложившихся стереотипов и ценностей, общепринятых в индустриальных обществах Запада. Контркультура была частью молодежного движения и выражалась в умонастроениях, стиле жизни, формах художественного творчества. В ее основе лежала идея отказа от ценностей традиционного общества, научно-технического прогресса и образа жизни отцов. Сторонники этого движения, среди которых выделялись хиппи, панки и т.п., пытались построить новую «философию жизни». Массовая культура – это потребительская культура со своими нормами и ценностями. Элитарная культура – это лучшее, отборное, избранное, в переводе с франц. – культура творческого, созидающего меньшинства населения (научная, правовая, имущественная элита). Понятия элитарная и массовая культура рассматриваются как основные особенности исторического и культурного развития человечества, при помощи которых характеризуется «элита» и «массы», власть и подчинение.

Официальная культура – это строгие нормы и правила, протоколы, уставы и т.д.

Нормы и правила, обеспечивающие нравственно-эстетический характер отношений в воинский коллективах:

Воинская субординация

Сознательная дисциплина

Взаимное уважение

Уважение к старшим по званию, по возрасту

Выдержка, спокойствие

Андеграунд – это не особо строгие правила

компоненты культуры поведения человека

Внутренне содержание (сущность) человека

Внешнее выражение поведения

Характер взаимосвязи и степень соответствия их между собой

^ 5Типология культуры: основные подходы систематизации культуры

Cовременные подходы. Марксистский и отечественные подходы, исходят из оппозиции культуры как рукотворного, опредмеченного социального опыта человека, порожденного его творческими усилиями, отчуждением собственных природных сил и натуры, природы, покоряемой человеком. Культура — упорядочение естественного хаоса (Пригожин), порождение взаимодействия этноса с природной средой (Гумилев).

1)Диалогический открыл инвариант Вечного в культуре, показав созидающую силу диалога как универсального способа миропостижения.

2)Феноменологический подход исходит из представления о том, что культура — утраченное прошлое, изгнанное из мира МАН (безличного начала), хранимое в произведениях искусства и поэзии народного языка.

3)Деятельностный подход ставит акцент на том, что культура есть деятельность человека по созиданию культурных благ, по преображению природы и прошлого опыта.

4)Технологический подход понимает культуру как систему обновления технологий.

5)Ценностный подход к пониманию культуры ставит ударение на общечеловеческом, значимом в культуре, на таких культурных благах, которые задают динамику и совершенствование культурного процесса.

6)Семиотический подход к культуре рассматривает ее как систему транслируемых и изменяемых культурных символов, благодаря которым социальный, исторический опыт транслируется, понимается, изменяется человеком (К.Леви-Строс, Р.Барт, Ю.Кристева). Итак, культурология — комплексная дисциплина, предметом изучения которой является динамика, становление культуры. Ее задачи направлены на поиск и исследование культурно значимого факта. Кратко, культура — мир человека, им же самим и созданный


^ 6Культура во времени и пространстве.

Культуру можно исследовать, основываясь на динамике общественно-исторического развития, когда происходит смена поколений. Каждое поколение осваивает доставшееся ему и продолжает унаследованную деятельность; вместе с тем оно изменяет эту деятельность в силу новых условий.

В основе истории мировой культуры лежит концепция взаимосвязи культур мира, их взаимодействие. С этой концепцией связана модель культурной диффузии, т.е. межкультурные заимствования осуществляются при помощи следующих механизмов: завоевания, когда в менее развитую культуру вносятся существенные элементы более развитой (технология вооружения, элементы стратегии, элементы структуры власти, определенные способы политической интеграции), мирное заимствование и добровольное подражание образцам иной культуры (искусство, урбанизация, профессиональная специализация, организационная дифференциация).

Мировая культура во времени и пространстве пестра, неисчерпаема в своих единичных проявлениях, поражающе богата формами, многообразна. В современном ее состоянии она представлена буржуазной и социалистической культурой, многообразными культурами развивающихся стран и т.д. Наряду с этим в современном состоянии мировой культуры существуют как вершинные проявления культурного творчества, выраженные в успехах развитой науки, новейших технологиях, свершениях искусства, так и ее реликтовые, архаические образования, подобные тем, которые еще имеются у аборигенов Андаманских островов, дебрей Амазонки или внутренних районов Новой Гвинеи. Еще более многолики и многокрасочны проявления культуры, взятые в их истекшем историческом бытии. Не говоря уже о первобытных формах человеческой жизни на заре истории, даже начиная с твердо зафиксированных шумерской и древнеегипетской культур, взор исследователя наталкивается на трудноисчислимое множество подчас почти несовместимых фактов культурного бытия, на неповторимое своеобразие граней и оттенков явлений культуры.

^ 7Динамика развития культуры (Данилевский Шпенглер Тойнби)

В книге "Россия и Европа" Данилевский выдвинул теорию обособленных культурно-исторических типов-цивилизаций, развивающихся подобно биологическим организмам. Качественно новым считал славянский тип.

Основной труд немецкого философа О. Шпенглера - "Закат Европы". Шпенглер утверждает, что никакой общей истории не существует, история многозначна, существуют множество историй, отдельных замкнутых уникальных культур, кот. никак не взаимодействуют между собой. Под культурой Шпенглер понимает единство экономической, политической, религиозной и художественной жизни народов, т.е. некий сложный организм. В основе каждой культуры лежит общественный идеал или степень культуры, который понятен лишь человеку, принадлежащему данной культуре. Шпенглер выделяет 9 культур (египетскую, вавилонскую, иранскую, индийскую, греко-римскую…). Шпенглер считает, что развитие культуры выстраивается по образцу живого организма, походит стадии детства, юности, зрелости, старости, смерти. Цикл развития каждой культуры укладывается в один и тот же временной интервал - тысячелетие. Шпенглер делает акцент на последней стадии развития культуры, когда она переживает кризисное состояние. Фазу упадка культуры Шпенглер называет цивилизацией.


Оригинальную концепцию исторического развития культуры предложил Л. Тойнби, англ. философ истории По его мнению, содержанию цивилизации соответствуют 3 компонента соц. жизни: экономический, политический, культурный, но в основе цивилизации лежит религия. Вслед за Шпенглером высказал мысль о множественности цивилизаций и цикличности их развития. Вначале исследования Тойнби выделил 21 самостоятельную цивилизацию, а в завершающий период работы он называет 37 цивилизаций, большинство из них умерло и забыто и к настоящему времени сохранилось лишь 5 цивилизаций: 1. западно-христианская; 2. православно-христианская; 3. исламская; 4. индусская; 5. дальневосточная.

Тойнби пытается ответить на вопрос, как происходит возникновение и развитие цивилизаций. Он разработал теорию "вызова ответа". Согласно ее возникновение и развитие цивилизации определяется способностью людей найти и дать правильный ответ на вызов исторической ситуации. Тойнби считает, что общество состоит из 2 взаимодействующих частей: творческого меньшинства и пассивного инертного большинства. Механизм взаимодействия между ними Тойнби называет мимезисом. Тойнби считает, что главная причина надлома и гибели цивилизации заключается в том, что силы творческого меньшинства иссякают, оно оказывается не способным справиться с обстоятельствами, новыми проблемами, оно уже не может давать правильные ответы на вызовы среды и допускают роковые ошибки.

Упадок цивилизации включает фазы: 1. надлом; 2. разложение; 3. гибель.

Между надломом и гибелью могут проходить столетия и даже тысячелетия. Оценивая состояние современных западных цивилизаций Тойнби обнаруживает в ней симптомы кризиса, но он надеется, что еще возможно ее спасение на путях возрождения духовности.

^ 8Культура и цивилизация.

Цивилизация – это тип общества в его историческом развитии , уровень общественного развития материальной и духовной культуры. Цивилизация характеризует близость народов и наций, относящихся к ней, подчеркивая специфические особенности их культур. Цивилизацией называют:

наличие и функционирование разумной жизни с ее технологией и культурой.

Без собственной уникальной культуры нет и цивилизации. Поэтому, как отождествление понятий “культура” и “цивилизация”, так и их противопоставление друг другу ошибочно. Благодаря различиям цивилизаций и присущих им культур становится возможен и необходим диалог культур.

Главным критерием состояния культуры является культурный уровень самого народа, включающий целый комплекс показателей: культурную активность масс, положение интеллигенции, темпы развития различных видов культуры, а также – состояние традиционной народной культуры. Этапы развития локальных цивилизаций различны. Например, Англия и Франция не пережили столь длительного и жесткого тоталитарного периода, как Германия и Россия. Истории также всегда была присуща неравномерность исторических преобразований, различны и формы перехода от одного этапа локальной цивилизации к другому. Можно выделить три основные формы:

1.Постепенные, сравнительно незаметные эволюционные преобразования старого этапа, в ходе которых осуществляется переход к новому этапу цивилизации.

2.Более или менее быстрые реформы или серии реформ, утверждающих качественно новый этап цивилизации. Революции, стремящиеся сменить эти этапы путем насилия.

Цивилизованность общества есть величайшая ценность культуры и также как и культура не допускает никакого насилия и террора. Там, где кончается свобода и начинается диктат, там кончаются как культура, так и цивилизованность.

^ 9Отечественные и зарубежные школы культурологии.

Появление первых школ культурологии свидетельствовало, что культурология обрела статус строгой науки. Культурологические школы возникают на основании различных подходов к трактовке сущности культуры и вбирают в себя лучшие концептуальные моменты западных и отечественных работ по исследованию теории, истории культуры.

Уральская школа

-Л.Н.Коган изучал социодинамику культуры. Рассматривая культуру как общественное явление, уделял особое внимание формированию культуро-творческих качеств человека, взаимодействию личности и культуры.

- А.Ф.Еремееву, который привнес в культурологию онтологический подход к проблемам генезиса эстетического, генезиса культурного и творческой роли ценностного мира отношения человека, гармонизирующего собственное Я и среду обитания.

Петербургская школа,

. М.С.Каган выдвинул принципиально новую идею подхода к рассмотрению культуры как сложной саморегулирующейся системы.

Школа Ю.М.Лотмана знаменита развитием структурно-семиотического подхода к изучению культуры и произведения искусства. Лотман пришел к идее возможности познания закономерностей развития культуры через освоение кодов языков культуры.

Особое место в культурологии занимает диалогический подход к пониманию сущности культуры и способа ее бытия, в отечественной традиции развитый выдающимся ученым М.Н.Бахтиным и его последователем В.С.Библером.

Философия жизни в поэтических образах выражает мысль, что культура – вечное возвращение того же самого, она, как жизнь, в ней отмирает отжившее, порождая новое(Ф.Ницше).

Психоанализ также внес определенный вклад в трактовку сущности культуры. Его родоначальник – З.Фрейд считал культуру сферой табу, запретов естественному гедонизму бессознательного начала человека. Нормы культуры подавляют бессознательное, заставляя Эго следовать принципу реальности.

Итак, культурология – комплексная дисциплина, предметом изучения которой является динамика, становление культуры. Ее задачи направлены на поиск и исследование культурно значимого факта.

^ 10Диалог в культуре

Диалог - универсальный способ существования культуры. Диалог в культуре есть универсальный способ передачи и освоения личностью форм социального взаимодействия, способов познания мира. Уровни диалога:

1)диалог с природой (доречевое отношение);

2)"Я-Оно"(с природой, вещным окружением человека);

3)Я-Я (диалог с духовными ценностями).

Мы не слышим их ответ, но он звучит в нашем воображении.

Диалог происходит на уровне:

1)одного ч-ка:

2)межличностный уровень(между несколькими людьми >=2:чтение книг, просмотр кар-тин):

3)межнациональный(между народами):

4)межкультурный(Восток-Запад, Христианство-Ислам).

Формы диалога:

1)перенесение и заимствова-ние;

2)ассимиляция (полное освоении чужого до принятия его как своего)

3)транскультуризация (перенесение чего-либо от одной культуры к другой через посредника).

Условия диалогичных отношений в обществе:

1)участники диалога должны быть открыты для взаимодействия на различных уров-нях;

2)между тождественными культура-ми не может состоять диалога т.к им нечего друг другу сказать;

3)культуры должны быть толерантны ( терпимы) друг к другу.

^ 11Язык культуры. Культура как мир знаков и значений.

Язык культуры выполняет смыслопередающую функцию. Язык - понятый сторонами способ передачи смыслов. Язык можно определить как систему коммуникации, осуществляемую с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру. Язык - явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия, т.е. без общения с другими людьми. Хотя процесс социализации в значительной мере основан на имитации жестов - кивков, манеры улыбаться и хмуриться, - язык служит основным средством передачи культуры. Другой его важной чертой является то, что на родном языке практически невозможно разучиться говорить. Это свидетельствует о высокой степени приспособляемости языка к потребностям человека; без него общение между людьми осуществлялось бы значительно примитивнее. Трагедия умственных расстройств типа шизофрении состоит прежде всего в том, что больные не могут общаться с другими людьми и оказываются оторванными от общества.

В отличии от речи язык культуры не ограничивается словами. Основными компонентами языка культуры ( пример: язык одежды, тату) являются ценности и нормы. Существует некоторая классификация языков: естественные (русский), искусственные (языки науки, где значение фиксировано, и существуют строгие рамки использования), вторичные (коммуникационные структуры, надстраивающиеся над естесвенно-языковым уровнем, пример: миф, религия, искусство).

^ Культура и личность. Роль культуры в социализации личности.

Вступая в жизнь, каждое поколение застает определенный уровень развития техники и технологии, науки и философии, искусства, нормы морали, каноны религии.. Человек становится членом общества, приобщается к его ценностям. Чтобы выполнять ту или иную работу, человек должен овладеть соответствующим минимумом знаний, умений, навыков.., Человек становится членом общества в процессе его социализации, освоения социально значимых ценностей.

. Сущность процесса социализации заключается в овладении культурой общества. Социализация происходит в неповторимо индивидуальной форме. Во-первых, формируясь, люди присваивают различные общественные отношения, соответственно и разные уровни культуры. В становлении одного решающую роль играет научная литература, философия, русская и зарубежная классика, а другой воспитывается на низкопробных образцах «массовой культуры». Во-вторых, освоение общественных отношений происходит в индивидуальной форме. На их основе формируются потребности, способности, интересы и социальные чувства каждого из нас. Именно в глубоко индивидуальных формах существуют личностные общественные отношения, составляющие ядро каждой индивидуальности. На конец, освоение культуры человеком происходит противоречиво. Один и тот же человек может соблюдать одни нормы морали, но при этом игнорировать другие.

Сама социализация – освоение общественных ценностей, осуществляется в индивидуальной форме, представляя собой в тоже время индивидуализацию личности, обретение ею своего «Я».

Социализация и индивидуализация – две неразрывные стороны деятельности. Нормально проходящая социализация личности и есть ее индивидуализация, и наоборот. Социализация, происходящая в отрыве от индивидуализации, формирует стандартную неиндивидуальную личность. Одностороннее преобладание индивидуализации ведет к становлению личности индивидуалиста.

Следовательно, культура выступает средством не только социализации, в результате которой человек становится членом социума, но и индивидуализации, формируя его как неповторимую индивидуальность.

^ 14Искусство в системе культурных ценностей

ИСКУССТВО — форма культуры, связанная со способностью субъекта к художественному освоению мира. Иск-во всегда опиралось на бытующие в культуре эстетич. представления, но одновременно способствовало их трансформации творч. усилиями художников.

Искусство – специфический способ целостного самоутверждения человеком своей сущности, способ формирования «человеческого» в человеке.

Характерные черты искусства:

Субъективное восприятие действительности

Связано с переживаниями и эмоциями

Преимущественно чувственное восприятие

Коммуникативность (средство общения между людьми)

Образность

Творческий характер

Социальные функции искусства

Познавательная

Коммуникативная

Воспитательная

Эстетическая

Эвристическая

Теории происхождения искусства:

Религиозная теория

Теория игры

Эротическая теория

Теория подражания

Трудовая (марксистская)

Классификация видов искусств:

-пространственные :

архитектура

скульптура

живопись

графика

-временные:

музыка

балет

драма

пантомима

цирк

декоративно-прикладные

-технические

кино

фото

телевидение

дизайн

цветомузыка

-синтетические

театр – литература, актерское мастерство, живопись, музыка, декоративно-прикладное искусство

балет – танец, музыка, живопись, скульптура,

эстрада – музыка, пение, декламация. Танец, иллюзион, акробатика

цирк – спорт, дрессировка, эксцентрика, иллюзион, клоунада

Стили в искусстве : - романский, готический, барокко, классицизм, рококо, романтизм, реализм, натурализм, и в 20 веке – модернизм, символизм, импрессионизм, сюрреализм, абстракционизм, футуризм, дадаизм.

^ 15Религия как феномен культуры.

Религия (от лат. благочестие, набожность, святыня) – мировоззрение, соответствующее поведение и специфические действия (культ), которая основывается на вере в существование одного или нескольких богов, вере в сверхъестественное.

Религия является закономерным результатом развития культуры, ее составной частью на всех этапах существования человечества. Культ – вид религиозной деятельности, объектом которого являются осознаваемые в форме религиозных образов силы, господствующие над людьми в их повседневной жизни.

Различают две основные разновидности религиозного культа:

1) Магия (колдовство):

Возникло в первобытном обществе и стало элементом всех религий.

2) Умилостивительный культ:

Обращен к богу или духу. Средствами религиозного культа выступают храм, молитвенный дом, религиозное искусство и различные предметы.

Религиозное мировоззрение смещает ориентацию человека из сферы общественно необходимых жизненных задач в сферу индивидуальных интересов, где решающее значение приобретает личное спасение, связанное с бессмертием души и загробным воздаянием.

Вера – некритическое принятие каких-то феноменов, в качестве достоверных, опираясь на субъективные основания. Объективное однозначное основание – научное знание.

Источники веры:

1. Родительский пример, семейные традиции, книги (не очень прочна).

2. Духовные поиски интеллектуала, личный опыт.

3. Проповедническая деятельность.

4. Пограничный опыт (тяжелая болезнь, клиническая смерть, смерть близких и т.д.).

5. Мистический опыт – личное переживание от контакта с высшим священным началом (во сне, духовное рождение при жизни (православные святые), практика исихазма – одинокое моление в замкнутом пространстве).

Среди ранних форм религии выделяются 3 основные формы:

анимизм – вера в одухотворение сил живой и неживой природы, приписывание им разума, дееспособности, сверхъестественного могущества.

тотемизм – вера в сверхъестественную связь, существующую между отдельными группами людей (племя, род) и отдельными видами животных, растений.

фетишизм – вера в сверхъестественные способности предметов, их возможности повлиять на ход событий (поклонение идолам, ношение талисманов).

^ 16Наука в системе культуры.

Культурология - наука, формирующая¬ся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе. она обогащает теоретиче¬ские выводы, используя данные конкретных социологических исследова¬ний

Важнейшая задача культуроло¬гии - поиск и осмысление ценностно значимого исторического факта, культурно¬го блага, оказавшего влияние на развитие и формирование человечест¬ва, его этоса (уклада жизни), языка и искусства, человеческой индивидуально¬сти, связанной с определенной социокультурной эпохой.

Культурология делает выводы и прогнозы относительно динамики и перспектив развития культур.

Культурология, делает важные теоретические выводы о национальной культуре, ментальность нации и его влиянии на созидание мировой культуры

Культурология, тесно взаимодейст¬вуя с эстетикой, анализирует специфику законов художественного творчества, их побудительную роль в формировании потребности личности студента творить и созидать культуру.

Особую роль в становлении культурологии как строгой науки играет философия. Философское осмысление значимых культурных фактов - особый метод культурологии. Философия формирует методологический базис культурологии

Культура синтезирует знания о природном и социальном мире, руководствуясь целью - выявить возможно¬сти развития и совершенствования самого человека, способ его самореали¬зации и самоутверждения в процессе жизнедеятельности. В этом смысле теория культуры есть наука о формиро¬вании, развитии и функционировании личности в истории как яркой индивиду¬альности, способной не только осваивать и распространять, но и преумножать культурный опыт (первый уровень культурологии).

^ 17Природа и культура. Исторические этапы взаимодействия

Определяя природу, необходимо отметить, что,

1) природа предшествует культуре,

2) природа является источником формирования культуры,

3) природа есть постоянное условие существования и развития культуры.

В процессе становления культуры человек осваивал определенные территории, и их освоение было обусловлено расположением в тех или иных климатических поясах.

Ландшафт в истории культуры также играет большую роль в формировании культур определенного типа: горного или долинного. Культуры горные более замкнуты (Тибет), когда замкнутость ландшафтная является залогом развития самобытных религиозных верований - ламаизма. Долинные или равнинные культуры открыты к влиянию из вне (русская культура). Природой определяется и содержание национальной мифологии и народного искусства. Героями фольклора становятся тотемные существа того или иного народа.

Вся природа в целом имеет потенциальный культурный смысл и значение, становится частью культуры, так же как и культура распространяется на всю природу в целом.

В повседневной жизни человека в природе в процессе его становления как культурного творческого существа возникает «человеческое чувство» природы: не только ее эстетическое восприятие, но и наделение природы человеческими качествами и свойствами, ее одушевление. Этот первый этап можно назвать мифологическим по содержанию. Следующий этап наступает параллельно тому, как в мировых религиях (христианстве, мусульманстве и буддизме) нашли свое воплощение идеи религий древнего Востока о бренной телесной оболочке и бессмертной душе человека. Человек, наделенный бессмертной душой, и космос, как обитель Бога, противопоставлялись в религии отныне косной, смертной природе. В естествознании природа стала рассматриваться как «объект» эксперимента ученого, его преобразовательной деятельности. Настоящий этап взаимоотношений культуры и природы – поиск утраченной гармонии и осознания экологического кризиса. Экологический кризис осознается сегодня не только как проблема естествознания и природопользования, но и как важнейшая культурологическая проблема. Относясь к природе как к бездушному и бездуховному феномену, люди лишаются не только естественных природных ресурсов, но и нравственных устоев, источника эстетического чувства, то есть всего того духовного богатства, которое необходимо для сохранения в человеке не только здоровья, но его собственно родовой человеческой сущности.


^ 18Техника как феномен культуры

Спор о технике и его значении для культуры XX в.

Вряд ли кто усомнится в том, что техника лежит в основе культуры. Человек обязан ей своим становлением. Хотя технические устройства природные тела, все они суть материальные ценности. Каждое из них обладает полезностью, которая не падает с неба, а формируется мастером. И вследствие этого оно не только явление культуры, но и мера культурного развития общества.

Кроме того, техническое устройство инструмент целесообразной деятельности человека. Гегель писал: «Средство есть объект, находящийся на стороне цели и содержащий ее деятельность».

Прогрессируя, техника определила культурный образ жизни человека. Она содействовала повышению эффективности трудовых усилий работника и рационализации хозяйственного и бытового уклада.

Положительная роль техники была зафиксирована еще в античном обществе. Демокрит отмечал, что когда «ничего полезного для человека не было изобретено», люди вели трудную жизнь. По мнению древнеримского мыслителя Лукреция, общество обогатили нововведениями те, кто даровитее был и умом среди всех выделялся».

Техника детерминировала развитие и общественных отношений, влиявших на формирование социальных качеств граждан. Не природа, а общественное отношение делает одного рабом, а другого рабовладельцем. Так надо ли только расхваливать технику?

Древнегреческий мудрец Диоген Синопский говорил, что первые люди были счастливы жить в девственной природе. «Последующим поколениям не принесли пользы для жизни ни их хитроумие, ни многочисленные изобретения, ни их машины».

Аристотель зафиксировал глубокое различие между природой и техникой. Естественные объекты возникают сами по себе, в результате реализации заложенных в природе возможностей. Часть своих возможностей природа сама по себе не может реализовать. А самое главное, продукты ее эволюции, стихийного и Целесообразного процесса не отделены от нее самой, а принципиально включены в ее структуру. Все, что не укладывается в ее локальную систему, отсеивается.

Иное дело социальноисторический процесс. «Искусство в одних случаях завершает то, что природа не в состоянии произвести, в других же подражает ей» . И то, что человек оказывается способным завершать то, что природа не может сделать, таит в себе огромную опасность. Конечно, этого Аристотель еще не видел, не довел он до конца и свою глубокую мысль о завершении человеком природных потенций.

Закон рычага объективен, но в природе он не выражен в отдельном, специализированном инструменте, взаимодействующие части которого делают его весами, мачтой парусника и т.д. Природные тела могут выполнять функцию рычага, но они далеко не совершенны в этой функции, в выражении закона рычага.

Человек же своим мастерством превращает физические законы в «совершенную объективность». Закону статической подъемной силы он придал предметность монгольфьера, а динамической самолета. Целостность взаимоограничивающих, определяющих и дополняющих друг друга компонентов придает конструкции нужную устойчивость, эффективность, рациональность, функциональную полезность и относительную самостоятельность. Именно это и осознал в полную меру Гегель: процесс «конечного познавания и действия превращает вначале абстрактную всеобщность в целокупность, благодаря чему она становится совершенной объективностью».

Именно это «врожденное» свойство техники и позволяет ей быть, по словам Аристотеля, «внешним по отношению к творцу». В природе этого нет. В природе естественная автономность структурно связанных явлений не делает ее искусственной, культурной, целесообразно функционирующей ради достижения целей, внешних для биологических, химических и физических процессов. И это «врожденное» свойство техники не следствие ее природной фактуры. В природе, как утверждал Аристотель, форма и материя не отделены друг от друга. В социальноисторическом же процессе форма нечто относительно внешнее для материала. Формообразованием занимается мастер. Он навязывает природной фактуре конструкцию, полезность, ценность. Форма и материал оказываются разведенными по разные стороны объективного процесса, единство этого объективного процесса оказывается принципиально нарушенным.

И наконец, формообразовательный процесс имеет собственное основание. Это духовные и физические потенции творца, предмет труда и средства. Конечно, в это основание входят и социальные отношения. Когда речь заходит о творце, то его следует понимать не просто как сгусток интеллектуальной и физической энергии, а как выражение, проявление социальных отношений, социальноисторического, культурного мира.

Собственное основание формообразовательного процесса, с одной стороны, открывает безграничные перспективы для социального прогресса, но с другой таит все возрастающую опасность. Формообразование затрагивает не только предмет труда. Сам мастер становится культурной ценностью и, совершенствуясь в своем искусстве, способен под влиянием общественных потребностей конструировать все более дерзкие для природной материи творческие формы. Именно это чудесное свойство мастера и обнаружил Аристотель, когда писал: «Если бы каждое орудие могло выполнять свойственную ему работу само, по данному ему приказанию или даже предвосхищая...; если бы ткацкие челноки сами ткали, а плектры сами играли на кифаре, тогда и зодчие не нуждались бы в работниках, а господам не нужны были бы рабы».

В этом высказывании Аристотеля и великая мечта, и заказ на проектирование автоматизированной техники, и вера в безграничные возможности культуры.

Итак, человек, создав технику, получил возможность менять условия своего существования и меняться сам. При этом он стал основоположником принципиально нового объективного процесса культурного, когда форма и материал оказались в разных руках (человека и природы), а изделия мастера обрели собственную основу и получили возможность функционировать наряду с человеком и в определенной степени дистанцироваться от природы.

Все эти последствия технического прогресса не могли не стать предметом дальнейшего культурологического анализа, который, разумеется, следовал за изобретательством и стал особенно интенсивным, когда обозначился культ техники. Подчиняется ли деятельность человека структуре природного мира или же она автономна и человек может, уверовав в хитрость своего разума, наделать глупостей в отношении природы, в чем особенность тех возможностей, которые сама природа не в состоянии реализовать, и является ли человек адекватным дополнением этих возможностей все эти вопросы постепенно встали перед культурологией в последующие столетия.

Если техника законное достояние всей культуры, каждый народ в той или иной степени создал соответствующие своим возможностям и потребностям технические средства, то только западноевропейская культура обогатила себя культом техники. Культ Техники готовился на протяжении ряда столетий. Роджер Бэкон, Френсир Бэкон, Р.Декарт, французские материалисты XVIII в. и многие другие сулили обществу и господство над природой, и материальное благополучие, и здоровое существование и т.д., если оно возьмет на вооружение формулу «знание сила», познает законы природы и материализует их в разнообразных машинах.

Культ техники укоренился в обществе в результате технической революции конца XVIII начала XIX в. Машина стала идолом для западноевропейского политика и обывателя. Одним из первых сделал из нее абсолютного героя французский философ А.Бергсон. «Через тысячи лет, когда прошлое отодвинется далеко назад и будет вырисовываться только в главных своих очертаниях, наши войны и наши революции покажутся совсем незначительной вещью, если допустить, что еще будут вспоминать о них, но о паровой машине со всеми сопутствующими ее изобретениями будут, может быть, говорить, как мы говорим о бронзе и тесаном камне: она послужит для определения эпохи».

Первая техническая революция вызвала к жизни и целую армию инженеров, которые объективно стали выполнять роль жрецов технического бога. Техническая грамотность стала теснить художественную литературу, живопись и музыку. В развитых странах появились мощные политехнические институты, ставшие своеобразными храмами культа техники,

Культ техники породил многочисленную философскую литературу, в которой нашло свое отражение противоречивое отношение общества и к самой технике, и к ее культу. Спор о технике фактически начал Э.Капп, автор книги «Основы философии техники». Он придерживался антропологического подхода к проблеме и полагал, что машина это счастливая проекция человеческого организма.

Свою метафизику машины Капп построил на убеждении, что биологическая эволюция творческий фактор становления человека. Взаимодействие целостности организма и его органов лежит в основе эволюции. В конце концов активность природной души, воплощающейся в функциональной целостности организма, достигает некоторой критической отметки и начинает экспансию вовне. Техника этой есть органопроекция, знаменующая собой возникновение человека.

Культ техники обнаруживает неадекватность социальнокультурного развития человека его индустриальной мощи.

Не менее страшный провал в культуре обнаруживается в тот момент, когда техника приходит в острое противоречие с природой человека. Заложенный в культурном развитии разрыв между формой и материалом в полную меру обнаруживает себя в экологическом кризисе. Человеческий разум хитер, но природа мудра. В естественном процессе форма и материя не отделены друг от друга, и поэтому в ней невозможны кентавры, способные погубить самих себя.

«Вопрошание есть благочестие мысли». Эти слова принадлежат Хайдеггеру, и в них заложен глубокий смысл. Только озабоченный благочестив в своих мыслях и достоин быть человеком.

Хайдеггер напоминает слова любимого им поэта Гельдерлина: «Но где опасность, там вырастает и спасительное».

Немецкий философ Г.Глокнер спасительное ввдел в природе. «Сила не у нас. Мы только пользуемся ею, и это возлагает на нас тяжелую ответственность. Но даже в том случае, когда мы все начинаем разрушать, вечные законы сохранят бытие от впадения в хаос. Для техника, равно и для философа, в этом скрыто глубокое чувство успокоения».

Вряд ли спасительное следует связывать с вечными законами природы, с убеждением, что природа неуничтожима и вечна. Опасность в самой культуре, и спасительное следует искать в ней же. Общество должно отказаться от абсолютизации субъективнообъективного отношения в своей научной и практической деятельности. Его следует дополнить принципом выживания, что требует как внесения в культуру запрета на многие инженерные проекты, так и экологизации всей техники. Культ техники должен быть существенно ограничен.

Особенно опасен он в научнотехническом познании, инженерном проектировании и техническом творчестве. Техническая грамотность населения необходима, но техническое творчество должно изменить свою мировоззренческую направленность. Как земледелие нуждается в биологизации, так и техническое творчество в экологизации, в природной мудрости, исключающей отделение формы и материи друг от друга.

^ 22Восток и запад – два типа духовности.

Восток и Запад представляют собой во многом противоположные культурные традиции, два типа духовности, два миропонимания. Эти традиции проявляются не только во всех видах гуманитарной культуры, но и в образе жизни, психологии, нравственных принципах и ценностных ориентациях народов.

Осн. Черты востока: вост деспотизм, корпоративность (касты, общины, кланы), слабая классовая дифференциация (в рамках каст, общин, кланов), тесная взаимосвязь гос.и соц.структуры. Религия санкционировала и освящала политическую власть, стояла на страже незыблемости социальной структуры. На Востоке человек обязан соблюдать традиции, ритуалы, иерархичность подчинения, даже умереть он должен по установленному обычаю (японский самурай). Существенную часть мировоззрения людей востока составляет вера в бесконечную цепь смертей и возрождений каждого человека в разных обликах. Это породило представление о вечном движении всего живого в замкнутом цикле, отсюда фатализм, характерный для мировосприятия Востока. Еще одна особенность Востока - это постоянная связь человека и природы, человек - часть природы, отсюда стремление быть с ней в гармонии, и, познав законы ее, не противоречить им. Человек может совершенствовать мир, лишь совершенствуя себя, обретая гармонию и цельность в себе самом.

Европейцы противопоставили себя природе, они перестали чувствовать себя ее частью, отсюда европейское стремление "покорить" природу, заставить ее служить человеку, одолеть, победить, последствия - экологические кризисы. Развитие Востока представляет собой сплошную линию (Китай, Индия), Запад же развивается рывками (за три тысячи лет сменилось несколько цивилизаций: античность, средневековье, Новое время и теперь Новейшее), каждый рывок сопровождался крушением старой системы ценностей, а также политических, экономических, социальных структур. Восток отличается от Запада менталитетом (интравертированность-личность направленная на внутренний мир восточного человека и экстравертированность-направленность во внешний мир западного), формой собственности на землю, социальной структурой общества, чувственностью искусства и т.д. Восток и Запад - это различные модели культуры. При этом по духовно культурным основаниям Запад более целостен, в его основе лежит христианство, хотя и в различных своих вариантах; Восток же многолик.

Западную культуру называют: языческой, атеистической, антидуховной, потребительской, антропоцентрической, гуманистической, протестантской, нигилистической, либеральной, демократической, республиканской, монархической...

Восточная: религиозная, духовно-ориентированная, теоцентрическая, консервативная, традиционалистская, монархическая...





оставить комментарий
страница1/4
Дата17.10.2011
Размер0,94 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4
плохо
  1
средне
  1
отлично
  4
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх