Д и. н., профессор, Охотина Татьяна Николаевна, с н. с., Фадеева Мария Михайловна, м н. с., Аксенова Татьяна Викторовна, к и. н., научный сотрудник icon

Д и. н., профессор, Охотина Татьяна Николаевна, с н. с., Фадеева Мария Михайловна, м н. с., Аксенова Татьяна Викторовна, к и. н., научный сотрудник


Смотрите также:
Сценарий совместного новогоднего праздника...
Полное название программы Программа «Одаренные дети» Авторы программы Метрик Елена Владимировна...
Программа курса «Детская нейропсихология» Автор и составитель программы Ахутина Татьяна...
Заседания Общественного совета по защите прав пациентов при Управлении Росздравнадзора по...
Информация о работе мук спк «ЦКиД «Красная пойма» за I полугодие 2011 года...
Научный руководитель – Александрова Татьяна Николаевна...
Программа курса Методы сбора демографической информации для направления 040200...
Интервью окончено. 19...
Удк 330. 59; 338...
Религиозный поиск в. П. Астафьева в контексте творческой эволюции писателя...
Конкурс чтецов 9-11, актовый зал, 14. 00 5-6 13. 35...
Сравнительная характеристика аминокислотных последовательностей сигма-субъединиц рнк-полимеразы...



Загрузка...
скачать
Никонова Людмила Ивановна,

д.и.н., профессор,

Охотина Татьяна Николаевна, с.н.с., Фадеева Мария Михайловна, м.н.с.,

Аксенова Татьяна Викторовна, к.и.н., научный сотрудник

(г.Саранск, Республика Мордовия), Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия


К ВОПРОСУ СОВРЕМЕННЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ: НА ПРИМЕРЕ МОРДВЫ УРАЛА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИЙ 2010 Г.


По данным Всероссийской переписи 2002 г. в Российской Федерации мордвы проживает 843 350 человек, в том числе за пределами Республики Мордовия 559 489 человек, что составляет 66,3 %, т.е. только треть всего мордовского населения страны проживает в Мордовии. Значительное количество мордвы проживает также на Урале (Свердловская, Челябинская, Курганская обл.), где по данным переписи 2002 года численность мордовского населения составила 28929 человек: Свердловская область –– 9 702, Челябинская область –– 18 138, Курганская область ––1 089 человек. В связи с этим с 25 августа по 4 сентября 2010 г. профессором, доктором исторических наук, главным научным сотрудником, заведующей отделом археологии и этнографии государственного учреждения «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия Людмилой Ивановной Никоновой – руков. экспедиции, старшим научным сотрудником Охотиной Татьяной Николаевной, младшим научным сотрудником Фадеевой Марией Михайловной была совершена этнографическая экспедиция на Урал – в Свердловскую, Челябинскую и Курганскую области с целью изучения мордовской диаспоры и определения особенностей ее традиционной культуры. Был произведен сбор историко-этнографического материала от жителей исследуемых областей, сбор документации по истории сел, истории заселения, библиотечной системы, традиционной культуре. Сделаны фотографии по материальной и духовной культуре мордвы (2500 шт.), сбор иллюстративного материала (фотографии, схемы и карты).

Территория Урала издавна привлекали различные народы разнообразием своих ландшафтов и богатством недр. Его заселение продолжалось на протяжении XVIII—XIX веков. Это был и организованный государством переселенческий поток, и вольные – «неорганизованные» поселенцы. Этот процесс особенно усилился после прокладки через Челябинск железной дороги и столыпинских реформ на рубеже последних веков. Большое влияние на состав населения области, как и всего Урала, оказали первая мировая война и последовавшая за ней революция, индустриализация и коллективизация, Великая Отечественная война, поднятие целины. Большие массы народа перемещались с востока на запад и в обратную сторону. Часть этих людей оставалась на Урале1. К началу XIX в. мордовские поселенцы дошли до Урала и проник­ли за Урал — в Сибирь2. По переписи населения 1926 года численность мордвы в Уральской области составляла 5 985 человек (городского населения 384 чел., сельского – 5 601 чел.)3. По данным переписей населения в 1937 году в Челябинской области мордвы проживало 17 557 человек (0,63% от общего населения)4, в 1959г. – 30 540 чел., 1970г. – 31 915 чел., 1979г. – 29 306 чел., 1989г. – 27 095 чел., 2002г. – 18 138 чел. В Свердловской области в 1959г. – 17 830 чел., 1970г. – 17 135 чел., 1979г. – 16 164 чел., 1989г. – 15 453 чел. (причём 89,7% из них относились к горожанам)5, 2002г. – 9 702 чел6. В Курганской области в 1970г. – 1 881 чел., 1979г. – 1 600 чел., 1989г. – 1 569 чел., 2002г. – 1 089 чел. В Тюменской области в 1970г. – 3 012 чел., 1979г. – 5 507 чел., 1989г. – 11 159 чел., 2002г. – 9 683 чел7.

На территории, ныне входящей в Челябинскую область заметные группы мордвы фиксировались во 2-ой четверти XIX в. При заселении Новолинейного района в состав оренбургских казаков были зачислены мордовские крестьяне из Приуралья и Среднего Поволжья. В 1840-х гг. казаки мордовского происхождения (мокша) являлись преобладающей этнической группой в новолинейных поселках Кулевчинском (472 чел., т. е. 47,15% от общей численности 1001 чел.) и Берлинском (124 чел. – 42,3% от 293 чел.)8. В этих населенных пунктах представители мордвы проживали совместно с калмыками и русскими. В начале XX в. в ходе переселенческого движения появились мордовские крестьянские хутора на территории, ныне относящейся к южным районам Челябинской области (пос. Симбирка Кизилского района). В 1920-1930 гг., в ходе реализации советской переселенческой политики, были основаны мордовские поселки на территории современных Верхнеуральского, Карталышского, Троицкого, Уйского, Чесменского районов; многие из них существуют доныне. Самыми крупными в области населенными пунктами с преобладающим мордовским населением являются пос. Гусары Уйского района, где мордва составляет 71% от общей численности населения 250 чел., Ивановка Вехнеуралского района (свыше 50% от 260 чел.), Искра Троицкого района (около 50% от 157 чел.)9. Районы компактного проживания мордвы в сельской местности Свердловской области отсутствуют. В 1989 г. здесь было зарегистрировано 2 поселения: д. Ключи Сысертского района и д. Хомутовка г. Первоуральска, в которых отмечен смешанный состав населения, состоящий из русских и мордвы. В Курганской области наибольшее количество мордвы проживает в Кетовском (136 чел.), Половинском (75 чел.), Юргамышском (50 чел.) районах. В ходе экспедиции было выявлено, что мордовское население переселилось в эти края из современных районов Республики Мордовия и соседних регионов России. Так, в Свердловской области был исследован Сысертский район. В пос. Двуреченск Сысертского района мордва переселилась из с. Сабанчеево, с. Дюрки, с. Тарасово, с. Мордовские Дубровки Атяшевского района; в с. Ключи из с. Тарасово, с. Селищи, с. Сабанчеево Атяшевского района. Полевые материалы свидетельствуют о том, что мордовское население переселилось в этот край в конце Великой отечественной войны (в 1943-1944 гг.) и в послевоенные годы.

В Челябинской области был исследован Троицкий район. Мордва проживающие в пос. Искра выходцы из с. Коласево, с. Манадыши, с. Кечушево, с. Луньга Ардатовского района; в пос. Садовое – из д. Новая Кярьга, д. Клопинки, с. Новочадово Атюрьевского района; в с. Скалистое – из д. Новая Кярьга Атюрьевского района, с. Каласево, с. Кечушево, с. Суродеевка, с. Манадыш 2, д. Луньга Ардатовского района; в пос. Каменная речка – из с. Мордовские Парки Краснослободского района. По словам информаторов мордва стали переселяться сюда в довоенные годы (с 1927 г.) в связи с малоземельем в Мордовии, и раскулачиванием.

В Курганской области было исследовано 3 района: Кетовский, Юргамышский, Половинский районы. Мордовские переселенцы с. Меньщиково Кетовского района явились выходцами из с. Парамоново Альменевского района Нижегородской области; с. Садовое Кетовского района – с. Чукалы, с. Пиксяси Ардатовского района; с. Горохово Юргамышского района – Березовского района Нижегородской области, с. Турдаки Кочкуровского района РМ, г. Ковылкино, с. Шингарино Ковылкинского района; с. Гагарье Юргамышского района – с. Линевка Белинского района Пензенской области; с. Башкирское Половинского района – с. Польское Ардашево, д. Каляево Темниковского района, с. Мордовская Козловка Атюрьевского района. Мордовские переселенцы стали селиться здесь в довоенные (с 1939 г.) и послевоенные годы в связи с неурожаями и нехваткой продовольствия. Таким образом, в результате опроса населения удалось выяснить, что переселения были добровольными и вынужденными. Основная масса мордовского населения была занята в сельском хозяйстве, главным образом — в земледелии. Сравнительно небольшая часть мордовского населения работала на местных промышленных предприятиях, занималась кустарными промыслами. Характерными особенностями было то, что мордва переселялась по несколько семей из одной деревни.

Основу экономического быта у мордовского населения издавна составляло земледелие. Эта основная отрасль хозяйства развивалась по мере заселения различных территорий и в разных районах в зависимости от природных условий приобретала свои особенности.

Одним из основных факторов, оказывающих влияние на материальную и духовную культуру этноса, является географическая среда. От климата, ландшафта, почвы, наличия тех или иных природных ресурсов зависит хозяйственная деятельность этноса. Урал является одним из важнейших регионов в России, его природные богатства обеспечивают возможность и промышленного и сельскохозяйственного развития.

В хозяйстве мордовских переселенцев значительное место занимали раз­личные домашние и кустарные промыслы. Такой характер имели обработка волокна, шерсти, древесины, и ряда других продуктов крестьянского хозяйства. Так в с. Ключи Сысертского района Свердловской области плотниками были: Абрамовы, Галкины, Катаевы, Родин Василий Федорович, Елескин Василий Петрович, Ашаев Михаил Карпович и др.. Они строили дома не только у себя, но и в соседних селениях – Фомино, Дубровке, Двуреченске; в пос. Искра Троицкого района Челябинской области плотниками были – Родионов Иван Васильевич, Верясов Александр, Сланин Иван, Стечкин Александр (умерли). Они строили дома, делали рамы, двери, срубы покупали. В селе была плотническая мастерская, но плотники не выезжали в другие селения. Они же были бондарями, делали бочки, сани, телеги. В с. Скалистое Троицкого района Челябинской области плотником и столяром был Равочкин Герасим Семенович. В с. Горохово Юргамышского района Курганской области Разманов Степан Никифорович – строил дома, был мастером на все руки. В с. Башкирка Половинского района Курганской области плотническим ремеслом занимались – Наумов Василий Дмитриевич, 1949 г.р., он делал красивые наличники многим в селе, Матвеев Семен Иванович, 1966 г.р. и др. Почти в каждом селе были свои печники. Так в с. Ключи Сысертского района Свердловской области известны печники: Ашаев Михаил Карпович, Елескин Василий Петрович. Если их плохо отблагодарили могли с озоровать – перо на веревочке опускали в труду, труба начинала выть. В пос. Искра Троицкого района Челябинской области печи клали - Клемашов Михаил Логинович, 1919 г.р. (умер), Сидоров Николай Никифорович, 1934 г.р. (умер) и др.

Большое значение в хозяйстве крестьян имели кузнечные изделия, кузнецы пользовались большим почетом среди населения. Например, в пос. Искра Троицкого района Челябинской области кузнецом был – Климашов; в с. Скалистое Троицкого района Челябинской области кузнечным ремеслом занимался – Еремкин Михаил Игнатьевич. Среди мордвы были и мельники, например, в пос. Искра Троицкого района Челябинской области мельником был Равочкин Филипп Семенович.

Для мордвы живущей в Мордовии издавна характерно занятие пчеловодством. Переселившись на новое место жительства мордва продолжала держать пчел. Так в с. Ключи Сысертского района Свердловской области известны пчеловоды Батяркин Николай Николаевич. В пос. Искра Троицкого района Челябинской области пчел многие разводили: Клемашов Михаил, Сланин Александр Иванович, Родионовы Татьяна Тимофеевна и Елизавета тимофеевна – но они все умерли, сейчас держат – Исайкин Николай Иванович, 1934 г.р., Дедин Николай Александрович, Сланин Александр Михайлович, Малышев Сергей Викторович, Исайкин Александр Иванович, Кужанкулова Татьяна Сергеевна и др. В с. Скалистое Троицкого района Челябинской области пчеловодством занимался Равочкин Александр Герасимович. В с. Горохово Юргамышского района Курганской области пчел держал Разманов Степан Никифорович. В с. Башкирка Половинского района Курганской области три пчелосемьи держит Наумов Василий Дмитриевич. По словам информаторов, раньше очень многие из мордвы держали пчел, сейчас уже единицы.

Основным типом селения в исследуемых регионах являются города, поселки, села и деревни. Планировка поселений – уличная. Все исследуемые населенные пункты, где проживает мордовское население – смешанные, чаще всего проживают с русским, украинским, белорусским, татарским и др. народами. В первой половине XX в. переселенцы жили в пластовых избушках (пластушки). Делались они так: на целине нарезали пласты земли длинною около двух метров и шириной в полметра. Эти пласты накладывали один на другой и так наращивали стены. Крышу делали из жердей, хвороста и сверху засыпали глиной. Слой крыши – полметра. Пол был тоже глиняный, смешанной с навозом, его регулярно надо было подмазывать. Так, с. Скалистом Троицкого района Челябинской области до 50-х гг. жили в землянках, саманных домах. Затем стали переезжать в деревянные дома. На исследуемых территориях дома строили из сосны. Внутренняя площадь определялась длиной бревен. Высота сруба зависела от числа уложенных в него венцов. Обычно высота срубов колеблется от 18 до 21 венцов. В качестве конопатки пазов сруба между венцами использовали мох10. Дома строили «в чашу». В лесу заготавливали лес специальные заготовители совхоза. Сельчане у них закупали готовые лес или срубы. Если закупали брёвна, то вывозили хозяева сами на быках или на машинах, тракторах. На земле выкладывали стулья из дикого плоского камня. Сруб рубят, собирают и складывают в избу. Дом (крыша) был покрыт досками (не железом). Повсеместно устраивали помочи (помогало до 10 человек). Для всех помогающих накрывали стол. Окна прорубали посередине стен, т.е. расстояние от пола до окна равно расстоянию от окна до потолка. Большинство окон с одним ставнем-наличником, который закрывался на болт изнутри. В с. Ключи Сысертского района Свердловской области крыльцо и сени несколько выше избы. Так что под полом сеней образуется пространство, служившее наподобие кладовки для различного хозяйственного добра. Двери в сени с улицы и из сеней в избу делались из толстых плах – 5–8 см. Крепились двери на крепких, глухих железных петлях. Изнутри двери закрывались на крючки, а некоторые даже – на врезные массивные замки. Чердаки служили для сушки веников, кож, мешков и т.д. Крыши делали двускатные с выдающимся коньком фигурной формы. Верхние бревна с фасадной стороны домов выдавались несколько вперед, как бы поддерживая крышу и в тоже время образуя небольшой навесик, предохраняющий стену от дождя.

Внутреннее помещение жилой избы состояло из нескольких комнат. Стены изнутри штукатурили, а затем красили известью или краской. В новых домах стены клеят обоями. Для отопления жилища и выпечки хлеба в домах делали печи. Она, как правило, стояла с правой или с левой стороны от входа и занимала до 1/4 жилой площади. Печи делали из кирпича. Раньше топили кизяком из коровьего помёта с соломой. Набирали в огороженное место (на огороде, во дворе) навоз, в это место загоняли лошадей или быков и гоняли их по кругу для размешивания этой массы. Одновременно подливали воду. Как образуется однородное месиво, собирали лопатами в кучу и раскладывали в формы. Все лето их сушили, складывали в виде пирамид. На зиму готовили до 2000 штук, в один затоп нужно было примерно 10-12 таких кирпичей-кизяков11. Переселенцы, приехавшие уже в более позднее время, после 60-х годов 20 века, чаще всего размещались уже в готовых домах, общежитиях и др.

Усадьба включала в себя различные хозяйственные постройки для крупного и мелкого рогатого скота, дощатые сараи для хранения дров, амбары, погреб, баня и др. В каждом селе была 1 баня общая или частная. Вначале была баня-землянка. Её делали из дёрна: распахивали целину, нарезали пластинами по 1 м Х 40 см. Укладывали снизу друг на друга и так доверху. Наверху, где должен обустраиваться потолок, вначале клали 2 матицы и на них прокладывали тоненькие берёзовые жердочки вдоль по периметру всего потолка. На них раскладывали хворост и сверху месиво из глины толщиной 0, 5 м. и утаптывали, чтобы не промокала от дождя. Хотя нередко это не спасало. Баня обычно была размером 4 м Х 4м. Мыться заходили несколько человек. Мужчины, потом женщины с детьми. Полок делали из досок. Веники березовые. Под полком вырывали яму, а после мытья от туда вычерпывали воду. Бани топились по-черному. Печь из дикого камня. Чаны чугунные. Предбанник тоже из дёрна12. Позже стали делать саманные бани, сейчас из сосны или шпальные. Из березы не делают, так как она быстро гниет. Сараи раньше делали глинобитные, или из пласта земли, крытые соломой13. Сейчас хозяйственные постройки делают из шпал – зимние, из досок – летние14.

Еще одной областью материальной культуры, сохраняющей бытование до настоящего времени, является национальная пища. Мордовское население обязательно пекли разнообразные мучные изделия, составлявшие повседневную, праздничную и обрядовую пищу: пироги, пышки, лепешки, ватрушки и др. Пироги («каймак», «прякат») выпекали преимущественно из кислого теста с самой различной начинкой: мясом, картошкой, редькой, капустой, пшенной кашей, творогом, рыбой, малиной, морковью свеклой, маком и др. Раньше пироги пекли в русской печке и обязательно готовили на праздники. В пос. Искра Троицкого района Челябинской области на Пасху обязательно делали лапшевник, пирог картофельный со сметаной (шаньга)15. Тесто, делали следующим образом: в муку добавляются яйца, масло, сахар, маргарин и дрожжи (кипятят хмель, затем добавляют муку и закваску). Повсеместно мордовское население готовило блины («пачалксеть»), как с начинкой, так и без нее. В качестве начинки использовали творог, мясо и др. Выпекались блины, как правило, толстыми. По словам информаторов, раньше, когда в пос. Искра были печи пекли пшенные блины, из размолотого пшена или на жидко сваренной пшенной каше. Теперь пекут в основном из манки. Ели блины с молоком и маслом16. В с. Башкирка Половинского района Курганской области мордовскими называют блины с манкой «манные блины» («пачат). По словам информаторов мордовские пшенные и манные блины очень полюбились местным жителям. Их часто просят готовить на районные праздники17. Одним из самых распространенных блюд был лапшевник, салма18. По сведениям информаторов без пирогов, блинов и лапшевника не обходился ни один праздник.

Мясные продукты в меню мордовского народа занимали сравни­тельно небольшое место. Они широко бытовали в праздничной и обрядовой пище. Широко распространен был холодец (студень)19. Повсеместно были распространены пельмени, которые готовили с различной начинкой: мясной, капустной, картофельной и др. В с. Ключи Сысертского района Свердловской области мордовскими считаются пельмени большие (с мясом, картошкой, редькой, грибами, капустой)20. По словам жительницы с. Искра Троицкого района Челябинской области Винтовкиной Марии Николаевны, 1951 г.р. по субботам, после бани обязательно пельмени. В большом количестве мордва употребляет рыбу в копченом и соленом виде, летом чаще в жареном, запеченном виде. Из рыбы делают, так называемую «мордовскую икру». Делают ее следующим образом: к консервам в масле или в томате добавляется жаренная манка, все кипятится и добавляется жаренная морковь21. Кроме того, готовили всевозможные супы, щи, борщи, окрошки. Одним из основных повседневных и праздничных блюд была пшенная каша, ее запекали в печке с молоком, она получалась рассыпчатой.

Повсеместно важное место в питании мордвы занимало молоко. Из него делали сыр, масло, творог. Наиболее широко оно использовалось для приготовления кислого молока (чапамо ловцо). Некоторые его готовили обычно из снятого кипяченого или топленого молока, которое ох­лаждали до температуры парного и смешивали с закваской – старой простоквашей. Широко практикуется и заготовка овощей и фруктов на зиму: традиционное соление капусты, огурцов, помидоров, сушение фруктов и ягод и новое: маринование, пастеризование, консервирование овощей, фруктов, мяса. Обогатился пищевой рацион мордвы и за счёт новых блюд, заимствованных из города и кулинарии др. народов (пельмени, беляши, шашлык, и т. п.).

Духовная культура мордвы в результате многовекового соседства и общения с разными народами, влияния различных религий, жизни в одинаковых природных и социально-экологических условиях впитала в себя много общих черт в хозяйстве и культуре. Наряду с этим многие традиционные особенности, сложившиеся в прошлом, трансформируются, исчезают или, наоборот, получают дальнейшее развитие и распространение22.

Традиционно обряды разделяли на две большие группы: семейные — свадебные, родильные, похоронные, поминальные и календарные — связанные с трудовой деятельностью. Иногда обряды рассматриваются также в зависимости от состава их участников: общественные (общесельские, межсельские), семейно-родовые и индивидуальные (обряды от порчи, болезней, приворожение)23.

Мордовская свадьба – это самое интересное и уникальное по своему национальному, традиционному масштабу торжество, которое сохранило свою важность до настоящего времени24. Свадебный обряд – это явление, в котором нашли отражения прежние формы семьи, взаимоотношения ее членов, их правовое положение, следы культурных контактов мордвы с соседними народами. Говоря о мордовской свадьбе на Урале, нужно отметить, что вследствие ряда причин (проживание в иноэтнической среде, удаленность от родовой территории, отсутствие связи с ней), произошли изменения в структуре свадебного обряда. В последние годы современная мордовская свадьба вобрала в себя много новых, общероссийских свадебных традиций, при сохранении некоторых элементов традиционной свадьбы25.

В научной литературе мордовский свадебный цикл принято делить на три этапа: предсвадебный, собственно свадьба и послесвадебный. Если свадьба проходила по ранней договоренности, то вторым этапом являлось сватовство26. Родители жениха отправляли сватов в дом невесты, обычно это были близкие родственники. В этот день назначали дату свадьбы и договаривались о расходах27. Сватать ходили днем, с собой брали хлеб (э. - «шумбра кше»), «курник» с рисом и яйцами (нельзя сладкий курник – мало будет потомства), вино28. Перед свадьбой в доме невесты устраивался девичник. Этот обряд символизировал прощание невесты со своей родней и подругами. Собирались все родственницы и подружки «на кашу», в основном готовили пшенную. После чего шли в дом к жениху, взяв с собой зеркало и полотенце, по словам информатора, «для богатства будущей пары»29. Раньше свадьбы гуляли осенью, после уборки урожая30, она длилась 2 – 3 дня, которые заканчивались обязательным застольем. Очень рано, около восьми часов утра молодежь забирала крестную и крестного жениха, после чего, вместе с женихом, шли за невестой31. Сейчас принято выкупать невесту, а раньше жених выкупали стол – клал на него деньги. Кроме того, крестный жениха раздавал маленькое круглое печенье всем гостям невесты32. После росписи крестная сваха снимала с головы невесты венок и повязывала платок, затем молодожены шли к родителям, которые встречали их с иконами, хлебом, украшенным елочкой и двумя голубками, солью. Каравай стоял всю свадьбу, затем елочка поджигалась, а голубки съедались33. Родители благословляли молодых, одевали крестики на ленточке34, обсыпали зерном и хмелем. Вечером близкая родня жениха, только мужчины, ходили смотреть невесту, на ее колени клали деньги. В первый же день мать невесты снимала с нее повязанный крестной свахой платок и повязывала свой35.

Во второй день свадьбы рано утром сват катал разряженную тещу в корыте по улице. Молодожены продавали бантики, которые крепились на грудь гостям36, они же являлись свидетельством того, что невеста вышла замуж «честной»37 и ложки, что бы гости смогли поесть уху38. Невеста раздавала детям всякую мелочь. Кроме того, в дом заносили солому, смешивали ее с деньгами (монетами), а невеста выкупала веник и подметала сор. Гости в это время смотрели, какова молодая жена в хозяйстве. Затем жених «колол дрова», для этого выбирали пенек с большим количеством сучков, в него вбивали монеты, а жених должен был их оттуда достать. В этот же день матери невесты жених дарил «голубков» из теста, чтобы она не скучала по дочери, для успокоения, а крестный жениха раздавал гостям украшения из хлеба39.

На третий день «тушили свадьбу»40. Родственники приходили к молодоженам в гости, разжигали под их окном костер, прыгали через него, веселились. После чего все вместе тушили огонь41. В некоторых районах на второй и третий день свадьбы молодожены ходили по домам своих гостей42.

Все выше изложенное позволяет сделать вывод, что процесс адаптации переселенцев из Мордовии происходил в нескольких направлениях. При переселении на новое место жительство были заимствованы многие элементы материальной и духовной культуры населения Урала. В то же время, необходимо отметить, что мордва продолжает сохранять свою самобытность, которая проявляется в пище, праздниках, обрядах и т. д.


1 URL: http://www.protown.ru/russia/obl/articles/articles_1531.html (дата обращения: 19.05.10).

2 См.: Козлов В. И. Расселение мордвы (исторический очерк) // Вопросы этнической истории мордовского народа. – Труды мордовской этнографической экспедиции. – Вып.I. – М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1960. – С. 19.

3 См.: Всесоюзная перепись населения 1926г., IV. 103 – 107

4 См.: Балашов В. А., Волкова М. С., Мокшин Н. Ф., Шитов В. Н., Юрченков В. А. Мордва // Энциклопедия Мордовии. – Саранск, 2004. – Т. 2. – С. 18.

5 Интернет-источник: Народы Среднего Урала в структуре сельского расселения(XXв.), Л. Н. Мазур. http://proceedings.usu.ru/?base=mag/0049(01_13- 2007)&xsln=showArticle.xslt&id=a17& doc=../content.jsp

6 См.: Балашов В. А., Волкова М. С., Мокшин Н. Ф., Шитов В. Н., Юрченков В. А. Мордва // Энциклопедия Мордовии. – Саранск, 2004. – Т. 2. – С. 19.

7 Национальный состав населения Республики Мордовия // Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. – Саранск, 2005. – С. 58 – 94.

8 См.:Рыбалко А. А. Мордва / А. А. Рыбалко// Челябинская область: энциклопедия /гл. ред. К. Н. Бочкарев. – Челябинск: Каменный пояс, 2008. Т. 4. – М-О.. – С. 377.

9 См.:Рыбалко А. А. Мордва / А. А. Рыбалко// Челябинская область: энциклопедия /гл. ред. К. Н. Бочкарев. – Челябинск: Каменный пояс, 2008. Т. 4. – М-О.. – С. 377.

10 ПМА: Равочкин Иван Иванович, 1938 г.р. пос. Скалистый. Троицкий р-на Челябинской обл., зап. 2010 г.

11 ПМА: Равочкин Иван Иванович, 1938 г.р. пос. Скалистый. Троицкий р-на Челябинской обл., зап. 2010 г.

12 ПМА: Равочкин Иван Иванович, 1938 г.р. пос. Скалистый. Троицкий р-на Челябинской обл., зап. 2010 г.

13 ПМА: Исайкин Николай Иванович, 1936 г.р., пос. Искра Троицкого района Челябинской области, записи 2010 г.

14 ПМА Матвеев Семен Иванович, 1966 г.р., с. Башкирка Половинского района Курганской области, записи 2010 г.

15 ПМА: Арзамасова (Девяткина) Тамара Ивановна, 1947 г.р., пос. Искра Троицкого района Челябинской области, записи 2010 г.

16 ПМА: Первушкина (Сазанова) Евдокия Петровна 1926 г. р., пос. Искра Троицкого района Челябинской области, записи 2010 г.

17 ПМА: Наумова Татьяна Гавриловна, 1947 г.р., С Башкирка Половинского района Курганской области, записи 2010 г.

18 ПМА: Гутрина (Банных) Раиса Андреевна, 1954 г.р., рп. Двуреченск Сысертского района Свердловской области, записи 2010 г.

19 ПМА: Арзамасова (Девяткина) Тамара Ивановна, 1947 г.р., пос. Искра Троицкого района Челябинской области, записи 2010 г.

20 ПМА: Воробьева (Кожаева) Анастасия Александровна, 1951 г.р., с. Ключи Сысертского района Свердловской области, записи 2010 г.

21 ПМА: Корайкина Любовь Петровна, 1945 г.р., пос. Двуреченск Сысертского района Свердловской области, записи 2010 г.

22 См.: Овчарова М.А. Свадебная обрядность мордвы. URL: http://new.hist.asu.ru/biblio/derevnia2/ 10.html (дата обращения: 26.09.2010).

23 URL: http://www.zubova-poliana.ru/history-traditions.htm (дата обращения: 26.09.2010).

24 См.: Гаушева Т.И. Мордва: этнографический очерк. URL: http://www.torama.ru (дата обращения: 26.09.2010).

25 См.: Овчарова М.А. Свадебная обрядность мордвы. URL: http://new.hist.asu.ru/biblio/derevnia2/ 10. html (дата обращения: 26.09.2010).

26 См.:Овчарова М.А. Свадебная обрядность мордвы. URL: http://new.hist.asu.ru/biblio/derevnia2/ 10. html (дата обращения: 26.09.2010).

27 ПМА: Воробьева (Кажаева) Анастасия Александровна 1951 г. р., с. Ключи Сысертского района Свердловской области, запись 2010 г.

28 ПМА: Живаева (Родина) Евдокия Федоровна 1937 г. р., с. Ключи Сысертского района Свердловской области, запись 2010 г.

29 ПМА: Живаева (Родина) Евдокия Федоровна 1937 г. р., с. Ключи Сысертского района Свердловской области, запись 2010 г.

30 ПМА: Исайкин Николай Иванович 1936 г.р., пос. Искра Троицкого района Челябинской области, запись 2010 г.

31 ПМА: Беговатова (Климашова) Мария Александровна 1934 г. р., пос. Искра Троицкого района Челябинской области, запись 2010 г.

32 ПМА: Живаева (Родина) Евдокия Федоровна 1937 г. р., с. Ключи Сысертского района Свердловской области, запись 2010 г.

33 ПМА: Тараканова Антонина Кузьминична 1926 г.р., пос. Искра Троицкого района Челябинской области, запись 2010 г.

34 ПМА: Беговатова (Климашова) Мария Александровна 1934 г. р., пос. Искра Троицкого района Челябинской области, запись 2010 г.

35 ПМА: Миронова (Барышева) Пелагея Михайловна 1952 г. р., пос. Искра Троицкого района Челябинской области, запись 2010 г.

36 ПМА: Кажаева Надежда Николаевна 1954 г. р., пос. Двуреченск Сысертского района Свердловской области, запись 2010 г.

37 ПМА: Матвеева (Наумова) Зинаида Дмитриевна 1947 г. р., с. Башкирское Половинского района Курганской области, запись 2010 г.

38 ПМА: Карайкина (Федотова) Любовь Петровна 1945 г. р., пос. Двуреченск Сысертского района Свердловской области, запись 2010 г.

39 ПМА: Живаева (Родина) Евдокия Федоровна 1937 г. р., с. Ключи Сысертского района Свердловской области, запись 2010 г.

40 ПМА: Малышева (Маколова) Нина Сергеевна 1948 г. р., пос. Искра Троицкого района Челябинской области, запись 2010 г.

41 ПМА: Галочкина (Малышева) Раиса Николаевна 1944 г. р., пос. Искра Троицкого района Челябинской области, запись 2010 г.

42 ПМА: Равочкина (Татаркина) Просковья Ивановна 1927 г. р., пос. Скалистый Троицкого района Челябинской области, запись 2010 г.




Скачать 193,57 Kb.
оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер193,57 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх