Программа дисциплины дпп. Ф. 03 Народное музыкальное творчество цель и задачи дисциплины Цель курса icon

Программа дисциплины дпп. Ф. 03 Народное музыкальное творчество цель и задачи дисциплины Цель курса


Смотрите также:
Программа дисциплины дпп. Ф. 02 История русской музыки цель и задачи дисциплины Цель курса...
Программа дисциплины хороведение и хоровая аранжировка дпп. Ф...
Программа дисциплины дпп. Ф. 14. 2 Индивидуальные формы логопедической работы...
Программа дисциплины дпп. Ф...
Программа дисциплины дпп. Дс. 08 Психокоррекция Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины...
Программа дисциплины дпп. Дс. 08 Психокоррекция Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины...
Программа дисциплины дпп. Ф. 07 детская психология Цель и задачи дисциплины Цель...
Программа дисциплины дпп. Ф. 07 детская психология Цель и задачи дисциплины Цель...
Программа дисциплины дпп. Ф. 16. 2 Спортивные игры Цели и задачи дисциплины. Цель курса...
Программа дисциплины дпп. Дс. 06 Основы логопедии цели и задачи дисциплины Цель курса...
Программа дисциплины дпп. Ф. 16. 3 Подвижные игры Цели и задачи дисциплины. Цель курса...
Программа дисциплины дпп. В...



Загрузка...
скачать
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


УТВЕРЖДАЮ

Директор ИПП Каюмова Е.А.

_________________________

"____" ____________ 2008 г.


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДПП. Ф. 03

НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО


1. Цель и задачи дисциплины

Цель курса - оснащение педагогов-музыкантов знаниями народной музыкальной культуры и умениями использовать ее во всем многообразии в педагогической деятельности.

Данный курс исходит из необходимости решения следующих задач:

  • целенаправленное раскрытие возможностей народной музыкальной культуры в обучении и воспитании на основе заложенных в ней традиций, обрядов, обычаев, составляющих систему ценностных ориентаций в формировании личности учителя музыки;

  • создание концептуальной модели народных педагогических идей, направленной на формирование эстетических потребностей, ценностных ориентаций у будущего учителя музыки на основе национальной музыки и устной традиции;

  • включение студентов в деятельность по возрождению, сохранению и приобщению к народным традициям музыкальной культуры своего региона, чтобы традиции из знаемых превратились в мотивированное поведение будущего учителя.



^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

По окончании изучения курса студент должен:

  • ориентироваться в системе жанров русского музыкального фольклора, в стилистике жанров и их местных разновидностях;

  • уметь спеть определенное число одноголосных и многоголосных песен разных жанров и проанализировать их;

  • делать нотную расшифровку многоголосной песни, подготовить ее исполнение с сокурсниками;

  • развить начальные навыки анализа поэтического и музыкального языка песен;

  • уметь раскрыть взаимосвязи народной и профессиональной музыки, формировать навыки расшифровки фонограмм.




  1. ^ Объем дисциплины и виды учебной работы




Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

72

4




Аудиторные занятия

24

24




Лекции

24

24




Практические занятия

-

-




Семинары

-

-




Лабораторные работы

-

-




И (или) другие виды аудиторных занятий

-

-




Самостоятельная работа

48

48




Курсовой проект (работа)

-

-




Расчетно-графические работы

-

-




Реферат

-

-




И (или) другие виды самостоятельной работы

-

-




Вид итогового контроля

экзамен

э







  1. ^ Содержание дисциплины

Содержание дисциплины «Народное музыкальное творчество» (по ГОС)


Народное музыкальное творчество как сфера духовной культуры народа. Музыкальный фольклор как часть народной художественной культуры. Особенности народного музыкального творчества: полифункциональность, полиэлементность, бесписьменность, коллективность, вариантная множественность. Синкретизм как явление неразрывного единства духовной и практической функций фольклора и его художественно-образных элементов.

Народные исполнители: народный мастер. Основные жанры народного песенного и инструментального творчества.

Аутентичный музыкальный фольклор и нетрадиционные формы существования фольклора.

Историческое развитие видов и жанров народного музыкального творчества. Музыкальный фольклор в контексте современной музыкальной культуры общества.


    1. ^ Тематический план дисциплины




п.п

Разделы и темы дисциплины

Лекции (ч.)

Практичес-кие занятия

Лаборатор-ные занятия

1

^ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ НАРОДНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

4

-

-

2

^ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОГО НАРОДНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

4

-

-

3

^ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА НАРОДНОЙ ПЕСНИ

6

-

-

4

^ СТИЛЕВЫЕ ПРИЗНАКИ ПЕСЕННЫХ ЖАНРОВ. СПЕЦИФИКА БЫТОВАНИЯ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ

4

-

-

5

^ НАРОДНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА

6

-

-




    1. Содержание разделов дисциплины:

Лекции

Тема 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ НАРОДНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.

Понятие фольклора. Этнология и фольклористика. Методологические подходы к народной музыкальной культуре в контексте культуры общества. Структура народной музыкальной культуры. Социально-педагогические функции народной музыкальной культуры. Ценностная система архаической культуры в современной музыкальной культуре. Соотношение мифа, слова и музыки в народной музыкальной культуре. Типология художественных картин мира, воплощенных в народной музыкальной культуре. О соотношении текста и контекста: проблемы анализа фольклорного текста.


Тема 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОГО НАРОДНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА.

Особенности бытования музыкального фольклора. Специфические черты и свойства произведений народного творчества сравнительно с письменной литературой и композиторской музыкой. Песенные жанры: обрядовые и необрядовые, приуроченные и неприуроченные, традиционные и поздние. Некоторые особенности региональных традиций. Ареальный метод исследования русской народной песни.

Тема 3 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА НАРОДНОЙ ПЕСНИ.

Художественные особенности русского песенного стиля и композиционное строение песенных текстов. Ритмическое строение русского песенного стиха. Музыкальная ритмика напевов. Ладово-мелодический склад традиционных напевов. Особенности формообразования в русской народной песне.


Тема 4. СТИЛЕВЫЕ ПРИЗНАКИ ПЕСЕННЫХ ЖАНРОВ. СПЕЦИФИКА БЫТОВАНИЯ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ

Календарные обряды и песни. Древнейшие семейно-бытовые песни. Плачи и причитания. Русский свадебный обряд и свадебные песни. Эпические песни и сказы. Хороводные, игровые и плясовые песни. Трудовые артельные припевки и песни. Лирические песни. Былевой эпос. Духовный стих. Исторические песни. Городская народная песня XVIII – XIX в.в.. Русская революционная песня. Современная народная песня. Анализ песенных образцов нашего региона.


Тема 5. НАРОДНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА.

Из истории обращения к фольклору в педагогике. Идеи народности в трудах русских педагогов и мыслителей Х1Х века. Народные традиции и личность. Празднично-обрядовые формы фольклора как средство социализации личности. Региональная народная музыкальная культура и личность. Социально-культурное значение фольклорно-этнографической работы.


Практические (семинарские) занятия

Занятие 1. Тема: Классификация произведений русского музыкального народного творчества

1. Разновидности песенных жанров русской народной музыки.

2. Некоторые особенности региональных традиций.

3. Ареальный метод исследования русской народной песни.


Занятие 2. Тема: Стилевые признаки песенных жанров.

  1. Календарные обряды и песни.

  2. Семейно-бытовые жанры.

  3. Русский свадебный обряд и свадебные песни.

  4. Эпические жанры. Былина.

  5. Хороводные, игровые и плясовые песни.

  6. Трудовые артельные припевки и песни.

  7. Лирические песни.


Занятие 3. Тема: Специфика бытования русских народных песен в Сибири.

1. Анализ песенных образцов Западно-Сибирского региона.


Занятие 4. Тема: Народная музыкальная культура и народная педагогика.

  1. Идеи народности в трудах русских педагогов и мыслителей Х1Х века.

  2. Народные традиции и личность. Региональная народная музыкальная культура и личность.

  3. Социально-культурное значение фольклорно-этнографической работы.

  4. Детский музыкальный фольклор.

5. Фольклор на уроках и во внеклассной работе.


^ 5. Лабораторный практикум - не предусмотрен.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

6.1. Рекомендуемая литература

а) Основная литература

  1. Камаев, Арсен Фаритович. Народное музыкальное творчество: учебное пособие для ВУЗов. - М.: Академия, 2005. - 303с.

  2. Николаева, Е.В. История музыкального образования. Древняя Русь: Учебное пособие для ВУЗов. М.: ВЛАДОС, 2003. - 207с.


б) Дополнительная литература

  1. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика на родов России: Советы, игры, обряды. - М.: Школьная пресса, 2001. - 142с.

  2. Новикова, Г.П. Эстетичесоке воспитание и развитие творческой активносчти детей старшего дошкольного возраста6 Методические рекомендации для пелагогов, воспитателей и музыкальных руководителей. Конспекты занятий. Сценарии досугов, развлечений, праздников. - М.: АРКТИ, 2002. - 218с.

  3. Рождественский, Ю.В. Введение в культуроведение: учебное пособие для ВУЗов. - М.: Добросвет, 2000. - 286с.

  4. Скрябина, Л.А. Русские притомья: Историко-этнографические очерки (17 — начало 20 веков). - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. - 129с.

  5. Традиционная педагогика: Учебная программа, хрестоматия и практикум - Новосибирск: Издательство НГПУ, 2005. - 118с.

  6. Шорникова, М.И. Музыкальная литература. - Ростов-на-Дону: Феникс. - 2007. - 281с.

  7. Фольклор — музыка — театр: Программно-методическое пособие. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 212с.


^ 6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Средства обеспечения освоения дисциплины предусматривает наличие: видеотеки, телефильмов и диафильмов.


^ 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Техническое обеспечение дисциплины предполагает наличие аудитории с музыкальным инструментом, аудио- и видео аппаратуры, аудио и видеозаписей.


^ 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации преподавателю

В условиях духовного кризиса нашего общества большая ответственность возлагается на педвузы, готовящие кадры для воспитания нового поколения. Успешность выполнения профессиональных задач во многом будет зависеть от личных качеств самого учителя, наличие у него ценностных ориентиров. Поиск новых ценностных ориентаций из тупиковых ситуаций выходит на широкую ниву национальных традиций.


Курс «Народное музыкальное творчество» призван расширить музыкально-эстетические представления будущих педагогов, образование которых ранее базировалось преимущественно на профессиональном искусстве, поэтому одной из важнейших задач является воспитание интереса к фольклору, к русской народной песне.


^ 8.2. Методические указания для студентов

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:

1. Становление и структура предметного пространства народного музыкального творчества и музыкальной этнографии.

2. Основные тенденции становления взглядов на народное музыкальное творчество. (Рассмотреть актуальность этой проблемы в современном образовании и воспитании).

3. Изучение классификации произведений русского народного музыкального творчества, особенности бытования музыкального фольклора.

4. Художественные особенности русского песенного стиля и композиционное строение песенных текстов.

5. Ритмическое строение русского песенного стиха. Музыкальная ритмика напевов.

6. Ладово-мелодический склад традиционных напевов. Особенности формообразования в русской народной песне.

7. Изучение календарных обрядов и песен: древнейшие семейно-бытовые песни, плачи и причитания, русский свадебный обряд и свадебные песни, эпические песни и сказы, хороводные, игровые и плясовые песни, трудовые артельные припевки и песни, лирические песни, былевой эпос.

8. Духовный стих.

9. Исторические песни. Городская народная песня XVIII – XIX в.в..

10. Русская революционная песня.

11. Современная народная песня. Сбор материалов и анализ песенных образцов нашего региона.

12. Идеи народности в трудах русских педагогов и мыслителей Х1Х века.

13. Народные традиции и личность.

14. Празднично-обрядовые формы фольклора как средство социализации личности.

15. Региональная народная музыкальная культура и личность.

16. Социально-культурное значение фольклорно-этнографической работы.


Примерный перечень вопросов к экзамену:

  1. Понятие фольклора и музыкальный фольклор.

  2. Этнология и фольклористика.

  3. Методологические подходы к народной музыкальной культуре.

  4. Структура народной музыкальной культуры.

  5. Народное музыкальное творчество как сфера духовной культуры народа.

  6. Музыкальный фольклор как часть народной художественной культуры.

  7. Особенности народного музыкального творчества: полифункциональность, полиэлементность, бесписьменность, коллективность, вариантная множественность.

  8. Синкретизм как явление неразрывного единства духовной и практической функций фольклора и его художественно-образных элементов.

  9. Основные жанры народного песенного и инструментального творчества.

  10. Аутентичный музыкальный фольклор и нетрадиционные формы существования фольклора.

  11. Историческое развитие видов и жанров народного музыкального творчества.

  12. Музыкальный фольклор в контексте современной музыкальной культуры общества.

  13. Особенности бытования музыкального фольклора.

  14. Песенные жанры: обрядовые и необрядовые, приуроченные и неприуроченные, традиционные и поздние.

  15. Художественные особенности русского песенного стиля и композиционное строение песенных текстов.

  16. Ритмическое строение русского песенного стиха. Музыкальная ритмика напевов.

  17. Ладово-мелодический склад традиционных напевов.

  18. Особенности формообразования в русской народной песне.

  19. Календарные обряды и песни.

  20. Древнейшие семейно-бытовые песни. Плачи и причитания.

  21. Русский свадебный обряд и свадебные песни.

  22. Эпические песни и сказы. Исторические песни.

  23. Хороводные, игровые и плясовые песни.

  24. Трудовые артельные припевки и песни.

  25. Лирические песни.

  26. Духовный стих.

  27. Городская народная песня XVIII – XIX в.в..

  28. Русская революционная песня. Современная народная песня.



Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030700 (050601) «Музыкальное образование».


Программу составил: Митякин П.М. ___________

(подпись)

Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры художественного образования.

Протокол № _____ от «___»____________200_г.


Зав. Кафедрой ХО _______________ Волк П.Л.


Программа дисциплины одобрена метод. комиссией ИПП ТГПУ,

Председатель метод. комиссии ИПП ___________________Батурина О.А.

(подпись)


Согласовано:

Директор института профессиональной подготовки ТГПУ ________________ Каюмова Е.А.

(подпись)




Скачать 117.24 Kb.
оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер117.24 Kb.
ТипПрограмма дисциплины, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх