Вста шестидесяти пяти километрах к юго-западу от С. Петербурга, у отрогов Мок-лочных высот, окружающих берега озера Самро и Долгого озера, посреди большой долин icon

Вста шестидесяти пяти километрах к юго-западу от С. Петербурга, у отрогов Мок-лочных высот, окружающих берега озера Самро и Долгого озера, посреди большой долин


Смотрите также:
Анджей Сапковский Ведьмак VII. Владычица озера глава 1...
Максим Степанов...
Пешеходный маршрут...
«Подводные и надводные аномалии и артефакты Ладожского озера»...
Тема : Экосистема озера...
Военный конфликт в районе озера Хасан...
Экскурсионная тропа по Вашкинскому краю...
Этот большой дивный терем словно сошёл с иллюстраций волшебных книг. На высокой поляне...
Шавлинские озера (конно-водный)...
Шавлинские озера (конно-водный)...
Экологически безопасное природопользование на особо охраняемой природной территории (на примере...
Тезисы дополнительная информация...



Старополье.


В ста шестидесяти пяти километрах к юго-западу от С.-Петербурга, у отрогов Мок-лочных высот, окружающих берега озера Самро и Долгого озера, посреди большой долины, в обрамлении полей многочислен­ных окрестных деревень, лежит село Ста­рополье. В восточной части его, на холме, возвышается величественный пятиглавый храм с высокой, 45-метровой колокольней, видной издали. Это - главный приходской храм села, посвященный Рождеству Хрис­тову. Основным же престольным праздни­ком Старопольского прихода с давних пор считается день св. Илии пророка, в честь ко­торого был освящен старый храм. День этот до сих пор празднуют жители.

Земли Старопольского погоста издавна были заселены финскими народами - чудью (до сих пор о тех временах напоминает на­звание дер. Чудская Гора близ Старополья) и славянами, пришедшими сюда по Луге и Плюссе из Новгорода. К Сумерскому погос­ту Шелонской пятины Господина Великого Новгорода и относились эти места. Первое упоминание Старополья (в XVI - XVII вв. име­новавшегося погостом Валово) содержится в Писцовой книге Шелонской пятины под 1498 годом и, следовательно, в 1998 г. селу исполняется 500 лет. Вероятно, на самом деле селение это гораздо древнее, хотя до­кументальных летописных свидетельств об этом не сохранилось.

Первоначальная церковь в окрестнос­тях Старополья, еще до постройки первой церкви в самом селе, находилась около нынешней дер. Куреши, в одной версте к югу от современного храма. Посвящена она была св. великомученику Георгию Победо­носцу. Первое упоминание о ней относится к XVI веку (поставлена она была не позднее 1576 - 1577 гг.). По разорении ее литовца­ми, очевидно, в Смутное время, в начале XVII в., она была возобновлена на новом месте в селе (погосте) Валовом, нынешнем Старополье. Деревянная, "рубленная клец­ки" церковь Страстотерпца Христова Геор­гия отмечена там впервые под 1622 -1623 г. В Курешах же, бывшей церковной деревне, где прежде жил церковный причт и бил "По­пов ключ" - св. источник, со временем был возобновлен храм св. Георгия, сохраняв­шийся до XIX века. Неподалеку от него со­хранялись возвышенности в виде могил-кур­ганов, напоминавших о бывших здесь событиях. Еще до 1970-х годов сохранялся ста­рый алтарный камень, бывший престолом деревянной Георгиевской Курешской церк­ви. В XIX в, и первой половине нынешнего века жители дер. Куреши и Чудской Горы, провожая усопших односельчан на погост, прощались с ними на этом камне. В память о святыне рядом с ним, у места древней церкви, была устроена, действовавшая до 1940-х годов, домовая часовня, в которой было много образов. Она погибла во вре­мя боевых действий в 1944 г. При проклад­ке шоссе рядом с местом храма в 1970-х годах дорожниками алтарный камень был сдвинут со своего места и употреблен ими на строительство дороги.

В XVII в., по возобновлении храма в с. Валовом (Старополье) церковному причту было указано перейти на жительство из Курешей в с. Валовое. Писцовая книга Осьминской управы, составленная в 1676 г., сви­детельствует также: "что когда перейдут на погост в село Валовое, то два солдата, жив­шие на погосте, должны перейти в деревню Курешу". Это указывает на то, что прежде Старополье (Валово) было военным посе­лением, где жили вольные служилые люди, поселенные сюда, очевидно, во времена царя Иоанна Грозного или ранее, при укреп­лении обороны северо-западных границ Русского государства со Швецией. Со вре­менем оборонное значение местности, ви­димо, снизилось и Валовому определено было стать церковным погостом.

В писцовой книге 1676 г. подробно опи­сывается деревянный шатровый храм Ве­ликомученика Христова Георгия в селе Ва­ловом, Старопольской сотни: «а в церкви Божия милосердия двери царския, сень и столбцы писаны на краске; по правую сто­рону царских дверей образ местной: огнен­ное восхождение св. Пророка Илии во облаце, Спасов образ писано на золоте; пе­ред тем образом свеча поставная восковая, писаная красками, насвешник оловянной резной, да образ Рождества Пресвятыя Бо­городицы и иные святые, писаны на крас­ке... на северных дверях благоразумен раз­бойник Pax, образ местной Николая Чудот­ворца в деянии, по сторонам Спасов образ да Пресвятыя Богородицы во облаце, писан на золоте"...

Среди иных образов в храме были: Спас Нерукотворный, Собор Пресвятой Бо­городицы, Воскрешение Лазаря, Усекнове­ние главы Иоанна Предтечи, Вход Господень в Иерусалим, св. Троица. Иконостас был трехъярусным и включал местный, празд­ничный и Деисусный ряд с изображением Божией Матери и 12 пророков. В храме было медное паникадило в 12 свечей, в алтаре хранились выносной крест, печатное Еван­гелие с басменными золочеными изображе­ниями Евагелистов, два креста напрестоль­ные, потир и блюда оловянные, а также до­статочное количество богослужебных книг. То, что многие из них указаны как ветхие, указывает на существование церкви и пого­ста задолго до составления акта.

При храме была "колокольница в два колокола, один в два пуда, а другой - в пуд". Из описи мы узнаем и имена первых извес­тных нам служителей храма: "...церковных причетников поп Логин Прокофьев, дьячок Васка Петров, пономарь Самуил Тарасов, проскурница Авдотьица Артемьева дочь".

В 1711 г. вместо описанной церкви, ве­роятно, сгоревшей от пожара, на погосте была выстроена новая, освященная 7 октяб­ря 1711 г., также деревянная и однопрестоль-ная, простоявшая более века и разобран­ная за ветхостью около 1827 г., уже после сооружения каменной Ильинской церкви.

В царствование Императора Алексан­дра I, в 1817 г. причт храма во главе со свя­щенником Евфимием Евсевиевым и прихо­жане испросили у епархиального начальства разрешение на постройку новой каменной церкви, которое было дано 16 апреля того же года. Каменный храм св. Илии, выст­роенный в связи с ка­менной же колоколь­ней, был заложен в праздник Рождества Иоанна Предтечи 24 июня 1817 г. и освя­щен в праздник чуда св. Архистратига Ми­хаила в Хонех 6 сен­тября 1820 года. Ини­циатива сооружения храма принадлежала местному священнику о. Евфимию Евсевиеву, он же был в числе первых храмоздателей, наряду с церковным старостой, крестьянином дер. Замошье Афанасием Егоровым и петербургским куп­цом Вуколом Поляковым. Спустя четыре года к каменному храму была пристроена ка­менная же придельная церковь (придел) во имя св. Георгия, в ознаменование существу­ющего издревле почитания этого святого в местности Старополья и его окрестностей. (Вспомним, что все прежде стоявшие здесь церкви были посвящены святому Георгию). Храм был выстроен за два года из местной плиты. Освящение придела состоялось 10 мая 1826 г., при Императоре Николае I. Ста­ростой храма в это время был Патрикий Фе­доров. На все строительство (вместе с при­делом) было употреблено 15013 рублей 75 копеек, собранных тщанием церковного при­хода.

Антиминс в храме св. Илии был освя­щен епископом Христофором 19 июля 1853 г. и подписан митрополитом С.-Петербургс­ким Никанором; антиминс же Георгиевского придела был старше, - он был освящен Пре­освященным Григорием, епископом Ревельским 28 октября 1824 г. и подписан митро­политом С.-Петербургским Серафимом. Этот каменный храм более полувека был единственным для жителей Старополья. По­скольку его строили без архитектора, он не отличался удобством или изяществом. В праздники зачастую половина молящихся стояла вне храма. Особенно теснота его стала сказываться во второй половине века, когда население села и прихода весьма вы­росло.

Тогда, в 1870-х годах, при священнике Валентине Михайловиче Кедрове, решено было выстроить в селе новый, просторный и обширный каменный храм. Место для него было выбрано в двухстах метрах к северу от прежнего погоста (при каменном Ильинс­ком храме существовало и древнее клад­бище, служившее местом последнего при­станища жителей Старополья и его окрест­ностей). Место новой, церкви располагалось на холме, и было отделено от старого хра­ма небольшим оврагом, по которому теперь проходит шоссейная дорога из Старополья на Овсище и Осьмино.

Храм решено было выстроить трехпрестольным, посвятив центральный придел Рождеству Христову, а боковые - свт. Николаю Чудотвор­цу и Божией Ма­тери "Всех Скорбя­щих радосте". Проект архитектора Ивана Власьевича Слупского предусматривал со­оружение величественного пятиглавого хра­ма в русско-византийском стиле, с высокой, видной отовсюду пятиярусной колокольней. По праву, сооружаемый храм был достоин считаться украшением даже столичного го­рода.

Средства для сооружения церкви были отчисляемы в течение девяти лет строитель­ства, начиная с 1878 г., местными крестья­нами, жителями прихода, первоначально - по одному рублю с каждой ревизской души в год, а впоследствии - по два рубля. К1887 г. на строительство была употреблена сбор­ная церковная сумма в 7348 руб. 21 коп. Кроме того, в этой поистине всенародной стройке многие лица участвовали подвозом материалов и другими способами.

Императором Александром II, - царем освободителем, освободившим крестьян от крепостной зависимости в 1861 г., и Импе­ратрицей Марией Александровной лично было пожертвовано на сооружение храма 6000 рублей. От Департамента Уделов, ко­торому до 1861 г. принадлежало село, для строительства было отпущено 700 штук бре­вен и 350 кубических сажен дров - для об­жигания кирпичей.

Крестьянин д. Овсище Николай Панте­леев пожертвовал разных священных пред­метов в храм на 3000 руб. Крестьяне Иван Евдокимов из д. Замошье и Даниил Галак­тионов из д. Засосье пожертвовали сумму на устройство в храме железной кровли. Всего сумма, употребленная на строитель­ство, составила 71372 руб. 10 коп.

Вместительный, светлый и просторный храм (длина его составила 46,5, ширина 31,7 и высота до креста 31,7 метра при колоколь­не 45 м) был освящен в 1888 году. При нем было открыто новое приходское кладбище, вследствие малости и тесноты прежнего. Старая приходская Ильинская церковь с 1893 г. была обращена в церковь-школу.

Среди святынь храма следует назвать древнюю икону Тихвинской Божией Матери, точную копию (список) с чудотворной, хра­нившейся в Тихвинском монастыре. Писа­на она была в 7184 (1676) году 1 августа при царе Феодоре Алексеевиче и Патриархе Иоакиме и при митрополите Новгородском Корнилии. Внизу на образе была надпись: "многогрешный раб Парфенище". Икона была украшена ризой и цветными камнями в венце Божией Матери. Кроме того, в церк­ви были старинные оловянные ковчег и да­роносица, старинные же венцы из белой жести и древнее, обложенное бархатом, Евангелие 1748 г.

Из колоколов (они помещались в трех ярусах звона) был особо примечательный большой колокол, столь могучий и звонкий, что слышен был даже в Осьмине, за 25 километров. Доставка его волоком и подня­тие на колокольню хорошо запомнились прихожанам. На колокольне старого храма из колоколов были замечательны два, - пер­вый, весом в пуд, с надписью "Gloria in excellsis Deo. Anno 1645", другой - в 30 фун­тов, 1763 г., работы Алексея Кузьмина.

Все время до постройки каменного Христорождественского храма приход был очень небогат. Содержался он ругой и пла­той за требы. Священники и причетники жили, главным образом, от земли, питаясь плодами собственного труда, да и дома при­чта не отличались от крестьянских. Зачас­тую бывало так, что рясу священник одевал только по праздникам.

В конце прошлого - начале нынешнего века положение несколько улучшилось. Школа при церкви первоначально открылась в 1847 г., при священниках Матфее Соколове и Иоанне Беляеве. Однако число учащихся в ней было очень мало. С 1870-х гг. в цер­ковной сторожке при храме до шестидесяти мальчиков и девочек обу­чались Закону Божию и грамоте. (Учила де­тей вдова местного священника Мария Ми­хайловна Молчанова). С 1892 г. в Старопо­лье была открыта церковно-приходская школа, с 1905 г. утвержденная двухкласс­ной (двухлетней). В 1896 г. были открыты церковно-приходские школы в деревнях Ов­сище и Рудница, с 1908 г. - в д. Дубоем. Кроме того, в приходе действовали две ми­нистерских, из них одна двухклассная, и три земских школы. Перед революцией в Ста­ропольской церковно-приходской школе обучались 62 мальчика и 57 девочек.

В 1910 г. на церковной земле было уч­реждено новое приходское кладбище (под него была отдана 1 десятина 600 кв. саже­ней земли).

Причт храма составляли в начале века, перед революцией, 3 священника, диакон, 3 псаломщика и просфорня.

Среди священников, служивших в хра­ме, известны: Логин Прокофьев (1676), Ти­мофей Егоров, Иоанн Феоктистов, Игнатий Тимофеев, Иоанн Игнатьев, Евсевий Афи­ногенов (+1797), диакон Алексий Иванов. Добрую память сохранили прихожане о свя­щеннике Евфимии Евсевиеве (+1841), вы­строившем в 1817 - 1824 гг. каменный Иль­инский храм и много содействовавшем ду­ховному развитию прихожан. Позднее в хра­ме служили священники о. Василий Филип­пов (+ 1836), о. Иоанн Саввич Беляев, пе­ремещенный в храм с. Ям-Ижора в 1847 г., о. Иоанн Петрович Верольский, постриг­шийся в 1849 г. в монахи. Затем служили о. Матфей Петрович Соколов и Иоанн Васи­льевич Молчанов, оба выпускники С.-Петер­бургской Духовной семинарии. По смерти о. Соколова в 1870 г. настоятелем стал свя­щенник, позднее - протоиерей Валентин Михайлович Кедров, построив­ший величественный Христорождественский храм, и скончавшийся в 1910-х гг. По кончине о. Иоанна Молчанова, в 1868 г. по­ступил в храм о. Петр Лабецкий, по перехо­де которого в Рель его сменил свящ. Григо­рий Петрович Певцов.

Перед революцией, с февраля 1911 г." настоятелем храма служил священник Александр Дмитриевич Ласкеев (1881 - ?), сын псаломщика Спасской-Чирковицкой церкви Ямбургского уезда. Выпускник Пе­тербургской Духовной семинарии, в 1902 -1904 гг. он был учителем церковно-приходских школ, затем - законоучителем Валовского (Старопольского) двухклассного мини­стерского училища, учителем Засосской земской школы. Впоследствии, став свя­щенником и будучи настоятелем храма, он был духовником всего духовенства благо­чиния.

Вторым священником храма служил священник Алексий Владимирович Тихоми­ров (1879 - ?), сын священника Красногорс­кой Знаменской церкви Лужского уезда (с. Красные Горы). По окончании также Петер­бургской Духовной семинарии был учите­лем и законоучителем Доложской церков­но-приходской школы, затем Доложского двухклассного министерского училища, учи­телем Старопольской двухклассной церков­но-приходской школы, а затем - диаконом и священником Старопольского храма (с 1906 г.).

Одновременно с пастырскими обязан­ностями он заведовал и преподавал в Ста­ропольской, Овсищенской, Рудницкой и Дубоемской церковно-приходских школах, Менюшской и Засосской земских школах. В связи с этим о. Алексию приходилось много ездить по приходу, по преимуществу на нем лежали обязанности воспитания и образования детей его прихожан. Кроме того, добрый, отзывчивый и по молодости исполненный сил батюшка со­стоял уполномоченным от крестьян Старополь­ской волости по делам об устройстве больни­цы в с. Старополье, был почетным попечите­лем местной пожарной дружины, председате­лем попечительского совета прихода и депута­том Думы от духовенства благочиния. В годы Первой мировой войны с 1915 г. он состоял чле­ном, а затем и председателем Старопольской подкомиссии (отделения) особого Петроградс­кого комитета Великой княжны Ольги Никола­евны по оказанию помощи раненым русским во­инам.

Диаконом в это время служил о. Герасим Диомидович Лебедев, псаломщиками - Алек­сий Успенский и Симеон Орлов, просфорней была Серафима Мефодиевна Недремская, дочь псаломщика Алексеевской Воскресенской (близ Осьмина) церкви Гдовского уезда, сест­ра диакона о. Иоанна и тетушка последнего настоятеля Ложголовской церкви о, Николая Недремского. Старостой (с 1911 г.) был кресть­янин дер. Морди Косьма Елеазарович Михеев.

Приход села Старополья, обширный и гу­стонаселенный, составлял 6200 человек и включал само село Валово (Старополье), а также деревни Куреши, Чудская Гора, Заклепье, Шакицы, Собольцы, Менюши, Рудицы, Засосье, Хотило, Межники, Замошье, Корино, Марино, Морди, Дубок, Круте, Овсище, Дубоем, Велетово и Чудка.

Прихожане регулярно посещали храм Бо­жий, жители этих мест были очень религиозны и богобоязненны. Зимой в праздники в церкви молилось до тысячи человек. Жители много благотворили на храм, среди них многие име­ли мелкие подряды в С.-Петербурге, занима­лись кирпичным делом, летом - устройством мостовых в столице, торговали.

Наиболее чтились в народе праздники пророка Илии, мч. Флора и Лавра, вмч. Геор­гия Победоносца, мч. Анастасии, свв. Апостолов Петра и Павла, свт. Николая Чудотворца.

Престольными праздниками были Рожде­ство Христово 24 декабря /7 января, свт. Нико­лая Чудотворца 6/19 декабря и 9/ 22 мая, Божией Матери "Всех Скорбящих Радосте" 24 ок­тября/6 ноября и 23 июля/5 августа, св. проро­ка Божия Илии 20 июля/2 августа и вмч. Геор­гия Победоносца 23 апреля/6 мая и 26 ноября/ 9 декабря. Крестные ходы по приходу устраи­вались в праздник св. пророка Илии - по с. Ва­ловому (Старополью) и в Менюши, на Флора и Лавра - в Замошье, в Рождество Христово и Рождество Богородицы - в Корино, на свв. Пет­ра и Павла - в Рудницу, на праздник Спаса Не­рукотворного -16/29 августа - в Овсище (пос­ледние два были установлены в память избав­ления от эпидемии тифа в XIX в.).

После революции и ухода Белой армии в 1920-х г. церковная земля (180 десятин) была конфискована, после были закрыты церковно­приходские школы - они стали государственны­ми, а преподавание в них Закона Божия было запрещено.

Храмы продолжали действовать до 1930-х годов, когда осенью 1936 г. обманным путем был закрыт, а затем обращен в кол­хозный клуб Свято-Ильинский храм. С тех пор он уже более не открывался, древнее кладбище при нем было уничтожено (сей­час оно частично заросло бурьяном, а час­тью используется под картофельное поле). В 1960-х годах во время "хрущевских" гоне­ний был уничтожен и сам храм. Ныне лишь остатки его фундаментов да старинная, вы­мощенная булыжником дорога на Осьмино напоминают об этом старинном уголке Старополья.

Храм Рождества Христова действовал до 1938 г., когда был закрыт, а затем разграб­лен и обращен в машинно-тракторную стан­цию. Кресты и верхние луковки с куполов были сброшены, в 1939 -1940 гг. были сбро­шены и колокола, включая самый большой. Перед закрытием в храме служили один свя­щенник и один диакон, о. Алексий. При зак­рытии церкви диакон Алексий был аресто­ван и о судьбе его ничего более неизвестно.

В годы войны, в 1942 г. храм был вновь открыт и в нем служили. Над куполами вновь были установлены кресты. Священник не жил в Старополье, а приезжал откуда-то, но имени его старожилы, к сожалению, не по­мнят. Закрыт храм был в 1944 году и вновь стал использоваться как гараж для машин, тракторов, а затем даже комбайнов. Позднее в нем был устроен склад, а затем он, полуразрушенный и оскверненный, пустовал и разрушался безвременьем.

Лишь после 1000-летия Крещения Руси, в мае 1990 г. по инициативе местных жителей была воссоздана православная община верую­щих с. Старополье. Возглавляемая жительни­цей Сланцев Марией Семеновной Крючковой и ее мужем Михаилом Никифоровичем она доби­лась регистрации и возвращения церкви пра­вославным. Решением сланцевских властей храм был передан верующим 14 июня 1990 г. (В С.-Петербурге община была зарегистрирована 2 августа 1990 г.) В феврале 1991 г. в Старопо­лье по просьбе общины направляется священ­ник Владимир Глушак, некоторое время окормлявший прихожан храма. Рядом с местом ста­рого храма, в деревянном доме, приобретенном общиной, был открыт домовый храм, освящен­ный во имя св. Пророка Илии, по имени древ­ней церкви и заветного праздника прихода.

Однако службы в нем до 1996 г. соверша­лись нечасто, ибо община не имела постоян­ного священника, а на Пасху 1996 г. две тыся­чи прихожан даже остались без службы. С 4 октября 1996 г. у общины появился свой пастырь - теперь в храме постоянно слу­жит священник Тимофей Иванченко, назначен­ный настоятелем Старопольского прихода. Богослужения в скромной домовой церкви в приходском доме (в нем же, в соседней комна­те, живет и батюшка) стали регулярными. Ря­дом сооружена звонница, по бедности прихо­да - из пустых газовых баллонов разной дли­ны, дающих при ударе в них ноты разного тона - вот такой колокольный звон!

Летом 1998 г. при активном участии храма вмч. Георгия Победоносца на Средней Рогатке и фонда "Средняя Рогатка" начата реставра­ция величественного Старопольского храма. Была расчищена территория возле церкви, срублены выросшие на кровле и на колоколь­не деревья. В краткий срок отреставрированы св. врата и нижний ярус колокольни и в нем обо­рудован придел во имя св. пророка Божия Илии, ставший четвертым по счету в этом храме, кро­ме трех, исторически существовавших до зак­рытия.

В краткий срок резчиком А.Е.Свириденко по образцовому проекту (B.C. Артемов, А. Е. Свириденко) был вырезан двухъярусный ико­ностас с ажурными царскими вратами и уста­новлен в приделе. Местные образа Спаса, Ка­занской Божией Матери и св. Илии пророка ук­расили его. Из домового храма вернулась сюда икона Рождества Христова, происходящая, по всей видимости, из Христорождественского храма. Освящение придела состоялось в день престольного праздника св. пророка Илии 2 августа 1998 г.

После Божественной литургии в прежнем домовом храме и крестного хода святыни от­туда были перенесены во вновь устроенный придельный храм. К этому дню была законче­на установка иконостаса, воздвигнуты престол и жертвенник.

В четыре часа пополудни при огромном стечении людей - на праздник собралось бо­лее четырехсот человек, многие приехали не только из близлежащих окрестностей, но и из Сланцев и С.-Петербурга, состоялось освяще­ние храма. Богослужение совершалось насто­ятелем церкви св. вмч. Георгия Победоносца на Средней Рогатке протоиереем Адрианом Должиковым в сослужении местного настоя­теля свящ. Тимофея Иванченко и настоятеля церкви св. Архангела Михаила с. Сижно свящ. Сергия Кутузова.

Затем был освящен крест, который будет поднят и установлен на колокольне храма. Думается, к 2000-летию Рождества Христова величественный Христорождественский храм обретет свой прежний облик. Но состояться это может только при непременном и нерав­нодушном нашем отношении и участии.


"Россия богоизбранная! Да возлюбят тебя сыны твои, отбросившие всяческие заморские бредни. Да вознесут тебя на высоту твои же дети- потомки великих богатырей родной истории!"

Священномученик Андроник, архиепископ Пермский +1918.


Меня мама с детства в храм водила. Еще я была маленькая, она мне говори­ла: пойдем, пойдем в церковь. Помолиться и причаститься надо. А после я и в Ильеши ездила в церковь, там на св. Пятницу праздник большой, и в Тихвин, и куда только не ездила...

Екатерина

Андреевна Петрова,

прихожанка Старопольского храма,

д. Шакицы


Боже, как тащили сюда, в Старопо­лье, главный колокол, - по большой до­роге из Овсища, как тащили его... Ког­да везли его: везут, везут, - устанут, и тогда запоют "Дубинушку", налягут все вместе, - и, глядишь, опять повезли...

Когда поднимали его на колокольню, - так все Старополье валилось - на ко­лени все становились, а ведь какое большое село было - народу-то очень много здесь было... А как ставили на колокольню его, даже Христа запели!.. Так старики рассказывали...

^ Анастасия Ильинична Богачева,

прихожанка Старопольского храма


Всю жизнь сюда в храм ходила, - и на Пасху, и на все праздники церковные. В церковь войдешь, так сердце даже об­мирает. А прежде колокол, колокол-то какой был!.. А сколько было народу, а теперь - разорение... После войны раз­рушили все. Слышишь, - это или то из церкви потащили, так и разграбили все. А потом в церкви и склад сделали, и ам­бар и сарай сделали, так все и наруши­лось... Не хочу и говорить...

А.И.Богачева


Колокол был здесь, такой, что если позвонишь в него, то за 25 километров, в Осьмино, слышно, как наяву, если ве­тер в ту сторону. Я еще мальчишкой по­мню церковь, как все было красиво. Люди приходили молиться, - все как надо было... Здесь внизу, под горой, тоже была церковь старая, - Ильи Про­рока. В 1936 году у всех старушек ста­ропольских собрали подписи, для того, мол, что будут ремонтировать храм. Всех этих людей обманули, - над спис­ком наверху написали, что это подписи Bcex тex, кто согласен на закрытие храма. И устроили в старой церкви клуб колхозный, все люди после этого сюда ходили, в большую церковь, отремонтировали ее. А потом и здесь в церкви сде­лали МТС, а после войны уже и комбай­ны сюда ставили, учинили полное изде­вательство…

Сам я живу в Литве, приехал специ­ально сюда к сестре, и попал, на празд­ник. Отец мой, Илья Фёдорович здесь похоронен, были сегодня на кладбище, помянули его. Сегодня у него именины...

^ Михаил Ильич Богачёв,

уроженец Старополья. Литва


На Илью в Старополье большая ярмарка была. Сожнут крестьяне яровое зерно, -жито, пшеницу, -и едут на ярмарку. Там и качели, и карусели, и чего только не было устроено, - такая ярмарка в этот день была богатая... И в магазины ходили, и так приезжали. Всё было...

Е.А.Петрова


Церковь разоряли... Она была очень хорошая... Перед войной уже начали громить: По деревням мужчин полно оставалось: в Замошье, в Заклепье. И кресты, и купола скинули с церкви, и иконы все убрали, все нарушили... А по середине церкви и трактора стояли, и машины стояли. Не церковь уже была, а мастерская...

А мужикам, которые разоряли, -им Бог смерть такую дал: которые пове­сились, которые опились, их никого и в живых нет. Они на фронте небыли, - все такой смертью погибли.

^ Зинаида Григорьевна Цветкова,

прихожанка Старопольской

церкви, дер. Чудская Гора

А эти-то батюшки, что в церкви слу­жили, все, верно, умершие. Которых забрали, которые - умерли. И диако­ны были у нас в церкви. А это все - цер­ковные дома, -

их были, - место церковное. А сей­час все разрушено, все растаскали и сожгли…Да... Теперь всё колхозное...

А здесь, где картофельное поле - все памятники были, кресты. Это кладбище было, здесь церковь сто­яла, от нее камни остались. И за той церковью кладбище было...

Е.А.Петрова


Бабушка моя пела здесь на клиросе... Старшая тетя, Вера Александровна Веселова, умершая в 1994 году, пела здесь, а затем - много лет; до конца сво­их дней, в храме на Козьей Горе…

^ Все рады, конечно, что такое событие у нас, - освящение церкви...

Прихожанка храма в праздник св. Илии Пророка,

2августа 1998г.


Освящение храма в Старополье – причина, по которой сегодня мы здесь собрались,- это не только возрождение культурной нашей жизни, но, на мой взгляд, это и покаяние всего нашего поколения, очищение нашего поколения…

Возрождение духовной жизни здесь – это возрождение не только Старопольской волости и нашего района в целом, но всей России.

^ Г. М. ШУВАЛОВА,

зам. главы администрации

Сланцевского района


Сегодня, в день праздника свя­того пророка Илии, важное со­бытие происходит на этой зем­ле Старопольской. Слава Богу, возрождается часть храма - прекрасного, величественно­го, и сейчас от каждого из нас требуется усердная молитва. Пока отремонтирован только маленький уголок храма и здесь будет совершаться мо­литва, чтобы дальнейшие тру­ды увенчались успехом, чтобы Божие благословение было над теми, кто будет далее про­должать это богоугодное дело, чтобы, по возможности, каж­дый из вас хотя бы лепту тоже мог внести в это святое дело.

ИЗ СЛОВА ПРОТОИЕРЕЯ АДРИАНА ДОЛЖИКОВА НА ОСВЯЩЕНИЕ ПРИДЕЛЬНОГО ХРАМА СВ. ПРОРОКА БОЖИЯ ИЛИИ В КОЛОКОЛЬНЕ ХРАМА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА В С. СТАРОПОЛЬЕ




Скачать 166.01 Kb.
оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер166.01 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх