Издается по благословению епископа Бакинского и Прикаспийского Александра icon

Издается по благословению епископа Бакинского и Прикаспийского Александра


2 чел. помогло.
Смотрите также:
Ежегодный Православный фестиваль духовной...
-
Возверзи на Господа печаль твою (Пс. 54,23)...
Издание вышло благодаря финансовой поддержке и содействию Президента Республики Бурятия Л. В...
3 Февраль 2010 г. Издается по благословен I ю Преосвященнаго Корнил I я, епископа Тверскаго...
Программа : 1- день...
Конкурс проводит Отдел культуры Кемеровской и Новокузнецкой епархии по благословению...
Издается информационно-издательским комитетом при интергруппе г. Санкт-петербурга...
Афанасий Великий...
Ф. И. Тютчев Со злом и ненавистью, проклиная свое историческое прошлое...
Выпуск №18 (37) (23 сентября н/с, Священномучеников Афанасия (Молчановский...
Иеромонах Дамаскин (Христенсен) не от мира сего жизнь и учение иеромонаха Серфима (Роуза)...



Загрузка...
скачать
ПРАвоСЛАВНЫЙ

ВЕСТНИК №2, 2006

Издается по благословению епископа Бакинского и Прикаспийского Александра




Читайте в этом номере:







Праздник святых первоверхов–ных апостолов Петра и Павла Стр.1







^ ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Хроника архиерейских богослужений и поездок
Стр2








Преподобный Сергий Радонежский

Стр.3










Царственные страстотерпцы

Стр.4


12 июля - Праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Великие апостолы и проповедники Христовы, связанные в истории христианства, в своей жизни не были связаны столь тесно, и сильно отличались друг от друга по характеру и обстоятельствам жизни.

Апостол Петр – уроженец города Вифсаиды, старший брат апостола Андрея, жил со своим семейством в городе Капернауме и занимался рыболовством. Звали его Симоном, а имя Петр (что значит камень) он получил от Самого Иисуса Христа. Жизнь Петра освещена в Евангельском повествовании более других апостолов потому, что он – все время рядом с Христом, особенно сильно привязан к Нему, первый безоговорочно верит в Божественное посланничество Господа. За это он был удостоен особой близости к Господу.

Так, с апостолами Иаковом и Иоанном Петр был свидетелем воскрешения дочери Иаира, видел славу Господню на горе Фавор во время Преображения, оставался со Христом в Гефсиманском саду накануне предательства Его Иудою. Но, несмотря на всю свою любовь и преданность, Петр не избежал самого страшного греха – отступничества, который он искупал потом всю жизнь. После ареста Христа он по малодушию трижды отрекся с клятвою от своего Божественного Учителя. Но лишь только Господь Спаситель в эти минуты кротко взглянул на него, Петр понял всю тяжесть им совершенного и в сокрушении горько заплакал. Искреннее раскаяние его было принято Господом, и вот, явившись в день Своего воскресения Марии Магдалине и другим мироносицам, Он повелел им: «Идите и скажите ученикам и Петру...» Вскоре Христос вновь утвердил Петра в апостольском звании, троекратно повторив: «Паси овец Моих».

И Петр стал одним из самых смелых проповедников Евангелия. Уже в день Пятидесятницы он обратил в Христову веру сначала 5.000, а потом еще 3.000 человек. Петр прославился и многими исцелениями, а в Иоппии воскресил из мертвых Тавифу, бесстрашно свидетельствовал о Христе перед начальниками иудейскими и судом синедриона, был дважды заточен в темницы, обрекался на смерть, но после чудесных освобождений ангелом не оставлял своего проповеднического подвига. Он побывал в разных странах Востока и Запада и, наконец, мученически скончался в Риме около 57 г. Приговоренный ко кресту, он попросил распять его вниз головой, считая себя недостойным умереть как Господь. Апостол Павел носил имя Савл, что значит «выпрошенный», «вымоленный», и только спустя некоторое время после обра–щения ко Христу стал называться Павлом. Он был родом из Тарса, жители которого пользовались правами римских граждан. Воспитывался при Гамалииле,




известнейшем иудейском законоучителем того времени. Савл вырос неистовым защитником оте–ческого закона и отеческих преданий. Евангельская проповедь апостолов вызвала его горячее негодование, и он стал одним из главных их гонителей. Он даже отправился в Дамаск, в котором скрывались от иудеев многие из учеников Христовых, с тем чтобы привести их в оковах в Иерусалим. Но вот на пути его поразил чудесный свет с неба, столь яркий и сильный, что он лишился зрения. В то же самое время Господь Иисус открылся ему, как то самое лицо, которое он гонит. С этого времени Павел сделался новым человеком и получил из уст самого Господа с неба высокое назначение в звание апостола язычников. Вскоре последовало чудесное возвра–щение зрения и крещение Павла, и вот мы видим его ревностно проповедающим ту самую христианскую веру, которую он первоначально гнал с такой жестокостью. Этой великой единой цели он посвятил теперь всю свою жизнь. Чудеса им совершенные, церкви им основанные, речи им произнесенные, послания им написанные, громадный, необык–новенный успех его апостольских путешествий, видения и откровения, которых он удостаивался от Бога, узы и страдания, которые он претерпел за Христа и, наконец, действительное засвиде–тельствование своей веры мученическою кончиною в Риме в 64 г. – все это несомненно доставило ему право на высокое звание первоверховного апостола, а 14 посланий апостола Павла чтутся Церковью как источник истинного христианского учения. Наставляя также и нас своими посланиями и житием, перво–верховные апостолы показывают одновременно, как мы должны поступать в тех случаях, когда стал–киваемся с вызовом от врагов нашей веры, к числу которых, тогда и ныне, принадлежат оккультисты, т.е. колдуны, чародеи и экстрасенсы, а также и сто–ронники идолослужения, т.е. кришнаиты и нео–язычники. Апостол Павел предупреждает их и нас: «Дела плоти известны; они суть: идолослужение, волшебство... поступающие так Царства Божия не наследуют» (Гал. 5, 19-21).

Сегодня, когда чародеи соблазняют десятки тысяч, жаждущих пищи духовной, не пора ли обличать их столь же бесстрашно силой веры и слов Христовых? Ведь не страшился когда-то Апостол Петр громко молиться перед огромной толпой римлян: «Господи Иисусе Христе, Боже мой! Открой народу ложное чудо, творимое волшебником, чтобы он не соблазнял больше народа, в Тебя верующего». И тотчас, возносимый бесами на небо, Симон-волхв рухнул вниз и разбился насмерть, сопровождаемый насмеш–ками обманутого народа, к которому апостол тут же обратился с проповедью о Спасителе. Мы же, по своему маловерию и малодушию, избегаем обличать современных лжеучителей и кудесников, забыв, повидимому, обетование Господа: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию; и ничто не повредит вам» (Лук. 10, 19).

Этому обетованию следовали первоверховные апостолы Петр и Павел, как истинные ученики и благовестники Христовы.




^ ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

ХРОНИКА АРХИЕРЕЙСКИХ БОГОСЛУЖЕНИЙ И ПОЕЗДОК



24 июня – память святого апостола Варфоломея – покровителя г. Баку

Накануне праздника Преосвященный Епископ Александр совершил всенощное бдение перед мощами святого апостола в Кафедральном соборе Свв. Жен-Мироносиц г. Баку в сослужении духовенства Азербайджанской Республики.

В самый день праздника по уже сложившейся традиции Преосвященный Епископ Александр рано утром с разрешения городских властей при большом стечении верующих совершил молебен с акафистным пением в исторической части города на месте муче–нической кончины апостола Варфоломея. Далее празднование дня памяти святого покровителя города продолжилось в кафедральном соборе Свв. Жен-Мироносиц г. Баку Божественной Литургией. За Ли–тургией Преосвященный Епископ Александр совер–шил хиротонию во пресвитера диакона Вадима Шел–кова. По окончании Литургии святые мощи крестным ходом были обнесены вокруг кафедрального собора.

С 28 по 30 июня Преосвященный Епископ Александр совершил архипастырскую поездку по Республике Дагестан. В ходе поездки владыка озна–комился с ходом ремонтно-реставрационных работ, проводящихся в храмах г. Махачкалы и Дербента.

Днем 28 июня владыка Александр прибыл в Свято-Покровский храм г. Дербента. Настоятель храма протоирей Николай Котельников представил архиерею на рассмотрение и утверждение проект по возведению колокольни и реконструкции храма. Ознакомившись с проектом, владыка благословил благое намерение отца настоятеля.

Вечером того же дня Епископ Александр отбыл в г. Махачкалу.

На следующий день, 29 июня владыка Александр подробно ознакомился с ходом ремонтно-реставра-ционных работ проводимых в Свято-Успенском кА–федральном соборе г. Махачкалы, которые приуро–чены к 100-летнему юбилею собора. Выразив глубо–кое удовлетворение ходом работ, архипастырь дал высокую оценку трудам настоятеля храма, протоиерея Николая Стенечкина. В тот же день под предсе–дательством Епископа Александра был проведен Епархиальный Совет.

30 июня Епископ Александр посетил Свято-Никольский приход г. Хачмаса, где имел возможность ознакомиться с ходом ремонтных работ, проводимых в храме. В ходе ознакомления архиерей одобрил проект нового иконостаса для храма.

Вечером того же дня владыка Александр вернулся в кафедральный град Баку.

С 8 по 10 июля Преосвященный Епископ Александр по благословению Святейшего Патриарха Алексия ΙΙ и по приглашению Священного Синода Украинской Православной Церкви совершил поездку в г. Киев для участия в Юбилейных торжествах, посвященных 40-летию Архиерейской хиротонии Предстоятеля Украинской Православной Церкви Его Блаженства, Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины. Праздничные ме–роприятия начались открытием конференции в Киевском Доме учителя. Затем в Свято-Успенском соборе Киево-Печерской Лавры было совершено всенощное бдение.

9 июля Преосвященный Епископ Александр в числе приглашенных архиереев сослужил Блаженнейшему Митрополиту Владимиру за Божественной Литургией в Свято-Успенском соборе Киево-Печерской Лавры. Вечером гости были приглашены на праздничный благотворительный концерт, который дан в Национальном дворце «Украина».

10 июля для гостей была организована экскурсия по храмам и монастырям г. Киева. Вечером Преосвященный Епископ Александр был приглашен в числе других гостей на праздничный прием.


(рубрику подготовил свящ. Мефодий Эфендиев)





18 ИЮЛЯ – ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК СЕРГИЕВСКОГО ПРИДЕЛА СОБОРА РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ г.БАКУ


НАКАНУНЕ ВЕЧЕРОМ В 17.00 – ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ С ОСВЯЩЕНИЕМ ХЛЕБОВ, А В САМ ДЕНЬ ПРАЗДНИКА БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ И ПРАЗДНИЧНЫЙ МОЛЕБЕН.
^


Преподобный Сергий Радонежский


Память: обретение мощей 18 июля (ст.ст. 5 июля), преставление преподобного 8 октября (ст.ст. 25 сентября)


Преподобный Сергий (в миру – Варфоломей) родился в 1314 году в семье ростовских бояр, преподобных Кирилла и Марии, переселившихся из Ростова ближе к Москве в селение Радонеж.

Еще до рождения и в самом младенчестве обнаружилось, что Варфоломей будет не простым человеком. Од–нажды во время литур–гии, будучи еще во чреве матери, он три раза в важные моменты богос–лужения воскликнул, а когда кормила его мать, то по средам и пятницам не вкушал молока.

В семилетнем воз–расте Варфоломея отда–ли учиться грамоте. Он всей душой жаждал учения, но грамота не давалась ему. Скорбя об этом, он днем и ночью молил Господа открыть ему дверь книжного разумения. Однажды, ища в поле пропавших лошадей, он увидел под дубом незнакомого старца-черноризца. Монах молился. Отрок подошел к нему и поведал свою скорбь. Сочувственно выслушав мальчика, старец начал молиться о его просвещении. Затем, достав ковчежец, вынул малую частицу просфоры и, благословив Варфоломея, сказал: «Возьми, чадо, и съешь: сие дается тебе в знамение благодати Божией и разумения Священного Писания». Благодать эта действительно сошла на отрока: Господь дал ему память и разумение, и отрок стал легко усваивать книжную мудрость.

После этого чуда в юном Варфоломее еще более окрепло желание служить только Богу. Ему хотелось уединиться по примеру древних подвижников, но любовь к родителям удерживала его в родной семье. Варфоломей был скромен, тих и молчалив, со всеми был кроток и ласков, никогда не раздражался и обнаруживал совершенное повиновение родителям. Обыкновенно он вкушал только хлеб и воду, а в постные дни совершенно воздерживался от пищи.

После смерти родителей Варфоломей предоставил наследство своему младшему брату Петру и вместе со старшим братом Стефаном поселился в 10 верстах от Радонежа, в глухом лесу. Братья своими руками построили там келью и малую церковь. Эту церковь священник, посланный митрополитом Феогностом, освятил в честь Святой Троицы. Так возникла знаменитая обитель преподобного Сергия, будущая Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

Вскоре Стефан оставил своего брата и стал настоятелем Богоявленского монастыря в Москве и духовником великого князя. Варфоломей же, постриженный в монашество с именем Сергий, около двух лет подвизался один в лесу. Трудна и опасна была здесь жизнь Сергия: вокруг дремучий лес со зверями, питаться можно было только лесными кореньями и травами; диавол многократно запугивал его, посылая против него свои полчища в разных видах. Но преподобный Сергий, при помощи Божией, все превозмог.

Как ни старался святой Сергий скрывать свои подвиги, слава о них распространилась и привлекла к нему других иноков, желавших спасаться под его руководством. Преподобный долго отговаривал каждого, указывая на трудности, лишения и неудобства пустынной жизни. Но те неотступно просили его, обещая переносить все со смирением. Таких собралось более 10 человек. Они стали просить Сергия принять сан священника и игумена. Сергий долгое время не соглашался, но, видя в их неот–ступной просьбе призвание свыше, сказал: «Желал бы лучше повиноваться, чем начальствовать, но страшусь суда Божия и предаю себя в волю Господню».

Став игуменом, Сергий не только не изменил своего образа жизни, но еще более увеличил свои духовные подвижнические труды. В храм являлся он первым, сам готовил свечи для храма и пек просфоры. Святой Сергий подавал братии пример строжайшего воздержания, глубочайшего смирения и непо–колебимого упования на помощь Божию. В трудах и подвигах он шел первым, а братия следовала за ним.

Жизнь и труды преподобного Сергия в истории русского монашества имеют особое значение, потому что он положил начало жизни пустынников, устроив вне города обитель с общиножитием. За свои великие подвиги преподобный Сергий еще при жизни был удостоен великой благодати от Бога и уважения от людей. Так, когда братья его обители сетовали на отдаленность воды, молитвой он извел в ближайшем лесу источник, который существует до сих пор; воскресил сына одного из окрестных жителей; пред–сказал великому князю Димитрию Донскому победу над татарским ханом Мамаем. «Иди, иди смело, князь, и надейся на помощь Божию», — сказал ему святой старец и дал ему в сподвижники двух своих иноков -- Пересвета и Ослябю, которые пали героями в Куликовской битве.

Однажды явилась преподобному Сергию в келье Пресвятая Богородица со святыми апостолами Петром и Иоанном и обещала покровительство его обители. В другой раз он видел необыкновенный свет и множество птиц, оглашавших воздух благозвучным пением, и получил откровение, что множество иноков соберется в его обители. Патриарх Констан–тинопольский Филофей из далекой Византии прислал ему дар (наперстный крест).

Однажды митрополит Алексий хотел возложить на него золотой крест в награду за труды, но Сергий сказал: «От юности своей я не носил на себе золото, в старости же тем более хочу пребыть в нищете» — и решительно отклонил от себя эту почесть. Митро–полит Алексий желал назначить преподобного своим преемником, и только смирением своим Сергий отклонил от себя это назначение. «Ты хочешь возло–жить на меня бремя выше моих сил», – сказал он святителю.

Преподобный Сергий Радонежский скончался в преклонных летах в 1391 году. Он предвидел день своей кончины и заранее назначил себе преемника.

Во время кончины лицо его просияло, и от тела его распространилось необыкновенное благоухание. Через 30 лет после преставления преподобного Сергия (25 сентября 1392 года) открылись его святые мощи.





Царственные Страстотерпцы

^

17 (4) июля — память святым царственным страстотерпцам


О последнем русском царе в последнее время говорят очень много. Говорят и хорошее и плохое. Кто-то называют его кровавым диктатором, кто-то говорит о нем, как о человеке слабохарактерном и безвольном, кто-то почитает его святым. Мы не предлагаем вам сделать свой выбор, но постараемся показать, каким же на самом деле был в жизни император Николай II, и для этого приведем лишь немногие факты его биографии. Думаем, что после прочтения статьи многим станут понятны причины канонизации царской семьи.

Будущий Император Николай II Александрович — родился в день праведного Иова Многострадального, 6 мая [1] 1868 года. Он был старшим сыном Императора Александра III и его супруги Императрицы Марии Феодоровны. Воспитание, полученное им под руководством отца, было строгим. Первой его воспитательницей была скромная, бедная учительница гимназии Александра Петровна. Поручая ее воспитанию своего наследника, будущий Импе–ратор Александр III наказывал: "Мне нужны нормальные, здоровые русские дети". Простота в отношениях со своими подданными императора Александра III перешла и к его сыну — Николаю II. Он всегда тянулся к простому народу, в общении с ним отводил свою душу, так как сам по природе был человеком простым и бесхитростным и в людях умел ценить простоту.

Когда наследник подрос и стал изучать курс общеобразовательных наук, то к нему были при–ставлены лучшие педагоги того времени — про–фессора высших учебных заведений Российской империи: К.П. Победоносцев, М.Н. Капустин, генерал-адъютант М.И. Драгомиров и другие. Наследник был очень способным учеником. В 16 лет он был зачислен на действительную военную службу. В 19 лет — произведен в младшие офицеры, а в 24 года — в полковники лейб-гвардии Преображенского полка. Однажды государь, чтобы узнать, насколько удобно солдатское обмундирование, в полной солдатской форме прошел 20 верст.

В 1884 году в Петербурге торжественно справлялось бракосочетание великого князя Сергея Александровича с принцессой Елизаветой Гессен-Дармштадтской (ныне прославленная в лике святых преподобномученица Елисавета, память 5 июля). На торжествах присутствовала юная сестра невесты — Аликс. Здесь впервые встретились будущие супруги. Наследнику тогда было 16 лет. Через пять лет Аликс Гессенская снова посетила Россию и пробыла в Санкт-Петербурге несколько недель. Тогда у наследника созревает окончательное решение жениться на ней. Государь Александр III не дал своего согласия. "Все в воле Божией, — записал наследник у себя в дневнике после продолжительной беседы с отцом, — уповая на Его милосердие, я спокойно и покорно смотрю на будущее".

Пять лет была испытываема эта любовь. Принцесса Аликс, уже настоящая красавица, к которой сватались многие коронованные женихи, отвечала всем решительным отказом. Так же и цесаревич отвечал спокойным, но твердым отказом на все попытки своих родителей устроить иначе его счастье. Наконец весной 1894 года августейшие родители наследника, видя непоколебимое решение своего сына, его терпение и кроткую покорность родительской воле, дали свое благословение на брак. В том же году он вместе с протопресвитером Иоанном Янышевым выехал в Кобург, чтобы сделать предложение принцессе.

Аликс была искренно верующая. Но, воспитанная в лютеранстве, ее честная и прямая натура вос–противилась перемене религии. "Единственное препятствие или пропасть между ней и мной — это вопрос религии, — писал в своем дневнике нас–ледник, — кроме этой преграды нет другой... все в воле Божией". Тут много помог ее собеседник, а затем духовник — просвещеннейший богослов, бывший ректор Санкт-Петербургской Духовной академии протопресвитер Иоанн Янышев. Он сумел открыть ей всю красоту и истину Православной веры. Но полному обращению принцессы помогли искренние, горячие слова наследника, излившиеся из его любя–щего сердца: "Аликс, я понимаю Ваши религиозные чувства и благоговею перед ними. Но ведь мы веруем в одного Христа; другого Христа нет. Бог, сотво–ривший мир, дал нам душу и сердце. И мое сердце и Ваше Он наполнил любовью, чтобы мы слились душа с душой, чтобы мы стали едины и пошли одной дорогой в жизни. Без Его воли нет ничего ".

Дни их помолвки совпали с предсмертной болезнью государя Александра III. За 10 дней до его смерти они приехали в Ливадию. Александр III, желая оказать внимание невесте своего сына, несмотря на все запреты врачей и семьи, встал с кровати, надел парадную форму и, сидя в кресле, благословил припавших к его ногам будущих супругов. К принцессе он проявил большую ласку и внимание, о чем впоследствии царица с волнением вспоминала всю жизнь.

20 октября 1894 года в Бозе почил государь Император Александр III. На следующий день среди глубокой печали блеснул луч радости: принцесса Аликс приняла Православие с наречением ей имени Александра, в честь царицы мученицы Александры († 303), и оба, жених и невеста, причастились Святых Таин. Через три недели в скорбной, траурной обстановке состоялось венчание государя императора Николая Александровича и принцессы Александры. "Свадьба наша, — вспоминала потом государыня, — была как бы продолжением этих панихид, только что меня одели в белое платье".

П
ервые 20 лет супружества царской четы были самыми счастливыми в их личной семейной жизни. Пьер Жильяр, воспитатель наследника цесаревича Алексия, писал: "Какой пример, если бы только о нем знали, давала эта столь достойная семейная жизнь, полная такой нежности. Но как мало людей о ней подозревали. Правда, что эта семья была слишком равнодушна к общественному мнению и укрывалась от посторонних взглядов".

Осенью 1895 года родилась первая дочь — славный ребенок, вызвавший новые заботы, давший новые радости. Святая Великая Княжна Ольга унаследовала от отца все лучшие стороны его души: простоту, доброту, скромность, непоколебимую чест–ность и всеобъемлющую любовь к Родине, а от матери — глубокую евангельскую веру, прямоту, умение владеть собой и крепость духа. Она обладала очень живым умом и рассудительностью. Неудивительно, что отец часто советовался с ней, даже по самым важным вопросам. Княжна Ольга очень любила Россию и так же, как и ее отец, любила простой русский народ. Когда заходила речь о том, что она может выйти замуж за одного из иностранных принцев, то она не хотела и слышать об этом, говоря: "Я не хочу покидать Россию. Я — русская и хочу остаться русской".

Через два года родилась вторая девочка, названная во святом Крещении Татьяной, еще через два года — Мария, а еще через два года — Анастасия.

С появлением детей Александра Феодоровна отдала им все свое внимание: кормила, ежедневно сама купала, неотступно бывала в детской, не доверяя своих детей никому. Государыня не любила ни минуты оставаться праздной, и своих детей она приучила к труду. Чудные вышивки выходили из-под их быстрых рук. Две старшие дочери — Ольга и Татьяна — во время войны работали с матерью в ла–зарете, исполняя обязанности хирургических сестер.

Во время прославления преподобного Серафима Саровского царственные супруги горячо молились в Сарове перед мощами новоявленного угодника Божия, о даровании им сына — наследника. На следующий год у них родился мальчик, который во святом Крещении был назван Алексием в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Радости счастливым родителям, казалось, не было предела, но вот уже на второй месяц после его рож–дения обнаружилось, что ребенку передалась на–следственная болезнь Гессенского дома — гемо–филия, которая ставила жизнь его под постоянную угрозу внезапной смерти. Даже при легких ушибах происходили внутренние кровоизлияния, от которых наследник сильно страдал.

Наследник имел горячее, доброе сердце, отзыв–чивое к чужому горю. Несмотря на болезнь, которая наложила свой отпечаток на его привлекательное и открытое лицо, он был очень живым и веселым мальчиком.

Много Николай II потрудился для славы и величия Православной Церкви. Его можно назвать ктитором всей Вселенской Православной Церкви. Не только Русская Церковь пользовалась его щедротами, но и церкви Греции, Болгарии, Сербии, Румынии, Черно–гории, Турции, Египта, Сирии, Ливии, Абиссинии, Палестины. Велика его роль и в деле прославления русских святых: в его царствование было прославлено больше святых, чем за весь XIX век.

Первая мировая война, начавшаяся двумя героическими подвигами России — спасением Сербии от Австро-Венгрии и Франции от Германии, оттянула лучшие народные силы на борьбу с противником. Сам государь с августа 1915 года большую часть времени проводил в ставке, вдали от столицы и дворца. И вот, когда победа была столь близка, что и в Совете министров, и в Синоде уже открыто обсуждался вопрос о том, как себя должны вести Церковь и государство в отношении к освобожденному от мусульман Константинополю, тыл, окончательно поддавшийся льстивой пропаганде безбожников, совершил измену своему Императору. В Петрограде началось вооруженное восстание, связь царя со столицей и семьей была умышленно прервана. Измена окружала государя со всех сторон, его приказы командующим всех фронтов о посылке воинских частей на подавление мятежа не были исполнены.

Намереваясь лично узнать положение в столице, Николай Александрович выехал из ставки и отправился в Петроград. В Пскове к нему, совершенно отрезанному от всего мира, явилась делегация от Государственной думы. Делегаты стали просить государя отречься от престола для успокоения мятежа. К ним присоединились и ге–нералы Северного фронта. К ним вскоре присоединились и командующие другими фронтами.

Страдания Николая II были очень велики. Боль за семью, судьба которой была ему неизвестна; боль за Родину, которой он отдал всю свою жизнь и которую он любил всем своим сердцем; боль за народ, в который он так верил. Все это слилось в одну сильную душевную муку. "Кругом измена, и трусость, и обман!" — записал государь в своем дневнике. В день отречения от престола он сказал: "Дело идет о России, о ее кровных интересах. Для России я готов отдать и трон и жизнь, если я стал помехой счастья Родины. <...> Нет той жертвы, которой я не принес бы во имя действительного блага и для спасения России. Посему я готов отречься от престола".

Во время отречения государя в течение нескольких дней императрица не получала от него известий. Муки ее в эти дни смертельной тревоги, без известий и у постелей больных детей, превзошли все, что можно себе вообразить. 9 марта утром наконец-то смог приехать к семье государь. Узнав об этом, радостная царица выбежала ему навстречу. "Как пятнадцатилетняя девочка, — передает очевидица, — быстро спустилась с лестницы, бежала по длинным коридорам. В эту первую минуту радостного свидания, казалось, все пережитое было позабыто. Когда затем их величества остались одни, они рыдали. Все же теперь они были вместе — сплоченная любовью семья. Эта громадная любовь давала им достаточно сил, чтобы перенести все страдания".

31 июля произошло прощание с дорогими им уголками царскосельского дворца и парка. Царскую семью и свиту преданных слуг под конвоем отправили в Тобольск.

"Живем тихо, хорошо устроились, хотя далеко, далеко от всех отрезаны, — писала государыня из Тобольска сестре государя, — но Бог милостив, силы даст и утешит. <...> Страдания и испытания Им посланы — и разве Он не всегда достаточно сил дает для перенесения всего? Ведь Он Сам показывал нам, как надо терпеть без ропота и невинно страдать...".

Все царственные страстотерпцы, несомненно, со–знавали приближение конца и готовились к нему. Даже самый младший — святой цесаревич Алексий — не закрывал глаза на действительность, что видно из случайно вырвавшихся как-то у него слов: "Если будут убивать, то только бы не мучили". Понимали это и преданные слуги государя, мужественно по–следовавшие за царской семьей в ссылку. "Я знаю, что я не выйду из этого живым. Я молю только об одном — чтобы меня не разлучали с государем и дали уме–реть вместе с ним", — говорил генерал-адъютант И.Л. Татищев.

Глубоко проникнувшись евангельским духом, царственные страстотерпцы в заточении возносили молитвы за своих мучителей. Великая княжна Ольга писала из Тобольска: "Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, чтобы не мстили за себя и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь...". В Ипатьевском доме было найдено стихотворение, написанное рукой Великой княжны Ольги, которое называется "Молитва", последние два четверостишия его говорят о том же:

Владыка мира, Бог вселенной,
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной
В невыносимый страшный час.
И у преддверия могилы
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов.

В Тобольске царскую семью постигло новое испытание. Прибывший из Москвы комиссар объявил государю, что его увозят, и что отъезд состоится этой ночью. Государыня решила сопровождать мужа, несмотря на болезнь сына, из-за которой вся семья не смогла поехать вместе.

Следующим местом их заточения был Екатеринбург. Два с половиной месяца прожила здесь царская семья среди шайки наглых, разнузданных людей — новой их стражи, подвергаясь издевательствам. Караульные были поставлены во всех углах дома и следили за каждым движением заключенных. Они покрывали стены неприличными рисунками, глумясь над императрицей и великими княжнами. В нижнем этаже дома было устроено караульное помещение. Грязь там стояла ужасная. Пьяные голоса все время горланили революционные или неприличные песни, под аккомпанемент кулаков, стучащих по клавишам рояля.

Безропотная покорность воле Божией, незло–бивость и смирение давали царственным страсто–терпцам силы твердо переносить все страдания. Они уже чувствовали себя по ту сторону бытия и с молитвой в душе и на устах готовились к своему переходу в жизнь вечную. Покоренные царственной простотой, смирением и человеколюбием венце–носных страстотерпцев, тюремщики смягчили свое отношение к ним. Однако, как только в уральском ЧК почувствовали, что охрана царской семьи начинает проникаться добрыми чувствами к узникам, тут же сменили ее новой — из самих чекистов. Во главе этой охраны встал Янкель Юровский. Назначение Юровского ознаменовалось для царской семьи уста–новлением поистине каторжного режима. Государь любил всегда физический труд, отсутствие движения плохо отзывалось на его здоровье. Юровский запретил ему работать в саду; запрещено было также подходить к окнам; однажды, когда великая княжна Анастасия Николаевна задумчиво глядела на краешек неба, на угол улицы — на кусочек свободного мира, часовой выстрелил в нее, и пуля пролетела над ее головой.

За три дня до убиения царственных мучеников к ним был последний раз приглашен священник для совершения службы. Батюшка служил обедницу, по чину службы положено было в определенном месте прочесть кондак "Со святыми упокой...". Почему-то на этот раз диакон, вместо того чтобы прочесть этот кондак, запел его, запел и священник. Царственные мученики, движимые каким-то неведомым чувством, опустились на колени. Так они прощались с этим миром, чутко отзываясь на призывы мира горнего — Царствия вечного.

В ночь с 3 на 4 июля, когда узники спали, их разбудили и приказали одеваться, чтобы покинуть город, которому будто бы угрожала опасность. Царская семья спустилась в нижний полуподвальный этаж, где государь с больным сыном сел на стул посреди комнаты. Вокруг расположились государыня, великие княжны, доктор и трое преданных слуг. Все ожидали сигнала к отъезду.

Неожиданно в комнату вошел Юровский в сопровождении семи вооруженных человек, бывших германо-австрийских военнопленных, и трех своих друзей-каторжников, уголовных преступников, выпу–щенных на свободу Временным правительством. Пленники сразу же поняли, в чем дело, государыня перекрестилась, но не произнесла ни слова. После прочтения приговора, Юровский выстрелил в упор в государя. Императрица бросилась к убитому мужу, но тут же упала, сраженная несколькими пулями. Бог послал им счастье не слышать стонов цесаревича, не видеть его лица, залитого кровью, его рук, протя–нутых к отцу, и криков раненой великой княжны Анастасии, которую два палача добивали штыками.

Тела святых страстотерпцев остались лежать в лужах крови. Но даже мертвые, они были страшны для убийц. Боясь, что их святым останкам начнет воздаваться должное поклонение в народе, мучители уничтожили их тела.

Но память о святых царственных страстотерпцах и их верных слугах они не смогли уничтожить. Свидетельством этого стало прославление в лике святых всей семьи царственных страстотерпцев на юбилейном архиерейском соборе 2000 года. Сбылось пророчество преподобного Серафима Саровского о последнем русском государе: « Бог царя возвеличит ». Теперь вся полнота Русской Православной Церкви, прославляя царственных мучеников, испрашивает их молитв у престола Вседержителя за всю ту Россию, которую последний русский император так любил и за которую пострадал.



  1. Даты в тексте даны по старому стилю.


^ МОЛИТВА ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦАМ

    О, святый страстотерпче царю мучениче Николае! Господь тя избра помазанника Своего, во еже милостивно и право судити людем твоим и хранителем Церкве Православныя быти. Сего ради со страхом Божиим царское служение и о душах попечение совершал еси. Господь же, испытуя тя, яко Иова Многострадальнаго, попусти ти поношения, скорби горькия, измену, предательство, ближних отчуждение и в душевных муках земнаго царства оставление. Вся сия ради блага России, яко верный сын ея, претерпев, и, яко истинный раб Христов, мученическую кончину прием, Небеснаго Царства достигл еси, идеже наслаждаешися Вышния славы у Престола всех Царя, купно со святою супружницею твоею царицею Александрою и царственными чады Алексием, Ольгою, Татианою, Мариею и Анастасиею. Ныне, имея дерзновение велие у Христа Царя, моли, да простит Господь грех отступления народа нашего и подаст грехов прощение и на всякую добродетель наставит нас, да стяжим смирение, кротость и любовь и сподобимся Небеснаго Царствия, идеже купно с тобою и всеми святыми новомученики и исповедники Российскими прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.







^ СТРАНИЦА ОБЪЯВЛЕНИЙ



ПОЗДРАВЛЯЕМ ЦЕРКОВНЫХ РАБОТНИКОВ




Настоятеля прихода прп. Серафима Саровского иерея Дионисия Свечникова с днем рождения и тезоименитства.

Старшего диакона епархии иеродиакона Антония ( Долинина ) с днем тезоименитства.

Регента архиерейского хора Мастанова Вагифа Теюбовича с днем тезоименитства.

Руководителя левого хора кафедрального собора свв. Жен-Мироносиц Эфендиеву Христину Владимировну с днем рождения.

Старшего бухгалтера епархиального управления Кабанчук Татьяну Михайловну с 60-летием.

Казначея собора Рождества Пресвятой Богородицы Кривохижу Аллу Ивановну с днем рождения.

Архиерейского водителя Кулешова Станислава Юрьевича с днем тезоименитства.



^ ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!

РАДЫ СООБЩИТЬ ВАМ, ЧТО В СКОРОМ ВРЕМЕНИ В СВЕЧНЫХ ЯЩИКАХ ПОЯВЯТСЯ НОВЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ МОЛИТВОСЛОВЫ, ИЗДАННЫЕ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ПРЕОСВЯЩЕННОГО АЛЕКСАНДРА, ЕПИСКОПА БАКИНСКОГО И ПРИКАСПИЙСКОГО НАШИМ ИЗДАТЕЛЬСКИМ ОТДЕЛОМ. МОЛИТВОСЛОВ БУДЕТ СОДЕРЖАТЬ ПАРАЛЕЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД НЕКОТОРЫХ МОЛИТВ И ИХ ПОЯСНЕНИЕ, ЧТО НЕСКОЛЬКО ОБЛЕГЧИТ ВАШ МОЛИТВЕННЫЙ ТРУД, А МОЛИТВЫ НА ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ СТАНУТ БОЛЕЕ ПОНЯТНЫМИ.

^ НАДЕЕМСЯ, ЧТО НАШИ МОЛИТВОСЛОВЫ ПРИДУТСЯ ВАМ ПО ДУШЕ.

Всем именинникам желаем крепости сил в трудах на благо Матери-Церкви и многих, благих лет жизни.


^ ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ О ГОСПОДЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!

НА СТРАНИЦАХ НАШЕЙ ГАЗЕТЫ ОТКРЫВАЕТСЯ НОВАЯ РУБРИКА «ВОПРОС – ОТВЕТ», В КОТОРОЙ МЫ ПОСТАРАЕМСЯ ДАТЬ ОТВЕТЫ НА ИНТЕРЕСУЮЩИЕ ВАС ВОПРОСЫ О ПРАВОСЛАВНОЙ ЖИЗНИ. ЗАПИСКИ С ВОПРОСАМИ ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ В СВЕЧНЫХ ЯЩИКАХ ХРАМОВ.



УБЕДИТЕЛЬНАЯ ПРОСЬБА НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ГАЗЕТУ В БЫТОВЫХ НУЖДАХ.


Главный редактор: священник Александр Асташкин

Ответственный редактор: священник Дионисий Свечников


Наш веб-сайт: www.baku-eparhia.ru

Наш электронный адрес: orthodox@azdata.net

Контактный телефон: (+99412) 440-43-52

Наш адрес: AZ 1010, г. Баку, ул. Ш. Азизбекова, 205






Скачать 230,09 Kb.
оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер230,09 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх