Циклический характер процесса секуляризации в россии (Социологический анализ: конец XVII начало XXI века) icon

Циклический характер процесса секуляризации в россии (Социологический анализ: конец XVII начало XXI века)


Смотрите также:
Книга Копылова А. Н...
История россии. XX — начало XXI века Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений...
1. Западноевропейское христианство в Новое время. Религия и прогресс...
Программа история России. Xx – начало XXI века....
Поурочные планы по учебнику Н. В. Загладина, С. И. Козленко, С. Т. Минакова, Ю. А...
Планирование и методические рекомендации к учебнику а. А. Левандовского, > Ю. А...
Реферат Причины Смуты в России в представлении европейца XVII в...
План I. Введение. Социально-экономические условия, сложившиеся в России к середине XVII века II...
Развитие межкультурного сотрудничества Израиля и России (конец ХХ начало ХХI века)...
История средневековой казани в российской историографии (конец XVII начало XXI вв.)...
Рабочая программа курса история. 9 класс: «Новейшая история зарубежных стран ХХ начало ХХI века»...
«Международное положение России в 90-е годы XX в.»...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать
На правах рукописи


СИНЕЛИНА Юлия Юрьевна


ЦИКЛИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ПРОЦЕССА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ В РОССИИ (Социологический анализ: конец XVII – начало XXI века)


Специальность 22.00.01 - Теория, методология и история социологии


АВТОРЕФЕРАТ

Диссертации на соискание ученой степени

доктора социологических наук


Москва - 2009


Работа выполнена в Институте социально-политических исследований РАН.


Научный консультант - доктор социологических наук

^ ЛОКОСОВ Вячеслав Вениаминович


Официальные - член-корреспондент РАН, доктор

оппоненты: философских наук, профессор

^ ТОЩЕНКО Жан Терентьевич

- доктор философских наук, профессор

ГАРАДЖА Виктор Иванович

- доктор социологических наук КОВАЛЕВ Валерий Иванович




Ведущая организация - Институт социологии РАН


Защита состоится 10 июня 2009 г. в 11.00 час. на заседании диссертационного совета Д.002.088.03 при Институте социально-политических исследований РАН по адресу: 119991, Москва, Ленинский проспект, д.32 «А», 12 этаж, ком. 1227.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ИСПИ РАН.


Автореферат разослан «___»________________2009 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета КОВАЛЕВА

кандидат философских наук Татьяна Васильевна


^ I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.


Актуальность и научная значимость исследования. В конце ХХ – начале ХХI века в мире с новой силой зазвучала тема цивилизационных конфликтов, в которых одну из главных ролей играет религия. Современная международная политическая ситуация складывается таким образом, что фактор религии зачастую оказывается важным для решения политических и социально-экономических проблем. В российском обществе значение религиозного фактора также существенно выросло в течение последних десятилетий: увеличилось число верующих, большинство россиян по самоидентификации - православные, мусульманами себя называют от 5% до 7% россиян. Возросла роль религии в сфере политики, в системе власти. О значительном влиянии РПЦ на жизнь постсоветского российского общества говорит тот факт, что церковь находится в числе немногих социальных институтов, которые пользуются доверием граждан России. Одним из заметных последствий российских политических реформ начала девяностых годов ХХ века стало возвращение церкви в жизнь общества. Современные церковно-государственные отношения являются одной из наиболее актуальных тем общественных дискуссий и в научных изданиях, и в СМИ.

На протяжении десятилетий советские социологи прогнозировали, что роль религии в современном обществе будет неуклонно снижаться. С точки зрения автора исследования, понимание секуляризации как линейного однонаправленного процесса, ведущего к упадку роли религии в обществе, приходит в противоречие с современной религиозной ситуацией в России, с ростом религиозности населения и уровня доверия к церкви. Этот подход устарел и необходимо направить усилия на поиски адекватной концептуальной модели, объясняющей происходящие изменения.

Данное диссертационное исследование посвящено анализу процесса секуляризации, связанного с изменением положения православной церкви, церковно-государственных отношений, православного религиозного мировоззрения в российском обществе. К православию себя традиционно относит большинство россиян, оно играет одну из важнейших ролей в истории и культуре России, и именно в отношении православной церкви принимались основные меры секуляризации.

Таким образом, актуальность исследуемой проблемы обусловлена:

- активизацией роли религиозного фактора в современном мире;

- повышением роли религии в жизни современного российского общества, укреплением церкви как социального института, ростом уровня религиозности россиян и  актуальностью проблемы церковно-государственных, церковно-общественных отношений в современной России;

- актуальностью темы секуляризации современного общества в социологии религии;

- необходимостью разработки новой концепции процесса секуляризации, способной объяснить изменение религиозного мировоззрения, происходящее в современном российском обществе и недостаточностью в отечественной социологии комплексного анализа секуляризационных процессов в России, получивших распространение с конца XVII века;

- необходимостью более тщательного изучения и анализа прошлого опыта взаимоотношений церкви и государства в России, с целью выявления закономерностей изменения религиозного мировоззрения общества и последствий этого процесса для социально-политического развития страны;

- необходимостью изучения процессов секуляризации, влияющих на изменение мировоззрения индивидов, выявления закономерностей и особенностей секуляризационных процессов, имеющих большое влияние на изменение социальных, экономических и политических условий жизни общества;

- поисками объединяющих социум общественных структур и институтов, потребностью в национальной и культурной самоидентификации;

- потребностью иметь прогнозируемый сценарий динамики религиозного мировоззрения населения России и процесса секуляризации.

^ Степень научной разработанности проблемы.

Процесс секуляризации в современном обществе стал одной из главных тем исследований и дискуссий в мировой социологии на протяжении последних пятидесяти лет. Сложилось несколько интересных, иногда противоречащих друг другу, иногда дополняющих друг друга, подходов к феномену секуляризации. Классические социологические теории секуляризации были разработаны П.Бергером, Т.Лукманом, Н.Луманом, Б.Уилсоном1. Процесс секуляризации изучался Т.Парсонсом и Р.Белла2. Анализ процесса секуляризации представлен в работах П.Глазнера, Э.Грили, Д.Мартина, Р.Старка, Р.Фенна3. Некоторыми учеными предпринимались попытки построения единой секуляризационной парадигмы: К.Доббелер, О.Тшаннен, Ф.Горски4. В последнее десятилетие возникли новые подходы к оценке процесса секуляризации, разработанные С.Брюсом, Д.Эвьер-Лежер, Х.Казановой, М.Чавесом, Г.Дэви5. Ряд социологов, наблюдая рост религиозности во многих странах современного мира, пришли к выводу о необходимости отказаться от теории секуляризации в ее классическом виде (П.Бергер, Р.Старк).

Примерно в то же время, что и на Западе, секуляризационная теория развивалась и в советской социологии. Ее разрабатывали Ю.А.Левада, Р.А.Лопаткин, Д.М.Угринович, И.Н.Яблоков1. В постсоветский период свою интерпретацию процесса секуляризации в современном обществе дает В.И.Гараджа2. Теоретическим анализом понятия секуляризации занимается Е.Д.Руткевич3.

Тема цикличности социальных процессов присутствует в общественных науках с давнего времени. Циклический подход характерен для теорий Т.Кампанеллы, Ж.Б.Вико, Н.Макиавелли. В России циклические теории общественного развития были разработаны Н.Я.Данилевским, К.Н.Леонтьевым, в наше время - Н.Н.Гумилевым, А.С.Панариным. В западной традиции в истории и социологии широко известны циклические концепции А.Тойнби, О.Шпенглера, Э.Дюркгейма, В.Зомбарта, Ф.Броделя. В ХХ веке наиболее известной циклической концепцией в социологии стала работа П.А.Сорокина «Социальная и культурная динамика»4. В конце ХХ в. циклические концепции появились и в социологии религии - циклическая теория секуляризации Р.Старка и У.Бэинбриджа. Анализ нелинейных циклических теорий в общественных науках представлен в монографии И.Б.Орловой5, а также в учебнике «Социология. Основы общей теории»6.

В отечественной социологии существует недостаток работ, посвященных анализу процесса секуляризации в России в дореволюционный период. В работах крупнейших отечественных историков - С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, С.Ф.Платонова, П.Н.Милюкова, Г.В.Вернадского, М.М.Карповича, Н.М.Никольского, современного историка П.В.Седова - описаны отношения церкви и общества, церкви и государства, а также даны точные статистические сведения о мерах секуляризации1.

Глубокий анализ начала процесса секуляризации в русском обществе в XVII-XVIII вв. был дан культурологами и историками В.В.Бычковым, Д.С.Лихачевым, Ю.А.Лотманом, А.М.Панченко, Б.А.Успенским2.

Важнейшей работой, посвященной процессам секуляризации в России, является коллективная монография «Русское Православие. Вехи истории»3, в которой принимали участие известные советские социологи. Процессы секуляризации накануне Октябрьской революции изучены социологами Л.И.Емелях4, И.З.Кадсон5.

Анализу изменения религиозного мировоззрения российской интеллигенции в дореволюционный период посвящены работы социологов В.Ф.Чесноковой (под псевд. К.Касьяновой)6, Е.С.Элбакян7. Работа Л.А.Андреевой8 касается изучения процессов секуляризации среди рабочих и крестьян в период с начала XIX века до начала ХХ века.

Лишь недавно начали появляться работы, посвященные изучению работы Синода как государственного учреждения, в этой связи следует упомянуть работу С.И.Алексеевой1.

Богатый фактологический материал по истории отношений церкви и общества, церкви и государства, а также мер секуляризации церковного имущества представлен в работах историков церкви и философов А.В.Карташева, Г.Митрофанова, В.П.Рябушинского, Д.В.Поспеловского, Г.Флоровского, В.Цыпина2. Общая характеристика мировоззрения русского дореволюционного общества и господствующие философские, религиозные и социальные доктрины изложены В.В.Зеньковским3. Глубокий анализ изменения религиозного мировоззрения и его связь с социально-политическими течениями в обществе представлены в работах И.А.Ильина4, Л.А.Тихомирова. В работах Л.А.Тихомирова дан также детальный анализ отношений церкви и государства накануне революции5.

Из зарубежных авторов, изучавших проблему становления русского общества, в том числе особую роль религиозного вопроса, следует назвать Дж.Биллингтона6. А.Тойнби изучал взаимоотношения русской православной и западной цивилизаций. Изучению положения русской церкви в России конца XIX-начала ХХ вв. посвящены работы американского ученого Г.Фриза7.

Элементы анализа процесса секуляризации в начале советского периода даны в сборнике «Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет», в работе экономиста С.Г.Струмилина1. Хотя принято считать, что социологические опросы религиозности населения в первые десятилетия советской власти не обладают эмпирической достоверностью, с нашей точки зрения, определенную ценную информацию они все же несут. Обстоятельные обзоры, касающиеся процесса секуляризации в течение советского периода, были выполнены Г.В.Воронцовым2, В.Д.Кобецким3, В.И.Гараджой4.

Интересный анализ личных биографий в связи с изменением религиозного мировоззрения в период с конца XIX в. до конца ХХ в. предпринят в работе В.Безрогова5.

Эмпирическое изучение процессов секуляризации в советский период основано на исследованиях, проводившихся нашими социологами. Многоаспектным теоретическим и практическим анализом религиозности населения занимались Н.П.Андрианов, А.И.Демьянов, Е.К.Дулуман, А.С.Иванов, А.И.Клибанов, В.Д.Кобецкий, А.И.Кудряшов, А.А.Лебедев, Б.А.Лобовик, Р.А.Лопаткин, А.Т.Москаленко, В.В.Павлюк, В.Г.Пивоваров, М.Г.Писманик, В.Танчер, М.К.Тепляков, Д.М.Угринович, А.А.Чечулин, И.Н.Яблоков 6.

Изучением религиозности населения в современной России занимались Т.И.Варзанова, Л.Н.Митрохин, М.П.Мчедлов1. Проблемам исследования современной религиозной ситуации в России посвящены работы Т.П.Беловой, Л.М.Воронцовой, И.Г.Каргиной, Е.А.Кублицкой, С.Д.Лебедева, Р.Н.Лункина, С.Б.Филатова, Д.Е.Фурмана, В.Ф.Чесноковой2. Анализ современных церковно-государственных, церковно-общественных отношений представлен в работах Л.А.Андреевой, В.В.Локосова, Г.В.Осипова, Ж.Т.Тощенко3.

Целью данного диссертационной работы является определение специфических закономерностей развития процесса секуляризации в России на основе проведения комплексного анализа процесса секуляризации в российском обществе, обобщения и типологизации концепций секуляризации, существующих в современной социологии религии.

Для достижения данной цели ставится ряд исследовательских задач:

Теоретико-методологических:

– разработка концептуальной модели секуляризации российского общества;

– анализ развития концепций секуляризации, разработанных в западной и отечественной социологии религии, изучение парадигмального подхода к процессу секуляризации в социологии религии;

– типологизация и обобщение теоретических направлений и подходов к изучению процесса секуляризации в современной социологии религии, выявление новых трендов в понимании процесса секуляризации в современной социологии религии;

– выявление и систематизация особенностей процесса секуляризации в России в период с конца XVII века до начала ХХI века;

Прикладных:

– выявление связи процесса секуляризации российского образованного общества с процессом европеизации, начавшегося в то же время, что и процесс секуляризации;

– изучение становления светской европейской модели образования в России и анализ влияния сложившейся системы образования на процессы секуляризации и европеизации формирующегося образованного общества, изучение процесса складывания «образованного общества» в России, его социального состава;

– изучение динамики религиозного мировоззрения в российском образованном обществе;

– анализ отношений церкви и государства, включая меры секуляризации церковного землевладения и церковного имущества, изучение изменения функций церкви как общественного института в российском обществе в указанный период;

– анализ изменений, происходящих в самой церкви (церковная организация) под влиянием процесса секуляризации;

– анализ методик исследований религиозности населения в отечественной и западной социологии, разработка новых методик изучения религиозного мировоззрения;

– анализ современной религиозной ситуации в России, на основе собранного с участием автора эмпирического материала;

– прогноз изменения религиозного мировоззрения россиян в среднесрочный период.

^ Объектом исследования является процесс секуляризации российского общества от реформ Петра I (конец XVII – начало XVIII вв.) до начала ХХI века.

Предмет исследования – характер и направленность изменения религиозного мировоззрения российского образованного общества, церковно-государственных отношений, функций церкви как общественного института, а также изменения в самой церкви, как в религиозной организации, происходившие в России с конца XVII до начала XXI.

^ Основная гипотеза исследования: предполагается, что процесс секуляризации в России тесно связан с процессом европеизации. В значительной степени процессы секуляризации и европеизации российского общества могли определяться различными моделями светского европейского образования, установившимися в России. В процессе секуляризации российского общества можно выявить определенные повторяющиеся фазы, характеризующие изменения религиозного мировоззрения, что позволяет выдвинуть предположение о циклическом характере процесса секуляризации российского общества. Изменение функций церкви в российском обществе в процессе секуляризации возможно носит нелинейный характер. Процесс секуляризации оказывает влияние на саму церковь, происходят изменения внутри церкви, но они могут быть обратимыми. Понимание процесса секуляризации в России как циклического может объяснить современную религиозную ситуацию в российском обществе.

^ Теоретической и методологической основой исследования являются концептуальные положения теорий и парадигм секуляризации, структурно-функциональный подход, основы методологии исследования религиозности населения в социологии религии. В работе использован принцип междисциплинарности, который позволяет исследовать процесс секуляризации средствами как социологического, так и исторического, культурологического, философского методов и подходов.

^ Эмпирическая база работы основывается на материалах трех социологических исследований религиозности населения, проведенных с участием автора при поддержке гранта РГНФ № 04-03-00364а (рук. иссл. д.с.н. Локосов В.В., к.с.н. Синелина Ю.Ю.).

^ Методы исследования, примененные в работе. Социологические: институциональный, метод анализа и синтеза, генетический, анализ документов, биографический; методы социологических опросов: выборочный, группировок, шкалирование, индексирование; исторические: сравнительно-исторический, кросскультурного сравнения, ретроспективный, идиографический.

^ Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертационном исследовании выполнен комплексный анализ процесса секуляризации в России с конца XVII в. и до сегодняшнего времени, обоснован циклический характер процесса секуляризации в России, выявлена его специфика и определены фазы его развития.

– Разработана концептуальная циклическая модель развития российского общества с точки зрения изменения религиозного мировоззрения.

– Впервые в отечественной социологии проведены анализ и типологизация концепций секуляризации в социологической теории (шесть основных типов: «классические», «секуляризация как изменение роли религии в обществе», «альтернативные», «критические», «марксистские», «парадигмальный» подход).

– Представлены новые теоретические направления в анализе процесса секуляризации («неоклассические», «религиозная экономика», «десекуляризация»).

– В научный оборот отечественной социологии введен обширный теоретический материал, касающийся развития концепций секуляризации в западной социологии религии, выявлены новейшие ее тренды.

– Проанализирован широкий спектр методологических и методических подходов к исследованию религиозности населения в западной и отечественной социологии религии, разработана новая методика анализа суеверного поведения респондентов (показатель суеверного поведения).

– Изучены пути формирования и изменение социального состава «образованного общества» в России, рассмотрена роль религиозного компонента в образовательных программах светских учебных учреждений.

– Впервые проанализированы изменения функций церкви как общественного института на протяжении всего процесса секуляризации в России (флуктуации функций церкви как социального института), а также изучены изменения внутри самой церкви, как религиозной организации.

– Изучена динамика религиозности россиян в современной России и дан прогноз изменения религиозного мировоззрения россиян в среднесрочный период.

^ Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что введенный в научный оборот отечественной социологии обширный теоретический материал дает возможность творчески использовать наработанный в западной социологии комплекс идей, относительно процесса секуляризации, способствует развитию новых направлений в отечественной социологии религии. Он может использоваться в образовательных целях для преподавания в вузах, в подготовке учебных курсов по социологии религии, теории секуляризации. На основе предложенной модели развития общества в религиозном контексте можно спрогнозировать основные тенденции изменения религиозного мировоззрения россиян. Проведенное исследование позволяет объяснить причины изменения религиозного мировоззрения населения и изменения функций церкви как общественного института, происходящих в современном российском обществе. Изучение специфики религиозного мировоззрения представителей российского образованного общества в прошлом позволяет более адекватно подходить к изучению религиозного мировоззрения наших современников, более правильно выбирать и формулировать показатели и индикаторы процесса секуляризации. Анализ методологических подходов к изучению религиозности населения, предпринятый в диссертационном исследовании, предлагает пути модернизации методик исследования религиозности населения, применяемых сегодня в отечественной социологии.

^ Основные положения, выносимые на защиту.

– Секуляризацию следует понимать как нелинейный процесс изменения положения религии, религиозных институтов в обществе, изменения религиозного мировоззрения населения, а не как однонаправленный процесс, ведущий к упадку религии и религиозности в обществе;

– В России существует свои характерные особенности и тенденции развития секуляризации. Процесс секуляризации в России определен процессом модернизации российского общества, начальным периодом которого следует рассматривать европеизацию, процессы секуляризации и европеизации взаимосвязаны и шли параллельно друг другу.

– Секуляризация и европеизация были во многом обусловлены системой светского европейского образования, установленной в российском обществе, и проходили, прежде всего, в образованной части российского общества.

– Процесс секуляризации в российском образованном обществе характеризуется неоднократно повторяющейся определенной последовательностью изменения религиозного мировоззрения, что позволяет говорить о циклическом характере секуляризации в России. В каждом цикле секуляризации определенный социальный слой выступает основным носителем этого процесса. Российское общество прошло через три цикла секуляризации: дворянский, разночинский, рабоче-крестьянский. В каждом из трех циклов секуляризации можно выделить определенные фазы изменения религиозного мировоззрения.

– Функции церкви как социального института менялись в течение секуляризации - это сложный нелинейный процесс, обусловленный социальными процессами функциональной дифференциации, институциональной специализации. Но в России он в значительной степени определяется также мировоззрением личностей, возглавляющих властные структуры и обладающих правом принятия решений, и активностью социальных групп, выступающих за сужение или расширение функций церкви в обществе.

– Процесс секуляризации может вызвать изменения в самой церкви, в системе церковного управления, однако эти процессы являются обратимыми и зависят от активности социальных групп, отстаивающих определенные ценности и установки.

– Понимание процесса секуляризации как циклического позволяет объяснить современные явления изменения религиозного мировоззрения россиян и активизацию роли церкви в общественной жизни России, а также прогнозировать сохранение преобладающего влияния православия как религиозной традиции и РПЦ как общественного института в российском обществе в среднесрочный период.

Апробация результатов исследования реализовалась автором:

- на европейской социологической конференции «Европейская социальная теория: источники и вызовы» (24.09-26.09 2002 г.) («Процессы секуляризации и европеизации в России и эволюция религиозного мировоззрения россиян») ;

- на Социологических чтениях в Рузе (28.01- 2.02 2003 г.) («Изменение уровня религиозности населения в контексте циклического характера процесса секуляризации в России») ;

- на Ломоновских чтениях в МГУ (апрель 2003 г.) («Процессы секуляризации и европеизации в социальной истории России»);

- на Всероссийской научно-теоретической конференции «Православие и правосознание: история и современность» в Московском Университете МВД России (3 февраля 2005 г.) («Процесс воцерковления населения в современной России»);

- на Секции социологии религии III Всероссийского социологического конгресса (22 октября 2008 г.) («Динамика религиозности населения России (православные и мусульмане)»);

- на IV Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения» (9-10 декабря 2008 г.) («Циклические теории в социологии религии»);

- в проведении одного регионального – Ярославская область (2003 г.) и двух всероссийских социологических исследований религиозности населения (2004 и 2006 гг.) при поддержке гранта РГНФ 04-03-00364а (рук. иссл. д.с.н. В.В.Локосов, к.с.н. Ю.Ю.Синелина).

Результаты исследований опубликованы в 4 монографиях общим объемом 32 п.л., в 8 коллективных монографиях, в 8 статьях в рецензируемых научных журналах.

^ Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, включающих двенадцать параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.


^ II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во введении обосновываются научная актуальность и научная значимость исследования, степень разработанности в научной литературе, формулируются его цели и задачи, определяется предмет и объект, выдвигается гипотеза исследования, излагается теоретико-методологическая база, эмпирические источники, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе - Методологические основы изучения процесса секуляризации - представлены основные теоретические подходы к изучению процесса секуляризации в социологии религии, анализируется связь между процессом секуляризации и процессом модернизации общества.

В первом параграфе - Социологические теории секуляризации - анализируются пути развития теории секуляризации в западной и отечественной социологии религии, описаны новейшие тенденции в развитии теории секуляризации.

Термин «секуляризационная теория» относится к научным работам, начиная с 50-60 гг. ХХ века, хотя ключевая идея теории восходит к Просвещению и суть ее в том, что модернизация неизбежно приводит к упадку религии и в обществе, и в умах людей.

В американской социологии это понятие стало заметным в конце 50–х годов ХХ века. К началу 1970-х секуляризация стала доминирующей теорией в социологии религии, причем как в капиталистических, так и в социалистических странах.

В течение следующих двадцати лет сложилось несколько подходов к процессу секуляризации в современном обществе. Первое направление представлено П.Бергером, Б.Уилсоном, Т.Лукманом, Н.Луманом, Т.О'Ди, которые стали принципиальными защитниками классической секуляризационной концепции, которая утверждает, что секуляризация представляет необратимый процесс, который неуклонно ведет к сокращению сферы действия религии, к прогрессирующему упадку или исчезновению институционализированной религии (классические теории секуляризации). Второе направление в развитии теории секуляризации представляют ученые, которые утверждали, что секуляризация означает лишь изменение роли религии в обществе, что на смену изжившим себя формам религии приходят новые, но религия продолжает существовать. В секуляризации они видят нормальный здоровый процесс, способный может быть даже усилить влияние религии в ее обновленных образцах (Т.Парсонс, Р.Белла). Третье направление представляют социологи, которые высказывают сомнения в существовании однонаправленного процесса секуляризации как упадка религии и религиозности в современном обществе и предлагают собственную трактовку процесса религиозного изменения: Д.Мартин, Р.Старк, Р.Фенн (альтернативные теории). Четвертое направление – критика классической теории секуляризации (П.Глазнер, Э.Грили) (критические теории). Пятое направление – теории секуляризации, разрабатывавшиеся советскими учеными (Р.А.Лопаткин, Д.М.Угринович, И.Н.Яблоков) (марксистские теории). В отдельную группу следует выделить тех социологов, которые стремились выработать общую парадигму секуляризации (К.Доббелер, О.Тшаннен, Ф.Горски) (парадигмальный подход). В первом параграфе кратко охарактеризованы основные положения секуляризационных теорий вышеуказанных авторов.

С начала 80-х годов предпринимаются попытки построить некую парадигму секуляризации, которая включала бы в себя весь спектр существующих секуляризационных теорий. В первой половине 80-х годов бельгийский ученый К.Доббелер критически проанализировал объяснения общей теории секуляризации у разных социологов (П.Бергера, Т.Лукмана, Б.Уилсона, Т.Парсонса, Р.Бела, Д.Мартина, Р.Фенна и отчасти марксистской социологии) и попытался свести их к основной парадигме. Он предложил точно определить разные измерения понятия секуляризации и работать по направлению к выработке определенной концепции. Он понимал секуляризацию как сложный комплексный процесс, включающий три основных аспекта: 1) секуляризация – обозначает социальный процесс, в котором всеохватывающие и трансцендентные религиозные системы понижаются до уровня подсистем общества наряду с другими подсистемами; 2) изменение в религиозной вовлеченности, во влияния религии на отдельных индивидов; 3) религиозное изменение - изменение в сфере самой религии (в вероучении, культе, церковной организации), совершающееся под воздействием общих социальных изменений.

В 1991 г. швейцарский ученый О.Тшаннен изучил систематизированные теории секуляризации тех же авторов, что и К.Доббелер (Т.Лукман, П.Бергер, Б.Уилсон, Д.Мартин, Р.Фенн, Т.Парсонс, Р.Белла). Свою парадигму Тшаннен основывает на ядре из трех элементов: дифференциация, рационализация, светскость. Последствиями дифференциации являются автономизация (других институтов от религии), приватизация, генерализация, плюрализация, снижение участия в религиозной практике. О.Тшаннен приходит к выводу о том, что хотя парадигма и не представлена полностью ни в одной из семи теорий, но ее сердцевинный элемент – дифференциация – разделяется всеми.

В течение 80–х годов в западной социологии шла дискуссия, посвященная вопросам секуляризации. Иногда в этой дискуссии вопросом спора было не то, идет или нет процесс секуляризации, а существует или нет сама «теория секуляризации». Тем ни менее сторонники теории секуляризации не отказались от своих взглядов и продолжали попытки построения единой секуляризационной парадигмы.

Во второй половине 80-х годов оформился новый подход к процессам религиозного изменения, происходящего на Западе (прежде всего в США), направленный против традиционного понимания процесса секуляризации. О нем было заявлено в работе Р.Старка и У.Бэинбриджа в 1985 году. Также к этому направлению следует отнести Р.Финка, Л.Ианнакона. Центральным для этой теории является понятие «религиозной экономики».

Основной тенденцией конца XX – начала ХХI в. в развитии теории секуляризации можно назвать обострение противостояния американских и европейских социологов религии в их понимании процессов изменения религиозного мировоззрения. Для европейских защитников традиционной теории секуляризация представляется эмпирически неопровержимым свершившимся фактом. Американские социологи подвергают сомнению один из основных тезисов секуляризационной теории о том, что модернизация ведет к упадку религии, и на этом основании отрицают теорию секуляризации или, по крайней мере, ее утверждение об упадке религиозности, считая ее европейским мифом (Р.Старк).

Другая тенденция, появившаяся в 90-х годах ХХ века в западной социологии религии - историизация споров о секуляризации. Чтобы доказать свою правоту, сторонники того или иного подхода обращались к сравнительному историческому анализу, чтобы подтвердить свою точку зрения. Эту тенденцию можно обнаружить в работах Р.Старка, Э.Грили, А.Эвьер-Лежер, С.Брюса, Х.Казановы, Ф.Горски.

В современной западной социологии существует несколько направлений, предлагающих новые подходы к анализу процессов секуляризации, опирающихся на уже известные теории секуляризации (неоклассические теории секуляризации). Их разрабатывают такие социологи как С.Брюс, Х.Казанова, Д.Эвьер-Лежер.

Американский ученый




оставить комментарий
страница1/3
Дата16.10.2011
Размер0.61 Mb.
ТипАвтореферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх