План: Вступление. Г. В. Плеханов и «Освобождение труда». Первые марксистские кружки icon

План: Вступление. Г. В. Плеханов и «Освобождение труда». Первые марксистские кружки


1 чел. помогло.
Смотрите также:
План: Вступление 3 Различные подходы к классификации буровых установок 3 Составные части буровой...
Assistant professor of political science the university of chicago...
Методологические аспекты критики немарксистской социологии...
А. В. Котляров освобождение от...
План барбаросса > начало войны. Первые дни и часы первые помехи врагу...
План выполнила 1 ученица 10 класса 1 Шмараева Алёна 1...
План Война в Северной Африке: Вступление > Вступление...
Программа курса 6 тематический план учебной дисциплины 7 аттестация рабочих мест по условиям...
План реферата Введение. Будущий аптекарь. Учеба в Медик хирургической академии...
План: Изгнание фашистских войск с территории СССР. Освобождение народов Европы...
План изучения нового материала: Особенности рынка труда...
План: введение. Основные понятия используемые в реферате. Рынки труда как регуляторы занятости и...



Загрузка...
скачать
XII региональная научно-практическая конференция

«Культура. Интеллект. Наука»


Учебно-исследовательская работа

«Распространение марксизма в России»

Выполнил:

Воробьев Роман

11 «Б» класс

МОУ Гимназия №91

Научный руководитель:

Пичугина Валерия Анатольевна


Г. Железногорск – 2004 г.


ПЛАН:

  1. Вступление.

  2. Г.В.Плеханов и «Освобождение труда».

  3. Первые марксистские кружки.

  4. В.И.Ленин и марксизм.

  5. Роль и значение марксизма в развитии России.




  1. ВСТУПЛЕНИЕ

«Во всех бедах, свалившихся сейчас на нашу голову, мы обвиняем многих, кроме, естественно, самих себя. В развале экономики СССР огромную долю вины одни возлагают на КПСС и всех ее первых руководителей, начиная с Ленина и кончая Горбачевым; другие винят жидо-масонов, которым покровительствовала КПСС и ее руководители; третьи - копают в глубь истории и убеждают, что это Маркс и Энгельс наших вождей и всех нас попутали. Это, мол, они завели нас, как Иван Сусанин, в непроходимые топи, где мы теперь и пропадаем. В этой ситуации надо бы, наконец, разобраться». Этот посыл автора книги «К.Маркс - злейший враг большевиков» политолога Геннадия Лисичкина стал для меня отправной точкой в попытке осмыслить вопрос о распространение марксизма в России в конце XIX - начале XX века. Насколько правомерно возлагать ответственность за годы коммунистического режима в России на теорию немецкого мыслителя? Почему идеи Карла Маркса так быстро стали давать всходы на российской почве?

Исследуемая тема о проникновении марксизма в Россию имеет обширную литературу. Она до сегодняшнего дня будоражит историков и политологов, пытающихся поставить все точки над «и» в извечном вопросе «Кто виноват?». Но диапазон мнений велик - от продолжающегося поклонения марксистским идеям в обличии догм до полного отрицания этих идей, невзирая на изменившиеся исторические реалии. Одно практически бесспорно - влияние марксизма на русскую революционную мысль было очень велико.

Начиная с эпохи Великих реформ 1860-х г.г. все возрастающую роль в жизни русского общества стала играть радикально настроенная интеллигенция. Традиционно придерживаясь прозападной ориентации, российские революционеры пытались направить оппозиционное движение в русло самых передовых достижений общественной мысли Запада. Первоначально русская революционная мысль отталкивалась от философии позитивизма, основателем которой был Огюст Конт. Позитивисты старались отыскать позитивное, рациональное объяснение исторических процессов, объединить науки об обществе, человеке и природе на основе универсальной методологии, В России сторонниками позитивизма были Лавров и Чернышевский.

Однако вскоре народниками была открыта другая европейская теория, как им казалось, лучше отвечавшая условиям России - теория Карла Маркса. Во-первых, она была наиболее радикальной, что для оторванной от народной жизни российской духовной элиты было особенно привлекательно. Во-вторых, коммунистические идеи Маркса и Ф. Энгельса ею воспринимались как созвучные общинному устройству России, где частная собственность была подчинена общинной и государственной.

Едва только первый том «Капитала» Маркса увидел свет, о нем заговорили в России. Русский перевод библии марксизма, осуществленный народниками Николаем Даниэльсоном и Германом Лопатиным, появился в 1872 г. - раньше, чем в какой-либо другой стране. По свидетельству Франца Меринга, «ему /Марксу/ казалось иронией судьбы, что русские, против которых он неустанно и непрерывно боролся в течение 25 лет на трех языках - немецком, французском и английском, оказывались всегда его «доброжелателями».

Учение Маркса значительно потеснило анархические теории М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина. Было только одно теоретическое препятствие: по Марксу, коммунизм мог возникнуть лишь после того, как капитализм исчерпает все возможности для дальнейшего развития, когда основная масса населения превратиться в неимущих пролетариев. В России же пролетариат составлял только 13,5 млн. человек, а его «передовой отряд» - фабрично-заводские рабочие, которые, по мысли Маркса, только и были способны к сознательной борьбе - не более 3,4 млн. человек. Причем из этого числа нужно, по марксовой схеме, исключить рабочих государственных предприятий, не подвергавшихся частнособственнической эксплуатации. Остается менее одного процента населения!

Это расхождение между западной теорией и российской действительностью отнюдь не стало камнем преткновения, и марксизм уверенно внедряется в русскую общественную мысль.


2. Г.В.Плеханов и «Освобождение труда».

80-90 г.г. XIX в. были временем увлечения марксизмом в России, но марксизм на российской почве изначально был не однороден.

П.Б. Струве и его последователи Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, М.И. Туган-Барановский считали, что Россия должна пройти «выучку» капитализмом, а значит, социалистическое переустройство общества следует отложить на долгие времена. Так возник «легальный марксизм», не представлявший для российского царизма реальной угрозы. В конце 90-х годов XIX века «легальные марксисты» много сделали для распространения нового учения в обществе. Они доказывали неизбежность и необратимость распада старых, феодальных и утверждения новых, капиталистических отношений. Они были уверены, что, несмотря на все издержки, становление крупного промышленного производства является благом для России.

В тоже время «легальные марксисты» не признавали революционных методов борьбы, что превращало их в противников социал-демократии. Это идейное течение было представлено лишь небольшой группой талантливых ученых и общественных деятелей, большая часть которых впоследствии отошла от марксизма. А в 1909 г. П.Б. Струве, СП. Франк, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков выступили как авторы знаменитого сборника «Вехи».

В конце 90-х г.г. в ряде полемических столкновений по вопросам марксистского учения и будущего России окончательно обозначилась разница в подходах между «легальными марксистами» и социал-демократами. Именно социал-демократия становится главным проводником взглядов Маркса в России в конце XIX века. Первые группы, кружки по изучению и распространению произведений К. Маркса и Ф. Энгельса появляются в начале 80-х г.г.

^ ГРУППА "ОСВОБОЖДЕНИЕ ТРУДА"

Группа «Освобождение труда», первая русская марксистская организация; существовала с сентября 1883 по август 1903. Создана в Женеве Г. В. Плехановым и его единомышленниками В. И. Засулич, П. Б. Аксельродом, Л. Г. Дейчем, В. Н. Игнатовым. В 1884 в связи с арестом выбыл Дейч, в 1885 умер Игнатов, в 1888 был принят С. М. Ингерман, который активно работал до переезда в Америку в 1891. До 1883 члены «Освобождения труда» были революционными народниками (чернопередельцами). Возникновение российского рабочего движения, неудачи народнического движения заставили их искать новую революционную теорию. В эмиграции Плеханов и его соратники ознакомились с опытом западноевропейского рабочего движения, изучили теорию научного социализма. Это привело к коренному пересмотру ими собственной революционной практики. В объявлении об издании «Библиотеки современного социализма» 13(25) сентября 1883 «Освобождение труда» провозгласила свои основные цели и задачи:

перевод на русский язык важнейших трудов К. Маркса и Ф. Энгельса, а также произведений их последователей для распространения идей научного социализма; критика народничества и разработка проблем русской общественной жизни с точки зрения теории марксизма.

Ещё в 1882 Плеханов перевёл на русский язык «Манифест Коммунистической партии». В дальнейшем группа перевела и издала работы К. Маркса и Ф. Энгельса: «Наёмный труд и капитал» (1883), «Развитие научного социализма» (1884), «Речь о свободе торговли» (1885), «Нищета философии» (1886), «Людвиг Фейербах» (1892), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1894), «Ф. Энгельс о России» (1894). Эти произведения в 80-х — начала 90-х гг. изучались в первых социал-демократических организациях России и сыграли большую роль в повороте революционной молодёжи к марксизму.

Важное значение имели работы Плеханова, излагавшие идеи марксизма в применении к России. В его работах «Социализм и политическая борьба» (1883), «Наши разногласия» (1885) обосновывается вывод о вступлении России на путь капитализма, доказывается, что передовой решающей силой грядущей революции является не крестьянство, а пролетариат.

В распространении марксизма участвовали все члены группы. Кроме серии «Библиотека современного социализма», группа выпустила серию «Рабочая библиотека» (С. Дикштейн, «Кто, чем живёт?», предисловие Плеханова, 1885; П. Аксельрод, «Рабочее движение и социальная демократия», 1884; «Речь П. А. Алексеева на суде», с предисловием Плеханова, 1889; В. Засулич, «Варлен перед судом исправительной полиции», 1890, и др.). В 1888 «Освобождение труда» издала сборник «Социал-демократ», а в 1890—92 — литературно-политическое обозрение «Социал-демократ» (4 книги), в котором пропагандировались революционные идеи марксизма, подвергалось критике народничество, и освещалась деятельность российских и международных социал-демократов.

Наряду с теоретической и пропагандистской деятельностью группа вела за границей большую работу по объединению сил российской социал-демократии. Осенью 1888 группа основала «Русский социал-демократический союз»; в конце 1894 был создан «Союз русских социал-демократов за границей», редакция изданий которого принадлежала «Освобождению труда». Несмотря на огромные трудности группа имела связь с социал-демократическими организациями в России (Москва, Петербург, Киев, Харьков, Вильнюс, Рига, Минск, Одесса, Нижний Новгород и др.). Важнейший этап деятельности «Освобождения труда» (1901—03) протекал в рамках Заграничной лиги русской революционной социал-демократии, когда группа объединилась с ленинской «Искрой». Вначале это был период плодотворного сотрудничества Ленина и Плеханова, затем между ними выявились идейные разногласия, которые окончательно обострились после 2-го съезда РСДРП, что привело к расколу российской социал-демократии на большевиков и меньшевиков.

Ленин отмечал недостатки «Освобождения труда», которые он главным образом усматривал в том, что группа не была связана с рабочим движением, что у её членов отсутствовали конкретный анализ особенностей развития капитализма в России и признание вытекающих особых задач российской социал-демократии в борьбе за создание партии нового типа. Историческое значение деятельности группы Ленин видел в том, что она идейно, теоретически основала российскую социал-демократию и сделала первый шаг навстречу рабочему движению. Заслугой «Освобождения труда» и прежде всего Плеханова Ленин считал борьбу против народников, «экономистов», международного ревизионизма и анархизма, обоснование ею значения революционной теории в освободительном движении, то, что она раскрыла русским революционерам сущность научного социализма.

Г.В.ПЛЕХАНОВ

Сравнительно быстрое развитие капитализма в России и усиление рабочего движения, кризис народнической теории и практики, личный опыт деятельности среди рабочих, знакомство с историей западноевропейского рабочего движения и особенно глубокое изучение трудов К. Маркса и Ф. Энгельса вызвали переворот во взглядах Плеханова. Позже Плеханов напишет: «Революционная по своему внутреннему содержанию идея есть своего рода динамит, которого не заменят никакие взрывчатые вещества в мире. И пока наше движение будет происходить под знаменем отсталых или ошибочных теорий, оно будет иметь революционное значение лишь некоторыми, но далеко не всеми своими сторонами».

Он становится первым пропагандистом, теоретиком и блестящим популяризатором марксизма в России.

С 1900 года Плеханов принял участие в основании первой общероссийской марксистской газеты «Искра», вдохновителем и организатором которой был Ленин. Газета «Искра» и журнал «Заря», в редакцию которых входил Плеханов, стали сильнейшим оружием в борьбе за создание пролетарской партии в России. На втором съезде РСДРП (1903) Плеханов вместе с Лениным отстаивал принципы марксизма, боролся против так называемых оппортунистов. Но уже вскоре после 2-го съезда он перешёл на сторону меньшевизма.

С конца 1903г. Плеханов повёл борьбу против ленинизма, особенно по вопросам стратегии и тактики пролетариата и его большевистской партии. Плеханов провозглашал, что конечная цель социал-демократов состоит в коммунистической революции и полном освобождении труда от гнета капитала, которое может быть достигнуто путем перехода всех средств и предметов производства в общественную собственность. Но коммунистическая революция, на его взгляд, будет возможна лишь при участии в ней всех или по крайней мере нескольких цивилизованных обществ. Что касается России, то здесь трудящиеся массы находятся под двойным гнетом развивающегося капитализма и отживающего патриархального хозяйства и ближайшей целью рабочей партии, которую предстоит создать, является завоевание демократической конституции и осуществление ряда общедемократических преобразований.

Во время революции 1905-07г.г. в России Плеханов открыто выступал за союз с либеральной буржуазией, осуждал курс на вооружённое восстание, считал главной парламентскую форму борьбы.

Деятельность Плеханова и группы «Освобождение труда» трудно переоценить. Благодаря их усилиям русский марксизм стал реальностью. Плеханов был первым марксистом, который взялся за научную разработку истории русской общественной мысли, собрав и систематизировав по этому вопросу огромный материал. Он показал, что вся история русской революционной мысли - это попытки найти такую программу действия, которая обеспечила бы революционерам сочувствие и поддержку со стороны народных масс.

Сейчас задним числом к нему можно предъявить немало претензий и критиковать за тенденцию к догматизму и излишней идеологической жесткости, нетерпимость к инакомыслию, идеализацию рабочего класса, недооценку революционного потенциала крестьянства. Но большинство исследователей признают, что неизгладимый отпечаток на русский марксизм наложило то важное обстоятельство, что рождался он в борьбе с народничеством, часто воспроизводя - только, как бы в обратном отражении - его преувеличенные или односторонние трактовки общественных явлений в России.

Можно услышать и мнение о том, что Плеханов был слишком «послушным» учеником Маркса, безоговорочно принявшим для России ту схему общественного развития, которая отражала реалии Западной Европы. Наверное, во всем этом есть доля истины. И все же главное заключается в том, что в начале 80-х годов XIX века Плеханов, если пользоваться образами любимой им древнегреческой мифологии, нашел ту нить Ариадны, которая помогла русским революционерам выбраться из запутанного лабиринта, где, несмотря на весь их героизм, заблудились народники. Этой нитью стало учение Маркса, которое вскоре удалось соединить с могучим движением пролетариата. Таким образом, благодаря усилиям Плеханова и его товарищей общественная мысль России поднялась на принципиально новую ступень.

На работах Плеханова «учились марксизму» многие русские социал-демократы.

^ 3. Первые марксистские кружки:

В октябре 1883 г. в Петербурге образовалась марксистская группа болгарского революционера Димитра Благоева (впоследствии основателя Болгарской коммунистической партии). Она называлась «Петербургской группой партии русских социал-демократов». Группа установила связь с Плехановым. В Петербурге она создала 15 рабочих кружков, кассы взаимопомощи, библиотеки, кружки самообразования, распространяла издания марксистских работ группы «Освобождение труда», а также отпечатанные в своей подпольной типографии прокламации, выпустила два номера нелегальной социал-демократической газеты «Рабочий». После высылки в 1885 г. на родину властями Благоева и последовавших в 1887 г. арестов остальных участников группы она прекратила свое существование.


^ ДИМИТР БЛАГОЕВ

Благоев Димитр - первый пропагандист марксизма в Болгарии, основатель и руководитель Болгарской рабочей социал-демократической партии. В юности участвовал в национально-освободительной борьбе болгарского народа против турецкого ига. В 188185 г. г. в Петербургском университете сблизился с прогрессивным русским студенчеством, ознакомился с первым томом «Капитала» Маркса и другой социалистической литературой. В декабре 1883 Благоев организовал одну из первых в России социал-демократических групп. В марте 1885 Благоев был арестован и выслан в Болгарию. С июня 1885 издавал в Софии журнал «Съвременний показатель», пропагандировавший идеи научного социализма. В брошюре «Что такое социализм и имеет ли он почву у нас?» (1891 г.) Благоев изложил основные положения научного социализма и подверг критике взгляды группы народников-эмигрантов из России, считавших, что в Болгарии нет условий для социалистического движения.

^ В 1905 Б. перевёл на болгарский язык первый том «Капитала» (снабдив его предисловием) и ряд других трудов Маркса. В 1906 вышла в свет книга Благоева «Из истории социализма в Болгарии», имевшая большое значение для идейного укрепления классовой рабочей партии и теоретического обоснования её борьбы против оппортунизма. Эта книга положила начало болгарской марксистской историографии. Благоев восторженно встретил Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Благоеву принадлежит ряд исследований по вопросам марксистской философии, политической экономии, истории, эстетики и болгарской литературы.

С целью пропаганды марксизма среди петербургских рабочих в 1885 г. П.В. Точисским был организован кружок «Товарищество петербургских мастеровых». Кружок создал также кассу для оказания материальной помощи забастовщикам и ссыльным. В 1888 г. группа была раскрыта, однако удалось сохранить основное ее ядро и в 1889 г. создать новую организацию - «Социал-демократическое общество», которое возглавил студент петербургского Технологического института МИ. Бруснев. Через год организация Бруснева была раскрыта жандармами и прекратила свое существование.

В 1888 - 89 г.г. в Казани среди студентов были популярны марксистские кружки, созданные Н.Е.Федосеевым (с октября 1888 г. по май 1889 г. в один из них входил В. И. Ульянов).

Н.Е.ФЕДОСЕЕВ

^ Федосеев Николай Евграфович - один из первых пропагандистов марксизма в России. В 1889 г. был арестован, в 1890 г. заключён в петербургскую тюрьму «Кресты». В 1892 вёл революционную работу во Владимире, установил связь с марксистами других городов. В сентябре этого же года стал одним из руководителей стачки на фабрике Морозова в г. Никольское, за что вновь был арестован. Находясь во Владимирской тюрьме, вёл с Лениным, проживавшим в Самаре, переписку по вопросам марксизма. В 1893 г. сослан в Сольвычегодск, в 1895 г. в Восточную Сибирь. Покончил жизнь самоубийством.

Н.Е.Федосеев автор ряда работ, в которых с позиций марксизма проанализированы особенности экономического и политического развития России, вскрыта несостоятельность народнических взглядов. Проект программы пролетарской партии, написанный Федосеевым, впоследствии по многим позициям был одобрен Лениным. В частности - руководящая роль пролетариата в революционной борьбе с самодержавием; признание крестьянства главным союзником рабочего класса; отрицание индивидуального

террора как средства революционной борьбы.


В конце 80-х - начале 90-х годов в промышленных центрах России образовывались и другие группы, которые вели пропаганду марксизма среди рабочих. Большей частью они состояли из студентов, представителей интеллигенции, стремившихся приобщится к новому учению. И для них, и для рабочих, откликавшихся на развернувшуюся пропаганду, были привлекательны едкая критика капиталистических порядков, провозглашение пролетариата главным борцом с эксплуатацией, надежда на построение справедливого общества, притягательность революционных решений, обещающих быстрое избавление от проблем.

^ 4. В.И. Ульянов (Ленин) и марксизм:

Уже упоминавшийся Н.Е. Федосеев отчасти повлиял на приобщение к марксизму и будущего вождя большевиков В.И.Ульянова. Автор книги «Малознакомый Ленин» Н.В.Валентинов на основании ряда источников сообщает, что Ленин в беседе с Горьким во время их встречи на Капри в 1908 г. отзывался с величайшей похвалой об указателе книг Федосеева, когда-то попавшем ему в руки. В этом указателе были даны четкие рекомендации - что читать, на что обратить особое внимание. Таким образом, именно в Казани где-то накануне 1889 г. Ленин познакомился с первым томом «Капитала» К.Маркса.

вопросов справедливости,

По этому поводу Дмитрий Волкогонов заметил: «Можно представить, какое впечатление на вчерашнего недоучившегося студента с завышенными ожиданиями произвел этот труд своими цельностью и основательностью. Для Ульянова это могло быть озарением... Для молодого человека с радикальным мироощущением исторические дали и перспективы завораживали воображение, подводили, казалось, вплотную к решению вечных и «проклятых» свободы, равенства, ликвидации гнета и эксплуатации».

Ленин принимает марксизм бесповоротно, не подвергая сомнению социально-политическую концепцию Маркса, основанную в конечном счете на насилии, на силовом разрешении любых противоречий в интересах одного класса. Для него марксизм в первую очередь означал одно явление - революцию. Его мало интересовали ранние Маркс и Энгельс с их гуманистическими исканиями. Он был в упоении от стихии классовой борьбы. В итоге же Ленин отбирает из марксистской идеологии то, что укладывается в его представления о революции, о построении государства диктатуры пролетариата, и отсекает «лишнее».

У того же Д. Волкогонова читаем: «Маркс и Энгельс были теоретиками. Ленин их учение превратил в катехизис классовой борьбы. Как отмечал А.И.Куприн: «Для Ленина Маркс - непререкаем. Нет речи, где бы он не оперся на своего Мессию, как на неподвижный центр мироздания. Но, несомненно, если бы Маркс мог поглядеть оттуда на Ленина и на русский сектантский, азиатский большевизм, - он повторил бы свою знаменитую фразу: «Простите, месье, я не марксист».

Так марксизм ли победно шагал по России, благодаря деятельности Ленина и руководимой им партии? Что осталось от западного первоисточника в идеологии под названием «марксизм-ленинизм»? Эти вопросы активно обсуждались российскими историками в 90-е годы, продолжают будоражить историческую мысль они и сегодня.

Наиболее жесткий ответ на эти вопросы дает А. Авторханов, доказывая, что Маркс и российские большевики являются врагами и антиподами по своим основным взглядам на организацию общественной жизни страны. В своей статье «Духовные предтечи Ленина» он говорит о том, что большевизм в России ничего общего не имеет с марксизмом, что философия большевизма своими корнями восходит, в первую очередь, к российской почве, таким революционным деятелям, как Бакунин, Нечаев, Ткачев, Лавров, Чернышевский, с заимствованием многих раскритикованных Марксом положений у Бабефа и Бланки.

Его идеи развивает Г. Лисичкин, попытавшийся сравнить позиции большевиков и марксистов по нескольким кардинальным проблемам, и сделавший следующие выводы:

  1. Первое принципиальнейшее отличие марксизма от большевизма состоит в том, что марксизм на первое место ставит экономику, ее эффективность, а большевики - политику, стремление любой ценой добиться власти.

  2. Второе важнейшее отличие - разница в оценке способностей капитализма к обновлению и расширению. В своей работе «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916 г.) Ленин игнорирует вывод Энгельса о способности капитализма к самоусовершенствованию.

  3. Марксизм и большевизм подходят с диаметрально противоположных позиций к вопросу обобществления. Большевики вопреки предупреждениям Маркса и Энгельса обобществили не только то, что не дозрело до раннего капитализма, но и производство, которое находилось на уровне феодального общества (ремесло).

  4. Четвертое серьезное отличие - оценка роли насилия в жизни общества. «Насилие есть только средство, целью же является напротив - экономическая выгода...», «насилие не в состоянии делать деньги, а в лучшем случае может лишь отнимать
    сделанные деньги, да и от этого не бывает много толку...». Эти слова Энгельса звучат очень современно, подтверждая несостоятельность большевистского насилия над экономикой.

  5. Маркс и Энгельс утверждали, что социализм может утвердить себя только при условии его победы одновременно в нескольких наиболее экономически развитых странах. Большевики отвергли этот тезис и заверили мир в том, что социализм прекрасно можно построить в отдельно взятой стране, причем достаточно
    отсталой с точки зрения развития капитализма.

  6. Шестое, может быть, самое важное отличие марксизма от большевизма – высокий уровень аморальности большевиков, возведенной ими в принцип. Ленин на этот счет афористично сказал: в политике нет морали, а есть целесообразность. Это
    убеждение легло в основу морального разложения общества, которое большевики упорно осуществляли долгие десятилетия. В рамки марксизма никак не укладывается ни Павлик Морозов, ни подвиги жен и мужей, писавших доносы друг на друга и на ближних.

  7. Разница в позиции по национальному вопросу. Марксисты на этот счет высказывались весьма категорично: «Победоносный пролетариат не может никакому чужому народу навязывать никакого осчастливления, не подрывая этим своей собственной победы».

  8. Маркс и Энгельс усиленно подчеркивали гуманистическую природу нового, идущего на смену капитализму общества, где свобода личности, всестороннее развитие индивидуума станет условием свободы и развития всех членов общества. В том социализме, который строили большевики, личность
    рассматривалась как необходимая жертва, которая приносится на алтарь интересов государства, идентифицируется со всем обществом. Достаточно вспомнить слова Сталина, который отвел человеку роль «винтика» в громадном общественном механизме.

В таком «прочтении» марксизма роль В.И. Ленина как идеолога большевизма особенно велика.

Г. Лисичкин подводит следующий итог: «Маркс, как видим, был терпеливым эволюционистом, большевики - нетерпеливые революционеры, фанатики, авантюристы. Маркс и Энгельс не только предостерегали, но и предсказывали все главные последствия хозяйничанья большевиков-революционеров, если они когда-нибудь, где-нибудь придут к власти».

^ 5. Вывод: Причины распространения и роль марксизма

в развитии России:

Подводя черту в изучаемом вопросе, можно сделать следующие выводы. Во-первых, главную роль в распространении марксизма сыграла российская интеллигенция, искавшая замену народнической теории, уже не оправдывавшей себя. Но марксизм в России никогда не был однородным и монолитным. Одни видели в нем, в первую очередь, экономическую теорию, объясняющую причины кризисов экономики и пути их преодоления. Для других главным стало социально-политическое учение Маркса, исходившее из представлений о неизбежности классовой борьбы и революции.

Во многом распространение марксизма объяснялось ходом социально-экономических, политических процессов в России на рубеже веков, особенностями капиталистического развития. Не случайно новая теория стала привлекательной для пролетариата, откликнувшегося на предлагаемые революционные решения. Марксизм стал той теорией, которая лучше всех помогла обосновать требования рабочих.

В распространении марксизма среди студентов, по мнению исследователей, сыграл роль и фактор массовой психологии - марксизм был новой, в определенной степени модной теорией, притягательной для молодежной среды, склонной к максимализму и радикализму.

Новый этап в жизни марксизма на российской почве начался благодаря большевикам и их идеологу В.И. Ленину. Поскольку в работах Маркса и Энгельса описание будущего социалистического общества не представляло полной, точной, детальной картины, а было довольно фрагментарным, это позволяло Ленину «развивать» марксистскую теорию в зависимости от собственного понимания российских исторических реалий. Зачастую это приводило даже к серьезным противоречиям с первоисточником. Это дает возможность некоторым современным исследователям делать вывод о том, что новое общество в России было построено не благодаря, а вопреки идеям Маркса.

По этому поводу можно вспомнить Альбера Камю, который в «Бунтующем человеке» сказал следующее: «Наши сопоставления призваны лишь доказать, что учение Маркса, не будучи началом и концом человеческой мысли, как того хотелось бы современным разнузданным марксистам, представляется, напротив, выражением его человеческой натуры: Маркс был сначала чьим-то продолжателем, а потом чьим-то предшественником».


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Лисичкин Г.; К. Маркс - злейший враг большевиков, Полифакт;

  2. Рындина М.Н.; История экономических учений, М., 1983;

  3. Каратаев Н.; История экономических учений, М., 1961;

  4. Михалкин В.А.; История экономических учений. Курс лекций, М.; 1993;

  5. Полевой Ю.З.; Группа «Освобождение труда», Материалы предоставлены проектом
    Рубрикой © 2001 Russ Portal Company Ltd.; © «Большая Российская энциклопедия»; 2001
    год.

^ Плеханов Г.В.; Сочинения, т. 1-24, М. - Л., 1923-27;

Литературное наследие Г.В. Плеханова, сб. 1-8, М., 1934-40;

Группа «Освобождение труда», сб. 1-6, М. - Л., 1924-28;

Избранные философские произведения, т. 1-5, М., 1956-58;

Каталог библиотеки Г.В. Плеханова, в. 1-4, Л., 1965;

философско-литературное наследие Г.В. Плеханова, т. 1-3, М., 1973-74.

^ Ленин В.И.; Поли, собр. соч.. 5 изд., т. 1,с. 193-98; т. 4, с. 215—17, 254—59, 273;

т. 25, с. 95; т. 26, с. 343;

Плеханов Г.В.; Предисловие к первому тому первого издания Собр. соч. Соч., 3

изд., т. 1, М., [б. г.];

^ Плеханов Г.В.; О социальной демократии в России, Собр. соч. Соч., 3 изд., т. 9,

М., [б. г.];

Плеханов Г.В.; К тридцатилетию группы «Освобождение труда», Собр. соч..

Соч., 3 изд., т. 24, М. — Л., 1927;

Плеханов Г В.; Первые шаги социал-демократического движения в России, Собр.соч. Соч., 3 изд., т. 24, М. — Л., 1927;

История КПСС, т. 1, М.; 1964; гл. 2;

К. Маркс, Ф. Энгельс и революционная Россия. [Сб.]; М.; 1967; Полевой Ю.З.; Зарождение марксизма в России 1883—1894 гг.; М.; 1959;

Жуйков Г.; Группа «Освобождение труда»;; М.; 1962; S Группа «Освобождение труда», в кн.: История СССР. Указатель литературы за

1917—52гг.,т. 2, М., 1958, с. 149—51.

6. ^ Новчук М.Т., Суворов К.И.; Г.В. Плеханов; Материалы предоставлены проектом Рубрикой
© 2001 Russ Portal Company Ltd.; © «Большая Российская энциклопедия»; 2001 год.

К. Маркс, Ф. Энгельс и революционная Россия, М., 1967;

^ Ленин В.И., Поли, собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 1, с. 471-74);

Розенталь М., Вопросы эстетики Плеханова, М., 1939;

Фомина В.А., Философское наследие Г.В. Плеханова, М., 1956;

^ Сидоров М.И., Г.В. Плеханов и вопросы истории русской революционно-демократической мысли XIX в., М., 1957;

Митин М.Б.. Историческая роль Г.В. Плеханова в русском и международном рабочем движении, М., 1957;

Черкашин Д., Эстетические взгляды Г.В. Плеханова, Хар., 1959;

^ Новчук М.Т., Г.В. Плеханов и его труды по истории философии, М., 1960;

Чагин Б.А., Г.В. Плеханов и его роль в развитии марксистской философии, М. -Л., 1963;

^ Чагин Б.А., Курбатова И.Н., Плеханов, М., 1973.

7. Валев Л.Б.; Благоев Д.; Материалы предоставлены проектом Рубрикой © 2001 Russ Portal
Company Ltd.; © «Большая Российская энциклопедия»; 2001 год.

Благоев Д.; Съчинения, т. 1—20, С, 1957—64;

Кратки бележки из моя живот, [4 изд.]. С, 1960.

Димитров Г., За поворот в партии, в его кн.: Избр. произв., т. 1, М., 1957;

Димитров Г., Великий учитель и вождь, там же, т. 2, М., 1957;

Димитров Г., Политический отчет ЦК БРП (к) V съезду партии, там же; Кабакчиев X.,

«Летописи марксизма», 1934, кн. 1 (II), с. 31—57;

Христов X. и Васильев К., Димитр Благоев (биографический очерк), пер. с болг.,

М., 1958;

Лихачева Л.; Димитр Благоев (1856—1924). Биобиблиографический указатель. (К столетию со дня рождения), М., 1956:

Въпроси на марксическата теория въ трудовете на Димитър Благоев. Сборник статии, С, 1955;

Натан Ж.; Икономическите възгледи на Димитър Благоев, С, 1955.

  1. Зырянов П.Н.; Клокова Г.В.; Шестопалов А.П.; История России (1861 - 1917), Рабочее
    движение и социал-демократия; М., 1996;

  2. Дуганова В.М.; Н.Е. Федосеев; Материалы предоставлены проектом Рубрикой © 2001
    Russ Portal Company Ltd.; © «Большая Российская энциклопедия»; 2001 год.

^ Федосеев Н.Е.; Статьи и письма, М., 1958.

Ленин В.И.; Поли. собр. соч, 5 изд., см. Справочный том, ч. 2, с. 480;

Федосеев Н.Е. (Сб. воспоминаний), М. - Л., 1923;

Шаханов Н.П.; Н.Е. Федосеев. Пионер революционного марксизма в России, М., 1929;

^ Щепров СВ.; Выдающийся революционер Н.Е. Федосеев, М., 1958;

Валеев A.M.; Н.Е. Федосеев - один из первых марксистов в России, Казань, 1952;

Бланк А.С; Выдающийся революционер-марксист. Очерк о жизни и революционной деятельности Н.Е. Федосеева, [Вологда]. 1959;

Никифоров Г.П.; В.И. Ленин и Н.Е, Федосеев, Ярославль, 1969.

  1. Валентинов Н.В.; Малознакомый Ленин; М.; 1992 год.

  2. Волкогонов Д.; Ленин. Политический портрет. Книга I; M.; 1994 год.

  3. Мунчаев Ш.М.; Политическая история Российского государства; М.; 1998 год.

  4. Камю А.; Бунтующий человек; М.; 1990 год.



Приложение 1.

Схема "Причины распространения марксизма в России"








Скачать 229,51 Kb.
оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер229,51 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх