Товуу Сайзана Сергеевна Природа в традиционной картине мира тувинцев icon

Товуу Сайзана Сергеевна Природа в традиционной картине мира тувинцев


Смотрите также:
О. А. Довгополова (Одесса) Природа разграничения уровней отторжения в картине мира раннего...
Подольская александра сергеевна...
Горловое пение как целостное явление традиционной музыкальной культуры тувинцев...
Субстанциальность и метафоричность концепта «сердце» «ГУ» в языковой картине мира (на материале...
Фитонимическое пространство в языковой картине мира: словообразовательный и мотивационный...
Концепт «война» в языковой картине мира (сопоставительное исследование на материале английского...
Отражение менталитета в образной картине мира на лексическом уровне...
Взаимодействие культурных и этнопоэтических традиций в национальной картине мира бурятских...
Внутренний человек в русской языковой картине мира: образно-ассоциативный и прагмастилистический...
Лекция № языковая картина мира каждый естественный язык отражает определенный способ восприятия...
Этническая картина мира тувинцев в историческом контексте их социальной реальности...
Концепт “ wasser ” в немецкоязычной художественной картине мира в диахроническом и...



Загрузка...
скачать
Товуу Сайзана Сергеевна

Природа в традиционной картине мира тувинцев

Исторически сложившееся духовное, культурное наследие народов мира свидетельствует о многообразии их традиций, обычаев, верований и.т.д. В них отражается своеобразное познание мира, присущее каждому народу. Именно в познании мира складывается мировоззренческая основа бытия каждого человека, народа – мироощущение, мировосприятие, представление о мире. Все это выражается в понятии «картина мира» - целостной системы представлений о мире и о месте человека в нем. В научной литературе в этом же значении используются понятия «образ мира», «модель мира», «видение мира». Каждый человек по-своему воспринимает мир, для одного человека мир – это окружающая его среда, для другого – видение мира отражается в созданных им произведениях искусства и.т.д. Соответственно, у каждого народа свое национальное воззрение на мир. Этот феномен выражается в понятии «этническая картина мира». Этническая картина мира формируется исторически, выступает своебразной матрицей, где отражаются все аспекты жизнедеятельности: обычаи, обряды, ценности и идеалы повседневной жизни, обеспечивающие преемственность культуры.

Этническая картина мира тувинцев складывается под влиянием следующих условий: с одной стороны, тувинцы принадлежат к огромному тюркскому миру, с другой – тувинцы, живущие в центре Азии, исповедуют буддизм, и третья сторона, древнейшей религией тувинцев является шаманизм. Основу традиционной картины мира тувинцев составляют шаманские, буддийские представления о мире, а также представления народа о природе. Природа – это неотъемлемый компонент традиционной картины мира тувинцев. Наиболее точно определил природу как основополагающего фактора в «образе мира» Г.Гачев: «Первое, очевидное, что определяет лицо народа, - это Природа, среди которой он вырастает и совершает свою историю. Она – фактор постоянно действующий... Природа - это мистическая субстанция – При-Родина. Мать-земля своему Народу. Единство местной природы (Космоса), характера народа (Психея), склада мышления (Логос) и составляет национальную целостность». [4,с .27-34]

Тема природы Тувы привлекала многих исследователей. Природа в их исследованиях рассматривалась в различных аспектах: во-первых, с точки зрения ее географических характеристик. Уникальность, резкую контрастность природных условий отмечают такие исследователи как Потапов Л.П., Будегечи Т.Б., Сузукей В.Ю. и другие. Во-вторых, с точки зрения шаманского мировосприятия (Кенин-Лопсан М.Б., Дьяконова В.П., Вайнштейн С.И.). В-третьих, природа в фольклоре; Курбатский Н.Г.: «В фольклоре вся природа – в ее самом широком понимании – одухотворена, одушевлена, уподоблена человеку: вершина горы, верхушка дерева, верховье реки, а также начало года – это голова. Возвышенность – это спина. Русла, овраги, ветви – это руки. Корни деревьев – это жилы и кровеносные сосуды».[10,с.156]

Своеобразие исторического бытия, природного пространства и составляет устойчивую картину мира того или иного народа. Пространственно-временные пласты у каждого народа воспринимаются по-разному. Например, у кочевых народов пространство и время неразрывны, поскольку сам кочевой образ жизни требует смены места по времени. У земледельческих народов доминирует время. Вместе с тем, природное пространство формирует иные представления. Например, в русском образе мира представление о Руси как о березовой Руси, с обширными равнинами, формирует ощущение единого бесконечного пространства, национальную черту – общинность русского народа.

У тувинцев же образ природы всегда конкретизирован.

Во-первых, это связано с разнообразием природных условий Тувы. Тува окружена горными хребтами, на стыке степей Центральной Азии и сибирской Тайги. Необходимо отметить, что в каждом районе Тувы природные условия отличаются. В западных, центральных и южных районах преобладают горно-степные ландшафты, на севере и юго-востоке – горная тайга. Разнообразные природные условия и влияют на характер хозяйства, быта, жизненный уклад тувинцев.

Во-вторых, особая роль на формирование чувственного восприятия природы отводится шаманским представлениям, согласно которым, человек был частью природы. Все, что происходит с человеком, зависит от его действий. Интересно указать сравнение К.Фигуэйредо – о роли человека и природы в тувинском шаманском мировоззрении и древнегреческих мифах. Греческая концепция Немезиды, согласно которой природа есть образец, которому должен следовать человек как индивидуум и как член общества. Этот порядок он называет Космосом. Современная цивилизация, используя природу, нарушает ее, происходит дисбаланс между человеком и окружающей средой. Это нарушение порядка автор называет hubris. В это время появляется Немезида (бог), который наказывает за hubris и, сохраняя баланс, уравновешивает Космос. Какова причина дисбаланса? На этот вопрос К.Фигуэйредо дает следующий ответ: «В большом организме, называемом Космос, кто-то не выполнил свою роль, и результат есть наказание за вину. Можно сказать, что Космос мстит».[14,с. 92]

В тувинском же контексте все, что окружает человека одухотворенно, и если человек нарушил равновесие, не подчинился духам природы, то срабатывает принцип Немезиды. Духи понимаются как часть природы. И в греческой мифологии, и в тувинском шаманизме делается акцент на «возращении к природе!». В греческом мифе природа – это идеал, который ведет к гармонии, в тувинском шаманском мировоззрении человек – часть природы, который должен следовать ей. Наиболее точно выразила это отношение В.Сузукей: «Конкретное отношение человека к Природе – не противопоставление себя природе, не противоборство, покорение и преобразование ее, а осознание себя – частицей мироздания, космоса, познающего себя через окружающую природу, точнее, осознающего и воспринимающего себя только в гармонии с ней». [13, с.116]

Каким образом тувинец следует природе? В религиозных представлениях народа сложилась целая культовая система почитания природы. Почитание природы выражалось в совершении обрядов, молений, освящении тех или иных объектов природы. М.Кенин-Лопсан выделяет девять молений: «моление небу, моление танды (прим. авт. высокогорная тайга), моление огню, моление источнику, моление хам-ыяш (авт. букв. дерево-шаман), моление тел-ыяш (авт.обычно лиственница, ель, растущие от общего корня), моление оваа, моление каналу, моление кожээ (авт. каменные изваяния)». [9, с.122]

Здесь рассмотрим те моления, которые связаны только с культами природы.

Культ оваа. Оваа – это традиционное культовое сооружение, связанное с почитанием природы, также представлениями народа о существовании духов местности и духов предков, что у каждого объекта природы есть свой оберегающий дух (чер ээзи – дух-хозяин местности, земли; суг ээзи – дух-хозяин воды; даг ээзи – дух-хозяин горы и.т.д.). У тувинцев насчитывались четыре вида оваа: Буга дозузун оваазы – сооружался на том месте, откуда канал брал свое начало. Второй, самый распространенный – арт оваазы – располагался на горных перевалах. Третий – тайга оваазы (оваа в честь духов тайги), и четвертый – родовой оваа.

Оваа сооружался в двух формах: самая древняя форма сооружения оваа является куча камней. Вторая форма – оваа в виде конусообразных шалашей из нарезанных ветвей различных деревьев или нагроможденных камней, плит.

Места, где сооружались оваа считались священными, поэтому в честь хозяина-духа совершались обряды - моления оваа – «оваа дагыыр». Обряд «оваа дагыыр» обычно проводился летом, совершали в основном шаманы, но впоследствии с распространением буддизма в Туве обряд оваа дагыыр совершали и ламы. На эти моления собирались либо жители той или иной местности, либо близкие родственники, то есть моления на оваа носили родовой, территориальный и административный характер.

С четырех сторон оваа совершался обряд – «сан салыр» (обряд окуривания, жгли можжевельник – артыш кысыр), вешали на ветку кустарника – чалама (чалама-лента воспринималась как своеобразное жертвоприношение), брызгали свежезаваренный чай или молоко, угощали духов молочной едой, в честь праздника «оваа дагыыр» устраивали различные состязания. Старший из присутствующих или шаман просил у духов-помощников благополучия, расцветания, это все выражалось в алгышах (шаманских песнопениях). Все последующие культы связаны с культом оваа.

Культ гор. «Гора (скала, пещера) – аналог материнского лона, некий плодоносящий, жизнетворный центр, источник рода и одновременно и могила сородичей, жилище и могила богатырей. Внутри горы пребывают души, кони, одежда, сокровища. Позднее производительные силы горы стали ассоциироваться с мужским началом».[ 10,с.152]

В честь духов гор также сооружались оваа в основном на самой вершине горы, на горных перевалах.

По тувинским представлениям, путник, переваливающий гору, всегда должен был останавливаться около оваа, преподнести угощения, положить на оваа камень, вешать чалама, просить у духов-хозяев гор, чтобы путь-дорога была белой, удачной.

Кроме этих поклонений, тувинцы совершали сложный обряд – посвящения духам гор ыдыков. «Ыдык» букв. священный, ыдыками называли тех или иных животных, у тувинцев прежде всего ыдыками считались бык, в отдельных районах лошадь (как у алтайцев и хакасов). Основной целью посвящения ыдыков было прежде всего сохранение и благополучие стада. Вкратце обряд посвящения заключался в следующем: быка-ыдыка обводили трижды вокруг оваа, обкуривали можжевельником, мыли аржааном (источником) по направлению от головы к хвосту. Рога и ноги быка мазали топленым маслом, привязывали ленты к его ошейнику и отпускали в стадо с тем, чтобы священный бык оберегал стадо, помогал плодиться.

Итак, горы считались местом обитания духов и признавались священными, назывались ыдык-даг (букв.священная гора).

Культ источников, воды

Тувинцы верили в существование в духов-хозяев воды (суг ээлери). На берегах больших рек, возле переправы сооружались оваа. У тувинцев сохранились верования: нельзя осквернять, загрязнять воду – к болезни; нельзя рубить деревья вблизи реки, громко кричать, рыть оросительные канавы – это все связано с тем, что нельзя беспокоить духа воды. Особо тувинцами почитались истоки рек и источники – аржаан суг (целебная минеральная вода). Приехав к источнику, обращались к хозяину аржаана помочь избавить от болезней, после молитвы совершали обряд «сан салыр», на сооруженную вблизи источника оваа вешали чалама. Совершали обряд почитания рек также в случае высыхания реки или источник воды становился объектом почитания рода.

Культ хам-ыяш (букв. дерево-шаман)

Почитание источника объединялось с почитанием отдельных деревьев, растущих вблизи родников или истоков речек. Это относится к деревьям с необычной формой ствола или густым вплетением ветвей, которые называли «хам ыяш». Под «хам ыяш» понимают любое дерево необычной формы, лиственница, кедр, реже ель и сосна. Согласно поверьям эти деревья считались священными, так как в них обитали духи. М.Кенин-Лопсан отмечает, что «хам-ыяш» - это общее название, тувинцы издревле поклонялись шаманскому дереву - хам-дыт (лиственнице необычной формы), а разные деревья, растущие от общего корня – это «тел ыяш». [9, с. 106] На хам ыяш вывешивали чалама, молились для испрашивания благополучия рода.

Культ танды

Танды - это высокогорная тайга. Тайга, по представлениям тувинцев, - это священное место. Тайга также имеет своего хозяина. Чтобы охота была удачной, охотник сначала совершал «обряд» поклонения огню. Встретив нескольких зверей, добывали одного, самок старались вообще не убивать. Также поклоняются тайге, сооружая культовые оваа. Для сооружения оваа выбирают самую высокую точку горы.

В представлениях тувинцев о природе особое место занимали животные: «Природные существа – носители порождающего, плодородного начала, старшие родственники человека, основатели родов, тотемы…Тотемы-животные – это, прежде всего, медведь и др.». [10, с.159]

Действительно, медведь особо почитался тувинцами. Во-первых, по преданиям – тувинец произошел от медведя – адыг, отсюда и происхождение родового названия - «адыг-тюлюш», появление названий мест – «адыглыг-ой». До настоящего времени не принято произносить слово «адыг», а употребляются другие названия, например: мажаалай (тихий), хайыракан (небесное чудовище), чер кулактыг (существо с земными ушами) и.т.д. Особенно почитается медведь с белой шеей, который считается владыкой данной местности. Во время охоты произносят молитву об удаче, обращенную к медведю – духу местности. Встреча со священными обитателями тайги – медведем или маралом считается для охотника хорошим предзнаменованием. Перед началом охоты на марала обязательно проводили обряд сан, так как этот зверь считался любимым зверем хозяина Вселенной; не убивали грифа (тас), считали ее небесной птицей, то есть живущей на небе; лебедя считали священной птицей, обладающей красивым голосом. [6, с. 288]

В мировоззрении тувинцев человек особо относился к домашним животным. Домашний скот разделяли на два вида: первый вид - соок тыныштыг мал (скот с холодным дыханием) – это коза и корова; второй вид – изиг тыныштыг мал (скот с горячим дыханием) – это овцы и лошадь. Большое почтение уделялось лошади, как верному другу и лучшему помощнику, и как скот с горячим дыханием, считалось, предохраняют юрту, остальной скот от невзгод.

Из всего этого мы видим, что в традиционной картине мира тувинцев природа выступает как источник жизни, природа eсть некое связующее звено между микрокосмом и макрокосмом. Человек следует природе, выражает свое отношение через обряды и обычаи. Оберегая и почитая её, тем самым он становится частью природы. Природа формирует человека, а человек в соответствии с полученными образцами строит свою целостную картину мира. В этой связи с живым космосом степей, гор, рек, лесов формируется кочевая картина мира тувинцев.


Литература


  1. Вайнштейн С.И. Историческая этнография тувинцев (проблемы кочевого хозяйства). – М., 1988.С.6.

  2. Вайнштейн С.И. Тувинское шаманство. - М.,1964.

  3. Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы. – М., 1961.

  4. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Лекции. - СПб., 1994.

  5. Дамдынчап В.М. Соотношение мифологического и правого сознания в традиционной картине мира тувинцев//Актуальные проблемы истории и культуры Саяно-Алтая. Вып.№5, 2004.

  6. Дьяконова В.П. Религиозные представления алтайцев и тувинцев о природе и человеке // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX – начало XX в.). – Л., 1976.

  7. Дьяконова В.П. Ламаизм и его влияние на мировоззрение и религиозные культы тувинцев // Христианство и ламаизм у коренного населения. - Л., 1979.

  8. Кенин-Лопсан М.Б. Магия тувинских шаманов.-Кызыл,1993.

  9. Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная этика тувинцев.- Кызыл.: «Новости Тувы», - Кызыл, 1994.- На тувинском языке.

  10. Курбатский Н.Г. Тувинцы в своем фольклоре (историко-этнографические аспекты тувинского фольклора). – Кызыл.2001.

  11. Монгуш М.В. История буддизма в Туве (вторая половина VI-конец XX в.) – Н.: Наука, 2001.

  12. Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. – Л., 1969.

  13. Сузукей В.Ю. О музыкальном наследии кочевников Центральной Азии// Ученые записки ТИГИ. Вып.XIX.2002.

  14. Фигуэйредо К. Человек и природа (сравн. исследования тувинского шаманского мировоззрения и греческих мифов) // Ученые записки ТИГИ. Вып.XIX.2002.







Скачать 97,64 Kb.
оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер97,64 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх