Культурная травма в дискурсе современности: социологическая концептуализация icon

Культурная травма в дискурсе современности: социологическая концептуализация


Смотрите также:
Социологическая концептуализация категории «культурная травма» в дискурсе современности: анализ...
Культурная травма в российском литературном дискурсе конца XX века (виктор ерофеев...
Т. П. Емельянова культурная травма...
Проблема неисторического в контексте современности...
Профессии и профессиональные организации в современном обществе: новые подходы к исследованиям...
Стандарт скорой медицинской помощи пострадавшим с травмой позвоночника...
Программа дисциплины «Экономическая свобода и неправовые практики в постсоветской России» для...
Программа дисциплины «Экономическая свобода в постсоветской России» для направления 521600...
Программа дисциплины «Экономическая свобода в постсоветской России» для направления 521600...
Коммуникативно-речевые стратегии в институциональном дискурсе...
До современности...
Метафоры и метафорические модели в российском и англо-американском управленческом дискурсе:...



Загрузка...
скачать
Разумовская Татьяна Анатольевна

Научное обоснование темы диссертационного исследования

Культурная травма в дискурсе современности:

социологическая концептуализация

на соискание ученой степени кандидата социологических наук

по специальности 22.00.01 – Теория, история и методология социологии

научный руководитель – д.с.н. проф. Е. Р. Ярская-Смирнова


Актуальность исследования. Категория культурная травма сегодня представляет собой аналитический инструмент социологической науки, позволяющий эффективно работать с процессами реальности, упорядочивая многообразие смыслов и практик, связанных с коллективным опытом переживаний и его последствиями. Культурная травма в социологии определяется как процесс, проявляющийся в коллективном сознании членов сообщества через ощущение того, что они стали невольными участниками «ужасного» события, которое навсегда останется в памяти этой группы, безвозвратно изменяя ее будущую идентичность1. Культурная травма это восприятие обществом разрыва социальных связей как результата серьезного потрясения, затрагивающего большое количество людей. В качестве таких травм может выступать трагические событие, случившееся в сравнительно далеком или недавнем прошлом, непосредственно затронувшее все общество или большие группы людей (природная катастрофа, террористическая атака, депортация, война, геноцид). Войны выступают весьма серьезной травмой для всего мирового сообщества, затрагивая в наибольшей степени отдельные государства или народы, формируя комплекс эмоций, переживаемых как на личностном уровне, так и надындивидуально, воплощаясь, в том числе, в мерах государственной политики (например, чувство вины, институциализируемое в гарантиях компенсаций). Объединяя в определении культурной травмы феномены, столь различные по масштабу и последствиям, социологическая теория получает возможность понять и объяснить их глубинную и многоплановую природу.

^ Практическая значимость темы порождает интерес к ней со стороны все большего количества исследователей, авторитет работ, посвященных концептуализации культурной травмы в зарубежной академической среде растет с каждым годом, открываются новые образовательные и академические вузовские программы, формируется институциональная инфраструктура для применения теоретических разработок на практике. Однако в российской социологии существует явный дефицит работ по этой тематике, до сих пор не переведены на русский язык фундаментальные исследования культурной травмы Дж. Александера, Н. Смелзера, Р. Айермана и других ключевых фигур современной социологии. Теоретико-методологические аспекты представленной темы, безусловно, заслуживают особого внимания как основа исследовательской методологии, важный компонент профессиональной подготовки социологов, а также в аспекте применимости данных разработок в практической сфере.

^ Программа исследования. В связи с этим представляется важным осуществить фундаментальное исследование культурной травмы как социологической категории, восходящей, с одной стороны, к макросоциологическому концепту «коллективных представлений» (Э. Дюркгейм), с другой стороны, к микросоциологическим интеракционистским взглядам на коллективную память (Ч. Кули, Дж. Г. Мид), а в-третьих, к парадигме социальной критики – через проблематизацию идеологии и социальной памяти (работы А. Грамши, Д. Лукача и Л. Альтюссера). Реконструкции категории «культурная травма» в подходах классической социологии будет посвящена первая глава диссертации. Во второй главе диссертационного исследования будет осуществлена концептуализация категории «культурная травма» в новом подходе Дж. Александера и других крупных социологов современности (П. Штомпка, З. Бауман, Н. Смелзер). Именно в этом направлении социологического знания данная категория разработана в качестве полноценной и актуальной исследовательской модели. Далее будут представлены теоретико-методологические основания анализа нарративов о культурной травме в коллективной памяти (труды П. Рикера), а также связь категории культурной травмы с групповыми аспектами идентичности (Р. Айерман). Среди значимых нарративов, функционирующих в символическом пространстве культуры, наибольший интерес представляет кинорепрезентация культурной травмы, способная не только отражать травматические последствия тех или иных событий, но и участвовать в формировании публичного дискурса о них. В третьей главе предполагается систематизировать социологические подходы к репрезентации культурной травмы в символическом пространстве кинематографа, и в первую очередь саму возможность социологического анализа кинематографического материала. Здесь же будет осуществлена апробация теоретической модели анализа культурной травмы на материалах современного российского кино. Апробация будет осуществляться с использованием методов анализа репрезентаций кинотекста и интервью со зрителями.
  1. Цель диссертационного исследованияфундаментальная разработка понятия «культурная травма» как категории теоретической социологии. Объектом исследования выступает развитие понятия «культурная травма» в классических парадигмах и современных направлениях социологического знания. Предметомэвристический потенциал концепта культурной травмы в анализе современного кинематографа.




Предполагаемая структура работы

Культурная травма в дискурсе современности:

социологическая концептуализация

  1. Введение

  2. Глава 1. Реконструкция категории культурной травмы в моделях социологического объяснения

  3. 1.1. Коллективные представления как социальный факт: обоснование культурной травмы в терминах функционалистской традиции
  4. ^

    1.2. Субъективистские интерпретации культурной травмы


  5. 1.3. Идеология и культурная травма в неомарксистской проблематизации социальной памяти

  6. Глава 2. Концептуализация культурной травмы в интегративной социологии

  7. 2.1. Фундирование категории травмы в культурной социологии Джеффри Александера

  8. 2.2. Теоретико-методологические основания анализа нарративов о культурной травме в коллективной памяти

  9. 2.2. Структуралистско-конструктивистский подход к анализу способов организации прошлого

  10. Глава 3. Обоснование метода анализа репрезентаций культурной травмы в кинодискурсах

  11. 3.1. Социологические подходы к репрезентации культурной травмы в символическом пространстве кинематографа

  12. 3.2. Переживание культурной травмы постсоветского человека: социологический анализ кинонарративов

  13. Заключение

  14. Список использованных источников

  15. Приложение



Первоначальный список литературы

  1. Альтюссер Л. Об идеологии. Концепция гегемонии А. Грамши // Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. М., 2000. С. 24 - 31

  2. Ассман Я. Культурная память: письмо и память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 368с.

  3. Бауман З. Текучая современность. - СПб: Питер, 2008. - 240 с.

  4. Берк П. Историческая антропология и новая культурная история // Новое литературное обозрение. 2005. № 5 (75). С. 64–91

  5. Бойков В.Э. Состояние и проблемы формирования исторической памяти // Социологические исследования.  2002., № 8. С. 85-89

  6. Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: Сб. науч. ст. / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова, В. Круткина. Саратов: Научная книга, 2006. – 528 c.

  7. Гофман А.Б. Эмиль Дюркгейм в России. Рецепция дюркгеймовской социологии в российской социальной мысли. М.: ГУ ВШЭ, 2001. – 100 с.

  8. Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта: Пер. с англ. / Под ред. Г.С. Батыгина и Л.А. Козловой; вступ. Статья Г.С. Батыгин. М.: Институт социологии РАН, 2003. -752с

  9. Грамши А. Тюремные тетради. [Избранные произведения в трех томах. Том 3]. М.: Иностранная литература, 1959. - С. 416-456.

  10. Давыдов Ю. Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология. Актуальные проблемы веберовского социологического учения. М.: Мартис, 1998, - 510 с.

  11. Николаев В. Г. Чикагская школа социологии // История социологии: Учебник / Под ред. проф. В. И. Добренькова. Кн. 1: История социологии (XIX – первая половина ХХ в.). М.: ИНФРА-М, 2004. С. 497-520

  12. Запорожец О., Лавринец Е. Настройка оптики городских исследований: потерянные вещи // Визуальные аспекты культуры – 2007 (Под ред. В.Л. Круткина, Т.А. Власовой). – Ижевск, 2007. С .24-45

  13. Лавабр М.К. Память и политика: о социологии коллективной памяти // Психоанализ и науки о человеке. М.: Прогресс-Культура, 1995. С.233-244.

  14. Леви Дж. Биография и история // Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996. С. 191—206

  15. Лотман Ю.М. Об искусстве: Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Статьи. Заметки. Выступления (1962-1993) / Вступ.ст. Р.Г. Григорьева, С.М. Даниэля; Послесл. М.Ю. Лотмана.– Спб.: Искусство-СПБ, 1998.– 704 с.

  16. Лукач Г. История и классовое сознание. Исследования по марксистской диалектике. Пер. с нем. Сергея Земляного. М.: Логос-Альтера, 2003. - 416 с.

  17. Малви Л. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф // Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. И комментарии Е.И. Гаповой и А.Р. Усмановой. – Минск: Пропилеи, 2000. – С. 280 – 296

  18. Память в наследство: депортация калмыков в школьных сочинениях / Сост. С.И. Шевенова, Э.-Б. Гучинова. - СПб.: Алетейя, 2005. - 236 с.

  19. Проблематика мест памяти. Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок. -. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского Университета, 1999, С. 17-50

  20. Рикер П. Память, история, забвение / Пер. с франц. И.И. Блауберг. М.: Издательство гуманитарной литературы, 2004. – 728 с.

  21. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е издание, Спб.: Питер, 2003 г. - 688 с

  22. Романов П., Ярская-Смирнова Е. Ландшафты памяти: опыт прочтения фотоальбомов // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность / Под ред. Е.Ярской-Смирновой, П.Романова, В.Круткина. Саратов: Научная книга, 2007. С.146-168

  23. Савельева И.М., Полетаев А.В. Социальные представления о прошлом: типы и механизмы формирования. Препринт WP6/2004/07.— М.: ГУ ВШЭ, 2004. — 56 с.

  24. Сергеева О.В. Исследовательское поле визуальной социологии. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Том XI. № 1б. С. 136-146

  25. Тощенко Ж.Т. Историческая память и социология // Социологические исследования, 1998, № 5. С. 2-6

  26. Филиппов А. Ф. Конструирование прошлого в процессе коммуникации: теоретическая логика социологического подхода // Феномен прошлого / Ред. И. М. Савельева, А. В. Полетаев. М.: ГУ-ВШЭ, 2005, с. 96-120. .

  27. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. и вступ. статья С.Н. Зенкина М.: Новое издательство, 2007. — 348 с.

  28. Штомпка П. Визуальная социология: Фотография как метод исследования: Учебник. М.: Логос, 2007. – 150 с.

  29. Штомпка П. Социальное изменение как травма // Социологические исследования. 2001, 1. С. 6—16

  30. Штомпка П. Культурная травма в посткоммунистическом обществе (статья вторая) // Социологические исследования. 2001, № 2. С. 3-12.

  31. Шюц А. Смысловое строение социального мира [1932] // Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / Пер. с нем. и англ. М.: РОССПЭН, 2004. С. 685 — 1022

  32. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. – Издательство: Симпозиум, 2004 г. – 544 с.

  33. Ямпольский М.Б. Видимый мир: Очерки ранней кинофеноменологии. - М.: Киноведческие записки, 1993. - 215 с.

  34. Ярская-Смирнова Е., Романов П. Взгляды и образы: методология, анализ, практика // Визуальная антропология: настройка оптики / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М.: Вариант, ЦСПГИ, 2009. С.7-15

  35. Ярская-Смирнова Е.Р. Гендер, власть и кинематограф: основные направления феминистской кинокритики // Журнал социологии и социальной антропологии. №2, 2001. С.100-119

  36. Ярская-Смирнова Е.Р. Мужчины и женщины в стране глухих. Анализ кинорепрезентации // Гендерные исследования. №2, 1999. С.260-265

  37. Ярская-Смирнова Е.Р. Нарративный анализ в социологии//Социологический журнал. №3, 1997. С.38-61

  38. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальное пространство глухоты: анализ кинорепрезентации // Трансформация социального пространства в посткоммунистических странах и новые подходы в социальных науках. Тезисы докладов межд.науч. конф. Самара: Самарская Гуманитарная академия, 1998. С.104-109

  39. Alexander J. C. The meanings of social life: a cultural sociology. New York: Oxford University Press, 2003. 296 p.

  40. Banks M. Visual Methods in Social Research. Thousand Oaks, CA: Sage, 2001. – 201 р.

  41. Benedict R. A Humanist in Anthropology: Columbia University Press, 2005. - 256 p.
  42. Blake L. The Wounds of Nations: Horror Cinema, Historical Trauma and National Identity. Manchester University Press, 2008. - 223 p.


  43. Caruth C. Trauma: explorations in memory. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1995. - 277p.

  44. Chaplin E. Sociology and Visual Representation. London: Routledge, 1994. - 304 p.

  45. Conway M. A. The Inventory of Experience: Memory and Identity // Collective memory of political events: Social psychological perspectives. Mahwah. 1997. P. 21-46.

  46. Cultural trauma and collective identity. Edited by Jeffrey C. Alexander. Berkeley, California: University of California Press, 2004. - 314 p.

  47. Edkins J. Trauma and the memory of politics Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2003. - 265 p.

  48. Eyerman R. Cultural Trauma Slavery and the Formation of African American Identity. Cambridge University Press, 2002. - 302 p.

  49. Eyerman R. The Assassination of Theo Van Gogh. From Social Drama to Cultural Trauma. Durham, Duke University Press, 2008. - 220 p.

  50. Image and ideology in modern/ postmodern discourse. Edited and with the introduction by David В. Downing and Susan Bazargan. – State University of New York Press, 1991. - 350 p.
  51. ^

    Kaplan A., Wang B., Trauma and Cinema: Cross-Cultural Explorations. Hong Kong: Hong Kong University Press, 2004. - 288 p.


  52. Lazar A., Litvak-Hirsch T. Cultural trauma as a Potential Symbolic Boundary // International Journal of Politics, Culture, and Society. 2009. Vol. 22, № 2. P. 183-190
  53. Lowenstein A. Shocking representation: historical trauma, national cinema, and the modern horror film. New York: Columbia University Press, 2005. - 225 p.


  54. Mead M., Macgregor F. Growth and culture: a photographic study of Balinese childhood. New York: Putnam, 1951. - 223p.

  55. Murray T. By Way of Introduction: Digitality and the Memory of Cinema, or, Bearing the Losses of the Digital Code // Wide Angle – January 1999. Vol. 21, № 1. P. 3-27

  56. Rose G. Visual methodologies: an introduction to the interpretation of visual materials. Second Edition. London: Sage, 2007. - 273 p.

  57. Sandstrom K., Martin D., Fine G. A. Symbols, Selves and Social Reality: A Symbolic Interactionist Approach to Social Psychology and Sociology. Oxford University Press, 2006. - 246 p.

  58. Triumph and trauma. Edited by Bernhard Giesen. Boulder : Paradigm Publishers, 2004. - 196 p.

  59. Understanding trauma: integrating biological, clinical, and cultural. Edited by Laurence J. Kirmayer, Robert Lemelson, Mark Barad; New York, Cambridge University Press, 2007. - 548 p.
  60. Zelizer B. Remembering to Forget: Holocaust Memory Through the Camera's Eye. Chicago: University of Chicago Press, 1998. - 292 p.


1 Alexander J. Toward a Theory of Cultural Trauma // Cultural Trauma and Collective Identity, edited by Jeffrey Alexander, Ron Eyerman, Bernhard Giesen, Neil Smelser. Berkeley, California: University of California Press, 2004. P.1




Скачать 98.89 Kb.
оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер98.89 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх