Неводничек Воспитание нравственных семейных ценностей у молодёжи в условиях современного общества icon

Неводничек Воспитание нравственных семейных ценностей у молодёжи в условиях современного общества


Смотрите также:
Отечественной Войне «кадры Победы»...
Воспитание духовно-нравственных ценностей в школе...
Роль религиозного фактора, традиционных...
Встречи: «Духовно- нравственное воспитание молодёжи...
Воспитание духовно-нравственных ценностей школьников через деятельность научно-практической...
Классный час на тему: «Милосердие и доброта победят бесчеловечность»...
Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках литературного чтения...
Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках литературного чтения...
I международного фестиваля социальных технологий в защиту семейных ценностей...
«Функции современного государства»...
В. В. Яковлев моу «Пригородная средняя общеобразовательная школа»...
«Девиантнтное поведение студенческой молодёжи»...



Загрузка...
скачать
На правах рукописи


игумен Августин ( Неводничек )


Воспитание нравственных семейных ценностей у молодёжи в условиях современного общества


Специальность: педагогика


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата богословия


Сергиев Посад

2011


Работа выполнена на кафедре церковно-практических дисциплин Московской духовной академии


Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент

игумен Киприан (Ященко)


Официальные оппоненты: кандидат богословия
^

иерей Олег Мумриков



кандидат богословия,

кандидат физико-математических наук,

доцент Вильнюсского Педагогического

университета


^ Янушкявичене Ольга Леонидовна


Защита состоится “ 4 ” июня 2011 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета в Московской духовной академии по адресу: 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Лавра, Академия, малый актовый зал.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МДА.


Автореферат разослан “ ” мая 2011 г.


Ученый секретарь


^ Общая характеристика исследования


В современном светском обществе наблюдается значительный диссонанс с христианским учением о взаимоотношениях мужчины и женщины. И прежде всего это касается нашей страны - России. Очень редко мы встречаем ту одухотворённость во взаимоотношениях супругов, о которой говорит и к которой призывает христианство.

Забвение тайны брака привело к тем страшным последствиям, которые испытывает современное общество. Большое количество супружеских измен, ужасающее количество абортов и разводов, спад рождаемости и малодетность современных семей, огромное количество беспризорных детей - вот далеко не полный перечень следствий забвения этой тайны.

Всеми вышеизложенными фактами обуславливается важность и практическая ценность исследования предложенной темы.

Целью данной работы является попытка рассмотреть возможность богословского освещения этико-семейных отношений для молодёжи в условиях современного общества.

Объектом исследования является молодежь, живущая в условиях современного российского общества.

Предметом исследования является процесс воспитания нравственных семейных ценностей у молодёжи в условиях современного общества.

Задачи данной работы заключаются в следующем:

- дать краткую характеристику духовно-нравственного состояния современного общества;

- определить содержание понятия «богословское освещение этико-семейных отношений»;

- определить сензитивный период для воспитания ценностного отношения к семье у молодёжи;

- выявить общий содержательный компонент программы «Богословское освещение этико-семейных отношений для молодёжи»;

- определить формы и методы воспитания нравственных семейных ценностей у молодёжи;

- разработать курс «Богословское освещение этико-семейных отношений для молодёжи» на основе православного учения о таинстве брака.


Методологической основой работы послужила система общенаучных принципов: целостности и преемственности, а так же аксиологического подхода, меж­дисциплинарного подхода, комплексно-системного подхода.

Учитывая, что в основании данной работы лежит многолетняя экспериментально - педагогическая деятельность, можно выделить следующие методы исследования:

теоретические - анализ богословской, психолого-педагогической литературы, методических рекомендаций и учебно-методических пособий;

эмпирические - прямое и косвенное наблюдение, беседы с педагогами, родителями и учащимися.

В настоящее время нам не удалось обнаружить работы, в которой интересующие нас понятия излагались бы системно. Между тем, в разрозненном виде мы найдём немало материалов на эту тему. Проведём краткий обзор этой литературы.

Из работ, являющихся частью святоотеческого наследия, особенно можно выделить беседы и проповеди святителя Иоанна Златоуста1, в которых вполне доступно раскрывается значение целомудрия и глубокое содержание таинства брака.

Из изданий, преследующих собственно педагогические цели, можно отметить книгу священника Ильи Шугаева «Один раз на всю жизнь»2, которая за несколько последних лет была переиздана уже много раз. Следует заметить, что в целом она носит публицистический характер и не содержит систематического богословского освещения интересующих нас вопросов. Хотелось бы отметить особый стиль изложения мыслей автором этой книги, который весьма органично адаптирован к сознанию учащихся старшего школьного возраста, что делает книгу довольно популярной и читаемой.

Далее можно отметить книгу священника Анатолия Гармаева «Культура семейных отношений»3, в которой автор довольно систематично, с богословской позиции пытается разбирать вопросы, связанные с созданием и жизнью семьи. Но излишний субъективизм автора, на наш взгляд, делает эту работу не всегда удобной в использовании.

В 2005 году в Костроме вышло учебное пособие «Культура семьи»4. Авторы этой работы Н.Г. Храмова, Г.Г. Алексеева и А.А. Сараева попытались в контексте святоотеческой традиции представить материал, касающийся проблем современной семьи. В содержании пособия были интегрированы богословско-исторические и психолого-педагогические подходы изложения. Следуя в правильном направлении, авторы этого учебного пособия, тем не менее, не смогли дать достаточно ясного богословского освещения вопросов, касающихся создания и жизни семьи. Ещё одним недостатком, на наш взгляд, является излишняя информативная и терминологическая перегруженность этой работы.

Также можно отметить главу «Нравственность и пол» из учебного пособия «Основы нравственности»5, составленного Р.В. Янушкявичусом и О.Л. Янушкявичене, где предлагается попытка осмысления наиболее актуальных вопросов, связанных со сферой пола в человеке. В освещении вопросов пола авторы в основном используют работу профессора протоиерея Василия Зеньковского «На пороге зрелости»6.

В ряде работ интересующий нас материал представлен менее системно, что, однако, никак не умаляет их качества и значимости.

Из дореволюционной литературы можно отметить работу Н. Страхова «Христианское учение о браке и противники этого учения»7, работу священника Алексея Рождественского «Семья православного христианина»8, работу Л.И. Писарева «Брак и девство при свете древнехристианской святоотеческой письменности»9, работу А. Гусева «О браке и безбрачии. Против «Крейцеровой сонаты» и послесловия к ней графа Л. Толстого»10.

В продолжение обзора интересующей нас литературы можно привести мнение протоиерея Владимира Воробьёва, проводившего исследование в этой области: «О браке писали русские религиозные философы: Бердяев, Розанов и другие. При том, что их взгляды не всегда согласуются с православным церковным учением, эти философы хорошо почувствовали недостаточность историко-канонического и морального подходов, которые имелись в русском богословии. Более полной с точки зрения богословской явилась книга С.В. Троицкого «Христианская философия брака», изданная в Париже в 1932 г. Но есть более поздняя замечательная работа отца Иоанна Мейендорфа «Брак и Евхаристия». На русском языке она печаталась в «Вестнике РСХД» (номера: 91, 92, 93, 95, 96, 98, 1969 и 1970 гг., ИМКАПРЕСС, Париж)»11.

Этот список можно дополнить работами некоторых выдающихся авторов первой половины XX века, а также работами современных авторов.

Прежде всего хотелось бы отметить работу профессора протоиерея Василия Зеньковского «На пороге зрелости»12 и работу философа Ивана Ильина «О семье»13. В них великолепно показаны философскопсихологические аспекты интересующих нас вопросов.

Есть целый ряд современных авторов, таких как протоиерей Александр Ельчанинов14, протоиерей Глеб Каледа15, протоиерей Артемий Владимиров16, священник Сергий Четвериков17, С. Колумзина18, К. Зорин19, которые с самых разных сторон пытаются рассматривать вопросы, касающиеся взаимоотношения полов. Будучи большей частью адаптированными к категориям современного сознания, работы этих авторов являются великолепным фундаментом для систематичного богословского освещения интересующих нас вопросов.

Кроме того, можно сказать о различных сборниках, изданных в настоящее время, в которых также освещаются интересующие нас темы20.

Во всей приведённой литературе нашли отражение различные аспекты, в той или иной мере имеющие отношение к интересующей нас теме. Но в целом ни одна из отмеченных работ не может быть признана полностью приемлемой для нас в силу специфичности излагаемого в ней материала, который носит или конкретный научно-исследовательский, или слишком публицистичный, или просто несистематичный характер.

Таким образом, можно признать, что на сегодняшний день целостных и комплексных работ, где предпринимается попытка рассмотреть возможность богословского освещения этико-семейных отношений для молодёжи не существует. Именно этим определяется актуальность и необходимость проводимой нами работы.


^ Основные результаты, полученные в работе:

на основании учения святителя Иоанна Златоуста, работ профессора протоиерея Василия Зеньковского, профессора С.В. Троицкого и др. была выявлена система нравственных семейных ценностей; обоснована и опытно подтверждена необходимость воспитания нравственных семейных ценностей у молодежи в условиях современного общества; предложена система воспитания нравственных семейных ценностей у учащихся старших классов, включающая организацию занятий по программе «Богословское освещение этико-семейных отношений для молодёжи» и целенаправленное сотрудничество педагогов с родителями, составлен оригинальный конспект лекций для занятий по программе «Богословское освещение этико-семейных отношений для молодёжи» на основе православного учения о таинстве брака.


Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные в исследовании содержание, формы и методы воспитания нравственных семейных ценностей у молодёжи дают возможность организовать учебную деятельность старших школьников на приходе и в общеобразовательных учреждениях. Научно-методические материалы разработанной и внедренной программы «Богословское освещение этико-семейных отношений для молодёжи» могут найти применение в практической деятельности учителей при разработке элективных, факультативных и спецкурсов по духовно-нравственному воспитанию. Полученные материалы и выводы из проведенного исследования могут быть использованы в воскресных школах и общеобразовательных учреждениях при чтении лекций, спецкурсов, спецсеминаров для школьников и студентов, а также для слушателей системы подготовки кадров и повышения квалификации.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, двух приложений и списка литературы. Общий объем диссертации – 358 страниц.


^ Основное содержание диссертации


Во введении обосновывается актуальность и практическая значимость исследования, определяются цели, задачи и методы исследования, демонстрируется структура работы.

Глава I


Краткий анализ духовно-нравственного состояния современного общества


^ В первой главе даётся краткая характеристика духовно-нравственного состояния современного общества и показано, что забвение тайны брака в нём привело к совершенно ненормальным и противоестественным явлениям.


^ I. 1. Европейские «ценности» и Россия


Зародившаяся в XVIII и получившая развитие в XIX столетии либеральная доктрина спровоцировала немало различных потрясений. Абсолютной и конечной ценностью этой доктрины был объявлен человек и его благо. Предшествовавшая этим событиям эпоха Ренессанса  вполне сформировала такую концепцию человекоцентричности мироздания. Комплекс идей языческого происхождения, который был органичен т.н. эпохе Возрождения, сформировал совсем нехристианский стандарт в некогда христианской Европе.

Падший, находящийся во грехе человек, который, по учению Церкви, нуждается в Благодатном Божественном врачевании, объявлялся совершенным средоточием бытия. Теоцентрической духовной традиции был противопоставлен антропоцентрический гуманизм.

Такой инволюционный по отношению к христианским ценностям ход развития общественной мысли в Европе способствовал утверждению и развитию языческой этики, которая, в первую очередь, постулировала свободу человека как высшую ценность его земного бытия. Но о какой свободе идёт речь? Прежде всего, о свободе внешнеполитической и личной.

Но христианство понимает свободу значительно глубже. Христианство утверждает, что свобода является одной из важнейших черт богоподобия в человеке, и свободой признаётся не отсутствие внешних ограничений для человека, но присутствие внутреннего контроля над тем, что порабощает человека.

Речь идёт о свободе от рабства греху. При отсутствии такого уровня свободы внутри человека внешняя свобода лишь сильнее закабалит его, заставляя работать безумству страстей. Свобода обернётся вседозволенностью и своеволием.

Основным признаком нового сознания стал рационализм уверенность в безграничных возможностях человеческого разума.

Именно так складывался тот стандарт понятий, который мы сейчас называем либеральный (или гуманистический, или современный), окончательно конституированный во Всеобщей декларации прав человека 1948 года.

Пересмотрев основы христианской этики, либеральное общество предложило свои нравственные стандарты.

Для России это, безусловно, тоже имело и имеет значение. Влияние европейской культуры в России ощущалось и продолжает ощущаться. Мы можем сказать, что, вслед за постхристианской Европой, в России светский гуманизм также претендует на то, чтобы подменить собой религию, адаптировав ее нравственные императивы к эгоистическим потребностям падшего человека. Таким образом, можно признать, что именно либерализация общества в России негативно повлияла на фундаментальные духовно-нравственные нормы бытия, некогда органичные для государствообразующего большинства.


^ I. 2. Либерализация общества и взаимоотношения полов


В свете всех отмеченных выше процессов современное российское общество живёт искажёнными категориями в вопросах семьи и брака. Защитники традиционных семейных ценностей объявляются ретроградами, а концепция семейных взаимоотношений становится почти диаметрально противоположной христианской.

Само общение полов сейчас нередко мыслится лишь в категориях физиологических отношений. Направленность таких отношений имеет обыкновенно поверхностный характер и заставляет человека оценивать другого исключительно внешне. Главным девизом таких отношений являются слова «главное, чтобы мне было хорошо, если будет плохо – мы расстанемся». Воспринятая в молодые годы подобная «пользовательская» установка легко сохраняется и может сопутствовать человеку всю его жизнь.

Идеал христианского брака, таким образом, оказался очень далёк от того обилия современных, более или менее длительных, совместных «отношений», когда любви противопоставляется достижение эффекта максимального возбуждения и взаимного наслаждения.

В настоящее время мы являемся свидетелями того, что нежелание создавать семьи на духовно-нравственных основах приводит к общественной, семейной и личной трагедии. Те серьёзные испытания, которые предусматривает совместная жизнь супругов, могут легко быть перенесены, если существует обращенность ко Творцу и постижение религиозного смысла совместной жизни. Но семейная жизнь может разрушиться уже на подходе к этим самым испытаниям, если супруги не осознали в своих отношениях глубину большую, чем интимная близость. Огромное количество недолговечных «сожительств» или «гражданских браков» в современной России указывает именно на непонимание глубокой сущности тайны брака.

В итоге мы можем заключить, что забвение тайны брака в современном либеральном обществе привело к различным совершенно ненормальным и противоестественным для человека явлениям. Назовём основные из них: это большое количество супружеских измен и ужасающее количество абортов и разводов, это спад рождаемости и малодетность современных семей, это огромное количество детей, оставшихся без попечения родителей.

Сложившаяся ситуации показывает, что в современном обществе наблюдается низкий уровень сформированности ценностного отношения к семье у различных возрастных групп, в том числе у молодёжи. Мы можем констатировать, что и в современной образовательной системе имеется ряд объективных трудностей, осложняющих формирование у молодёжи нравственных семейных ценностей. К ним, в частности, относятся: отсутствие специальной, целенаправленной, систематической работы по воспитанию нравственных семейных ценностей у молодёжи; недостаточная разработанность методики воспитания нравственных семейных ценностей у молодых людей.

Полученные в ходе краткого анализа данные позволили выявить различные причины, осложняющие воспитание ценностного отношения к семье у молодёжи в условиях современного общества (неверное представление о любви, свободе и т.д.) и сделать вывод о том, что уровень ценностного отношения к семье у молодых людей во многом зависит от содержания и организации учебной деятельности, предполагающей комплексно-системный подход в воспитательном процессе.

Для воспитания ценностного отношения к семье у молодёжи было решено организовать опытную работу по следующим направлениям:

- организация системы занятий по программе «Богословское освещение этико-семейных отношений для молодёжи»;

- совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию ценностного отношения к семье у старшеклассников, организуемая на основе просветительской и практической деятельности.


Глава II


СОДЕРЖАНие основных ПОНЯТИй


^ Во второй главе рассматривается содержание понятия «богословское освещение этико-семейных отношений» и содержание понятия «молодёжь», а также предпринимается попытка выявить характерные черты этих понятий в свете интересующей нас тематики.


^ II. 1. Таинство брака


На основании учения святителя Иоанна Златоуста, работ профессора протоиерея Василия Зеньковского, профессора С.В. Троицкого и др. определяются ключевые положения понятия «богословское освещение этико-семейных отношений»:

  • Пол в человеке является не только репродуктивной категорией. Разность полов, разность психики и организмов предусмотрены Богом, чтобы человек, прежде всего, совершенствовался в любви.

  • Имея разные способности и особенности, Адам и Ева, по замыслу Творца, должны были дополнять друг друга, и соединение в любви двух людей являлось проявлением богоподобных свойств в человеке.

  • Нормальные, гармоничные отношения были расстроены грехопадением. После этого мужчина и женщина более напоминают двух индивидуальных существ, обладающих отдельными природами, чем предусмотренное Господом Богом двуединство.

  • Любовь, бывшая причиной творения, становится и причиной спасения, и в Господе Иисусе Христе брак мужчины и женщины получает своё укрепление и восполнение.

  • Основав Церковь, Господь дал нам возможность самого тесного единения с Собой. Более всего это касается таинства Евхаристии. Являясь высшим осуществлением любви, именно Божественная Евхаристия напитывает супругов, совершая их полное единство.

  • Полноценное бытие человека невозможно без любви, без приобретения её как свойства. Происходит это на пути деятельного преодоления человеком самого себя, и именно семья может стать хорошей школой подлинной любви.

  • Отношения людей, вступивших в брачный союз, должны быть отражением самоотдающей любви Бога к людям. Такая любовь должна преображать супругов, от силы в силу возводя их к состоянию богоподобия, позволяя осуществляться замыслу Божию о человеке.


Все отмеченные положения задали вполне конкретное направление для определения содержательного компонента интересующей нас программы.


^ II. 2. Понятие «молодёжь»


Во второй главе, также, рассматривается понятие «молодёжь» и выявляются его характерные черты в свете интересующей нас тематики. На основании полученных данных определяется наиболее благоприятный период для воспитания ценностного отношения к семье у молодых людей.

Поскольку основной задачей для нас является расположить молодых людей к правильному семейному устроению, для нас наиболее привлекательным определяется период «досемейный», когда семьи ещё нет, но время её создания уже «на пороге». Это, в первую очередь, т.н. старший школьный возраст (1517 лет).

Этот возраст привлекателен и тем, что позволяет работать с молодыми людьми не только в воскресных школах, но и на базе государственных учебных заведений, где они проходят обучение. Это может быть средняя школа, училище или техникум, где все они в это время, как правило, ещё готовятся вступить во взрослую жизнь.

Старший школьный возраст характеризуется активным формированием так называемого чувства взрослости, интенсивным развитием эмоциональной сферы, возможностью формирования ценностных отношений и норм поведения. Все это создает благоприятную основу для развития у старшеклассников высокого уровня ценностного отношения к семье.


^ ГЛАВА III


Содержание, формы и методы воспитания нравственных семейных ценностей


В третьей главе предпринимается попытка определить содержание, методы и формы воспитания нравственных семейных ценностей у молодёжи в условиях современного общества.


^ III. 1. Содержательный компонент программы «Богословское освещение этико-семейных отношений для молодёжи


Для правильного и прочного усвоения интересующих нас вопросов необходимо ознакомление молодых людей с довольно широким спектром понятий, являющихся неотъемлемой частью Предания Церкви. Цель будет достигнута, если понятия, о которых идёт речь, будут усвоены не только умом человека, но повлияют на него целиком, затронув его волю и чувства.

Таким образом, можно указать на возможность воцерковления молодых людей как на общую для всей программы цель. Путь обретения правильного семейного сознания – это путь воцерковления. Приведение человека ко Христу и Евангелию, которое предполагает живой свободный отклик человека в стремлении к Богу, является той высшей целью, которая красной нитью должна проходить через все темы, обсуждаемые с молодёжью в формате интересующих нас встреч.

Вполне справедливо будет отметить, что результатом в православной педагогике можно считать усвоение такого спектра христианских ценностей, когда Евангелие начинает руководить волей человека, существенно влияя на его поведение в целом. Результат будет достигнут, если человек обретёт такую систему мироведения, где в самом центре Бог – Творец и Промыслитель всего, чем мы живём и существуем. Результат будет достигнут, если человек поймёт, что, лишая себя богообщения, лишая себя благодатного укрепления посредством таинств Церкви, он окажется на обочине жизни, вдали от того, о чём (иногда подспудно) тоскует каждый человек. Правильное становление человека невозможно без просвещающего действия благодати Святого Духа, но человек должен оказаться способным эту благодать принять.

Всё это заставляет нас определить принципы, которые способны помочь правильному становлению человека. Все они должны быть основаны на учении Церкви о Боге, мире и человеке, должны помочь педагогу «дать ученикам определенный, неисчезающий, прочный фонд, на котором он сам будет строить впоследствии прочное здание разумного жизнепонимания»21.

Таким образом, мы можем выделить три основных аспекта, которые могут быть положены в основание настоящей программы: христоцентричность, экклезиоцентричность и православное учение о человеке.

В свою очередь, все вышеприведённые аспекты имеют общий фундамент. Это Любовь. Христианство утверждает, что именно любовь лежит в основе бытия нашего мира. Благодаря любви возник наш мир и благодаря ей в жизни всего творения есть смысл. На основании всего того, что открыл Бог о Себе в Библии, мы сейчас с полной уверенностью можем сказать, что Бог творит мир потому, что быть это благо, и Бог дарует это благо потому, что Он есть Любовь (1Ин. 4,16).

Любовь, ставшая причиной творения, становится и причиной спасения людей после грехопадения. Всё, что Господь делает в отношении человека, он делает по любви к нам, желая, чтобы и мы, насколько это возможно, в себе имели любовь. Но за любовь мы не должны выдавать свои чувства, свои удовольствия, свою выгоду и своё благополучие. Любовь осуществляется только в самоотдаче, только в направленности к другому, поэтому главным свойством любви является готовность к самопожертвованию. Лишь в стремлении к таким взаимоотношениям, где ради другого человек готов жертвовать своими привычками, своим комфортом, своим самолюбием, может появиться любовь и может по-настоящему осуществиться брак между мужчиной и женщиной.

Таким образом, все три аспекта: христоцентричность, экклезиоцентричность и православное учение о человеке - должны помочь нам донести до молодёжи учение Церкви о Любви.

Обозначенные аспекты были взяты за основу при определении содержательного компонента программы «Богословское освещение этико-семейных отношений для молодёжи». Её особенность - в органической связи основных богословских понятий с логикой воспитания нравственных семейных ценностей у молодёжи. Она имеет 9 логически связанных между собой разделов. Раскроем их содержание (таблица 1).

Таблица 1

^ Содержание программы «Богословское освещение этико-семейных отношений для молодёжи»


^ Название раздела


Содержание


Тема 1:

Пол в человеке



- Желание создать семью. Проявление пола в человеке. Первая любовь.

- Выбор второй половины. Влюблённость в тело. Влюблённость в особые черты личности человека. Духовная близость.

- Жертвенная любовь как условие для осуществления брака между мужчиной и женщиной. Бог есть Любовь. Любовь и творение.

- Влюблённость и любовь. Правильное устроение жизни пола в человеке - залог крепкой семьи.


Тема 2:

О любви



- Духовность и богоподобие. Подмена любви. Определения любви.

- Библейское описание любви. Жертвенность - наиважнейшее свойство и проявление любви.

- Лучше узнать другого. Приобретение любви. Страсти. Смирение и гордость. Семья – школа любви.



Тема 3:

^ О свободе



- Призвание человека. Образ и подобие Божие. Личность.

- Свобода подлинная и мнимая. Способ приобретения свободы. Любовь и свобода.



Тема 4:

^ Закон цельности и чистоты



- Целомудрие.

- Творение человека. Дух, душа и тело. Иерархия человека.

- Об опасности заблудиться. Иерархия духовного, душевного, телесного и качество брака. Кого больше ценят? Можно ли обворовать себя? Терпение как залог крепкой семьи. Целомудрие – основа брака.

- Что такое зло? Сотворение женщины. Двуединство человека.

- Бог Троица. Мужчина и женщина - отображение богоподобных свойств. Древо познания и целомудрие человека. Первородный грех. Искажения в общении полов.

  • Духовные, нравственные и медицинские последствия пренебрежения человеком богозаповедной чистоты.





Тема 5:

^ Возвращение чистоты



- Спасение, или возвращение целомудрия.

- «Безобидные мысли». Развитие страсти в человеке. Как не попасть в беду?

- Внешний вид и манера одеваться. Как выбирать вторую половину?



Тема 6:

^ Осуществление любви



- Церковь.

- Таинства. Крещение. Евхаристия. Венчание.

- Семья - малая церковь.

- Единство супругов. Любовь и познание.


Тема 7:

^ Мужчина и женщина. Взгляд из «сегодня»



- Европейские «ценности». Либеральная доктрина. Гуманизм. Рационализм.

- О России. Изменение ценностей.

- Любовь для себя. Трагедия подмены любви.



Тема 8:

Феминизм



- Мы разные. Равенство и уникальность мужчины и женщины.

- Отношение к женщине в дохристианском мире. Женщина в христианстве.

- Главенство в семье. Ответственность за семью. Материнство.




Тема 9:

^ Полная семья



- Дети. Материнство – творчество новой жизни. Дети и любовь в семье. Семьи без детей.

- Демографический кризис. Экономический фактор и низкая рождаемость. Нежелание иметь детей. Беды земного Отечества.

- Аборты - самое страшное проявление родительского эгоизма. В защиту жизни. Последствия совершения аборта.





  1. ^ 1.1. Литературные произведения в составе содержательного компонента курса «Богословское освещение этико-семейных отношений для молодёжи»


Неотъемлемой частью структурирования занятий по программе «Богословское освещение этико-семейных отношений для молодёжи» является установление связей содержания программы с содержанием других учебных предметов воскресных и общеобразовательных школ (Библейская история, нравственное богословие, литература и т.д.).

Бесспорно, огромная воспитательная роль в образовательном процессе отводится урокам литературы. Художественные произведения призваны формировать ценностное отношение к семье посредством общения учащихся с носителями человеческих ценностей, которыми являются авторы литературных произве­дений. В процессе изучения художественных произведений, анализа жизнен­ных ситуаций героев, их поступков, характеров учащиеся встречаются с та­кими понятиями, как «ответственность за семью», «родительский долг», «супружеская верность», «нравственный выбор» и др.

Отдельно можно сказать о русской классической литературе. Обращение к опыту талантливых поэтов и писателей, воспитанных в категориях православной культуры, является для нас бесценным и, может быть, ещё полностью не оцененным даром. Русская классическая литература может стать мощнейшим средством самоопределения человека. С помощью талантливого пера многим уже с детства известных и любимых писателей, молодые люди легко могут помочь себе сформировать и поставить те вопросы, которые способны привести человека к Богу и организовать правильные семейные ценности.

Бесспорно, правы те, кто полагает, что, прежде чем мы сможем говорить с молодёжью языком Священного Писания и Святых отцов, нужно «учиться говорить о том же языком Шекспира, Гоголя, Пастернака... нам нужно найти время перечитать, вспомнить и переосмыслить школьную программу»22. Проповедовать среди молодёжи нелегко, но «Задача сильно облегчается при изучении русской литературы. Она буквально дышит воздухом христианства»23. Имена известных писателей и поэтов сопровождают сейчас человека с самого нежного возраста. Прозу, стихи, сказки Пушкина, басни Крылова, произведения Чехова, многих других творцов изящного жанра не только читают: их экранизируют, по ним ставят радиоспектакли, их изучают в различных учебных заведениях, в том числе в средних школах. Мы просто обязаны обратить внимание на этот потенциал авторитетных произведений искусств. Творчество многих авторитетных писателей уже органично сознанию человека, воспитанного в современных категориях. Другое дело, что произведения русских классиков рассматриваются часто вне контекста культуры, которая сформировала их взгляды. От этого их произведения приобретают нередко некую неуклюжую однобокость и не могут быть оценены в полную меру. Именно через призму религиозного осмысления творчества русских писателей возможно полностью раскрыть смысл их великих произведений. Мы должны помочь произведения уже известных авторов, тех, кого уже с детства многие знают и кому доверяют, сделать известными с их самой глубокой духовной стороны.



  1. ^ 2. Формы, применяемые для организации занятий по программе «Богословское освещение этико-семейных отношений для молодёжи»



По количеству участников формы организации воспитания ценностно­го отношения к семье можно классифицировать на массовые, групповые и индивидуальные. К массовым формам относятся занятия в воскресной школе, а также занятия, проводимые в иных образовательных учебных заведениях, в том числе и внеучебные, такие как: классный час, диспут, «круглый стол» и др.

Какие формы общения с подростками и молодежью возможны в рамках прихода? В первую очередь, конечно, это воскресные школы. Реальность нашего времени такова, что значительная часть учащихся воскресных школ заканчивает их через четыре или пять лет после того, как они были приняты для обучения. Поступают в воскресную школу, как правило, в возрасте от 7 до 10 лет, и, соответственно, к 13 или 16 годам получают свидетельство об окончании воскресной школы. Таким образом, юношеский период, когда происходит так называемое «расплывание»24 смыслов, не всегда полностью оказывается захваченным учебно-воспитательным процессом в церковной школе. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на общем духовном состоянии подростков. В тот период, когда, казалось бы, как никогда необходимо мудрое руководство педагога церковной школы, подростки один на один оказываются перед суровой стихией жизни. Попадая под влияние современного секулярного общества, подростки быстро растрачивают то, что с таким трудом всевалось на уроках в церковных школах. Этот возраст ненапрасно называют возрастом приближающейся катастрофы, временем «душевных землетрясений, бурь и сломов»25. Проснувшаяся в эти годы сила пола заставляет подростков делать множество ошибок, шлейф от которых часто не покидает человека всю оставшуюся жизнь. Чтобы избежать этих ошибок, нужно именно в этом возрасте дать понять, что «в жизни пола не должно быть слепого следования одним лишь чувствам и влечениям»26.

В воскресной школе Свято-Успенского мужского монастыря г. Новомосковск Тульской области была предпринята попытка выйти из сложившейся затруднительной ситуации. Молодым людям, окончившим воскресную школу, предлагалось пройти дополнительный курс обучения, который включал в себя богословское освещение этико-семейных отношений. Курс выстраивался таким образом, что помимо специфических, касающихся вопросов пола в человеке, он включал в себя основные богословские понятия: Бог Троица, творение мира и человека, иерархия человека, грехопадение, спасение, Церковь, таинства, любовь, духовность, целомудрие, свобода, борьба со страстями и др.

Это имело определённый результат. Во-первых, учащиеся ещё раз вспоминали ранее пройденный материал, который органично соединялся с новым, ещё им не известным. Во-вторых, учащиеся видели пример универсального использования знаний, полученных в воскресной школе, которые не просто должны лежать в багаже знаний, но постоянно быть востребованными в жизни.

Этот курс предлагался в формате свободных бесед, который предполагает свободное посещение занятий всеми желающими. Подростки могли приводить своих друзей, которые не обучались в воскресной школе и вообще не являлись воцерковлёнными людьми. Это также дало определённый результат. Помимо специальных знаний, связанных с вопросами пола в человеке, подростки за год в систематичном порядке получали представление об основных христианских понятиях. Курс выстраивался таким образом, что эти знания органично соединялись со специальными и имели между собой логическую взаимосвязь.

Среди форм организации занятий в государственных образовательных учебных заведениях на основе программы «Богословское освещение этико-семейных отношений для молодёжи» особое место занимает классный час. Именно на классный час нередко можно прийти священнослужителю в то учебное заведение, где не преподаются основы православного мироведения в общей учебной сетке часов.

Классный час - это условный термин, который означает четкое время, используемое при проведении групповой работы с учащимися.

Среди форм воспитания ценностного отношения к семье у старше­классников в ходе занятий по программе «Богословское освещение этико-семейных отношений для молодёжи» нами были использованы также групповые и индивидуальные беседы. Группы чаще всего формировались по гендерному признаку (девушки и юноши).

Содержательный материал для таких бесед был полностью заимствован из курса «Богословское освещение этико-семейных отношений для молодёжи». С помощью комбинирования различных понятий, составляющих разделы курса, удавалось затронуть темы, которые, в первую очередь, являются актуальными для конкретной молодёжной группы. В целом, нужно отметить, что для каждой группы, независимо от признаков, по которым она была сформирована, применялся индивидуальный подход. Он подразумевал раскрытие тех тем, которые являются наиболее актуальными для данной группы молодых людей.

Следует заметить, что принцип индивидуального подхода лежал в основании и т.н. индивидуальных форм организации воспитания ценностно­го отношения к семье.

В целом можно заключить: материалы нашего исследования показали, что применение определенного комплекса форм в ходе проведения занятий по программе «Богословское освещение этико-семейных отношений для молодёжи» при соответствующей целевой установке создаёт важные предпосылки для воспитания нравственных семейных ценностей у определённой категории молодых людей.


  1. ^ 3. Методы, применяемые для организации занятий по программе «Богословское освещение этико-семейных отношений для молодёжи»


Для достижения эффективности воспитания нравственных семейных ценностей у молодёжи необходим правильный выбор используемых методов.

С целью формирования нравственных семейных ценностей в своей опытной работе мы использовали такие методы, как дискуссия, обмен мнениями, диалог, которые предполагали непосредственный контакт с аудиторией, позволяли привлечь внимание к наиболее важным вопросам темы, определяли содержание и темп изложения с учетом особенностей аудитории, способствовали выявлению уровня усвоения материала по данной теме.

Предпочтительным методом можно признать этическую беседу27, которая предполагает систематическое и последовательное обсуждение знаний, предусматривающее участие как педагога, так и учащихся. «Старшая школа, пишет Ольга Янушкявичене, это период, когда ученики в своём большинстве формируются как свободные, независимые личности… В этом возрасте типично «расплывание» смыслов, поэтому очень важно помочь учащимся их найти. Трудность представляет то, что учащиеся эти смыслы должны найти сами, иерархию ценностей нельзя навязывать»28.

Значительно способствуя упрочнению нравственных понятий и формированию системы нравственных убеждений, этот метод, однако, не может быть признан единственным для эффективного проведения занятий. Достаточно эффективным методом является также рассказ на этическую тему29, когда яркое эмоциональное изложение обогащает нравственный опыт личности опытом других людей. Эффективным можно признать и метод разъяснения30, который предполагает ориентированность на особенности и личностные качества каждой конкретной группы учащихся. Весьма полезным может быть признан метод предостережения31, предполагающий обращение внимания учащихся на недостатки и вредное влияние различных предметов, явлений и действий. К полезным методам можно отнести и пример32. В данном случае речь идёт о ярких положительных и негативных поступках людей, взятых из жизни или художественной литературы. Роль примера в воспитании ценностного отношения к семье у старшеклассников очень велика, так как для данной возрастной группы контроль со стороны взрослого становится все более опосредованным, а в качестве непосредственных регуляторов поведения начинают выступать нравственные образцы33. Сам Господь Иисус Христос брал сюжеты для проповеди из той бытовой среды, в которой находился, близкой и понятной слушателям. Многие Святые отцы вслед за Господом использовали в проповеди пример. В этой связи наиболее действенными, при формировании правильных семейных ценностей, можно назвать примеры, взятые из русской классической литературы.

Организационно-методическое обеспечение занятий на основе программы «Богословское освещение этико-семейных отношений для молодёжи», как показала опытная работа, - важное средство воспитания нравственных семейных ценностей у молодёжи, т.к. знания, приобретенные в ходе занятий, способствовали формированию таких признаков ценностного отношения к семье, как чувство ответственности при выборе второй половины и создании семьи, осознание вечного характера, нерасторжимости и святости таинства Брака, осознание важности и значимости появления новой жизни в семье, представление о подлинной любви, её свойствах и способах приобретения любви человеком, осознание важности хранения целомудрия, умение владеть своими чувствами, и т.д. Помимо специальных знаний, связанных с вопросами пола в человеке, молодые люди в систематичном порядке получали представление об основных христианских понятиях.

Все это создавало прочную основу для дальнейшего воспитания ценностного отношения к семье у старшеклассников на следующем этапе опытной работы.


  1. ^ 4. Взаимодействие семьи и школы в воспитании ценностного отношения к семье у старшеклассников


При всей значимости целенаправленной работы, организуемой по программе «Богословское освещение этико-семейных отношений для молодёжи» с целью воспитания нравственных семейных ценностей у старшеклассников, процесс формирования данного свойства может быть результативным при условии единства и взаимосвязи школьного и семейного воспитания.

Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенке нравственные ценности и ориентиры, и сотрудничество семьи и школы, установление близких, доверительных отношений с семьей каждого воспитанника создает атмосферу духовного единства, взаимоподдержки и общности интересов, которая способствует воспитанию у молодых людей ценностного отношения к семье.

Для результативности воспитания нравственных семейных ценностей у старших школьников важно представлять коллектив как единое целое, боль­шую семью, которая сплачивается и правильно живет только в том случае, если организована совместная духовная жизнь педагогов, родителей и детей. Мы полагаем целесообразным значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями.

Наиболее эффективными формами, в ходе которых не только обеспе­чивается активное восприятие информации, но и ее практическое осмысле­ние, обсуждение и включение родителей в процесс воспитания ценностного отношения к семье у старшеклассников, являются различные совместные мероприятия.

Важным условием воспитания нравственных семейных ценностей у молодёжи в процессе взаимодействия семьи и педагога являются такие методы и приемы воспитательного воздействия, которые способствуют сближению родителей и детей, например, совместное посещение богослужений, паломнические поездки, семейные беседы «по душам», со­вместное проведение досуга (праздничное чаепитие, паломнические поездки, и пр.). Все вышеназванные методы и приемы оказывают положительное влияние на развитие эмоционального компонента ценностного отношения к семье у старшеклассников.

Особо значима и эффективна с целью воспитания ценностного отно­шения к семье у учащихся старших классов такая форма взаимодействия с семьей, как проведение совместных праздников, игр, спортивных, интеллек­туальных состязаний родителей и детей. Опираясь на мнение Н.Е. Щурковой, что, «проживая вместе с детьми определенные отношения в ходе праздника, игры, беседы, трудового дела, спортивного состязания и других форм совме­стной деятельности, родители переносят данное отношение в дальнейшую историю семейной жизни, привносят невольно новые отношения, которых раньше не было в семье, тем самым изменяя поле семейных отношений»34, мы в своей опытной работе проводили совместные праздники: «Пасха Христова», «Рождественские встречи», «Масленица», «Праздник именинников» и др. Родители вместе со своими детьми участвовали в организации и проведении праздников, инсценировок, спектаклей.

Для наибольшего сближения старшеклассников с родителями были ор­ганизованы совместные паломнические походы и поездки, а также совместные участия в реставрационных работах и различных церковных послушаниях.

Проведение данных мероприятий способствовало вовлечению родите­лей в процесс формирования у учащихся таких признаков ценностного от­ношения к семье, как взаимоуважение между членами семьи, доверительное отношение между родителями и детьми, реализация потребности в общении, осознание единства семьи, эмоциональная близость.

Таким образом, в ходе опытной работы мы убедились, что взаимодей­ствие семьи и церковной школы, целенаправленное духовно-нравственное просвещение родителей, оказание им информационно-методической помощи, вовлечение родителей в совместную творческую деятельность, организация досуга способствовали обогащению опыта родителей в деле воспитания у учащихся старших классов ценностного отношения к семье, осознанию родителями важности их влияния на духовное развитие и становление личности.

В ходе опытной работы было установлено, что апробированные нами средства и методы взаимодействия педагога с родителями способствовали развитию следующих признаков ценностного отношения к семье у старшеклассников: представление о семье как о малой церкви, осмысление необходимости духовного единства, осознание сопричастности к единой человеческой семье, уважительное, почтительное отношение к родителям, умение преодолевать своё «я» во имя общего «мы», осознание необходимости принципа иерархии для гармоничных внутрисемейных отношений и т.д.

Заключение


^ В заключении делаются выводы из всей диссертационной работы.

Отмечено, что для повышения уровня ценностного отношения к семье у молодёжи имеет значение комплексно-системный подход в организации занятий по программе «Богословское освещение этико-семейных отношений для молодёжи», а также аспект взаимодействия педагогов и родителей.

В исследовании показано, что программа «Богословское освещение этико-семейных отношений для молодёжи» при условии специального структурирования материала становится важным средством воспитания нравственных семейных ценностей у молодёжи. Структура организации занятий предполагает: опору на знания об основах христианского мироведения: Бог – Троица, творение мира и человека, иерархия человека, грехопадение, спасение, Церковь, таинства, любовь, духовность, целомудрие, свобода, борьба со страстями и др. Помимо специальных знаний, связанных с вопросами пола в человеке, молодым людям очень важно получить представление об основных христианских понятиях. Важно также, чтобы эти знания органично соединялись со специальными и имели между собой логическую взаимосвязь.

В исследовании показано, что неотъемлемой частью структурирования занятий по программе «Богословское освещение этико-семейных отношений для молодёжи» является установление связей содержания программы с содержанием других учебных предметов воскресных и общеобразовательных школ. Отдельно было сказано о русской классической литературе. Было показано, что русская классическая литература может стать мощнейшим средством самоопределения человека.

В ходе опытной работы доказано, что, помимо содержания, немало­важное значение имеют формы и методы воспитания нравственных семейных ценностей, применяемые в ходе занятий по программе «Богословское освещение этико-семейных отношений для молодёжи». Формирование ценностного отношения к семье у старших школьников осуществлялось по двум основным направлениям:

  • организация занятий по программе «Богословское освещение этико-семейных отношений для молодёжи» в воскресной школе;

  • организация занятий по программе «Богословское освещение этико-семейных отношений для молодёжи» на базе государственных учебных заведений.


В ходе опытной работы было установлено: следует различать занятия по программе «Богословское освещение этико-семейных отношений для молодёжи» на приходе в условиях воскресной школы и занятия, проводимые на базе государственных учебных заведений. Во втором случае преподавание зависит от множества особенностей, наличие которых может быть различным для конкретных учебных заведений. Эти особенности нередко зависят от уровня сотрудничества и взаимодействия между конкретным Епархиальным управлением и областным Департаментом образования, а также от уровня сотрудничества и взаимодействия на более низких ступенях взаимодействия светской и церковной власти.

Основными формами воспитания нравственных семейных ценностей у старшего школьника в государственных образовательных учебных заведениях были определены классные часы, групповые и индивидуальные беседы. Опытно показано, что при наличие определённых ограничений по времени занятия по программе «Богословское освещение этико-семейных отношений для молодёжи» могут проводиться в сокращённом виде, охватывая спектр самых актуальных для воспитания нравственных семейных ценностей вопросов. Было замечено, что необходимо использовать каждую из имеющихся возможностей для воцерковления молодёжи. Если речь идёт о развой встрече с молодёжной аудиторией, то ни в коем случае нельзя пренебрегать и такой возможностью донести до молодых людей учение Церкви о браке. Но наиболее эффективными следует признать занятия, которые включают в себя сумму всех форм работы с молодыми людьми. В этом случае нравственные семейные ценности будут усвоены значительно прочнее. Опытно установлено, что с помощью произведений авторов русской классической литературы к светской аудитории обращаться гораздо проще.

Говоря о реализации воспитательного потенциала занятий по программе «Богословское освещение этико-семейных отношений для молодёжи», можно сказать, что добиться наилучшего результата удалось благодаря максимальному использованию воспитательных возможностей каждой возможной формы организации занятий (индивидуальные и групповые беседы, классный час, кинолекторий и др.).

В исследовании показано, что целенаправленная работа по воспитанию нравственных семейных ценностей у учащихся старших классов осуществлялась с помощью различных приемов и методов (этическая беседа, рассказ на этическую тему, разъяснение, предостережения, убеждение, метод примера и др.), способствующих развитию различных компонентов ценностного отношения к семье.

В исследовании показано, что тесное сотрудничество педагогов и роди­телей является важным направлением в воспитании нравственных семейных ценностей у молодёжи. Данные исследования позволяют сделать вывод о том, что целесообразно работу с родителями организовывать через информационно-методическую помощь, духовно-нравственное просвещение с опорой на воспитательный потенциал семьи, с учетом семейного уклада, образа жизни, традиций; через активизацию деятельности родителей в совместных с детьми воспитательных мероприятиях.


В исследовании была предпринята попытка решить проблему воспитания нравственных семейных ценностей у молодёжи в условиях современного общества. Определены содержание, формы и методы воспитания у учащихся старших классов нравственных семейных ценностей. На основании учения святителя Иоанна Златоуста, работ профессора протоиерея Василия Зеньковского, профессора С.В. Троицкого и др. были обозначены основные концептуальные положения курса «Богословское освещение этико-семейных отношений для молодёжи». Был составлен оригинальный конспект лекций по программе курса «Богословское освещение этико-семейных отношений для молодёжи» целью которого является воцерковление молодых людей через освещение вопросов, связанных с созданием и жизнью семьи.


^ В приложениях приводится оригинальный конспект лекций для занятий в воскресной школе по программе курса «Богословское освещение этико-семейных отношений для молодёжи» (Приложение 1), а также поурочное литературное приложение к курсу (Приложение 2).


По теме диссертации опубликованы работы:


  1. Неводничек Августин, игум. Духовно-нравственные основы семьи // Православный Новомосковск. – Новомосковск, 2007. № 4. С. 7-15.

  2. Неводничек Августин, игум. Русская классическая литература и воцерковление человека // Обитель. Православный литературно-публицистический журнал. – Новомосковск, 2009. № 1. С. 5-8.

  3. Неводничек Августин, игум. О детях и семье // Листок Тульской духовной семинарии. 2009. № 5 (67).

  4. Неводничек Августин, игум. Либеральные ценности и феминизм. 27.04.2011. http://www.bogoslov.ru/analytics/apr/index.html



1 См. напр.: Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на книгу Бытия. Полное собрание сочинений в 12 т. Т.4. Кн.1. М., 1994. О религиозном воспитании детей // Беседы святого Иоанна Златоуста и священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого. М.: МП Экостром, 1993 и др.

2 Шугаев Илья, свящ. Один раз на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о браке, семье, детях. М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007.

3 Гармаев Анатолий, свящ. Культура семейных отношений. Волгоград, 2003.

4 Культура семьи: учебное пособие. Сост.: Н.Г. Храмова, Г.Г. Алексеева, А.А. Сараева. Кострома: ГОУВПО КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005.

5 Янушкявичус Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности: учебное пособие. М.: ПРОПРЕС, 2000.

6 Зеньковский Василий, протоиерей. На пороге зрелости. Клин, 2001.

7 Страхов Н. Христианское учение о браке и противники этого учения. Харьков, 1895.

8 Рождественский А., свящ. Семья православного христианина. СПб., 1902.

9 Писарев Л.И. Брак и девство при свете древнехристианской святоотеческой письменности // Православный Собседник. 1904.

10 Гусев А. О браке и безбрачии. Против «Крейцеровой сонаты» и послесловия к ней графа Л. Толстого». Казань, 1891.

11 Воробьёв Владимир, протоиерей. Таинство брака. Семья и нравственность // Беседы со старшеклассниками. Методическое пособие. М., 2002. С.140141.

12 Зеньковский Василий, протоиерей. На пороге зрелости. Клин, 2001.

13 Ильин Иван. О семье // Собрание сочинений в 10 т. Т.1. М.: Русская книга, 1996.

14 Александр Ельчанинов, протоиерей. Записи. М.: Советская Россия, 1992.

15 Глеб Каледа, протоиерей. Домашняя Церковь. М., 1997.

16 Владимиров Артемий, свящ. Учебник жизни. М., 1997; Владимиров Артемий, свящ. Блуд в законе  дети в беде. М., 1997; Владимиров Артемий, свящ. Уроки целомудрия как основа нравственного воспитания в школе // Педагогические конференции праздника славянской письменности и культуры: сборник материалов, М.: Белый берег, 2006 и др.

17 Четвериков С. Путь чистоты. Беседы священника с молодежью по вопросам пола. М., 1996.

18 Куломзина С. Семья малая церковь: Записки православной матери и бабушки. Спб.: Паломник, 1997.

19 Зорин К.В. Вино блуда. М.: Русский Хронограф, 2006.

20 От любви к любви. Сборник. Составил Баранов А.М: ОБРАЗ, 2006;

Христианская семья и брак: Духовные чтения. Сост. А.Зеленцов, Л.Исакова. М.: Воскресение, 1992;

О семье и воспитании: в 2х т. СПб.: Благовест, 1996;

Христианский взгляд на воспитание полов. Хрестоматия. СПб., 1996 и др.

21 Пустошкин В. Православная педагогика в России. Учебное пособие. Владимир, 1999. С.193.

22 Ткачев Андрей, свящ. С чего начать // Православная беседа. 2000. №4. С.17.

23 Там же. С.1416.

24 См.: Янушкявичене О.Л. Методическое пособие к книге «Основы нравственности». Изд. 2е. М.: ПРО^ ПРЕСС, 2006. С.5.

25 См.: Сурова Л.В. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. М., 1996. С.82.

26 Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика: учебное пособие. М.: ПСТГУ, 2004. С.140.

27 См.: Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика: учебное пособие. М.: ПСТГУ, 2004. С.74.

28 Янушкявичене О.Л. Методическое пособие к книге «Основы нравственности». Изд. 2е. М.: ПРО^ ПРЕСС, 2006. С.5.

29 Дивногорцева С.Ю. Ук. соч. С.73.

30 Там же.

31 Там же. С.74.

32 Там же. С.72.

33 Чудновский, В.Э. О нравственной устойчивости личности и её формировании у подростка. М: Педагогика, 1981. С.135.

34 Щуркова Н.Е. Педагогическое назначение внеклассной работы // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2003. № 1. С.164.





Скачать 411,51 Kb.
оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер411,51 Kb.
ТипАвтореферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх