Н. Д. Никандров президент Российской академии образования, академик рао, доктор педагогических наук, профессор icon

Н. Д. Никандров президент Российской академии образования, академик рао, доктор педагогических наук, профессор


Смотрите также:
Эвристика
Эвристика
Итоги Конкурса инноваций Национальной премии «Элита российского образования» «Качественное...
Итоги развития античной психологической мысли Глава III...
Перспективы развития спортивного Плавания в XXI веке...
К. А. Абульханова доктор психологических наук, профессор, академик рао, > А. А...
В. А. Ацюковский...
В. Г. Кремень энергия интеллекта как проявление одаренности...
«Слово о полку игореве» в свете подлинного историзма...
Программа развития моу «Суховская средняя общеобразовательная школа»...
Рецензенты: доктор педагогических наук, действительный член рао, профессор Г. Н. Волков...
Рецензенты: доктор педагогических наук, действительный член рао, профессор Г. Н. Волков...



Загрузка...
скачать
Н. Д. Никандров

президент Российской академии образования, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор

ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ ГАРМОНИЗАЦИИ

Весь ход истории свидетельствует о том, что гражданское воспитание молодежи совершенно необходимо для успешного развития государства и общества. Что такое успех, в каком направлении развитие считается желательным — ответы на эти вопросы характеризуют власть, в развитом гражданском обществе это определяют общество и власть путем диалога. Возможна и консолидация общества на основе разрушительных, иногда человеконенавистнических идей. Примером является Германия времен фашизма. Но во всех случаях важной предпосылкой успешной консолидации является согласованное воздействие институтов воспитания и средств социализации (воспитание жизнью в самом широком ее понимании). Посмотрим с этих позиций на современную Россию и ее недавнюю историю.

Ход времени уже превратил в историю (пусть и недавнюю) события 1990-х годов в России, которые все чаще называют «лихими девяностыми». Судя и по этому популярному обозначению, и по результатам социологических опросов1, для большинства населения России итоги этих «лихих» годов далеко не соответствуют ожиданиям. Более того, когда задаются вопросы о том, чем россияне гордятся и чего стыдятся в своей истории, то выясняется, что гордятся они довольно давними достижениями нашей страны — досоветскими и советскими, а «достижениями» эпохи Ельцина стыдятся больше, чем достижениями любой другой эпохи в нашей непростой истории.

И это легко понять. В конце 1980-х — начале 1990-х годов Россия пережила шоковую терапию. Прежде всего, конечно, в экономическом отношении. Основная часть населения была различными способами лишена своих сбережений, небогатая, но с точки зрения социальной защищенности достаточно стабильная жизнь ушла в прошлое, большинство работников бюджетной сферы стали получать зарплату ниже прожиточного минимума, часто с задержками, стала реальностью безработица. Все это коснулось и тех людей, которые, по советским меркам, могли считаться вполне обеспеченными, например военных, «остепененных» вузовских преподавателей и научных работников. По данным учебника, за годы реформ уровень жизни снизился у 60 % россиян, остался неизменным у 25–30 %, повысился у 15–20 %, заметно повысился у 3–5 %2, при этом все отмечают большую дифференциацию доходов. Этот относительно невысокий уровень жизни, который прежний президент страны, ныне Председатель Правительства В. В. Путин жестко обозначил как проблему бедности, приводит и к демографическим проблемам, об остроте которых он также не раз говорил.

Следствием экономического шока было тоже шоковое, разумеется, не одномоментное, но очень быстрое изменение ценностей общества. Разными способами народу стали объяснять, что каждый должен сам заботиться о себе; что надежда на защиту и помощь государства — на его «патерналистскую» роль — есть признак незрелого государства и незрелых граждан; что в цивилизованном (непонятно, каком, но понятно, что не нашем, нероссийском) обществе все иначе; что коллективизм должен уступить место индивидуализму; что нехорошо выбирать в жизни дешевую колбасу, если непременной альтернативой ей является личная свобода и т. д.

Тогда появились книги, которые и сейчас продолжают выпускаться, в которых даются конкретные советы о том, как стать богатым, успешным, конкурентоспособным, как перестать при этом задумываться о благе ближнего, потому что это только мешает собственному успеху3.

Ретроспективно глядя на те времена и дела, авторы и исполнители реформ считают, что при минимальных недостатках все было сделано правильно4. Действительно, не сожалеть же о миллионах людей, раньше времени ушедших на тот свет и не появившихся на этот!

С тех пор прошли годы. Рождаются новые люди, взрослеют малыши, дети постарше становятся подростками, юношами и девушками, вступает в сознательную жизнь молодежь. Эти люди социализируются, то есть становятся частью общества, в совершенно иной системе ценностей. Социализация включает не только образование (с его составными частями — воспитанием и обучением), но и влияние жизни во всей полноте, включая сознательно учитываемые и случайно возникающие факторы. От того, насколько скоординированной (или во всяком случае непротиворечивой) окажется вся система этих влияний, зависит, какими будут люди.

Каналы, средства социализации разнообразны. Это, конечно, об­разование, включающее воспитание и обучение. Начнем с него не потому, что оно является главным средством социализации, если вообще можно говорить о «главном» средстве. Даже по времени, которое современный подросток проводит у телевизора и которое превышает время пребывания в школе5, легко предположить трудности, возникающие у школы в ее стремлении «сеять разумное, доброе, вечное». Кроме того, телевидение, массовая культура, реклама и прочие каналы социализации используют технические возможности, намного превосходящие возможности школы.

Определенные риски несет в себе содержание образования, прежде всего гуманитарных дисциплин. Сильной стороной советской школы всегда было высокое качество естественно-научного образования. При этом определенные недостатки нашего гуманитарного образования в смысле содержания частично компенсировались тем, что оно работало в координации, практически в унисон с системой образования. Это вело к известному единообразию, школьники и студенты недополучали некоторых сведений, табуированных по идеологическим соображениям. Но вместе с тем было невозможно и то, чтобы на уроках и лекциях по литературе или по истории давалось содержание, которое ставилось под сомнение или полностью опровергалось доступными вне программы литературой, кино, театром, телевидением. А высокая классика в те годы не только была доступна, но и пропагандировалась.

Сейчас ситуация резко изменилась. Гуманитарным дисциплинам, искусству приходится бороться за свое место в школьной программе. Содержание, конечно, частично определяется этой программой. Но та свобода, с которой современный российский учитель может отбирать и интерпретировать материал, была в России невозможна ни в советское, ни в досоветское время. Более того, в США, например, и сейчас совершенно немыслима ситуация, когда трудные моменты истории страны получали бы в учебниках и, как правило, на уроках необщепринятое, непатриотическое толкование. Нет в США и такого разнообразия учебников истории, как в современной России.

История, обществознание — пожалуй, самые «чувствительные» предметы школьного цикла в смысле гражданского воспитания. Но и в целом гуманитарную часть школьной программы нельзя признать достаточной. Это, по мнению педагогической, родительской и всей общественности было одним из самых уязвимых недостатков федерального образовательного стандарта для старшей школы. Чрезвычайно важно и то, что во всех последних документах о научных приоритетах России о гуманитарной проблематике также не говорится достаточно ясно. А патриотическое, гражданское сознание формируется прежде всего на основе предметов гуманитарного цикла, и научной основой является исследование гуманитарных проблем. При недостаточности того и другого подлинного человека, гражданина с высоким уровнем духовности и патриотизма воспитать невозможно.

Вредоносны в смысле нравственного воспитания и многие тексты, печатные и не напечатанные, которые вполне можно назвать непечатными. Примеры подобного рода текстов легко найти в телепрограммах, фильмах, книгах, а теперь, к сожалению, и в театральных постановках, причем классических, но искаженных до неузнаваемости.

Отвлечемся от возможных личных обид, которые способны нанести любители «черного пиара», и вспомним о вреде общественном. Например, о вреде агрессивной рекламы пива, мнения о пагубности которой совпадают практически у всех, кроме производителей пива и рекламы, имеющих непосредственную прибыль. В то же время, казалось бы, существует конституционное положение, которое могло бы прийти на помощь, и не только в борьбе с рекламой пива. Это ст. 55 Конституции РФ, п. 3 которой гласит, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Помимо недостаточности гуманитарной части образования, можно назвать еще одну сложность воспитания по сравнению с социализацией. Воспитание во многом опирается на слово, которое, несомненно, оказывает мощное влияние. Социализация влияет через события, материальные и иные условия жизни, в общем, через дело. Разлад между словом и делом — давняя проблема и нашей страны, и соответственно педагогики и всей системы социализации. Например, пока то, чему учила школа, разделялось в идейном плане большинством народа, вознаграждалось жизнью, гражданское воспитание было достаточно успешным. Успешным с точки зрения техники, эффективности достижения цели; о содержании и направленности воспитания речь не идет. Когда примерно на рубеже 1970-х — 1980-х годов все чаще стал намечаться разрыв слова и дела, мы получили проблемы воспитания, с которыми в последние годы существования СССР так и не смогли справиться.

Конечно, в хорошо организованной и спланированной воспитательной работе слово — не единственный инструмент. Важным является включение в дело, в специально организованную систему дел, которые воспитывают. Но именно этого сейчас и не хватает. Лишь в последнее время возрождаются военно-спортивные игры, поисковые работы патриотической направленности, создаются общественные молодежные и детские организации, иногда пропагандируется и используется безвозмездный труд.

Это контрастирует с ситуацией, возникшей в начале и сохранявшейся в течение всех 1990-х годов. Более того, это контрастировало и с тем, что имело место, например, в США, где мощное патриотическое воспитательное влияние оказывало более столетия культивировавшееся скаутское движение. Его идеи (как и практика скаутизма в различных странах) всегда включали преданность Богу, стране, семье, правительству, вообще начальству6. Они не только воспитывали преданность режиму (что, кстати, фактически тоже являлось задачей скаутизма). Они воспитывали любовь к своей стране, ее народу, чувство дружбы и умение прийти на помощь, причем это подчеркивалось в приветствии «Будь готов!» и отзыве «Всегда готов!», в числе многого другого перешедших от скаутов к пионерам.

А борьба за умы и сердца людей, особенно молодых, всегда велась, ведется и будет вестись. Например, в 1990-е годы, когда экономика страны разрушалась, уровень жизни снижался, угроза распада страны была вполне реальная, ее суверенитет становился все более призрачным, в русскоязычных передачах различных зарубежных радиокомпаний высказывалась похвала в адрес Б. Н. Ельцина. Сейчас, когда эти неблагоприятные тенденции постепенно преодолеваются, В. В. Путин, а позднее Д. А. Медведев весьма часто становятся мишенями для критики со стороны этих радиостанций.

Серьезные трудности и для воспитания, и для социализации создают массовая культура, телевидение, радио, кино, реклама. Это перечисление не является попыткой ранжировать факторы влияния по значимости, тем более что они зависят не только, а порой и не столько от содержания, но и от потребления, в свою очередь обусловленного возрастом и социальным положением «потребляющего».

Называть массовую культуру злом и настаивать только на максимально «серьезной» музыке, литературе никто сейчас не будет. Вопрос — в доступности, пропаганде и масштабах воспроизведения той или иной культурной продукции, в мере ее влиянии на массового человека, в идеологических посылах, которые она несет.

Какие это посылы? Это всевластие денег, которое пропагандируется всеми возможными способами. Различные игры на деньги, всевозможные призы, бонусы, скидки и прочее — конечно, лишь детали. Основное здесь — сам характер еще недостаточно развитой рыночной экономики, а также мно­гочисленные сериалы и отдельные фильмы (прежде всего видео), в которых так или иначе главным мотивом жизни и преступлений являются деньги.

Второй посыл массмедиа — практическая неизбежность, а во многом и необходимость насилия. Первоначально оно попало на отечественный экран, конечно, из кино и телевидения США, которое довольно долго заполняло российские экраны на 75–90 %. Теперь легко заметить, что наши фильмы с соответствующими сюжетами делаются по образу и подобию американских, практически не менее профессионально, но с той лишь разницей, что насилия в них еще больше.

Современная масскультура перегружена сексуальной тематикой. Разумеется, здесь легко перейти в наступательную позицию и задать вопрос: а какова, собственно, своего рода «норма» соответствующих сюжетов в культуре, если учитывать важность для человека этой стороны жизни? Готового ответа нет, но нетрудно заметить, что частота изображения любовных игр и секса, откровенность таких изображений и показ людей нетрадиционной ориентации резко увеличились в нашей стране за последние годы. Существенной стороной в содержании масскультуры является и дегероизация, при которой прежние герои реальной жизни, художественных литературных произведений, кино, телевидения подвергаются табуированию или осмеянию. Если в советские времена был культ В. И. Ленина, создана кинолениниана (с разным художественным достоинством), то в 1990-е годы различными способами была создана «антилениниана» с изображением Ленина как недалекого жестокого фанатика, наделенного чуть ли не всеми человеческими пороками.

Близкой к предыдущей является еще одна сторона содержания отечественной радио-, кино- и видеопродукции. Речь идет о ее частой антипатриотической направленности. Для сравнения вспомним многочис­ленные американские боевики, в которых президент США попадает в тяжелую, как правило террористическую, ситуацию. Эти умело сделанные однотипные увлекательные боевики воспитывают, но, конечно, отнюдь не российских патриотов.

Но не будем переоценивать эффективность этого воспитания. Порядок в США в значительной мере поддерживается жестким и привычным для жителей полицейским надзором. Если по каким-либо причинам он ослабевает, насильственная преступность процветает. Так это было, например, в сентябре 2005 года после урагана «Катрин» в Новом Орлеане, когда получило широкое распространение мародерство, был отдан приказ стрелять в мародеров на поражение. При этом по законам многих штатов США можно приговорить к смертной казни несовершеннолетнего, правда, «гуманно» позволяя ему дожить до совершеннолетия для исполнения приговора. Думаю, в этом брать пример с США не стоит. Однако последовательности и четкости содержания гражданской социализации в США у нас нередко соответствует широкомасштабное критиканство. Критикуются власти всех уровней, армия, история страны.

В какой-то мере влияние этих посылов уменьшает влияние образования. Смягчает его также религия, точнее, религии. Традиционные религии России, прежде всего православное христианство, и в догматике (каноническом учении церкви), и в проповедях пропагандируют такие ценности, как стремление к миру, любовь к Отечеству, любовь к ближнему, особенно слабому, уважение к армии как защитнице страны. Но при несомненном росте религиозности нашего населения реальное ее влияние на людей проявится далеко не сразу. Хотелось бы думать, что преподавание в школах «Основ религиозной культуры и светской этики» поможет в этом деле, но пока это только начало большого и сложного пути.

Таким образом, гармонизация воспитания, которое всегда осуще­ствляется через специальные институты (детский сад, школа, вуз и т. д.), и со­циализации являются и научной проблемой, и важной практической задачей. В настоящее время между посылами образования и системы социализации наметилось явное несоответствие, разлад. Он способствует возникновению в жизни общества ряда рисков, связанных с формируемым образом человека и страны. Анализ соответствующих текстов (телевидения, радио, рекламы и т. д.) позволил их обобщить.

1. Негатив и зло в мире преобладают над добром.

2. Наш мир есть мир насилия (физического, военного, сексуального, психологического), противостояния и соперничества, что можно считать естественным.

3. Основной (сексуальный) инстинкт — действительно основа всего. Здесь трудно определиться с «нормой доступности», но, по многим данным, мы сейчас в этом отношении практически «впереди планеты всей».

4. Культ «красивой жизни», богатства вообще и денег в частности есте­ствен и необходим, «воспитание разумных потребностей» — пережиток коммунистических времен, высшие (духовные) потребности — либо от скудости, либо от глупости.

5. Рынок правит миром, причем не только в экономике, но во сфере взаи­моотношений людей.

6. Конкуренция и соревнование за выгоду и ресурсы естественны, взаи­мопомощь и тем более альтруизм — исключение, удел оригиналов и святых («бери от жизни все»).

7. Эти идеи имеют глобальный характер. Некоторые из них же касаются прежде всего России.

8. Российские власти всех уровней не заботятся о народе и в высшей степени коррумпированы. Они были лучше в 1990-е годы (то есть когда со­глашались на все, что требовали США).

9. Российская армия, милиция, вообще все органы правопорядка анти­народны, жестоки и коррумпированы.

10. Гражданский патриотизм в России если и был возможен (например, во время Великой Отечественной войны), то сейчас характер отношений между народом и властью делают его невозможным.

11. Права и свободы человека в России не защищены и сознательно на­рушаются властью и людьми, причем это происходит чаще, чем в «цивилизованных» странах.

12. Высшие иерархи православной церкви в России запятнали себя в давнем прошлом сотрудничеством с КГБ, в последние годы — бессовестным использованием рыночных механизмов для получения прибыли, при этом государство односторонне поддерживает именно православную церковь, нарушая тем самым Конституцию РФ.

13. Уровень развития России крайне низок.

14. Между странами СНГ существуют непреодолимые противоречия, обусловленные историей Российской и советской империй, имперскими «замашками» современной России.

15. Российская власть неэффективна еще и потому, что расколота. Име­ются непреодолимые противоречия между центром и регионами, между ветвями власти, а также в тандеме «Медведев–Путин»7.

Соответствующие тексты различными способами доводятся практически до всех граждан страны. Общество приобретает такие качества, как антипатриотизм и утрата чувства Родины; неуважение к власти, армии и силовым структурам вообще; национализм в его различных формах; рост корыстно обусловленной и насильственной преступности; равнодушие или активная неприязнь к людям, жестокость к ним; распространение алкоголизма и наркомании; обострение проблемы «отцов и детей», неуважение к уходящим и ушедшим поколениям; равнодушие к созданию семьи, промискуитет, пробные браки, социальное сиротство, рост проституции как основного или побочного занятия; примитивизация потребностей и интересов с соответствующим обратным влиянием на культуру со стороны ее потребителей.

Необходимо подчеркнуть, что это именно риски, то есть возможность и вероятность возникновения нежелательных событий, а не обязательные последствия. Что же делать?

Прежде всего необходимо признать серьезность проблемы, реальность этих рисков и принять контрмеры. Если сделать акцент только на положительных — вполне реальных! — изменениях в стране, эти риски будут возрастать. Необходимы действия по предотвращению и смягчению того, о чем говорилось выше. В целом необходимо усилить гуманитарную составляющую в содержании образования и в научных исследованиях как основе этого содержания. Таким способом преодолевается давнее понимание человека как биосоциального существа, делается особо важной и значимой его духовная составляющая («био — социо — дух») со всем ее разнообразием и богатством.

Необходимо всемерно укреплять патриотическую направленность содержания образования, поддерживать работу по воспитанию граждан-патриотов. История показывает, что патриотическая воодушевленность граждан страны, даже при относительно невысоком уровне жизни, позволяет решать, казалось бы, неразрешимые проблемы. Необходимо, проявив политическую волю, принять ряд ограничительных мер. В качестве примера можно привести то, что существует в ряде других (в том числе в так называемых «развитых» или «цивилизованных») стран, — цензура в области нравственности. Поскольку цензура запрещена Конституцией РФ (ст. 29), надо как минимум целенаправленно применять ст. 55 Конституции, согласно которой возможны некоторые ограничения прав и свобод граждан для защити основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других людей. В то же время необходимо формировать разумную систему ценностей.

Все эти меры и ряд других должны быть увязаны в общенациональную программу воспитания (и социализации), которая с необходимостью будет конкретизироваться по регионам, муниципалитетам и так далее для учета интересов различных групп населения и районов его проживания. Речь не идет, как иногда воспринимаются соответствующие идеи, о формировании однотипного человека-винтика. Но при отсутствии некоторых объединяющих людей общих позиций, ценностей и идей народ превращается в население, население — в толпу8.

В данной статье намеренно не рассматриваются экономические и медицинские вопросы. Понятно, что общий фон восприятия жизни будет более благоприятным, если экономика развивается успешно, если высоки уровень и качество жизни. Более того, в некоторых работах качество жизни рассматривается как основа социальной безопасности9. В то же время опыт экономически развитых стран свидетельствует, что само по себе благополучие не является гарантией ни от высокой преступности, ни от ряда других отрицательных сторон жизни.

Разумеется, хорошо, когда при этом есть и общенациональная идея, в предельно кратком выражении определяющая принятую в данном обществе систему ценностей, представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Но даже при отсутствии общенациональной идеи разумная и сбалансированная система принципов и мер позволит избежать ряда серьезных рисков для развития человека, общества, нашего Отечества. По сути, эти меры направлены прежде всего на то, чтобы согласовать ориентиры и основные посылы систем социализации и воспитания.

Считаю, что разработка подобной системы идей и мер должна стать одной из задач, решаемых совместно учеными, специалистами высшей школы, практиками и управленцами.

1 Граждане новой России: кем себя ощущают и в каком обществе хотели бы жить (1998–2004). М. : Изд-во Института комплексных социальных исследований РАН, 2005.

2 Социальная политика : учеб. М., 2003. С. 257.

3 Боровой К. Н. Двенадцать ТОП: Как стать богатым. М., 2004; Вагин И. Почему ты еще нищий? СПб., 2002; Коноваленко М. Курс начинающего богача. СПб., 2002; Попов С. Н. Думай и богатей по-русски — 2. М., 2002; Правдина Н. Б. Мой ребенок — будущий миллионер! М., 2004; Свияш А. Г. Хочешь быть богатым? Будь им! М., 2003; и многие другие.

4 Гайдар Е. Т. Дни поражений и побед. М., 1996; Ослунд А. «Строительство капитализма»: рыночная трансформация стран бывшего советского блока. М., 2003; Приватизация по-российски / под ред. А. Б. Чубайса. М., 1999.

5 Образование и информационная культура: социологические аспекты / под ред. В. С. Собкина. М., 2000; Подросток: Нормы, риски, девиации / B. C. Собкин [и др.]. М., 2005.

6 Детское движение : словарь-справочник / сост. Т. В. Трухачева, А. Г. Кирпичник. 2-е изд. М., 2005. С. 280–290.

7 Никандров Н. Д. Идеология и идеологическое воспитание: есть ли они, нужны ли они сегодня? // Родная Ладога. 2010. № 3. С. 59–68.

8 Московичи С. Век толп: Исторический трактат о психологии масс. М., 1996.

9 Лига М. Б. Качество жизни как основа социальной безопасности. М., 2006.





Скачать 155,42 Kb.
оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер155,42 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх