Предварительное задание учащимся: Подобрать материал по толковым словарям, видам пряников, традициям, связанным с пряниками. План урока icon

Предварительное задание учащимся: Подобрать материал по толковым словарям, видам пряников, традициям, связанным с пряниками. План урока



Смотрите также:
Опережающее задание: в начале изучения темы учащимся дается задание подобрать материал о...
Расставьте ударение в словах. Проверьте себя по словарю...
Домашнее задание группам: инсценировка фрагмента поэмы Н. Некрасова “Русские женщины”...
План-конспект урока по информатике Тема урока: «Поисковые информационные системы»...
План урока Организационный момент. Введение в тему урока. Практическая работа...
План урока Организационный момент Актуализация темы урока. Изложение нового учебного материала...
Задание учащимся на самостоятельное обобщение на основе собственных практических наблюдений...
Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт) Предмет:...
План конспект урока. Тема урока: Культура Древнего Египта. Форма урока: урок+презентация...
План-конспект урока английского языка 6 класс Тема урока...
Предварительное изучение экономического субъекта (предварительное планирование)...
План урока Организационный момент 10 минут Лекция 75 минут Подведение итогов урока 3 минуты...



скачать
Тема урока: «Пряники для праздника»


Цель: Познакомить уч-ся с давним народным промыслом, традициями и обычаями предков. Выявить историческую справку, особенности разных видов пряников ( лепки и росписи). Приобщить уч-ся к исследовательской деятельности, умению работать с литературой, умению составлять узоры росписи пряников.

Воспитание интереса, любви к народным и семейным традициям, народному искусству и традициям, преемственности поколений, уважению народному фольклору.

Оборудование: раздаточный материал, рисунки и фотографии пряников. Образцы современных пряников.

Предварительное задание учащимся: Подобрать материал по толковым словарям, видам пряников, традициям, связанным с пряниками.


План урока: 1. Организационная часть.

2. Пряники русские,

Сладкие, мятные,

К чаю ароматному

Угощение знатное.

Жизнь наших предков переплеталась с обычаями и обрядами, укладом которых было почитание отцов и дедов, связь с природой и труд. Эти добрые времена утверждали и оставляли после себя добрые традиции. Об одной из них и будет идти речь на нашем уроке.

Много праздников чтил русский народ, а где праздник, там и подарки и угощенья, вкусные и нарядные пряники. А какие угощения были в старину?

(пироги, сладости, пряники)

Правильно, одним из самых популярных сладостей был пряник. И не просто пряник, а целое произведение - красивый, нарядный и очень вкусный. Что же такое пряник? Чем он знаменит? Какие бывают пряники? Мы это выясним, проведя исследование.

(класс заранее разбит на группы, которым выдано задание для исследования)


Сейчас узнаем о понятии «пряник» в словарях Даля и Ожегова. Об этом работала группа «археологов».

( приложение1)

Итак, мы узнали, что 2 словаря дают такие разные понятия, но они дополняют друг друга. Теперь понятно, что такое пряник. А знаете ли вы, когда и кто впервые изготовил пряник? Об этом нам поведает группа «историков»

( приложение2)

Какие пряники бывают? Существуют разные виды пряников, об этом нам расскажут ребята из группы «искусствоведов».

( приложени3)

Когда возникла традиция готовить на праздник пряники, какие традиции связаны с пряниками? Об этом мы узнаем из рассказа ребят из группы «этнографов»

( приложение4)

А знаете ли вы, что с пряниками связаны и разные игры. Вот, например, игра «Кто дальше бросит пряник?» Побеждает тот, кто ловко, аккуратно и дальше бросит пряник, при этом пряник даже не разобьется.

(Приглашаются 2 мальчика для игры, которые демонстрируют бросание пряников)

Итак, скажите, ответили ли мы на вопрос, какой он – пряник для праздника?

А сейчас мы сами будем мастерами пряничного дела.

^ I вариант: Вам нужно нарисовать пряник и украсить узором, проявив при этом свою фантазию.

II вариант: Перед вами лежат заготовки вырезных пряников, берем кисть – это будет кондитерский мешок и краски – цветную сладкую глазурь и пофантазируем: украсим пряник.

Какие цвета лучше всего использовать? Чем мы будем украшать? (Орнаментом)

(Самостоятельная работа учащихся)

^ Выставка работ учащихся.

Группа археологов отыскала старинные рецепты, которые они нам сейчас прочитают.

( приложение5)


Рефлексия: Скажите, что сегодня нового мы узнали на уроке? Что интересного вы узнали и чем понравился урок?

Итоги урока.

Приложение 1

Толковый словарь В.И.Даля: «Пряник – лакомство хлебенное на меду, на патоке, также соложенное тесто с разными пряностями»

Толковый словарь С.И.Ожегова и И.Ю.Шведова: «Пряник – сладкое мягкое печенье в виде лепешки или плоской фигурки»

Приложение 2

Переход от обрядового печения к прянику происходил на протяжении нескольких столетий. На Руси первые пряники, называемые “медовым хлебом”, появились еще около IX века, они представляли собой смесь ржаной муки с медом и ягодным соком, причем мед в них составлял почти половину от всех других ингредиентов. Позже в “медовый хлеб” стали добавлять лесные травы и коренья, а в XII - XIII веках, когда на Руси начали появляться экзотические пряности, приведенные из Индии и Ближнего Востока, пряник получил свое название и практически окончательно оформился в то лакомство, которое известно нам.
В XVII - XIX веках пряничное дело было распространённым народным промыслом. В каждой местности выпекали свои пряники по традиционным рецептам, а секреты изготовления передавались из поколения в поколение. Мастеров, которые занимались пряничным производством, называли прянишниками (отсюда и произошла известная фамилия Прянишников).
К концу XIX века прянишники в России предлагали около двадцати сортов пряников. Среди них были так называемые “торуньские”, из польского города Торунь. Их делали из ржаной муки, добавляя пряности, смазывали пивом и украшали цукатами. В Польше на них изображали рыцарей, королей, исторические и бытовые сцены. До сих пор знаменитые "торуньские" пряники в сувенирной упаковке особо ценятся по всей Европе и всегда являются желанным подарком.
В России пряники из ржаной ситной муки готовили с медом, гвоздикой, аписом, имбирем, померанцевой коркой, спиртом и водой. Сделанные фигурки помещали на ночь в тёплую печь, после того как оттуда вынимали хлеб, а утром в легко истопленную печь снова два-три раза ставили листы с пряниками, чтобы они были сухими.
К пряничному тесту из пшеничной муки добавляли желтки, а нередко и цветной краситель, в основном каротен или бетанин, чтобы они были аппетитного желто-коричневого цвета. В современной технологии используется натуральный карамельный колер "КАРМЕЛЬ". Такие пряники посыпали толченым миндалем, цукатами, а затем выдерживали в печи после хлебов. Шоколадные пряники обмазывали сверху и снизу массой из тертого шоколада и сахара. В Сибири известны пряники из розового теста, маленькие прянички на сухой малине и.т.д.
Существовали также пряники, которые современные исследователи называют комбинированными. В них сочетались плоский силуэт из темного теста и вылепленная на нем фигурка из цветного сахара. Такие пряники, обычно выпекавшиеся в Коломне и Калуге, были небольшого размера и предназначались для украшения новогодней ёлки. Они изображали тигров, верблюдов, коней, попугаев, клоунов.
Пряники делали для бедных и богатых, для подарков и именин. Их подносили родным и возлюбленным, пекли для сложного свадебного обряда, для праздничных трапез, для раздачи нищим, для панихид.
Им даже приписывали лечебные свойства, а потому пряники, предназначенные для больных, готовились и украшались с особой тщательностью, а на оборотной стороне вырезались буквы, соответствовавшие инициалам ангела - хранителя. А еще пряники небольшого размера использовали для игры. Побеждал в состязании не только тот, чей пряник летел дальше других, но и тот, чей оставался невредимым, упав на землю.
На некоторых пряниках оттискивали буквы алфавита, с их помощью дети могли учиться читать. Покупатели победнее отдавали предпочтение дешёвым мелким пряникам “канфаркам” и мятным “жамкам” (иное название звание - “жомки” или “жёмки”) - приготовленным вручную крупным вздутым лепешкам с неопределенным рисунком.
Пряники было принято дарить, в Прощеное Воскресенье, которое приходилось на последний день Масленицы перед началом Великого поста. В этот день по христианскому обычаю ходили “прощаться” - просить друг у друга прощения за все причиненные обиды - младшие к старшим, дети к родителям, подчинённые к начальникам. Визиты сопровождались подношением пирогов и очень больших по весу пряников (от двух до пяти килограммов)

^ История о прянике

Из глубокой старины дошел до наших дней украшать праздничный стол на Рождество и Новый год, на день рождения красивыми пряниками.

Пряники, предназначенные для подарков – «в почесть» часто делали по заказу очень большими. Некоторые из них весили по несколько пудов ( справка: «пуд» -18кг 360 г.). Чтобы такой пряник доставить по назначению, его везли на санях, а иногда и на двух.

Накануне Нового года крестьяне справляли коляды и поэтому пекли фигурные пряники в виде птичек – «колядки».

В некоторых местах (Саратовской, Калужской губерниях (справка: «губерния» - область) пряники были предметами игры. Во время праздников и ярмарок люди собирались в группы и кидали пряники. Пряники были не более 20 см в размере. Побеждал тот, чей пряник летел дальше и при падении не разбивался.

Пряники были излюбленным лакомством. Особенно любили их дети. Для детей их делали с изображением птиц, рыбок, зверей, а некоторые делали с изображением букв и служили своеобразной «вкусной азбукой».

Приложение 3

Старинные русские пряники

По способу изготовления различают 3 вида старинных русских пряников:
     1. Лепные ("козули", "тетерки")- самые древние;
     2. Печатные - самые популярные;
     3. Вырезные (силуэтные) ("архангельские козули" и пр.) - самые красивые.   

  Лепной пряник   

    
      Пришел к нам из языческой Руси. Сегодня лепные пряники - это большая этнографическая редкость. Их традиционные персонажи - конь, олень, коровка, коза, утица, тетерка с птенцами - уцелевшие образы древнерусской языческой мифологии. Характерна аскетичность исходного материала (грубая ржаная мука, соль и вода). Лепят из теста прямо руками так же, как обычно лепят глиняные игрушки. По сути дела каждый лепной пряник - своеобразная миниатюрная декоративная скульптура. Еще их называют "козули". 
             Разновидность лепных пряников так называемые "тетеры" или "витушки". Эти неповторимые по технике лепки и форме пряники выпекают из ржаного теста, раскатанного в виде тонких жгутиков, превращающихся в фигурки зверей или спиралевидные геометрические фигуры, близкие к солярным знакам и орнаменту реликтовых памятников культуры.

^ Печатный пряник
      Старичок к старухе воротился.
     Что ж? Пред ним царские палаты.
     В палатах видит свою старуху,
     За столом сидит она царицей,
     Служат ей бояре да дворяне.
     Наливают ей заморские вины;
     Заедает она пряником печатным...
     (А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке")      
     Что же такое печатные пряники, которые подавали к столу царским особам? Суть тут вот в чем - эти пряники отпечатывают (отформовывают) из теста в специальные деревянные формы-изложницы. Такие формы, которые повсеместно называли на Руси пряничными досками или "пряницами”, имели обратный рельеф, или, как его еще называют, контррельеф. Красота и качество пряника в значительной мере зависели от мастера, изготовившего пряничную доску. В старину таких умельцев называли “знаменщиками".
     
     При изготовлении пряничных досок предпочтение отдавалось: клену, ореху, груше, березе, липе. Чем глубже углубления в контррельефе, тем толще и объемнее будет пряник. Существовало два типа пряничных досок - "штучные", позволяющие сделать оттиск только одного пряника (достигали 1 аршина (около 71 см) в длинну и 12 вершков (54см) в ширину), и "наборные", когда на доске размещались 2,4,8,16 и более "шашек" с одним и тем же или разными сюжетами. Встречаются наборные доски и со 120 шашками. Доски имели порядочную ценность, от 3 до 15 рублей серебром. На них существовала своя мода: прянико-пекари перебивали друг друга новыми манерами рисунка и резчики изобретали свои выдумки на досках для привлечения покупателей. Вновь выдуманный рисунок ценился дорого по тогдашнему времени, и первый, приобретший, доску, конкурировал перед другим. Перед употреблением пряничную доску протирают несколько раз льняным, оливковым или подсолнечным маслом. Это необходимо для того, чтобы тесто при печатании пряников не прилипало.           

^ Вырезной (силуэтный) пряник
      Вырезается из пластины раскатанного теста ножом или с помощью специальных металлических форм. Появился сравнительно недавно. Первое упоминание относится к 1850 году, но уже к началу ХХ века силуэтные пряники благодаря своим декоративным качествам стали наиболее массовыми и популярными.
      Но, пожалуй, самые замечательные силуэтные пряники под названием "козули" (в данном случае имеются в виду "Архангельские козули") выпекали и выпекают до сих пор в Архангельске. Традиция их изготовления связана с празднованием Рождества. В святочные недели "козули" выставляли на окна изб, ими одаривали родственников и колядующих, особенно детей, чтобы обеспечить благополучие в доме, прикрепляли к воротам скотного двора, чтобы скот плодился и не терялся летом в лесу. Персонажами этих козуль, приуроченных к новогодним праздникам, традиционно были Дед Мороз, Снегурочка, Рождественская звезда, а также приезжавшие в город ненцы, отраженные в таких сюжетах, как оленья упряжка или ненки в национальных одеждах. 

Приложение 4

Пряник: ритуалы древности

В эпоху своего арийского бытия Дионис-Вакх являлся божеством меда – и сладкого лакомства, и хмельного напитка. Во время древнеримского празднества Либералия (16 марта), когда римские матроны не только, теряя всякий стыд, предавались безудержному разгулу и еще и пекли в честь Диониса-Вакха-Либера медовое печение – либу, которое можно считать прадедушкой русских пряников.

Пряничная кулинарная культура вообще является одной из древнейших в мире и недвусмысленно свидетельствует о былом единстве всех народов мира, их языков и культур. В древности да и еще сравнительно недавнее время пряник выполнял гораздо более серьезные функции, нежели сегодня. Действительно, каждый ли знает, откуда пошло это почти что национальное лакомство? Что вообще оно означает? Само слово – откуда взялось? Обычно его этимологию связывают с понятием «пряность»: подсыпали, дескать, в тесто перец-корицу — вот и пряник получился.

Мода на пряности в Европе расцвела лишь с эпохой Крестовых походов и Великих географических открытий, на Руси же — и того позже. Стоили заморские приправы долгое время баснословно дорого — не до баловства народу, который тем не менее испокон веков привык всласть лакомиться заветной выпечкой.

Ключ к объяснению, как всегда, подсказывает Словарь Владимира Даля. Читаем: «На другой день свадьбы молодые идут на поклон к родителям невесты с пряником». Заметьте, только к родителям невесты, но не жениха. Что сие означает? А то, что свадебная пряничная традиция имеет глубокие архаичные корни и восходит ко временам матриархата, когда женская сторона играла главенствующую роль. Сколько лет обычаю — столько лет и прянику (счет при этом идет на десятки и сотни тысячелетий). Так что оставим в покое «пряности» и обратимся к более надежным вещам. Пряников по рецептам изготовления, всяческим добавкам и формам выпечки существует великое множество. Особенно популярны повсюду печатные пряники. Они изготавливаются с помощью специальных досок, с вырезанными на них различными фигурами и узорами, которые и отпечатываются на пряничном тесте. После выпечки получается настоящее произведение искусства, его подчас даже жалко есть. Старинные русские пряничные доски демонстрируются во многих краеведческих музеях. В Калужском краеведческом музее собрана уникальная коллекция пряничных досок почти за два века их изготовления; некоторые достигают внушительных, чуть ли не двухметровых размеров. В художественном музее-заповеднике Талашкино, что под Смоленском, экспонируется старинная доска для печатания свадебных пряников. Замысловатый узор на ней – не просто украшение, перед нами в символической форме изображена целая Вселенная – древнейшее представление русского народа о Мироздании и его основе – Женском начале. Говоря словами известной русской былине, перед нами «вся красота поднебесная». Такие символически обобщенные картины Мироздания часто изображались на шаманских бубнах. Возраст русской пряничной космологической доски (а они имеются в экспозициях и других музеев России) – около двухсот лет, но таинство орнамента — в резьбе ли, в вышивке или в кружевах – пришло из глубины веков и всегда передавалось из поколения в поколение.

Самый знаменитый пряник – тульский: он так же знаменит, как тульский самовар – только на много тысячелетий старше. Тульский пряник запечатлел в себе великую тайну гиперборейской старины.

Слово «пряник» имеет древнеарийское происхождение. Его этимология коренится в древнейшем индоевропейском корне, хорошо известном из йогической практики под названием прана. Система дыхательных упражнений в йоге, как известно, называется пранаяма, однако санскритское слово прана имеет несколько смыслов: не только «дыхание», но и «ветер», и «жизненный ток». Древний корень и первичный смысл отчасти сохранялись еще недавно в русском слове «прание» («парение»): в одном из Азбуковников XVII века оно объяснялось как «по воздуху летение». Таким образом, если выводить лексему «пряник» из его общеарийского словесного первоисточника, то по первоначальному смыслу оно означает саму Жизнь! Его сакральный символизм обеспечен и другими смысловыми нюансами древнеарийского корня. Так, почти исчезнувшее из современного обихода исконно русское слово «пряжение» (помните, песенку Колобка, который «в масле пряжон»?) означает «жаренье» и связано с понятием «жара» — не только в смысле огня в очаге, но и в смысле пламени души и жара любви.

«Пряжение» созвучно с другим смыслозначимым термином — «прядение» (первоначально они наверняка были тождественными). Процесс прядения ассоциировался у многих народов мира с образом Небесной пряхи. По древнейшим представлениям индоевропейцев, человеческое бытие — не что иное, как нить жизни, которую прядет богиня Судьбы. У славянских народов ее называли Девой судьбы, считалось, что их несколько, как минимум три: одна отвечает за рождение, другая оберегает на протяжении жизни, третья обрезает жизненную нить, что означает смерть. Таким образом, реконструируя первоначальное значение, получим: «прана» — «жизнь» («дыхание»), «пряжа» — «судьба», «пряник» — символ жизни и судьбы. Именно в таком смысле и использовался пряник в ритуале русской свадьбы.

По сей день в Германии устраиваются настоящие пряничные фестивали. Но пряники существовали в Древнем Египте и Древнем Риме в виде ритуальных медовых лепешек. Такой лепешкой, к примеру, Эней, спускаясь в Подземное царство, умилостивил трехглавого пса Цербера. Древние ацтеки во время праздника в честь кровавого бога войны Уицилопочтли вылепливали и выпекали из медового теста его изображения различной величины – несомненный коррелят фигурного пряника.

Настоящий культ пряников существует в Китае, он связан с архаичной традицией поклонения луне, почему и пряники, если точно перевести соответствующее китайское слово, именуются здесь «лунниками». Массовая выпечка пряников и выполнение всех полагающихся древних ритуалов приурочивается к одному из самых чтимых и любимых во все времена жителями Поднебесной Праздника середины осени, приуроченному к осеннему равноденствию и окончанию уборки урожая. В старину для выпечки ритуального лакомства изготавливались из особых твердых древесных пород резные пряничные доски. Принципиально они мало чем отличались от традиционных русских пряничных досок. У китайцев также были распространены и гигантские пряничные доски, так напоминающие русские, (диаметр коих доходил до одного–двух метров) для выпечки особых огромных пряников. Согласно древнейшим китайским канонам, внутрь пряников запекался яичный желток, символизировавший луну. Постепенно кулинарное искусство совершенствовалось. Ныне выдумка и фантазия китайских мастеров-пряничников до сих пор не знает предела. Если русские печатные пряники традиционно начинялись повидлом, то китайцы добавляют в начинку всё, что угодно – бобы и зелень, свинину и рыбу. Скажут, небось: какие же это пряники – настоящие пирожки. Нет, не пирожки, которые жарят и пекут по особой технологии; у пряников же свой рецепт – древнейший и «лунный».


Пряники издавна играли многообразную обрядовую роль в старом русском быту. Сложные свадебные обряды и пиршества, поминовение усопших, дни новоселья, приношение пряников в так называемое прощеное воскресенье и дни именин, праздничные трапезы и другие отличительные моменты народной жизни имели в старину теснейшую обрядовую связь с декоративными пряниками. Последние были и вообще как бы обязательным элементом почти каждого неочередного и праздничного столования, представляя собой наиболее доступное и широко распространенное лакомство.

Изготовлялись пряники, подобно хлебу, квасу и браге, хозяйственным домашним способом. Доски для печатания, по-видимому, бытовали в домоводстве старых многолюдных семей.

Позднее усложнившиеся потребности и вкусы народной жизни в этом направлении стали обслуживаться специальными пряничными заведениями или «заводами», изготовлявшими на продажу в громадных количествах пряники разных сортов, величин, форм, вкуса и ценности.

Непременной технической принадлежностью как пряничного завода, так и домашнего приготовления пряников служили резные доски, формировавшие — отпечатывавшие — лицевую сторону пряников, которые исстари усвоили себе на этом основании наименование печатных. Пряничные доски всевозможных размеров и разной сложности декоративного убранства изготовлялись из хорошо выделанного материала (береза, груша, ива, липа) мастерами-резчиками, в художественном ремесле которых хранилась длительная преемственность народных вкусов и техники. Соединяя в себе одновременно и технические, и художественные основы широко распространенного промысла, эти оригинальные доски приобрели отличительную четкость и выразительность как в резном мастерстве, так и в декоративных мотивах.

Доски для пряников из обширного собрания Государственного исторического музея нужно относить, в главной их части, к техническому инвентарю старых пряничных заводов XVIII—XIX вв. По совокупности формально-технических, художественно-иконографических и бытовых признаков эти доски могут быть подразделены на пять главенствующих типов: 1) фигурные; 2) штучные; 3) наборные; 4) почетные; 5) городские. (Воронов В. С. О крестьянском искусстве: Избранные труды. — М., 1972. — С. 250, 251.)


Приложение 5 - буклет о пряниках




Скачать 136,36 Kb.
оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер136,36 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх