Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине на основную образовательную программу послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности icon

Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине на основную образовательную программу послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности


Смотрите также:
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине на основную образовательную...
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине на основную образовательную...
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине на основную образовательную...
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине на основную образовательную...
Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине на основную образовательную...
Программа вступительного экзамена по философии на основную образовательную программу...
Программа вступительного экзамена по философии на основную образовательную программу...
Программа вступительного экзамена по философии на основную образовательную программу...
Программа вступительного экзамена по философии на основную образовательную программу...
Программа кандидатского экзамена послевузовского профессионального образования (аспирантура) по...
Программа послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности...
Методические рекомендации по написанию и оформлению реферата по специальности...



Загрузка...
скачать
Правительство Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»


Философский факультет


«УТВЕРЖДАЮ»

Председатель

Учено-методической комиссии Философского факультета


______________/Н.В. Кузнецов/


«___»_________________ 2011г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Председатель

Ученого совета

Философского факультета


______________/С.И. Дудник/

««___»_________________ 2011г.


ПРОГРАММА

вступительного экзамена по специальной дисциплине

на основную образовательную программу

послевузовского профессионального образования (аспирантура)

по специальности

09.00.01 «Онтология и теория познания»

Программа вступительного экзамена утверждена на заседании

Учебно-методической комиссии Философского факультета

«10» мая 2011г., протокол № 9.


Программа вступительного экзамена утверждена на заседании

Ученого совета Философского факультета

«17» мая 2011г., протокол № 5.

Санкт-Петербург

2011

ПРОГРАММА

вступительного экзамена по специальности

09.00.01 «Онтология и теория познания»


Введение

Целью научных исследований по специальности «Онтология и теория познания» является разработка современного понимания специфики философии как системы наиболее общих, предельных взаимоотношений (закономерностей), существующих между «Миром и Человеком», внутри которой можно выделить онтологический, гносеологический, аксиологический и духовно-практический уровни.

Соответственно, необходимой частью данных исследований выступает анализ и разработка проблемы природы и предмета философии, ее проблемных границ, выявление специфики философии по отношению к другим формам сознания, что позволит определить ее место в системе человеческой культуры.

Онтологический предметный уровень может исследоваться как раздел метафизики, нацеленный на выявление всеобщих предпосылок (закономерностей) бытия как такового, неважно о какой конкретно разновидности бытия идет речь – природной, культурно-символической, духовной или личностно-экзистенциальной. Любая онтология – признает ли она исходным материальное, идеальное или какое-то другое бытие – всегда пытается выявить некие общие структуры и характеристики существования объектности самой по себе.

Гносеологический предметный уровень отражает ситуацию противопоставления человека бытию (миру) в познавательной ситуации, когда бытие (мир) может выступать в качестве объекта познания, причем не только вещный мир, но и человек как часть мира. Здесь философия в предельной, всеобщей форме ставит вопросы о познаваемости мира и обоснованности наших знаний о нем. Гносеологию интересует взаимодействие между познающим субъектом и познаваемым объектом.

На праксеологическом предметном уровне исследуется проблема возможности существования и специфики собственной философской методологии, отличающей ее от методологии частных наук. Здесь излагаются системы методологических регулятивов, особенности логики философского исследования.

И, наконец, важной частью философского исследования должны выступать проблемы общей аксиологии, на котором исследуется человеческое отношение к бытию и та система ценностных представлений, в соответствии с которыми это отношение формируется и развивается. Именно здесь обосновывается необходимость синтеза, предельных представлений о бытии и познании с внутренними ценностями индивида, показывается необходимость общего онтологического обоснования системы ценностей.


Раздел 1. Предметное самоопределение философии

^ 1. Становление философии как формы теоретического сознания

Предмет философии и многообразие его определений. Понятие метафизики как беспредпосылочного знания и предельные уровни философии. Внутренняя дифференциация философии. Связь предметных уровней и философских дисциплин.

^ 2. Понятие мировоззрения

Отношение человека и мира как исходная проблема мировоззрения. Соотношение понятий «человек» и «мир» в частных науках и в мировоззрении. Основной вопрос мировоззрения. Мироощущение, миронастроение и миропонимание. Многообразие оснований и дискуссии о необходимости выделения различных форм мировоззрений. Соотношение теоретического и индивидуального мировоззрения как совокупности различных форм восприятий мира. Проблема сводимости индивидуального мировоззрения к одной из его общих форм. Формы, уровни, типы и виды мировоззрения. Мировоззренческие функции философии.

^ 3. Философия как рационально-теоретическое знание

Место философии среди иных форм знания и понимания мира. Знание и вера. Характер философских истин. Системность и фрагментарность философского мышления. Проблема существования философской теории. Философия и наука как формы рационально-теоретического отношения к миру. Специфика субъектно-объектных отношений в науке и философии. Философия как рационально-теоретическое знание. Дискуссия о возможности философии быть наукой.

^ 4. Проблемное поле и смысловое пространство философии

Всеобщность философской проблематики как предпосылка единства философии. Многомерность философской проблематики как единства онтологических, гносеологических, аксиологических и праксеологических сторон философского понимания мира. Сущность философской постановки проблемы. Иерархия философских проблем. Многомерность философской проблематики как единства предметных уровней философии и как основание плюрализма философских концепций. Философия как вневременной диалог мыслителей и культур. Особенности языка философии. Языковые уровни философии: концептуализация философского знания. Разнообразие философских проблем в единстве смыслового предметного поля. Классификации основных философских направлений. Пути и варианты синтеза философских направлений. Особенности философского дискурса. Преемственность и прогресс в развитии философских концепций. Смена парадигм философствования: проблема новизны.

^ 5. Особенности философской коммуникации

Диалогичность философского знания как условие философского спора. Эристика и софистика. Ссылка на авторитет, метод цитирования. Образцы традиционных и решающих аргументов. Самообоснование философии и особенности философского доказательства и аргументации. Виды философских аргументов. Проблема критериев рациональности и осмысленности философской аргументации. Специфика исходного материала философии. Теория и история философии: проблема приращения философского знания.

^ 6. Изменение образа философии и стратегий философствования в современной культуре

Классические, неклассические и постнеклассические стратегии философствования. Критерии различения типологических формаций философии. Способы типологизации мировых философских стратегий. Национальные образы философского мышления. Образы философии в современной культуре: сциентизм и антисциентизм как основная дилемма современной культуры и ее проявления в философии. Дискуссии о рациональности в современной философии. Проблема текста в современной философии: между герменевтикой и постмодернизмом. Пути и возможности синтеза философских направлений?

^ 7. Модели теоретического освоения философской предметности

Диалектический, феноменологический, герменевтический, диалектико-материалистический уровни освоения философской предметности. Универсальные теоретико-методологические функции философии: аналитическая, критическая, логико-эвристическая, методологическая, интегративная и др. Проблема существования философского метода: философия как рефлексия. Специфика точности и строгости философского рассуждения.


Раздел 2. Онтология

^ 1. Понятие онтологии и ее место в структуре философии

Философия как рефлексивный поиск предельных оснований бытия: онтологический уровень философии. Место онтологии как учения о бытии, теологии как учения о бытии бога, космологии как учения о взаимосвязях всего сущего и психологии как учения о душе в традиционной метафизике. Традиция разделения теоретической и практической философии (Аристотель). Онтологическое самообоснование философии. Универсальность и необходимость онтологического аспекта любой философской проблематики. Онтологизм, гносеологизм, методологизм, антропологизм как тематические доминанты в истории философии. Место и роль онтологии в современной философии. Критерии онтологического. Онтология и натурфилософия: традиция и современность. Место и статус онтологии в современной философии. Философская онтология и современная наука.

^ 2. Бытие как центральная категория онтологии

Способы постановки вопросов о бытии. Проблема критериев существования. Базовые понятия онтологии. Бытие и мышление. Категория бытия как философское обоснование истинности мышления (Парменид). Бытие, знание, добродетель (Сократ). Бытие, инобытие и универсум. Бытие — наличная реальность (Демокрит) или — умопостигаемый мир идей (Платон)? Бытие и сущность. Бытие и существование. Потенциальное и актуальное бытие. Идеальное и материальное; онтологический статус идеального. Соотношение бытия и реальности в различных философских концепциях. Бытие, существование, становление и исчезновение. Бытие и ничто как предельные абстракции построения онтологических философских систем (Гегель). Бытие и сущее. Бытие, пребывание, становление. Специфика категории бытия в религии, теологии, идеалистических и материалистических философских системах.

Уровни и типы бытия. Бытие и мир. Бытие вещей и процессов. Бытие человека. Бытие и дух. Духовное бытие. Бытие и инобытие, жизнь и смерть. Бытие и материя. Бытие идей и духовных ценностей. Бытие, время, жизнь, сознание. Бытие и абсолют. Структура объективной реальности. Различение объективной и субъективной реальности. Иллюзорные образы бытия Компьютер и виртуальная реальность.

^ 3. Основные онтологические модели

Понятие субстанции в онтологических системах. Понятие субстанции и бытие. Поиски субстанциальной основы бытия в истории философии. Субстанция как самодетерминирующаяся основа бытийных процессов. Общее представление о соотношении духа и материи, души и тела. Субстанция, дух и разум. Категории «абсолютное», «относительное», «всеобщее», «единичное», «сущность» и «явление» для решения вопроса о соотношении субстанции и форм ее проявления. Материализм и идеализм о природе сознания и мышления и их соотношения с материей.

Материалистический субстанциализм. Разновидности построения материалистической онтологии. Чувственно-материальный Космос как основная черта античной натурфилософии. Диалектический материализм как один из вариантов материалистического субстанциализма и его место в современной философии. Понимание материи как объективной реальности и как субстанции всех процессов в мире. Принцип материалистического единства мира. Наука и материалистическая философия. Современные представления о структуре материи, веществе и полях. Иерархия материальных систем в мире. Структурная бесконечность и вечность материи в качестве субстанции. Всеобщие атрибуты материи. Взаимоотношение всеобщих и специфических свойств материи. Структурные уровни материи и формы ее системной организации. Методы выявления всеобщих свойств материи и доказательство их универсальности. Взаимодействие и движение как атрибуты материи. Соотношение взаимодействия и связи. Типы взаимосвязей в мире. Асимметрия причинных связей в необратимых изменениях. Проблема распространения связей и взаимодействий в пространстве и времени. Является ли мир бесконечным или представляет собой связанное целостное образование, целостную систему? Взаимодействие и автономность материальных систем. Основные формы движения материи и критерии их классификации. Взаимосвязь живой и неживой природы.

Идеалистический субстанциализм. Разновидности идеалистического субстанциализма в истории философии. Идея универсализма мира и чувственно-воспринимающий Космос в античной философии. Античный идеализм. Религиозно-философские модели идеалистического субстанциализма. Особенности построения онтологической системы в логическом идеализме. Духовно-идеальные начала бытия. Соотношение идеального и материального в идеалистической интерпретации. Атрибуты идеальной субстанции: сознание, целеполагание, свобода, творчество. Сознание как идеальная субстанциальная основа мира. Понятие эйдоса как причинно-целевой конструкции мира, как самомыслящего существа в античной философии. Античное понятие Космоса как "мирового субъекта". Абсолютный дух в философии Гегеля. Концепция мирового космического разума. Понятие Бога в истории религии и философии в качестве идеальной субстанциальной основы мира. Логос и Бог.

Креационистские варианты онтологии. Соотношение Бога и Мира в онтологических системах средневековья. Разум и воля. Божественный дух и душа человека. Развитие представлений о душе. Душа как носитель сознания и всего духовного мира человека. Понятие духовности. Духовность и религиозность. Идеально-смысловое содержание сознания и его онтологический статус. Достижения и ограниченности идеалистической онтологии.

Персоналистский субстанциализм. Человек как микрокосм в философии эпохи Возрождения. Ценности человеческого существования и место Человека в Космосе. Творчество как главный признак особого места человека в мире. Монадология Лейбница и идеал-реализм Н.О. Лосского. Динамическое понимание материи. Антропный принцип в космологии. Космический подход к человеку и сознанию. Особенности онтологических исканий в русской философии.

Кризис онтологизма и антисубстанциалистские модели философии. Кризис онтологизма в истории философии, тезис о «смерти метафизики» (предпосылки, мотивы, декларации и аргументы). Бытие и сознание: проблема соответствия философских онтологических построений объективной реальности. Онтологическая картина мира, реальный мир и индивид. Конструктивная и творческая активность человеческого "Я" и критика онтологизма.

Онтологические модели в современной философии. Программы реабилитации метафизики и проекты «новой онтологии». Иерархические модели онтологии: Бытие как совокупность форм движения материи Ф. Энгельса. Слои бытия Н. Гартмана. Региональные онтологии Э.Гуссерля. Проблема выделения региональных онтологий: онтология социума. Онтология сознания и самосознания. Онтология языка. Онтология личного существования (экзистенция). Онтология телесности. Онтология культуры. Варианты экзистенциальной метафизики: фундаментальная онтология М. Хайдеггера. Мир трансцендентного бытия К. Ясперса.

Диалектико-материалистическая модель онтологии. Материалистическое решение основного вопроса философии. Понятие материи как объективной реальности. Структурные уровни бытия.

Проблема типологизации онтологических моделей. Монистическая, плюралистическая и дуалистическая онтологии. Эссенциалистские и антиэссенциалистские онтологии. Иерархические и неиерархические онтологические построения. Натурфилософские модели. Теистические модели. Экзистенциально-антропологические модели. Феноменолого-герменевтические модели.

^ 4. Бытие и развитие

Проблема движения в истории философии. Соотношение движения, изменения и развития. Основные свойства движения. Философские модели развития: креационизм, теория эманации, преформизм, эмерджентизм, эволюционизм. Многообразие форм движения и структурные уровни бытия. Изменяющееся и неизменяющееся бытие. Проблема движения в истории философии. Проблема всеобщности движения. Парадоксы движения.

Развитие и возникновение новых форм бытия. Развитие и диалектика. Диалектические концепции развития. Их структура, законы, принципы, основные понятия. Парадокс возникновения нового. Проблема соотношения актуального и потенциального в развитии. Нелинейность развития. Законы и категории развития.

Виды диалектики. Источник, механизм и направленность развития. Философские законы, описывающие развитие мира (Г.В.Ф.Гегель, К.Маркс, диалектический материализм). Закон единства, взаимодействия и борьбы противоположностей. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Закон диалектического отрицания.

Современные взгляды на эволюцию человека, общества и Вселенной. Человек, природа, космос. Феномен жизни и ее место во Вселенной. Проблема иных форм жизни во Вселенной и гипотеза об уникальности человеческого разума (В.Шкловский). Глобальный кризис техногенно-потребительской цивилизации и концепция ноосферы. Черты антропокосмического поворота в современной науке и культуре.

Человек как "био-логосное" существо.

"Логосная" компонента человека. Человек как присутствие. Понятие "культурных машин". Основные феномены человеческого бытия. Человек как "символическое" существо. Структура "символического пространства". Исторические типы ментальности. Трансцендентальные условия порождения символов: декларативность и способность человека к синтетическим актам. Право человека на ошибку. Прогресс и обострение глобальных проблем человечества. Синергетика и процессы самоорганизации в открытых нелинейных системах. Глобальный эволюционизм в структуре современного сознания. Процессы самоорганизации в открытых нелинейных системах. Синергетика и ее основные понятия (аттракторы, точки бифуркации, флуктуации, фракталы). Глобальный эволюционизм.

Роль информации в процессах развития. Изменение системы коммуникационных средств в современном мире как важнейшее условие ускорения темпов развития.

^ 5. Взаимообусловленность различных форм бытия

Основные типы и формы детерминации. Концептуальная структура принципа детерминизма, его универсальность и фундаментальность. Механистический детерминизм. Основные типы детерминации в мире. Причина и следствие. Принцип причинности. Механизм и основные признаки причинной связи. Причина и условие. Причина и другие виды обусловливания. Познание причин и рациональное объяснение явлений. Сущность индетерминизма и его формы. Формы детерминации в мире. Структурная, системная, кондициональная, генетическая, функциональная и информационная детерминации. Целевые и идеальные детерминации в жизни человека в социуме. Асимметрия причинных связей и цепей детерминации во времени.

Закономерность и случайность. Закономерность и формы ее проявления в мире. Понятие закона. Необходимость и случайность. Вероятностно-статистические законы и их детерминистская интерпретация. Динамические законы. Структурно-функциональные отношения. Существуют ли всеобщие структурно-динамические законы организации и развития? Их онтологический статус.

Свобода и необходимость. Свобода и ответственность. Детерминизм и свобода человека. Волюнтаризм и фатализм. Социальное и экзистенциальное измерения степеней свободы человека. Проблема свободы и необходимости в концепциях предопределения. Цель и целеполагание.

^ 6. Пространство и время в структуре бытия

Объективные и субъективные аспекты понимания пространства и времени. Зависимость пространственно-временных представлений от типа культуры. Пространство, время и язык. Пространство, время, материя. Время и ритм. Дискуссии о существовании нефизических форм пространства и времени: социальных, психологических, биологических, геологических, семиотических и др.

Развитие физических и философских представлений о пространстве и времени. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Влияние теории относительности на понимание времени и пространства. Универсальные и специфические свойства пространственно-временных отношений.

Проблема направленности времени: статическая и динамическая концепции. Асимметрия времени. Проблема управления временем. Дискуссии о существовании "параллельных миров", физический и философский смысл размерностей пространства и времени. Философский смысл существования разных типов пространств. Время, вечность, космос. Ограниченность идеи универсализма Вселенной с физических позиций и философское понимание его бесконечности. Бесконечное и абсолютное. Потенциальная и реальная бесконечность. Космологические модели Вселенной и их локальная применимость в масштабах Метагалактики. Границы экстраполяций космологических моделей. Философский анализ гипотез развития Вселенной.

^ 7. Единство и многообразие мира. Системность бытия.

Единство и многообразие в мире. Единство мира в науке и философии. Монистические и плюралистические подходы к пониманию мира. Модели материального единства и проблема его универсального единства. Субстанциальное, системное, структурное, эволюционно-генетическое единство мира. Номологическое единство мира. Смена картин мира в истории науки и философии. Мистические и религиозные варианты единства мира.

Диалектика части и целого. Соотношение части и целого в истории философии. Антиномии целостности. Системно-структурный подход и особенности его применения к целостным системам. Системный подход и диалектика. Анализ понятий "система", "элемент", "структура". Возможна ли общая теория систем? Физические и информационные ограничения. Системность бытия и уровни его структурной организации. Иерархия материальных систем в мире: от элементарных частиц до Метагалактики. Проблема образования систем и специфика взаимосвязи элементов (гравитационные, электромагнитные, ядерные). Проявления системной организации в мире. Системообразующие связи и формы движения. Суммативные и целостные системы. Органические и неорганические системы. Специфика общества как системы и эффективность применения при анализе общества системно-структурного метода. Общая характеристика системной методологии и проблема становления системологии. Варианты структурации мира: несистемность, симметрия, порядок и беспорядок, гармония, тождество и различие.


Раздел 3. Теория познания

^ 1. Предмет теории познания

Соотношение гносеологии и онтологии. Взаимоотношение гносеологии с частными когнитивными дисциплинами (психологией, физиологией, лингвистикой, культурологией, исследованиями в области искусственного интеллекта). Природа гносеологических категорий. Концептуальный строй гносеологии и ее базовые понятия: «познавательное отношение»; «субъект», «предмет», «объект»; «субъективное и объективное»; «интерсубъективное и общезначимое». Система традиционных гносеологических допущений.

Основные гносеологические программы и стратегии. Типологии гносеологических программ и стратегий: традиция и современность; основания и критерии. Наивный реализм и «естественная установка». Платонизм, трансцендентализм, эмпиризм и натурализм. Феноменализм, конвенционализм, солипсизм. Скептицизм, критицизм и агностицизм. Рационализм и сенсуализм.

^ 2. Познание как субъектно-объектное отношение

Познаваемость мира. Проблема познаваемости мира и варианты ее решения. Границы познания и способы постановки вопросов о возможности познания. Категории субъекта и объекта познания. Сущность знания. Противоречие между субъектом и объектом как главная движущая сила развития знания. Проблема соотношения личного и безличного знания.

Эволюция самоописаний познающего субъекта: «субстанция–субъект» и «субъект–субстанция»; ум и душа (античность); «Я» и самосознание (христианство и новоевропейская классическая философия); «Я» и «Другой», коллективно-исторический субъект (кризис классики). Проблема субъекта в постклассической гносеологии: концепции «смерти» субъекта; тематизация бессознательного, отчуждения, анонимности, телесности в понятии субъекта. Понятия “трансцендентального” и “коллективного” субъекта познания (Кант и неокантианские интерпретации; Гегель и марксизм). Теория познания “без познающего субъекта” (К. Поппер). Учение об Абсолютном Субъекте познания в русской философии (С.Н. и Е.Н. Трубецкие). Альтернативы субъект–объектному дуализму.

^ 3. Этапы и уровни познания

Источники человеческого знания о мире. Теории врожденных идей. Проблема априорного и апостериорного. Антитеза рационализма и сенсуализма. Дилемма «чувственное–рациональное». Виды чувственного познания. Проблема «первичных» и «вторичных» качеств, образного и знакового. Опосредованный характер чувственных образов и программы «очищения» перцептивного опыта в западных и восточных философских учениях.

Проблема получения и обоснования нового знания. Природа дискурсивного знания. Дискурс и рефлексия. Уровни рефлексивной деятельности. Интуитивное знание. Виды интуиции (чувственная, эмоциональная, рациональная, логическая). Проблема интерсубъективной проверки и трансляции интуитивного знания. Связь интуиции и дискурса в процессах познания, обоснования и трансляции знания.

^ 4. Виды познания

Теоретический и практический разум. Виды рациональности: понятие рациональности в естественных и гуманитарных науках. Философская рациональность. Специфика естественнонаучного и гуманитарного познания. Особенности познавательного процесса в философии. Личностный, беспредпосылочный и непосредственный виды знания как особые гносеологические феномены. Личностная окраска знания в естественных и гуманитарных науках.

Типология вненаучных форм познания и их регулятивы. Виды вненаучного познания (обыденное, мистическое, художественное, эзотерическое, мифологическое). Разум и рациональность. Типологии концепций разума. Разум и рассудок.

Идеалы, нормы, стандарты и критерии рациональности. Типы и виды рациональности (целе-средственная и целе-ценностная). Стратегии рациональности. Эволюция рационализма и иррационализма. Программы «нового рационализма». Природа научного познания и его особенности. Рациональное знание и специфика научного познания. Проблема критериев научности. Эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного знания и их взаимодействие. Парадигма, исследовательская программа, научная картина мира – их гносеологический статус.

^ 5. Познание и творчество

Сущность творчества. Загадка творчества. Источники, средства и формы появления новых смыслов. Продуктивное и репродуктивное в познавательной деятельности.

Социокультурные детерминанты познания. Каналы социокультурного влияния на познавательный процесс. Значение исторических и социально-психологических предпосылок в познании. Традиции и новации. Язык и познание. Гипотеза лингвистической относительности и ее концептуальные разновидности. Проблема влияния национально-этнических факторов на характер и результаты познавательной деятельности.

Экзистенциальные детерминанты познавательной активности. Значение личного опыта и волевого творческого начала в когнитивном процессе. Проблема становления и развития творческих способностей познающей личности. Разнообразие мотивов философского творчества. Творческое воображение. Философская экстраполяция и ее границы.

^ 6. Практика и познание

Роль практики в познании. Практика и опыт. Типологии практик: основания и критерии. Исторические формы связи материально-технической и общественно-политической практики с познавательной деятельностью. Противоречивый характер взаимоотношений практики и познания. Утилитаристские подходы к пониманию сущности познавательной деятельности. Опредмечивание и распредмечивание. Практика и деятельность. Деятельность как чувственно-сверхчувственная реальность. Теоретико-деятельностный подход в познании.

7. Истина

Концепции истины. Классические модели истины: корреспондентская, семантическая, конвенциональная, априористская. Неклассические модели истины: когерентная, прагматическая, диалектико-материалистическая. Онтологический подход к пониманию сущности знания и истины в концепциях М. Хайдеггера и П.А. Флоренского. Проблема критериев истины (логические, эмпирические, практические, теоретические и др.).

Истина как состояние, как акт и как процесс. Истина как оценка. Соотношение истины и мнения, истины и веры, истины и заблуждения, истины и познавательной ошибки. Истина и ценности. Истина и правда. Этические и эстетические компоненты в познании.

Истина как процесс. Диалектика абсолютной и относительной истины в познании. Проблема критериев истины Логические, эмпирические и теоретические критерии. Истина и ценности. Этические и эстетические компоненты в структуре современного знания.

8. Сознание

Способы концептуализации сознания. Сознание как предмет гносеологической рефлексии. Сознание как парадоксальная реальность. Процедура объективации в описаниях сознания. Психологизм и антипсихологизм в трактовках сознания.

Проблема генезиса сознания: основные подходы, понятия, концепции. Природно-биологические предпосылки становления сознания. Информационные процессы в биосфере и Космосе. Антропосоциогенез. Современные взгляды на движущие силы и этапы филогенетического становления сознания. Сущность превращения человеческого сознания в планетарную эволюционную силу. Онтогенез сознания. Дилемма “преформизм-эпигенез” в понимании индивидуального и исторического развития сознания. Диалектика фило- и онтогенеза сознания.

Структура сознания. Общие представления о структуре сознания и его основных компонентах (чувственно-перцептивных, эмоциональных, ценностно-мотивационных, логических, волевых). Уровни сознания (психическое, рефлексивно-сознательное, подсознательное, сверхсознательное). Социокультурные образы сознания. Сознание и бессознательное. Природа бессознательного. Пути концептуализации бессознательного. Индивидуальное и коллективное бессознательное. Онтология бессознательного. Архетипы бессознательного. Сущность самосознания. Сознание и самосознание. Самосознание и процесс социализации личности. Тайна человеческого “Я”. Отношения “Я” и “Ты” в процессах самосознания и социализации.

Учение о соборном “Я” в русской философии.

Проблема идеального. Идеальность сознания. Объективная и субъективная реальность. Психофизическая проблема. Постановка и решение проблемы идеального в истории философии. Философский анализ категории “идеальное”. Идеальность сознания. Идеальное и символическая (семиотическая) реальность культуры.

^ 9. Мышление и язык

Понятие мышления. Мышление: предмет, процесс и результат. Мышление как объект логики, гносеологии и когнитивных наук. Дилемма психологизма и антипсихологизма; парадокс антипсихологизма. Филогенез и онтогенез мышления. Проблема форм мышления. Границы мышления. Проблема концептуализации мышления. Вербальное и невербальное мышление. Рефлексия. Рассудок, разум, интеллект, ум. Взаимосвязь сознания и мышления. Моделирование мышления и проблема искусственного интеллекта

Язык как объект гносеологии. Взаимосвязь языка и мышления. Вербальное и невербальное мышление. Способы и пути концептуализации языка. Антиномии происхождения языка. Роль языка в познании. Концепции языка в философии. Язык и речь, язык и письмо. Проблема лингвистической относительности: слабая и сильная версии. Знак, значение и смысл: проблема семиотической реальности. Природа символа и типы символических систем. Диалог и монолог; текст, контекст и интертекстуальность. Автор и читатель. Наррация и интерпретация. Объяснение и понимание.

^ 10. Тенденции и перспективы развития гносеологии

Современная теоретико-познавательная ситуация. Компьютерное и человеческое мышление. Изменение представлений о знании и обучении. Возможность синтеза различных типов знания. Формализация и проблема диалектического мышления. Компьютер как средство интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания. Компьютер и язык. От техносферы к ноосфере: антропокосмический поворот в современной культуре. Ограниченность логико-сциентистского и технократического подходов к познанию. Космическое измерение познавательных способностей и творческих возможностей человека. Современные факты и гипотезы о возможности различных уровней информационно-психического существования в Космосе. Когнитивная типология культурных традиций (Запад-Россия-Восток) и перспективы органического синтеза различных стратегий понимания мира и человека. Принципы межкультурного диалога.


Раздел 4. Философия как метод познания и аксиология

^ 1. Сущность философской методологии

Метод и методология. Понятия «метод» и «методология». Метод как система принципов познания. Основные классы (типы) методов. Соотношение общенаучных и частных методов познания. Структура метода и механизм его функционирования.

Сущность методологии и методологической деятельности. Правила, принципы и законы как основные регулятивы методологической работы. Становление философской методологии.

Проблема методичности и системности философского знания. Кризис классических идей рационального обоснования знания. Специфика анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии и экстраполяции, мысленного эксперимента в философии. Принципы системного подхода в философии.

Понятие философской методологии. Философская методология как система предельных средств и методов философского постижения бытия. Предметно-содержательный, операциональный и аксиологический уровни философской методологии. Взаимосвязь принципов философии и принципов (законов) формальной логики.

Философия и практика. Философия и общенаучные методы познания. Методологизм как этап и направление развития философии. Идеалы, нормы и программы обоснования научного знания в философии.

Многообразие, типология и критерии философских методов. Рациональные и внерациональные аспекты философской методологии. Концептуальные презумпции классических программ философского метода. Умозрение, созерцание, рефлексия, интроспекция, медитация, интерпретация.

Специфика философии как всеобщего метода познания. Философская рефлексия как общий метод философии и ее варианты в различных философских системах. Философская рефлексия и смыслополагание. Рефлексия: самопознание и самосознание. Рефлексия и бессознательное. Принципиальные границы рефлексивных процедур сознания.

Методологические регулятивы философии как принципы познания. Формы мышления и познавательные регулятивы. Характеристика основных форм мышления: всеобщих понятий (категорий), общетеоретических принципов, всеобщих законов, общеметодологических принципов. Взаимосвязь содержательного и логико-методологического в формах мышления философии. Структурированность философских методологических принципов. Предпосылочные (универсальные) принципы и внутринаучные (поисковые) принципы. Уровнево-иерархическое строение принципов.

Предпосылочные философские принципы познания. Принцип объективности. Принцип системности (требования всесторонности, субстанциальности, детерминизма). Принцип историзма (регулятив сущностной ретроспективности, императив рассмотрения предпосылок возникновения объекта, требование выделять этапы его изменения и др). Принцип диалектической противоречивости познания

Специфические внутринаучные (поисковые) принципы. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Принцип единства логического и исторического.

^ 2. Философская логика и особенности философского исследования

Гносеологические и метафизические допущения и логико-методологические предписания. Метод и метафизика. Понятие рефлексивной методологии. Философская критика и трансцендентальный метод. Соотношение формальной и содержательной логики. Значение формальной логики для философской методологии. Основные компоненты философской логики. Дедукция. Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Принцип совпадения логического и исторического. Философский редукционизм и методы философской редукции.

Философская методология как средство рациональной организации философского исследования. Философско-методологическая работа. Форма, схема, план выделения, логико-гносеологическая обработка понятий. Инструменты и техника философского исследования. Порядок познания, вывода, организации и оформления предметного материала в философии.

^ 3. Основные программы философской методологии

Диалектическая методология. Сущность диалектики и природа категориальной формы мышления. Диалектика как всеобщий способ развертывания теоретического мышления и конструирования теоретического предмета. Структура диалектического движения мысли. Принципы и законы диалектической логики. Проблема теоретического доказательства в диалектике.

Программа материалистической диалектики. Диалектика и формальная логика: истоки и итоги противостояния. Идеологические мифы и непреходящее значение диалектики.

Феноменологическая методология. Универсальность феноменологического аспекта философского познания. Стратегия методического сомнения. Критерии очевидности. Пути обретения ясности и отчетливости идей. Феноменологическая редукция. Сущностное усмотрение. Смысл и назначение феноменологического описания. Границы феноменологической методологии.

Герменевтическая модель методологии. Герменевтика как методология гуманитарного познания. Герменевтическое измерение философии. Понимание и объяснение. Герменевтическая ситуация и герменевтический опыт. Предпонимание и герменевтический круг. Историчность горизонтов понимания. Диалог и событие смыслопорождения. Средства и предпосылки понимания: эмпатия, сопереживание и др. Критерии понимания. Виды, уровни и каноны философской интерпретации. Герменевтическая методология в действии: экзистенциальная аналитика присутствия, философские расширения психоанализа.

Логико-аналитическая методология. Мотивы, содержание и смысл "лингвистического поворота" в философии ХХ века. Стратегии трактовки природы языка (коммуникативно-интенциональная, семантическая, инструментальная). Анализ естественного языка и переосмысление предмета, назначения и задач философии. Аналитическая философия и критика классической метафизики. Многообразие приемов аналитической редукции. Логико-лингвистический и концептуальный анализ речевых актов. Понятие языковой игры. Аналитическая методология и способы обоснования или опровержения философских утверждений. Основные аналитические концепции языкового значения/смысла.

^ 4. Бытие, познание, ценность

Соотношение онтологии, гносеологии и аксиологии как частей метафизики. Познавательное и ценностное отношение человека к бытию. Кристаллизация аксиологии как особой отрасли философского знания во второй половине XIX - начале XX веков.

Ценностное поведение, ценностное сознание и философско-аксиологическая рефлексия. Взаимоотношение общей аксиологии с этикой, эстетикой и социальной философией. Ценностное измерение онтологической и когнитивной проблематикой в современной философии. Универсальность и фундаментальность ценностного отношения к миру.

Природа ценностей и их иерархия. Концептуальный строй аксиологии. Понятие ценности. Ценность и оценка. Ценности, цели, идеалы. Виды ценностей: позитивные и негативные, субъективные и объективные, общечеловеческие и локально-культурные, индивидуальные и коллективные, материальные и духовные. Ценностные нормативы, императивы, постулаты. Материальные и духовные ценности. Абсолютные и относительные ценности: релятивизм и консерватизм.

^ 5. Онтологическая основа ценностного отношения

Онтологическая интерпретация оценки. Оценочное отношение человека к миру как фундаментальное основание философской рефлексии. Природа ценностного отношения. Объективное и субъективное в ценностях. Ценности, потребности, интересы. Ценности, антиценности, псевдоценности. Проблема критериев истинных и ложных ценностей. Ценностные ориентации.

Основные ценности человеческого существования. Экзистенциальные ценности и ценности социальные. Общечеловеческие ценности. Ценности и «чувство ценности»: от переживания к осмыслению бытия. Бытие как ценность. Жизнь индивида как высшая экзистенциальная ценность. Проблема смысла жизни в аксиологии. Нравственные ценности человеческого существования. Художественные ценности (эстетические ценности существования человека). Политические идеи и программы как ценностные системы. Наука, ценность и идеология. Правовые ценности. Специфика мировоззренческих ценностей.

^ 6. Специфика ценностного познания и сознания

Уровни аксиологической рефлексии. Субъект, индивид, личность, общество. Индивидуальные и общественные ценности. Идеальное и реальное «Я». Оценка и самооценка.

Познавательное и ценностное. Процесс познания и процесс оценки. Дискурсивное и интуитивное в их ориентации на ценности. Возможность расхождения познавательного и ценностного. Знаки, значения и ценности. Условия "переоценки ценностей" (переоценки явлений в ходе результатов познания). Ценность и истина. Возможность заблуждения в оценке. Проблема критериев всеобщности и необходимости ценностных суждений (теоретическая очевидность, культурная традиция, власть и идеология). Психологизм и антипсихологизм в оценочных суждениях. Прагматизм и рационализм. Релятивизм. Рациональное и внерациональное в усвоении, утверждении и передаче ценностных смыслов. Феномен ценностной интуиции.

Язык описания ценностей. Понимание и интерпретация. Оценка и самооценка. Логические и ценностные категории. Специфика ценностных категориальных оппозиций. Рациональное и внерациональное в усвоении, утверждении и трансляции ценностных смыслов. Ценностная динамика личности: идеальное (воображаемое) и реальное «Я». Нормативные и ценностные суждения. Манипулирование ценностями: конформизм и идеология.

^ 7. Аксиология и культура: перспективы развития

Культура как система ценностей. Ценностная традиция и ценностная новация. Феномен культурной маргиналии. Национальные и общечеловеческие ценности. Запад, Россия, Восток как "ценностные" миры. Проблемы и перспективы межкультурного диалога. Основополагающая роль личностного начала в созидании и распространении культурных ценностей.

Ценности традиционного и техногенного общества. Место ценностей в системе культуры. Аксиосфера культуры и прогресс человеческой цивилизации. Современный кризис техногенно-потребительской ценностной ориентации. Постмодерн как кризисное мироощущение.

Ценностный фундамент XXI века. Ценность человеческой жизни и ценность человеческого разума, межличностного и межкультурного взаимопонимания, политической и духовной свободы. Природа как эстетическая и экологическая ценность. Добровольная интенция на достижение общего блага и неэгоистические формы творческой самореализации как основополагающий экзистенциальный императив.

8. Первоисточники

Аристотель «Метафизика».

Бибихин В.В. Язык философии.

Витгенштейн Л. Логико-философский трактат.

Гадамер Г.-Х. Истина и метод.

Гартман Н. Старая и новая онтология.

Гегель Г. В. Ф. Наука логики.

Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии.

Гуссерль Э. Философия как строгая наука.

Декарт Р. Метафизические размышления.

Кант И. Критика чистого разума.

Мерло-Понти М. Феноменология восприятия.

Платон. Парменид.

Рассел Б. Человеческое познание: Его сфера и границы.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук.

Хайдеггер М. Бытие и время.

Хайдеггер М. Введение в метафизику.

Хюбнер К. Критика научного разума.


Рекомендуемая литература

  1. Аксиология, или философское исследование природы ценностей: Антология. -М., 1996.

  2. Аксиология: частное и общее. Наука и ценности. -Новосибирск, 1987.

  3. Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий. -М., 2002.

  4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. -М., 2003

  5. Аристотель «Метафизика» // Соч., т.1.

  6. Ахутин А.В. Понятие “природа” в античности и в Новое время. -М., 1988.

  7. Бабушкин В.У. О природе философского знания.

  8. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. М, 1986.

  9. Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987.

  10. Бердяев Н. Философия свободы. Смысл творчества. М.,1989.

  11. Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. Часть II и III // Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. -М., 1995.

  12. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества -М., 1989,

  13. Берталанфи Л. История и статус общей теории систем // Системные исследования. М, 1973.

  14. Бибихин В.В. Язык философии. -М., 1993.

  15. Бородай Ю.М. От фантазии к реальности. М.. 1995.

  16. Брентано Ф. О понятии истины // Избранные работы. -М., 1996.

  17. Булгаков С.Н. Свет невечерний. -М., 1994.

  18. Вартофский М. Эвристическая роль метафизики в науке // Структура и развитие науки. -М., 1978.

  19. Виндельбанд В. Что такое философия // Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. -М., 1995.

  20. Витгенштейн Л. Лекция об этике. // Историко-философский ежегодник-89. -М., 1989.

  21. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Философские работы (часть 1). М.1994.

  22. Витгенштейн Л. О достоверности // Витгенштейн Л. Философские работы. Ч.I. -М., 1994.

  23. Витгенштейн Л. Философские исследования // Философские работы (часть 1). М.,1994.

  24. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. -М., 1991.

  25. Гадамер Г.-Х. Истина и метод. М., 1988.

  26. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. -М., 1997.

  27. Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник–1988. -М., 1988.

  28. Гегель Г. В. Ф. Наука логики // Энциклопедия философских наук, т.1, М, 1974.

  29. Герменевтика: история и современность. М., 1985.

  30. Гроф С. Области человеческого бессознательного. -М., 1992.

  31. Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. -М., 1998.

  32. Гусев С. С. Тульчинский Г.Л. Проблема понимания .в философии. М., 1985.

  33. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии. Кн. 1. -М., 1999.

  34. Гуссерль Э. Метод прояснения // Современная философия науки. -М., 1999.

  35. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.

  36. Декарт Р. Метафизические размышления. // Избранные произведения, М., 1950.

  37. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия. -М.,-СПб., 1998.

  38. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. -М., 1992.

  39. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. -М., 1986.

  40. Иванов А.В. Сознание и мышление. -М., 1994.

  41. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. -М., 1984.

  42. Каган М.С. Философская теория ценностей. -СПб., 1997.

  43. Кант И. Критика чистого разума Соч. в 6 тт., т. 3, М., 1964.

  44. Кассирер Э. Познание и действительность. М., 1995.

  45. Кессиди Ф.Х. “От мифа к логосу”. -М., 1972.

  46. Киркегор С. Заключительное ненаучное послесловие. // От Я к Другому. -Минск., 1997.

  47. Конт О. Курс положительной философии. -СПб., 1900.

  48. Корет Э. Основы метафизики. –Киев, 1998.

  49. Кузнецов В.Г., Кузнецова И. Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования. Учебник. -М., 1999.

  50. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

  51. Лапицкий В.В. Структуры и функции субъекта познания. Л., 1983.

  52. Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии. Т.2. -М., 1999.

  53. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. -М., 1980.

  54. Липский Б.И. Практическая природа истины. Л., 1988.

  55. Лопатин Л.М. Аксиомы философии. -М.1996.

  56. Лосев А.Ф. Бытие, имя, космос. -М., 1993.

  57. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении -М., 1998.

  58. Лосский Н.О. Мир как органическое целое // Избранное. -М., 1991.

  59. Лосский Н.О. Ценность и бытие // Лосский Н.О. Бог и мировое зло. -М. 1994.

  60. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. -М., 1995.

  61. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984.

  62. Маритен Ж. Краткий очерк о существовании и существующем // Маритен Ж. Философ в мире. -М., 1994.

  63. Марсель Г. Экзистенция и объективность // Марсель Г. Трагическая мудрость философии. -М., 1995.

  64. Мелюхин С.Т. Материя в ее единстве, бесконечности и развитии. -М., 1966.

  65. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. -СПб., 1999.

  66. Миронов В.В. Образы науки в современной культуре и философии. -М., 1997.

  67. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М., 1977.

  68. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. -М., 1990.

  69. Налимов В.В., Драгалина Ж.А.. Реальность нереального. -М., 1995.

  70. Наука и ценности. -Л., 1990.

  71. Никифоров А.Л. От формальной логики к истории науки. -М., 1983.

  72. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Соч. в 2 тт.. т.2, М., 1990.

  73. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. -М., 2000.

  74. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? -М., 1991.

  75. Панин А.В. Диалектический материализм и постпозитивизм. -М., 1981.

  76. Платон. Парменид // Соч., т.2. М., 1970.

  77. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985.

  78. Поппер К. Логика и рост научного знания. -М., 1983.

  79. Поппер К.Р. Логика и рост научного знания. М., 1983.

  80. Пригожин И. Стенгерс И. Время, хаос, квант. М, 1994.

  81. Проблема сознания в современной западной философии. -М., 1989.

  82. Проблема ценности в философии. -М.,- Л.,1966.

  83. Рассел Б. Искусство мыслить. -М., 1999.

  84. Рассел Б. Человеческое познание: Его сфера и границы. Киев, 1997.

  85. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. -М., 2003.

  86. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. -М. 1995.

  87. Риккерт Г. О системе ценностей // Риккерт Г. Науки о природе и науке о культуре. -М., 1998.

  88. Рорти Р. Витгенштейн, Хайдеггер и гипостазирование языка. // Философия Мартина Хайдеггера и современность. -М., 1991.

  89. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание М., 1957.

  90. Сартр Ж.-П. Проблемы метода -М., 1994.

  91. Серебровская К.Б. Сущность жизни. М, 1994.

  92. Соколов В.В. Введение в классическую философию. -М.,1999.

  93. Степанов Ю.С. Язык и метод. -М., 1998.

  94. Тарский А. Семантическая концепция истины и основания семантики //Аналитическая философия. -М., 1998.

  95. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. -М., 1987.

  96. Трубецкой С.Н. О природе человеческого сознания // Сочинения. -М., 1994.

  97. Трубников Н.Н. О категориях "цель", "средство", "результат". М.. 1968.

  98. Уайтхед А.Н. Приключения идей // Избранные работы по философии. М., 1990.

  99. Уемов А.И. Вещь, свойства, отношения. М., 1963.

  100. Уитроу Дж. Естественная философия времени. -М. 2003.

  101. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. -М. 1986.

  102. Фердинанд де Соссюр. Курс обшей лингвистики // Труды по языкознанию. М., 1977.

  103. Философская энциклопедия в 5-ти томах. -М., 1960 – 1970.

  104. Франк С.Л. Предмет знания. -СПб., 1995.

  105. Франк С.Л. Реальность и человек. -М., 1997.

  106. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.

  107. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

  108. Фуко М. Археология знания. -Киев, 1996.

  109. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб. 1994.

  110. Хайдеггер М. Бытие и время. -М., 1997.

  111. Хайдеггер М. Введение в метафизику. -СПб. 1998.

  112. Хайдеггер М. Вещь // Время и бытие. М.. 1993.

  113. Хайдеггер М. О сущности истины // Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. -М., 1991.

  114. Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Время и бытие. М., 1993.

  115. Хайдеггер М. Феноменология и трансцендентальная философия ценностей. -Киев, 1996.

  116. Хайдеггер М. Что значит мыслить? // Разговор на проселочной дороге, М.. 1991.

  117. Херрман Фр.-В. фон. "Бытие и время" и "Основные проблемы феноменологии" // Философия Мартина Хайдеггера и современность. М., 1991.

  118. Хилл Т. Современные теории познания. -М., 1965.

  119. Хюбнер К. Критика научного разума. -М., 1994

  120. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. -М., 1999.

  121. Человек и его ценности. -М., 1988.

  122. Шелер М. Положение человека в космосе // Избранные произведения. -М., 1994.

  123. Шелер М. Формализм в этике и материальная теория ценностей // Шелер М. Избранные произведения. -М., 1994.

  124. Шестов Л. Об источниках метафизических истин; О втором измерении мышления. / Афины и Иерусалим. // Шестов Л. Соч. в 2-х тт. -М., 1993. Т.1.

  125. Шестов Лев Memento mori // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск. 1994.

  126. Шилков Ю.М. Гносеологические основы мыслительной деятельности. СПб. 1992.

  127. Шлик М. Поворот в философии. // Аналитическая философия: Избранные тексты. -М., 1993.

  128. Шпет Г.Г. Философские этюды. -М., 1994.

  129. Щедровицкий Г.П. Философия. Методология. Наука. -М., 1997.

  130. Юнг К. К психологии восточной медитации // Юнг К. О психологии восточных религий и философий. -М., 1994.

  131. Ясперс К. Введение в философию. –Минск, 2000.

  132. Ясперс К. Смысл и назначение истории. -М., 1991.

  133. Ясперс К. Философская вера // Смысл и назначение истории. М., 1991.


Организационно-методический раздел:

структура вступительного экзамена по специальной дисциплине, рекомендации поступающему в аспирантуру СПбГУ на научные специальности, обеспечиваемые Философским факультетом (далее поступающий в аспирантуру).


Вступительный экзамен в аспирантуру СПбГУ на научные специальности, обеспечиваемые Философским факультетом, по специальной дисциплине проводится в письменной форме.

Письменный вступительный экзамен включает два задания.

Каждое задание оценивается отдельно.

Каждое задание предполагает развернутый ответ по теоретической проблеме: изложение содержания вопроса во всех его аспектах, с указанием на проблемный характер вопроса в целом и каждой его части; формулирование и оценивание имеющихся в литературе точек зрения по данному вопросу.

В качестве одного из заданий может быть предложен анализ одного из первоисточников, указанных в программе вступительного экзамена в аспирантуру СПбГУ.

При выполнении задания следует дать полный, правильный ответ, полно и правильно указать и определить все признаки, основания, элементы, стадии развития явления, процесса, события, процедуры, задачи и их возможные последствия, полно и правильно использовать фамилии авторов и названия их работ, избегая неточностей и ошибок.

Ответы должны быть представлены в виде грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов.

Неточность понимается как использование специального термина в ограничительном или расширительном смысле, как описание содержания признака вместо его наименования, как избыточное указание на признаки, не относящиеся к характеризуемому объекту.

Грубая ошибка понимается как неправильное использование специальных терминов, как неправильное указание признаков характеризуемого объекта, как неправильное описание их содержания, как несоответствие аргументации заданию, фактологические ошибки.

Ответ, представляющий собой бессвязный набор определений и иных положений, рассматривается как неверный.


^ Критерии оценки и требования к поступающему в аспирантуру

Критерий оценки

Требования к поступающему в аспирантуру

^ Максимальное количество баллов

Знание и понимание теоретического материала

- определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;

- используемые понятия строго соответствуют теме;

- самостоятельность выполнения работы;

- правильно использует фамилии авторов и названия их работ

3 балла

^ Анализ и оценка информации

- грамотно применяет категориальный анализ;

- умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;

- способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;

- демонстрирует диапазон используемого информационного пространства

3 балла

^ Построение суждений

- ясность и четкость изложения;

- логика структурирования доказательств;

- выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;

- приводятся различные точки зрения

3 балла

^ Оформление работы

- соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка;

- оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации

1 балл


Максимальное количество баллов по каждому заданию, которое поступающий в аспирантуру может получить - 10.

Итоговая оценка (максимум 20 баллов) определяется суммарным количеством набранных баллов за каждое из заданий.

Для поступающего в аспирантуру устанавливается следующая шкала оценок:

  • оценка «отлично» выставляется, если набрано 20-16 баллов;

  • оценка «хорошо» выставляется, если набрано 16-11 баллов;

  • оценка «удовлетворительно» выставляется, если набрано 11-5 баллов;

  • оценка «неудовлетворительно» выставляется, если набрано менее 5 баллов.

Во время проведения вступительного экзамена поступающий в аспирантуру не может пользоваться какими-либо дополнительными материалами.

Также во время проведения вступительного экзамена запрещаются:

  • разговоры,

  • вставания с мест,

  • пересаживания,

  • обмен любыми материалами и предметами,

  • пользование мобильными телефонами или иными средствами связи, любыми электронно-вычислительным устройствами,

  • хождение по пункту проведения вступительного экзамена без сопровождения.

Формы вариантов заполняются шариковой или гелиевой ручкой синего или черного цветов.

В качестве черновиков используются чистые листы, получаемые поступающим в аспирантуру от организаторов. Черновики не оцениваются.





Скачать 370,12 Kb.
оставить комментарий
Дата27.09.2011
Размер370,12 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх