Образовательная программа по предмету «вокал» (в рамках «предмета по выбору) icon

Образовательная программа по предмету «вокал» (в рамках «предмета по выбору)


4 чел. помогло.
Смотрите также:
Образовательная программа по предмету география для- 5 б класс(2часа в неделю 68 часа в год)...
Академический вокал, эстрадный вокал...
Программа предпрофильного курса «В царстве кристаллов»...
Образовательная программа курса по выбору «Химия вокруг нас»...
Биография: Робин Джибб (1949 г.) вокал Барри Джибб (1947 г.) вокал...
Приказ № программа курса по выбору по английскому языку в рамках предпрофильной подготовки для 9...
Самостоятельная работа 6 часов...
«Химия и пища»...
Инновационная образовательная программа программа по курсу: «динамика химических и биохимических...
Инновационная образовательная программа программа по курсу: «основания и новости квантовой...
Инновационная образовательная программа программа по курсу: «основания и новости квантовой...
Программа курса по выбору «квадратный трехчлен и его приложения»...



Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей –

Детская музыкальная школа № 1


«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Методический совет Директор МОУДОД-

МОУДОД – ДМШ № 1 ДМШ № 1 г. Кандалакша

Протокол № 1 _________О.С.Стрелкова

от 24.11.2010 г. 24.11.2010 г.


РАБОЧАЯ


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


ПО ПРЕДМЕТУ «ВОКАЛ»

(в рамках «предмета по выбору)

Для детей 7-17 лет


(7-летний срок обучения)


Модифицированная


Составители:

Трифонова Л.Ю. – зам.

директора по УВР


г. Кандалакша

2010 г.


Пояснительная записка


Настоящая программа предназначена для преподавания предмета «Вокал» в рамках «Предмета по выбору» в детских музыкальных школах и детских школах искусств.

Направленность программы- художественно-эстетическая.

Обучение в классе «Вокал» осуществляется на основе единства вокального, общемузыкального и художественного развития учащихся, повышения их культурного уровня.

Цель данного курса:

  • создание условий для проявления индивидуально-творческих способностей детей, выявление талантливых детей и развития их творческой самореализации.



Задачи:

  • воспитание художественного вкуса, расширение музыкального кругозора

  • развитие вокальных данных

  • развитие интереса к творческому самовыражению.


По программе обучаются дети в возрасте 8 – 16 лет, как с вокальной подготовкой, так и без певческой практики, обладающие необходимыми вокальными и музыкальными данными, имеющие здоровый голосовой аппарат, достаточное физическое развитие и устойчивую психику, проявляющие интерес к данному виду творческой деятельности. При ознакомлении с данными учащегося, необходимо установить наличие певческого голоса, музыкально-вокального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, уровень общего развития, отсутствие речевых дефектов.

Представленная программа рассчитана на 7-летний срок обучения. Возможность обучения в 8 классе используют учащиеся, желающие продолжить свое общение с музыкой под руководством преподавателя или поступающие в профессиональные музыкальные учебные заведения.

Продуманный выбор учебного материала является важнейшим фактором, способствующим успешному и всестороннему развитию музыкально-исполнительских данных учащегося.

Развитие вокальных навыков происходит постепенно и целенаправленно в течение всего курса обучения, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика.

Программа отражает разнообразие репертуара, произведения русской и зарубежной классики сочетаются с песнями современных композиторов и народными песнями разных жанров.

Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, проводимый в форме индивидуального занятия преподавателя с учеником.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (45 минут).


Прогнозируемый результат:

  • у учащихся воспитывается осознанное, творческое отношение к музыке и вокальному искусству;

  • учащиеся приобретают устойчивые вокальные навыки в сочетании с элементами исполнительского мастерства;

  • вырабатывается умение выбирать и использовать средства музыкальной выразительности, умение понимать и доносить до слушателей содержание исполняемых произведений;

  • прививается навык публичных выступлений.



В основе учебно-педагогической работы лежит система воспитания детского и подросткового певческого голоса и слуха в благоприятной среде, способствующей правильному функционированию, развитию и сохранению здорового голосового аппарата учащихся.

Большое внимание следует уделять развитию навыков углубленной самостоятельной работы с нотным и литературными текстами произведений, постоянному совершенствованию исполнительских навыков, подготовке концертных выступлений.

Имея ввиду, что урок пения, в известной степени, процесс рутинный, имеющий в основе комплекс традиционных и обязательных педагогических приемов, следует порой отступать от них, изменять привычную практику, идя навстречу индивидуальности учащегося.

Это обстоятельство ведет к поиску индивидуальных приемов и методов для воспитания внимания, памяти, музыкального и вокального слуха, ритмического чувства и большого количества различных ощущений: эмоциональных, мышечных, акустических и интонационных. По пути к воспитанию этих качеств и навыков (а это все, как известно, сложные процессы) целесообразно идти не столько от жесткого тренинга, сколько от игры и формирования стойкого интереса к предмету и, что очень важно, к самому процессу урока, как основе основ.

Другой важнейшей учебно-педагогической задачей является воспитание музыкально-образного мышления, так как усвоение многих элементов вокальной техники напрямую связано с музыкально-образным строем тех произведений, над которыми идет работа, включая вокализы и вокальные упражнения (распевки).

Упражнения для распевания должны быть доступны логическому пониманию учащегося, легко восприниматься на слух и усложняться постепенно. Пение вокализов, начиная с простейших, следует вводить, когда учащийся овладеет элементами звуковедения и культуры звука, примерно со 2-3-го года обучения. В качестве вокализов поначалу можно использовать мелодии детских песен.


В целом в учебно-воспитательной работе возможно предусмотреть условно 4 основных этапа:

  • подробное ознакомление с учащимся, установление контакта с ним; психологическое и физическое освобождение учащегося; усвоение учащимся необходимых установочных, теоретических сведений и терминов;

  • приобретение понятия певческой установки и начальных практических навыков;

  • закрепление полученных певческих навыков, развитие данных, приобретение начальных исполнительских навыков;

  • дальнейшее развитие данных, совершенствование вокальной и исполнительской техники.


Продвигаясь от простого к более сложному, необходимо стремиться к тому, чтобы исполнение музыкальных произведений являлось следствием, творческим результатом, отображением музыкального мышления учащихся, их эмоционального отношения к музыке и содержанию этих произведений. Чем младше ученик, чем меньше деталировка учебных и исполнительских задач, и наоборот.


Проверка уровня знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется на мероприятиях текущей, промежуточной и итоговой аттестации: контрольных прослушиваниях ( I полугодие) , публичных выступлениях, академических зачетах ( II полугодие) , а также с учетом текущей успеваемости в учебном году.

При выставлении итоговых оценок учитываются выступления учащегося в открытых концертах, фестивалях и конкурсах.


^ Программные требования по годам обучения

1 год обучения


Учебно-тематический план


Содержание

Общее кол-во

часов

1. Певческая установка.

2

2 .Пение учебно-тренировочного материала. Распевание

8

3. Формирование певческого дыхания

4

4. Формирование вокально-фонационных навыков

2

5.Формирование певческой артикуляции

2

6. Формирование звуковысотного интонирования

2

7. Пение произведений:

  • народная песня

  • классика

  • современных авторов





7

7

Итого:


34



В результате первого года обучения учащиеся должны уметь:

  • правильно применять певческую установку и пользоваться певческим дыханием

  • правильно формировать гласные в сочетании с согласными

  • петь простые мелодии легато в медленном и среднем темпе

  • использовать активную артикуляцию, следить за чистотой интонации, не форсировать звук, стремиться к естественной вокализации


В течение учебного года необходимо проработать с учащимися:

  • 2-3 несложные народные песни

  • 2-3 простых произведения или современные песни. К «несложным произведениям» следует отнести простые, как по степени технической трудности, так и по своей художественной сущности, вокальные произведения.



^ 2 год обучения


Учебно-тематический план


Содержание

Общее кол-во

часов

1. Певческая установка.

1

2 .Пение учебно-тренировочного материала. Распевание

8

3. Формирование певческого дыхания

4

4. Формирование вокально-фонационных навыков

2

5.Формирование певческой артикуляции

2

6. Формирование звуковысотного интонирования

3

7. Пение произведений:

  • народная песня

  • классика

  • современных авторов





6

8

Итого:


34



На втором году обучения продолжается работа по закреплению полученных ранее начальных вокально-технических навыков, включаются в работу элементы исполнительства. В результате второго года обучения учащийся должен:

  • использовать правильную певческую установку

  • работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры

  • выравнивать звучность гласных, четко произносить согласные

  • работать над чистотой интонации и выразительностью звука

  • в работе над произведениями добиваться смыслового единства текста и музыки

  • осваивая прием плавного и гибкого звуковедения, постепенно подготовиться к исполнению вокализа.



В течение учебного года необходимо проработать:

  • мажорные и минорные трезвучия, вокальные упражнения в пределах квинты

  • 2-3 народные песни

  • 3-4 несложных произведения


3 год обучения


Учебно-тематический план



Содержание

Общее кол-во

часов

1 .Пение учебно-тренировочного материала. Распевание.

Вокализы.

7

1

2. Формирование певческого дыхания

3

3. Формирование вокально-фонационных навыков

2

4.Формирование певческой артикуляции

3

5. Формирование звуковысотного интонирования

2

6. Пение произведений:

  • народная песня

  • классика

  • современных авторов





4

6

6

Итого:


34



На третьем году обучения должна продолжаться работа по закреплению полученных за предыдущие 2 года вокально-технических и исполнительских навыков, а также по:

  • развитию и укреплению певческого дыхания и чистой интонации

  • выравниванию звучания по всему диапазону, выявлению звонкости для легких голосов

  • развитию четкой дикции, выразительностью слова

  • развитие вокального слуха.

Кроме того, учащийся должен:

  • иметь элементарное представление о строении голосового аппарата и гигиене голоса

  • чувствовать движение мелодии и кульминацию в исполняемых произведениях

  • стремиться выполнить простейшие исполнительские задачи

В этот период, возможно, начать работу над выявлением индивидуального

тембра, в основном, в среднем регистре голоса.

В течение года учащийся обязан проработать:

  • упражнения, включающие мажорные и минорные трезвучия и гаммы

  • 1-2 вокализа

  • 2-3 народные песни

  • 3-4 разноплановых произведения небольшого диапазона в удобной тесситуре

  • возможно участие в ансамбле


4 год обучения


Учебно-тематический план


Содержание

Общее кол-во

часов

1 .Пение учебно-тренировочного материала. Распевание

5

2. Формирование певческого дыхания

4

3. Формирование вокально-фонационных навыков

1

4.Формирование певческой артикуляции

1

5. Формирование звуковысотного интонирования

1

6. Пение произведений:

  • народная песня

  • классика

  • современных авторов

  • романсы

  • Вокализы





3

6

4

3

3

7. Участие в ансамбле

3

Итого:


34



Основная работа состоит в развитии и укреплении певческого дыхания,

интонации, четкой артикуляции, осмысленном выполнении

исполнительских задач, поставленных педагогом.

Начитается также работа над подвижностью голоса в упражнениях, над

выработкой динамических оттенков в удобной тесситуре. Следует

обратиться к выработке ощущения пространственной перспективы во

время пения.

Учащийся должен иметь элементарные представления о работе

резонаторов, выработать ощущении округленности, близости звука, его

высокой вокальной позиции.

В течение года учащийся должен проработать:

  • 2 вокализа (кантиленного и ускоренного характера)

  • 1-2 народные песни

  • 1-2 несложных романса

  • 3-4 разноплановых произведения

  • 1-2 ансамбля (по возможности)



5 год обучения


Учебно-тематический план


Содержание

Общее кол-во

часов

1 .Пение учебно-тренировочного материала. Распевание.

5

2. Формирование певческого дыхания

3

3. Формирование вокально-фонационных навыков

1

4 Формирование звуковысотного интонирования

1

5. Средства художественной выразительности

1

6. Пение произведений:

  • народная песня

  • классика

  • современных авторов

  • романсы

  • Вокализы


3

5

4

3

3

7. Участие в ансамбле


3

8. Участие в концертах

2



Итого:


34



На пятом году обучения педагог должен получить возможность самым подробным образом проанализировать состояние данных учащегося, их развитие и, учитывая вступление в переходный возрастной период, более точно определить индивидуальные задачи.

При благоприятном состоянии голоса у учащегося с хорошими данными и продвижением, возможно, некоторое расширение диапазона звучания, без форсировки и напряжения. Следует также закрепить ощущение высокой певческой позиции, близости и опоры звука, особенно при пении широких интервалов.

В течение года учащийся должен проработать:

  • упражнения на вокальную технику в пределах октавы

  • 1-2 вокализа с элементами техники

  • 1-2 народные песни

  • 1 несложную арию или романс




  • 4-5 разноплановых произведений

  • 1-2 ансамбля



6 год обучения


Учебно- тематический план


Содержание

Общее кол-во

часов

1 .Пение учебно-тренировочного материала. Распевание.

4

2. Формирование певческого дыхания

3

3. Средства художественной выразительности

3

6. Пение произведений:

  • народная песня

  • классика

  • современных авторов

  • романсы

  • Вокализы





2

6

5

2

4

7. Участие в ансамбле


3

8. Участие в концертах

2


Итого:


34



В течение учебного года следует обратить внимание на устранение имеющихся недостатков в организации процесса певческого дыхания и органичного звуковедения.

Кроме того, следует продолжить работу по выравниванию звучания по всему диапазону, развитию подвижности голоса, над исполнительскими задачами, включая музыкальное и смысловое интонирование, эмоциональность исполнения произведений, а также над развитием навыков публичных выступлений.

В течение года учащийся должен проработать:

  • мажорные и минорные гаммы, трезвучия, малые арпеджио в медленном темпе, упражнения на легато и стаккато, интервалы и скачки в пределах октавы

  • 2-3 вокализа (кантиленный и подвижный, с элементами техники)

  • 1-2 народные песни

  • 1-2 романса

  • 1-2 несложных арии

  • 4-5 разноплановых произведений (возможно включить современную музыку)

  • 1-2 ансамбля



7 год обучения


Учебно-тематический план


Содержание

Общее кол-во

часов

1 .Пение учебно-тренировочного материала. Распевание.

3

2. Формирование певческого дыхания

3

3. Средства художественной выразительности

3

6. Пение произведений:

  • народная песня

  • классика

  • современных авторов

  • романсы

  • Вокализы

  • Арии





2

5

5

3

3

2

7. Участие в ансамбле


2

8. Участие в концертах

3


Итого:


34



Продолжается работа по освоению и углублению вокально-технических навыков, элементов исполнительской техники. Обязательное участие в концертах.

Учащийся должен уметь:

  • владеть выразительным певческим звуком, проявлять элементы артистичности при выступлении

  • разбираться в качестве своего звука, уметь анализировать исполнение репертуара

  • самостоятельно распеваться, разбирать и прорабатывать вокальные произведения

Учащийся в течение года должен проработать:

  • несколько вокализов

  • народную песню

  • 1-2 арии (канцонетты)

  • 2-3 романса

  • 3-4 разноплановых произведения

  • пение в ансамбле по возможности и по желанию



Учебно-педагогические задачи

по курсу вокального ансамбля

На 3-7 годах обучения учащиеся могут проходить курс вокального ансамбля, который ставит своей задачей:

  • знакомство с различными произведениями вокальной ансамблевой литературы, способствующее расширению музыкальных знаний и кругозора учащихся, воспитание интереса к ансамблевому пению

  • воспитание у учащихся чувство ансамбля, навыков и культуры ансамблевого пения

  • углубленное развитие музыкального слуха

  • поддержание традиций одной из распространенных форм коллективного музицирования.



Примерный репертуар по годам обучения.


1 год обучения

  • Русские нар. песни «Вставала ранешенько», «Коровушка», «Не летай соловей» «Я на камушке сижу»

  • латышская нар. песня «Где ты был так долго?»

  • Белорусская нар. песня «Перепелка»

  • Чешская нар. песня «Петушок»

  • Болгарская нар. песня «Рак-бездельник»

  • Немецкие нар. песни «Соловей и лягушки», «Хохлатка», «Гусята»

  • Аренский А. «Детская песня»

  • Брамс И. «Петрушка»

  • Бах И.С. «За рекою старый дом»

  • Калинников В. «Киска», «Звездочки», «Солнышко»

  • Красев М. «Ландыш», «Зимняя песенка»

  • Левина З. «Неваляшки», «Подсолнух», «Фонарик», «Что нам осень принесет», «Настали дни чудесные»

  • Лядов А. «Зайчик»

  • Ковнер И. «Ёлка»

  • Тиличеева Е. «Яблонька», «Пришла весна», «Да, здравствует музыка!»

  • Завалишина М. «Часы»

  • Спадавеккиа А. «Добрый жук»

  • Герчик В. «Про кузнечика»

  • Островский А. «Наша ёлка», «Кролик»

  • Феркельман М. «Колыбельная»

  • Паулс Р. «Колыбельная», «Сонная песенка».

  • Хромушин О. « Песенка девочки», «Солнечная горка» «Красивый бант»

  • Гершфельд Р. «Ёжик»

  • Парцхаладзе М. «От носика до хвостика»


2 год обучения

  • Русские нар. песни «Уж как пал туман», «В чистом поле тропина»

  • Белорусские нар. песни « Дудочка-дуда», «Сел комарик на дубочек»

  • Грузинские нар. песни «Светлячок», «Песня сердца»

  • Датская нар. песня «Зимний карнавал»

  • Финские нар. песни «Маленькая прачка», «Веселый парикмахер», «В лес как-то раз пошел паренек»

  • Бельгийская нар. песня «Есть под Брюсселем особняк» «Карлуша»

  • Словацкая нар. песня «Спи, моя милая»

  • Глинка М. «Ты, соловушка, умолкни», «Ходит ветер, воет в поле»

  • Алябьев А. «Зимняя дорога»

  • Кюи Ц. детские песни «Лето», «Осень», «Зернышко», «Ласточка»

  • Римский– Корсаков Н. «Белка»

  • Титов Н. «Ветка»

  • Гречанинов А. «В лесу», «Теленочек», «Вербочки»

  • Калинников В. «Мишка»

  • Яковлев М. «Зимний вечер»

  • Варламов А. «Горные вершины»

  • Ребиков В. «Поздняя весна»

  • Моцарт А. «Колыбельная»

  • Бетховен Л. «Сурок», «Малиновка»

  • Григ Э. «Детская песенка»

  • Брамс И. «Соловей», «Божья коровка»

  • Дунаевский И. «Колыбельная»

  • Левина З. « Матрешки», «Наш соловей», «»Ручеек», «Колыбельная»

  • Пахмутова А. «Добрая сказка»

  • Космачев И. « Мне очень нужен друг»

  • Чичков Ю. «Песня шелковой кисточки», «Самая счастливая»

  • Савичева Н. «Про маленького лягушонка» «Крошка Вилли-Винки»

  • Фадеев А. «У канавки две козявки»

  • Островский А. «Тик-так», «Урок пения», «Про осу».

  • Гладков Г. «Все в порядке»


3 год обучения

  • Русские нар. песни «В низенькой светелке», «По небу, по синему»

  • Латышская нар. песня «Ярче розы я девчонка»

  • Грузинская нар. песня «Родина наша»

  • Русская нар. песня «Коровушка» в обр. Гурилева А.

  • Финская нар. песня «Финский лес»

  • Немецкая нар. песня «Вестница весны»

  • Английская нар. песня «Старый король»

  • Американская нар. песня «Домик над рекой»

  • Глинка М. «Жаворонок», «Что красотка молодая»

  • Гурилев А. «Домик-крошечка», «Вьется ласточка сизокрылая», «Улетела пташечка», «Сарафанчик»

  • Даргомыжский А. «Лезгинская песня»

  • Булахов П. «Колокольчики мои»

  • Кюи Ц. детские песни «Майский день», «Зима»

  • Чайковский П. «Весна», «Осень», «Детская песенка»

  • Моцарт А. «Тоска по весне», «Детские игры», «Жил был на свете мальчик»

  • Шуберт Ф. «Дикая роза, «Колыбельная»

  • Шуман Р. «Песочный человечек», «Мотылек», «Небывалая страна», «Совенок»

  • Брамс И. «Колыбельная», «Спящая царевна», «Неаполитанская колыбельная» обр. Мельо

  • Александров А. «Веселые чижи»

  • Кабалевский Д. «Мельник, мальчик и осел»

  • Дунаевский И. «Спой нам, ветер», «Скворцы прилетели»

  • Пахмутова А. «Беловежская пуща»

  • Гаврилин А. «Мама»

  • Левина З. «Тик-так», «Посмотри-ка, мама!», «Куколка»

  • Хромушин О. «Что такое лужа?», «Искры костра»

  • Струве Г. «Музыка»

  • Леви Н. «В Пушкинском парке», «Колыбельная»

  • Баневич С. «Мир»

  • Львов-Кампанеец «Песенка о лентяе»

  • Лядова Л. «Стал сапожником енот»



4 год обучения

  • Русские нар. песни «Я на камушке сижу», «Меж крутых бережков»

  • Итальянская нар. песня «Санта Лючия»

  • Эстонская нар. песня «Синичку ветер убаюкал»

  • Японская нар. песня «Сакура»

  • Шведская нар. песня «К ручью пошла девчонка»

  • Немецкая нар. песня «Тки, дочка»

  • Глинка М, «Не пой, красавица, при мне», «Венецианская ночь»

  • Даргомыжский А., «Юноша и дева», «Шестнадцать лет», «Старина»

  • Алябьев А. «И я выйду на крылечко», «Увы, зачем она блистает?»

  • Гурилев А. «Матушка-голубушка», «Внутренняя музыка», «Бедная девушка ты»

  • Булахов И. «Тройка»

  • Дюбюк А.»Птичка», «Не брани меня, родная»

  • Варламов А., «На заре ты её не буди», «Звездочка ясная», «Красный сарафан», «Белеет парус одинокий», «Ты не пой, соловей», «Вдоль по улице метелица метет»

  • Чайковский П. «Мой садик»

  • Бах И.С. «Нам день приносит свет зари», «Жизнь хороша!»

  • Векерлен Ж. «Приди поскорее весна»

  • Шопен Ф. «Желание»

  • Перголези Дж. «Ах, зачем я не лужайка?»

  • Моцарт А. «Приход весны», «Довольство жизнью»

  • Шуберт Ф. «Швейцарская песня», «В путь», «Шарманщик»

  • Мендельсон Ф. « На крыльях песни»

  • Григ Э. « Лесная песнь»

  • Дунаевский И. «Песенка про капитана»

  • Зацепин А. «Куда уходит детство», «Волшебник»

  • Хренников Т. «Колыбельная Светланы»

  • Брусиловский Е. «Две ласточки»

  • Гаврилин В. «Мама»

  • Журбин А. «Планета детства», «Знакомая арифметика»


5 год обучения

  • Русские нар. песни «У зари-то, у зореньки», «Липа вековая», «Прощай, радость», «Сережа-пастушок»

  • Чешская нар. песня «Яничек»

  • Словацкая нар. песня «Сокол»

  • Немецкая нар. песня «Трудно сказать»

  • Глинка М. « Ах ты, ночь ли, ноченька», «Моя арфа», «Милочка», «Если встречусь с тобой»

  • Даргомыжский А. «Не судите, люди добрые», «Я Вас любил», «Я затеплю свечу»,

  • Аренский А. «Колыбельная»

  • Титов Н. «Талисман», «Буря»

  • Гурилев А, «Вам не понять моей печали», «Грусть девушки», «Отгадай, моя родная», «Право, маменьке скажу»

  • Булахов П. «Тук, тук, тук,…как сердце бьется»

  • Чайковский П. «Легенда», «Кукушка», «Зима»

  • Рубинштейн А. «Певец»

  • Гречанинов А. «Острою секирой»

  • Бах И. С. «Победа радость нам несет», «О, блаженство ликованья»

  • Перголези Дж. Канцонетта «Три дня»

  • Моцарт В.А. «Маленькая пряха», Ария Барбарины из оперы «Свадьба Фигаро»

  • Бетховен Л. Песня Клерхен, «Милее всех был Джемми», «Майская песня»

  • Шуберт Ф., «Юноша у ручья», «Утренняя серенада», «К лютне»

  • Шуман Р. «Лотос», «Две цыганские песни»

  • Монюшко С. «Золотая рыбка», «Пряха»

  • Каччини Дж. «Аве, Мария»

  • Крылатов Е. «Три белых коня»

  • Паулс Р. «Чарли»

  • Дунаевский И. «Школьный вальс», «Что делать девчонке».

  • Левитин И. «О чем шумит берёзонька?»

  • Агабабов С. «Лесной бал»

  • Пахмутова А. «Сказка»

  • Левина З. «В поле», «Родник»



6 год обучения

  • Русские нар. песни «Не корите меня, не браните», «Чернобровый, черноокий», «Помню я еще молодушкой была»

  • Французская нар. песня «Птички»

  • Испанская нар. песня «Четыре погонщика мулов»

  • Глинка М. Песня Вани из оперы «Иван Сусанин», «Северная звезда», «Бедный певец», «Скажи, зачем явилась ты?», Песня Ильиничны из музыки к трагедии «Князь Холмский»

  • Даргомыжский А. Песня Ольги из оперы «Русалка», «Вертоград», «Не скажу никому»

  • Фомин Е. Песня Анюты из оперы «Мельник – колдун, обманщик и сват»
    Римский-Корсаков Н. «Звонче жаворонка пенье», «Не ветер, вея с высоты», «Певец»

  • Варламов А. «Ты не пой, душа-девица», «Что мне жить и тужить одинокой..»

  • Гурилев А. «Черный локон», «Слеза»

  • Булахов П. «Девица-красавица»

  • Бах И.С. «Весенняя песня»

  • Гендель Г.Ф. Песня о Сусанне из оратории «Сусанна», ария Альмиры из оперы «Ринальдо»

  • Скарлатти А. ария «Ах, нет сил сносить терзанья»

  • Перголези Дж. ария «Если любишь»

  • Моцарт В. А. «Вы, птички, каждый год»

  • Шуберт Ф. «Жалоба девушки», «Аве, Мария», «К музыке», «Блаженство», «Похвала слезам», «Форель»

  • Мендельсон Ф. «Зюлейка», «Баркарола»

  • Форе Г. «Мотылек и фиалка»

  • Шуман Р. «Приход весны»

  • Хренников Т. «Колыбельная»

  • Александров А. «Я по садику гуляла»

  • Липатов В. « Ласточка моя»

  • Будашкин Н. «Шуми, моя нива», «Девушка крапивушку жала»


7 год обучения

  • Русские нар. песни «Ванечка, приходи», « Белолица, круглолица», «Зачем тебя я, милый мой, узнала?»

  • Финская нар.песня «Роза в долине»

  • Итальянская нар.песня «Купите фиалки»

  • Глинка М. Песни из цикла «Прощание с Петербургом», «Ах, когда б я прежде знала»,

  • Римский-Корсаков Н. Третья песня Леля из оперы «Снегурочка»

  • ГендельГ.Ф. ария «Dignarу»

  • Скарлатти А. «Фиалки»

  • Перголези Дж. Ария из «Stabat Mater»

  • Моцарт В.А. две арии Керубино из оперы «Свадьба Фигаро»

  • Гуно Ш. Баллада Маргариты о Фульском короле из оперы «Фауст»

  • Глюк К. ария Орфея из оперы «Орфей»

  • Сенс-Санс К. «Аве, Мария»

  • Шуберт Ф. «Серенада», «Форель»

  • Григ Э. Колыбельная Сольвейг и песня Сольвейг из музыки к драме Г.Ибсена

«Пер Гюнт»

  • Моцарт В.А. ария Сюзанны из оперы «Свадьба Фигаро»

  • Оффенбах Ж. Письмо Периколы из оперетты «Перикола», куплеты Елены из оперетты «Прекрасная Елена»

  • Дунаевский И. Песня Нины из оперетты «Золотая долина», две песни Тони из оперетты «Белая акация»

  • Рахманинов С. «Островок»

  • Гречанинов А. «Подснежник»

  • Будашкин Н. «За дальнею околицей»

  • Морозов А. «В горнице»

  • Левина З. «Красивые глазки»

  • Леви Н. «Бреду тропинкою лесной»

  • Тухманов Д. «Аист на крыше»

  • Блантер М. «Черноглазая казачка»

.



Вокализы и упражнения.

  • Глинка М. Упражнения для усовершенствования голоса.

  • Варламов А. Школа пения. Избранные вокализы.

  • Конконе Дж. Избранные вокализы

  • Абт Ф. Школа пения.

  • Ваккаи Н. Школа пения

  • Зейдлер Г. Избранные вокализы

  • Шарф Г. Вокализы для средних голосов

  • Панофка Г. Избранные вокализы



Методические рекомендации.


Методы вокального воспитания школьников опираются лишь частично на практику обучения взрослых, так как имеют свою специфику, и, прежде всего, возрастную. Педагог встречается с еще не сложившимся аппаратом и психикой, а интенсивно растущим и развивающимся организмом молодого человека, с его изменяющимися возможностями.


1. У детей младшего школьного возраста сила голоса невелика, индивидуальные тембры почти не проявляются. Ограничен и диапазон голоса, редко выходящий за пределы октавы. Это обстоятельство привносит значительные трудности в подборе репертуара, и в то же время подчеркивает ту ответственность и то внимание, с которым нужно подходить к работе по постепенному расширению диапазона звучания. Голосовой аппарат в этом возрасте может работать как в фальцетном, так и в грудном режиме. Однако с позиции охраны голоса целесообразно использовать фальцет и легкий микст. Этому голосообразованию соответствует легкое серебристое, преимущественно головное, звучание. Работу по организации звука целесообразно строить на игровой основе.

Если произведение написано в удобной тесситуре, детский голос звучит естественно, петь тогда легко и приятно. Неразвитый диапазон голоса заставляет нередко прибегать к транспонированию вокальных произведений в более низкие тональности.


2. Голоса детей 11-13 лет становятся более сильными, несколько расширяется диапазон, ярче проявляются различия в тембровой окраске. Этот возрастной период справедливо считают временем расцвета детского голоса. Основные вокальные навыки должны получить именно в этом возрасте и до наступления мутации. Здесь должна идти кропотливая работа над воспитанием культуры звука, развитием вокального слуха и музыкально-образного мышления.


3. Необходимо учитывать периоды ростовых сдвигов у детей и подростков.

Это 6-8 и 13-15 лет, когда часто могут проявляться состояния дефицита активного внимания, другие проявления нестабильности.


4. Следующий период развития детского голоса – мутация.

Учащиеся этого периода, в возрасте 13-16 лет, требуют особо бережного отношения. Например, в части дозировки пения, так как их голосовой аппарат особенно чувствителен к перегрузке, он претерпевает существенные изменения. Основной характер голоса, как правило, не меняется, однако в звучании может появиться осиплость и хрипы. В редких случаях на короткое время может наступить потеря голоса.

В конечной фазе мутации у девочек появляется яркое звучание, увеличивается диапазон голоса, его гибкость. Тем не менее, с голосом надо работать осторожно, поскольку взрослое звучание еще не сформировалось, аппарат продолжает развиваться, а потому возросшие вокальные возможности нельзя переоценивать.

Следует избегать форсированного пения, а также употребления твердой атаки, как постоянного приема звукообразования. Наиболее целесообразным с точки зрения охраны голоса, будет свободное, эмоциональное, не вялое, но в меру активное пение, без форсировки звука.


5. Известна и проблема голоса мальчиков. В возрасте 8-11 лет многие из них с увлечением могут заниматься пением. Но в 12-14 лет у мальчиков начинается период сначала скрытой, а затем острой мутации. Диапазон их голосов смещается вниз. Занятий в этот период, кроме особых случаев, можно не прекращать. Однако ограничения и особая осторожность совершенно необходимы. Щадящая методика включает специальные упражнения, распевки и репертуар, особое внимание к состоянию голоса и психологическому состоянию самого учащегося, связанному с новыми для него непривычными ощущениями.

Начинать впервые заниматься пением в мутационный период нецелесообразно.


С 15-17 лет происходит стабилизация юношеского голоса. Исчезают болезненные явления, связанные с перестройкой аппарата, постепенно формируется тембр будущего взрослого голоса.


6. На первых уроках необходимо внимательно и подробно изучить природные данные, строение и особенности вокального аппарата учащегося, недостатки и дефекты пения (сип, гнусавость, крикливость, заглубленность звука, вялость, тремоляция, перегрузка дыхания, зажим челюсти, скованность и др.).


Рекомендуемая литература::


  • Апраксина О.А. «Методика развития детского голоса»

М. Изд. МГПИ, 1983 г.

  • Багадуров В.А. «Вокальное воспитание детей». М., АПН РСФСР, 1953г

  • Багадуров В.А, Орлова Н.Д., Сергеев А,А. «Начальные приемы развития детского голоса», М. 1954г




  • Венгрус Л.А. «Начальное интенсивное хоровое пение», С-Пб, «Музыка», 2000 г.

  • Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг», С-Пб, «Лань», 1997 г.

  • Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. «Что надо знать учителю о детском голосе», М. Музыка, 1972 г.

  • Грачева М.С. «О строении гортани», «Развитие детского голоса», М. 1963г

  • Дмитриев Л. «Основы вокальной методики» «Музыка» 2007г

  • Малышева Н.М. «О пении. Из опыта работы с певцами» М. 1988г

  • Малинина Е.М. «Вокальное развитие детей» , М., «Музыка» 1965г

  • Морозов В.П. «Вокальный слух и голос» М., 1965г

  • Орлова Н.Д. «Развитие голоса девочек», М.. АПН РСФСР, 1963г

  • Огородников Д.Е. «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе». Методическое пособие, «Музыка», 1972г

  • Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению», М. «Прометей», 1992 г.

  • Сергеев А. «Воспитание детского голоса» Пособие для учителей. Изд. Акад. пед. наук. 1950 г.

  • Суязова Г.А. «Мир вокального искусства», Волгоград, «Учитель», 2007 г.

  • Сергеев Б. «Программа обучения по специальности Пение для детских муз. школ и гимназий искусств», С-Пб, «Союз художников», 2003 г.




Скачать 268.51 Kb.
оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер268.51 Kb.
ТипОбразовательная программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  8
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх