Т. Н. Игнатович, ведущий научный сотрудник окв icon

Т. Н. Игнатович, ведущий научный сотрудник окв


Смотрите также:
Образовательная программа г осударственного образовательного учреждения специальная...
Сравнительная характеристика аминокислотных последовательностей сигма-субъединиц рнк-полимеразы...
Сравнительная характеристика аминокислотных последовательностей сигма-субъединиц рнк-полимеразы...
К статьям журнала «Компьютерная оптика»...
Экспертное заключение по результатам анализа публичных докладов школ победителей конкурса...
Тема проекта
А. И. Верховская Ведущий научный сотрудник Института...
А. И. Верховская Ведущий научный сотрудник Института...
Imitatio alexandri портреты александра македонского и мифологические образы в искусстве эпохи...
Программа работы секций 25 апреля Секция №1. Политический дискурс: борьба за смыслы Ведущий...
Степанов Александр Михайлович Большой словарь эзотерических терминов...
Программа занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в классах эстетического...



Загрузка...
скачать

Т.Н. Игнатович, ведущий научный сотрудник ОКВ,


кандидат химических наук

СЕМЬЯ МУХАНОВЫХ В ИСТОРИИ МОСКОВСКОГО РУМЯНЦЕВСКОГО МУЗЕЯ.


ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ЖИВОПИСНОГО СОБРАНИЯ МУХАНОВЫХ

1.Общие сведения о семье Мухановых

Представители большой, богатой, известной в России семьи Мухановых были связаны с различными событиями истории Румянцевского музея, как во время создания музея в Москве в начале 60-х, так и в пополнении живописного фонда музея в разные годы.

Мухановы гордились своей родословной. Самым почитаемым в роде Мухановых был Ипат Калинович Мухановых, сподвижник

Петра 1, один из первых русских морских офицеров. Полученные им от Петра 1 подарки– рубашка с царского плеча и образ Тихвинской Божьей Матери хранились как семейные реликвии(1).

Самые известные из Мухановых 60-80 гг 19 века были внуками Ильи Ипатовича Муханова и детьми двух его сыновей Александра и Алексея(2).

Из «Александровичей» заметный след в истории Румянцевского музея оставил археограф Павел Александрович (1797-1871), по долгу службы ведавший просвещением в Царстве Польском, действительный тайный советник, член Госсовета. Он пожертвовал Румянцевскому музею ценные документы-древние грамоты и акты (3).

Предметом забот и любви всех Мухановых – и Александровичей и Алексеевичей, любви, смешанной с состраданием, был Петр Александрович Муханов (1799-1854), единственный «неблагополучный» Муханов- масон и декабрист, «образованный и неглупый добряк..забавник и шутник..по прозвищу «ротмистр Галл»(4). В обширном эпистолярном наследстве Мухановых (ОПИ ГИМ ф.117) имеется множество свидетельств материальной поддержки ссыльного родственника.

Все Мухановы, принимавшие участие в судьбе Румянцевского музея, принадлежат к Алексеевичам – два родных брата из трех- Николай (1802-1871) , Владимир (1805-1876)и их две младшие сестры из четырех – Елизавета(1808-1881) и Прасковья (1809-1894).

Алексеевичи и Алексеевны своих семей не создали, считали себя одной семьей, хотя и жили на два дома - в Москве и в Петербурге. В столице Николая Алексеевича, чиновника особых поручений, служившего по книгопечатанию и по цензурному ведомству, Почетного опекуна, держала служба –он занимал посты товарища Министра народного просвещения, затем Министра иностранных дел, члена Госсовета(5) В молодые годы Николай Алексеевич успешно сочетал свои государственные труды с полноценной светской жизнью .В 1827г, по свидетельству тетушки Трубецкой, побывавшей в столице, Николай« поутру умствует, а вечером пляшет»(6).

Владимир был привязан к старшему брату, почти никогда с ним не разлучался. Он покинул Петербург только после смерти Николая Алексеевича. Высоких постов, в отличие от брата, он никогда не занимал, служил недолго-переводчиком в Архиве МИД . «Причиной тому была врожденная скромность». И далее: «высокообразованный и самостоятельный в суждениях без аносчивости. Он разливал вокруг тишину и ясность. В нем было развито чувство братства»,- писал в некрологе о В.А.Муханове П.И.Бартенев(7). Из дневников Владимира Алексеевича , опубликованных в «Русском Архиве» в 1858-62,1864-65,1868-71,1896-97 годах, можно узнать немало подробностей закулисной стороны политики и великосветской жизни. Имеются сведения о коллекционерах, пополнивших своими пожертвованиями собрания Румянцевского музея Н.С.Голицыной, Ф.И.Прянишникове(8).

Родным домом для Мухановых был московский дом на Остоженке, где всегда жили сестры, а братья бывали наездами.

Сестры Мухановы, были (впрочем, как и братья) очень набожными, и это определяло, и круг их знакомств, и их занятия. Сестры ездили по монастырям, находясь в Москве, посещали проповеди известных проповедников. Владыка Филарет часто бывал в московском доме Мухановых, который, как пишет Н.Миловский, «служил так сказать передаточным пунктом, через который многочисленными почитателями Владыки испрашивались у него благословения и молитвы. Митрополит Филарет сам совершал отпевание Татианы Алексеевны и Екатерины Алексеевны»(9). Младшая из сестер Прасковья Алексеевна переписывалась с Митрополитом Московским Филаретом(см.Приложение).


2. Письма Н.В.Исакова к Н.А.Муханову

Николай Алексеевич Муханов был одним из единомышленников и помощников Н.В.Исакова в нелегкий период перевода Румянцевского музея из СПб в Москву. Его роль в благородном деле создания Московского музея выявляется при ознакомлении с шестью письмами Н.В.Исакова периода май 1861-февраль 1862г. Н.А.Муханов, будучи товарищем Министра народного просвещения, в мае 1861 принял дела от Министра Е.П.Ковалевского в связи с его отпуском. И при рассмотрении вопроса о переводе в Москву Румянцевского музея и в дальнейшем при обсуждении финансовых и организационных деталей Министерство народного просвещения представлял именно Н.А.Муханов(10).

Вскоре после решения Комитета Министров о переводе музея 20 мая 1861 г Исаков написал Муханову, и это было началом этой деловой, но в то же время дружественной переписки. Исакова беспокоило то, что судьбу музея связывали с той суммой, которую можно было получить при продаже столичных домов Румянцевых. Если нужные 300 тыс руб не будут получены, все планы по обустройству Музея в Москве станут«бубнами за горами»,-писал Исаков. Успех создания музея в Москве зависел от того, как будут использованы интерес, сочувствие и «благоприятные обстоятельства». Музей «получит будущность», когда я поставлю первые томы Румянцевской библиотеки в залах Пашкова дома и напечатаю (об этом) в газетах»,- писал Исаков).

Особой заботой был перевоз гимназии. Зная недоверчивость москвичей, будущий Директор Румянцевского музея считал, что в музей «никто не поверит, пока Гимназия не будет выведена из Пашкова дома, и на нем не появится вывеска Музея(11).

Как следует из письма от 31 мая, Н.А.Муханов был посвящен в планы Исакова перевезти музей как можно быстрее, не ожидая поступления денег от продаже Румянцевских особняков, и для текущих расходов использовать средства Университета и Министерства. «Если мы будем перевозить музей теперь, то его перевезут даром»-писал Исаков со ссылкой на некоторого осведомленного господина, -и далее: «вот первый камень, в основании целого здания, в котором Вы, Николай Алексеевич, принимаете участие». . Из этого же письма следует, что Н.А.Муханов помогал профессору Ваагену из Берлина, составлявшему коллекцию эрмитажных картин для Румянцевского музея. Благодаря Муханову немецкому специалисту была обеспечена поддержка императора(12).

В письме от 10 июня Исаков благодарит за помощь в деле перевода Гимназии из Пашкова дома, помощь, которая «дороже золота», пишет о достоинствах предназначенного для Гимназии дома Трубецкого на Покровке, о выгодности сделки и для Музея и для Гимназии. Интересно отметить, что, вероятно, осведомленный о планах Государя посетить музей накануне его перевоза в Москву, Исаков намекал Муханову о том, что этот визит желательно предотвратить –повидимому сворачивание музея и упаковка книг и экспонатов уже начались. В этом же письме Исаков посвящает корреспондента в свои планы использовать сэкономленные суммы для обустройства Музея(13).

Эти три письма, написанные в течение трех недель в мае-июне 1861, когда Комитетом министров принималось решение о Румянцевском музее, не содержат какой либо ранее совсем неизвестной информации о событиях этого периода. Но благодаря им выясняется, что после принятия решения о музее Н.В.Исаков находился не в столице, а в Москве, и выполнял «московскую часть работы» (выставки Московского Общества Любителей художеств, публикации о будущем Музее в «Московских Ведомостях»), а «петербургскую часть работы» (вопросы финансирования работ и переезда 4-й Гимназии) с успехом завершил Н.А.Муханов.

Далее в написании писем наступает полугодовой перерыв. Николай Алексеевич перешел на работу в МИД. В декабре 1861 года, когда коллекции Румянцева были уже перевезены, Исакова интересует пополнение фондов, в частности официальными изданиями, он просит Муханова посодействовать в передаче Румянцевскому музею трудов Министерства Иностранных дел(14).

В письме от 14 января 1862 Исаков благодарит Муханова, за переданный в Музей Устав для русских консулов в странах Европы и Америки, изданный в МИД (15).

Последнее письмо, отправленное 18 февраля 1862, года посвящено проблеме художественных ценностей для московского музея. Граф Шувалов известил Исакова о том, что отбор эрмитажных картин задерживался из-за отсутствия профессора Ваагена. Муханову сообщалось об этом, а также о желательности передачи несколько экземпляров этрусских вазах, приобретенных для Эрмитажа, в собрание нового музея(16).

Письмами более позднего периода мы не располагаем, но , возможно они были. В июне 1862 года Ф.Вааген в своем письме просил Н.А.Муханова переслать через него письма, адресованные Н.В.Исакову и профессору Московского университета К. Герцу, ученику Ваагена(17). Осенью того же года Герц перевез из столицы в Москву выбранные Ф.Ваагеном эрмитажные картины.


3.Вокруг Мухановых. О копировании портрета А.С.Пушкина работы В.А.Тропинина.

Окружение семьи Мухановых, судя по переписке, состояло из очень разных людей- безвестных бедных, почти нищих, обращавшихся за подаянием, могущественных и часто родовитых сановников, из людей не просто известных, но и знаменитых.

Деловые и не только деловые связи были у Мухановых с людьми искусства.

Художник Соколов (инициалы не указаны)около 1842 г написал портрет дяди Сергея Ильича. Имеются данные о получении портрета, о возможном изготовлении литографии(18).

Вероятно, довольно близок к семье был И.К.Айвазовский. В 1848году, уезжая на некоторое время в Москву братья предлагали Айвазовскому занять их петербургскую квартиру.Но Айвазовский отказался, т.к «свету мало в окнах для живописи»(19).К Н.А.Муханову обращались, когда было нужно достать оригиналы картин Айвазовского для копирования(20).

В переписке есть сведения о художнике Ботмане, выполнявшем заказ для Зимнего дворца(21).

В 20-х гг братья Мухановы были близки с А.С.Пушкиным. В 1827 году А.С.Пушкин, отправляясь из Москвы в СПб, привез Николаю Алексеевичу письмо от брата Александра. Оба Муханова в письмах к сестрам по-разному высказывались о знаменитом поэте.

Александр: «Он стократ занимательнее в мужском обществе, нежели в женском, в котором дробясь.. на мелочь, он только тогда делается ...понятным».

Николай:«Добрый малый . Но часто весьма»(22).

Тремя годами ранее в 1824г в петербургской квартире Мухановых принимали Пушкина. Елизавета, - ей тогда было 16лет-, писала брату:«у нас здесь была большая суматоха, ибо сюда заезжал П. И такие делали для него приуготовления и так суетились, что можно было думать, что ждут какого нибудь Петра Великого или Наполеона. Он здесь довольно долго сидел и говорил о Бахчисарайком фонтане, о Вяземском, о Дмитриеве. Он приятен в разговоре и довольно живого характера и ,кажется, очень учон»(23).

Через три года Елизавета Алексеевна копировала и, кажется, удачно, незадолго до этого написанный В.А.Тропининым портрет Пушкина. Портрет был получен от общего знакомого Пушкина и братьев Мухановых С.А.Соболевского.

Переписка художницы с братом Александром содержит данные о работе над этой копией, подробности, ныне не известные, но ценные тем, что дополняют общеизвестные сведения о копиях с Тропининской работы.

27 мая 1827года Елизавета пишет брату: «Будь уверен, что портрет будет похож-я употреблю все искусство, которое от меня зависит, чтобы не было различия между копией и подлинником. С нетерпением жду завтрашний день, чтобы поскорее начать. Но портрет задерживался Соболевским.

2 июня 1827 художница писала брату Александру: «Вообрази, что до сих пор нет портрета , от нетерпения с ума сойду.». Соболевский сказал, «что пришлет со своим человеком, что до сих пор не исполнил».

Наконец портрет принесли . Первые впечатления художницы были восторженными:

-«Наконец портрет Пушкина у нас вопреки беспрерывному дождю....Он теперь здесь к великому моему удовольствию и нетерпению. Я нахожу его прекрасным. Выражение лица, свободное положение головы и тела, живой колорит, крупные драпировки и смелое исполнение всего в совокупности обнаруживает кисть вольную, что для меня главнейшее свойство живописи, которому я от всей души стараюсь, как можно вернее подражать».

Работа началась 25 июня или вскоре после этого дня. 14 июля портрет был завершен, и тут же послали за стекольщиком, чтобы вырезать нужного размера стекло для копии. Новый портрет художница заперла в своей комнате до высыхания, и семейство покинуло Москву. Об этом же Прасковья Алексеевна пишет:

«^ Лиза в день отъезда кончила портрет, который , слава Богу , вышел вовсе не хуже оригинала»(!)(24) .

Эта фраза из письма сестры художницы, наверное, единственное свидетельство того, что первая копия с работы великого Тропинина была удачной. Копия портрета Пушкина оставалась в семье Мухановых и была показана на Пушкинской выставке в Москве в 1880 году, о чем упоминается в книге С.Либровича(25).Судьба и современное местонахождение этой работы неизвестны.

Мухановы были близки к той немногочисленной части дворянства, которая без колебаний и оговорок принимала религиозное мировоззрение Н.В. Гоголя. Письма сестрам, написанные из Франции, Бельгии, Англии и Германии во время путешествий братьев в 1846 и 1847гг содержат сведения о спутниках братьев Мухановых о Н.В.Гоголе и А.С.Хомякове. Владимира Алексеевича, при беседах с Гоголем наедине поразила его истинная вера, писатель производил впечатление «человека верующего, которого Бог коснулся своею благодатью». и далее Муханов пишет: «Как назидательна речь его... Его вера согревала мне душу»(26).

Так же тепло и уважительно вспоминала о Гоголе, посещавшем Мухановых в Москве, Прасковья Алексеевна Муханова. «Речь его была очень правильна и складна, а ,главное,- назидательна. Благочестивое чувство его переливалось в душу собеседника и согревало ее. Благодарение Богу, что Он Своею благодатию коснулся сердца этого замечательного человека и озарил ум его светом истины(27).

Во время совместных путешествий по Европе Гоголь познакомил Мухановых с А.С.Хомяковым. О нем Владимир Алексеевич писал: «Несколько дней общения были совешенным праздником. Какое сокровище знаний и остроумия, вместе какая доброта, какое всегда расположение». По свидетельству автора письма, Хомяков «пустился в Англию и...не оставил мурмолки и зипуна»(28).

Работа Николая Алексеевича в Опекунском совете привела к тому, что в начале 60-х ему пришлось вплотную заняться воспитанием юного Сергея Михайловича Голицына , сына известного коллекционера Михаила Александровича Голицына, скончавшегося в 1860 г. Кроме писем матери молодого князя и его воспитателей переписка содержит сведения о завещании М.А.Голицына создать в Москве музей из произведений искусства, приобретенных в Европе(29). Голицынский музей был создан Сергеем Михайловичем и просуществовал в Москве 21 год - с 1865 по 1886г.

Все члены семьи немало занимались благотворительностью. О Владимире Алексеевиче П.И.Бартенев писал, что он был «благотворительный без шуму». Одного из братьев (повидимому, Владимира Алексеевича» Н.В.Гоголь включил « в число лиц, избранных им «раздавать бедным деньги, какие имели быть выручены от продажи отдельного издания»Ревизора»(30)

В переписке Мухановых есть много сведений о произведених искусства, их поисках, покупке(31). Обстоятельное и подробное письмо Германа Федоровича Бушмана свидетельствует о том, что кроме самого Николая Алексеевича в окончательном отборе картин участвовали «их превосходительства госпожи Елизавета и Екатерина Алексеевны» (32).

Две младшие сестры были неплохими художницами, хотя сведений о том , у кого они учились, не найдено. Елизавета Алексеевна, скопировавшая работу Тропинина, и Прасковья Алексеевна писали иконы и картины акварелью и масляными красками. По свидетельству Н.Миловского сестры написали образа для иконостаса и царских врат Рождественской церкви в Старом Симонове близ Симоновского монастыря и для Дивеевского монастыря. В доме Прасковьи Алексеевны были выполненные ею иконы «Моление о чаше», «Снятие с креста» и «Воскресение Христово». В 1856г. А.П.Толстой, знаток живописи, обратил внимание на образ Иверской Божьей Матери-, созданный Прасковьей Алексеевной,- и пришел от него в восхищение». В доме престарелой Прасковьи Алексеевны было множество икон- на дереве, на металле, на кости, несколько икон, «замечательных по древности, или по характеру письма или по ценности украшений», серебряный складень с мощами 1652г. Миловский называет три иконы - Нерукотворный образ Спасителя «прекрасных монастырских писем» и образ Успения Божьей Матери из Аносина монастыря и Тихвинскую икону Божьей матери –подарок Петра 1, главную родовую святыню Мухановых. В моленной в московском доме Мухановых «производившей впечатление часовни или даже церквицы», были образа , в том числе и на финифти, подаренные митрополитом Филаретом(33).


^ 4.Картины из собрания Н.А.и В.А.Мухановых, переданные Румянцевскому музею

В доме были портреты митрополита Филарета и С.М.Голицына (34).

В Архив МИД из наследия семейств Мухановых были переданы фотоальбомы и два живописных портрета – митрополита Филарета и Николая Алексеевича Муханова. Последний портрет был написан художником Н.А.Богацким(Богатским), работавшим в Архиве МИД(35). После революции портрет из Архива был передан в ЦХ ГМФ (инв.9374), в 1928 г поступил в Госфондовую комиссию(36).

Этот портрет (или его авторское повторение) находился в 1888-89 гг в Румянцевском музее, что подтверждается А.П.Новицким(37):

Богацкий Портрет Н.А.Муханова,1877, 82,3х69.

Портрет был написан через 6 лет после смерти портретируемого, вероятно, с фотографии. В других каталогах Румянцевского музея , документах поступления и документах расформирования музея сведений об этом портрете не найдено, так что неясно, входил ли он в фонды Румянцевского музея (тогда, несомненно, он был подарен Мухановыми), или передавался в его экспозицию из находившегося неподалеку Архива МИД..

Рассмотрим данные о произведениях живописи из собрания братьев Мухановых, поступление которых в Румянцевский музей подтверждается документально.

Соотнести немногочисленные сведения о приобретении картин с составом собрания, к сожалению, не удалось. Картины в квартире Н.А. и В.А.Мухановых в СПб были уже в в 1848г, причем, упоминаются картины со священными изображениями . Недатированное письмо сообщает о передачеН.А.Муханову по завещанию двух картин с изображением Христа(38).Очевидно, всерьез занимавшийся пополнением собрания, Г.Ф. Бушман в 1864г пишет из Москвы в СПб на имя Николая Алексеевича о своих планах прибрести работу Греза . В собрании , поступившем в музей, работы Греза отсутствуют. Так же нет работы итальянского мастера Марко Д Оджионе, ученика Леонардо да Винчи. «Мадонну» работы этого художника предполагалось приобрести в 1861г(39).

В переписке Н.А Муханова имеется записка кузена –князя Трубецкого, датированная 1866 годом:

«Я Вас прошу сохранить как память обо мне две маленькие картины, которые Вам нравятся. Но я не могу уступить Вам другую картину, т.к. это память о моем первом пребывании в Италии»(40).Можно предположить , что «две маленькие картины» это два парных «Итальянских пейзажа»А.Ф.Бауденвейса, с фигурами, написанными П.Баутом(д.м. 41х30). Эти картины выдающихся фламандских художников ныне находятся в ГМИИ(41). Принадлежность картин к мухановскому собранию была установлена при сопоставлении данных документов поступления и музейных каталогов.

Картины русских художников.

Н.А Муханов вместе с с императором Александром 11 и княгиней Н.С.Голицыной был в числе первых жертвователей Румянцевского музея. В 1862г музеем от него были получены две картины И.К.Айвазовского (42):

1.Айвазовский И.К. Вид Леандровой башни в Константинополе, 1848,58х45,3 с 1925г в ГТГ инв.5214(43);

2. Айвазовский И.К. Вид С-Петербургского взморья, 1848, 55,6х43,4,Новицкий,С.4, местонахождение неизвестно.

В 1883г П.А.Муханова подарила музею альбом гравюр А.Дюрера и портрет:

3.Шевелкин К.А.Копия с работы Дж.Доу 1826г , находящейся в Петергофе. Портрет императора Александра 1; 94,2х71,4, передан в ЦХ ГМФ и оттуда в1927г в ГТГ(44).

За этот дар Дирекция музея направила Прасковье Алексеевне благодарность(45).

Картины западно-европейских художников

Большая и наиболее ценная часть произведений живописи, подаренных Музею семьей Мухановых, это картины западно-европейских художников. Передача их состоялась в 1877г, когда Н.А. и В.А.Мухановых уже не было в живых. Их младшие сестры Е.А. и П.А.Мухановы выполнили волю братьев и передали собрание в Румянцевский музей. Посредником по передаче картин был Н.В.Исаков. В списке 33 картины , рукою К.Герца вписана 34-ая картина работы Воувермана.(46). Согласно традиции, сестрам Е.А. и П.А.Мухановым была направлена благодарность(47).

Особенностью упомянутого списка является отсутствие наименований картин – названы только авторы. Сопоставление изданий Румянцевского музея – упомянутой выше книги А.П.Новицкого и Каталогов Картинной галереи , изданных в 1901,1910,1912 и 1915гг, помогло частично реконструировать это собрание в том виде, в каком оно поступило в Румянцевский музей. Привлечение документов расформирования музея и каталогов современных музеев помогло получить некоторые сведения о современной судьбе картин, при описании картин школы Бергема, Ватто, Карраччи и одной из работ Робера Гюбера использованы даннные каталогов аукционов 1928-29гг
^

Картины итальянских художников

1.Копия с Дольчи К. Святая Цецилия за органом (в белом), фарфор.,м.63х83 изРМ передана в ЦХ ГМФ инв.8150 (48) была передана в Музей фарфора, ныне в музее нет;


2. Копия с Дольчи К Святая Цецилия (в лиловом), х.м. 47х40, Новицкий с.126, местонахождение неизвестно

3.Казанова Ф. 1727-1805 Пейзаж со стадом 147х200, Новицкий с.163, местонахождение неизвестно ;

4.Караччи Ф. Спаситель, снятый с креста и оплакиваемый Божьей Матерью и ангелами, Каталог 1910, 776, местонахождение неизвестно; есть сведения о картине А.Карраччи «Пьета» м.м.,53,5х48,5, июль 1929, аукцион Кристи в Лондоне, №18, М1500(51 с.44),

5.Фьезолье (прозв.Иль Беато Анджелико, Фра Джиовани Ангелико) Св. Дева Мария копия х.м. 65,6х51,2, Новицкий с.290, местонахождение неизвестно ;
^

Картины голландских художников


6.Школа Бергема Н. Стадо с пастухами х.м. 55,6х41,2 в 1924 в МИЗИС(49), в 1925г в Антиквариат(50), картина Н.Бергема

1620- 1683 Пейзаж со стадом с теми же размерами значится в списке аукциона в Стокгольме № 46, 16.12.1929,М.740(51 с.16).

7.Маас Н. (Маес)1632-1693. Сцена у жилища д.м. 18,9х24,5,Новицкий с.201, местонахождение неизвестно ;

8.Миревельт М.1567-1641 Мужской портрет( в черном платье) х.м. 84,5х69 в ЦХ ГМФ инв. 7634 в
^

Мосторг по а 1013(52)


9.Мушерон И. Пейзаж с потоком д.м. 22,25х17,8, Новицкий, с.220, в МИЗИС(?), местонахождение неизвестно ;

10.Версхур В. (Вершур,Фершур, Кершур) Труппа кочующих актеров,1850, 21х42, Новицкий с.74,75, местонахождение неизвестно;

11.Венантс (Винантс) Я. Домик с двумя фигурами, около1600г, Каталог 1910,706, местонахождение неизвестно;
^

Картины фламандских художников


12.Баудевейнс А.Ф.1644-1711 Итальянский пейзаж с богомольцами, фигуры и животные работы П.Баута, с 1924г в ГМИИ инв.281(53 с.427);

13.Баудевейнс А.Ф.1644-1711 Итальянский пейзаж со стадом овец, фигуры и животные работы П.Баута, с 1924г в ГМИИ инв.280(53С.427).
^

Картины французских художников


14. Браскасса Бык, в 1924г в МИЗИС инв. 717 , в 1957г в Закарпатскую областную Картинную галерею в Ужгороде*;

15. Гюден Т.Ж.А.1802-1880 Пристань на востоке,25,6х34,5, в 1924г в МИЗИС инв. 837, в 1932г в Антиквариат*;

16. Робер Гюбер 1733-1808 Деревенская сцена 1772, овал, 56,7х45,5 у Новицкого «Сельское семейство в пейзаже», в 1924г в МИЗИС инв. 1078, в1930г в Госторг*; в сведениях по аукционам значится картина «Улица» с теми же размерами, аукцион галереи Георга в Париже в апреле 1929г №20, М.6500 (51 с.44);

17. ^ Робер Гюбер Фонтан 49х40, у Новицкого «Триумфальная арка и фонтан»,в 1924г в МИЗИС инв. 1079, в 1928г в Госторг*;

18. Робер Гюбер Поток 39х51,25, у Новицкого «Поток среди скал», в 1924г в МИЗИС инв. 1075; в 1930г в Госторг*;

19. Робер Гюбер Пейзаж с фигурами, 38х51,25, у Новицкого «Природный мост», в 1924г в МИЗИС инв. 1070, в 1928г в Госторг*;

*сведения сообщила сотрудница Отдела западной живописи ГМИИ А.Сулимова

20. Ватто А.1684- 1721 Пастораль или Объяснение в саду, 32,3х22,5, 1924г в МИЗИС(?), аукцион Американской ассоциации искусств,

картина с размерами 32х35,5, №31, М.1665(51 с.276)

21. Диас де ла Пенья В.Н.1807-1876 Задумчивая девушка 33,4х26,7, в 1924г в МИЗИС с назв. Лесной пейзаж, в ГМИИ инв. 876(53,с.316);

22. Диас де ла Пенья В.Н.1807-1876 Венера, дразнящая амура, с 1924г в ГМИИ инв.870(53 с.315))

23. Ватлэ Л.Э.1780-1866 Хижина у водопада с 1924г в ГМИИ инв.761(53, с.308))

24. Декан Г. 1803-1860 Нищие с 1924г в ГМИИ инв.852(53,с.314)

25. Жак Ш.Э. 1813-1894 Кузница с 1924г в ГМИИ инв. 909(53 с.320)

26. Зием Ф.Ф.Ж.Ф.1821-1899 Венецианский вид, с 1924г в ГМИИ инв.831(53,с.324)

27. Робер Гюбер 1733-1808 Разрушение церкви 1785 с 1924г в ГМИИ инв. 1076(53,с.290)

28. Риго Г.1659-1743 Портрет неизвестного 89х66,7 , передана из ГМИИ в Минск (54), утрачена во время ВОВ

29. Руссо Ф. Петух и жемчужное зерно передана из ГМИИ в Саратов(55)
^

Картины швейцарских художников


30. Калам А. 1810-1864 Горный поток 1846 98х134, в ЦХ ГМФ инв. 7637 , в 1927 в Полпредство в Японии(56).

31. Кломбер В.Швейцарский лес 1857,100х98, в ЦХ ГМФ инв. 7680, в 1928 в Дом Культуры в Канавино Нижегородской обл.(57), этого собрания ныне нет.
^

Картины , не найденные в изданиях Румянцевского музея


32.Работа Альбера Гуипа

33.Работа неизвестного художника

34.Работа Вуовермана, в списке Музея дописана рукою К.Герца).

В собрании Мухановых, было пять картин итальянских мастеров 16-17вв, шесть голландских мастеров 17в, две фламандских картины(рубеж 17-18вв), 16 французских картин и две швейцарских. Французские кроме работ Робера Гюбера и Риго, и швейцарские картины- это работы художников- современников коллекционеров.

После расформирования музея собрание распалось.Полностью утрачены картины итальянских и голландских мастеров.

Достоверно уцелевшими можно считать одиннадцать картин, находящихся в музеях. Это две картины фламандцев Бауденвейса и Баута, по одной работе Робера Гюбера, Ватлэ, Декана, Жака и Зиема и две картины Диаза де Пенья в собрании ГМИИ, работа Руссо в Саратовском музее им.Радищева и работа Браскасса в Закарпатской областной

Картинной галерее (Ужгород).

Для трех картин можно считать известным место их утраты,- это портрет работы Риго, похищенный из Минского музея во время ВОВ, работа Кломбера, находившаяся в ныне не существующем Доме культуры в Канавино, ныне на окраине Н.Новгорода и картина Калама, выданная советскому полпредству в Японии.

Остальные семнадцать произведений живописи по уже подтвердившимся для семи картин данным были переданы из ЦХ ГМФ и из ГМИИ торговым организациям.

.

ПРИМЕЧАНИЯ

1.Н.Миловский П.А.Муханова(По воспоминаниям приходского священника) М.1899

2.А.А.Сиверс. Материалы к родословной Мухановых. СПб 1910

3.Л.М.Коваль Не славы ради...М. СПб 2000, С.100;.А.А.Сиверс... С.121

4.А.А.Сиверс...с.135-144; Н.И.Греч.Записки о моей жизни М.Л.1930 с.509

5.А.А.Сиверс.. с.98

6.ОПИ ГИМ ф.117 оп.1 д.218 л.13 с об.

7.Сиверс...С.48; Московские ведомости, 1.12.1876,№309

8.Русский Архив,1896, кн.3 №12 СС.553,560

9.Н.Миловский,П.А.Муханова, с7.

10.ОПИ ГТМ ф.117оп.1, д.72 лл.7,8

11.Там же лл.45-48 с об.

12.Там же лл.49,50 с об.

13.Там же лл.51,52 с об.

14.Архив РГБ оп.1 д.А2 лл.109 с об

15.Там же л.138

16.ОПИ ГИМ ф.117 оп.1 д.72 лл.53,54 с об.

17.Там же д.101 л.19

18.ОПИ ГИМ ф.117 оп.1 д.114 л.22,д.116 лл.12-15

19.Там же д.106 л.29

20.Там же д.121 л.21

21.Там же д.106 л.98

22.В.Вересаев.Спутники Пушкина т.2 М.1993 СС.106,209

23. ОПИ ГИМ ф.117 оп.1 д.218 лл.102об.,103

24. Там же лл.86об.,104,107,108 с об,109,126,128.

25.С.Либрович .Пушкин в портретах.СПб 1890,С.24

26.ОР РГБ ф.178 М-9504.1 лл 5,6,7об.

27.Н.Миловский,П.А.Муханова, сс.17,18

28.ОР РГБ ф.178 М 9504.1 л.13об.

29.ОПИ ГИМ ф.117 оп.1 д.101 лл.16-23;д.104 лл.2-12

30.Н.Миловский.К биографии Н.В.Гоголя(о знакомстве его с братьями Мухановыми),М.1902

31.ОПИ ГИМ ф.117 оп.1 д.113 лл.102-106;д.114 л.22, д.121 л.4-13

32.Там же д 100 лл.104,105

33.Н.Миловский П.А.Муханова ,СС.12,19; ОПИ ГИМ ф.117 оп.1 д.91 л.135, д.292, лл.109,110

34.Н.Миловский П.А.Муханова,СС.11,12

35.Archives principales de Moscou du Ministere des affaires etrangeres. Portrraits et tableaux. Appartenant aux archives. Moscou.1898?C.9

36.РГАЛИ ф.686 оп.1 д.78

37.Новицкий А.П. Художественная галерея Московского Публичного иРумянцевского музея. Критико-исторический очерк М.1889

38.ОПИ ГИМ ф.117 оп.1 д.106 л.27;д.121 л.4

39.ОПИ ГИМ ф.117 оп.1, д.100 лл.104,105;Там же д.109 лл 78,81с об

40.Там же д.117 л.128

41.ГМИИ им. А.С.Пушкина.Каталог живописи. М.1995.

42.РГАЛИ ф.670 оп.1 д.27

43.Государственная Третьяковская галерея.Русская живопись 17-начала 20в. Каталог. М.1984

44.РГАЛИ ф.686оп.1 д.67 л.9

45.Архив РГБ оп.1 д.318 л.674

46.Там же д.243 л.21-24 ,27,28,29,все с об.

47 Там же л.31

48.РГАЛИ ф.686 оп.1 д.78;

49.ОР ГМИИ ф.11 оп.1 д.186 лл.1-8 с об.

50.ОР ГМИИ ф.5 оп.12 д.6 лл.15-17;

51.Internationales Jarbuch der Gemaldeauktionen fur1930,Berlin 1930

52.РГАЛИ ф.686 оп.1 д.77

53. ГМИИ им. А.С.Пушкина.Каталог живописи. М.1995;

54. ОР ГМИИ ф.5оп.12 д.20

55.Саратовский художественный музей им.А.Н.Радищева.Западно-европейская живопись.Каталог. Саратов 1969

56. РГАЛИ ф.686 оп.1 д.77

57. РГАЛИ ф.686 оп.1 д.78


Приложение
^

Письмо Митрополита Филарета П.А.Мухановой ноябрь, 1862.


РГАЛИ ф. 236(Киреевские),оп.1 д.648.

Милостивая Государыня Параскева Алексеевна!

От Вас узнал, что ныне день рождения Наталии Петровны (я не помнил его), через Вас поздравляю ее, причащаюся от Вечного источника жизни светлую струею жизни, к смирению ея сил и душевных и телесных.

Прошу передать ей только что полученное мною новое издания Апостола на Русском наречии.

По предшествовавшему письму Вашему, я поспешил к князю в тот же день списаться о издании, но оказалось, что оно здесь. Князь сказал, что место незанято.

Но да не упадет духом уповающий на Бога: Сим не пускать искушения и творить милующим избытие.

Мира от Господа Вам и сестрице Вашей. Николаю Алексеевичу и Владимиру Алексеевичу прошу свидетельствовать мое игумнее почтение и благодарность за воспоминания с моим смирением.

Филарет Митрополит

июль,1862

Примечания. Наталия Петровна Киреевская - жена одного из первых славянофилов философа И.В.Киреевского, писательница, издатель. Была дружна с П.А.Мухановой.




Скачать 192.1 Kb.
оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер192.1 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх