Кафедра теории и истории культуры icon

Кафедра теории и истории культуры


Смотрите также:
Магистерская программа № Кафедра: теории и истории культуры Направление : искусство и...
Магистерская программа № Кафедра: теории и истории культуры Направление : искусство и...
Программа государственного междисциплинарного итогового экзамена по «истории и теории культуры»...
Программа государственного междисциплинарного итогового экзамена по «истории и теории культуры»...
Программа № Кафедра теории и истории культуры. Направление: «Искусства и гуманитарные науки»...
Программа №522800 Кафедра: «Теории и истории культуры»...
Программа №522800 Кафедра: «Теории и истории культуры»...
Тема предмет теории культуры...
Бакалаврская программа № Кафедра: теории и истории культуры Направление : искусство и...
Бакалаврская программа кафедра: Теории и истории культуры Направление: Искусства и гуманитарные...
Бакалаврская программа № Кафедра: этики Дисциплина: Проблемы современного гуманитарного познания...
Сведения о научном направлении кафедры теории и истории государства и права....



РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ


факультет гуманитарных и социальных наук

бакалаврская программа №

Кафедра теории и истории культуры




Направление: ИСКУССТВА и ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ




Дисциплина: Культурология / Теория культуры




Кредит: 3 кредита (1 семестр)



Статус дисциплины: ГСЭ. Р. 01 (обязательная)


1 семестр – 40 часов (лекции) и 20 часов (семинары) на группу Самостоятельная работа – 18 часов. Всего = 98


Экзамен – первый семестр.


Преподаватель: доктор филологических наук, профессор Сахно Ирина Михайловна


Часы консультаций: по назначению


Телефон: 787 – 38 – 03* 1642


Е-mail: drsachno@msn.com


Кафедра: кабинет № 207


^

ОПИСАНИЕ КУРСА:




Предмет курса:



Культурология как междисциплинарный учебный курс, входящий в состав общефедеральной программы образования ( цикл ГСЭ – общие гуманитарные и социально экономические дисциплины), является теоретической базой для усвоения ряда других курсов гуманитарного профиля ( история цивилизаций, философия, социология, политология, теория коммуникации и межкультурная коммуникация), что определяет специфику его построения. Культурология как учебная дисциплина сравнительно недавно утверждена Минобразованием РФ в качестве обязательного предмета в большинстве вузов страны, но уже издано немало учебников и учебных пособий, зачастую отражающих разные аспекты теории или истории культуры. Структура предмета, построение курса и сегодня остается предметом дискуссий и отражает разные точки зрения, что свидетельствует о сложности и многогранности самого феномена культуры. Данная программа, с одной стороны, призвана максимально отразить требования Государственного образовательного стандарта, с другой стороны –представить в наиболее систематизированном и доступном для восприятия студентов первого курса виде содержание современных культурологических знаний, познакомить их с основным категориальным аппаратом современной культурологической мысли, а также с закономерностями в развитии мировых культур. Сказанное определяет основное содержание и построение курса. Предмет культурологи как учебной дисциплины определяют следующие характеристики:


    а) теоретические проблемы культуры: основные понятия и категории культуры, история культурологических школ, наиболее общие процессы в развитии художественной мировой культуры;

    б) фундаментальная культурология: гуманитарное и социально-культурологическое направление: история мировой художественной культуры, культура повседневности, морфология культуры, культурная семантика и семиотика культуры, культурная и социальная антропология, психология культуры;

    в) историческая культурология: исторические формы культуры от протоцивилизаций до наших дней, диалоги в пространстве культуры, культура нового и новейшего времени.



^
Цели и задачи курса:




    1. Дать студентам представление о культурологии как о

науке, синтезирующей все представления о человеке и обществе и изучающей культуру как специфическую модель человеческого бытия;

  1. Познакомить студентов со спецификой данной дисциплины,

    основными направлениями и категориальным аппаратом, существующим в рамках данной дисциплины;

    3. Представить в систематизированном виде содержание современных культурологических знаний: дать представление об истории культурологической мысли, раскрыть суть исторической типологии культуры, познакомить с формами и видами культуры Запада и Востока и новейшей современной культуры;

  1. Расширить кругозор студентов, повысить уровень их культурной компетентности;

  2. Научить студентов ориентироваться в новом культурном пространстве, обозначить путь междисциплинарных исследований в области предметного научного поля данной специальности.



^
Содержание курса:



Курс состоит из двух частей:



  1. « теория культуры» - студенты получают представление о культурологии как области социально-гуманитарного знания и знакомятся с основными категориями и понятиями фундаментальной культурологии, узнают об основных концепциях культуры, исторической и социальной типологии культуры и современных формах и видах культуры. В связи с тем, что культурология является базовым курсом для студентов отделения « Искусства и гуманитарные науки» особое внимание уделяется изучению основных понятий и категорий культуры: историческая типология культуры, виды современной культуры и функции культуры, культурные объекты и культурные формы, цивилизация и культура, культурные нормы и ценности, культурная компетентность, культурные традиции, образ жизни, обычаи, нравы, ментальность, культурные тексты, динамика культуры и культурогенез.

  2. « история мировой культуры» - студенты получают представление об основных исторических формах развития мировых культур ( от доисторических протоцивилизаций до истории мировой культуры ХХ века), особое внимание уделяется проблемам диалога не только русской и европейской культуры, культуры Запада и Востока, но и перекличкам и пересечениям разных видов искусства.

В результате освоения лекционного материала студенты должны:

  • знать основные категории и понятия современной культуры и ориентироваться в новом культурно-информационном пространстве;

  • иметь представление об основных исторических этапах развития мировой культуры, о межкультурной коммуникации, культурной компетентности и диалоге культур, вошедших в историю;

  • уметь самостоятельно оценивать культурные факты, явления и события разных эпох.



Организационно-методическое

построение курса:


Курс состоит из лекций и практических занятий (семинаров). Формат семинара – обсуждение историко-теоретических проблем по истории мировой культуры от протоцивилизаций до наших дней. На семинары выносятся вопросы, предложенные преподавателем для обсуждения. Проводится два письменных тестирования на основе пройденного материала в течение каждого семестра. Студенты пишут одну творческую работу (эссе) и итоговую контрольную работу по завершению работы в семестре. Студенты обязаны регулярно посещать все лекции и семинарские занятия. В случае пропуска без уважительных причин студент теряет 2 балла. Семинарские занятия призваны расширить культурное поле изучаемого предмета, поэтому все темы и список литературы по теме подбираются для студентов индивидуально с учетом их интересов, но в рамах обязательной программы. В проведении семинара принимают участие трое: один основной докладчик и двое содокладчиков, остальные - принимают участие в дискуссии, имея возможность набрать за каждое дополнительное выступление 10 баллов.
^
Условия и критерии выставления оценок:


От студентов требуется посещение лекций и семинарских занятий, обязательное участие в контрольных рубежных аттестациях, выполнение программы курса, предложенной ведущим преподавателем. Высоко ценится активная работа на семинаре (умение логично мыслить и структурированно излагать материал, творческий подход к освоению теоретического материала, способность правильно формулировать свои мысли), а также качество подготовки контрольных работ, тестов и письменных рецензий.

^
Балльная структура оценки:
Посещение занятий – 30 баллов

Активная работа на семинаре (научное сообщение, самостоятельное изучение и освещение дополнительных вопросов курса) – 50 баллов

Внутрисеместровая контрольная работа ( творческая работа – эссе) – 50 баллов

Итоговая контрольная работа – 50 баллов


^
Шкала оценок:


А 5+ - 166- 180

В 5 - 151-166

С 4 - 121-151

D З+ - 106-121

Е 3 - 91-106

FX 2+ - 61-91

F 2 – менее 61






неудовлетвори-тельно

удовлетв.

хорошо

отлично



кредит




сумма

баллов




F


FX


Е


D


С


В


А























2



2+



3



3+



4



5



5+


5

180

менее 61

61-91

91-106

106-121

121-151

151-166

166-180






























^
Пояснение оценок:



5А – выдающийся ответ

5В – очень хороший ответ

4С – хороший ответ

3+D – достаточно удовлетворительный ответ

3Е – отвечает минимальным требованиям удовлетворительного ответа

2FX –оценка 2 + FX означает, что студент может добрать баллы только до минимального удовлетворительного ответа

2F - неудовлетворительный ответ ( либо повтор курса в установленном порядке, либо основание для отчисления )


^ Правила выполнения письменных работ (эссе, контрольные письменные работы и тесты)


Письменные контрольные работы (рубежные аттестации) проводятся дважды на протяжении семестра в сроки, определенные деканатом. Перечень вопросов, выносимых на проверочную контрольную работу, дается студентам за две недели до аттестации. Конкретные вопросы, на которые предстоит отвечать студентам, определяются как варианты в день аттестации. Каждый вариант включает в себя один теоретический вопрос и словарь основных терминов и понятий (до пяти слов).

Студент должен писать работу самостоятельно, «своими словами», ссылаясь на первоисточники и учебные пособия. Важным критерием оценки работы является языковая компетентность учащегося: стиль изложения, орфография и пунктуация. Время написания контрольной работы – 2 академических часа. В течение семестра студенты должны подготовить письменную творческую рецензию(эссе) на просмотренный спектакль (премьерный показ), выставку или прочитанную книгу (писатель-лауреат Букеровской или любой международной премии). Критерии оценки письменных и творческих работ разъясняются в самом начале семестра. Для получения удовлетворительной оценки студенты должны выполнить все требования курса. Письменные работы предусматривают самостоятельную подготовку, использование источников широкого спектра. В случае затруднений, связанных с подготовкой к рубежным аттестациям или выполнением иных контрольных заданий, студент за консультацией может обращаться к преподавателю. Контрольная работа должна показать, насколько успешно студент осваивает учебную дисциплину, умеет ли он самостоятельно работать и логически мыслить.


^
Академическая этика.


Все имеющиеся в контрольной работе ссылки на источники обязательно оформляются, указывается также полный адрес сайта в Интернете. Студент обязан работать самостоятельно, все случаи плагиата должны быть исключены. Преподаватель имеет право не аттестовать студента, если он цитирует материал из учебных пособий или научной литературы без указания первоисточников.


^ СПИСОК ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


УЧЕБНИКИ и УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ:



    1. Антология культурологической мысли / Отв. ред. Мамонтов С.П. и Мамонтов А.С. – М.,1996

    2. Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. – СПб.,1997

    3. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. - М.,1998

    4. Борзова Е.П. История мировой культуры. - СПб., 2001

    5. Габричевский А. Морфология культуры. - М.,2002

    6. Гуревич П.С. Культурология. - М., 2005

    7. Гуревич П.С. Культурология. Хрестоматия. - М.,2004

    8. Гуревич П.С. Философия культуры. – М.,1994

    9. Ерасов Б.С. Социальная культурология в 2х т. - М., 2003

    10. Емельянов Ю.Н. Введение в культурантропологию. – СПб.,1997

    11. Ионин Л.Г. Социология культуры.- М.,1996

    12. Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. – СПб.,1997

    13. Кравченко А.В. Культурология. Учебное пособие для вузов. Изд. 5-е. - М., 2003

    14. Кондаков И.В. История русской культуры.- М.,2003

    15. Культурология / Под.ред. Г.В.Драча – М., 2005

    16. Культурология / Под. ред. Н.Г.Багдасарьяна. – М., 1998

    17. Культурология в вопросах и ответах / Под ред. Г.В.Драча - М., 2002

    18. Культурология. История мировой культуры / Под ред. Марковой - М.1998

    19. Культурология. / Под ред. Кузнецовой Г.Ф. – М.,2003

    20. Культурология. Основы теории и истории культуры / Под ред. И.Ф. Кефели – СПб., 1996

    21. Орлова Э. Введение в социальную и культурную антропологию. - М., 1994

    22. Оганов А.А. , Хангельдиева И.Г. Теория культуры. - М.,2003

    23. Ортега-и-Гассет Х. Философия. Эстетика. Культура. – М.,1993

    24. Соколов Э.В. Культурология. - М.,1999

    25. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Культурология. Теория культуры. Второе изд-ие, дополненное. М.,2004

    26. Туровский М.Б. Философские основания культурологии. - М.,1999

    27. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М., 2002

    28. Черная И. Введение в теорию культуры. – М.,2003



^ СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА:


2.1 Культурология ХХ века. Антология. - М., 1995

    1. Культурология ХХ век. Энциклопедия в 2х томах. – СПб.,1998

    1. Краткий словарь по эстетике. - М., 2002

2.4 Современная западная социология. – М., 1992

2.5 Современная западная философия. – М.,1991

2.6 Словарь символов в искусстве / Сост. Карр-Гомм С. – М.,2003

    1. Лисовский И., Ревяко К. Античный мир в терминах, именах, названиях. - Минск, 2001

    2. Смирнова Е.Д. и др. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. - Минск, 2001

    3. Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований. - СПб., 1997

    4. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. - М., 2000

    5. Энциклопедия символизма / Под ред. Ж.Касу - М., 2002

    6. Энциклопедический словарь культуры ХХ века / Под ред В.Руднева. –М.,2001

    7. Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический словарь. / Под ред. И.П. Ильина - М., 1996

    8. Ильин И.П. Постмодернизм. - М., 2002

    9. Иллюстрированная энциклопедия искусства. Искусство античности. – М.,2003

    10. Иллюстрированная энциклопедия искусства. Искусство Возрождения. – М.,2003

    11. Иллюстрированная энциклопедия искусства. Новое время.- М., 2004

    12. Культурология . ХХ век. Словарь. – СПб., 1997

    13. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века / Под ред. Бычкова В.В.- М.,2003



^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:


    1. Ароматы и запахи в культуре / Сост. Ванштейн О. в 2х томах. – М.,2003

    2. Актуальные проблемы культуры ХХ века. - М.,1993

    3. Бахтин М.М Эстетика словесного творчества. - М.,1997

    4. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. – М.,1994

    5. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М., 1989

    6. Бодрийяр Ж. Система вещей. – М.,1995

    7. Бовуар С. де. Второй пол. – М.,СПб., 1997

    8. Буркхард Я. Культура Италии. – М.,2000

    9. Библер В. Цивилизация и культура. – М.,1993

    10. Вебер М. Избранное. Образ общества. – М.,1994

    11. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.,1997

    12. Голомшток И. Тоталитарное искусство. – М., 1994

    13. Гудков Л.Д. « Культура повседневности» в новейших социологических теориях. – М.,1988

    14. Данилевский Н. Россия и Европа. – М.,2002

    15. Завадский С.А., Новикова Л.И. Искусство и цивилизация. – М.,1999

    16. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. – М.,1998

    17. История мировой культуры. Наследие Запада. – М.,1998

    18. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. – М., 1993

    19. Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18 - первой половины 20 века (опыт энциклопедии). – М..1995

    20. Козловски П. Культура постмодерна. – М., 1997

    21. Кребер А., Клакхом К. Культура. Критический обзор концепций и понятий. – М., 2001

    22. Лихачев Д.С. Поэтика садов. – Л..1982

    23. Лотман Ю. Культура и взрыв. – М.,1992

    24. Лотман Ю. Об искусстве. - М.,1998

    25. Лосский Н Характер русского народа // Условия абсолютного добра. – М., 1991

    26. Ле Грофф Ж. Цивилизация средневекового Запада.- М.,1992

    27. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М.,1983

    28. Леви-Строс К. Путь масок. - М.,2002

    29. Маргинальное искусство. – М.,1999

    30. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. – М.,1983

    31. Мир философии: книга для чтения. Часть 2. Человек. Общество. Культура. – М., 1991

    32. Мосс М. Общество. Обмен. Личность. – М.,1996

    33. Ортега-и –Гассет Х. Восстание масс. – М., 2003

    34. Подорога В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию – М.,1999

    35. Ранкур- Лаферьер Д. Россия и русские глазами американского психоаналитика. – М.,2003

    36. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М.,1998

    37. Самопознание европейской культуры ХХ века. – М.,1991

    38. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца Х1Х начала ХХ века. – М.,1993

    39. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. – М., 1990

    40. Смелзер Н. Социология – М., 1994

    41. Современное западное искусство ХХ век: проблемы комплексного изучения. – М., 1998

    42. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры- М.,1989

    43. Соколов М.Н. Вечный Ренессанс. Лекции о морфологии культуры Возрождения. – М.,1999

    44. Сорокин П. Социологические теории современности. – М.,1992

    45. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989

    46. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М.,2002

    47. Тойнби А. Постижение истории. – М.,2003

    48. Тоффлер А. Футуршок. – СПб. ,1997

    49. Тоффлер А. Третья волна. – М.,2002

    50. Туганова О.Э. Современная культура США. – М.,1989

    51. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. – М.,1992

    52. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. – М.,СПб.,1997

    53. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. – М., 1995

    54. Фрезер Дж. Золотая ветвь. – М.,1986

    55. Фрезер Дж. Фольклор в Ветхом завете. – М.,2003

    56. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994

    57. Фукс Э. История нравов в 3х томах. – М., 1993-1994

    58. Шпенглер О. Закат Европы. – М.,1999

    59. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М.,1991

    60. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1998

    61. Яковлев В.Г. Искусство и мировые религии. М., 1999



^ ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ:


Неделя 1

Тема : Культурология как система знаний. Предмет и задачи курса (2 часа)


Статус культурологии и ее место среди других социально-гуманитарных наук. Предмет культурологии: фундаментальная, прикладная и историческая культурология. Цели и задачи, исследовательское поле: теория и история культуры, институты культуры и социокультурное прогнозирование. Предмет научного анализа в культурологии. Место культурологии среди других гуманитарных дисциплин. Понятие «культура», многозначность и ее дифиниции. Основные категории и понятия культурологии (тезаурус): функции культуры, цивилизация и культура, культурная компетентность, культурные традиции, образ жизни, культурные ценности и обычаи, нравы, ментальность, культурные тексты, динамика культуры и культурогенез.


Литература: Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М.,2002, стр.34-75, 119-124,134-144,177-182; Культурология ХХ век. Словарь.- СПб.,1997, стр. 28-33, 37-42, 248-253,508-511; Оганов А., Хангельдиева И. Теория культуры.- М.,2003, стр. 19-44; Бялик А. Культурология. Антропологические теории культур. М.,1998, стр. 1-16; Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Культурология. Теория культуры. М.,2004, стр.6-23.

Неделя 2.
Тема : Историческая и социальная типология культуры (2 часа)


Понятие « типология». Классификация культур по историческому типу. Цивилизационный подход в исследовании культуры в книге Н.Данилевского «Россия и Европа». Цивилизация как культурно-исторический тип: культуры первичные, одноосновные, двуосновные и четырехосновные. Принцип «локальных» культур и символистская концепция культуры О.Шпенглера (« Закат Европы»): знаки и символы культуры. «Осевое время» и универсальные культурные ценности К.Ясперса («Смысл и назначение истории»). Концепция локальных цивилизаций А.Тойнби ( «Постижение истории»). Социальная типология культуры, тип социальной солидарности как преобладающий фактор в классификации культуры (классификация А.Флиера). Социальные типы культуры: кровно-родственный , этнический и национальный, конфессиональный, социально-сословный и профессиональный.


Литература: Данилевский Н. Россия и Европа. – М.,2002; Тойнби А. Постижение истории. – М.,2003; Шпенглер О. Закат Европы. - М.,1999; Ясперс Я. Смысл и назначение истории. - М.,1998; Кузьменко О.Д. Историческая типология культуры // Культурология./ Под ред. Михеевой Л.Н. – М., 2002, стр.203-227; Флиер А. Социальная типология культуры // Флиер А. Культурология для культурологов. – М.,202, стр.154-164;Оганов А., Хангельдиева И. Типология культуры// Они же. Теория культуры.- М.,2003, стр.78-98; Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию.- М.,1994, стр. 204-208; Соколов Э.В. Культурология. - М., 1994, стр. 123-175; Морфология культуры. Структура и динамика.- М.,1994; Келле В.Ф. Цивилизация и культура // Келле В.Ф. От философии жизни к философии культуры. – СПб.,2001, стр. 64-80; Радугин А. Культурология. – М.,1997, стр.132-134


Неделя 3.

Тема : МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ ( 2 часа)


Морфология культуры как учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении. Материальная и духовная культура. М. Каган о трех формах материальной предметности: человеческое тело, техническая вещь и социальная организация. Проблема телесности в культуре. Вещи и социальные организации как основа материальной культуры. Вещь- артефакт как искусство объекта в современном актуальном искусстве новейшего времени: от поп-арта и концептуализма к игровым практикам ( искусство инсталляции, хэппенинг, перформанс, боди-арт, лэнд-арт). Духовная культура, ее связь с материальной культурой: культура и религия, культура и искусство, культура и наука. Культурные нормы и ценности. Ценности русской культуры: менталитет и культурная картина мира.


ЛИТЕРАТУРА: Садохин А.П. , Грушевицкая Т.Г. Культурология. теория культуры. – М.,2004, стр. 139-189; Флиер А.Я. Культурология для культурологов.- М.,2002, стр.134-137, 227-237,247-253; Оганов А.А.,Хангильдиева И.Г. Теория культуры.- М.,2003, стр. 167-228; Андреева Е. Вещь в искусстве ХХ века, или искусство «объекта» / Все и ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины ХХ века. СПб.,2004, стр.121-177; Вещь / Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века. М.,2003, стр.107-108; Морфология культуры: структура и динамика /Под ред. Орловой Э.А.- М.,1994; Бодрийяр Ж. Система вещей. М.,1995; Он же : Символический обмен и смерть. – М.,2000; Быховская И.М. Homo somaticos: аксиология человеческого тела. М. 2000; Подорога В. Феноменология тела; Введение в философскую антропологию. М.,1995. Маньковская Н Эстетика постмодернизма. М.,2000.


Неделя 4- 5

Тема : Массовая культура как социокультурный феномен (4 часа)


Основные социокультурные факторы, влияющие на формирование массовой культуры. «Человек массы», «человек хора» (Ортега-и-Гассет Х.) как следствие принципиального изменения иерархии традиционных духовных ценностей. Функции массовой культуры. Массовая культура как универсальная культура эпохи глобализации. Массовое в культуре и рынок, реклама и массовая культура: специфика рекламного текста, формирование новых стандартов и культурных норм. Массовая культура и средства массовой коммуникации. Формы, жанры, типология массовой культуры. Образ «супергероя» в массовой культуре, особенности репрезентации «супергероя» в американской киноиндустрии ( 40-90-е гг.). Массовая литература: три точки зрения. «Формульная» литература в определении Дж.Кавелти и ее цель. «Поп- арт» и культура «большинства». Расширение территории искусства за счет знаков и символов обыденной жизни. Иронический подтекст поп-арта. Массовая культура как культура гиперреальности и симулякров ( Ж.Бодрийяр).


Литература: Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс.- М.,2003, стр.14-16,51-58,60-64; Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества.М.2004, стр. 53-76, 192-242; Тоффлер Э. Футуршок. – М.,2002; Тоффлер Э. Третья волна. – М., 2003; Разлогов К.Э. Дар или проклятие? – М.,1994; Мангейм О. Феномен массовой культуры // Социологические исследования, № 6.- М.,1998; Кавелти Дж. Изучение литературных формул // Новое Литературное обозрение, № 22.- М.,1996, стр. 33-65; Бодрийяр Ж. Реклама // Система вещей. – М.,1995, стр. 135-168; Он же 6 Символический обмен и смерть. М.,2000;Лакассен Ф. Сравнительный анализ архетипов популярной литературы и комикса // Новое литературное обозрение, №22. – М.,1996; Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. М.,2001, стр. 157-158, 171-175; Конен В. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке ХХ века. М., 1994; Поздеев В.А. «Третья культура»: проблемы формирования и эстетики.-М.,2000.


^

Неделя 6

Элитарная культура (2 часа)




Элитарная культура как культура «не демоса, а касты» (Ортега-и-Гассет Х.). Политические и культурные элиты: диалектика взаимоотношений. Ценностно-смысловые критерии духовной элиты: закрытость и замкнутость круга «избранных», создание усложненной культурной семантики, выработка нового культурного кода. Масонские ложи, рыцарские ордера, религиозные секты в пространстве элитарной культуры. Взаимодействие массовой, элитарной и народной культуры. Элитарность навыков, ценностей и норм как путь к сакрализации знаний: роль жречества в Древнем Египте. Элитарная культура в России как культура нонконформизма и катакомб. Массовое и элитарное в культуре модернизма: «высокое» /«низкое», «элитарное» / «утилитарное» как основные культурные оппозиции стиля модерн. Постмодернистская концепция культуры: снятие проблемы элитарного и массового. Разрушение ценностных значений и смыслов культуры. Концепция культуры У. Эко: искусство как конвенциональная система.


Литература: Элитарная культура // Культурология ХХ век. Словарь. СПб., 1997, стр. 554-561; Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Элитарная и массовая культура / Они же. Теория культуры.- М.,2003, стр.229-245; Элитарное и массовое в русской художественной культуре. Сб. статей. – М.,1996,стр. 83-120 ; Гуревич П.С. Философия культуры. М.,1994, стр.269-291; Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества.- М.,2004, стр.75-85,115-121,173-178; Миллс Р. Властвующая элита.- М.,2001Афанасьев М.Н. Правящие элиты и государственность посттоталитарной России (Курс лекций). - Воронеж, 1996; Добренко Е. Формовка советского читателя. Социальные и эстетические предпосылки рецепции советской литературы. – СПб., 1997; Неизвестный Э. Катакомбная культура и власть // Вопросы философии, № 10.- М.,1991, стр. 3-4, 8-9. Мангейм К. Проблема интеллигенции: исследование ее роли в прошлом и настоящем. – М., 1993; Ильин И.П. Некоторые концепции искусства постмодернизма в современных зарубежных исследованиях. – М.,1988.


^

Неделя 7-8

Тема: Тоталитарная культура (4часа)



Тоталитарная культура как культура тоталитарных режимов. Идеологемы тоталитаризма: апология сильного государства, опора на массы, новые коллективистские ценности. Мифология тоталитаризма - инверсия христианского мифа: золотой век и рай на земле, связь героического прошлого со светлым будущем. Архетипы тоталитарной культуры: Отец-вождь, Солдат-воин, Мать-героиня, Народ-герой и т.д. Специфика тоталитарной эстетики: преувеличенное жизнеподобие, наглядность и доступность, театрализованность и зрелищность, парады и шествия, работа как праздник. Символика тоталитаризма: опыт интерпретации - свастика и пятиконечная звезда, «кровь и почва» и «серп и молот». Отношение западных интеллектуалов к тоталитарным режимам Л. Висконти « Гибель богов» и А.Фасбиндер «Лили Марлен». Тоталитаризм и искусство: монументальное искусство Германии и России З0х годов: живопись и архитектура. Социалистический реализм как основной метод советской литературы: за и против. Иронический контекст соц-арта: символы и знаки тоталитаризма в живописи Э.Булатова, Комара и Меламида, В.Пивоварова. «Коммунальный» человек И.Кабакова. Поэзия Д.Кибирова и С.Рубенштейна.


Литература: Арендт Х. Истоки тоталитаризма. – М.,1996 стр. 16- 47; Андреева Е. Тимур Новиков и Илья Кабаков - всё и ничто / Андреева Е. Всё и ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины ХХ века. СПб.,2004, стр.451-494; Бобринская Е. « Философия коллективизма» в советской живописи 1930х годов / Бобринская Е. Русский авангард: истоки и метаморфозы. М.,2003, стр.280-302; Юрасовская Н. Индивидуальное и коллективное тело в искусстве тоталитарных государств: 1930-е годы / Репрезентация телесности. Сб. научных статей.- М.,2003, стр161-170. Голомшток И. Тоталитарное искусство. – М., 1994; Джилас М. Лицо тоталитаризма. – М.,1992; Добренко Е. Метафора власти: Литература сталинской эпохи в историческом освещении, Мюнхен, 1993; Гройс Б. Утопия и обмен. – М.,2003; Тоталитаризм: что это такое? Исследования зарубежных политологов. Часть 1-2. – М.,1993; Арон Р. Демократия и тоталитаризм.- М., 1993; Геллер М. Концентрационный мир и советская литература. – М.,2001; Поляков Л. Арийский миф. – СПб.,1996.

^

Неделя 9

Тема : Субкультура. Маргинальная субкультура ( 2 часа)



Субкультура как суверенное образование внутри господствующей культуры. Основания, познавательный смысл и признаки выделения субкультур, к которым они принадлежат (субэтнический, конфессиональный, профессиональный, социально-групповой, возрастной). Локальные и транслокальные субкультуры семьи и малых групп (коллеги, соседи, друзья), специфика их выделения. Нормы, ценности и «правила игры» цыганской субкультуры и культуры криминального мира. Маргинальные субкультуры как «окраина» традиционной культурной системы. Специфика маргинальных субкультур: нормы и ориентации, отличные от общепризнанных стандартов, дистанцированность по отношению к доминирующей культуре. «Маргинальная личность» (Р.Парк) - культурный статус и самосознание иммигрантов и других маргиналов ( этнические меньшинства, инвалиды, вынужденные эмигранты, бродяги, наркоманы), культурная «раздвоенность» личности, сложность процесса самоидентификации. Мигранты: индекс культурной дистанции, сепаратизм как путь к маргинализации. Психологические проблемы адаптации вынужденных мигрантов.


Литература: Субкультура. Маргинальная культура // Культурология. ХХ век. Словарь. – СПб., 1997, стр.218-228,450-453;Стефаненко Т.Г. Адаптация к новой культурной среде / Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Учебное пособие для вузов.Гл.15.1. – М.,2003, стр.234-256; Данилова Е.Н., Ядов В.А. Контуры социальных групповых идентификаций личности в современном российском обществе. Социальная идентификация личности. – М.,1993; Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М.,1996, стр. 123-130; Фарж А., Рашковский Е. 50\50: Маргиналы // Опыт словаря нового мышления- М.,1989; Маргинальное искусство. – М., 1999.


^ Неделя 10-11

Тема : «Свой» и «чужой» в культуре. Аккультурация как вхождение в чужую культуру. Адаптация к новой культурной среде (4часа)


«Культурная идентичность» как осознание принадлежности к определенной культуре, ее ценностям и традициям, самоотождествление с паттернами культуры своего народа. Дихотомия «свой» / «чужой», «ближний» / «дальний» мир, «я» / «другой» в феноменологии Э.Гуссерля. «Свой» / «чужой» и стратегии межкультурной коммуникации. «Чужой» как чуждый, недоступный для понимания, непонятный. «Чужой» как культурный антипод. Ксенофобия и русское национальное самосознание. Этническая неприязнь в массовом сознании россиян: образ «чужого» с Кавказа. Толерантность как отказ от этноцентризма, терпимость к «иному» ( вероисповеданию, образу мысли, стилю жизни и поведению), уважение и признание равенства «других». Межкультурная адаптация как приспособление к новой культурной среде. Понятие «культурный шок» ( К.Оберг). Пять этапов процесса адаптации визитеров: «медовый месяц», этап отторжения, кризис, интеграция, «полная адаптация», или «долгосрочная адаптация (Дж.Берри). Индивидуальные характеристики, влияющие на процесс адаптации: возраст, пол, образование, мотивация, ожидания и жизненный опыт индивида, степень сходства и различия между культурами. Аккультурация – «культурный» контакт (транскультурация), в результате которого происходит адаптация к чужой культуре. Основные стратегии аккультурации: интеграция, ассимиляция, сепарация/сегрегация, маргинализация.


ЛИТЕРАТУРА: Адаптация культурная. Аккультурация / Культурология. ХХ век. Словарь. СПб.,1997, стр.15-17,19-21; Социокультурная адаптация. Культурная форма как процесс адаптации / Флиер А.Я. Культурология для культурологов.- М.,2002, стр.198-200, 342-370; Аккультурация в межкультурной коммуникации / Садохин А.П.Межкультурная коммуникация.- М.,2004, стр.115-129; Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Учебное пособие для вузов. Глава 15.1.- М.,2004, Маховская О. Соблазн эмиграции или женщинам, отлетающим в Париж. М.,2003, стр.46-64, 68-8487-98; Лебедева Н.М. Введение в этническую кросс-культурную психологию. М., 1998, стр. 190- 220; Сикевич З. Русское национальное самосознание // Нетерпимость в России: старые и новые фобии/ Под ред. Витковской Г., Малашенко А. – М., 1999; Бондарева Т. Толерантность. Введение в проблему. М.,2005; Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследования и практической работы / Под ред. Солдатовой Г. - М.,2001.


^

Неделя 12-13-14

Тема : Молодежная субкультура. Контркультура ( 6часов)


Молодежная субкультура как нетрадиционный путь социализации личности. Отличительные черты молодежной субкультуры, ее проявление в « экспрессивных видах искусства». Молодежная субкультура и культура «отцов»: основные причины конфликта поколений (классификация Ф.Слейтера). Молодежная культура и социокультурная ситуация: футуршок (А. Тоффлер) как реакция на быстротечность происходящего, ощущение зыбкости и неустойчивости бытия. «Разбитое поколение» 60х годов - битники. Философия протеста и мораль битничества в произведениях Д. Керуака ( «На дороге»), А. Гинсберга ( «Вопль»), У. Берроуза («Джанки»). Протест молодежи против общепринятых социокультурных установок, норм, правил и ценностей. Молодежная субкультура в России как форма самоидентификации личности: индеанисты, неоязычники, толкиенисты и др. Контркультурные тенденции в молодежном движении. Создание контркультуры молодыми США – движение хиппи. Наркокультура и сексуальная революция, коммуны как лаборатория для отработки идей контркультуры. Итоги « моральной» революции» 60х годов в США: социологические исследования. Контркультурные движения в России – скинхэды, футбольные фанаты, молодежные религиозные культы.


Литература: Контркультура. Субкультура // Культурология. ХХ век. Словарь / Под ред. Левита С.Я.- СПб.,1997, стр.190-192, 450-453; Щепанская Т. Система: тексты и традиции субкультуры. М.,2004, стр.13-27, 35-50, 58-109,130-152; Левикова С. И. Молодежная культура. – М., 2002, стр.29- 63, 85-156, 262-273; Западные молодежные субкультуры 80х годов. Научно-политический обзор. - М.,1990; Петров Д.В. Молодежные субкультуры. – Саратов, 1996; Субкультурные объединения молодежи. – М., 1987; Давыдов Ю., Роднянская И. Социология контркультуры. – М.,1980; Григорьян А.Ш. Современные молодежные субкультуры на Западе // Контркультура и современные трансформации. – М.,1990; Американский характер. Очерки культуры США. – М.,1991; Березовский В.Н.. Кротов Н.И. Неформальная Россия. – М., 1990; Манхейм К. Диагноз нашего времени. – М., 1994; Мяло К.Г. Время выбора. – М.,1991; Мотяшов В.П. Мода, престиж, личность. – М.,1996; Социология молодежи. – СПб., 1996; Тайные общества и секты // Энциклопедия преступлений и катастроф. – М.. 1996;


^ Неделя 15-16

Тема : Культура Востока и культура Запада: диалогическая традиция и проблема национальной идентификации (4часа)


Культура Запада и культура Востока как амбивалентное единство культуры человечества. Культура Запада - культура экстравертного мышления, культура Востока – интровертного (Г.Юнг). Запад – Восток – социокультурная и цивилизационная дилемма, дифференциация системы ценностей и смысловые антиномии в исследованиях М. Вебера. Формирование парадигмы «Восток-Запад» в русской социально-политической мысли. П.Чаадаев ( «Философические письма к даме») об отношении России к западным культурным ценностям и необходимости осознания своей исторической миссии как единственно верном пути самоидентификации русского народа. Образ « враждебного Запада» в социально-политической мысли второй половины Х1Х века: концепции Н.Данилевского и К.Леонтьева. Кризис культуры и проблема русской интеллигенции начала ХХ в статьях Бердяева Н., Струве П., Блока А., Булгакова С.,и др. Евразийство как полемика с европоцентризмом. «Большой» и « малый» диалог искусств в пространстве культуры: «африканский стиль» П.Пикассо, марокканский цикл А.Матисса, мифология Востока и культура ХХ ( миф о Саломеи в искусстве Ар нуво, западноевропейские живописные течения рубежа веков и русский «исторический авангард»)
Литература:

Тексты: Чаадаев П. Философические письма к даме. – М.,2000, стр.5-26;28-36; Данилевский Н. Россия и Европа. – М.,2003; Бердяев Н. Варварство и упадничество. Конец ренессанса и кризис гуманизма. // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. Т.1.- М.,1994;Бердяев Н. Русская идея. Основные проблемы русской мысли Х1Х и начала ХХ века // Русская идея: В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. – М.,1994;Струве П.В. Исторический смысл русской революции // Вехи. Из глубины. – М., 1991; Блок А. Крушение гуманизма// Собр. соч. в 8т. Т.6 – М.-Л.,1962; Вебер М. Избранное. Кризис европейской культуры.- СПб.,1999, стр. 7-40.

^ Монографии и исследования: Уткин А. Россия и Запад: история цивилизаций. - М.,2000, стр.41-37, 267-314, 314-329, 521-555; Мамонова М.А. Запад и Восток: Традиции и новации рационального мышления. - М., 1991; Люкс Л. Россия между Западом и Востоком. – М., 1993; Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. – М.,1997; Юнг К. О психологии восточных религий и философий. - М.,1994; Россия, Запад, Восток: встречные течения. – СПб., 1996; Каган М.С., Хилтурина Е.Г. Проблема « Запад- Восток» в культурологии. Взаимодействие художественных культур. - М.,1994; Цивилизации и культуры. Россия и Восток: цивилизационные отношения. Вып.1-3.- М., 1994, 1995, 1997; Диалоги в пространстве культуры. – М.,2002, стр.15-28.


^ Неделя 17-18

Тема: Русская культура в контексте межкультурной коммуникации (4часа)


Факторы формирования русской культуры: географические, исторические, религиозные (В. Ключевский « Курс русской истории»). Самодержавие и соборность как показатель амбивалентности русского национального самосознания. Инверсия как характерная черта русской культуры. « Русский национальный характер»: социальные и этические ценности (община, справедливость, терпение). Русская идентичность, различие между идентичностью и характером, изменение постсоветской идентичности : традиционные русские ценности в современных условиях. «Русский мазохизм» (Д.Ранкур-Лаферьер) и символы нации: «Россия-мать», «русская душа», «русская идея». Роль этнических стереотипов в изучении национального характера. Проблема русского национального характера в русской социально-политической мысли. Авто и гетеростереотипы : «мы» о себе и «другие» о нас – результаты социологических исследований последних лет. Русские в межкультурных контактах: стереотипы русских в Европе. Наиболее распространенные стереотипы русских в Германии. Особенности немецко-русской коммуникации (приветствие и прощание, приглашение и комплименты, представление и знакомство), невербальная коммуникация (личная дистанция, улыбка, рукопожатие). Россия между Востоком и Западом: культурные контакты.


Литература: Ранкур-Лаферьер Д. Россия и русские глазами американского психоаналитика. – М.,2003, стр..33-52, 109-131,138-157,227-245; Кондаков И.В. История русской культуры. – М.,2003; Лотман Ю. Беседы о русской культуре. – СПб.,1994; Шульгин В. и др. Культура России 1Х – ХХ вв. – М., 1996; Гнатенко П.И., Кострюкова Л.О. Национальная психология: анализ проблем и противоречий. – Киев,1990; Лосский Н.О. Характер русского народа. Кн. 1, 2.- М.,1990; Касьянова К.О. О русском национальном характере. – М., 1994; Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. – М., 1996; Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – Иркутск, 1992; Сикевич З.В. Русские: образ народа. – СПб., 1996; Троицкий Е. Что такое русская соборность? - М.,1995; Янов А. Русская идея и 2000 год. – Нью-Йорк, 1988; Павловская А. Стереотипы восприятия России и русских на Западе// Россия и Запад. Диалог культур. – М.,1994; Тер-Минасова С. Язык и межкультурная коммуникация. – М.,2000; Ужегова З. О стереотипах восприятия России и российского бизнеса // Россия и Запад: Диалог культур. – М., 1998.


Неделя 19

Тема: Проблема «гендера» в культуре ( 2 часа)


Тайны пола: мужчина и женщина в зеркале эволюции. Гендер как биологический и социокультурный пол. Гендерная идентичность: природа и воспитание. Мужское и женское тело. Мужской и женский ум: правда или вымысел. Гендерные различия в строении мозга как результат направленной эволюции. Критерии мужской и женской привлекательности. Власть, пол и репродуктивный успех человека. Формирование гендерных стереотипов. Мужчина и женщина в пространстве культуры: (религиозные догматы Средневековья, современная социализация и гендерные стереотипы). Семья и общество: гендерное измерение российской трансформации. Мужчина и женщина: жизненные стратегии. Постсоветская семья и проблема гендерных границ. Гендер и реклама. Влияние гендерных стереотипов на восприятие рекламы: особенности сенсорного восприятия мужчин и женщин, использование приемов НЛП в рекламе, женщина в рекламе как объект потребления. Метаморфозы образа женщины в русской рекламе. Введение в философию и теорию феминизма. Феминизм и постмодернизм. Истоки феминистского постструктурализма: Симона де Бовуар – концепция второго пола. Постмодернистская концепция тела и феминизм. Тело и власть. Репрезентация телесности в социокультурных практиках. Феминизм и психоанализ: теория гендера З. Фрейда, парадоксы женского нарциссизма в классическом психоанализе – « случай Доры». Теория феминизма: феминистский литературный критицизм как модель развития женской субъективности: понятие женской литературы.


Литература: Бутовская М.Л. Тайны пола: мужчина и женщина в зеркале эволюции. - М.,2004, стр.93-105, 118-132, 134-145, 165-202; Здравомыслова О.М. Семья и общество: гендерное измерение российской трансформации.- М.,2003, стр.15-51, 63-101; Дударева А. Рекламный образ. Мужчина и женщина. – М., 2003, 64-127; Фрейд З. Фрагмент анализа истерии (История болезни Доры) // Избранное. – Ростов – на - Дону,1998, стр. 177-320; Гапова Е.И., Усманова А.Р. Антология гендерной теории. Сб. пер. – М.,2000; Фромм Э. Мужчина и женщина. – М.,1998; Пиз А., Пиз Б. Язык взаимоотношений: мужчина и женщина. – М.,2000; Колесов Д. Биология и психология пола. – М.,2000; Берн Ш. Гендерная психология. – СПб..2001; Берн Э. Секс в человеческой любви. – М.,1997; Вейнингер О. Пол и характер. – Минск, 1999; Бовуар де С. Второй пол. – СПб., 1997; Жеребкина И. Прочти мое желание. Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. – М., 1997, стр.14-52, 134-168; Женщина и визуальные знаки / Сб. статей Под ред. А. Альчук – М.,2000;Брайсон В. Феминистская политическая теория; Социология пола www. psychology. ru; Психология женского упрека. - www. fortunecity.com.


^

Неделя 20

Тема : Основные направления в изучении культур. Культурная антропология Европы и США: ХХ век (2часа)



Психоаналитический подход к культуре, психоанализ и мировая культура. Проблема культуры в работе З. Фрейда « Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» ( 1913). Гипотеза Аткинсона о «циклопической» семье и происхождение тотемической религии, по Фрейду. Религия и невроз, культура и личная религия индивида («Навязчивые действия и религиозные обряды», «Будущность одной иллюзии», «Я» и «Оно»). Аналитическая теория культуры К.Юнга: коллективное бессознательное и теория архетипов («Психология и религия», «Архетип и символ»). Концепция личности и культуры в работах Э.Фромма (« Бегство от свободы», «Иметь или быть?», « Анатомия человеческой деструктивности»). Теория «отчуждения», принцип конструктивности - деструктивности и типы культур. Структурализм и постструктурализм: основные направления и школы.

Структура познания М.Фуко: понятие «эписистемы», функция языка в культуре - слова и вещи, «смерть субъекта « и проблема безумия, концепция «дисциплинарной» власти. Язык культуры в трудах Р.Барта: смерть автора, культурные коды, принципы текстового анализа: структура - текст, «тело» текста, « текст-удовольствие» - «текст-наслаждение». Постмодернизм как художественный код конца ХХ века: принцип нонселекции. Цитатное мышление и интертекстуальность, постмодернистская ирония: пастиш. Цитатное мышление и проблема смысла. «Машина желания» Ж. Делеза и Ф. Гваттари. «Система вещей» и «симулякр» Ж.Бодрийяра.


Литература:

Деконструктивизм. Дискурс.Нарратор-нарратология.Постструктурализм.Структурализм.Интертекстуальность.Постмодернизм.Телесность // Современное зарубежное литературоведение: концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М.,1996, стр.33-38.45-46,61-79, 1060114,145-151,215-221,259-259,280-283; Белик А. А. Культурология. Антропологические теории культур. – М.,1998, стр.54-62, 185-189; Белик Психология религии Э.Фромма и А. Маслоу // Религии мира. 1987. – М., 1989; Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.,1994,стр. 189-232, 234-277; Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.,1993, 99 -181, 261-285;Фромм Э. Бегство от свободы.- М., 2000; Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. Я и оно // Фрейд З. Соч. в 2х т. Т.1-2. – М.,1999; Юнг Г. Архетип и символ. – М.,1991; Юнг К. Психологические типы. – М..2000; Бородай Ю.М. Эротика. Смерть. Табу. – М.,1996; Лейбин В.М. Психоаналитическая антропология // Буржуазная философская антропология ХХ века. – М.,1986; Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. – М.,1996; Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа – М.,1998; Барт Р. Избранные работы. – М.,1994, стр.233-253, 413-519; Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. – СПб, 1994, 11-149,155-187;Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения. – М., 1990; Делез Ж. Различие и повторение.- СПб.,1998; Бодрийяр Ж. Система вещей. – М.,1995; Козловски П. Культура постмодерна. – М., 1997; Маньковская Н.Б. «Париж со змеями» (Введение в эстетику постмодернизма ) – М.,1995; Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. - М.,2000.


^ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ:


Неделя 1-2-3


ТЕМА: АКСИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ


  1. Массовая культура в современном мире. Подходы и изучение

  2. Массовая культура и новое информационное общество. Проблема идентичности в виртуальной среде

  3. Массовая культура и средства массовой коммуникации. Психологические основы воздействия. Проблема манипуляции общественным сознанием.

  4. Телевидение: конструирование реальности на телеэкране. Основные жанры популярной культуры

  5. Тривиальная литература: проблема «формульных текстов»

  6. Массовая культура и современное искусство: от поп-арта к соц-арту

  7. Реклама и массовая культура: основные формы и стратегии презентации


Литература:

  1. Биричевская О.Ю. Аксиология массовой культуры. Сравнительно-ценностно-смысловой анализ. М.,2005

  2. Костина А.В. массовая культура как феномен постиндустриального общества. М.,2004

  3. Дебор Ги. Общество спектакля. М.,2000

  4. Кавелти Дж. Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение. № 22, 1996. С.33-65

  5. Уорнер У. Ритуалы в современной культуре // Живые и мертвые. СПб., 2000

  6. Бочарова О. Формула женского счастья. Заметки о женском романе // Новое литературное обозрение. № 22. 1996

  7. Дубин Б. Испытание на самостоятельность: к социологической поэтике русского романа // Новое литературное обозрение. 3 22, 1996

  8. Ваганов А.Г. Краткая феноменология всемирной паутины // Общество и книга: от Гуттенберга до Интернета. М., 2000

  9. Теременко В.С. Реклама и современная культура: асрект взаимодействия // Общественные науки и современность.31, 2000. http: // escocman. edu.ru / images/pubs/2



Неделя 4-5-6


^ ТЕМА: МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА И СУБКУЛЬТУРА В РОССИИ


1Молодежная культура сегодня. Ценностные ориентации. Молодежь и социокультурная среда.

2. Молодежная субкультура. Субкультурный бум конуа 80х-90х годов. Поиск идентичности и смысла жизни.

3. Межгрупповые отношения и социальная локализация. Социологические исследования.

4. Мифология молодежной субкультуры и практика управления

5. Семиотика коммуникации в молодежной субкультуре. Ритуалы и обряды посвящения.

6. Символика и коды ( токиенисты, индеанисты, неоязычники и др. по выбору). Ролевые игры. Специфика языка.


Литература:


  1. Левикова С.И. Большой словарь молодежного сленга. М.,2003

  2. Левикова С.и. Молодежная культура. М.,2004

  3. Левикова С.И. О готах, готике и больном российском обществе // Общественные науки и современность. №4, 2006

  4. Косарецкая С.В., Синягина Н.Ю. О неформальных объединениях молодежи. М.,2004

  5. Кисилев С.В. Знаково-психологические мотивы граффити в молодежной субкультуре // Социологические исследования.№9, 2005

  6. Щепанская Т.А. Символика молодежной субкультуры. М.,2003

  7. Щепанская Т.А. Система: тексты и традиции субкультуры. М.,2004



Неделя 7-8-9-10


^ ТЕМА: ГЕНДЕР И КУЛЬТУРА


1. Мужчина и женщина в зеркале эволюции. Пол и гендер. Психологические, социальные и культурные особенности гендерного различия.

2. Стереотипы мужского и женского поведения в различных культурах. Гендерные роли в первобытных обществах. Законы женской и мужской привлекательности в различных культурах.

3. Женщина в истории средневековой культуры: ведьма и Дама

4. Гендер в пространстве современной культуры. «Женские жанры» в культуре: женская литература - типы письма.

5.Женские репрезентации в современном западном и российском искусстве

6. Гендер и реклама. Особенности мужского и женского восприятия

7. Гендер и семья. Семья как социальный институт. Современная семья: тенденции развития в Западной Европе и Северной Америке

8. Семья в России: история и современность. Кризис семьи. Развод и его социальные последствия. Проблемы студенческой семьи. Будущее семьи


ЛИТЕРАТУРА:


  1. Бутовская М.Л. Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции. М.,2004

  2. Кон И. Мужское тело в истории культуры. М.,2003

  3. Кон И. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. М.,1998

  4. Палмер Дж. Эволюционная психология: секреты поведения Homo Sapiens. М.,2003

  5. Пиз А. Язык взаимоотношений. Мужчина и женщина. М.,2005

  6. Де Бовуар С. Второй пол: проблема женской субъективности. М.,2005

  7. Вейнингер О. Пол и характер. М.,1999

  8. Введение в гендерные исследования. Учебное пособие / Под ред. Жеребкиной И.А. СПб., 2001

  9. Женщина и визуальные знаки / Под Ред. Альчук А. – М.,2000

10.Женщина в искусстве ( Проект РГГУ» Женщина в искусстве: роли и перспективы).М., 1999

11. Грошев И. Образ женщины в рекламе. Женщина. Гендер. культура. М., 1999

12. Каменецкая Н.Ю. Гендерные репрезентации в российском искусстве. Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. М.,2001

13. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 2004

14. Малышева М.М. Краткая историография исследований гендерных отношений в семье. Россия и США // Малышева. М.М. Современный патриархат. Социально-экономической эссе. М., 2001

15. Римашевская Н. И др. Окно в частную жизнь. супружеские пары в 1996 году. М., 1999

16. Здравомыслова О.М. Семья и общество: гендерное измерение российской трансформации. М.,2003


Вопросы по теории культуры. Итоговая аттестация.


1.Статус культурологии и ее место среди наук. Культуроведческие науки в России. Предмет научного анализа фундаментальной, прикладной и исторической культурологии.


2. Понятие "культура " и ее сущность.


3. Культура и цивилизация. Цивилизационный подход в исследовании культуры Н.Данилевского ( "Россия и Европа")


4. Символическая концепция культуры О.Шпенглера в работе "Закат Европы". Назовите основные знаки-символы египетской, греческой, арабской и европейской культуры.


5. Универсальный подход в работе К.Ясперса "Смысл и назначение истории". Раскройте содержание термина "осевое время".


6. " Массовая культура" как новая форма социализации и инкультурации человека. Что влияет на формирование массовой культуры? Назовите основные жанры " массовой культуры".


7. Массовая литература. Три точки зрения. Почему Дж. Кавелти считает, что массовая литература является следствием "формульного" сознания большинства.


8. Элитарная культура. Характерные особенности. Особый культурный код в элитарной культуре. Приведите примеры. Взаимоотношение массовой и элитарной культуры.


9. Субкультура. Дайте определение. Какие субкультуры вы знаете, и в чем особенность каждой из них?


10. Молодежная субкультура (основные характеристики). Почему, на ваш взгляд, американская молодежь противопоставила пуританской морали и протестантской этике этику "гедонизма?


11. Молодежная субкультура. Назовите причины конфликта поколений 50х годов в США. Прокомментируйте классификацию Ф.Слейтера.


12. Неформальные объединения молодежи 50х годов в США: поколение "молчаливых" и "битников".


13. Контркультура. Основные контркультурные ценности. Классификация Д. Янкеловича. "Хиппи" как пример контркультурных тенденций в американской культуре 60х.


14. Молодежная субкультура в России.


15.Тоталитарная культура как культура тоталитарных режимов.

Специфика тоталитарного искусства.

16. Культура Востока – культура Запада как амбивалентное единство культуры человечества. Дифференциация системы ценностей в исследованиях М.Вебера


17. Русская культура в контексте диалога цивилизаций. Инверсия как характерная черта русской культуры. "Русский национальный характер": социальные и этические ценности.


18. "Свой" и "чужой" в культуре. Толерантность и интолерантность.


19. Адаптация. Культурный шок. Аккультурация как вхождение в чужую культуру.


20. Гендер как биологический и социокультурный пол. Формирование гендерных стереотипов. Мужчина и женщина в пространстве культуры.




Скачать 368.12 Kb.
оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер368.12 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх