Тематическое планирование элективного курса Занятие №1 icon

Тематическое планирование элективного курса Занятие №1


Смотрите также:
Тематическое планирование элективного курса п...
Программа элективного курса «Друзья мои, прекрасен наш союз!»...
Тематическое планирование элективного курса «Человек в истории»...
Тематическое планирование элективного курса «Проектная деятельность в ЛогоМирах» для 6- го класс...
Тематическое планирование учебного материала по географии курса «Экономическая и социальная...
Программа и тематическое планирование элективного курса по обществознанию для 8 9 класса на 2007...
Тематическое планирование курса биологии для 8 класс...
Тематическое планирование курса биологии для 8 класс...
Тематическое занятие «В гостях у Солнышка» (доставлять детям радость...
Музыкальное тематическое занятие "В гостях у Солнышка"...
Учебно-тематическое планирование элективного курса «страноведение...
Календарно- тематическое планирование предпрофильного элективного курса в 9 классе «Школа...





Тематическое планирование элективного курса

Занятие № 1

Древние славяне. Эволюция верований древних

Понятие о древних славянах. Источники изучения древних славян, Группы древних славян. Родственные признаки славянских племен. Расселение древних славян. Две теории эволюции верований древних. Язычество как система религиозных воззрений, как попытка вписать человека в окружающий мир. Дуализм славянских верований. Славянский триглав. Стихотворения А. Блока « Гамаюн, птица вещая», « Птицы Сирин и Алконост». Авторское восприятие мифологических персонажей. Образы - символы. Тема прошлого и будущего России в стихотворениях Блока. Образ Царского лиственя в повести В. П. Распутина: отражение мифологических представлений

Домашнее задание: сделайте сравнительный анализ статей А. А. Блока « Дама розовой калитки и муравьиный царь» и В. И. Даля « О повериях, суевериях и предрассудках русского народа» (см. хрестоматию).

Занятие № 2

Мифологизм мышления древних. Демонизм как мировосприятие. Существа, составляющие близкое окружение человека

Система мифологических представлений древних славян. Четыре основных пласта древнейших мифологических понятий: боги, земля, отвлеченные понятия, существа низшего круга. Антропоморфизм как тип отношения к окружающей действительности. Представление о Мировом древе. Образ Царского лиственя в повести В. П. Распутина: отражение мифологических представлений.

Стихотворения. С. А. Есенина: олицетворение деревьев, продолжение традиций древних. Народные пословицы и загадки о деревьях.

^ Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений С. Есенина; написать сочинение – рассуждение на тему: « Мир Матеры: жить или не жить?»

Занятие № 3

Существа, составляющие близкое окружение человека

« Низшие» демоны. Домовой: этимология имени, функции домового, отношения с человеком. Обряды, связанные с домовым (заговоры, обряд задабривания). Кикимора:

этимология имени, функции, отношения с человеком. Обряды и жанры фольклора,

связанные с Кикиморой ( обряд изгнания кикиморы, поговорки).

Сказка Алексея Ремизова « Кикимора»: отражение мифологических представлений о персонаже. Авторское отношение к Кикиморе, отразившееся в оценочных суффиксах, интонационной окрашенности текста. Речь как средство характеристики персонажа. Сказ А. Н. Толстого « Кикимора»: особенности жанра. Банник, Овинник: характеристика образов, ритуалы, обряды, связанные с персонажами.

^ Домашнее задание: подготовить выразительное чтение одной из сказок А. Ремизова, где главным героем является мифологический персонаж. Объяснить, какие приемы использует писатель для создания образа мифологического персонажа, как в произведении выражено авторское отношение к герою. В чем вы видите продолжение традиций и новаторство писателя в изображении мифологического героя?

Занятие №4

Существа, составляющие дальнее окружение человека

Мир вокруг человека. Необходимость определить причины природных явлений, попытки древних соотнести свою жизнь со стихиями, обезопасить себя, свой дом, свои угодья. Освоение дальнего пространства. Одухотворение воды, растительности, животных, неживых предметов.

Водяной, болотный, русалки. Характеры духов воды, отношения с человеком. Обряды и поверья, связанные с водой и духами, живущими в ней.

Сказка А. Толстого « Водяной». Народная сказка о водяном. Стихотворения А, Блока из цикла « Пузыри земли»: отражение представлений древних в творчестве поэта - символиста. Поэтизация народной веры. Луговик (полевик, межевик, кудельница), полуденницы: этимология имен, характеры, функции. Сказка А. Толстого « Полевик»: отражание народных поверий.

Леший - хозяин леса. Представления славян о жизни лешего, характер мифологического существа, правила поведения в лесу. Обряды и ритуалы, связанные с лешим.

Отвлеченные понятия в славянской мифологии: Летавицы, Кумоха, Полуночница, Ветер, Болезнь, путь - дорога. Поверья и обряды.

^ Домашнее задание: написать творческую работу свободного жанра на тему: « Поэзия живого мира», выразить в ней свое отношение к мифологическим представлениям предков, обосновать свою позицию.

Занятие № 5

Славянские праздники.

Понятие праздника. Связь праздников с земледельческим циклом. Наиболее известные славянские праздники: Иван Купало, Масленица. Работа по группам (4 группы).

Задания для групп:

  1. Определите, с каким событием в жизни древних связан этот праздник.

  2. Восстановите этимологию слов в названии праздника (персонажей).

  3. Укажите календарное время празднования, объясните его соотнесенность с земледельческим укладом жизни и олицетворением окружающего мира.

  4. Восстановите содержание праздника, предложите вариант своего сценария для празднования в наши дни. обоснуйте свой сценарий.

  5. Инсценируйте наиболее интересные обряды и ритуалы.

Повесть Н. В. Гоголя « Ночь накануне Ивана Купалы»: отражение народного поэтического сознания в повести, богатство народной речи, отраженное в произведении. Роль мифологических персонажей. Авторское отношение к персонажам, способы создания образов, особенности авторской стилистики.

Символическое значение масленичного блина. Рассказ Н. А. Тэффи « Блин». Анализ эпизода из фильма Н. Михалкова « Сибирский цирюльник».

Обряд похорон Костромы. Сказка А. Ремизова « Кострома»: особенности авторского стиля. эмоциональный фон произведения.

Менее известный праздник Воробьиная ночь. Сказка А. Ремизова «Воробьиная ночь»: отражение представлений древних о мироустройстве.

Сказочная поэтика Ремизова.

^ Домашнее задание: составить режиссерский план « Древний славянский праздник…» (по выбору учащегося), обосновать свою позицию сценариста.

Занятие – проект № 6

Проект « Пантеон славянских богов»

Работа по группам. Образец задания группе исследователей:

  1. Соберите материал о верховных божествах древних славян Ладе, Мокоши ( Макоши), Даждьбоге.

  2. Опишите, какими представляли древние этих богов, какими чертами характера наделяли.

  3. Какие ритуалы, обряды, традиции, фольклорные жанры отражают отношения человека к этим богам? К каким календарным датам приурочено почитание божеств? Какие атрибуты поклонения сохранились до наших дней?

  4. Подготовьте инсценировку, исполнение обряда; выразительно прочитайте заговор, исполните ритуал. Прокомментируйте содержание фольклорных жанров.

  5. Творческая работа. Подготовка слайдов по результатам выполнения задания в группе.

Второстепенные божества. Универсальность славянского пантеона.

Сказка А. Ремизова « Корочун». Отражение характера мифологического персонажа, особенности сказочной стилистики Ремизова в сказке.

Итогом занятия станет совместная подготовка слайд - фильма « Пантеон славянских богов».

Литература по теме в помощь учителю и ученикам

1.Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу, в 3 -х томах. - М., современный писатель, 1995.

2.Афанасьев А. н. народные русские легенды. - Новосибирск, 1990.

3.Волошина Т. А., Астапов С. Н. Языческая мифология славян.- Ростов/н Д.. 1996.

4. Грушко Е. А. Медведев Ю. М. Словарь русских суеверий. - Нижний Новгород, Русский купец и братья славяне, 1995.

5. Грушко Е. А. Медведев Ю. М. Словарь славянской мифологии. - Нижний Новгород, Русский купец и братья славяне, 1995.

6. Даль В. И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. - СПб., Литера, 1996.

7. Коринфский А. А. Народная Русь. - Смоленск, Русич, 1995.

8. Костомаров Н. И. Славянская мифология. - М., Чарли, 1995.

9. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. - Смоленск, Русич, 1995.

10. Миролюбов Ю. Сакральное Руси. - М., Золотой век, 1996.

11. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. Сост. Зиновьев В. П. - Новосибирск, Наука,1987.

12. Мифологический словарь. Энциклопедический словарь. - М., Советская энциклопедия, 1987.

13. Мифы народов мира. Энциклопедический словарь в 2 - х. томах. - М. 1995.

14. Народы и религии мира. Энциклопедия. Гл редактор Тишков В. А. - М., 1998.

15. Панкеев И. А, Тайны русских суеверий. - М.. Яуза, 1996.

16. Персонажи славянской мифологии. Сост. Кононенко А. А., Кононенко С. А. - К., Корсар,1993.

17. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. - М., Наука, 1988.

18. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. - М.. Русское слово,1997.

19. Сахаров И. П. сказания русского народа, М.. Терра, 1997.

20. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. - М., Эллис Лак, 1995.

21. Соболев А. Н. Мифология славян. Загробный мир по древнерусским представлениям. - СПб.. 1995.

22. Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований. - М.. рудомино,1997.


Хрестоматийная подборка текстов для работы на занятиях элективного курса

Алексей Михайлович Ремизов (1877 - 1957)

Сказка « Кострома».


* *Ремизов - один из крупнейших мастеров прозы. Произведения писателя проникнуты причудливо - сказовой манерой повествования, фантастикой, « видениями», гротеском. Ремизов идеализирует патриархальную старину, патриархальные начала. Писатель стремился возродить « старинный лад» русской речи. Слово для него - магический знак, ключ к миру древностей.


**Кострома - у восточных славян воплощение весны и плодородия.

Слово « Кострома» происходит от «костра», « костери» - твердой части стебля растений. Возможна также связь со словами, обозначающими пушистую метелку верхней части растения, бородку колосьев. Наименование ритуального существа напрямую связано с жизненной силой растительности.

Известен ритуал похорон Костромы, совершавшийся в первый понедельник после Троицы, в Духов день. Вообще все ритуала Троицкого цикла связаны с культом растительности.

В древних обрядах проводов весны Кострому изображала молодая девушка в белых одеждах, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода.

Вечером, в сумерки, молодежь с песнями уходила за околицу села, неся охапки соломы. Выбрав укромное место, раскладывали костры и вязали из соломы человекоподобное чучело Костромы. Наряжали его в сарафан недавно вышедшей замуж молодицы и убирали чучело цветами. Потом начинался обряд «похорон»: чучело топили в реке, разрывали на части, разбрасывая солому по земле, сжигали на костре. Все это сопровождалось ритуальными плачами, иногда смехом. Считалось, что Кострома непременно воскреснет. Такой ритуал в народном сознании символизировал весеннее возрождение природы и призван был усиливать плодородие земли.


Чуть только лес оденется листочками и теплое небо завьется белесыми хохолками, сбросит Кострома свою колючку - ежовую шубку, протрет глазыньки да из овина на все четыре стороны, куда взглянется, и пойдет себе.

Идет она по талым болотцам, по вспаханным полям, да где - нибудь на зеленой лужайке и заляжет; лежит - валяется, брюшко себе лапкой почесывает. Брюшко у Костромы мяконькое, переливается.

Любит Кострома попраздновать, блинков поесть да кисельку клюквенного со сливочками да с пеночками. А так она никого не ест, только представляется.

Теплынь - то, теплынь, благодать одна! Еще любит Кострома с малыми ребятками повозиться, поваландаться: по сердцу ей лепетуны - щекотуньи махонькие.

Знает она про то, что в колыбельках деется, и кто грудь сосет, и кто молочко хлебает, зовет каждое дите по имени и всех отличить может.

И все от мала до велика величают Кострому песенкой.

На то она и Кострома - Костромушка.

Лежит Кострома, валяется, разминает свои белые косточки, брюшком прямо к солнышку.

Заприметят где ребятки ее рожицу да и айда гурьбой взапуски. И скачут, пичужки пестренькие, бегут бегом, тянутся ленточкой и чувыркают - чивикают, как воробышки. А нагрянут на лужайку, возьмут друг дружку за руки да кругом вокруг Костромы и пойдут плясать.

Пляшут и пляшут, поют песенку.

А она лежит, лежона - нежона, нежится, валяется.

- Дома Кострома?

- Дома.

- А что она делает?

- Спит.

И опять закружатся, завертятся. Ножками затопают - притопывают, а голосочки, как бубенчики, звенят и заливаются - не угнаться и птице за такими свистульками.

- Дома.

- Что она делает?

- Встает.

Встает Кострома, подымается на лапочки, обводит глазыньками, поводит желтеньким усиком, прилаживается: кого бы наперед поймать.

- Дома Кострома?

- Дома.
- Что она делает?

- Чешется.

Так круг за кругом ходят по солнцу вкруг Костромушки, играют песенку, допытывают: что Костромушка поделывает.

А Кострома - Костромушка и попила, и поела, и в баню сходила, и из бани вернулась, села чай пить, чаю попила, прикурнула на немножечко, встала, гулять собирается.

- Дома Кострома?

- Дома.

- Что она делает?

- Померла.

Померла Кострома, померла!

И подымается такой крик и визг, что сами звери - зверюшки, какие вышли было из ельника на Костромушку поглазеть, лататы на попятный, - вот какой крик и визг!

И бросаются все взахлес на мертвую, поднимают ее на руки и несут хоронить к ключику.

Померла Кострома, померла!

Идут и идут, несут мертвую, поют песенку.

Вьется песенка, перепархивает, голубым жучком со цветка по травушке, повевает ветерком, расплетает у девочек коски, машет ленточками и звенит - жужжит, откликается далеко за синим лесом.

Поле проходят, полянку, лесок за леском, проходят калиновый мост, вот и овражек, вот и ключик - бежит и недвижен - серая искорка - пчелка….

И вдруг раскрывает Кострома свои мертвые глазыньки, пошевеливает желтеньким усиком, - ам!

Ожила Кострома, ожила!

Мигом вскочила Костромушка на ноги да бегом, бегом - догнала, переловила всех, - возятся. Стог из цветочков! Хохоту, сколько, - писк, визготня. Щекочет, целует, козоч

ку делает, усиком водит, бодается, сама поддается - попалась! Гляньте -ка, гляньте -ка

как забарахтались! И! - рассыпался стог из цветочков.

Ожила Кострома, ожила!

Теплынь -то, теплынь, благодать одна!

Там распаханные поля зеленей зеленятся, там в синем лесу из нор и берлог выходят, идут и текут по черным утолокам, по пробойным тропам божии звери, там на гиблом болоте в красном ивнякеЛеснь - птица гнездо вьет, там за болотом, за лесом Егорий кнутом ударяет…

Песенка вьется, перепархивает со цветочка на травушку, пестрая песенка - ленточка…

А над полем и полем. Лесом и лесом прямо над Костромушкой - небо - церковь хлебная, калачом заперта, блином затворена.

^ Вопросы для анализа текста:

  1. Какой языческий обряд описывает автор? Насколько точно художественное описание передает ритуалы, связанные с похоронами Костромы?

  2. Что символизировал обряд похорон Костромы? Как праздник связан с земледельческим укладом славян?

  3. Какие слова и выражения. На ваш взгляд, требуют объяснений? Составьте словарь этой сказки.

  4. Найдите в тексте устаревшие и просторечные слова. С какой целью А. Ремизов использует их?

  5. С помощью каких приемов создается образ Костромы? Приведите примеры из текста.

  6. Как, с помощью каких языковых средств, в сказке выражено авторское народному празднику и его главной героине произведения?

  7. Что символизировал обряд похорон Костромы? Как праздник связан с земледельческим укладом славян?



^ Алексей Михайлович Ремизов.

Сказка « Кикимора»


На петушке ворот, крутя курносым носом, с ужимкою крещенской маски, затейливо Кикимора уселась и чистит бережно свое копытце.

- Га! - прыснул тонкий голосок, - ха! Ищи! а шапка вон на жерди…Хи - хи!... хи - хи! А тот как чебурахнулся, споткнувшись на гладком месте!.. Лебедкам - молодухам намяла я бока... Га! Ха - ха - ха! Я Бабушке за ужином плюнула во щи, а Деду в бороду пчелу пустила. Аукнула - мяукнула под поцелуи, хи!... Вся затряслась Кикимора, заколебалась, от хохота за тощие животики схватилась.

- Тьфу! Ты , проклятая! - отплевывался прохожий.

- Га! Ха - ха - ха!- и только пятки тонкие сверкнули за поле в лес сплетать обманы, причуды сеять и до умору хохотать


^ Вопросы для анализа текста:

  1. Какие черты мифологического персонажа передает писатель?

  2. Как характер Кикиморы проявляется в ее речи? В чем особенность речевой манеры Кикиморы? Чего добивается автор, вводя в текст сказки прямую речь персонажа?

  3. Какое чувство вызывает Кикимора у читателя (слушателя)? Почему? Обратите внимание на интонационный строй сказки.

  4. Как в произведении показаны отношения Кикиморы и человека?

  5. Почему, на ваш взгляд, Ремизов обращается к мифологическому образу?

  6. Какие особенности авторского стиля Ремизова придают произведению особый колорит?



^ Алексей Михайлович Ремизов.

Сказка « Корочун»


Дунуло много, - буйны ветры.

Все цветы привозблекли, свернулись.

Вдарило много, - люты морозы.


Среди поля весь в хлопьях драковитый дуб, как белый цветок.

Катятся и сходятся пухом снеговые тучи, подползает метелица, порошит пути, метет вовсю, бьет глаза, заслепляет: ни входу, ни выходу.

И Ветер ветреник, вставая вихорем, играет по полю, врывается клубами в теплую избу: не отворяй дверь на мороз!

Царствует дед Корочун.

В белой шубе, босой, потряхивая белыми лохмами, тряся сивой большой бородой, Корочун ударяет дубиною в пень, - и звенят злющие зюзи, скребут коготками морозы, аж воздух трещит и ломается.

Царствует дед Корочун.

Коротит день Корочун, дней не видать, только вечер и ночь

Звонкие крепкие ночи.

Звездные ночи, яркие, все видно в поле.

Щелкают зубом голодные волки.

Ходит по лесу злой Корочун и ревет - не попадайся!

А из - за пустынных болот со всех четырех сторон, почуя голос, идут к нему звери без попяту, без завороту.

Непокорного - палкой, так что секнет надвое кожа.

На изменника - семихвостая плетка, семь подхвостников: раз хлеснет - семь рубцов, другой хлеснет - четырнадцать.

И сыплет и сыплет снег.

Люты морозы, - глубоки снеги.

Не скоро Свету - солнцу родиться, далек солноворот. Хорошо медведю в теплой берлоге, и в голову косматому не приходит перевернуться на другой бок.

А дни все темней и короче.

На голодную кутью ты не забудь бросить Деду первую ложку, - Корочун кутью любит.

А будешь на Святках рядиться, нарядись медведем, - Корочун медведя не съест.

И разворочался, топает, месяц катает по небу, стучит неугомонный, - Корочун неугомонный.

Старый кот Котофей Котофеич, сладко курлыкая, короиает Корочуново долгое время, - рассказывает сказки.

.

Вопросы для анализа текста:



  1. Какой образ древнего божества создает писатель? Как передает характер Корочуна?

  2. Каким образом окружающий мир дополняет характеристику персонажа?

  3. В чем вы видите своеобразие пейзажа в сказке Ремизова?

  4. Выберите из текста слова и выражения, требующие комментариев и объяснений. Выполните в группах словарную работу.

  5. Какую роль в сказке играет синтаксический строй произведения?

  6. Найдите в тексте выражения, напоминающие пословицы и поговорки. Найдите отличия от фольклорных жанров. В чем вы видите особенности словотворчества А. Ремизова?

  7. О каком древнем обряде идет речь в конце сказки? В чем его смысл?


.

^ Орест Михайлович Сомов (1793 - 1833)

Сказка «Кикимора».

Рассказ русского крестьянина на большой дороге.


**Русский писатель, переводчик, литературный и театральный критик. Собиратель и создатель множества литературных легенд, предшественник Гоголя, знаток малороссийской народной культуры.

Вот видите ли, батюшка барин, было тому давно, я еще бегивал босиком да играл в бабки…А сказать правду, я был мастер играть: бывало, что на кону ни стоит. Все как рукой сниму…

- Ты беспрестанно отбиваешься от своего рассказа, любезный Фаддей! Держись одного, не припутывай ничего стороннего, или, чтобы тебе было понятнее: правь по большой дороге, не сворачивай на сторону, не режь колесами новой торпы по целику и пашне.

- Виноват, батюшка барин!.. Ну, дружней, голубчики, с горки на горку: барин даст на водку… Да о чем бишь мы говорили, батюшка барин?

- Вот уж добрые полчаса ты мне обещаешь что - то рассказать о Кикиморе, а до сих пор мы еще не дошли до дела.

- Воистину так, батюшка барин; сам вижу, что мой грех. Изволь же слушать, милостивец.

Как я молвил глупое мое слово вашей милости, в те поры я был еще мальчишкой, не

больно велик, годов о двенадцати. Жил тогда в нашем селе старый крестьянин, Панкрат Пантелеев, с женою, тоже старухою, Марфою Емельяновною. Жили они, как у бога за печкой, всего было довольно: лошадей, коров и овец - видимо - невидимо; а разной рухляди да богатнли и сором не выметешь.

Двор у них был как город: две избы со светелками на улицу, а клетей, амбаров и хлебных закромов столько, что стало бы на обывателей целого проселка. И то правда, что у них своя семья была большая: двое сыновей да трое внуков женатых, да двое внуков подростков, да маленькая внучка, любимица бабушки, которая ее холила, нежила да лелеяла, так что и синь пороху, бывало, не даст пасть на нее. Все шло им в руку, а все крестьяне в селе готовы были за них положить любой перст на уголья, что ни за стари

ками, ни за молодыми никакого худа не важивалось. Вся семья была добрая и к Богу прибежная, хаживала и в церковь Божию, говела по дважды в год, работала что называется изо всех сил, наделяла нищую братиюи помогала в нужде соседям. Сами хозяева дивились своей удаче и благодарили господа Бога за его Божье милосердие.

Надобно вам сказать, барин, что хотя они и прежде были людьми зажиточными, только не всегда была им такая удача, как в ту пору: а та началась от рождения внучки, любимицы бабушкиной. Внучка эта, маленькая Варя, спала всегда с старою Марфой, в особой светелке. Вот когда Варе исполнилось семь лет, бабушка стала замечать диковинку невиданную: с вечера, бывало, уложит ребенка спать, как малютка умается играя, с растрепанными волосами, с запыленным лицом; поутру старуха посмотрит - лицо у вари чистехонько, бело и румяно как кровь с молоком, волосы причесаны и приглажены, инда лоск от них, словно теплым квасом смочены; сорочка вымыта белым - бело, а перина и изголовье взбиты, как лебяжий пух. Дивились старики такому чуду, дивились и между собою тишком толковали, что тут- де что - то не гладко. Перед тем еще старуха слыхала по ночам, как вертится веретено и нитка жужжит в потемках; а утром , бывало, посмотрит, а у нее пряжи прибавилось вдвое против вчерашнего. Вот и стали они подмечать: засветят, бывало, ночник с вечера и сговорятся целою семьею сидеть у постели Вариной всю ночь напролет… не тут - то было! Незадолго до первых

петухов сон их одолеет, и все уснут кто где сидел; а поутру смех поглядеть на них: иной храпит, ущемя нос между коленами; другой хотел почесать у себя за ухом, да так и закачался сонный. А палец и ходит взад и вперед по воздуху, словно маятник в больших часах; третий зевнул до ушей, когда нашла на него дрема, не закрыл еще рта - и закоченел со сна; четвертый, раскачавшись, упал под лавку, да там и проспал до пробуду. А в те часы, пока они спали, холенье да убиранье Вари шло своим чередом: к утру она была обшита и обмыта, причесана и приглажена, как куколка. Стали допытываться от самой Вари, не видала ли чего она по ночам? Однако ж Варя божилась, что спала каждую ночь без просыпу,; а только чудились ей во сне то сады с золотыми яблочками, то заморские птички с разноцветными перышками, которые отливались радугой, то большие светлые палаты с разными диковинками, которые горели как жар и отовсюду сыпали искры. Днем же Варюша видала, когда ей доводилось быть одной в большой избе, что подле светелки, - превеликую и претолстую кошку, крупнее само

го ражего барана, серую, с мелкими белыми крапинами, с большою уродливою головою, яркими глазами, которые светились как уголья, с короткими толстыми ушами и длинным пушистым хвостом, который как плеть обвивался трижды вокруг туловища. Кошка эта, по словам Варюши, бессменно сидела за печкой, в большой печуре, и , когда Варе случалось проходить мимо нее, кошка на нее умильно поглядывала, поводила усами, помахивала хвостом около шеи, и протягивала девочке длинную, мохнатую свою лапу со страшными железными когтями, которые, как серпы высовывались из - под пальцев.

Старики ахнули и смекнули делом, что у них в доме поселилась Кикимора.


^ Вопросы для анализа текста:

  1. Определите жанр произведения. Подтвердите свою правоту конкретными примерами жанровых признаков.

  2. Какие представления славян о кикиморе нашли отражение в произведении?

  3. Как автор показывает отношения кикиморы и человека? Почему люди опасаются кикиморы?

  4. Какие слова в тексте сказки относятся к просторечным? с какой целью автор вводит их в текст?

  5. В чем вы видите своеобразие языка героев сказки? Приведите конкретные примеры речи.



^ А. А. Блок « Гамаюн, птица вещая»

( картина В. Васнецова)


*** Гамаюн - древнеславянская мифологическая птица, с женским лицом и грудью. Ей приписывали провидческие свойства.


На гладях бесконечных вод,

Закатом в пурпур облеченных,

Она вещает и поет,

Не в силах крыл поднять смятенных…


Вещает иго злых татар,

Вещает казней ряд кровавых,

И трус, и голод, и пожар,

Злодеев силу, гибель правых.


Предвечным ужасом объят,

Прекрасный лик горит любовью,

Но вещей правдою звучат

Уста, запекшиеся кровью.


23 февраля 1899 г.

^ Вопросы для анализа текста:

  1. Объясните значение следующих слов: облеченных, вещает, смятенных, трус, правых, лик. К какому стилю речи относятся эти слова? С какой целью они используются в стихотворении? Каким образом это связано с образом мифологической птицы?

  2. Какие тропы использует поэт, чтобы создать образ Гамаюна? Приведите примеры .




  1. Какие образы вы можете назвать символическими? Объясните символику стихотворения.




  1. Какие приемы придают особую эмоциональную окрашенность стихотворному тексту? Прокомментируйте свой ответ.




  1. Как вы думаете, почему Блок не использует народные обороты речи, просторечные слова. Создавая образ загадочной птицы?

  2. Прочитайте стихотворение выразительно.



^ А. Блок. Цикл « Пузыри земли» (1904 - 1905)


Болотные чертенятки


Я прогнал тебя кнутом

В полдень сквозь кусты,

Чтоб дождаться здесь вдвоем

Тихой пустоты.


Вот - сидим с тобой во мху,

Посреди болот.

Третий - месяц наверху -

Искривил свой рот.


Я, как ты, дитя дубрав,

Лик мой так же стерт.

Тише вод и ниже трав -

Захудалый черт.


На дурацком колпаке

Бубенец разлук.

За плечами - вдалеке -

Сеть речных излук…


И сидим мы, дурачки,

Нежить, немочь вод,

Зеленеют колпачки

Задом наперед.


Зачумленный сон воды,

Ржавчина волны…

Мы - забытые следы

Чьей - то глубины…


Январь 1905 г.

^ Вопросы для анализа текста:

  1. Объясните непонятные слова и выражения.

  2. Почему, на ваш взгляд, Блок объединяет в своем стихотворении о болотных чертях слова разных стилей речи? Какого эффекта добивается поэт?

  3. Как в произведении выражено отношение лирического героя к персонажу?

  4. Какие детали и образы играют роль символов? Раскройте их смысл.

  5. Почему Блок посвятил свое стихотворение А. М. Ремизову? Что, по - вашему, сближает творчество А. Ремизова с мироощущением А. Блока?

  6. Стихотворение « Болотные чертенятки» включено в 3икл « Пузыри земли». С этого цикла в творчестве А. Блока начинает звучать тема России. Каким образом это стихотворение связано с темой России?

  7. Прочитайте стихотворение выразительно, стараясь раскрыть авторскую идею.



^ А. Блок. Из цикла « Пузыри земли».


Болото - глубокая впадина

Огромного ока земли.

Он плакал так долго,

Что в слезах изошло его око,

И чахлой травой поросло.

Но сквозь травы и злаки,

И белый пух смеженных ресниц -

Пробегает зеленая искра,

Чтобы снова погаснуть в болоте.

И тогда говорят в деревнях

Неизвестно откуда пришедшие

Колдуны и косматые ведьмы:

- Это шутит над вами болото,

Это манит вас темная сила.

И, когда они так говорят,

Старики осеняются знаменьем крестным,

Пожилые смеются,

А у девушек ясно видны

За плечами белые крылья.


3 июня1905 г.

Вопросы для анализа текста:

  1. Какие представления древних подтолкнули поэта к созданию этого произведения?

  2. Какой прием положен в основу текста?

  3. Объясните смысл метафор в стихотворении.

  4. Какую роль в стихотворении играет ритмический рисунок?

  5. Объясните отсутствие рифмы в произведении, дайте определение такому стиху.

  6. Какую роль в создании колорита старины играет инверсия? Приведите примеры.

7. Прочитайте стихотворение выразительно, стараясь передать при чтении особую эмоциональную атмосферу произведения.


^ А. Блок « Сирин и Алконост»

**Стихотворение написано под впечатлением от картины В. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали».

Густых кудрей откинув волны,

Закинув голову назад,

Бросает Сирин, счастья полный,

Блаженств нездешних полный взгляд.


И, затаив в груди дыханье,

Перистый стан лучам открыв,

Вдыхает все благоуханье,

Весны неведомой прилив…


И нега мощного усилья

Слезой туманит блеск очей…

Вот, вот, сейчас распустит крылья

И улетит в снопах лучей!


Другая - вся печалью мощной

Истощена, изнурена…

Тоской вседневной и всенощной

Вся грудь высокая полна…


Напев звучит глубоким стоном,

В груди рыданье залегло,

И над ее ветвистым троном

Нависло черное крыло…


Вдали - багровые зарницы,

Небес померкла бирюза…

И с окровавленной ресницы

Катится тяжкая слеза…


25 февраля 1899 г.


^ Вопросы для анализа текста:


  1. Блок признавал, что искусство В. Васнецова больше, чем просто искусство живописи. Что видел поэт в образах, созданных Васнецовым?

  2. Почему, на ваш взгляд, тема России для Блока началась с образов Гамаюна, Сирина, Алконоста?

  3. Как в стилистике стихотворения отразилось глубокое уважение Блока к народной культуре, народной вере?

  4. Как поэт переосмыслил мифологические образы? Символами чего стали для него чудесные птицы? Как вы это поняли?

  5. Расставьте акцентное (смысловое) ударение в тексте стихотворения. Прочитайте стихотворение выразительно, стараясь передать авторскую идею.



^ А. Блок. Статья «Девушка розовой калитки и муравьиный царь».

( отрывок)

(ноябрь 1906 г.)

С трудом пробираясь во мраке и бездарности российских преданий, чернорабочими тропами, как это делали и делают многие русские ученые, склонные уводить в книжные тексты и никуда из них не выводить, - мы вдруг натыкаемся на руду. Поет руда. Над ухом

стоит профессор. Слышен его голос: « Ну, это, знаете, не интересно. Какое - то народное суеверие, продукт народной темноты». Но голос профессора, тщетно призывающий к иным памятникам, заглушает певучая руда. И сразу не разберешь, что поет, о чем поет, только слышно - поет золото…

Все реально, мечтам нет места, и неба не видно. Да и стоит ли смотреть на это небо, серое, как мужицкий тулуп, без голубых просветов, без роз небесных, слетающих на землю от германской зари, без тонкого профиля замка над горизонтом. Здесь от края до края - чахлый кустарник. Пропадешь в нем, а любишь его смертной любовью; выйдешь в кусты, станешь на болоте. И ничего - то больше не надо. Золото, золото где - то в недрах поет.

Верно, на песни этого золота прилетел из каких - то испанских пределов св. Антоний. Прилетел на камне, да и встал на новгородских болотах. Пришли мужики, увидали, что святой пресветлый стоит, да тут же монастырь поставили.

Бедная русская легенда развивается непрестанно. Она создает жизнь. Сердце простых русских людей - тоже легенда, оно само творит жизнь…

Вот это какие - то тихие болотные « светловзоры». Одного такого «светловзора» мне удалось встретить. Он вовсе не был монахом, и мне не хочется думать, что он вообще был кем - нибудь. Он был человеком. Манера его была проста, мягкая, неуклюжая. Он был самый простой, скромный человек, но отличался от других тем, что провел несколько лет в Сибири, среди тайги, в центре шаманства, и оттого глаза у него были прозрачные и голубые на огрубевшем, очень мужественном лице. Было ясно, что он сохранил свою душу. Он прислушивался с легким удивлением и очень доброжелательно к « литературным» разговорам, которые шумели вокруг, но сам не принимал в них участия, больше спрашивал с интересом, какого никто из говорящих не испытывал. Было ясно, что он всюду прозревал новизну, даже там, где ее не было. Сама его чистая душа творила эту новизну. Он стал немножко похож на героя гамсуновского « Пана», когда, поеживаясь и стесняясь, сообщил свои северные впечатления. Нам странно слушать такие рассказы. Слушаешь и думаешь: где – то в тайгах и болотах живут настоящие люди, с человеческим удивлением в глазах; не дикари и не любопытные ученые – этнографы, а самые настоящие люди. Верно, это самые лучшие люди: солнце их греет, тайга кроет, болото вбирает в свою зелено – бурую даль всю суетность души. Когда – нибудь они придут и заговорят на новом языке. Послушаем. Только поймем ли свободный язык, возьмем ли из руки их то нежное северное дитя, которое они бережно и доверчиво принесут нам?


^ Вопросы для работы над статьей:

  1. Какая метафора раскрывает отношение поэта к народному творчеству? Объясните ее смысл.

  2. На чем делает акцент А. Блок, говоря о русской легенде? Какие характеристики поэт дает этому явлению?

  3. Как вы поняли, почему русская легенда развивается непрестанно?

  4. Сравнивая европейскую и русскую народную культуру, Блок описывает обряд поисков муравьиного царя, по поверьям, охраняющего клад. Какие еще обряды, связанные с поисками зарытого богатства вы знаете? Опишите их.



Надежда Александровна ТЭФФИ

(1872-1952)

 

Блин

 

Это было давно. Это было месяца четыре назад. Сидели мы в душистую южную ночь на берегу Арно. То есть сидели-то мы не на берегу - где ж там сидеть: сыро и грязно, да и неприлично, - а сидели мы на балконе отеля, но уж так принято говорить для поэтичности.

Компания была смешанная - русско-итальянская.

Так как между нами не было ни чересчур близких друзей, ни родственников, то говорили мы друг другу вещи исключительно приятные.

В особенности в смысле международных отношений.

Мы, русские, восторгались Италией. Итальянцы высказывали твёрдую, ничем несокрушимую уверенность, что Россия так же прекрасна. Они кричали, что итальянцы ненавидят солнце и не переносят жары, что они обожают мороз и с детства мечтают о снеге.

В конце концов мы так убедили друг друга в достоинствах наших родин, что уже не в состоянии были вести беседу с прежним пафосом.

- Да, конечно, Италия прекрасна, - задумались итальянцы.

- А ведь мороз - он... того. Имеет за собой... - сказали и мы друг другу.

И сразу сплотились и почувствовали, что итальянцы немножко со своей Италией зазнались и пора показать им их настоящее место. Они тоже стали как-то перешёптываться.

- У вас очень много шипящих букв, - сказал вдруг один из них. - У нас язык для произношения очень лёгкий. А у вас все свистят да шипят.

- Да, - холодно отвечали мы. - Это происходит оттого, что у нас очень богатый язык. В нашем языке находятся все существующие в мире звуки. Само собой разумеется, что при этом приходится иногда и присвистнуть.

- А разве у вас есть «ти-эйч», как у англичан? – усомнился один из итальянцев. - Я не слыхал.

- Конечно, есть. Мало ли что вы не слыхали. Не можем же мы каждую минуту «ти-эйч» произносить. У нас и без того столько звуков.

- У нас в азбуке шестьдесят четыре буквы, - ухнула я.

Итальянцы несколько минут молча смотрели на меня, а я встала и, повернувшись к ним спиной, стала разглядывать луну. Так было спокойнее. Да и к тому же каждый имеет право созидать славу своей родины, как умеет. Помолчали.

- Вот приезжайте к нам ранней весной, - сказали итальянцы, — когда всё цветёт. У вас ещё снег лежит в конце февраля, а у нас какая красота!

- Ну, в феврале у нас тоже хорошо. У нас в феврале Масленица. Блины едим.

- А что же это такое - блины?

Мы переглянулись. Ну как этим шарманщикам объяснить, что такое блин!

- Блин - это очень вкусно, - объяснила я. Но они не поняли.

- С маслом, - сказала я ещё точнее.

- Со сметаной, - вставил русский из нашей компании.

Но вышло ещё хуже. Они и блина себе не уяснили, да ещё вдобавок и сметану не поняли.

- Блины, — это когда Масленица! - толково сказала одна из наших дам.

- Блины... в них главное - икра, - объяснила другая.

- Это рыба! - догадался наконец один из итальянцев.

- Какая же рыба, когда их пекут! - рассмеялась дама.

- А разве рыбу не пекут?

- Пекут-то пекут, да у рыбы совсем другое тело. Рыбное тело. А у блина - мучное.

- Со сметаной, - опять вставил русский.

- Блинов очень много едят, - продолжала дама. — Съедят штук двадцать. Потом хворают.

- Ядовитые? — спросили итальянцы и сделали круглые глаза. - Из растительного царства?

- Нет, из муки.

- Мука ведь не растёт? Мука в лавке.

Мы замолчали и чувствовали, как между нами и милыми итальянцами, полчаса назад восторгавшимися нашей родиной, легла глубокая тёмная пропасть взаимного недоверия и непонимания. Они переглянулись, перешепнулись. Жутко стало.

- Знаете что, господа, нехорошо у нас как-то насчёт блинов выходит. Они нас за каких-то вралей принимают. Положение было не из приятных. Но между нами

был человек основательный, серьёзный - учитель математики. Он посмотрел строго на нас, строго на итальянцев и сказал отчётливо и внятно:

- Сейчас я возьму на себя честь объяснить вам, что такое, блин. Для получения этого последнего берётся окружность в три вершка, в диаметре. Пи-эр квадрат заполняется массой из муки с молоком и дрожжами. Затем всё это сооружение подвергается медленному действию огня, отделённого от него желез ной средой. Чтобы сделать влияние огня на пи-эр квадрат менее интенсивным, железная среда покрывается олеиновыми и стеариновыми кислотами, то есть так называемым маслом. Полученная путём нагревания компактная тягуче-упругая смесь вводится затем через пищевод в организм человека, что в большом количестве вредно.

Учитель замолчал и окинул всех торжествующим взглядом. Итальянцы пошептались и спросили робко:

- А с какою целью вы всё это делаете?

Учитель вскинул брови, удивляясь вопросу, и ответил строго:

- Чтобы весело было!


^ Вопросы для анализа текста:

1. Почему именно за границей персонажам рассказа Теффи приходит мысль о блинах?

2. Как автор создает картину окружающего мира? Как чувствуют в нем себя герои произведения?

3. Объясните выбор автором жанра рассказа. Обоснуйте свой ответ.

4. Объясните смысл концовки произведения. Как она раскрывает главную мысль текста?

5. Почему автор для своего рассказа выбирает форму диалога?


6. Прокомментируйте отрывок из кинофильма Н. Михалкова « Сибирский цирюльник». Как показана постановщиками фильма русская Масленица? Какое настроение стремится вызвать режиссер фильма у зрителя? Как передан в фильме национальный колорит праздника?


^ Алексей Николаевич Толстой

Сказка « Полевик»


На току, где рожь молотят, - ворох: ворох покрыт покрыт пологом, на пологу - роса.

А под пологом девки спят…Пахнет мышами, и на небе стоит месяц.

По току шагает длинный Полевик, весь соломенный, ноги тонкие…

- Ну, ну, - ворчит Полевик, - рожь не домолотили, а спят.

Подошел к вороху, потянул за полог:

- Эй, вы, разоспались, заря скоро!

Девки из - под полога высовывают головы, шепчут:

- Кто это, девоньки, или приснилось? Никак. Светает скоро.

Дрожат с холоду, просыпаются.

На хуторе за прудом кричат петухи.

К молотилке шагает Полевик; под молотилкой, накрывшись полушубками, спят парни.

Потаскал с них Полевик полушубки:

- Вставайте, рожь недомолочена.

Парни глаза протирают…

- Свежо, ребята, ай, вставать пора…

На току ворошится народ, натягивают полушубки да кацавейки, ищут: кто вилы, кто грабли…

Холодеет месяц.

А Полевик уж в поле шагает.

- Голо, голо, - ворчит Полевик, - скучно.

Ляжет он с тоски в канаву, придет зима, занесет его снегом.


^ Вопросы для анализа текста:

  1. О каком времени года идет речь в сказке? Как писатель рисует его?

  2. Какие черты мифологического персонажа передает Толстой? Какие функции выполняет Полевик, по мнению древних?

  3. Как передан характер Полевика? Какие приемы использует Толстой для его раскрытия?

  4. Каким образом автор приближает стиль произведения к народной речи? Приведите примеры.

  5. Какие синтаксические конструкции преобладают в тексте сказки? Какого эффекта добивается автор таким образом?



^ Алексей Николаевич Толстой.

Сказка « Водяной»


Лежит на возу мужик, трубочку посасывает- продает черного козла.

А народу на ярмарке - труба нетолченая.

Подходит к мужику седой старец, кафтан на нем новый, а полы мокрешеньки.

- Ишь, угораздило тебя на сухом месте измочиться, - сказал мужик.

Поглядел старец из - под косматых бровей и спрашивает:

- А ты пустяки не говори: продажный козел - то?

- Не для себя ж я козла привел; продажный.

Сторговались за три рубля, старик увел козла, а мужик принялся в кисет деньги совать и вдруг видит - вместо трешницы лягушкина шкурка.

- Держите его, православные! - закричал мужик.- Водяной по ярмарке ходит!

Собрался народ; стали шуметь, рукавицами махать; мужика в волостную избу повели; продержали весь день и выпустили; и пошел он в сумерки домой, а дорога - лесом. Вдруг видит мужик: идет его козел, крутые рога опустил, топает ножками, а на нем верхом чучело сидит зеленое, рачьи усы растопыркой, глаза плошками.

Проехало чучело, ухватило лапой мужика, посадило рядом с собой, помчались к озеру да с кручи вместе прыг в воду, очутились на зеленом дне.

Ты , - говорит ему чучело, - народ мутить, меня ловить будешь али нет?

- Нет, уж теперь мне, батюшка Водяной, не до смеху.

- А чем ты себя можешь оправдать, чтобы я тебя сейчас не съел?

- Мы народ рабочий, - отвечает мужик, - поработаю на тебя.

Что делать умеешь?

- Неученые мы, батюшка Водяной, только баклуши и бьем.

- Хорошо, - говорит Водяной, - бей баклуши. И ушел.

Стал мужик из осиновых чурбанов баклуши бить, сам плачет, рыдает. Много набил, целую кучу.

Пришел Водяной, удивился:

- Ты что это вытворяешь?

- Баклуши бью, как вы приказали.

- А на что мне баклуши?

Почесал мужик спину:

- Ложки из них делать.

- А на что мне ложки?

- Горячее хлебать.

- Ах, ты дурень, я ведь одну сырую рыбу ем. Ни к чему ты, мужик, не годишься. Держись.

Щелкнул Водяной мужика по маковке и обернул его в ерша.

Потом усы раздвинул, рот раскрыл и стал ерша заглатывать.

А мужик. Хоть и в ерша перевернулся, и тут угодить не мог; уперся Водяному поперек горла щетиной. Закашлял водяной, задавился, вытащил ерша и выкинул его из воды на берег. Отдышался мужик, встал на ноги в своем виде, почесался и сказал:

- Ну да, оно ведь это тоже нелегко, с крестьянством - то.


^ Вопросы для анализа текста:

  1. Вспомните жанровые признаки сказки. Что роднит сказку А. Толстого с народной сказкой?

  2. Автор использует прием стилизации народной речи. Какой колорит придает этот прием произведению? Приведите примеры.

  3. Ситуация поединка - типичный мотив в сказке. Каким вы увидели мужика в состязании с Водяным?

  4. Как в сказке Толстого отражены представления славян о Водяном?




  1. Прочитайте сказку по ролям, передавая особенности характеров персонажей.



^ Владимир Иванович Даль.

Отрывок из статьи « О повериях, суевериях и предрассудках русского народа».


У нас есть поверья - остаток или памятник язычества; они держатся потому только, что привычка обращается в природу, а отмена старого обычая всегда и везде встречала сопротивление. Сюда же можно причислить все поверья русского баснословия, которое, по всей вероятности, в связи с временами язычества. Другие поверья придуманы случайно, для того, чтобы заставить малого и глупого, окольным путем, делать или не делать того, чего от него прямым путем добиться было бы гораздо труднее. Застращав и поработив умы, можно заставить их повиноваться…

Все лицедеи нашего баснословия принадлежат к остаткам язычества, и к разряду вымыслов поэтических, и к крайнему убежищу невежества, которое не мене, как и само просвещение, хотя и другим путем, ищет объяснение непостижимому и причины непонятных действий. Лица эти живут и держатся в воображении народном частью потому, что в быту простолюдина, основанном на трудах и усилиях телесных, на жизни суровой, - мало пищи для духа; а как дух этот не может жить в бездействии, хотя он и усыплен невежеством, то он и уносится, по средством мечты и воображения, за пределы здешнего мира. Не менее того пытливый разум, изыскивая и не находя причины различных явлений, в особенности бедствий и несчастий, также прибегает к помощи досужего воображения, олице

творяет силы природы в каждом их проявлении, сваливает все на эти лица, на коих нет ни суда, ни расправы, - и на душе как будто легче.

Вопрос, откуда взялись баснословные лица, о коих мы хотим теперь поговорить - возникал и в самом народе: это доказывается сказками об этом предмете, придуманными там же, где в ходу эти поверья. Домовой, водяной, леший, ведьма и проч. не представляют, собственно, нечистую силу, но, по мнению народа, созданы ею, или обращены из людей, за грехи или провинности. По мнению иных, падшие ангелы, спрятавшиеся под траву прострел, поражены громовою стрелою, которая пронзила ствол этой травы, употребляемой по этому поводу для залечения ран - и низвергла падших духов на землю; здесь они рассыпались по лесам, полям и водам и населили их. Все подобные сказки явным образом изобретены были в позднейшие времена; может быть, древнее их мнение, что упомянутые лица созданы были нечистым для услуг ему и для искушения человека; но что домовой,

например, добродетельнее прочих, отложился от сатаны, или, как выражается народ, от сатаны отстал, а к людям не пристал.


^ Вопросы для обсуждения:

1. Как В. Даль, известный ценитель и собиратель русских фольклорных памятников, объясняет происхождение мифологических персонажей? Выпишите цитаты.

2. Определите, каким стилем написана статья Даля, приведите доказательства.

3 На каком аспекте народных поверий акцентирует внимание автор статьи?

4. Как В. Даль понимает отношения языческих воззрений и православной веры?

5. Сопоставьте точки зрения. В. Даля и А. Блока. Чья позиция вам понятнее и ближе?

6. А. Блок и В. Даль были знатоками народной культуры. Как вы считает, почему так различны мнения Даля и Блока?


^ Народная сказка об овиннике

Невзлюбил овинник одного мужика и сжег у него овин с хлебом. Построил мужик заново – овинник опять сжег. И в третий раз построился мужик. Зашел к нему ночевать путник с медведем. Куда его положить? Неловко такого зверя в избу пускать. Вот ему и велели в овине ночевать. Истопили овин, и мужик с медведем забрались туда и забились на печку. В полночь приходит овинный хозяин и приносит множество рыбы. Начал он ей печь на угольях. Печет и роет на краешек, а медведь подбирает лапкой из-за печки да подъедает. Хозяин остатнюю рыбку испек, на печку кинул. Хватился, стал искать – нет ни одной. Бросился за печку, а там его кто-то сгреб да начал тискать. «Ну ты, пусти!»-кричит овинный. Насилу вырвался, ушел весь оцарапанный. Утром идет баба за водой, а он ей навстречу: « Жива ли у мужика, чей это овин, кошка?»-«Жива,да еще таких же семерых родила»-«Эко горе-то! Скажи мужику,что овин тот я у него сжег, больше не буду. Пусть он деньги мои возьмет да меня обратно пустит. Под углом овина большой пивоваренный котел зарыт.» И вправду, взял мужик деньги, полный котел серебра. Стал богато жить. А овинный боле его не обижал.

Новгородская губерния, Тихвинский уезд, деревня Будогоща


^ Русские народные пословицы и поговорки.


И отливали, и отдували, и на полок клали - а легче нет (банные обряды избавления от нечисти).

Перегоняет с места на место, как леший зверя (о бестолковом пастухе, сравнивая его с лешим, пугающим зверей)

Купил дом и с домовым. Дом домом, а домовой даром.

За худо примись, а худо за тебя.

Не буди Лихо, пока оно тихо.


Литература по теме в помощь учителю и ученикам

1.Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу, в 3 -х томах. - М., современный писатель, 1995.

2.Афанасьев А. н. народные русские легенды. - Новосибирск, 1990.

3.Волошина Т. А., Астапов С. Н. Языческая мифология славян.- Ростов/н Д.. 1996.

4. Грушко Е. А. Медведев Ю. М. Словарь русских суеверий. - Нижний Новгород, Русский купец и братья славяне, 1995.

5. Грушко Е. А. Медведев Ю. М. Словарь славянской мифологии. - Нижний Новгород, Русский купец и братья славяне, 1995.

6. Даль В. И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. - СПб., Литера, 1996.

7. Коринфский А. А. Народная Русь. - Смоленск, Русич, 1995.

8. Костомаров Н. И. Славянская мифология. - М., Чарли, 1995.

9. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. - Смоленск, Русич, 1995.

10. Миролюбов Ю. Сакральное Руси. - М., Золотой век, 1996.

11. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. Сост. Зиновьев В. П. - Новосибирск, Наука,1987.

12. Мифологический словарь. Энциклопедический словарь. - М., Советская энциклопедия, 1987.

13. Мифы народов мира. Энциклопедический словарь в 2 - х. томах. - М. 1995.

14. Народы и религии мира. Энциклопедия. Гл редактор Тишков В. А. - М., 1998.

15. Панкеев И. А, Тайны русских суеверий. - М.. Яуза, 1996.

16. Персонажи славянской мифологии. Сост. Кононенко А. А., Кононенко С. А. - К., Корсар,1993.

17. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. - М., Наука, 1988.

18. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. - М.. Русское слово,1997.

19. Сахаров И. П. сказания русского народа, М.. Терра, 1997.

20. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. - М., Эллис Лак, 1995.

21. Соболев А. Н. Мифология славян. Загробный мир по древнерусским представлениям. - СПб.. 1995.

22. Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований. - М.. рудомино,1997.









Скачать 343.14 Kb.
оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер343.14 Kb.
ТипТематическое планирование, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх