«Использование кукол Лихоманок в обрядах излечения от лихорадки» icon

«Использование кукол Лихоманок в обрядах излечения от лихорадки»


Смотрите также:
«Использование кукол Лихоманок в обрядах излечения от лихорадки»...
Сергей Райченко «истоки сокровенной психологии»...
Геморрагические лихорадки группа острых арбовирусных инфекций...
I международной выставке коллекционных кукол и мишек Тедди "вернисаж кукол в Воронеже" Россия...
Задачи : воспитывать негативное отношение к вредным привычкам...
Ii международного фестиваля театров кукол «В гостях у «Арлекина»...
Положение о III международном фестивале театров кукол «Рабочая лошадка», посвященном 25-летию...
Приложения фантазии ко всяким странным предметам, таким как пробочки, крышечки, колпачки...
Информационный бюллетень 28февраля- 06 марта 2011 года...
Хакасский национальный театр кукол «Сказка» (г...
«Дорогами народных традиций. Изготовление кукол» Автор: Баязитова Яна, 12 лет...
Б. Голдовский российский театр кукол...



Загрузка...
скачать


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Детско-юношеский центр «Ровесник»

города Костромы
ул.Садовая, 19

156001


Исследовательская работа


Обычаи и обряды моего народа:

«Использование кукол Лихоманок

в обрядах излечения от лихорадки»


Автор: Логинова Анастасия Евгеньевна

Объединение «Ниточка-иголочка»


Научные руководители:

Пищева Ирина Валерьевна – зав.отделом
художественно-прикладного

и технического творчества

ДЮЦ «Ровесник»

Макшанчикова Татьяна Клавдиевна – педагог
дополнительного образования ДЮЦ «Ровесник»


Кострома

2008


СОДЕРЖАНИЕ


frame1


ВВЕДЕНИЕ.

Много обрядов на Руси проходило с помощью специально сделанных кукол. Обрядовых кукол почитали и ставили в красный угол. Они имели ритуальное значение. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Первые игрушки появились вместе с человеком. Во время раскопок археологи находили примитивных кукол, волчки, мячи, трещотки и многое другое. Естественно, что первые куклы изготавливались из подручного материала: глина, дерево, шишки, солома, береста и др. В русском языке слово «кукла» имеет несколько значений. Первое – детская игрушка в виде фигурки человека. Второе – в театральном представлении: фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом). Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, скрученное, например деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства. Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. Используя кукол в обрядах, люди просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья. Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые.

В своей работе я хочу рассказать о тряпичных куклах Лихоманках, сжигая которых наши предки просили для себя здоровья. Выбранная тема мне показалась интересной потому, что о куклах Лихоманках сейчас мало кто знает, а в древности их обязательно изготавливали в каждой семье.

Цель работы: привлечь внимание к истокам создания народной куклы и использованию её в различных обрядах.


^ ВСЕ О СЕСТРАХ ЛИХОМАНКАХ.

К концу зимы, в феврале, организм человека наиболее подвержен простудным заболеваниям. Первым признаком простудного заболевания является лихорадка. «Лихорадка – защитная реакция организма при многих заболеваниях, выражающаяся в повышении температуры тела. Это своего рода приспособительный механизм, благодаря которому активизируются защитные силы организма».[6,171] Сейчас, почувствовав первые симптомы заболевания, мы обращаемся к врачу. А наши предки считали, что лихорадка – это болезнь, вызванная таинственными существами в облике женщин. Число вызывающих различные болезненные состояния лихорадок, по поверьям, может варьироваться от семи до семидесяти семи (семь, девять, десять, двенадцать, девятнадцать, сорок, семьдесят семь). Описание Лихорадок или как их еще называли Лихоманок в поверьях и заговорах очень разнообразны. Чаще всего – это «Кумоха – дородная женщина, живущая в лесу со своими двенадцатью сестрами, похожими друг на друга, как близнецы. Их зовут: Аввареуша, Глазея, Глухея, Желтея, Каркуша, Ледея, Немея, Огнея, Отпея, Пухлея, Трясея, Храпуша». [5,83] В разных губерниях сестрам Лихоманкам давали различные имена. Считается, что некоторые из них заимствованы из греческого языка. «По поверьям Костромской губернии, «наибольшая» над двенадцатью Лихорадками «старшая сестра посылает своих сестер в мир – людей знобить, грешное тело мучить, белые кости крушить». В старинном заговоре старшая сестра Лихорадка говорит о себе так: «Мне есть имя Невея. Сестра старейшая трясовица и угощница и угодница Ирода царя, наболящим человеком страшна; та усекнула главу Иоанна Предтечи и принесла пред царя на блюде». [1,222] В различных источниках мы можем встретить разные описания мест обитания сестер Лихорадок – в воде, в Море-Океане, в чащобе, в болоте, в трущобах, под корнями деревьев, в земле. По поверьям Костромской губернии, Лихорадки живут в дремучем лесу. Считалось, что Лихоманки наделены способностью «жечь и палить, в мире ходить, христианский род трясти, знобить, мучить, тело сушить, кости ломить и жилы тянуть». [1,221] Часто о лихорадке народ говорил: «Есть болезнь такая, лихоманка, то холодно, то жарко ему». В сборнике пословиц Даля мы встречаем такое описание лихорадки – «Лихорадка – не матка: треплет, не жалеет». [2,] Сестры Лихорадки нападали на людей и мучили их по приказу старшей сестры Кумохи. Особенно опасны они были в конце зимы и весной, проникая в жилище через печную трубу, как и другая нечисть. В этот период люди боялись спать днем, чтобы не «наспать Кумоху», то есть не заболеть лихорадкой. По поверьям «наиболее опасным считался день на Тараса Трясуна – 22 марта. Люди верили, что в этот день Кумоха с сестрами входили в полную силу, и уберечься от них можно было только заговорами.» [5,84] У наших предков существовали различные способы лечения лихорадки. Например, «чтобы избавиться от Лихорадок, старались задобрить их, угостить их; например, пекли двенадцать пирожков, шли с ними на перекресток улицы или в лес и клали там пирожки в салфетке с приговором: «Вот вам, двенадцать сестер, хлеб-соль, полноте меня мучить, и отстаньте от меня» … или «брали в левую руку горсть пшена, шли к реке, оборачиваясь к ней задом, говорили: «Лихорадки, вас семьдесят семь, нате вам всем!» - после чего через голову бросали пшено в реку. Иногда Лихорадку-гостью пытались обмануть, спрятаться от нее, например заперевшись в подвале дома, переодевшись и даже написав, что опасающийся приступа человек ушел». [1,224-227] Изучая литературу, в сборнике Забылина можно обнаружить целую главу, отведенную заговорам от лихорадки. Среди них есть например такие – «Больной, если хватит силы, идет в лес, находит осину, кланяется ей и говорит: «Осина, осина, возьми мою тресину, дай мне леготу!» после того перевязывает осину своим поясом». [3,353] Все заговоры от лихорадки должны обязательно сопровождаться перечислением всех имен сестер Лихорадок. Иногда если болезнь не хотела отступать, прибегали к радикальным способам – «угрожали ей, пугали (например, потихоньку клали под рубаху, за спину больного лягушку). Лихорадку пытались вывести с помощью сильных, неприятных запахов (дыма от жженых волос, конских копыт и т.п.), а также выгнать посредством неприятных, вызывающих рвоту веществ, заставляя больного глотать деготь, полынь, соль, перец, чеснок». [1,227-228] Еще одним из способов излечения от лихорадки было изготовление и сожжение кукол Лихоманок.


^ ОБРЯД ИЗГОТОВЛЕНИЯ И СОЖЖЕНИЯ КУКЛЫ ЛИХОМАНКИ.

Наиболее интересным способом лечения лихорадки является обряд изготовления и сожжения куклы Лихоманки. (Приложение №1) «Заговор обычно творила самая старшая женщина в семье, либо приглашали ворожею. Во время заговора изготавливали магическую куклу, чудотворная сила заговора считалась действенной, если в течение всего процесса вязания куклы ворожея ни разу не сбивалась с ритма, не прерывала речитатива заговора и с последним словом завязывала на кукле последний узел.

Считалось, что, увидев куклу, сестрица-трясовица узнает себя и вселится в куклу вместо человека. Поэтому заговоренные куклы ставились рядком за печкою и хранились до церковного праздника Благовещения Пресвятой Богородицы – 7 апреля. Накануне Благовещения, ночью, куклы Лихоманки сжигались вместе со старыми соломенными постелями.» [5,85] Похожие сведения мы можем встретить в работе А.А.Коринфского «В канун Благовещеньева дня, суеверная деревня приготовляется ко встрече великого праздника тем, что сжигает старые, слежавшиеся за зиму соломенные постели, окуривает дымом зимнюю одежду, а местами – и весь домашний скарб свой, думая этим отогнать всякую нечисть, порожденную темными силами зимы-Морганы. В это время суеверный народный опыт советует сожигать белье болящих людей – для защиты от «лихого сглаза» и от «всякого чарования». [4,182]


^ ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКЛЫ ЛИХОМАНКИ.

Для изготовления куклы Лихоманки берут лоскут белой и лоскуты темной однотонной ткани трех цветов, накручивают их на нащипанную лучину длиной 10-15 см лоскуты крепят надерганными из ткани разноцветными нитками.

Для основы используют только «мертвое» наколотое дерево – сучок или ветку, отломанные от сухого полена. Куклу вяжут несколькими приемами, объединенными единым ритмом заговора. Сначала лоскут белой ткани, по ширине равный длине лучины, плотно на нее наматывают. (Приложение №2, рис.1)

Намотанную ткань закрепляют посередине лучины несколькими витками нити (Приложение №2, рис.2). Затем лоскутами однотонной темной ткани, по ширине чуть меньше двух третей длины лучины, обматывают конец лучины. Ткань закрепляют несколькими витками темной нити в средней части лучины. (Приложение №2, рис.3)

От лоскута ткани другого цвета в три движения отрывают полосу размера 3х6 см. Толстой нитью или шнуром из нескольких нитей оторванный лоскут подвязывают передником, определяя лицевую сторону Лихоманки. (Приложение №2, рис.4)

Из квадратного (8х8 см) лоскута темной ткани складывают платок. Платком обтягивают конец лучины. (Приложение №2, рис.5) Концы платка расправляют и крест-накрест укладывают на лицевой стороне куклы, затем закрепляют их узкой полосой ткани, завязанной узлом на тыльной стороне. (Приложение №3)


ВЫВОДЫ.

Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком. Но в древние времена куклы были не только игрушками, они оберегали человека, приносили ему удачу, здоровье, являлись участниками различных обрядов. Народная кукла изготавливалась из доступных материалов. Преимуществом такой куклы было ее быстрое изготовление, она была индивидуальна в своем роде и больше не повторялась.

В данной работе я хотела рассказать об обрядах избавления от лихорадки и изготовления для этого кукол Лихоманок. Собранные мною материалы можно использовать на занятиях по декоративно-прикладному творчеству, уроках истории родного края и трудового обучения. Изготавливая народных кукол, дети получают не только ценные исторические сведения, но и учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, получают уроки чуткости, бережливости, внимания и доброты.


БИБЛИОГРАФИЯ.

  1. Власова М.Н. Новая АБЕВЕГА русских суеверий. – СПб.: Северо-Запад, 1995.

  2. Даль В. Пословицы русского народа. В 2-х т. – М., 1984.

  3. Забылин М. Русский народ, его обычаи, предания, суеверия и поэзия. Репринтное воспроизведение издания 1880 года.

  4. Коринфский А.А. Народная Русь. – Смоленск: «Русич», 1995.

  5. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 2003.

  6. Энциклопедия домашнего хозяйства. Выпуск третий. – М.: СП «Квадрат», ТОО «МУШ», 1994.



ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение №1

Куклы Лихоманки.








Приложение №2

Изготовление куклы Лихоманки.

frame2

Приложение №3

Одетая кукла Лихоманки.










Скачать 93.47 Kb.
оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер93.47 Kb.
ТипИсследовательская работа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  4
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх