Конспект урока по литературе в 11 классе на тему: «Я была тогда с моим народом…» icon

Конспект урока по литературе в 11 классе на тему: «Я была тогда с моим народом…»


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Конспект урока по русской литературе в 8 классе. Тема урока : «Была война…»...
Конспект открытого урока по литературе в 7-м классе «Два голоса поэта»...
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему «Царство грибов»...
Конспект урока по литературе в 6 классе (по умк в. Я. Коровиной) Диденко Ларисы Дмитриевны...
Контрольная работа по литературе учителя русского языка и литературы...
Тема : «Петербург Ф. М. Достоевского»...
Конспект урока-семинара по английскому языку в 8 классе на тему “...
«скорбный ангел»...
Конспект урока на тему «Все в нем Россия обрела…»...
Конспект открытого урока по обществознанию в 8 «А» классе на тему «Государство и экономика»...
Конспект открытого урока по английскому языку в 8 классе на тему «London ’ s sights»...
Конспект урока по литературе в 7 классе тема: «Н. А. Некрасов «русские женщины»...



Загрузка...
скачать
Конспект урока по литературе


в 11 классе

на тему:


«Я была тогда с моим народом…»

(О жизни и творчестве Анны Ахматовой)


Учитель: Л.Н.Егорова

МОУ «СОШ № 10»


г.КАНАШ


Цели урока:1).Ознакомить выпускников с личностью поэта серебряного века Анной Ахматовой, своеобразием её поэтического наследия;

2).пробудить интерес к личности и поэзии Ахматовой, вырабатывать навыки самостоятельного исследования творчества поэта;

3).воспитывать у учащихся любовь к русской классике и гордость за свой народ, свою Родину.


^ Тип урока: урок-исследование

Форма урока: литературный салон

Оформление урока: портрет А.Ахматовой, слайды о жизни и творчестве поэта, выставка изданий А.Ахматовой.

^ Запись на доске:

Реквием – католическое богослужение по умершем, а также траурное музыкальное произведение.

Фолиант – толстая старинная книга большого формата.

Месса – католическая церковная служба.

Апокалипсис – христианская церковная книга, содержащая пророчество о конце мира.


^ Перечень сборников А.Ахматовой: 1912 г. – «Вечер»

1914 г. – «Чётки»

1916 г. – «Белая стая»

1921 г. – «Подорожник»

1922 г. – «Anno Domini»

1945 г. – «Тростник»


По ходу урока на доске заполняем таблицу о своеобразии поэзии А.Ахматовой:


Тема

Пафос

Стиль

неразделённая трагическая любовь

гражданственность

простота

тема поэта и поэзии

патриотизм

правдивость

тема Пушкина

искренность

точный образ

осуждение войны

сопричастность к судьбе страны и народа

чёткость мыслей и выражений

судьба Родины и народа




экономия выразительных средств



1


^ Я – голос ваш, жар вашего дыханья,

Я – отраженье вашего лица…


И может быть, поэзия сама –

одна великолепная цитата.


Анна Ахматова

^ Ход урока

1.Оргмомент(цели и задачи урока).

2.Вступительное слово учителя.(Читает наизусть).


Узкий, нерусский стан –

Над фолиантами.

Шаль из турецких стран

Пала, как мантия.


Вас передашь одной

Ломаной чёткой линией.

Холод – в веселье, зной –

В вашем унынии.


Вся ваша жизнь – озноб.

И завершится – чем она?

Облачный – тёмен – лоб

Юного демона.


Каждого из земных

Вам заиграть – безделица!

И безоружный стих

В сердце нам целится.


В утренний сонный час,

- Кажется, четверть пятого, -

Я полюбила Вас,

Анна Ахматова.

(11 февр., 1915г.)

Это стихотворение М.Цветаевой посвящено Анне Ахматовой. В нём есть и точное описание портрета Ахматовой, и сложный, противоречивый характер, и предчувствие нелёгкой судьбы, и оценка её поэзии, и признание её творчества. Сегодня речь пойдёт о личности Ахматовой и о своеобразии её поэтического наследия. Хотелось бы, чтобы одиннадцатиклассники верно определили для себя значение поэзии Ахматовой, потому что принято называть её стихи чисто женскими, только о любви, но это далеко не так.

В Петербурге в многоэтажном доме на Таврической улице в квартире поэта Вяч. Иванова в круглой угловой комнате под названием «Башня» по средам собирались поэты и читали стихи…(Инсценировка)

Один из таких декабрьских вечеров1911 года. Николай Степанович Гумилёв, муж Анны Ахматовой, признанный поэт, и Анна Ахматова в гостиной Вяч. Иванова. (Входит ученица, играющая роль Ахматовой и садится за стол). Тонкая, высокая, стройная, с гордым поворотом маленькой головки, Ахматова походила на гитану. Нос с горбинкой, тёмные волосы, на лбу подстрижены короткой чёлкой. Небольшой, тонкий, нечасто улыбавшийся рот. Тёмные, суровые глаза.


2

^ Молодой поэт:

- Кто эта женщина?

Другой поэт:

- Анна Ахматова, жена Гумилёва. (Ехидно). Она «тоже пишет».

Молодой поэт:

- Её нельзя не заметить! Она очень обаятельна!

^ Другой поэт:

- Вы думаете? Впрочем, она, кажется, не лишена способностей. Ещё барышней она писала:

И для кого эти бледные губы

Станут смертельной отравой?

Негр за спиною, надменный и грубый,

Смотрит лукаво.

Мило, не правда ли? И непонятно, почему Гумилёв так раздражается, когда говорят о его жене как о поэтессе.

^ Третий поэт:

-Анна Андреевна, вы прочтёте?

(Гумилёв с недовольной гримасой стучит папиросой о портсигар. Остальные снисходительно улыбаются).

^ Анна Ахматова(тихо):

-Я прочту. (Громче). Я прочту.( Читает стихотворение «Песня последней встречи»).


Песня последней встречи

Так беспомощно грудь холодела,

^ Но шаги мои были легки;

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки;


Показалось, что много ступеней,

А я знала – их только три!

Между клёнов шёпот осенний

Попросил: «Со мною умри:


Я обманут, слышишь, унылой,

Переменчивой, злой судьбой».

Я ответила: «Милый, милый!

И я тоже. Умру с тобой…»


Это песня последней встречи.

Я взглянула на тёмный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-жёлтым огнём.


Молодой поэт:

- Превосходно, не правда ли?

Другой поэт:

- Не серьёзно. Посмотрим, что скажет Вячеслав Иванов!

^ Третий поэт:

- Вероятно, ничего, так, отметит какую- нибудь техническую особенность.

Вяч. Иванов(встаёт и подходит к А.Ахматовой, целует ей руку):

-Анна Андреевна, поздравляю вас и приветствую. Это стихотворение – событие в русской поэзии.


3


^ 1-ый критик: В этом стихотворении лирическая героиня представлена в минуту сильнейшего волнения. Какая сильная, эмоционально-психологическая деталь, подчёркивающая душевное смятение, волнение: «Я на правую руку надела перчатку с левой руки». Звучание стиха напоминает перехваченное дыхание, прерывающийся голос. А как выразительна последняя строка благодаря использованию эпитета: «Только в спальне горели свечи равнодушно-жёлтым огнём». В коротком стихотворении заключена целая повесть о духовной жизни героини, трагедии последней встречи.

^ Учитель: Так Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия – Горенко) прочно вошла в русскую поэзию.

Анна Ахматова( читает ученица от лица поэта): «Я родилась 11 июня 1889 года под Одессой, в селении Большой Фонтан на даче Саракани. Назвали меня Анной в честь бабушки, а её мать была чингизидкой, татарской княжной Ахматовой, чью фамилию я, не сообразив, что собираюсь быть русским поэтом, сделала своим литературным именем. Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребёнком я была перевезена на север – в Царское Село. Там я прожила до 16 лет. Мои первые воспоминания – царскосельские.

Училась я в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно. Лето проводила под Севастополем, получила прозвище «дикая девочка», потому что ходила босиком, бродила без шляпы, бросалась с лодки в открытое море, купалась во время шторма и загорала до того, что сходила кожа и всем этим шокировала провинциальных севастопольских барышень.

В 1907 году гимназический курс закончила в Киеве, В Фундуклеевской гимназии. В 1908 г. поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве.

В 1910 году вышла замуж за Гумилёва. Вместе с моими товарищами по Первому Цеху поэтов я сделалась акмеисткой».

^ 1-ый исследователь:

Первая книга стихов А.Ахматовой «Вечер» вышла в марте 1912 года тиражом 300 зкз. и содержала 46 стихотворений. Дебют встречен критикой сочувственно. Рецензенты отмечали, что «Ахматова – уже сложившийся художник, поэт, соединяющий в себе два положительных качества: совершенство женственности с трогательно-изысканной интимностью».

Учитель: Основное место в лирике Ахматовой в этот период, бесспорно, занимает любовная тема( делается запись в таблице). Ученица читает стихотворение «Сероглазый король».

^ Слава, тебе, безысходная боль!

Умер вчера сероглазый король.


Вечер осенний был душен и ал,

Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:


«Знаешь, с охоты его принесли,

тело у старого дуба нашли.


Жаль королеву. Такой молодой!..

За ночь одну она стала седой».


Трубку свою на камине нашёл

И на работу ночную ушёл.


Дочку мою я сейчас разбужу,

В серые глазки её погляжу.


А за окном шелестят тополя:

«Нет на земле твоего короля…»


4

2-ой исследователь: На пёстром и разноречивом фоне поэзия Ахматовой сразу же заняла особое место уравновешенностью тона и чёткостью мыслевыражения (записываем в столбик «Стиль»). Чувствовалось, что у молодого поэта свой голос, своя интонация.

В предреволюционную поэзию её лирика вошла свежей струёй искреннего чувства. Верная заветам Пушкина, Ахматова с самого начала творческого пути стремилась к простым и точным образам. В стихотворении о Пушкине – лицеисте всего восемь строк, но и из них образ юного поэта выступает необыкновенно живо(юноша читает стихотворение «Смуглый отрок»):

^ Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озёрных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни…

Здесь лежала его треуголка

И растрёпанный том Парни.

1-ый критик: Как удачно выбрано слово «лелеем»! Не «слышим», не «помним», а именно «лелеем», т.е. любовно бережём в своей памяти. Аллеи, озеро, сосны – живые приметы Царскосельского парка. Глубокое раздумье Пушкина передано двумя маленькими деталями: он отбросил от себя недочитанную книгу. Строка «Еле слышный шелест шагов» подбором самих звуков прекрасно передаёт шелест осенней опавшей листвы. Сказать многое в немногом – один из заветов подлинного искусства. Ахматова училась этому у Пушкина, Баратынского, Тютчева, Анненского.

^ 3-ий исследователь: Из всех книг Ахматовой «Чётки» имели самый большой успех и в то же время самую противоречивую критику. «Чётки» должны были на практике осуществить принципы акмеизма как противопоставление символизму. Но мнения по этому поводу раздвоились. Отделяя Ахматову от акмеизма, поэт Б.Садовский писал: «Госпожа Ахматова, несомненно, талантливый поэт, именно поэт, а не поэтесса. В её поэзии чувствуется что-то родственное Блоку. Лирика Ахматовой – сплошное горе, покаяние и мука, истый же акмеист должен быть самодоволен. В акмеизме отсутствует трагедия, отсутствуют элементы подлинной лирики».

В 1964 году, выступая на вечере, посвящённом 50-летию выхода «Чёток», поэт А.Тарковский говорил; «С «Чётками» для Ахматовой наступила пора народного признания». (Исполняется под гитару песня на слова Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить…»).

^ 4-ый исследователь: Однако Ахматова не была бы выдающимся поэтом, если бы оставалась в кругу только личных переживаний. Беспокойное ощущение эпохи, несомненно, коснулось и её, казалось бы, замкнутого мира. Время было тревожное: шатались вековые устои Российской Империи, первая империалистическая война.

( Ученица читает стихотворение «Молитва»):

^ Дай мне горькие годы не дуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребёнка, и друга,

И таинственный песенный дар -

Так молюсь за твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над тёмной Россией

Стала облаком в славе лучей.

Поэт ощущает эти минуты народного бедствия как перелом в своей личной судьбе. Тревога в лирике Ахматовой рождена чувством истинного патриотизма, которое в дальнейшем становится одним из основных мотивов ахматовского творчества (делается запись в тетради). Любовь к Родине никогда не отделялась у неё от мыслей о судьбах народа. Она твёрдо знала, что в эти исторические дни надо быть на родной земле, со своим народом, а не искать спасения за рубежом.

5


Учитель: Стихи Ахматовой предреволюционных лет преисполнены неясной болью и тревогой. Её лирика становится всё более трагедийной. Чуткий слух поэта уловил и передал трагедийную катастрофичность эпохи. Не случайно в годы революции и позже( в книгах «Anno Domini», «Подорожник») она всё чаще задумывается над сутью своего поэтического ремесла, над обязанностями поэта, пишет о долге художника перед временем.

Перед нами поэт, ощутивший грозную ответственность своего искусства перед эпохой, готовый идти на жертвы и полагающийся лишь на силу и власть поэзии:

(Ученик читает стихотворение «Нам свежесть слов и чувства простоту…).


^ Нам свежесть слов и чувства простоту

Терять не то ль, что живописцу – зренье,

Или актёру – голос и движенье,

А женщине прекрасной – красоту?

Но не пытайся для себя хранить

Тебе дарованное небесами:

Осуждены – и это знаем сами -

Мы расточать, а не копить…

Как видим, для Ахматовой важнейшее значение имеет чувство высокой моральной ответственности перед своими современниками. К такому пониманию искусства и своего места в современности она подошла в 1917 году и написала стихотворение «Мне голос был…» (ученица читает стихотворение):


^ Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну чёрный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».


Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.


2-ой критик: Почему героиня стихотворения «замкнула слух»? Не от искушения, не от соблазна, а от скверны. И отвергается мысль не только о внешнем отъезде из России, но и вероятность внутренней эмиграции по отношению к ней.

Учитель: 1921 год был трагическим для Ахматовой: как враг народа был расстрелян по обвинению в заговоре муж Николай Гумилёв. С середины 20-ых годов стихи Ахматовой почти перестали печатать, а старые – переиздавать.

^ 3-ий критик: Несмотря ни на что, чувство родины для Ахматовой свято, без ощущения родины для неё невозможна душевная гармония. Образ России у Ахматовой неотделим от судьбы поколения, народа. В 1922 году она пишет:


^ Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам,

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.


6


Это было ответом на негативное отношение к её творчеству.

^ 5-ый исследователь: 30-ые – 40-ые годы были страшными не только для Ахматовой, но и для всей страны. Семнадцать месяцев, с 1938 по 1939 годы Ахматова провела в тюремных очередях в связи с арестом сына, Льва Николаевича Гумилёва; он арестовывался трижды: в 1935-м, 1938-м и 1939-м годах.

Учитель: Вспомните, пожалуйста, почему 30 – 40-ые годы оказались страшными для нашей страны?(Учащиеся могут рассказать о годах сталинской репрессии).


Ахматова (ученица рассказывает от лица поэта): «В страшные годы ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо( там все говорили шёпотом):

- А это вы можете описать?

И я сказала:

-Могу.

Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было её лицом».

^ 5-ый исследователь: Так появляется «Реквием», над которым автор работает с 1935 по 1940-й годы. В «Реквиеме» Ахматова пишет не только о сыне Льве Гумилёве и о своей судьбе, но и о судьбе многих и многих людей. Выбор жанра заупокойной мессы, посвящённой памяти усопших, помогает Ахматовой подняться над личной болью и слиться с общим народным страданием:

^ Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

В «Реквиеме» Ахматова рассказала о чудовищности тоталитарного режима, который охватил Россию в 30-ые – 40-ые годы, поэтому долгое время наше общество делало вид, что в творчестве Анны Андреевны нет такого произведения, как «Реквием».

^ 6-ой исследователь: В годы Великой Отечественной войны тема Родины становится ведущей в лирике Ахматовой. «Она патриотка, - записал в дневнике писатель Павел Лукницкий, посетивший её в августе 1941 г., - и сознание, что она сейчас душой вместе с народом, видимо, очень ободряет её». Другой современник вспоминает о поэте: «В самые мрачные дни она поражала глубокой верой в победу. Как будто ей было известно то, чего ещё не знал никто из нас». В стихотворении «Клятва», написанном в июле 1941 года гордо звучали слова:

^ Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,

Что нас покориться никто не заставит.

7-ой исследователь: Анна Андреевна долго отказывалась от эвакуации в Ташкент. Даже больная, истощённая дистрофией, она не хотела покидать родной Ленинград. В стихотворении «Мужество», написанном в феврале 1942 года, судьба родной земли связывается с судьбой родного языка, родного слова, которое служит символическим воплощением духовного начала России.


Учитель: В заключение хотелось бы предложить послушать это стихотворение в исполнении самого автора. Это живой голос самой Ахматовой, дошедший до нас спустя почти полвека!

(Звучит магнитофонная запись стихотворения «Мужество» в исполнении А.Ахматовой).

В неразрывности личной судьбы и судьбы народа и страны заключено истинное величие той любви к человеку и окружающему миру, которая звучит в стихах Анны Ахматовой:

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.


7


Таким образом, поэзия Ахматовой не только исповедь влюблённой женщины, это прежде всего исповедь человека, живущего всеми бедами, болями и страстями своего времени и своей земли:

Я – голос ваш, жар вашего дыханья,

Я – отраженье вашего лица.

Напрасных крыл напрасны трепетанья -

Ведь всё равно я с вами до конца.


8




Скачать 122.86 Kb.
оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер122.86 Kb.
ТипКонспект, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх