Методика организации и проведения классного часа по формированию нравственности, патриотизма подрастающего поколения «Воспитание великое дело: им решается участь человека» icon

Методика организации и проведения классного часа по формированию нравственности, патриотизма подрастающего поколения «Воспитание великое дело: им решается участь человека»


Смотрите также:
Валентина Степановича Рыбина...
Анализ воспитательной деятельности образовательного учреждения моу «Аннинская средняя...
Концепция организации и проведения дня молодежи в рамках ХХI международного фестиваля искусств...
Ф. Ф. Ушаков Ход классного часа...
Военно-спортивный конкурс «А ну-ка, парни!»...
Целью мероприятий проводимых в 2010 году и посвящённых 65-летию Победы советского народа в ВОВ...
Разработка классного часа «Во имя мира и созидания»...
Экскурсионная работа как основной вид коммуникативной деятельности музеев...
Мурманской области...
Положение о проведении соревнований по стрельбе из пневматического оружия среди призывной и...
Классный час "Нам дороги эти позабыть нельзя!"...
Задачи Спартакиады: физическое и духовно-нравственное воспитание молодежи...



Загрузка...
скачать



Методика организации и проведения классного часа по формированию нравственности, патриотизма подрастающего поколения


«Воспитание – великое дело:

им решается участь человека»


МОУ «СОШ №3»

Романова Елена Владимировна

Учитель английского языка


г. Шумерля 2010


Оглавление


Введение


Основная часть:



  1. Географическое положение Чувашской Республики

  2. Символика

  3. История зарождения города на Волге

  4. Интересные факты

  5. Столица Чувашии

  6. Культурное развитие города Чебоксары

  7. Город сегодня

  8. Достопримечательности города Чебоксары


Заключение


Библиографический список


Приложение


Введение

«Воспитание – великое дело: им решается участь человека»

Эти хорошо известные слова В.Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают еще большую значимость в современном обществе. Многое из окружающей действительности мы изменить не можем, но в силах так воспитать своих учеников, чтобы они были готовы противостоять жизненным проблемам, выбрать для себя истинные жизненные ценности.

Среди задач учебно-воспитательного процесса можно выделить следующие: получение глубоких и прочных знаний, воспитание воли и стойкости, формирование умения ориентироваться в окружающей среде, ведение профориентационной работы, приобщение к истинной культуре, поиск новых форм нравственного воспитания. Эти задачи решаются в комплексе, где учебный процесс неотделим от воспитательного. Таким образом, выстраивается воспитательная система школы, которая представляет собой способ организации жизнедеятельности и воспитания членов коллектива, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов способствующих развитию личности и коллектива. Такая воспитательная система выстроилась в нашей школе на протяжении многих лет, были опробованы различные программы деятельности. Но на практике наиболее приемлемой и находящей отклик среди учащихся и большинства членов педагогического коллектива явились программа: гражданско-патриотического воспитания.

Проблема патриотического воспитания в современных условиях обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. События последнего времени подтвердили, что девальвация духовных ценностей оказала негативное влияние на общественное сознание большинства подростков, резко снизили воспитательное воздействие. Стала более заметной постепенная утрата подростками традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству.

Новое поколение молодёжи вырастает на американских боевиках и азиатских наркотиках. И как неизбежный результат - растут наркомания, пьянство и детская преступность. Проявляется устойчивое падение престижа военной службы.

Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.

Сохраняя традиции и преемственность поколений, развивая чувство гражданственности и любви к своей малой родине, в нашей школе уделяется особое внимание патриотическому воспитанию: воспитанию гражданина и патриота Родины, основанное на изучении её правовой и государственной систем, символики, истории города и страны, жизни и деятельности выдающихся людей, развитию чувства гордости за свою страну.

Если в патриотическом воспитании не созданы условия для детской заботы о людях, жизнь и работа которых создавала культурные ценности нашей страны, то такое воспитание становится неполноценным.

Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику, физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической, военно-профессиональной готовности к безупречному несению государственной службы.

^ Цель классного часа:

совершенствование форм и способов формирования развития у учащихся гражданского сознания, патриотизма - как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, высокой ответственности и дисциплинированности.


^ Ход классного часа:

  1. Географическое положение Чувашской Республики


Звучит гимн Чувашской Республики.

Учитель задает вопрос учащимся «Что вы знаете о земле, на которой вы родились, живете?»

Конечно же все ученики из курса культура родного края знают, что наша малая родная земля –Чувашия, что она граничит с республиками Татарстан, Мордовия, Марий-Эль. На вопрос учителя «А знаете ли вы прошлое Чувашии, ее развитие?» , не многие ответили на него.

Сопровождая свой рассказ, учитель показывает на карте Республику Чувашию, столицу город Чебоксары, на карте хорошо видны и другие города Чувашской Республики, границы Чувашии с другими республиками.

^ Рассказ учителя: Народный поэт Чувашии Петр Петрович Хузангай в своей поэме «Марш автономии» писал: «Республика моя мала, на карте страны нажми пальцем — и ее уже не видно».

На географической карте очертания границ республики напоминают корпус гитары: посередине он заужен, словно кушаком стянут. Там, где у «гитары» крепится гриф, расположена столица республики: Шубашкар — Чебоксары. Первое название на чувашском, второе, производное от первого,— на русском языках.

2 Символика.

Ученик 1

Герб города Чебоксары представляет собой серебряный пересечённый щит французской формы, разделённый на главу и основание. В лазоревом поле основания — пять серебряных уток, летящих конвертом.

В червленном поле главы, отделённом от основания зигзагообразной линией (в чувашской орнаментике — изображение реки — в данном случае реки Волга) три серебряных стилизованных под чувашский орнамент — силуэты дубов. Внутреннее поле двух крайних дубов червленное, поле среднего силуэта — лазоревое. На лазоревом поле дуба серебряная цифра «1469» — дата первого летописного упоминания Чебоксар. Автор герба -Элли Михайлович Юрьев.

Щит герба увенчан — тремя четырехлучевыми восьмиугольными пурпуровыми, окаймлёнными золотом звёздами и обрамлён симметричным декоративным стилизованным орнаментальным мотивом (Хмель) золотого цвета, замкнутым внизу девизным картушем с надписью в две строки «Шупашкар» — «Чебоксары» на пурпурном поле.

  1. ^ История зарождения города на Волге


Руководитель школьного музея рассказывает о история становления города Чебоксары:


В письменных источниках Чебоксары упоминаются с 1469 года. Однако как населенный пункт они существовали значительно раньше. Это подтверждается материалами археологических раскопок, произведенных экспедицией профессора В. Ф. Каховского.

По утверждению исследователя Поспелова Е. М., в письменных источниках с 1469 года наименование города упоминается в форме единственного числа — Чебоксар.«Шупашкар» в современном ученом мире имеет несколько толкований.

Шупашкар был древним болгаро-чувашским городом. Этноним Шупашкар состоит из двух слов: "шупаш" и "кар". Кар - укрепленное место, крепость. Шупаш, как считает профессор В.Г.Егоров, производное от слова чуваш. Получается, что Шупашкар - чувашская крепость.

М.Юхма склоняется к мысли, что Шупашкар свое имя получил от имени древнего полководца, князя или богатыря Шубаша. До вхождения Чувашии в состав Русского государства на том месте, где река Чапаксары впадала в Волгу, был город Шупашкар. В этом городе жил военачальник - Шубаш. У болгаро-чуваш была своя воинская система: командир десяти воинов - вунбю, ста воинов - сербю, тысячи воинов - пинбю; командир десяти тысяч воинов - теменбю; старше теменбю - шубаш. Значание этого слова понятно: шу (по-тюркски - сю) обозначает войско, отряд, паши - (по-тюркски - баши) голова. Значит, шупашкар - глава войска." Три разные мысли, три гипотезы. Которая из них вернее, пусть скажут исследователи, в будущем.


Ученик 2

В 1552 году, с помощью чуваш и марийцев, Иван Грозный взял Казань и, нарушая договор, стал держать свои войска на территории Чувашии. С 1553 года русские войска стали дислоцироваться в городе Шупашкаре. Через два года здесь начали строить русскую крепость. В 1566 году - Троицкий монастырь, затем церкви, коих стало впоследствии очень много. И город Шупашкар стал оплотом русских колонизаторов. Чуваш, проживающих в Шупашкаре, русские выгнали и разрешили поселиться в двенадцати верстах от города. Об этом пишет К.С.Милькевич, ссылаясь на рассказы старых людей. В 1600 году чуваши, борющиеся за национальное освобождение, вторглись в город Щупашкар и убили воеводу Т.И.Есипова.

В книге "Очерки по родиноведению» есть интересные сведения о городе Шупашкаре. «Св. Гурий по дороге из Москвы в Казань в 1555 г. пристал к Чебоксарам, освятил основание для крепости и посада, этого третьего русского города в покоренном крае. В 1601 г. по приказу Б.Годунова в Чебоксары была сослана теща Феодора Никитича Романова, бабушка будущего царя Михаила Феолоровича, княгиня Мария Шестунова была заключена в Никольский женский монастырь».

Сохранился древний рисунок города Шупашкара. Этот рисунок показывает, каким был город в 1660 году. Он напечатан в книге голландского путешественника Н.К.Витсена, которая называется "Северный и Восточный Татарстан".

Ученик 3:


Мало что известно о пребывании Павла I в Чебоксарах.

На третьем году царствования сын Екатерины II от брака с Петром III Павел I остановился в Чебоксарах в 1798 году по пути в Казань и обратно в Санкт-Петербург. Если от Екатерины II, соизволившей в экипаже проехать до Ядринского леса и обозреть корабельную рощу, остался письменный хвалебный отзыв, то после Павла I остались документы иного характера.

Казанский гражданский губернатор Д. С. Казинский 2 апреля 1798 года пишет чебоксарскому городничему, надворному советнику Копылову: «Его Императорское Величество в нынешнем году предпринимает путешествие через Москву в Казань а отсель обратно в Санкт-Петербург для сего нужно чтобы по дороге от Казани к Москве на всякой почтовой станции и в городах поставлено было заблаговременно по сту (100) хороших лошадей немолодых и не старых но совершенно к езде способных и к ним определены были исправная упряжа и по всякой тройке по одному ямщику из людей нестарых и немолодых но расторопных проворных и знающих езду»

На этом я прерываю текст наставления, а оно состояло из 8 пунктов.

И настал день 23 мая, когда к обеду в Чебоксары прибыл император. Императору были преподнесены серебряное под золотом блюдо и солонка с изображением в середине казанского, а по сторонам четырех гербов. Подарок обошелся в 395 рублей 55 копеек. Питание ПавлаI и его свиты стоило 693 рубля 86 копеек.


  1. ^ Интересные факты


Учитель:

Лет двести назад город славился своим колокололитным производством, здешние колокола имели цену даже в Париже и Лондоне. В Чебоксарах колокола отливали и санным путем вывозили на внешний рынок. При пожаре 1773 года сгорело несколько колокольных «заводов». После пожара колокололитное дело пошло на убыль. С развитием железнодорожного транспорта город остался в бездорожной глубинке — и Чебоксары не выдержали конкуренции с городами, расположенными на железнодорожных путях, к примеру с Нижним Новгородом, Вяткой. Чебоксары перешли на литье малых форм — колокольчиков и бубенцов, но и здесь они не могли соперничать с валдайскими мастерами. Мастер Рязанов был один последних умельцев ныне забытого промысла.

«Мунча» - так чуваши называли бани. Бани «по-белому» заимствованы от русских в XIX веке.

Однако чуваши долгое время предпочитали бани с топкой «По-черному», где печки не имели труб. В досоветский период в Чебоксарах не было коммунальной бани. Газета «Канаш» писала, что до 1924 года, некоторые чебоксарцы «помыться и попариться едут в Казань».

  1. ^ Столица Чувашии


Учитель истории:

Современная история города началась 24 июня 1920 года с образования Чувашской автономии. Где быть столице Чуваши - этот вопрос ставился в начале двадцатых годов. В народе ходит такая легенда: когда чувашская делегация была принята В. И. Лениным, он одобрил идею создания автономии, предложил назвать республикой. Спросил членов делегации: где будет столица?

«В Чебоксарах»,— ответили Ленину. Владимир Ильич представил, как трудно будет с жильем и служебными помещениями в городке с населением пять тысяч человек, и задал встречный вопрос: не лучше ли избрать Симбирск? Но делегаты повторили: «Чебоксары». Тогда Ленин сказал: «Что же, вам виднее». В те же двадцатые годы предлагалось перевести столицу в Канащ, железнодорожный поселок—географический центр, куда за один день можно было доехать на подводе из любой отдаленной области. Но этого не произошло.


^ Железно-скобяной магазин

Мост через р. Чебоксарку




  1. Культурное развитие города Чебоксары


Ученик 4:

17 мая 1930 года газета «Канаш» порадовала читателей сообщением, что в Чебоксарах будет звуковой кинотеатр, зал которого рассчитан на 700 мест. В публикации говорилось, что здесь, кроме просторного вестибюля, будут фойе, комнаты для чтения и игр в шахматы и шашки, ленинский уголок. В аппаратной — четыре установки, по две для демонстрации звуковых и неозвученных фильмов.

Весть была воспринята с великой радостью, ибо до этого в столичном городе с 1925 года действовал «летний» театр, он располагался в дощатом сарае, а круглогодовой — в рабочем клубе на улице Карла Маркса, в, бывшем купеческом складе. В этих кинотеатрах демонстрировались «немые» фильмы, озвученных еще не было. Каждый сеанс проходил с музыкальным сопровождением — игрой на пианино или рояле. Бывало, играли на гармони. Идея создания кинотеатра преднадлежала «Чувашкино».



Открытие кинотеатра состоялось 17 февраля 1933 года. При этом аншлагом извещалось, что «первым экраном демонстрируете художественный фильм «Златые горы». Желающих посмотреть его было так много, что билеты пришлось распространять через организации. Кинотеатр в те годы являлся единственным в городе зданием с самым вместительным зрительным залом. Поэтому здесь проходили съезды, конференции, собрания...



В 1953 году в конце апреля начались работы по реконструкции кинотеатра «Родина» по проекту архитектора Ф. С. Сергеева. Затем его отдали под Дом молодежи.





  1. ^ Город сегодня


Ученик 5:

Современные Чебоксары попадают в категорию городов из «золотой середины»: их численность до полумиллиона жителей. С таким населением город становится дееспособным, с полным экономическим циклом самообслуживания, но одновременно он еще не перерастает в мегаполис. Здесь реализован принцип, в соответствии с которым город – это не совокупность дорог, а система улиц. Главное – это набережная города. Здесь реализован еще один почти фантастический для России принцип: автомагистрали не должны проходить вдоль реки. Своеобразием города является его просматриваемость практически с любой точки. Идя по его улицам, постоянно выходишь на какие-то смотровые площадки, когда город оказывается как на ладони.




  1. ^ Достопримечательности города Чебоксары


Ученик 6:

В Чебоксарах построены современные пришкольные спортивные комплексы с игровыми площадками, появились шахматно-шашечный клуб, теннисный корт, новый стадион «Старт», центр зимнего плавания, «Сноубод – парк», к услугам горожан открыты 13 катков, 20 лыжных трасс, 22 пришкольных катка, 62 площадки для зимнего футбола, трассы для скоростного спуска на санях. Ко Дню города в 2008 году открыты новые спортивные объекты – футбольное поле с искусственным покрытием на стадионе «Олимпийский», спортивный стадион в Южном посёлке по ул. Низами, спортивная площадка в посёлке Альгешево. Всего 889 спортивных сооружений помогают чебоксарцам в занятиях спортом и физкультурой. В 2008 году в спортивно-массовых мероприятиях приняли участие более 100 тысяч человек.

Спортсмены Чувашии в последнее десятилетие занимают ведущие позиции не только среди россиян, но и на мировой арене. Продолжая традиции, заложенные знаменитым бегуном, первым олимпийцем и медалистом Олимпийских Игр из Чувашии Ардалионом Игнатьевым, сегодня спортивную славу Чебоксар представляют выдающиеся спортсмены: чемпионка XXVI Олимпийских игр Елена Николаева (спортивная ходьба), серебряный призер XXVIII Олимпийских игр Олимпиада Иванова (спортивная ходьба), многократный чемпион России, Европы и мира по кикбоксингу Алексей Соловьев, чемпионка мира по маунтинбайку Ирина Калентьева и много других выдающихся спортсменов.


Учитель:



Бюст "железного Феликса» изготовили скульптор А. Брындин, архитектор А. Орешников в 1982 году . Медный бюст установлен на высоком постаменте из красного гранита у здания Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чувашской Республике.



Бронзовый памятник Ивану Яковлеву, чувашскому просветителю (скульптор Д. Народницкий, архитектор Г. Саевич) установлен в 1970 на пр. Ленина перед зданием Национальной библиотеки Чувашской Республики. Бронзовая литая статуя сидящего человека (весом более 3 т) установлена на двухступенчатый стилобат, облицованный квадратами полированного чёрного гранита.



Памятник герою гражданской войны Василию Чапаеву (скульптор П. Баландин и архитектор В Морозов), установленный в сквере имени легендарного комдива в 1960 году.



Памятник герою Советского Союза, летчику

космонавту Юрию Гагарину (скульптор Г. Постников, архитектор Б. Шимарев). Установлен в Чебоксарах на одноименной улице в день 15

летия первого полета человека в космос. Фигура первого космонавта, выполненная из серебристого металла

алюминия, поставлена на чёрный гранитный пьедестал. На отдельной гранитной плите, установленной на земле позади памятника, надпись: "Столице Чувашии

городу Чебоксарам

от военных художников студии имени М.Б. Грекова".









Монумент «Мать Покровительница».Фигура женщины чувашки в национальном костюме .Руки, раскинутые в стороны. Широкая лента вокруг постамента украшена чувашскими звездами. Размер памятника вместе с постаментом составляет 46 метров.







Чебоксары имеют город спутник — Новочебоксарск. 2 марта 2008 года был проведён референдум по объединению городов Чебоксары и Новочебоксарск в один городской округ, но большинство новочебоксарцев проголосовало против объединения.



Заключение

Можно сколько угодно верно говорить о любви к Отечеству, но в сущности - оставаться чуждым ей. Ибо любовь - это прежде всего умение жертвовать во имя того, что любишь. Жертвовать многим, а иногда и жизнью. Тот, кто любит по-настоящему, жертвует с радостью, с ощущением исполненного долга. Повторив слова классика, скажем: любовь -долг". И этот долг - великое счастье. Родина дала нам счастье быть, знать достоинство нашего народа, она одарила нас несравненным языком, который вместил всё многообразие и все оттенки жизни и в здоровой и стройной чистоте литературной речи являет собой поистине чудо образного отражения мира. Разве можно забыть, что история наша исполнена примеров, достойных восхищения?


И все это обязывает нас защищать не только границы Отечества, но и его историческую память, и его великий язык. Да, мы должны защищать, хранить наследие Отечества и стремиться постоянно быть достойным его. А это -великий труд. Без постоянного труда, вдохновленного мыслью о Родине, - нет патриотизма, а может быть лишь мерцание, отблеск его. Любовь к Родине - это самоотверженный труд. И наш долг учить этому молодое поколение.


Библиографический список


  1. В. П. Иванов, В. В. Николаев, В. Д. Дмитриев. Чуваши. Этническая история и традиционная культура. Москва, 2000.

  2. В. П. Иванов, Чувашский этнос. Чебоксары, 1998.

  3. В. В. Николаев, История предков чувашей. XXX в. до н. э. — XV в. н. э., Чебоксары, 2005.

  4. В. Ф. Каховский, Происхождение чувашского народа, Чебоксары, 2003.

  5. Гурий Комиссаров (Кури Вантер), Чăваш халăх историйĕ, Шупашкар, 1990.

  6. Культура чувашского края, Чебоксары, 1995.

  7. Чувашские народные сказки, Чебоксары, 1993.


Ссылка


http://www.archives21.ru/default.aspx?page=./4220/4227/4481/4965


Приложение

Памятники

Всего в городе находится 97 памятников истории и культуры, 23 из которых — федерального значения.

^ Памятники знаменитым людям

Памятник Сталину в Чебоксарах (демонтирован)

Памятник Ленину (на площади Республики);

Памятник Ленину (на площади Победы);

Памятник Гагарину в Чебоксарах

Памятник Ленину (на территории завода «Текстильмаш»);

Памятник Ленину (в районе ХБК);

Памятник Гагарину;

Памятник Калинину;

Памятник Андрияну Николаеву;

Памятник Чапаеву (в сквере Чапаева);

Памятник Чапаеву (в районе ХБК);

Памятник Максиму Горькому;

Памятник Константину Иванову (на Красной площади);

Памятник Константину Иванову (на улице Константина Иванова);

Памятник Ивану Яковлеву (на проспекте 9-ой Пятилетки);

Памятник Ивану Яковлеву (у Национальной библиотеки);

Памятник Бичурину (в Северо-Западном районе);

Памятник Бичурину (в Южном районе);

Памятник Петру Егорову;

Памятник Михаилу Сеспелю.

Памятник Святославу Федорову;

Памятник Надежде Крупской.




Гимн Чувашской Республики

Слова — И. Тукташ

Музыка — Г. ЛебедевТекст


Первый куплет


Çурхи тěнче вăраннă чух:

Хаваслă кун шăраннă чух,

Чун савăнать: чěре сикет,

Çěршывăм çинчен юрлас килет.


Тăван çěршыв,

Тăван çěршыв,

Асран кайми

Юратнă çěршыв.

Тăван çěршыв,

Тăван çěршыв,

Мухтав сана,

Çуралнă çěршыв!

Тăвансемпе пěрлешнě чух,

Чăваш тěнчи çěкленнě чух,

Чун савăнать: чěре сикет,

Татах та хастар пулас килет.


Яшсем-херсем вылянă чух,

Атте-анне ăс панă чух,

Чун савăнать: чěре сикет,

Татах та нумай пурнас килет.


Когда весны широкий свод

Лучи живые щедро льёт, -

На добрый лад судьбу верша,

О крае родном поёт душа.


Припев


Поклон тебе,

О Родина,

Красавица

На все времена.

Поклон тебе,

О Родина,

Да славится

Родная страна!


Второй куплет


Народ народу — друг и брат,

Отныне и чуваш крылат,

На добрый лад судьбу верша,

О силе людской поёт душа.


Третий куплет


Отца на смену выйдя в путь,

Ты, юность, им опорой будь.

На добрый лад судьбу верша,

О жизни большой поёт душа.




Скачать 168,14 Kb.
оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер168,14 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх