Рабочая программа курса для студентов Iкурса заочного отделения по специальности 050706 (031000) «педагогика и психология» icon

Рабочая программа курса для студентов Iкурса заочного отделения по специальности 050706 (031000) «педагогика и психология»


Смотрите также:
Программа дисциплины для студентов Iкурса по специальности 050706 (031000) «Педагогика и...
Программа дисциплины для студентов Iкурса по специальности 050706 (031000) «Педагогика и...
Программа практик (учебной и производственной) для специальности 050706 «Педагогика и...
Учебно-методический комплекс по специальности 050706 (031000) «педагогика и психология» для...
Программа курса для студентов IV курса по специальности «050706 (031000) «педагогика и...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные...
Программа учебной дисциплины «Основы общей психологии» для специальности 050706 «педагогика и...
Методические рекомендации к изучению курса «Психология и педагогика» для студентов очного и...
Методическое пособие Для преподавателей и выпускников факультета психологии нгпу по...
Учебно методический комплекс дисциплины: «Юридическая психология» специальность 050706...
Программа по курсу «методы диагностики развития в норме и патологии» для подготовки специалиста...
Методические указания по изучению дисциплины для студентов очного,очно-заочного...



Загрузка...
скачать
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

АКАДЕМИЯ им. З.БИИШЕВОЙ»


Кафедра педагогики и психологии


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

АНТРОПОЛОГИЯ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА


для студентов I курса заочного отделения

по специальности

050706 (031000) - «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»



Учебно-методический комплекс

обсужден и утвержден

на заседании кафедры

«___»_______________2008 г.


Заведующий кафедрой __________



Составители: к.пед.н., доц. Анохин А.М.

ст.преподаватель Анохина С.А.


к.п.н., доцент Салимова Р.М.



Стерлитамак 2008

^ Пояснительная записка


Курс «Психолого-педагогическая антропология» является одной из фундаментальных дисциплин и имеет большое значение для общей теоретической подготовки студентов по специальности «Педагогика и психология» и относится к циклу общепрофессиональных дисциплин. Актуальность изучения психолого-педагогической антропологии состоит в том, что она формирует представления об устройстве мира в глобальных масштабах, то есть мировоззрение человека как систему представлений об окружающем мире. Программа курса раскрывается в 11-ти темах. Для их освоения предлагается список литературных источников, что не исключает личной инициативы студентов в поиске дополнительной литературы по заинтересовавшейся проблеме. Усвоению курса помогает разнообразный арсенал форм и методов обучения, начиная с традиционных лекций и семинарских занятий, выполнением курсовой работы, заканчивая фронтальными опросами, терминологическими диктантами, тестированием, зачетом. Особое место в овладении курсом отводится самостоятельной работе студентов-заочников. Методические рекомендации являются своеобразным руководством, позволяющим студенту практически самостоятельно разобраться в изучаемом курсе.

Данная программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по педагогической специальности 031000 Педагогика и психология и определяет объем знаний по курсу «Психолого-педагогическая антропология», необходимых педагогу-психологу. Содержит необходимый минимум дидактических единиц по ГОС ВПО.

Особое место данного курса в профессиональной подготовке обусловлено значительным учебным временем, которое выделяется на его освоение. Ряд вопросов выносится на государственный экзамен.

Целью курса «Психолого-педагогическая антропология» является изучение основных принципов и методов психолого-педагогической антропологии.

Задачи учебного курса: 1) ознакомление студентов с важнейшими экспериментальными сведениями, лежащими в основе психолого-педагогической антропологии; 2) формулировка основных принципов психолого-педагогической антропологии; 3) рассмотрение базовых понятий психологии и педагогики в контексте антропологии; 4) выработка умения формулировать и решать задачи психолого-педагогической антропологии; 5) глубокое понимание сложных явлений макромира современного ребенка. К воспитательным задачам курса можно отнести формирование антропоцентированного мировоззрения, гуманного отношения во взаимодействиях различного рода в процессе воспроизводжства культуры.

Существенной трудностью в освоении курса психолого-педагогической антропологии является то, что зачастую процессы в современном мире приходится описывать, не представляя четко образа изучаемого явления, ввиду объективной отсрочки психологического и педагогического результата, а так же из-за того, что многие из них не имеют аналогов в опыте ребенка и педагога-психолога.

^ Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В соответствии с образовательным стандартом в результате изучения курса «Психолого-педагогическая антропология» студент должен:

иметь представление:

– об основных проблемах и задачах психолого-педагогической антропологии и способах их решения;

– об основных принципах психолого-педагогической антропологии;

– об основных сферах применения методов психолого-педагогической антропологии;

знать:

– историю развития психолого-педагогической антропологии;

– основные положения психолого-педагогической антропологии;

– концепции развития человека;

– экспериментальные основы психолого-педагогической антропологии (включая педологические начала);

– особенности развития человека в культуре;

уметь:

– различать круг задач, которые можно решить методами психолого-педагогической антропологии, от задач, решаемых на основе психологии и педагогики, а также антропологии;

– формулировать перспективы психолого-педагогического процесса с учетом антропологических закономерностей;

иметь навыки:

– работы со справочной литературой и другими источниками информации;

  • работы с компьютерной техникой;

  • оформления учебной документации.


1. Разделы дисциплины и виды занятий


№ п/п

Разделы дисциплины

Количество часов

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

1

Психолого-педагогическая антропология как отрасль человековедения

2




4

2

История развития педагогической антропологии

2




4

3

Концепция человека в психолого-педагогической антропологии

2




4

4

Человек и культура

2

2

6

5

Креативные процессы и психолого-педагогическая антропология

2




6

6

Антропологические воспитательные модели и технологии




2

6

7

Введение в психолого-педагогическую антропологию







4

8

Человек как предмет педагогической антропологии







6

9

Развитие человека как научная проблема







6

10

Развитие человека в пространстве и времени







6

11

Психолого-педагогические условия воспроизводства культуры в социуме







6




Всего

10

4

58


^ II. Содержание разделов дисциплины и тем


2.1. Тематика лекций


Тема 1. Психолого-педагогическая антропология как отрасль человековедения


Антропологический принцип познания. Предмет, цель и задачи психолого-педагогической антропологии, ее гуманистическое значение. Место психолого-педагогической антропологии в системе наук о человеке. Связь психолого-педагогической антропологии с психологией педагогикой.


^ Тема 2. История развития педагогической антропологии


Зарождение антропологического подхода в педагогике. Развитие антрополого-педагогической концепции в эпоху Возрождения и Нового времени. Педагогическая антропология К.Д.Ушинского

Русская психолого-педагогическая антропология второй половины XIX – начала XX вв. Отечественная педология.


^ Тема 3. Концепция человека в психолого-педагогической антропологии


Природа человека, понятие «человек» и его интерпретация.

Пространство и время бытия человека. Специфика взаимодействия человека с пространством его бытия


^ Тема 4. Человек и культура


Культура как особая форма организации жизни людей. Основания традиционной и современной культуры: противоречия и сочетание структурных компонентов, возможности интеграции. Сопоставление типов культур по видам деятельности, роли поколений, включения человека в культуру и социум.

Предметно-вещественное толкование культуры. Нормативные определения культуры как образ жизни общности которому стремятся следовать. Психологические определения культуры как совокупность приспособлений человека к жизненным условиям.

Этнопсихология в конце 19 века (концепции М.Лацаруса и Х.Штентайля). Психологическое направление В.Вундта, Л.Ф.Уорда и У.Самнера. «Групповая психология» Г.Лебона и Г.де Тарда. Концепции интеракционизма (взаимодействия) У.Джеймса, Дж.Болдуина, Ч.Х.Кули и Дж.Г.Мида. Психоаналитическое изучение культуры (концепции З.Фрейда, Г.Рохейма и К.Юнга), в котором человек представлен патологическим невротическим индивидом и основной акцент делается на бессознательном элементе его психики и коллективном бессознательном. Положительный психоанализ А.Маслоу и Э.Фромма как теоретическая ориентация и научная программа психологической антропологии. Психологический подход (теория научения), включающая исследование: а) особенностей восприятия в различных культурах; б) межкультурный анализ познавательной деятельности, мышление и культура; в) этносемантика. Рассмотреть этологический подход, в рамках которого осуществляется: а) анализ агрессивности и насилия в различных культурах; б) исследование эмоционально-психологических состояний в генетическом и функциональном аспектах в условиях различных культур (ненависть, любовь, страх, тревожность, гнев, привязанность); в) невербальная коммуникация у взрослых и детей. Отношение детей к незнакомым людям; г) ритуал и ритуализация; д) ранний опыт (импринтинг); е) исследование общения. Потребность в уединении.


^ Тема 5. Креативные процессы и психолого-педагогическая антропология


Педагогика творчества. Психология творчества. Интеграционные аспекты креативности психолого-педагогической деятельности. Творческий процесс.


^ 2.3. Тематика семинарских занятий


Материал курса «Психолого-педагогическая антропология» изучается студентами заочного отделения в процессе посещения лекций, семинарских занятий, самостоятельной работы и т.п. Семинарские занятия являются одной из наиболее эффективных форм усвоения студентами всего изучаемого материала. Семинар – это обсуждение с участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т.п. На семинарском занятии студенты под руководством преподавателя обсуждают заранее предложенные проблемы и вопросы. Можно сказать, что семинар – это форма группового занятия, смысл которого заключается в приобретении, распространении и частичной реализации знаний с привнесением в этот процесс комплектов научного исследования.

Цель семинарского занятия – добиться более глубокого закрепления тех знаний, которые студенты получили на лекциях. Семинарские занятия предполагают большую подготовительную работу самих студентов по заранее предложенным вопросам. При этом студенты должны изучить рекомендованную преподавателем литературу. Поэтому особенно важны навыки конспектирования, умения находить главную мысль, формулировать позицию автора. В связи с этим особое внимание следует уделить перечню обязательной литературы и источников, указанных преподавателем.


Семинарское занятие № 1.

Тема: Культура как антропологический феномен


Вопросы для рассмотрения


  1. Обоснуйте тезис: культура - содержание жизни человека.

  2. Назовите основные функции культуры по отношению к человеку.

  3. Охарактеризуйте культуру как целостное и противоречивое явление.

  4. Раскройте особенности взаимоотношения культуры и человека.

  5. Каково значение субкультуры для подростка?


Список рекомендуемой литературы

Основной


  1. Салов Ю.И., Тюников Ю.С. Психолого-педагогическая антропология. – М.: Владос-Пресс, 2003. – 256 с.

  2. Максакова В.И. Педагогическая антропология. – М.: Академия, 2006. – 208 с.

  3. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология. – М.: Гардарики, 2005. – 287 с.

  4. Лурье С.В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы. – М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 624 с.

Дополнительный


1. Асмолов А.Г. Не пройденный путь: От культуры полезности к культуре достоинства // Практическая психология - основы индивидуализации и дифференциации образования. -М., 1991.

2. Базовая культура личности: Теоретические и методические проблемы. -М., 1989.

3. Бердяев Н.А. Философия свободы: Смысл творчества. - М.,1989.

4. Библев B.C. Культура: диалог культур // Вопросы философии. - 1989. -№6.

5. Бирич И.А. Роль культуры и искусства в становлении и развитии универсальных сил человека // Человек в зеркале культуры и образования. -М., 1989.

6. Ильенков Э.В. Философия культуры. -М., 1991.

7. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988.

8. Леонтьев А.Н. Человек и литература. - М., 1961.

9. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. - М., 1979.

10.Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988.

11.Моисеев Н.Н. Палитра цивилизаций: разнообразие и единство // Человек.-1992.-№3.

12.Ракитов И.А. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: Пример России // Вопросы философии. - 1994. - №4.

13.Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. -М., 1957.

14.Степанов С .Ю., Похмелкина Г. Ф., Коломина Т .Ю., Фролова Т .В. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества // Вопросы психологии. - 1991. - №5.

15.Субботский Е.В. Детство в условиях различных культур // Вопросы психологии. — 1979. - №6.


Семинарское занятие № 2.

Тема: Воспитательное взаимодействие как антропологический процесс


Вопросы для рассмотрения


1. Почему воспитание осуществляется только человеком?

2. Как изменяется способность воспитываться в течение жизни?

3. Назовите основные противоречия воспитания.

4. В чем состоят различия воспитания в широком, среднем и узком смысле слова?

5. Каковы основные особенности воспитания как специальной деятельности?

6. Охарактеризуйте «антропологически безупречные» педагогические концепции.

7. Проанализируйте составляющие антропологического мировоззрения педагога.

8. Какие педагогические технологии наиболее продуктивны с точки зрения педагогической антропологии?


Список рекомендуемой литературы

Основной


  1. Салов Ю.И., Тюников Ю.С. Психолого-педагогическая антропология. – М.: Владос-Пресс, 2003. – 256 с.

  2. Максакова В.И. Педагогическая антропология. – М.: Академия, 2006. – 208 с.

  3. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология. – М.: Гардарики, 2005. – 287 с.

  4. Лурье С.В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы. – М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 624 с.

Дополнительный


    1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996.

    2. Берне Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М.,1986.

    3. Библев B.C. Школа «диалога культур» // Советская педагогика. - 1988. -№11.

  1. Бим - Бад Б.М. Антропологические основания теории и практики образования. — М., 1994.

  2. Блага К., Шебен М.Я. - твой ученик, ты - мой учитель. - М., 1991.

  3. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. - 1977. - №4.

  4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - №6.

  5. Глассар У. Школа без неудачников. - М., 1991.

  6. Гузеев В.В. Образовательная технология: От приема до философии. -М.,1996.

  7. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. - М., 1998.

  8. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Избр. пед. соч. - М., 1982.

  9. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! -М., 1996.

  10. Кларин М.В. Метафоры и ценностные ориентации педагогического сознания // Педагогика. - 1998. - №1.

  11. Колесникова И.А. Педагогические цивилизации и их парадигма // Педагогика. - 1995. - №6.

  12. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. - М., 1979.

  13. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. - М., 1979.

  14. Мелик-Пашаев А.А. Гуманизация образования: Проблемы и возможности // Вопросы психологии. - 1989. - №5.

  15. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - М., 1999.

  16. Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. -М.,1989.

  17. Поляков С. Д. Психопедагогическое воспитание: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. - М., 1996.

  18. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. - М., 2000.

  19. Старовойтенко Е.Б. Духовное влияние как основа воспитания и саморазвития личности // Психологический журнал. - 1992. - Т. 13. - №4.

  20. Сухоров А.В. Обучение и воспитание слепоглухонемых детей // Советская педагогика. - 1990. - №3.


III. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины


^ 3.1. Методические рекомендации для преподавателей


Программа курса «Психолого-педагогическая антропология» реализуется в процессе чтения лекций, проведения практических занятий и семинаров, организации самостоятельной работы студентов, групповых, индивидуальных консультаций, собеседований в связи с подготовкой к экзамену, написанием курсовых работ, докладов для научно-методических студенческих конференций.

Лекции – монолог лектора, при котором аудитория воспринимает материал на слух. Лекция является непревзойденным средством изложения большого объема материала в короткий срок, позволяет развить множество новых идей. При подготовке лекционного курса и конкретной лекции педагогу необходимо опираться на литературу последних лет: учебники, учебные пособия, монографии, статьи в периодических изданиях и т.д. лекция должна отражать новейшие достижения теории и практики по проблеме. Полезно рисовать перед студентами общую картину курса, его логическую структуру, взаимосвязь отдельных вопросов и вытекающую отсюда схему их изучения. Начиная каждый раздел курса, необходимо охарактеризовать его место в общем плане дисциплины, взаимосвязь с предыдущими разделами и значение для будущих разделов. В начале курса необходимо осветить его роль в системе наук, его значение для будущей практической деятельности специалиста. Излагаемый на лекции материал должен соответствовать программным требованиям относительно объема необходимых знаний по дисциплине. Важнейшие качества лекции – это логичность, ясность, понятность, научность, системность, наглядность и т. д. При изложении лекционного материала необходимо четко давать определения, делать выводы, разъяснять наиболее трудные места, приводить примеры, ставить проблемные вопросы. При этом предпочтительнее использование отдельных элементов инновационных педагогических технологий – лекции – диалог, лекции - полилог.

На семинарских занятиях задачами преподавателя являются создание доброжелательной рабочей атмосферы в группе, организация дискуссии по проблемным вопросам, текущий контроль освоенности студентами материала. Преподаватель оценивает как выступления студентов, так и их оппонентов. При этом учитывается глубина знаний, умение излагать свои мысли, способность к обобщениям и выводам. Студенты должны учиться отстаивать свою точку зрения.

На практических занятиях рекомендуется использовать психодиагностические методики в целях самопознания и самосовершенствования студентов. Методики должны быть валидными, надежными, стандартизированными. При проведении методик необходимо учитывать требования к процедуре проведения тестирования, к обработке полученных материалов.


^ 3.2. Методические указания для студентов


Программа по психолого-педагогической антропологии построена на концептуальной идее целостности и гуманизации педагогического и психологического процессов. Современ­ные подходы к педагогическому знанию предполагают разработку данного курса в единстве его теоретической и технологической сторон.

Программа курса раскрывается в 9-и темах лекционных занятий, 8-ти семинарских занятий и 12-ти часах самостоятельной работы. Для их освоения предлагается список литературных источников, что не исключает личной инициативы студентов в поиске дополнительной литературы по заинтересовавшейся проблеме.

Программа курса «Психолого-педагогическая антропология» реализуется в процессе чтения лекций, проведения семинаров, организации самостоятельной работы студентов, групповых, индивидуальных консультаций, собеседований в связи с подготовкой к зачету, докладов для научно-методических студенческих конференций. В конце семестра на первом курсе студенты дневного отделения сдают зачет.

Учебная работа студентов в рамках данного курса предусматривает лекционные занятия с использованием как традиционных средств обучения (учебников, учебно-методических пособий и др.), так и мультимедийных средств обучения.

Наряду с лекциями, важным компонентом освоения психолого-педагогической антропологии представляются семинарские занятия. Естественным и логичным продолжением аудиторных занятий является самостоятельная работа студентов.

Во время самостоятельной работы студенты решают поставленные на лекции и семинарских занятиях проблемы, закрепляют и усваивают материал, рассмотренный на лекции, а также самостоятельно изучают отдельные темы. Примерная тематика и задания для самостоятельной работы составлена в соответствии с содержанием учебного курса. Она обеспечивает закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе самостоятельной работы студента с литературой.

Контрольные вопросы к зачету являются одной из форм самопроверки знаний и дают студенту возможность оперативной оценки своей подготовленности по данной теме и определения готовности к изучению следующей темы. Кроме того, контрольные вопросы для зачета составлены таким образом, что решают задачи проверки понимания понятийного аппарата учебной дисциплины, фактического материала, причинно-следственных, временных и других связей, умения выделять главное, сравнивать, конкретизировать и доказывать свое мнение с помощью аргументов, обобщать и систематизировать знания.

Рациональная организация самостоятельной работы студентов возможна только при условии наличия систематизированной информации по изучаемому учебному курсу. Поэтому в программу включен перечень основной и дополнительной литературы. Он предполагает изучение не только учебной, монографической литературы, но и первоисточников.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, порядок проведения промежуточных аттестаций соответствует порядку проведения контрольных работ в период изучения дисциплины. Завершается промежуточная аттестация зачетом, вопросы к которому приведены в учебной и рабочей программах. Ряд проблем курса «Психолого-педагогическая антропология» выносится на государственный итоговый междисциплинарный экзамен по педагогике и психологии.


^ IV.Содержание итогового и промежуточного контроля


4.1. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов


Тема 1. Введение в педагогическую антропологию


Вопросы для самостоятельного рассмотрения


1. Проанализировав «Предисловие» к работе К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропо­логии», обозначьте адресата, причины появления, цель и жанр данного труда.

2. Как Ушинский определяет педагогическую антропологию?

3. Почему антропологическое знание является важным для пе­дагога?

4. Кому, по мнению автора, не понравится его работа?

5. Что кажется, вам актуальным и что вызывает возражения в «Предисловии»?


Тема 2. Человек как предмет педагогической антропологии


Вопросы для самостоятельного рассмотрения


1. Каковы основные понятия «Физиологической части» работы К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педаго­гической антропологии»?

2. Какие особенности человеческого организма рассмотрены в «Физиологической части»? Что об этом говорит современная на­ука?

3. Каково значение привычки в жизни ребенка? Какие задачи в связи с этим стоят перед воспитателем?

4. Что понимает Ушинский под физическим воспитанием? Ка­кое придает ему значение?


Тема 3. Развитие человека в пространстве и времени


Вопросы для самостоятельного рассмотрения


1. Какие факторы развития человека рассматриваются в «Пси­хологической части» работы К. Д. Ушинского «Человек как пред­мет воспитания. Опыт педагогической антропологии»?

2. Каково значение слова в развитии ребенка?

3. Каково значение и как взаимосвязаны процессы развития произвольных и непроизвольных психических явлений?

4. Чем объясняется высокая значимость игры для развития ре­бенка?

5. Какие особенности и механизмы развития сознания рассмат­риваются в данном разделе?

6. Как ребенок овладевает пространством и временем?

7. Чем ребенок отличается от взрослого?

8. Как педагог может помочь развитию ребенка как существа интеллектуального, разумного, духовного и целостного?


Тема 4. Культура как антропологический феномен


Вопросы для самостоятельного рассмотрения


1. Какие психические явления свойственны, по мнению К. Д. Ушинского, только человеку?

2. Как анализирует К. Д. Ушинский чувства человека? В чем со­стоит его врщение эмоциональной сферы человека?

3. Каковы представления Ушинского о характере и воле чело­века?

4. Как усилить «власть души над телом», усовершенствовать «хо­тение», удовлетворить стремление человека к свободе?


Тема 5. Воспитание как антропологический процесс


Вопросы для самостоятельного рассмотрения


1. Каковы взгляды Ушинского на воспитание, его значение и возможности?

2. Кто, по его мнению, является воспитателем ребенка?

3. Как воспитывать характер ребенка?

4. В чем состоит счастье человека и ребенка?


Тема 6. Система антропологических взглядов К. Д. Ушинского


Вопросы для самостоятельного рассмотрения


1. Охарактеризуйте модель человека по Ушинскому.

2. Систематизируйте представления Ушинского о врожденных органических и душевных стремлениях человека.

3. Сформулируйте ваше представление о сути, глобальных и частных проявлениях духовных стремлений человека.

4. Назовите основные принципы эффективного воспитания по Ушинскому.


Задание по реферированию труда К.Д.Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педаго­гической антропологии». Темы рефератов


1. К. Д. Ушинский о природе человека.

2. Ребенок как предмет анализа К. Д. Ушинского.

3. Реализация К. Д. Ушинским целостного подхода к человеку и ребенку.

4. Актуальность работы К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

5. В чем проявляется гуманизм К. Д. Ушинского.

6. Методические советы К. Д. Ушинского по обучению, воспи­танию и развитию детей.

7. Как К. Д. Ушинский описывает возрастные изменения чело­века?

8. Специфика антропологического подхода к понятиям «лич­ность», «индивидуальность» ребенка.

9. Антропологические представления о развитии ребенка.

10. Виды пространства и времени бытия человека как объект педагогического влияния.

11. Детская и юношеская субкультура как фактор воспитания.

12. Анализ конкретной системы продуктивного воспитания.

13. Современные инновации в сфере воспитания.


^ 4.2. Творческие задания


Творческая работа «Каковы особенности приспособления челове­ка к изменяющимся условиям среды».

Творческая работа «Младенец глазами К. Д. Ушинского».

Творческая работа «Чтобы организм ребенка был здоров и рабо­тоспособен, воспитатель должен...».

Творческая работа «Требования Ушинского к воспитателю».

Творческая работа «Что делать, если ребенок ленится?»

Творческая работа «Чем человек отличается от животного с точки зрения К. Д. Ушинского?»


^ 4.3.Тестовые материалы для проверки остаточных знаний


1. Термин «антропология» впервые ввел в научный оборот:

а. Ч.Дарвин

б. И.Кант

в. Л.Фейербах

^ 2. Термин «педагогическая антропология» возник:

а. в Англии

б. в Германии

в. В России


3. Предметом педагогической антропологии должны являться:

а. отношение человека и общества

б. отношение человека к самому себе

в. отношение человека с человеком


^ 4. Цель педагогической антропологии:

а. «полностью постичь особенности Homo sapiens»

б. «совершенствовать человеческое в человеке»

в. обосновать единство человеческой природы


^ 5. С точки зрения педагогической антропологии ребенок – это:

а. будущий человек

б. объект воздействия

в. личность и индивидуальность


^ 6. Исчерпывающее знание о человеке:

а. находится в процессе становления

б. невозможно

б. уже достигнуто


7. Противоречивость:

а. закономерная особенность ребенка

б. аномалия развития

в. случайность


^ 8. Ребенок всегда:

а. является только объектом воспитания, культуры, общества

б. является только субъектом воспитания, культуры, общества

в. реализует одновременно разные функции в воспитании, культуре, обществе


^ 9. Развитие ребенка – это:

а. только реализация его генетической программы

б. только процесс его взаимодействия с историей и культурой

в. только адаптация его к культуре


^ 10. В процессе развития ребенка происходят:

а. противоречивые изменения колебательного характера

б. преимущественно приобретения

в. преимущественно траты


^ 11. Процесс развития ребенка:

а. дискретен

б. непрерывен


12. Процесс развития ребенка:

а. фронтален

б. хаотичен

в. жестко детерминирован обстоятельствами


^ 13. Культура – это:

а. содержание жизни каждого человека

б. нечто, противоположное природе

в. специфическая (элитарная) сфера деятельности человека


^ 14. Для культуры характерна:

а. монолитность

б. многослойность

в. непротиворечивость


15. Человек в культуре выполняет:

а. функцию только ее творца

б. функцию только ее творения

в. разнообразные функции


^ 16. Эффективность овладения ребенком культурой зависит преимущественно от:

а. богатства культуры

б. активности ребенка

в. активности воспитателя


^ 17. Культура – явление:

а. консервативно-динамическое

б. новаторское

в. традиционное


18. Воспитание:

а. осуществляется только профессионалами

б. является специфически человеческой деятельностью

в. осуществляется не только человеком


19. Воспитание:

а. прежде всего делает детей похожими друг на друга

б. главным образом развивает их отличия друг от друга

в. социализирует и индивидуализирует ребенка


^ 20. Воспитание с точки зрения педагогической антропологии прежде всего:

а. готовит детей к жизни

б. «спасает человеческую сущность общества»

в. выполняет «социальный заказ»


Источник: Максакова В.И. Педагогическая антропология. – М.: Академия, 2006.
^

4.4. Перечень вопросов к зачету





  1. Как соотносится индивидуальное и общественное в природе человека?

  2. Назвать и объяснить основные особенности человека, выделяющие его их всего живого мира.

  3. В чем проявляется противоречивость человека? Почему его противоречивость является подтверждением его целостности?

  4. Аргументируйте, чем вызван столь пристальный интерес к человеку в современном мире.

  5. Понятие культуры в контексте психолого-педагогической антропологии.

  6. Объясните основные подходы к трактовке феномена культуры.

  7. Объяснить взаимообусловленность развития культуры и становления человека.

  8. Объяснить взаимообусловленность и взаимосвязь культуры и образования.

  9. Каковы отношения между образованием, культурой образования и психолого-педагогической антропологией?

  10. Как воспитываемый (обучаемый) может продуктивно присваивать культуру, развивая на ее основе свою индивидуальность и самобытность?

  11. Как увязать культурные ценности с содержанием образования?

  12. Как вы понимаете соотношение понятий «личность» и «индивидуальность»? Что значит восхождение к «индивидуальности»?

  13. Какое место занимает проблема детства в разработке антропологического подхода?

  14. Какие наиболее острые проблемы характерны для современного детства?

  15. Какие социальные «болезни» наиболее существенны и детерминируют антропологическое знание?

  16. Как любые формы насилия над воспитанником влияют на процесс его личностного развития?

  17. Каковы пути гуманизации психологического и педагогического взаимодействий?

  18. Как соотносятся между собой толерантность и эмпатия? Каковы пути их формирования?

  19. Какие установки необходимо иметь педагогу-психологу для реализации в профессиональной деятельности антропоориентированной деятельности?

  20. Сущность условий обеспечения психолого-педагогической поддержки?


^ V. Материалы государственного итогового междисциплинарного экзамена по педагогике и психологии

Итоговая аттестация предполагает проверку остаточных знаний студентов в рамках комплексного государственного аттестационного экзамена. В состав билетов для государственного аттестационного экзамена включены следующие вопросы:

1. Педагогическая антропология. История развития, человек как предмет антропологии.

2. Профессиональная деятельность и личность педагога-психолога. Виды профессиональной деятельности.

3. Современные образовательные технологии: дифференцированное обучение, педагогика сотрудничества, профильное обучение, игровые технологии, метод проектов.

4.Основные тенденции развития школы в современных условиях: реформирование системы образования, разработка стандартов образования, дифференциация, специализация и индивидуализация обучения, модернизация содержания, форм и методов обучения, вопросы социализации личности, проблемы воспитания.

5. Развитие теории свободного воспитания в истории мировой педагогики. Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстой, М. Монтессори, С. Френе, К. Роджерс, В.А. Сухомлинский.

6. Современные технологии воспитания.

7. Понятие о личности в психологии. Теории и структура личности. Мотивы, потребности, интересы, убеждения и установки личности. Самооценка и уровень притязаний. Диагностика мотивов, интересов, установок, самооценки, уровня притязаний.

8. Базовая культура личности: умственное, гражданское (патриотическое, правовое, экономическое, поликультурное, интернациональное воспитание с национальным самосознанием); нравственное воспитания эстетическое, трудовое воспитание.

9. Развитие принципа культуросообразности в истории мировой педагогики. А.Дистервег, Библер.

Объем ответов студентов по указанным вопросам предполагался в рамках следующей программы:


^ Тема 1. Психолого-педагогическая антропология как отрасль человековедения


Антропологический принцип познания. Предмет, цель и задачи психолого-педагогической антропологии, ее гуманистическое значение. Место психолого-педагогической антропологии в системе наук о человеке. Связь психолого-педагогической антропологии с психологией педагогикой.


^ Тема 2. История развития педагогической антропологии


Зарождение антропологического подхода в педагогике. Развитие антрополого-педагогической концепции в эпоху Возрождения и Нового времени. Педагогическая антропология К.Д.Ушинского

Русская психолого-педагогическая антропология второй половины XIX – начала XX вв. Отечественная педология.


^ Тема 3. Концепция человека в психолого-педагогической антропологии


Природа человека, понятие «человек» и его интерпретация.

Пространство и время бытия человека. Специфика взаимодействия человека с пространством его бытия


^ Тема 4. Специфика развития человека. Закономерности личностного развития


Развитие как характеристика человека. Психологические закономерности формирования человека. Врожденные и приобретенные особенности человека Сущностно-родовой аспект человеческой эволюции. Геронтология в современной психолого-педагогической антропологии.

Взаимосвязь сущностного, личностно-типологического и личностно-индивидуального уровней развития человека.

Развитие личности как становление самости. Осознание возрастных ступеней становления самости.


^ Тема 5. Человек и культура


Культура как особая форма организации жизни людей. Основания традиционной и современной культуры: противоречия и сочетание структурных компонентов, возможности интеграции. Сопоставление типов культур по видам деятельности, роли поколений, включения человека в культуру и социум.

Предметно-вещественное толкование культуры. Нормативные определения культуры как образ жизни общности которому стремятся следовать. Психологические определения культуры как совокупность приспособлений человека к жизненным условиям.

Этнопсихология в конце 19 века (концепции М.Лацаруса и Х.Штентайля). Психологическое направление В.Вундта, Л.Ф.Уорда и У.Самнера. «Групповая психология» Г.Лебона и Г.де Тарда. Концепции интеракционизма (взаимодействия) У.Джеймса, Дж.Болдуина, Ч.Х.Кули и Дж.Г.Мида. Психоаналитическое изучение культуры (концепции З.Фрейда, Г.Рохейма и К.Юнга), в котором человек представлен патологическим невротическим индивидом и основной акцент делается на бессознательном элементе его психики и коллективном бессознательном. Положительный психоанализ А.Маслоу и Э.Фромма как теоретическая ориентация и научная программа психологической антропологии. Психологический подход (теория научения), включающая исследование: а) особенностей восприятия в различных культурах; б) межкультурный анализ познавательной деятельности, мышление и культура; в) этносемантика. Рассмотреть этологический подход, в рамках которого осуществляется: а) анализ агрессивности и насилия в различных культурах; б) исследование эмоционально-психологических состояний в генетическом и функциональном аспектах в условиях различных культур (ненависть, любовь, страх, тревожность, гнев, привязанность); в) невербальная коммуникация у взрослых и детей. Отношение детей к незнакомым людям; г) ритуал и ритуализация; д) ранний опыт (импринтинг); е) исследование общения. Потребность в уединении.


^ Тема 6. Антропологические воспитательные модели и технологии


Профессиональные деформации как феномен неприемлемых моделей педагогического взаимодействия. Гуманизация педагогического взаимодействия как основа антропологических моделей воспитания. Целесообразные образовательные модели и технологии, актуализированные современностью. Антропоориентированные установки в России и за рубежом. Образовательное пространство и гуманизация педагогического процесса. Педагогическая среда.


^ VI.Учебно-методическое обеспечение дисциплины


6.1. Рекомендуемая литература

Основная

    1. Салов Ю.И., Тюников Ю.С. Психолого-педагогическая антропология. – М.: Владос-Пресс, 2003. – 256 с.

  1. Максакова В.И. Педагогическая антропология. – М.: Академия, 2006. – 208 с.

  2. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология. – М.: Гардарики, 2005. – 287 с.

  3. Лурье С.В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы. – М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 624 с.
Дополнительная

  1. Педагогическая антропология / Авт.-сост. Б.М.Бим-Бад. – М.: Изд-во УРАО, 1998. – 576 с.

  2. Ильин В.В., Панаргин А.С.. Бадовский Д.В. политическая антропология. – М.: Изд-во МГУ, 1995. – 254 с.

  3. Социальные технологии: Толковый словарь/ Отв. В.Н.Иванов – М. – Белгород: Луч-Центр социальных технологиий, 1995. – 309 с.

  4. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. – М.: Академический прроект, 2004. – 480 с.

  5. Марков Б.В. Философская антропология. СПб., 1997.

  6. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. – М.1993.

  7. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Соч. Т.5, 6. – М.: Педагогика. 1989.

  8. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии/ Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. – М.: Смысл, 1997. – 336 с.

  9. Левин К. Теория поля в социальных науках. – М., СПб., 2000.

  10. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. – М.: Российский гос.гуманит. ун-т., 1998. – 241 с.

  11. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М.: Педагогика, 1995.


^ 6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины


Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

- мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам курса «психолого-педагогическая антропология» (мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов);

- электронные библиотеки по курсу «психолого-педагогическая антропология»;

- электронная база данных для создания тематических итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы со студентами;

- слайды (диапозитивы), видеофильмы по антропологии;

- учебно-наглядные пособия.

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

  • оборудованные аудитории (специальная мебель и оргсредства);

  • технические средства обучения: видеомагнитофон, диапроектор, мультимедийный переносной проектор, мультимидийное обеспечение; настенный экран; принтер, лазерный копировальный аппарат, сканер.


^ VII. Словарь основных терминов


Ареал (культурный) – 1) пространственная характеристика функционирования и развития культур; 2) теория культурных ареалов – концепция для изучения пространственного распространения явлений культуры (основатель О.Мейзон).

Архетип – форма коллективного бессознательного. Архетипы выполняют согласно К.Юнгу, функцию моделей познания и поведения. Архетип – это бессознательный пласт культуры, источник мифологии. Аккумуляция родовой памяти человечества.

Влечения – пограничные, по Фрейду, образования между физическим и психическим, «психические представители», возникающие в недрах телесного аппарата и достигающие души раздражители. Характеризуются четырьмя аспектами: источником, целью, объектом и энергией.

Вытеснение – перевод психического содержания из сознательного в бессознательное состояние. Один из важнейших защитных механизмов в культуре, благодаря которому неприемлемые желания «Я» становятся бессознательными и не реализуются в деструктивных формах.

Идентификация (отождествление) – бессознательный процесс, благодаря которому человек (например, ребенок) ведет себя, думает и чувствует так, как это делал бы другой человек, с которым он себя идентифицирует. Культурная (этническая) идентификация придает смысл существованию человека и культурные формы развития личности.

Идолизация – неистовое поклонение идолам (спорта, рок-музыки, кинематографа, политики и др.) Связано с созданием культа, аналогично религиозному в формах доисторических религий. Состоит в коллекционировании вещей, фотографий и других предметов, имеющих отношение к кумиру, и в придании им сверхъестественных свойств.

^ Измененные состояния сознания – общее понятие для обозначения различных видов экстатических состояний, существующих во всех типах культур. Выражает эмоциональный аспект функционирования человеческого общества.

^ Коллективные представления – (термин Э.Дюркгейма) приемы действия, мышления и чувствования, внешние по отношению к индивиду и обладающие принудительной силой. Коллективные представления образуют совокупность верований и чувств, общих (в среднем) членам одного и того же общества, и обладают относительной самостоятельностью.

^ Культурный способ деятельности – особый способ жизнедеятельности человека, выражающийся в отсутствии доминирования генетической программы развития. Ее место занимает культура как особый способ, образ жизни, каждый раз нуждающийся в воспроизведении новым поколением людей. Действия человека опосредованы характером взаимодействий, целесообразностью, осуществляемой при помощи идеально-планирующей функции мышления. Которое, являясь достоянием не отдельного индивида, а человеческого рода, может функционировать лишь в культурном окружении. Особенностью культурного способа деятельности является вынесение во вне продуктов культурного взаимодействия, овеществление идеальных образов. Человек действует не только с предметно-вещественными образованиями, но и с идеальными сущностями.

Менталитет – относительно целостная совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какой-либо общности.

Невроз – психически обусловленное расстройство, симптомы которого выражают в символической форме породивший его душевный конфликт. Наиболее известны – невроз навязчивого поведения, фобии животных, истерические расстройства.

Ритуал – 1) церемонии, действия, организованные определенным образом, преимущественно религиозного назначения, смысл которых не всегда непосредственно вытекает из характера деятельности, т.е. носит символический характер; 2) в этологии человека – действия, состоящие из атомарных составляющих, выразительных движений (жест, эмоционально окрашенное слово, положение частей тела, расположение людей, их позы, мимика лица и т.д.), несущие информационно-коммуникативную нагрузку и способствующие пониманию людей внутри культуры и между культурами. Система культурных взаимодействий, обеспечивающих сплоченность общности, предотвращающих конфликты и нейтрализующих агрессивность.

Сензитивные периоды – периоды в развитии ребенка в детстве, отличающиеся повышенной восприимчивостью к овладению культурой (навыками, языком, стереотипами поведения). Явление универсально для всех культур.




Скачать 324,22 Kb.
оставить комментарий
Дата17.10.2011
Размер324,22 Kb.
ТипРабочая программа курса, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх