Задачи исследования: 1 исследовать историю развития чувашского национального костюма; 2 проанализировать смысловое содержание элементов чувашской вышивки, как основного вида украшения чувашского костюма icon

Задачи исследования: 1 исследовать историю развития чувашского национального костюма; 2 проанализировать смысловое содержание элементов чувашской вышивки, как основного вида украшения чувашского костюма


5 чел. помогло.
Смотрите также:
Положение о чувашской диалектологической лаборатории кафедры чувашского языка Чувашского...
А. Н. Павлова Реконструкция элементов костюма волжских финнов по археолого-этнографическим...
«Историко-мифологические и фольклорные традиции русского костюма»...
Проект «Википедия» как средство распространения чувашского языка и чувашской культуры в сети...
Историко-этнографическое исследование...
1. Основные черты русского народного костюма...
Приказ от 09 апреля 2012 года №81 о г. Чебоксары Опроведении недели чувашского языка...
Сценарий викторины «Народное творчество Чувашии»...
Методические рекомендации к занятиям по дисциплине «История костюма» Составитель...
Лики, присудить гранты Президента Чувашской Республики для поддержки инновационных проектов в...
Учебно-методический комплекс по истории и культуре чувашии перечень тем контрольных работ...
Влияние инновационных технологий и материалов на формирование модных тенденций в развитии...



Загрузка...
скачать
Тезисы.

  1. Актуальность своей работы мы видим в том, что, во-первых, народный костюм неотъемлемая часть национальной культуры, а разговор о нем актуален до тех пор, пока в людях осталась тяга к красоте; во-вторых, сегодня правительство Чувашской Республики ведёт активную культурную политику, направленную на возрождение и сохранение самобытности национальной культуры, национальных традиций чувашского народного искусства.

  2. Цель исследования: Постичь искусство чувашского народа, его мудрость, характер, уклад жизни, многовековую историю посредством глубокого исследования чувашского национального костюма, прослеживая историю его развития от древности до современности.

  3. Задачи исследования:

1) исследовать историю развития чувашского национального костюма;

2) проанализировать смысловое содержание элементов чувашской вышивки, как основного вида украшения чувашского костюма;

3) рассмотреть связь старинного чувашского костюма с современной молодежной модой.

  1. Научная новизна исследования:

Преимущество нашего исследования заключается в том, что мы пытаемся определить тенденции использования основных мотивов чувашского национального костюма в современной молодёжной моде. Также в работе идет попытка систематизации всех исследований в области чувашского национального костюма в одной отдельно взятой работе, так как именно такой системы, долгое время не хватало в знаниях об особенностях чувашского национального костюма.

  1. Основная часть представляет три главы, в которых соответственно рассмотрены: история, символика костюма и его формирование в современной моде.

  2. Изучив все тонкости чувашского костюма, мы пришли к следующим выводам:

1. Чувашский костюм прошел в своем развитии долгий путь. Он тесно связан с происхождением, историей народа. И в течение всей истории развития восхищал своей красотой, богатством, органичностью.

2. Настоящая вышивка хороша везде, она вполне может быть успешным брендом Чувашии и в современной жизни. Вышивка является не только украшением костюма, но и несет богатую смысловую нагрузку.

3. Чувашский народный костюм не ушел в прошлое. В начале третьего тысячелетия он продолжает развиваться, вызывая особый интерес в обществе, у художников, народных мастеров, исследователей, культурологов и модельеров. Вячеслав Зайцев говорил: «Я уже сорок лет в модельном искусстве, постоянно работаю с народным костюмом и не перестаю восхищаться его красотой. Поразительно, как ваш чувашский костюм тесно связан с природой, органично сочетается с ней и живет в ней. Обращаясь к богатейшему наследию предков и живой природе, мы ищем у них поддержки».

и етическом ых уровнях: лексическом, синтоксическом, ритмическом таксической, ритмической, фонетичской ляет переводить знани


Введение


«При изготовлении костюма человек как бы воссоздавал большой мир, а при вышивании узоров оживлял его».1

В.В. Николаев


Народный костюм – это яркий феномен чувашской национальной культуры. Он символизирует грандиозный путь древний культурной традиции, созданной и выстраданной чувашским народом, который прошел через невероятные по драматизму испытания. Он отражает художественно-эстетические вкусы чувашского этноса, его философские и нравственные представления, самобытное понимание мироздания и взаимосвязь человека с окружающей природой. Народный костюм вызывает в каждом человеке волнующие чувства красоты и прикосновения к вечности. Образ девушки в орнаментированной рубахе и нарядном главном уборе тухъя прочно вошел в наше сознание как символ Чувашии.


Актуальность исследования:

Актуальность своей работы мы видим в том, что, во-первых, народный костюм неотъемлемая часть национальной культуры, а разговор о нем актуален до тех пор, пока в людях осталась тяга к красоте; во-вторых, сегодня правительство Чувашской Республики ведёт активную культурную политику, направленную на возрождение и сохранение самобытности национальной культуры, национальных традиций чувашского народного искусства.


Цель исследования:

Постичь искусство чувашского народа, его мудрость, характер, уклад жизни, многовековую историю посредством глубокого исследования чувашского национального костюма, прослеживая историю его развития от древности до современности.


Задачи исследования:

1) исследовать историю развития чувашского национального костюма;

2) проанализировать смысловое содержание элементов чувашской вышивки, как основного вида украшения чувашского костюма;

3) рассмотреть связь старинного чувашского костюма с современной жизни.


Предмет и объект исследования:

Объектом нашего исследования является чувашский национальный костюм, а предметом будет служить его историческая ценность и культурное развитие от древности до наших дней.


Методы исследования:

В работе нами были использованы следующие методы: исторический (при изучении истории развития чувашского костюма), сопоставительный.


Практическая ценность исследования:

Наша работа предполагает широкий спектр практического применения в дальнейших исследованиях чувашского национального костюма, а также на уроках чувашского языка и культуры родного края.


Научная новизна исследования:

Преимущество нашего исследования заключается в том, что мы пытаемся определить тенденции использования основных мотивов чувашского национального костюма в современной молодёжной моде. Также в работе идет попытка систематизации всех исследований в области чувашского национального костюма в одной отдельно взятой работе, так как именно такой системы, долгое время не хватало в знаниях об особенностях чувашского национального костюма.

Степень изученности темы:

О чувашском национальном костюме писали многие. Так об истории чувашского национального костюма в книге «Чувашский костюм. От древности до современности» писали в соавторстве В.В. Николаев, В.П. Иванов, Ю.Т. Михайлов. Свои труды чувашскому национальному костюму посвятили Э.Д. Меджитова, А.А. Трофимов, изложенные в книге «Чувашское народное искусство». Все эти обстоятельства свидетельствуют о неподдельном и нарастающем интересе со стороны научного общества к чувашской народной культуре и чувашскому национальному костюму в частности


^ Глава I. История развития чувашского национального костюма


Исследователями не однократно отмечалась взаимосвязь костюмов и орнаментов чувашей и дунайских болгар, живших в северо-восточной части современной Болгарии. Придунайские болгары раннего периода, предки которых родственны чувашам, носили высокие конические шапки с перьями, кафтаны и рубахи ниже колен, штаны и не высокие сапоги. Их традиционный мужской кафтан имел длинные полы и откидные рукава с вырезом для рук, т. е. был аналогичен старинному чувашскому.

Важной частью болгарского костюма были пояса с подвесками. Болгары переняли у местных угро-финнов некоторые поясные принадлежности, но выполняли их более совершенными, в виде ювелирных изделий.

В XIV-XVI веках предки современных чувашей вели сравнительно замкнутый образ жизни, пытаясь сохранить культуру волжско-болгарской цивилизации. Многое было утрачено, но дошедшие до нас памятники народного искусства свидетельствуют о величии и красоте этого наследия. Падение Волжской Болгарии привело к натурализации хозяйства чувашей. Обработка кожи, изготовление и орнаментация одежды, украшений стало ремеслом, тесно связанным с домашним, деревенским укладом жизни. Почти прекратилась городская ремесленно-художественная деятельность. Официальный костюм высших классов исчез, но его уцелевшие формы, перейдя к духовным вождям, а затем и в крестьянские слои, стали восприниматься как торжественная, ритуальная одежда.

Традиции металлообработки постепенно угасали, из украшений исчезали металлические элементы, заменяясь вышивкой нитками и ограниченным количеством «привнесенных» средств: раковинами, бусами, бисером, тесьмой. Они передавались из поколения в поколение, из рук в руки, в том числе в виде узоров, которые наносились на костюм. На небольшом куске холста могли вышиваться уникальные узоры, символизирующие целую Вселенную.

В послеболгарский период сформировалась чувашская народность, выявились признаки ее этнографических групп и сложились основные виды народного искусства. В Тигашевском могильнике были обнаружены остатки шапочки из ткани, орнаментированной плоской золотой нитью (битью). Налобная часть была украшена двумя равнобедренными треугольниками, а на макушке располагался символ Солнца - золоченый крест на светло-голубом фоне. Данная находка близка к тухье средненизовых чувашей.

XVIII век считается временем расцвета чувашского костюма и орнамента. Костюм достиг высот гармоничного художественного ансамбля. XVIII столетие является примечательным для развития чувашского костюма еще и потому, что в этот период активно расширялась зона расселения чувашей, они начали активно осваивать «новые земли» в южном и восточном направлениях - далеко за пределами Чувашского края. Участились их контакты с другими этносами, но это на чувашском костюме не сказывалось.

В первой половине XVIII столетия костюм выполнялся из материалов домашнего приготовления. Строгая и изящная расцветка вышивок достигалась природными красителями. Вместе с тем приобретались шелковые нити, различная мелочь (бисер, бусы, раковины, мелкие металлические изделия). По мере появления в обороте серебряных монет чуваши начали использовать их в украшениях и головных уборах. Со временем зажиточные чуваши стали приобретать «синее» и «немецкое» сукно, хлопчатобумажные ткани типа кумача и «китайки», но их применяли ограниченно, лишь для отделки и шитья престижной верхней одежды.

В XVIII-XIX веках костюм был един в своих основных формах, декоре и терминологии: он состоял из рубах кĕпе, «на которую накладывался своеобразный верхний слой» разнообразных украшений и вышитых принадлежностей.

В XVII-XIX веках множество чувашей в силу различных причин, прежде всего – из-за малоземелья и не желания принимать христианство – переселилось на «новые земли» Поволжья и Приуралья, значительно расширив зону проживания этноса.

В связи с тем, что поселение чувашей в другие края шло постепенно, этнокультурный облик каждой группы складывался своеобразным путем. Вне чувашского края они по-прежнему сохранили генетическое единство: духовную культуру и прочие традиции народного костюма.

Народный костюм – подлинный памятник древней чувашской культуры – сохранялся в различных губерниях России до начала XX века, и помогала воспроизводству в новых поколениях этнического самосознания, «чувашского духа». Со временем на разных территориях развивались новые формы костюма и более отчетливо выступали местные черты, что придавала чувашскому населению каждого региона неповторимое лицо.

(Чтобы подробно рассмотреть изменение чувашского костюма, мы предлагаем ознакомиться с приложением 1-7)


^ Глава II. Символика чувашского костюма


«Чуваши мастерски вышивают по счету шелком свои рубашки и такими трудными узорами, что даже дама, мастерица шитья по канве, полюбуется их работой»

А.А.Фукс2

Другим родом художественно-промышленной деятельности, интересуемей нами, в котором развернулись художественные силы женской половины чувашского народа, является украшение одежды вышивками.

Национальное своеобразие чувашской вышивки заключается в широком использовании геометрического орнамента, а также в особой декоративности, развитие которой было связано с назначением оберегать от злых духов, а затем стало украшать его одежду. Основные цвета вышивки – все оттенки красного – от темно-бордового до розово-красного и черный (часто все узоры обводились вышивкой черными нитками). Чувашскую вышивку чаще выполняли на белом фоне. Мастерицы красили пряжу сами. Применяли разнообразные красители – растительные (плоды, цветы, листья, стебли, корни растений, кора деревьев), минеральные (зола, сажа, глина), а также птичий помет, желчь и т.д.

Огромный опыт народных мастериц, передаваемый из поколения в поколение, создал очень высокую технику исполнения. Имея некоторое сходство в приёмах шитья, в мотивах орнамента, в колорите с вышивкой других народов Поволжья, чувашская вышивка, тем не менее, выделяется изумительной филигранностью, ибо выполняется по счету ниток. Наиболее часто употреблялись такие типы швов, как роспись, косой стежок, гладь, тамбур. Рассмотрим каждый из них:

Роспись являлась двусторонним швом. Она применялась при вышивании масмаков, сурпанов, наплечной вышивки хулçи, окаймлении узоров нагрудной вышивки на женской рубашке анат енчи кěскě и поясного наряда сарă и т. д.

Косой стежок (хантăс) представлял собой косые полоски, вышитые параллельно друг другу. Он использовался при оформлении кěскě, вышивке поясных подвесок, масмаков.

Гладьевым швом сплошь покрывалась поверхность вышиваемого участка ткани. При этом каждая вышитая нитка состояла из стеж­ков, подобных росписи. Шов был двусторонним, имел различ­ные формы, в том числе квадратики (чăрмалла), кирпичики (паклава), ромбики. Они встречались особенно на сурпанах, сарă, свадеб­ных платках, покрывале невесты.

Тамбурный шов применялся в расшивке фартуков, верх­ней одежды, для окаймления масмаков, сарă, хулçи, концов сурпана.

Узоры на ткани можно не только вышивать, но и ткать. Одновременно, когда на ткацком станке изготавливали ткань, мастерицы из цветных ниток ткали узоры. Так, например, украшали концы полотенец.

В своей книге «Чувашская вышивка» Евгения Жачева описывает 31 шов и 36 их разновидностей. «Все же невозможно утверждать, что выявлены абсолютно все швы, ведь каждая вышивальщица имела свой неповторимый почерк, разрабатывала свои примеры».3

Характерно для чувашской вышивки тонкое сочетание «плотных» и «редких» швов. Этим достигается не только особая декоративность, но и своеобразный ритм, создавая постепенные переходы от сочных цветовых акцентов украшений к белому полю рубашки.

Поразительна устойчивость техники, в которой выполнялись определенных частей одежды, традиционность размещения вышитых орнаментов. Всё здесь тонко продуманно, да и не удивительно, ибо, как писал В.В. Стасов, «каждая черточка тут имеет своё значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений»4. Рассмотрим манеру вышивания каждой части одежды с точки зрения, используемой символики:

Женские рубашки отличались богатой орнаментаций нагрудной части. Её украшали узоры сунтăх и кĕскĕ. Розетки кĕскĕ состояли из наложенных друг на друга спицеобразных фигур. Они вышивались попарно по обеим сторонам грудного разреза женской рубашки. По стилю исполнения кĕскĕ носит легкий, ажурный характер. Древнее смысловое значение связано с символом солнца. Узоры сунтăх имели форму ромба. Среди них большой интерес представляет сложный орнамент, имеющий асимметричную композицию, которая встречается только в вышивке рубашек замужней женщины. Орнамент сунтăх также является символом светил, небесного огня, небосвода, гор и древа жизни.

Природный дар и умение чувашских народных мастериц широко раскрылись в украшении набедренников – яркăч. Носили их как в праздничные дни, так и будни. Для исполнения узоров применяли шелковые и шерстяные нитки. Вышивка односторонняя, широко использовалась нашивка. Длинная бахрома, коричневого или синего цвета, обогащала яркăч, а при движении, играя на белом фоне рубашки, оживляла весь костюм женщины. Древнее смысловое значение узоров было связано с представлением о модели мира.

Узоры старинного мужского халата шупăр, размещаемые вокруг грудного разреза, на плечах, на груди, на спине, на рукавах, на подоле, подчинялись, как и на женской рубашке, единому композиционному строю. Но их орнаментальные мотивы почти не повторяли узоров женских одеяний. Шупăр вышивался односторонним швом по счету ниток. Фигуры орнамента напоминают изображения коней, растений, человеческих рук, которые часто сопровождаются символами «пахотной земли». Одной из особенностей украшения халатов являются также обилие в них знаков «огня», меандрообразных фигур, выполненных шелковыми нашивками.

Все своё умение, все свое мастерство вышивальщицы-девушки вкладывали в исполнение платка жениха – ςулăк. Девушка дарила платок жениху в день сватовства, выражая своё согласие выйти замуж, а также демонстрируя своё мастерство. Сложенный углом платок жених носил на шее до свадьбы. Орнамент вышивался двусторонним узором, украшался шелковой нашивкой и бахромой. Часто по углам четырёхугольной композиции помещались розетки кĕскĕ, обведенные нитками черного цвета. Благодаря этому приему орнамент на белом фоне домотканого холста приобретает четкость очертаний, выпуклость и смотрелся как причудливая мозаика.


^ Глава IV. Чувашский костюм в современной жизни


Уходило и терялось многое. Но чувашский костюм продолжает жить, несмотря на все трудности, перипетии судьбы. В третьем тысячелетии самой большой проблемой является разрыв связи поколений, воспитание вне культурно-исторических традиций. Это отразилось и в чувашском костюме. Сейчас женщины уже не умеют ткать холсты, выкраивать и шить традиционную одежду, и тем более, утрачиваются традиции вышивания одежды, на освоение которых уходило несколько лет. Но силы традиции была велика, и в жизни народа оставались традиционными праздники, на которых полагалось быть в национальных одеждах. Тогда чувашские девушки стали возрождать технику шитья национального костюма, но мастерицы столкнулись с проблемой - они не умели вышивать узоры своих прабабушек из-за потери связи поколений. Но чувашский костюм нуждался в вышивке, и в связи с этим мастерицы копировали элементы вышивки других народов. Наибольшей популярностью пользовались элементы русской вышивки в виде цветного орнамента, так как его легче исполнить.

Получается, что в середине XX века у большей части чувашей изменился сам вид национального костюма. Его уже не украшали сложные вышивки, несущие в себе смысловое содержание, которое передавалось на протяжении тысячелетий нашими предками друг другу. Теперь же основным украшением чувашского костюма является вышивка, заимствованная у русских, а именно цветочный орнамент. Но все же чувашский костюм в XX веке сохранился, также и сохранился и его стиль. И по современному костюму можно отличить этнографические различия чувашского народа. Например, у верховых чуваш сохраняется скромность стиля, изысканность в оформлении костюма. Узоры являются мелкими, неброскими, сдержанные по цветовой гамме. Под влиянием моды других соседних народов чуваши в своем костюме в XX веке используют кружева, как домашнего, так и фабричного изготовления. Кружева используются на рукавах, на подоле. Использованием кружева в костюме особенно отличались верховые чуваши. Но приходит время, и даже этот измененный костюм перестает быть повседневной одеждой для чуваш. Сейчас чувашский костюм одевают только на свадебные церемонии. Вполне естественно, что в XXI веке не будут носить чувашский костюм повседневной жизни. Но отрадно то, что в современной моде отражаются элементы чувашского костюма.


Наблюдая за современной модой, мы все больше и больше понимаем то, что время от времени мода возвращается к тенденциям прошлых лет. Поэтому мы решили разобраться, какие сходства прослеживаются между старинным чувашским костюмом и современной молодежной модой. Изучив литературу и узнав тонкости костюма, мы обнаружили такие сходства:

В древности у всех этнографических групп чувашей были вышиты из белой ткани кĕпе. Они обязательно носились с поясом. Рубахи по фасону принадлежали к древнему виду – туникообразному покрою. Чуваши пояс завязывали ниже талии, на бедрах. В наше время модно носить платья туникообразного покроя разных цветов и завязывать пояс. В платье рубашечного покроя из натуральных материалов современная девушка везде выглядит супер актуально: в театре, в офисе, на отдыхе. Как и прежде, удобно носить льняные платья-рубашки.

В XX веке у всех групп чувашей на платьях появились оборки. Сегодня невозможно представить нашу жизнь без платьев и юбок, отделенных кружевами. Также девушки любят носить вязаные шапочки, по форме напоминающие девичий головной убор - тухья.

Сурпан, покрывало в форме полотенца, являлся основной и постоянной частью головного убора замужней женщины. Такой сурпан в наше время напоминает длинный шарф (палантины). Старинный костюм не обходился без украшений. В комплекс украшений, выполненных в технике шитья бисером и серебряными монетами, а также из драгоценных материалов и камней, входят головные уборы, нагрудные и шейные наряды, браслеты, кольца и т.д. В наше время актуальны изысканные аксессуары в современной моде.

Для того чтобы сурпан держался на голове, чуваши верховой группы закрепляли его узким, сплошь вышитым масмаком. Сегодня модно носить налобные повязки разного цвета и ширины, с вышивкой или без нее.

Таким образом, в современную молодежную моду входят предметы одежды, которые выражают связь сегодняшнего дня с прошлыми временами.

Выводы


Изучив все тонкости чувашского костюма, мы пришли к следующим выводам:

1. Чувашский костюм прошел в своем развитии долгий путь. Он тесно связан с происхождением, историей народа. И в течение всей истории развития восхищал своей красотой, богатством, органичностью.

2. Настоящая вышивка хороша везде, она вполне может быть успешным брендом Чувашии и в современной жизни. Вышивка является не только украшением костюма, но и несет богатую смысловую нагрузку.

3. Чувашский народный костюм не ушел в прошлое. В начале третьего тысячелетия он продолжает развиваться, вызывая особый интерес в обществе, у художников, народных мастеров, исследователей, культурологов и модельеров. Вячеслав Зайцев говорил: «Я уже сорок лет в модельном искусстве, постоянно работаю с народным костюмом и не перестаю восхищаться его красотой. Поразительно, как ваш чувашский костюм тесно связан с природой, органично сочетается с ней и живет в ней. Обращаясь к богатейшему наследию предков и живой природе, мы ищем у них поддержки».





1 Енькка Е. Родной Край. Чебоксары. 2004. С.118

2 Енькка Е. Родной Край. Чебоксары. 2004. С.119

3 Жачева Е.Н. Чувашская вышивка. Чебоксары: Чувашское книжное издательство. 2006. С.12

4 Там же. С.73






Скачать 150,65 Kb.
оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер150,65 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  2
не очень плохо
  1
отлично
  9
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх