Пятая республиканская научно-практическая конференция “ icon

Пятая республиканская научно-практическая конференция “


Смотрите также:
Iii республиканская научно-практическая конференция студентов...
Республиканская научно-практическая конференция Чувашский Государственный университет им. И. Н...
Тема Результат...
Пятая международная научно-практическая конференция «Государство и банки партнерство в сфере...
№1 Республиканская научно-практическая конференция с международным участием...
Республиканская научно-практическая конференция учащихся “...
1. список положений республиканская научно-практическая конференция «актуальные проблемы...
Межрегиональная научно-практическая конференция...
В ену проходит III республиканская студенческая научно-практическая конференция по математике...
Заседание научной сессии планируется проводить по следующим секциям: Научно-методическая работа...
Ii межрегиональная научно-практическая конференция 24 ноября 2011 г...
Региональная научно практическая конференция пр облемы...



Загрузка...
скачать




Пятая республиканская научно-практическая конференция

МОЛОДЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ – РЕСПУБЛИКЕ КОМИ”

в рамках Всероссийской научно-социальной программы

Шаг в будущее”


РАСТИТЕЛЬНАЯ СИМВОЛИКА В СВАДЕБНЫХ ОБРЯДАХ

ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ И СЕВЕРНЫХ РУССКИХ


АВТОР:

Волокитина Надежда Александровна

Республика Коми, г.Сыктывкар

Коми республиканский академический лицей при СГУ


НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

Рогачев М.Б. – преподаватель истории


Республика Коми

2002


Растительная символика в свадебных обрядах финно-угорских народов и северных русских.

Волокитина Надежда Александровна

Республика Коми, г.Сыктывкар

Коми республиканский академический лицей при СГУ

11 класс (5 курс)

Введение

Заключению брака все народы мира придают огромное значение. Ведь институт брака и обряд свадьбы – одно из самых сложных явлений в культуре любого народа. Сам брак в прошлом являлся переходным и важным этапом в жизни не только для отдельной личности, но и для родовой общины в целом. Вступление в брак означало переход в новый социальный статус, создание новой социальной ячейки.

Символика растительности в различных ее проявлениях практически универсальна и присутствует в свадебных обрядах почти всех народов мира. Материалы по традиционной свадьбе славян, собранные в ХIX-XX вв., показывают наличие в свадебном обряде обширной растительной символики. В традиционном свадебном обряде коми символика растительности выражена не так ярко. Вероятно, это связано с тем, что свадьба коми стала изучаться намного позднее, когда ряд ее древнейших элементов уже был утерян.

Цель данной работы – изучение символики растений в свадебном обряде коми при помощи метода сравнительного анализа с обрядами других финно-угорских народов и северных русских.

В работе использованы материалы исследований В.Н.Белицер [1], Ф.В.Плесовского [2], В.Э.Шарапова [3,4], О.И.Уляшева, И.В.Ильиной [5], В.А.Семёнова [6,7], Н.С.Коровиной по коми этнографии и фольклору. В качестве источника привлекались неопубликованные материалы из архива ИЯЛИ КНЦ УрО РАН [8]. Привлекался сравнительный материал по этнографии русских (Д.К. Зеленин [9], И.И. Шангина [10]), саамов (Н.М.Теребихин [11]), финнов и карел (А.П.Конкка [12]), коми-пермяков (В.Н.Белицер [1], Ю.П.Шабаев, Л.С.Никитина [13]).


^ Основная часть.

Коми этнограф В.П. Налимов в подробнейшем проекте предстоящих полевых разысканий формулирует свою задачу следующим образом: “Я буду продолжать исследование религиозного мировоззрения зырян и пермяков, преимущественно изучая географическое распределение верований, стараясь, таким образом, определить, что составляет древнее верования, а что носит характер позднейших заимствований”. По мнению исследователя, разрешение этой задачи возможно “только при сравнительном изучении верований зырян, других финно-угорских народов и русских” [14]. И хотя задача данной работы и задача В.П.Налимова различны, предложенный метод может дать результаты и для этого исследования.

Для начала хотелось бы провести сравнение проявлений растительной символики у некоторых финно-угорских народов и у народа коми. Как уже говорилось, символика растительности практически универсальна и присутствует в свадебных обрядах почти всех народов мира, в том числе и финно-угорских народов. На это указывает и ряд традиций. Например, у коми дорога невесты в баню (в перспективе в дом жениха) украшалась веточками березы, еловые ветви бросались под ноги молодым при входе в дом жениха [3]. В Карелии и у восточных финнов было принято бросание веток в подол молодой. Хвойные ветки (согласно произносимым при этом словам) способствовали семейному счастью и рождению детей. Эти свойства хвои и хвойных веток были зафиксированы в представлениях северных карел [12].

Помимо символики растительности столь же универсальна и идея мирового древа, лежащая в основе представлений о строение Вселенной. Образ мирового древа засвидетельствован практически повсеместно или в чистом виде, или в вариантах – “древо жизни”, “древо познания” и т.д. Ряд фактов говорит о том, что образ мирового древа соотнесен с общей моделью брачных отношений и – шире – с преемственной связью поколений, генеалогией рода в целом [15].

В Карелии существовал интересный обычай - вырубание карсикко. Карсикко - это особым образом обрубаемое или срубаемое хвойное дерево. Обычай делать карсикко был связан с переходным или иным важным для отдельной личности и родовой общины жизненными ситуациями, к которым можно отнести и свадьбу. Имеются сведения о вырубании карсикко для молодой, впервые после свадьбы принимавшей участие в работах вне дома. Сведения о вырубании карсикко для молодой, называемого хуррикас, зафиксированы в Северной Финляндии. В провинции Северная Карелия (Финляндия) “именное дерево” обрубалось для каждой пришедшей в дом невестки. Хорошее состояние и рост дерева означали счастье и удачу для конкретного лица, высыхание – болезнь и короткий век. Поэтому за деревьями ухаживали и приносили им пожертвования [12].

Нечто отдаленно напоминающее обряд вырубания карсикко можно встретить и у саамов. В.В.Чарнолуский во время обследования горы Праудедков обнаружил странное дерево: “Оно было лишено коры. Обнаженный, свободный от коры остов его белел от солнечного загара. Дерево ”росло” вверх корнями. Я не сразу сообразил, что оно именно не росло, а было воткнуто вершиной в расселины камней, корнями вверх”. Дерево это называли “деревом дружбы”, и с ним был связан соответствующий миф, объяснявший его происхождение. Злой дух превратил юношу в лося. Девушка освободила его из темницы, и в “знак дружбы с девицей лось вырвал самую красивую, самую большую сосну, что росла около дома, перевернул её корнями вверх и воткнул её в землю”. Есть сообщения, что до сих пор особым образом отмечают и выделяют те места, где “растут” деревья, поставленные “вверх ногами”. “Дерево дружбы” и карсикко - это своеобразные варианты мирового древа [11].

В свадебных обрядах коми особое отношение к деревьям также нашло своё отражение. Во многих областях Коми обряд сватовства начинается с иносказаний. И нередко сваты называют девушку “самым лучшим бревном из красного угла” или “самым большим бревном из простенка”, а некоторые этнографы проводят параллель между “лучшим бревном” и мировым древом. В коми свадьбе символом мирового древа также являлась матица (потолочная балка избы). Сваты по приходе в дом невесты не переходили черты под матицей. На матицу невеста плескала остатки вина. Под матицей производилось характерное для удорской свадьбы надевание креста. Под матицей зачастую заключался брачный договор, здесь жених и невеста порою получали благословение родителей. Матица, как бы связывая мир богов и предков, переносила их благорасположение на новобрачных.

По мнению известного этнографа и фольклориста Ф.В.Плесовского, если сопоставлять описание свадьбы коми с описаниями свадьбы других народов, то наиболее близкой к коми является свадьба русского народа. В прошлом многие авторы серьезных монографий о народе коми писали о неоригинальности свадьбы коми, о заимствовании последними всех обрядов от русских.

При поверхностном ознакомлении со свадьбой коми может показаться, что это действительно так и есть. В основных моментах в обрядах коми и русской свадьбы сходства действительно много. Сватовство, рукобитье, девичник, собственно свадьба (пир у жениха) в ряде мест проходят почти одинаково. Одни и те же лица являются ведущими в обряде - дружки, крестные родители жениха и невесты и т. д. Много сходных черт и в деталях. Это говорит о том, что коми, вступив в общение с русскими, переняли у них некоторые обычаи и обряды. Но все же говорить о неоригинальности коми свадьбы не стоит. Заимствовалось, по-видимому, то, что не противоречило местным обычаям и традициям. Не оказались, например, заимствованными широко распространенные у русских обычаи, связанные с девичьей красотой. В русской свадьбе “Девья красота” изображалась в виде елочки убанченной разноцветными лоскутками. В свадьбе коми не жгли “красоту” на посиделках; не заносили ее в день свадьбы в дом невесты и т.д. Коми вариантом русской “девьей красоты” можно назвать обычай украшать палку дружки разноцветными лоскутьями. И опять же можно сопоставить свадебную елочку, украшенную цветами, и палку дружки с мировым деревом.

Но останавливаться только на символике деревьев в свадебных обрядах финно-угорских народов и русских не стоит. Ведь в связи с развитием земледелия, большой ролью зерна и хлеба в жизни крестьян возрастает обрядовое значение каши, зерна и хлеба. В некоторых районах Коми, в частности на Сысоле и на Вычегде, было принято раскидывать ячмень и рожь навстречу молодым. Подобный обычай существовал и на Печоре. В пути, имеется ввиду путь жениха и невесты, посыпали дорогу зерном, чтобы молодые счастливо жили [8]. Имеются сведения, что и у коми-пермяков существовал подобный обычай. В южных районах Коми-Пермяцкого национального округа молодых осыпали зерном и хмелем, а в северных районах, где население в прошлом мало занималось земледелием, вместо зерна свадебный поезд осыпали пухом, приговаривая: “ сколько пуха, столько богатства”. В русской свадьбе также было принято осыпать новобрачных зерном ”на счастье, богатство и деток”. Скорее всего данный факт говорит о том, что коми заимствовали этот обычай у русских, так как коми край - это лесная зона, население которой преимущественно занято охотничьим промыслом и земледелие появилось здесь относительно поздно.

Уяснению значения хлеба в свадебной обрядности были посвящены специальные исследования. Обращают на себя на себя некоторые особенности обрядовых хлебов, а именно их звероподобность, хлеба пекутся похожие на зверей и птиц. Таковы обрядовые хлеба белорусов, украинцев и русских. Полагается, что этот факт свидетельствует о перенесение функций, которыми наделялись тотемы, на растительный продукт. Началом замены тотемных животных хлебом можно считать “курник” - круглый пирог, начиненный курицей. У коми также существовали подобные обрядовые хлеба. Например, известен факт именования рыбного пирога “курником” у удорских коми, именования деревянной посуды для вареной рыбы “курником” у вымских коми.

Любопытен также еще один факт, приведенный Д.К. Зелениным в его работе “Восточнославянская этнография”. Он говорит о том, что и русские, и украинцы, и белорусы пекут к свадьбе ритуальный хлеб, правда разных форм. Кроме того, хлеб украшают и другими способами, главным образом растениями. Здесь отчетливо выступает связь обрядового хлеба с украшенным деревцем, которая наблюдается во всех районах расселения восточных славян. Кое-где, однако, украшенное деревце встречается вне всякой связи со свадебными караваями, хотя в этих случаях его втыкают в большой хлеб, реже в миску с зерном.

У тех севернорусских, среди которых преобладали выходцы из Владимиро-Суздальских земель, ритуальный свадебный хлеб полностью соединился с украшенным деревцом под названием курник (т.е. хлеб, украшенный птицами), сады, елка, девья красота. Напротив, у тех севернорусских, среди которых преобладали выходцы из Новгорода, в качестве свадебного каравая берут обычный хлеб, которым благословляют жениха и невесту. Такой хлеб никогда не бывает украшен растениями [9].

Все выше изложенное позволяет предполагать о том, что либо обряды с кашей и хлебом у коми не являются заимствованными (вот почему нет фактов, говорящих об украшении свадебных караваев растениями), либо они все же были заимствованы у русских, но у тех, среди которых преобладали выходцы из Новгорода. Данную версию подтверждает также общеизвестный факт, опирающийся на материалы археологических раскопок и письменные источники, что первыми русскими, вступившими в контакт с коми, были русские из Новгородских земель. Есть и третья версия, просто обычай украшать хлеб растениями не прижился у коми, как и в случае с “девьей красой”. Заимствовалось, по- видимому, только то, что не противоречило местным обычаям и традициям.

Также Зеленин отмечает, что у русских, среди которых преобладали новгородцы и обрядовый свадебный каравай не украшался растениями, роль ритуального дерева мог играть березовый банный веник, который иногда украшали. Поэтому, рассматривая символику растений в свадебных обрядах, нельзя пройти мимо такого интересного объекта как банный веник. Очень часто использованные веники коми применяли в гаданиях. Например, в Иванов день веники бросали в реку: утонул веник – болезнь, беда; прибило к берегу – жизнь без перемен; унесло по реке – дальняя дорога, радость, для девушки – выход замуж [5]. По другим сведениям скорая свадьба ожидалась если веник прибьет к берегу [1]. Гадали на вениках и на Мезени, где как известно проживает смешанное население русские и коми. В д. Лебском топившие баню клали в веники разные предметы – рюмку, папиросы, куклу и т. д. Девушки вытягивали веники и гадали по полученным предметам о своей будущей судьбе и о характере будущего мужа. Но веники использовались не только для гадания, иногда у коми веники, которыми парились молодые, скармливались коровам, возможно это делалось с целью уберечь скот от болезней. Нельзя пройти мимо еще одного любопытного факта относящегося к данной теме. У прилузских коми считалось, что приворожить девушку к немилому ей жениху во время сватовства можно с помощью приворотного любовного напитка, приготовленного из высушенных листьев березового банного веника, которые пристали к телу жениха во время парения в бане. Сразу же вспоминается известная русская поговорка: “ пристал как банный лист”. Интересный обычай связанный с банным веником существовал и у коми-пермяков. Перед тем как невеста шла в баня, которую устраивали перед свадьбой, мать приносила ей пару веников, на которых лежит каравай хлеба и ярушник. А когда невеста выходили из бани в руках она держала веник. Веник этот она перебрасывала через голову, потом кланялась на все четыре стороны и говорила спасибо теплой баенке, милому братцу, подружкам и т. д. Для чего и с какой целью это делалось неизвестно.

Итак, приведенные выше примеры говорят об универсальности растительной символики в свадебном обряде и о существовании у родственных и соседних народов сходных или перекликающихся обычаев. Но все же хочется остановиться еще на одном факте. Лучше всего растительная символика прослеживается в свадебной поэзии, в песнях или в причетах, и не только у коми но и у русских. И хотя эта тема была разработана в предыдущей работе, хотелось бы остановиться на двух свадебных причетах коми. Первое из них обращено к жениху и записано на Верхней Вычегде:

“Майбыр”, мой жених,

Как верба у крутого берега,

Как веник у Вычегды.

Второе причитание обращено к брату:

Русская верба, мой младший брат,

Поднятый мною из грязи,
^

Которого я на руках укачивала


(с.Прокопьевка) [2]

Эти причеты интересны не только своими оригинальными сравнениями, но также тем, что в них говорится о вербе. Надо заметить, что верба в причетах, да и в других обрядах у коми встречается крайне редко. Возможно, это связано с влиянием христианства на более древние традиции. Налицо заимствование коми традиций другого народа, и наложение их на более древние представления и обряды.

Надо заметить, что не только коми заимствовали обряды у других народов. Ведь даже у русских не выделяют единой свадьбы, она разнородна в различных районах. При более глубоком анализе русского свадебного обряда нетрудно обнаружить в нем элементы, заимствованные у греков: свадебный каравай, украшенное деревце, омовение и другое; они лишь приобрели новый, более или менее самостоятельный характер.

Заключение

В заключение можно сказать, проявление растительной символики в свадебных обрядах присутствует, в той или иной мере, у всех рассматриваемых народов. Также можно отметить ряд схожих элементов и представлений, сравнение которых помогает определить, что же является древнейшим самобытным обычаем, а что было заимствовано. Свадьба любого народа представляет собой живой, подвижный ритуал, который не является каким-то застывшим материалом, с годами обряд свадьбы изменяется, появляется что-то новое, исчезает старое, одни обряды сохраняются не полностью, теряется смысл других. Поэтому и появляется много сложностей и вопросов при изучении обряда свадьбы.

Уже не раз упоминалась универсальность идеи мирового дерева, как модели вселенной, но для разных народов она имеет разные формы выражения. Вероятно, это связано с тем, какой аспект был важен для конкретного народа. Ведь если у карел больше связи с символикой географического ландшафта (карсикко), то у коми и русских с пространством дома (матица, “девья краса”), переходящего в своеобразный микрокосмос.

Свадьба является одним из важнейших обрядовых комплексов жизненного цикла и не последнюю роль в ней занимает символика растений. К сожалению, этот аспект изучен еще очень слабо, как впрочем и сама свадьба, и сравнение финно-угорских народов с северными русскими помогает лучшему изучению особенностей коми свадьбы.

Список литературы.

1.Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми XIX – начала XX в. – М., 1958.

2.Плесовский Ф.В. Свадьба народа коми. – Сыктывкар, 1968.

3.Шарапов В.Э. Берёза, сосна, ель в традиционном мировоззрении коми// Эволюция и взаимодействие культур народов северо-востока Европейской части России: Тр. ИЯЛИ КНЦ УрО РАН. – Вып.57. – Сыктывкар,1993. – С.126-147.

4.Шарапов В.Э. Некоторые секреты привораживания (о символике и психологии традиционной любовной магии коми) // Вестник культуры. – Сыктывкар, 1997. –С.44-54.

Ильина И.В. Народная медицина коми. – Сыктывкар, 1997.

6.Семёнов В.А. Традиционная духовная культура коми-зырян: ритуал и символ. – Сыктывкар, 1991.

7.Семёнов В.А. Традиционная семейная обрядность народов Европейского Севера. - СПб, 1992.

8.Причеты Печорского края. Рукопись // Научный архив КНЦ УрО РАН. Ф.1. Оп.1 Д.56.

9.Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. – М., 1991.

10.Шаньгина И.И. Русские традиционные праздники. –СПб., 1997.

11.Теребихин Н.М. Сакральная география русского севера. – Архангельск, 1993.

12.Конкка А.П. Карельское и восточнофиннское карсикко в кругу религиозно-магических представлений связанных с деревом // Этнокультурные процессы в Карелии. – Петрозаводск, 1986. – С.85-112.

13.Шабаев Ю.П., Никитина Л.С. Традиционная коми-пермяцкая баня // Эволюция и взаимодействие культур народов северо-востока Европейской части России: Тр. КНЦ УрО РАН. – Вып. 57. – Сыктывкар, 1993. – С.51-61.

14.Шарапов В.Э. Материалы В.П.Налимова по традиционному мировоззрению коми в исследованиях европейских финно-угроведов первой половины XX века. // Арт. Сыктывкар, 2000. №1.

15.Мифы народов мира. Т.1 – М., 1987. – С.398-406.




Скачать 119,87 Kb.
оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер119,87 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх