Культурная динамика Костюма народов среднего поволжья (XIX-ХХ вв. ) icon

Культурная динамика Костюма народов среднего поволжья (XIX-ХХ вв. )



Смотрите также:
Урок краеведения в 5 классе. Тема: Костюмы народов Поволжья...
Традиционные обряды и ритуалы жизненного цикла в повседневной культуре народов Среднего Поволжья...
Г. С. Сабирзянова Всборнике представлены тексты докладов участников научно-практической...
Присутствовали...
Программа Международного форума по изучению и сохранению костюма народов стран СНГ в современных...
Семейно-брачные отношения в традиционной культуре народов Среднего Поволжья 24. 00...
Генезис и динамика поэтики марийского рассказа в контексте литератур народов поволжья...
Генезис и динамика поэтики марийского рассказа в контексте литератур народов поволжья...
Эволюция городского костюма как отражение модернизационных процессов в российском обществе...
Занятия городского населения поволжья в первой половине XIX века...
Xix в. Вопросы для обсуждения...
Влияние правительственных мероприятий на образование и просвещение народов Поволжья...



скачать

На правах рукописи




Алехина Наталья Владимировна


Культурная динамика Костюма НАРОДОВ

СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ (XIX-ХХ вв.)


Специальность 24.00.01 – Теория и история культуры


Автореферат диссертации

на соискание ученой степени

кандидата исторических наук


Тольятти 2011


Диссертация выполнена в ГОУ ВПО «Поволжский государственный университет сервиса»


Научный руководитель: доктор исторических наук, доцент

Якунин Вадим Николаевич

^ Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Морозова Елена Николаевна


кандидат культурологии, доцент

Сямина Ольга Васильевна


Ведущая организация: ГОУ ВПО «Самарский государственный университет»


Защита состоится «18» мая 2011 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.242.12 при Саратовском государственном техническом университете по адресу: 410054, Саратов, ул. Политехническая, 77, Саратовский государственный технический университет, корп. I, ауд.319.

С диссертацией можно ознакомиться в научно-технической библиотеке Саратовского государственного технического университета.


Автореферат разослан «12» апреля 2011 г.

Автореферат размещен на сайте Саратовского государственного технического университета www.sstu.ru «12» апреля 2011 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Н.М. Ососкова
^

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования обусловлена все возрастающим интересом к повседневной культуре. Особенно ярко содержание повседневности проявляется в ее компонентах. Вещно-предметное окружение человека имеет свои характеристики (пространственную, свето-цветовую и социокультурную). В этом срезе культуры народный костюм стоит на особом месте. Монотонность форм, потеря гармонии в одежде являются признаками снижения творческого самовыражения человека. Сегодня в жизни горожанина это проявляется в скудости и однообразии повседневной культуры в целом. Стремление к универсальности в современной моде чревато игнорированием национальных особенностей и достижений. Поэтому актуальность настоящего исследования можно определить следующим образом. Во-первых, необходимостью проведения культурологического анализа различных аспектов становления и развития традиционного костюма. Во-вторых, в условиях глобализации производства, где многие объекты материальной культуры неминуемо становятся элементами универсального комплекса, костюм еще может сохранить форму единичного изделия и уникальность благодаря сохранению типичных национальных черт. В-третьих, процесс интеграции людей в локально-региональное сообщество - Среднее Поволжье невозможно исследовать без учета социокультурных особенностей региона, этнических трансформаций костюма, а также заимствований в одежде. В-четвертых, без научного знания всего комплекса социокультурных основ становления и развития традиционных форм одежды невозможно точно определить предпочтения различных групп населения и перспективы потребления модной одежды в современных условиях.

Таким образом, проблема диссертационного исследования заключается в необходимости комплексного изучения структуры и компонентов повседневности Среднего Поволжья (XIX-ХХ вв.), выявления заимствований стилей и элементов одежды, механизмов их пространственно-временного распространения, позволяющих осуществлять воспроизводство и синтез форм костюма как элемента этнического и регионального самовыражения.

^ Степень научной разработанности проблемы. Источники по теме многоплановы по жанрам и включают работы по культурологии, теории и истории культуры, отечественной истории, этнографии, искусствоведению.

В контексте повседневной культуры существует большой пласт литературы по исследуемой теме. Историко-культурологическая направленность изучения повседневной культуры проявилась в работах Ю. М. Лотмана и Ж. Бодрийяра. В их трудах костюм представлен в наиболее универсальных и долговечных формах из «мира вещей», как особая культурная ценность.

Общие сведения о народном костюме как части народного быта содержатся в классических работах о художественном творчестве, фольклоре, обычаях и обрядах русского народа известных этнографов и фольклористов А. Н. Афанасьева, Ф. И. Буслаева, И. Е. Забелина, П. А. Киреевского, Н. И. Костомарова, И. П. Сахарова, И. М. Снегирева, А. В. Терещенко и др.

Народный костюм как феномен культуры просматривается в трудах К. С. Аксакова, Д. Л. Андреева, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, Н.Я. Данилевского, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, И. В. Киреевского, А. Ф. Лосева, В. В. Розанова, B. C. Соловьева, Ф. И. Тютчева, П. А. Флоренского, а также в культурологических трудах А. И. Арнольдова, А. Я. Флиера и др.

Рассмотрение народного костюма как вида художественного творчества нашло отражение в работах Г. К. Вагнера, B. C. Воронова, М. А. Некрасовой, И. П. Работновой и др. В работах Ф. М. Пармона впервые исследованы художественные достоинства русского народного костюма как ансамбля. Большой эмпирический материал об истории костюма содержатся в литературе справочного характера, энциклопедических иллюстрированных словарях, подготовленных Р. М. Кирсановой, Л. Кибаловой, О. Гербеновой, М. Ламаровой, Н. П. Сосниной, И. И. Шангиной, В. Брун, М. Тильке и др.

Из исследований повседневности последних лет следует отметить труды Б. И. Краснобаева, М. М. Громыко, И. В. Кондакова, Л. Г. Березовой, А. П. Рогова, А. М. Панченко, С. П. Исенко, P. M. Захаржевской, М. С. Жирова, в которых исследователи обращаются к культурологическому осмыслению русского народного костюма, традиций одежды современного мира.

Большая часть настоящего диссертационного исследования посвящена анализу костюма народов Средне-Волжского региона. Генезис традиционной одежды народов Среднего Поволжья получил освещение в работах Н. В. Зорина, Л. С. Толскубаевой, Л. И. Зориной, Е. П. Бусыгина, К.П. Прокопьева, С. Г. Пушкарева, Н. Л. Жуковской, А. А. Шахматова, Н. Ф. Мокшина, Г. А. Корнишиной, П. Д. Степанова, Н. И. Спрыгиной, В. Н. Белицер и др.

Особый интерес для изучения региональных особенностей традиционной одежды представляют научные труды В. Н. Белицер, С. Н. Шитова, Н. И. Воробьева, Н. Н. Вечеслова, Е. А. Арндт, Е. А. Горобцовой, В. В. Николаева, Г. Н. Иванова-Оркова, В. П. Иванова и др., в которых исследована и описана национальная традиционная одежда народов Среднего Поволжья.

Опора на довольно обширную литературу, связанную с темой нашего диссертационного исследования, позволила автору выйти на новый уровень понимания и интерпретации костюма в повседневной культуре народов Среднего Поволжья.

С учетом этого, автор диссертации выделяет объект и предмет научного интереса, ставит цель и задачи данного исследования.

^ Объектом диссертационного исследования является повседневная культура Среднего Поволжья XIX-XX вв.

Предмет исследования - компоненты повседневности, особенности вещно-предметного ряда материальной культуры и стереотипы жизни народов, проживающих в регионе, пространственно-временное распространение и синтез образцов и форм одежды в повседневной культуре Среднего Поволжья.

^ Цель и задачи. Исходя из степени научной разработанности проблемы, основной целью диссертационного исследования является анализ повседневности Среднего Поволжья в XIX-XX вв., процессов пространственно-временного распространения, развития и трансформации народного костюма в регионе, а также синтез культурных форм и стилей одежды мордвы, татар, чувашей и немцев-колонистов в исследуемый период. Это предполагает решение следующих взаимосвязанных исследовательских задач:

  • показать культурно-историческое значение одежды как феномена культуры в повседневности России и Среднего Поволжья;

  • выявить особенности одежды народов региона до начала XIX века;

  • исследовать русский народный костюм как ценностно-полифункциональный феномен в XIX веке;

  • проанализировать динамику региональных социокультурных функций одежды мордвы, татар, чувашей;

  • определить пространственно-временное распространение западноевропейских стереотипов жизни и вещно-предметный ряд в одежде немцев-колонистов Среднего Поволжья в XIX веке;

  • исследовать взаимовлияние культурных форм народов Среднего Поволжья в XIX столетии;

  • определить роль «западноевропейского фактора» в развитии и модернизации народного костюма региона;

  • провести анализ трансформаций русского народного костюма;

  • показать функциональные, духовные, материальные проявления народных костюмов Среднего Поволжья в структуре повседневности современного мира.

Гипотеза, принятая в исследовании в качестве отправной точки, заключается в том, что одежда народов Среднего Поволжья в процессе культурного взаимодействия в XIX-XX вв. претерпела значительные изменения, но при этом сохранила форму единичного изделия и уникальность и, несмотря на ее этнические трансформации, являлась неким хранителем национальных традиций единого культурного пространства Среднего Поволжья. Возможности по репродукции национального костюма в регионе существенно возрастали при интенсивном культурном обмене.

^ Хронологические рамки исследования, в основном, датированы XIX-XX вв. и позволяют проследить процессы трансформации костюма народов Среднего Поволжья.

Территориальные рамки. В зону исследования входит Среднее Поволжье.

^ Источниковая база исследования. При разработке темы проанализированы разноплановые источники: архивные и опубликованные документы, данные полевых исследований.

  1. Неопубликованные источники (архивные документы различного характера): комплекс материалов научного архива Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН; документы личного происхождения Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург); материалы о русских, чувашах, мордве, татарах и немцах Среднего Поволжья из фондов Государственного архива Самарской области; документы по российским немцам региона, хранящиеся в Саратовском областном музее краеведения; информация из фондов управления по делам архивов мэрии городского округа Тольятти.

2. Полевые материалы этнографических экспедиций. Одним из важных источников явились полевые материалы автора.

3. Опубликованные источники.

Особую ценность представляют фундаментальные источники по проблеме (культурологическая, историческая, философская литература) – труды П. А. Анорова, А. Н. Афанасьева, И. О. Дерюжева, М. Ю. Забылина, В. К. Магницкого, Д. Месароша, Г. Ф. Миллера, И. Г. Георги, К. С. Лепехина, И. И. Палласа, П. С. Мильковича, В. И. Михайлова, С. М. Никольского, В. А. Сбоева, А. С. Уварова, С. Х. Алишева, А. Н. Анфертьева, Р. Г. Ахметьянова, П. В. Денисова, В. Д. Димитриева, Д. М. Исхакова, Г. Е. Кудряшова, Д. Е. Рамазановой, А. К. Салмина, Р. К. Уразмановой, В. И. Чичерова, С. В. Чичериной, Е. А. Ягафовой, Т. И. Ведерниковой, Ю. Г. Мухаметшина, Н. А. Халикова, М. С. Глухова.

Одним из наиболее важных источников, позволяющих почерпнуть информацию по заявленной теме, являются мемориальные материалы личного происхождения: дневники, мемуары и письма современников.

4. Прикладные материалы: материалы научных архивов музеев гг. Санкт-Петербурга, Самары, Саратова, Тольятти, Сызрани; коллекции народных костюмов, отражающие особенности одежды чувашей, мордвы, русских, татар и немцев XIX-XX вв., семейные коллекции жителей Среднего Поволжья.

^ Теоретико-методологическая основа исследования. Характер диссертационного исследования обусловил необходимость междисциплинарного подхода к изучению трансформации народного костюма Среднего Поволжья, позволяющего исследовать проблему в комплексе.

Основополагающим в исследовании являлся принцип историзма. Он позволил изучить социокультурные явления, происходящие в Среднем Поволжье XIX века в динамике, конкретно-исторической обусловленности и индивидуальности.

Для изучения общего и специфического в народном костюме этносов Среднего Поволжья применялся сравнительно-исторический метод, позволяющий раскрыть сущность явлений в процессе их развития и реконструкции путем описания, сопоставления и сравнения. С целью выявления предметно-образного ряда и принципов формообразования одежды народов региона был применен метод художественно-стилевого анализа. При изучении свето-цветовых особенностей одежды и смысловых ассоциаций в костюме народов региона, знаковых деталей, создающих тот или иной образ носителя костюма, был использован семиотический метод.

В процессе работы над диссертационным исследованием применялись некоторые специфические приемы и процедуры: корреляционный анализ, комплекс-компиляция-метод, анализ необходимых и достаточных признаков, процедуры социокультурной типологии, сравнительно-сопоставительные процедуры и др. Кроме того, применялись дополнительные методы, способствующие решению поставленных задач: логический, ретроспективный, проблемно-хронологический, синхронный и др.

^ Научная новизна исследования определяется подходом к ее освещению, а именно: это первое культурно-историческое исследование костюма в контексте повседневности народов Среднего Поволжья, процессов его пространственно-временного распространения, синтеза и трансформации традиционных форм народного костюма русских, мордвы, татар, чувашей и немцев.

В настоящей диссертационной работе, впервые в отечественной науке реализован культурологический подход к анализу динамики региональных социокультурных функций одежды русских, мордвы, татар, чувашей и немцев-колонистов Среднего Поволжья в XIX веке:

  • народные костюмы Среднего Поволжья представлены как феномен культуры, показано их культурно-историческое значение и пространственно-временное распространение в повседневной среде региона;

  • выявлены и проанализированы динамика, особенности и региональные социокультурные функции одежды народов (русских, мордвы, татар, чувашей, немцев) в Среднем Поволжье;

  • дана характеристика и исследован русский народный костюм как ценностно-полифункциональный феномен XIX века;

  • обосновано взаимовлияние культурных форм одежды народов Среднего Поволжья в XIX столетии и их роль в трансформациях русского народного костюма;

  • впервые выделены и описаны основные пространственно-временные границы распространения западноевропейских стереотипов жизни и вещно-предметный ряд в одежде немцев-колонистов Среднего Поволжья в XIX веке и обосновано влияние «западноевропейского фактора» на развитие и модернизацию народного костюма региона;

  • в результате изучения социокультурной среды в Среднем Поволжье определены механизмы взаимодействия русской, мордовской, чувашской, татарской и немецкой культур через функциональные, духовные, материальные проявления в народных костюмах и повседневности XIX века.

  • предложены перспективные направления развития костюма в XXI веке на основании «культурного ресурса» традиционной культуры Среднего Поволжья.

^ Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Комплексное культурологическое исследование повседневности Среднего Поволжья в XIX-XX вв. позволяет выявить процессы пространственно-временного распространения, развития и трансформации костюма народов региона, а также возможности и особенности синтеза культурных форм и стилей традиционной одежды мордвы, татар, чувашей и немцев-колонистов.

  2. Костюм, являясь важнейшим элементом материальной культуры народов Среднего Поволжья, позволяет объективно зафиксировать этнические ценности чувашей, мордвы, русских, татар, российских немцев. Национальная одежда до начала XX века, являясь неотъемлемой частью повседневности региона, отражала ее культурное содержание, проявлялась в ее компонентах, особенно в вещно-предметном ряде (мир вещей) и стереотипах жизни (одевание, еда и др.).

  3. В процессе интеграции людей в локально-региональное сообщество отбирались типичные черты костюмов путем заимствований наиболее удачных элементов национальных костюмов. Распространение одежды народов Среднего Поволжья вместе с другими элементами быта не сводилось только к процессам взаимодействия людей. Благодаря системным качествам культуры функциональные, духовные, материальные ее проявления передавались независимо и сохранились в структуре повседневности современного мира. Традиционные формы одежды русских, мордвы, татар, чувашей и немцев, действовали как нечто самостоятельное, всегда имели свой национальный колорит и специфику, продолжали служить одним из элементов этнической идентичности.

  4. В XIX веке Среднее Поволжье стало частью территории формирования среднерусского комплекса одежды, синтезирующего особенности русского народного костюма различных районов России. Эта одежда как ценностно-полифункциональный феномен идеально отражала формы культурного бытия Среднего Поволжья, поэтому ее элементы впоследствии употреблялись и нерусскими народами. В целом, взаимовлияние культурных образцов одежды народов региона, приводило к последующим трансформациям русского народного костюма. Выявленная нами динамика костюма народов Среднего Поволжья раскрывает этнокультурные возможности региона по генезису новых культурных форм.

  5. Развитие легкой промышленности в России было напрямую связано с тенденциями, преобладающими в европейской моде. Народный костюм не был подвластен моде, так как сочетал в себе красоту с удобством, что придавало ему стабильность. Европеизация российского дворянского и городского костюма в конечном итоге привела к изменению и эстетических представлений народов Среднего Поволжья о красоте человека. В ХХ веке в России происходит необратимый процесс трансформации народного костюма по европейскому образцу, а «западноевропейский фактор» – присутствие носителей культуры Запада – ускорили его в регионе. Причем эстетические запросы в этот период опирались на народные традиции в региональной одежде.

  6. Народный костюм является тем артефактом, который активно влияет на современную культуру, оставаясь при этом достоянием истории. Повседневная средневолжская одежда начала XXI века значительно трансформировалась. Изменились технологии, цветовые сочетания, декоративные элементы, но, в то же время, сохранились наиболее важные элементы и приемы: традиционные формы, удобство, ассортимент, пропорциональные соотношения. Основные функции костюма, взятые из народной одежды, такие как защитная, утилитарно-практическая и эстетическая, стали основой изготовления современной одежды.

^ Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретические выводы, сделанные в диссертации, обладают методологической значимостью для выявления механизмов взаимодействия культур, объяснения синтетической сути российской культуры.

В практическом плане важным является и тот факт, что ряд положений и выводов исследования могут быть непосредственно использованы при разработке новых направлений научно-проектной деятельности по созданию образцов одежды с учетом этнокультурной специфики Среднего Поволжья.

Качественной особенностью диссертационной работы стала широкая область применения – она охватывает культурологию, историю, этнографию, социологию. Это позволяет учесть результаты исследования в учебно-методических целях в циклах лекций по проблемам традиционной и повседневной культуры, при подготовке спецкурсов учебных дисциплин регионального компонента для направлений: культурология, индустрия моды и дизайн, а также в подготовке факультативного курса истории народных костюмов России и Среднего Поволжья.

^ Апробация результатов исследования. По проблемам исследования автор выступал с докладами на международных конференциях: ПВГУС (г. Тольятти) 2009-2010 гг., III Всероссийской научно-практической конференции (г. Сочи) в 2009 г. и на III Российском культурологическом конгрессе с международным участием (г. Санкт-Петербург) в 2010 г.

Результаты исследований были опубликованы в 15 авторских работах общим объемом 6,85 п.л.: в сборнике научных статей «Социокультурное пространство современного города», г. Казань, 2009 г.; сборнике научных трудов кафедры философии МПГУ «Актуальные проблемы социогуманитарного знания», г. Москва, 2009; сборнике научных трудов «Эффективные механизмы инновационно-технологического развития современного общества», г. Сочи, 2009 г.; сборнике статей «Вестник ПВГУС», г. Тольятти, 2008-2010 гг.; в научных журналах по списку ВАК «Известия РГПУ им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург, 2010 г., «Вестник СГТУ», г. Саратов, 2011 г., «Вопросы культурологии», г. Москва, 2011 г.

^ Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложения. Общий объем диссертации – 214 страниц, в том числе 172 страницы основного текста, 25 страниц – список литературы и источников, 17 страниц – приложения.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Введение. Во введении обоснованы актуальность, новизна и значимость выбранной темы, определены цель, конкретные задачи, объект, предмет, гипотеза, хронологические и территориальные рамки исследования, методологические основы диссертации, дана характеристика историографии и источниковой базы исследования.

^ Первая глава «Культурно-историческое значение национального костюма в жизни народов Среднего Поволжья». В главе дается характеристика традиционной одежды народов Среднего Поволжья, выявляются ее особенности до начала XIX века.

^ В первом параграфе «Народный костюм как форма культурного бытия» определяется роль народного костюма в повседневности.

Автор обобщает некоторые подходы, расширяющие понимание феномена «народный костюм». В целом традиционный костюм представляется ему как этнокультурное явление, способ идентификации, отождествленный с культурной традицией на всех этапах исторического развития. Диалектическая природа народного костюма связывает его не только с прошлым, но и с настоящим и будущим, и представляет собой поступательное движение в целостной социокультурной системе.

^ Во втором параграфе «Особенности костюма народов Средне-Волжского региона до начала XIX века» описываются региональные особенности генезиса традиционной одежды народов.

Костюм вместе с другими элементами быта в процессе культурного освоения Среднего Поволжья претерпел изменения, но, при этом, он всегда имел свой национальный колорит, этническую специфику. Разнообразнее и красочнее в исследуемый период была женская одежда, самым распространенным, элементом которой была рубаха. Особенностью являлось то, что рубаха вплоть до рубежа XIX-XX вв. обильно украшалась и декорировались. Необходимой принадлежностью женского костюма были различные украшения, которые делились на головные, шейные, нагрудные, наспинные, поясные, наручные. В отличие от женской мужская одежда в регионе была очень простой, в основе лежала туникообразная рубаха.

Зимней «верхней» одеждой у всех народов Среднего Поволжья к XIX веку стали шубы и тулупы. Обувь была разнообразной – кожаная, лыковая и валяная. Головные уборы, особенно женские, отличались особым региональным колоритом, мужские, наоборот, поражали своей простотой. Все элементы костюма в это время в регионе отражали возрастные особенности, классовую и социальную принадлежность их носителей, национальную специфику.

Анализ одежды народов Среднего Поволжья до начала XIX века позволил обосновать тезис о культурной непрерывности применительно к традиционному костюму, а также представить себе его движение и развертывание в пространстве на территории Среднего Поволжья, что дает возможность объяснить несовпадение распространения некоторых специфических элементов народной одежды с ареалами расселения этноса.

^ В третьем параграфе «Первые попытки европеизации народного костюма в России» показываются противоречивые процессы модернизации народного костюма в России по западным образцам в XVIII веке.

Реформы, проводимые Петром I, коснулись и костюма. Однако новые порядки с трудом приживались – люди неохотно меняли привычки, а потому продолжали шить и носить удобное русское платье.

Европеизацию народного костюма по всей территории России продолжила Екатерина II. Постепенно вместе с одеждой менялся и стиль жизни. В это время проявилось естественное противоречие генезиса костюма, сочетающее в себе борьбу между двумя началами: утилитарной целью, которой служила одежда, и ее эстетической функцией. Традиционный народный костюм, не подвластный моде, сочетал в себе оба принципа. Исследование позволило зафиксировать главные черты моды как нового феномена: стимуляция развития промышленности; отражение своего времени и образа жизни людей своей эпохи; влияние на нравы, на поведение.

В целом, по мнению автора, европеизация русского дворянского и городского костюма привела к изменению и эстетических представлений о красоте человека, а хранителем народного костюма продолжало оставаться русское крестьянство.

^ Во второй главе «Динамика и культурологическая функция народного костюма Среднего Поволжья в XIX веке» исследуется русский народный костюм как ценностно-полифункциональный феномен, анализируется динамика одежды мордвы, татар, чувашей, а так же западноевропейский вещно-предметный ряд в одежде немцев-колонистов Среднего Поволжья.

^ В первом параграфе «Ценностно-полифункциональный феномен русского народного костюма» костюм трактуется как явление, содержание которого есть отражение объективной действительности в этническом сознании.

Анализируя факты, автор нашел подтверждения тому, что в костюме на языке цвета, формы, орнамента раскрываются глубинные законы народного бытия и искусства. Русский костюм – микромодель национальной культуры, имеющая многочисленные варианты. Он естественным образом эволюционировал, поэтому вполне оправданно появление в его составе новых элементов и форм.

Наиболее совершенным отражением образной летописи народной жизни является разнообразие видов женского костюма. Например, цветом и качеством ткани, орнаментом и формой костюма, наличием или отсутствием каких-то деталей он характеризует статус девушки или женщины, ее возраст, историю и положение семьи.

В конце параграфа автор делает ряд важных выводов: в русской традиционной культуре многовариантный народный костюм сохранился в памяти его носителей и в образцах народного творчества. Он стал результатом многовековой этнической эволюции, отражением целостной картины гармоничного мира, уникальной полифункциональной системой духовно-нравственных и эстетических ценностей, воплощением народных знаний в духовно-практических феноменах. Русский народный костюм не существует отдельно как нечто изолированное, он связан с различными вещами и явлениями в жизни человека, является константой мира вещей, несет в себе комплекс символов и знаков, составляющих пространство культуры.

^ Во втором параграфе «Единство и противоположности региональных социокультурных функций одежды мордвы, татар, чувашей» анализируются ее динамика, особенности и региональные социокультурные функции.

Для исследования выбраны традиционно самые многочисленные, после русского, этносы региона. Один из них – мордва. В разной степени традиционный народный костюм сохранился и у мокши, и у эрзи до сегодняшнего дня, однако, постепенно он утрачивает свои функции.

Как показывает исследование, в формировании национальной одежды татарского народа основная роль принадлежала этническим традициям, которые были достаточно устойчивыми. При этом наблюдалась динамика одежды татар, связанная не только с внутренними источниками, но и с взаимопроникновением и взаимодействием с другими народами региона.

В Среднем Поволжье проживает большая часть чувашского населения. Женская одежда чувашей, как и у других народов региона, является наиболее яркой и насыщенной традиционными элементами, чем мужская. Со второй половины XIX века чувашская мужская одежда быстро утратила традиционные черты и приобрела городской характер. Кроме того, мужской народный костюм к этому времени нивелировал различия в одежде между этническими группами чувашей.

Подводя итоги, автор отмечает: самым распространенным элементом костюма для всех народов Среднего Поволжья продолжала оставаться рубаха. Этот тип одежды издавна был распространен не только у всех народов региона, но и у ряда народностей, расселенных далеко за его пределами, как в Восточной Европе, так и в Западной Азии. Цвет одежды выступал символом национальной и религиозной принадлежности, а также идентификатором гендерных характеристик. Наряду с этническими особенностями в одежде, существовали отличия в способах ношения отдельных частей костюма, в расцветке и узорах тканей.

^ В третьем параграфе «Западноевропейские стереотипы жизни и вещно-предметный ряд в костюме немцев-колонистов Среднего Поволжья» описаны его динамика и трансформации.

Переселившись в Россию, немцы-колонисты старались сохранить свои культурные традиции, особенно в быту. Наибольшие заимствования проявились в мужских костюмах – «кафтанах», которые шились по русскому образцу, а более поздние «жилеты» уже с элементами городской моды. Только некоторые «рубахи» сохранили традиционные для немцев отложной воротник и собранные буфами рукава. Из-за необходимости приспособиться к новым климатическим условиям в гардеробе колонистов появились валенки, тулупы, рукавицы, заимствованные из русской одежды. По этой же причине изменился прежний стиль одежды, особенно зимней.

Сравнительный анализ русской и немецкой одежды в средневолжской среде позволил автору констатировать, что национальный костюм не является чем-то неизменным, он развивается с учетом природно-климатических, общественно-экономических и технико-технологических факторов.

^ В третьей главе «Синтез культурных форм костюма народов Среднего Поволжья в XIX-XX вв.» исследуется взаимовлияние культурных образцов одежды народов Среднего Поволжья и роль «западноевропейского фактора» в этих процессах, существенным образом повлиявших на модернизацию национальных костюмов региона, а также рассматривается народный костюм в структуре повседневности современного мира.

^ В первом параграфе «Культурная диффузия элементов и предметного набора традиционного костюма народов Среднего Поволжья» анализируется взаимодействие культур народов Среднего Поволжья в XIX-XX столетиях, базирующееся на естественном взаимопроникновении и трансформации материальной культуры, включая одежду традиционного национального костюма.

Народный костюм сложился в Среднем Поволжье сравнительно недавно и тесно связан с процессом становления региональной культуры. Русские, мордва, татары и чуваши, живя рядом, заимствовали друг у друга не только элементы хозяйственной культуры, но и элементы костюма. Таким образом, в одежде народов региона появилось много общего. Социокультурный анализ свидетельствует, что в женском костюме дольше сохранялось национальное своеобразие. Он являлся для каждого народа (или его групп) достаточно устойчивым и эволюционировал медленнее. Мужская одежда рано утратила самобытные черты и повсеместно была сравнительно однородной. В ней были заметны не столько местные или этнические, сколько социальные и отчасти гендерные особенности. В исследовании выяснено, что у всех народов региона широкое распространение имели различные украшения, большинство из которых имеет древнее происхождение.

К началу XX века среди народов Среднего Поволжья начинает динамично распространяться городской тип одежды, а в начале 70-х гг. ХХ века наступает полный отказ молодежи и большей части среднего поколения от традиционной национальной одежды.

^ Во втором параграфе «Влияние «западноевропейского фактора» на развитие и модернизацию народного костюма региона» доказывается, что европеизация одежды и унификация местных особенностей осуществлялась посредством культурной диффузии, где решающее значение имел фактор территории.

Вторая половина XIX века характеризуется большей свободой и творчеством в оформлении костюма, при этом наблюдаются тенденции к уменьшению влияния местных специфических черт одежды. Учитывая тот факт, что развитие народного костюма этносов Среднего Поволжья происходило в условиях непосредственного контакта с представителями западноевропейских групп населения, в массовом порядке поселившихся на Волге еще в XVIII веке, процесс модернизации элементов костюма по европейскому типу проходил в регионе гораздо быстрее, чем на других территориях России.

^ В третьем параграфе «Специфика русского народного костюма как самостоятельного явления в общественной жизни Среднего Поволжья» и его культурное значение» русский народный костюм рассматривается в качестве уникального памятника мировой, национальной и региональной культуры.

Исследование специфики русского народного костюма показало, что при сохранении основных традиционных особенностей, его элементы отличались достаточно большим разнообразием. Автор связывает это с тем, что, переселившись в регион из различных частей государства, русские принесли с собой характерные черты культуры и быта определенных районов России. Кроме того, на бытовой уклад русского населения Среднего Поволжья, включая стиль костюма, оказало существенное влияние длительное общение с коренными (по отношению к русским) народами: татарами, чувашами, мордвой.

Автором выяснено, что в результате сложных культурно-этнических процессов, происходивших в XIX – начале XX вв., в регионе закрепились несколько традиционных костюмных комплексов русских. Наряду с северорусским вариантом национального костюма здесь можно было встретить и южнорусский. В результате взаимовлияния северного и южного комплексов одежды сформировался среднерусский национальный костюм, который был представлен в Среднем Поволжье как наиболее характерный. В 70-е гг. XX века русский народный традиционный костюм на территории Среднего Поволжья почти исчез. В настоящее время в Среднем Поволжье существует региональная группа средневолжских русских, которая выработала универсальные черты культуры и быта, постепенно распространяющиеся и на одежду. Однако, по мнению автора, процесс формирования средневолжского традиционного русского костюма был прерван, а его окончательное оформление в силу объективных причин естественным путем не было завершено.

^ В четвертом параграфе «Народный костюм в структуре повседневности современного мира» предлагаются перспективные направления развития костюма в XXI веке на основании «культурного ресурса» традиционной культуры Среднего Поволжья.

Современная одежда сформировалась на рубеже XIX-XX вв. Переломным моментом для нашей страны стала революция 1917 г., которая оказала огромное влияние на развитие всего общества, в том числе и на одежду. К тому времени русский костюм, несмотря на большую близость, а нередко и прямые заимствования из европейского, имел немало самобытных черт. После 1917 года возникло новое понятие – массовый костюм для трудящихся.

Огромное внимание в то время уделяется «производственному искусству», в его рамках была предусмотрена широкая программа по созданию новых форм костюма массового потребления. В ходе исследования автором выявлено, что современная повседневная одежда жителей Среднего Поволжья в начале XXI века продолжает динамично трансформироваться, сохраняя удобную форму, ассортимент, пропорциональное соотношение. Народный костюм и сегодня подсказывает варианты решений современной одежды в композиции ансамбля.

Резюмируя, автор отмечает, что состояние современной российской экономики настоятельно требует использования регионального опыта традиционной культуры как культурного ресурса развития производства удобной, комфортной одежды, подчеркивающей этнокультурные особенности населения Средней Волги.

^ В Заключении подводятся общие итоги проведенного исследования, делаются выводы. Нашло подтверждение предположение о том, что повседневная культура обладает устойчивыми системными компонентами – вещно-предметным рядом и стереотипами жизни, а также механизмом по продвижению наиболее удачных своих феноменов. В рамках этого механизма продукты культурного взаимодействия – традиционные формы одежды, сотворенные русскими, мордвой, татарами, чувашами и немцами, действовали как нечто самостоятельное, а их распространение не сводилось только к процессам взаимовлияния людей. Выделенные системные качества культуры позволяют при разработке новых моделей костюмов перейти на научно-проектную деятельность с учетом всей суммы достижений культуры народов Среднего Поволжья. Диссертационное исследование, по мнению автора, позволяет использовать исторически сложившиеся предпочтения различных групп населения Среднего Поволжья для более точного определения перспектив потребления модной одежды в современной ситуации.


^ СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

В изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

  1. Алехина, Н. В. Специфика стиля и роль русского народного костюма в генезисе культурных форм Среднего Поволжья. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2010. – № 126. – С. 326 – 332. (0,5 п.л.).

  2. Алехина, Н. В. Развитие культурных традиций народов Среднего Поволжья в современной одежде. // Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2011. – № 1. – С. 306–316. (0,8 п.л.).

  3. Алехина, Н. В. Синтез образов одежды в традиционной культуре народов Среднего Поволжья (XIX век). // Вопросы культурологии. – 2011. – № 4. – С. 52–56. (0,5 п.л.).



В других изданиях:

  1. Алехина, Н. В. Костюм народов Поволжья.// Вестник ПВГУС. Сер. «Современные проблемы культурологи» : межвуз. сб. науч. тр. / Поволжский гос. ун-т сервиса. – Вып.4. – Тольятти : Изд-во ПВГУС, 2008. – С. 4–12. (0,5 п.л.).

  2. Алехина, Н. В. Культурная диффузия как аспект в формировании традиционной одежды Среднего Поволжья. // Наука – промышленности и сервису : сб. ст. третьей международной научно-практической конференции. Ч. II / Поволжский гос. ун-т сервиса. – Тольятти : Изд-во ПВГУС, 2009. – С. 118–122. (0,3 п.л.).

  3. Алехина, Н. В. Особенности развития русского народного костюма Среднего Поволжья с точки зрения состояния современной культурологии. // Состояние и перспективы развития инновационной деятельности в области сервиса: сб.ст. Третьей международной научно-практической конференции. В 3 ч. Ч. II / Поволжский гос. ун-т сервиса – Тольятти : Изд-во ПВГУС, 2009. – С. 170–177. (0,5 п.л.).

  4. Алехина, Н. В. Использование и развитие традиций в современном моделировании. // Россия-Запад-Восток. Политическое, экономическое и культурное взаимодействие: история и современность: сб. ст. международной научно-практической конференции / Поволжский гос. ун-т сервиса. – Тольятти : Изд-во ПВГУС, 2009. – С. 99-108. (0,6 п.л.).

  5. Алехина, Н. В. Проблема изучения и сохранения образцов одежды в традиционной культуре русских Среднего Поволжья. // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. Выпуск XII. – М., 2009. С. 16–23. (0,4 п.л.).

  6. Алехина, Н. В. Парадигма народного костюма в современном моделировании // Эффективные механизмы инновационно-технологического развития современного общества: Материалы III Всерос. науч.-практ. конф., г. Сочи, 23-24 апреля 2009 г. / СИЭИТ; Отв. ред. В.И. Терентьева, Д.В. Гирийчук. – Сочи : «Стерх», 2009. – С.218–224. (0,6 п.л.).

  7. Алехина, Н. В. Культурная диффузия в традиционной одежде народов Среднего Поволжья. // Социокультурное пространство современного города. Сборник научных статей / Под науч. ред. проф. Л. В Карцевой. – Казань : Изд-во Казанского государственного университета культуры и искусств, 2009. – С. 17–24. (0,4 п.л.).

  8. Алехина, Н. В. Выявление типичных элементов традиционного костюма в процессе формирования социально-культурного сообщества. // Наука – промышленности и сервису: сб. ст. Четвертой международной научно-практической конференции. Ч. II. / Поволжский гос. ун-т сервиса. – Тольятти : Изд-во ПВГУС, 2010. – С.248–253 (0,3 п.л.).

  9. Алехина, Н. В. Народный костюм в структуре повседневности современного мира. // Запад - Россия - Восток. Политическое, экономическое, техническое и культурное взаимодействие: сб. ст. международной научно-практической конференции. Ч.II / Поволжский гос. ун-т сервиса. – Тольятти : Изд-во ПВГУС, – 2010. С. 17–27. (0,4 п.л.).

  10. Алехина, Н. В. Синтез образов одежды в традиционной культуре народов Среднего Поволжья (XIX в.). // Третий Российский культурологический конгресс с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации» : Тезисы докладов и сообщений. – Санкт-Петербург : ЭЙДОС, 2010. – С. 495. (0,1 п.л.).

  11. Алехина, Н. В. Одежда как феномен культуры и ее пространственно-временное распространение в среднем Поволжье XIX в.: историография проблемы. // Школа университетской науки: парадигма развития. – Тольятти : Изд-во ПВГУС, 2010. – С. 243–247. (0,7 п.л.).

  12. Алехина, Н. В. Культурологические исследования традиционного костюма народов Среднего Поволжья с использованием синергетики. // Синергетика природных, технических и социально-экономических систем: сборник статей VIII Международной научной конференции (28-29 октября 2010 г.). – Тольятти : Изд-во ПВГУС, 2010. – С. 184–191 (0,25 п.л.).




Скачать 290,12 Kb.
оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер290,12 Kb.
ТипДиссертация, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх