Рабочая программа Курса “ История мировой и отечественной культуры ” Специальность: История Код специальности icon

Рабочая программа Курса “ История мировой и отечественной культуры ” Специальность: История Код специальности


Смотрите также:
Рабочая программа Курса “ История мировой и отечественной культуры ” Специальность: История Код...
Учебно-методический комплекс по дисциплине “История мировой и отечественной культуры” для...
Учебно-методический комплекс по дисциплине “История мировой и отечественной культуры" для...
Аннотация рабочей программы дисциплины «история мировой и отечественной культуры» Место...
Программа курса «культурология»...
Учебно-методический комплекс дисциплины история мировой и отечественной культуры (отечественная...
Учебно-методический комплекс дисциплины история мировой и отечественной культуры (зарная...
Учебно-методический комплекс по дисциплине история мировой и отечественной культуры (россия...
Учебно-методический комплекс по История мировой и Отечественной культуры. Запад, новейшее время...
Н. В. Ковтун культурология. История мировой художественной культуры...
Учебно-методический комплекс по дисциплине история мировой и отечественной культуры (русское...
Методические указания к семинарским занятиям по культурологи и ( история мировой и отечественной...



Приложение 6

Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина


“Согласовано”

Директор института

истории

____________________

____________________

дата________________


Рабочая программа


Курса

История мировой и отечественной культуры ”


Специальность: История

Код специальности: 070002


Семестр: 8

Число недель:______

Лекций: - (час.)

Семинарских (практических): -

Лабораторных: -

Индивидуальной работы: -

Самостоятельной работы: -

Общий объем: (час.)


Форма аттестации:

____ семестр: зачет


___________________________________________________________________________


Программа утверждена на заседании кафедры

истории культуры и музейного дела

Протокол № _____ от _______________

Зав. кафедрой проф. Н.В.Дронова


Программу составил к.и.н., ст. преп. С.К. Лямин


1. План проведения лекционных занятий.






Тема занятия

Число часов

Форма текущего

контроля


Литература

1.

Объективные условия развития зарубежной культуры в XX веке







1, 4, 5, 6, 7, 9, 13, 33, 40.

2.

Развитие науки и философии в XX веке







1, 4, 5, 6, 7, 9, 14, 19, 24, 33, 36, 40.

3.

Изобразительное искусство и литература XX века







1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 15, 16, 17, 20, 21, 23, 26, 27, 28, 29, 30, 33, 34, 35, 37, 38, 40.

4.

Феномен массовой культуры в XX веке







1, 4, 5, 6,, 7, 8, 9, 18, 22, 25, 28, 30, 31, 32, 33, 35, 39, 40.

5.

Эпоха постмодерна (последняя треть XX века.)







1, 4, 5, 6, 7, 9, 22, 33, 36, 40.




Итого:












2. Список обязательной литературы:


  1. Борисов Г.Е. История западно-европейской культуры. Тамбов, 1994.

  2. Зарубежная литература. ХХв.Учеб. пособие для вузов.//Под ред. Л.Г. Андреева. .М., 1996.

  3. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 2002.

  4. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. 1870-1917. М., 1987.

  5. Культурология. Истоия мировой культуры // ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 2003.

  6. Культурология. История мировой культуры //ред. А.Н.Марковой. М., 2002.

  7. Очерки по истории мировой культуры// под ред. Кузнецовой Т.Ф. М.., 1997.

  8. Баталов Э.Я. Философия бунта/критика идеологии левого радикализма/ М., 1973.


5. Список дополнительной литературы:


  1. Американский характер: Очерки истории культуры США. Традиция в культуре М., 1998.

  2. Анастасьев Н. Обновление традиции. Реализм ХХ в. в противоборстве с модернизмом. М., 1984

  3. Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. М., 1987.

  4. Анастасьев Н. Обновление традиции. Реализм ХХ в. в противоборстве с модернизмом. М., 1984.

  5. Бородко М.В. ЮНЕСКО: история создания и современная структура // Педагогика. 2000. №2

  6. Виргинский В.С., Хотченков В.Ф. Очерки истории науки и техники. 1870-1917. М., 1988

  7. Всеобщая история архитектуры. М., 1958-1962. T.I-5.

  8. Всеобщая история искусств. М., 1960-1966. T.I-6.

  9. Дешарн Р. Дешарн Н. Сальвадор Дали. М., 1994.

  10. Джаз в новом столетии: материалы научно-практической конференции. Тамбов, 2000.

  11. Долгов К.М. От Киркегора до Камю: Философия. Эстетика. Культура. М., 1990.

  12. Западное искусство ХХ век. (Сб. ст.). СПб., 2001.

  13. Западное искусство ХХ век. Между Пикассо и Бергманом. (Сб. ст.) СПб., 1999.

  14. Западный кинематограф: проблемы и тенденции. М., 1981.

  15. Зверев A.M. Дворец на острие иглы: Из художественного опыта XX века. М., 1989.

  16. Зотов ФА., Мельвиль Ю.К. Западноевропейская философия ХХ в. М., 1994.

  17. Зотов И., КоллиерД. Становление джаза. Популярный историческийочерк.М.,1984

  18. Иконников А.В. Архитектура ХХ века. Утопии и реальность. Т. 1. М., 2001

  19. История всемирной литературы. М., 1985-1991. T.I-7.

  20. История зарубежной музыки. Вып.5/конец ХГХ – начало ХХ в./.М., 1988.

  21. История зарубежного театра//под ред. Бояджиева. М., 1981-1984.Ч.1-4.

  22. История зарубежной музыки. М., 1980-1985. Вып.1-5.

  23. Кино. Энциклопедический словарь. М., 1986.

  24. Козлов А.С. Рок-музыка: истоки и развитие. Ч. I-2. М., 1989-1990.

  25. Культурология. ХХ век. Словарь. М. 1996.

  26. Модернизм. Анализ и критика основных направлений // под ред. Ванслова В.В.М.,1987.

  27. Очерки по истории зарубежной музыки XX века. М., 1983.

  28. Подорога В.А. Выражение и смысл: Ландшафтные миры философии. М., 1995.

  29. Полевой В.М. Двадцатый век изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. М.,1989.

  30. Сарабьянов Д.В. Стиль модернизма: Истоки. История. Проблемы. М., 1989.

  31. Садуль Ж. Всеобщая история кино. Т.1-6. М, 1959-1980.

  32. Чернокозов А.И. История мировой культуры. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1997.


4. Список вопросов к зачёту:


  1. Объективные условия развития зарубежной культуры в первой половине XX века.

  2. Объективные условия развития зарубежной культуры во второй половине XX века .

  3. Научно-техническая и технологическая революция первой половины XX в. и ее социально-культурные последствия.

  4. Формирование новых теорий, концепций, подходов к изуче­нию человека, общества и культуры.

  5. Религиозно – этические учения XX века. Экзистенциализм.

  6. Концепции «модернизации» и «постиндустриального общества».

  7. Стиль модерн в архитектуре.

  8. Декоративно-прикладное искусство XX века.

  9. Фовизм.

  10. Эспрессионизм.

  11. Кубизм.

  12. Американский и европейский дадаизм. Сюрреализм.

  13. Функционализм и архитектура.

  14. Трансформация классических форм монументальной и станковой скульптуры в XX веке.

  15. Модернистские течения в западноевропейской литературе первой пол. XX в.

  16. Реализм в литературе.

  17. Новые социальные движения в XX веке.

  18. Молодёжные субкультуры.

  19. Немой кинематограф: становление нового вида искусства в 20-30-х гг.

  20. Появление звукового кино. Развитие кинематографа во второй половине XX веке: популярные жанры в киноиндустрии стран Запада 40-70-х гг.

  21. Джаз: зарождение популярной музыки.

  22. Рок: аудитория и исполнители в истории массового музыкального жанра.

  23. Феномен поп-культуры в средствах массовой коммуникации

  24. Развитие медиакультуры..

  25. Постмодернистское состояние новоевропейской культуры в последней трети XX в.

  26. Сознание постмодерна

  27. Изобразительное искусство постмодерна

  28. Литература постмодерна

^ ПРОГРАММА КУРСА


«ИСТОРИЯ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ»


Составитель: к. и. н. Лямин С. К.


ОБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ В XX ВЕКЕ.


Новая культурная среда обитания в первой половине XX в. Процес­сы модернизации и интеграции различных регионов мира, развитие сети мировых коммуникаций. Рост миграционных процессов и глобальные демо­графические сдвиги. Рационализация и научная организация труда, введе­ние в культуру повседневности результатов научно-технических и техноло­гических открытий и изобретений. Влияние Первой мировой войны на коллективные представления в за­падном мире. Феномен «катастрофического» сознания в новоевропейской культуре; специфика его проявления в культуре повседневности, в социаль­ной и политической культуре. Взаимоотношения идеологии, политики и куль­туры в странах Запада. Переосмысление либеральных и консервативных цен­ностей в западном обществе. Роль революционного романтизма и левого радикализма в социальной культуре стран Запада 20-30-хгг. Формирование идеологий фашизма и нацизма и их распространение в коллективном обы­денном сознании. Воздействие Второй мировой войны на самосознание западной куль­туры. Качественные перемены в мировой экономике в послевоенные годы. Феномен «экономического чуда» в Западной Германии, Италии, Японии, других странах. Возвышение среднего класса и формирование в его среде новых коллективных представлений. Культура повседневности: атрибуты «жизни в кредит» и «пригородной мечты». Демократизация образования в средней и высшей школе. Укрепление ценностей и норм гражданского общества. ЮНЕСКО и европейская культурная политика 80-90-хгг. XX в.


^ РАЗВИТИЕ НАУКИ И ФИЛОСОФИИ В XX ВЕКЕ


Научно-техническая и технологическая революция первой половины XX в. и ее социально-культурные последствия. Об­щественное восприятие открытий в естественно-научной сфере, их воздей­ствие на социальные науки, гуманитарное знание, художественную культуру. Переосмысление рационалистического идеала научности. Релятивизация социально-гуманитарного знания. Интерпретации в высокой куль­туре кризиса либеральных ценностей XIX в. как кризиса европейской циви­лизации. «Закат Европы» О. Шпенглера. Критика позитивизма и эволюционизма в философии, социологии, психологии, антропологии, ис­ториографии. Формирование новых теорий, концепций, подходов к изуче­нию человека, общества и культуры. Э. Дюркгейм. М. Вебер. Г. Зиммель. Э. Кассирер. X. Ортега-и-Гассет. Психоанализ 3. Фрейда и К. Юнга. Про­блемы культурно-исторических и структурно-фукциональных исследований в социальной антропологии. Ф. Боас. Б. Малиновский. М. Мид. Историосо­фия А. Тойнби.

Религиозно-этические искания новоевропейских интеллектуалов. А. Швейцер. Ж. Маритен. Экзистенциализм. М. Хайдеггер. К. Ясперс. Ж.П. Сартр, А. Камю. Развитие ноосферного и глобального сознания в послевоенном мире. Тейяр де Шарден. Феномен информационной революции в контексте мировой культуры. Концепция «большой деревни» М. Маклюэна. Теории «модернизации», «индустриального» и «постиндустриального общества», «всеобщего благоденствия» и пр. у. Ростоу. Д. Белл. Изменения в общенаучной парадигме в 50-70-е гг. XX в. Влияние философии и социологии науки на интеллектуальную культуру. Т. Кун. Р. Мертон. Т. Парсонс. П. Фейерабенд.


^ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА


Характерные черты модернистской общекультурной парадигмы в пер­вой половине XX в. Символизм. Новый идеал человека. Искусство и массовый потребитель. Содержательные нормы и Стиль модерн в архитектуре. А.Гауди. В.Орта. Ван де Вельде. И.М.Ольбрих. Ч.Р Макинтош. Декоративно-прикладное искусство. Э.Гимар. Э.Галле. Л.К.Тиффани. Ж. де Фера. Графика. О. Бёрдсли. Т.Т. Хейне. Г. Фогелер. Ф. Валлотон. Я. Тороп. А. Муха. К. Мозер. Основные направления в модернизме. Фовизм. А.Матисс. А.Дерен. А. Марке. М. Вламинк. Эспрессионизм. Э. Мунк. Кубизм. Условный характер пространства. Аналитический кубизм. Синтетический кубизм («кубизм представлений»). Ж. Брак. П. Пикассо. Дадаизм. Разрушение образности. М.Дюшан. Американский и европейский дадаизм. Сюрреализм. Материальный мир и бессознательное в процессе творчества художника. М.Эрнст. А.Масон. Дж.Миро. С.Дали. Функционализм и архитектура Баухауза. Архитектурная теория и практика Ле Корбюзье. Интернациональный стиль. Трансформация классических форм монументальной и станковой скульптуры в XX веке Поиск новых художественных форм и способов символизации в литературе Франции, Великобритании, США, Германии, Италии. М. Пруст. В. Вулф. С. Моэм. Т. Манн. Г. Гессе. Б. Брехт. Модернистские течения в западноевропейской литературе первой пол. XX в. Реализм в литературе США XX в. (Ф. Фицджеральд, У. Фолкнер, Э. Хемингуэй). Формы представления реализма в изобразительном искусстве, литературе, театре. Ведущие направления и тенденции в художественной культуры в 50-70-е гг. XX в. Явления деидеологизации в литературе и искусстве. Процесс стирания границ высокой и массовой культуры.


^ ФЕНОМЕН МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ В XX ВЕКЕ


Формы мас­совой культуры в демократических и тоталитарных обществах. Сдвиги в социальной культуре в середине XX в. Битничество, куль­турный эскапизм и другие формы движений против «истеблишмента». Ак­тивность молодежи, женщин, маргинальных групп и способы ее выражения в обществе, в социальных науках, гуманитарном знании, художественной культуре. Многообразные формы воздействия культур Азии и Африки на Европу и Америку. Формирование нового многорасового, поликультурного пространства в странах Запада. Движения и идеология «новых левых». Немой кинематограф: становление нового вида искусства в 20-30-х гг Появление звукового кино. Развитие кинематографа в второй половине XX веке: популярные жанры в киноиндустрии стран Запада 40-70-х гг. Джаз: зарождение популярной музыки. Рок: аудитория и исполнители в истории массового музыкального жанра. Феномен поп-культуры в средствах массовой коммуникации. Развитие медиакультуры.


^ ЭПОХА ПОСТМОДЕРНА (последняя треть XX века).


Постмодернистское состояние новоевропейской культуры в последней трети XX в.: признаки, содержание, способы репрезентации. Формирование постмодернистских концепций в гуманитарном знании - философии, психо­логии, лингвистике, антропологии, историографии - и в сфере литературы и художественной культуры. Постмодернистская саморефлексия и способы ее интеллектуального выражения во Франции, США, Великобритании, Гер­мании. Поздний структурализм и постструктурализм: основные концепции и понятийный аппарат. Р. Барт. Ж. Деррида. М. Фуко. Ж.Ф. Лиотар. Деконструктивизм в гуманитарном знании и художественной культуре. Ж. Делез. Ю. Кристева. Практика деконструкции интеллектуалами Йельской школы. П. де Ман. Распространение цитатного мышления и использование его в литературе (У. Эко, X. Борхес, Л. Корта­сар, М. Павич), изобразительном искусстве, архитектуре (Ч. Дженкс), кине­матографе, медиакультуре. Концепции «конца истории» (Ф. Фукуяма). Кри­тика постмодернизма в современном социальном и гуманитарном знании. Сознание постмодерна (эклектичность, морально-нравственный релятивизм, информационная перенасыщенность). Деперсонализация личности и кризис приватности. Изобразительное искусство постмодерна Поп-арт и изобразительное искусство. Р. Раушенберг. Э.Уорхен.. Абстрактный импрессионизм. Дж. Поллок. В. де Куннинг. М.Ротко. Творческий процесс. «Живопись действия». Хеппенинг. Перформанс. Флюксус. Дж.МакКинас. Инсталляция. Бодиарт. Архитектура и скульптура постмодернизма.




Скачать 100.64 Kb.
оставить комментарий
Дата17.10.2011
Размер100.64 Kb.
ТипРабочая программа курса, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх