Проект кружка по декоративно-прикладному искусству «Акварелька» icon

Проект кружка по декоративно-прикладному искусству «Акварелька»


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Программа кружка по декоративно-прикладному искусству «художники умельцы»...
«Связь времён в народном искусстве»...
«декоративно-прикладное искусство. Изонить»...
Конспект урока: «Интегрирование «чтения»...
Структура программы обучений изобразительному искусству Б. М. Неменского...
Рабочая программа кружка по декоративно прикладному творчеству «Умелые руки»...
План конспект познавательной дидактическй игры по декоративно прикладному творчеству...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 01...
«Дети-детям»
Инновационного педагогического опыта (ипо)...
Итоги конкурса-выставки по декоративно-прикладному творчеству «идеи для вашего дома»...
Конспект занятия в объединении «Палитра»...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать
МОУ Усольская СОШ

Мантуровского района

Костромской области


проект КРУЖКА

по декоративно-прикладному искусству

«Акварелька»

(для детей младшего школьного возраста)


Составитель авторской программы

учитель начальной школы

Воробьёва Любовь Михайловна.


п. Карьково

2009 год


Страна, в которой учили бы рисовать так же,

как учат писать и читать, превзошла бы вскоре

все страны во всех искусствах, науках и мастерстве.

Д. Дидро


1. Проект

Модель дополнительного образования по изобразительному искусству младших школьников.

^ 2. Проблема разработки.

Развитие детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Время наше сложное – это время социальных перемен, политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на коммерческие зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня, она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Программа предусматривает ознакомление школьников с народными промыслами России и искусством других стран, включает в себя знакомство с символикой декоративного искусства и его значением. Работа по декоративно-прикладному искусству рассчитана на 4 года. Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей. Мы живём там, где нет возможности видеть технологический процесс изготовления предметов народного промысла, школьники не могут подержать в руках настоящие дымковские игрушки, городецкие изделия, посуду Хохломы, фарфор Гжели. Дети в любом уголке земного шара развиваются по одним и тем же законам. Если они не лишены возможности наблюдать окружающую жизнь, бегать и играть, общаться со сверстниками и взрослыми, то желание заниматься творчеством возникнет у каждого. К сожалению, в небольших населённых пунктах нет художественных школы . Поэтому возникла необходимость составления программы дополнительного образования..

Тема работы с детьми, выбранная мной, является актуальной и целесообразной в данное время. На занятиях кружка помогаю детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным решением образа, отвечающим эстетике наших дней.


^ 3. Обоснование актуальности разработки.


Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Народная культура и декоративно-прикладное искусство России донесли до наших дней древние традиции, которые не должны быть утеряны и стёрты урбанизированной массовой культурой. Активное освоение учащимися традиций народного искусства в его главных видах даёт возможность восстановить в России национальные основы процесса становления и развития личности. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределено нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства.


^ 4. Цель разработки: становление и развитие школьника на национальной основе.


5. Образовательно - воспитательные задачи внеклассных занятий состоят в следующем: прививать любовь и интерес к изобразительному искусству, развивать эстетические чувства и понимание прекрасного, совершенствовать изобразительные способности, художественный вкус, наблюдательность, творческое воображение и мышление учащихся; расширять изобразительные возможности детей путём включения заданий, направленных на практическое воплощение замыслов учащихся;

знакомить с искусством русского народа для активизации познавательного интереса к отечественному искусству, для формирования представления о безграничности сферы художественного общения и развития;

способствовать дальнейшему формированию чувства национального достоинства, культуры межнационального общения через развитие творческого мышления в процессе освоения связей традиционной культуры и народного искусства с бытом, трудом, историей страны и мира, через умение видеть памятники истории и культуры;

развивать сознание того, что самобытная традиционная культура каждого народа России- общее достояние нашего Отечества, их вклад в мировую культуру, наследие, достойное уважения и сохранения в веках;

формировать представление об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой конкретной национальной культуре;


^ 6 Ожидаемые результаты.

К концу первого года обучения знать

-названия основных цветов и правила их смешивания;

-особенности применения орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;

-названия материалов и приспособлений для ручного труда, правила безопасности;

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

-передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение и основной цвет предметов;

-рисовать кистью элементы различных орнаментов: геометрического и растительного;

-решать творческие задачи на повтор, вариацию и импровизацию по мотивам народного орнамента;

-лепить игрушку на основе традиционных приёмов лепки;

К концу второго года обучения должны знать

-особенности материалов, используемых в художественной деятельности;

-основные цвета солнечного спектра :

-особенности работы акварелью и гуашью, правила смешивания красок;

-разнообразие выразительных средств ( цвет, линия, объём, ритм, композиция);

-о народном мастере-носителе национальных идей;

К концу учебного второго года обучения уметь

-пользоваться доступными графическими материалами;

-верно передавать в рисунке простейшую форму, пропорции, строение и цвет предметов;

-передавать в рисунке ближние и дальние предметы, используя художественные средства выразительности;

-решать творческие задачи на повтор, вариации, импровизации по мотивам народных орнаментов;

-использовать различные приёмы обработки бумаги, выполнять работы в технике аппликации;

-лепить по заранее подготовленным эскизам на основе традиционных приёмов филимоновской и дымковской игрушек;

-передавать в лепке выразительные формы, сочетать орнамент с формой предмета;

К концу учебного года учащиеся должны знать:

-понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, архитектура, народное искусство;

-доступные сведения о памятниках культуры и искусства в связи с историей своего народа;

-приёмы смешивания красок для получения тёплых и холодных оттенков;

-композиционные основы орнамента;


К концу третьего года учащиеся должны уметь:

-правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструкцию, цвет;

-в работе над рисунком соблюдать целостное восприятие предмета, намечать главное, уметь сравнивать рисунок с изображаемым предметом;

-разрабатывать эскиз изделий и выполнять изделие по эскизу;

-решать творческие задачи на повтор, вариацию, импровизацию, на проектирование изделий;

-комбинировать различные приёмы работы с бумагой для достижения выразительности образа;


Ожидаемые результаты к концу четвёртого года обучения:

Знания

-средства художественной выразительности ( цвет, линия, объём, свет, ритм, форма, пропорция, композиция) ;

-простейшие сведения о перспективе, линии горизонта, точке схода;

-основные средства композиции: высота горизонта, контрасты света и тени, выделение композиционного центра;

-деление цветового круга на группу тёплых и холодных цветов;

-изменение цвета в зависимости от расположения в пространстве;

-названия центров традиционных и художественных промыслов России и отличительные признаки образа художественной вещи из разных центров народных промыслов;

-приёмы разметки ( шаблоном, линейкой, циркулем);

-анализировать произведения искусства, выражая своё отношение к их содержанию;

-анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, цвета;

-выполнять изображения отдельных предметов, используя фронтальную и угловую перспективу; передавать в рисунках свет, тень, блик, падающую тень;

-соблюдать последовательное выполнение рисунка;

-использовать в декоративно-сюжетной композиции художественно-выразительные средства ( цвет, пятно, линия и др.,) для передачи характера композиции: статичная или динамичная, симметричная или асимметричная;

-свободно рисовать кистью элементы геометрического или растительного орнамента;

-решать творческие задачи на повтор, вариацию, импровизацию по мотивам народного творчества;

-решать творческие задачи на проектирование изделий с помощью рисунка или технологической карты;

-комбинировать различные приёмы с бумагой для достижения выразительности образа художественной вещи;


^ 7 Новизна разработки состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена, что эти функции в их интегрированном виде ориентированны на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность Отличительная особенность данной программы состоит в том, что дети знакомятся шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения школьников к декоративно-прикладному искусству. Оптимальной формой построения процесса эстетического воспитания детей средствами этого искусства выступают занятия, которые предполагают инновационную направленность. Программа предоставляет право каждому школьнику освоить духовное наследие предыдущих поколений, осознать свои национальные корни. При этом в ней используется важнейшее свойство народной культуры – её живая, органичная системность, позволяющая сформировать личность с целостным, нераздроблённым мировоспитанием и миропониманием.

Темы занятий программы дают более целостное представление школьникам образного видения славянами устройства мира, основ зарождения орнамента и символики, его значения, выражавшегося в том, что люди всегда старались участвовать в битве света и тьмы, добра и зла.

Программа знакомства ребёнка с декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики:

связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.


8 Содержание


Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством:

  • Беседы;

  • Уроки на основе метода интеграции;

  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

  • Выставки в мини-галерее изделий русского декоративно-прикладного искусства;

  • Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в школе и в поселке;

  • Просмотр видеофильмов;

  • Экскурсии;

  • Дидактические игры;

  • Использование силуэтного моделирования

  • Экспериментирование с различными художественными материалами;

  • Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки.

  • Сочинение сказок. Рассказов, историй о своих работах;

  • Создание книг по декоративно-прикладному искусству.

Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные.

Многие занятия продолжают и расширяют темы, начатые на уроках. Содержанием этих занятий являются такие темы или виды работ, развитие которых на внеклассных занятиях поможет более глубокому освоению школьной программы и расширит возможности учащихся в практическом применении полученных знаний. Примером могут быть занятия, посвящённые рисованию различных предметов, выполнению набросков и зарисовок птиц, животных, людей, различные живописные упражнения. Нашли своё продолжение на занятиях темы уроков: «Народная игрушка», «Народный костюм», «Посуда» и др. Программа предоставляет право каждому школьнику освоить духовное наследие предыдущих поколений, осознать свои национальные корни. В отличие от существующих программ Т. Я. Шпикаловой и Б. М. Неменского,в данной программе можно выделить 4 раздела: « Основы художественного изображения», « Орнамент- образ эпохи», « Народное искусство России», «Искусство на улицах города и посёлка». Курс знакомит не только с искусством России, но и с искусством других стран. Кроме того, отводится достаточно времени на ознакомление с архитектурными памятниками и постройками, характерных для России и других стран.

^ 1 раздел «Основы художественного изображения» рассматривает народное искусство как часть культуры, как тип художественного творчества. Это позволяет понять принципы взаимодействия типов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры.

^ 2 раздел «Орнамент-образ эпохи» знакомит с различными видами орнаментов, с их построением, знакомит с отличительными признаками орнаментов разных стран, раскрывает связи народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. С этой целью выбраны художественные явления тех эпох и стран, искусство которых взаимно питало и обогащало друг друга. Это даёт основание для рассмотрения связей орнаментального искусства с традициями в истории человечества.

^ 3 раздел «Народное искусство России» посвящён народному и декоративно-прикладному искусству России. В разделе широко и многогранно раскрывается художественный образ предмета. Учащиеся учатся овладевать искусством импровизации в рамках народных традиций. Целостное освоение и восприятие народного искусства даёт возможность школьнику ощутить себя частью своего народа.

^ 4 раздел «Искусство на улицах города и посёлка» знакомит подробно с искусством аппликации, бумажной пластики. Школьники узнают о памятниках архитектуры России и других стран. В разделе широко раскрывается знакомство с конструкциями различных предметов.


Содержание курса.

1 класс ( 34 часа )




Тема занятия

Форма проведения

Основные понятия




^ 1.Основы художественного изображения. (5ч)


Цвет. Цвет в передаче состояния времени года, явлений природы. Составление палитры тёплых и холодных цветов. Основные цвета и приёмы их смешивания. Линия, пятно, силуэт. Выразительность линий, силуэта в передаче простейшей формы изображаемых предметов.

Композиция. Передача в композиции смысловой связи в изображаемом сюжете, выделение главного.


1

Основные и составные цвета. Цветик - семицветик

изобразительная викторина


2

Передача цвета и формы предмета. Наброски с натуры овощей, фруктов

практическое занятие

3

Передача движения. Какой бывает дождик

практическое занятие


4

Силуэт. Натюрморт. Аппликация

конкурс

5

Передача характера природы линией и цветом. Осень. Пора плодородия

практическое занятие




^ 2. Орнамент- образ эпохи.(6ч.)


6

Составление линейного орнамента из форм растительного мира. Аппликация

конкурс

Орнаментальное искусство. Вечные образы в искусстве. Символика цвета в орнаменте. Явление симметрии в орнаменте. Линейный орнамент (бордюр). Простые схемы построения орнамента, чередование элементов одинаковой формы и размера, но разного цвета, одинакового цвета и размера, но разной формы.


7

Рисование в полосе орнамента из форм растительного мира. Линейный орнамент

практическое занятие

8

Узор в круге. Ось симметрии. Геометрический орнамент

викторина

9

Орнамент в украшении крестьянской избы Русского Севера. Изображение наличника

практическое занятие

10-

11

Орнамент в украшении крестьянской избы. Изображение сказочного домика

экскурсия, практическое занятие






^ 3. Народное искусство России.(13ч.)


12

Элементы городецкой росписи по дереву. Серия упражнений по заполнению формата листа элементами городецкого орнамента (розаны, купавки)

Практ.занятие

Народная игрушка. Знаки-символы солнца, земли, света и воды в произведениях народных мастеров.

Дымковская игрушка: повтор отличительных элементов геометрического орнамента, вариации главных мотивов орнамента.


13

Импровизация по мотивам городецкой росписи. Роспись спинки детского стульчика.

Конкурс

14

Разработка серии эскизов- импровизаций по мотивам народной росписи по дереву (Городец) для декорирования разделочной доски, коробочки

Практ.занятие

15-

16

Декоративное панно с характерными элементами Городца (аппликация). Коллективная работа.

Выставка

17

Игрушка- произведение искусства. Игрушки из дерева, глины, соломы.

Беседа


Матрёшка: элементы орнамента загорской матрёшки.

Городецкая роспись по дереву: повтор главных элементов ( розаны, купавки, птицы). Импровизации с использованием колорита Городца и отдельных приёмов росписи.

18-

19

Злементы росписи загорской игрушки. Импровизация по мотивам росписи матрёшки

Конкурс

20

Глиняная игрушка. Элементы дымковского оорнамента

Практ.занятие

21


Дымковская глиняная игрушка. Импровизация по мотивам. Лепка и роспись.

Практ.занятие

22

Народная игрушка. Аппликация. Коллективная работа

Презентация)

23

Упражнения в рисовании птиц- мотивов городецкого орнамента

Практ.занятие

24

Украшение ларцов по мотивам городецкой народной росписи. Коллективная работа

Конкурс





^ 4.Искусство на улицах города и посёлка. (10 ч.)


25-

26

Форма здания и фантазия. Создание макетов фантастических конструкций

Конкурс


Азбука бумажной пластики. Развитие эстетических представлений и творческого опыта в работе с бумагой. Аппликация. Знакомство с техникой аппликации народных мастеров. Моделирование( сгибание, складывание, вырезание).


27-

28

Образ здания и его назначение. Конструирование здания с определённым образом

Презентация

29-

30

Выражение намерений человека через конструкцию и декор. Конструирование из бумаги силуэтов и парусов для двух флотов: доброго и злого

Беседа. Конкурс

31-

32

Выражение намерений, целей через украшение. Украшение парусов и кораблей двух флотов: доброго и злого.

Выставка

33-

34

Характер и ритм объёмов . Конструирование макетов современного города

Презентация



2 класс (34 ч)







^ 1.Основы художественного изображения. (9 ч.)


1

Передача цвета изображаемого объекта. Рисование натюрморта с натуры.

Выставка




2

Передача состояния и настроения с использованием свойств цвета, ритма, формы в цветовом решении образа. Композиция «Дождик» (летний, осенний)


Практич.работа

Цвет. Превращение трёх основных цветов в многоцветовую мозаику. Приёмы создания разных цветовых сочетаний в композициях.

Линия. Силуэт. Выразительные средства графики.

Композиция. Выделение главного в композиции. Передача пространства в рисовании на заданную тему.


3

Серия упражнений для передачи эффектов состояния природы.( по сырому, раздельный мазок, набрызг).

Практич.работа

4

Серия упражнений. Наброски и зарисовки предметов быта скупыми средствами линейной графики. (уголь)

Практич.работа

5

Передача цвета изображаемых предметов. Рисование осенних деревьев.

Экскурсия

6

Зарисовки предметов средствами графики. Рисование деревьев зимой.(тушь, уголь)

Практич.работа

7

Серия пейзажей. «Ветер», «Снег», «Холодный дождь».

Практич.работа

8


Известные исторические здания посёлка.



Экскурсия.

9

Известные здания посёлка. Импровизация.

Презентация






^ 2.Орнамент- образ эпохи.(10 ч.)


10

Геометрический орнамент в народной вышивке России. Составление

геометрического орнамента

Конкурс

Отражение родной природы в орнаменте. Картины мира в орнаментах разных народов. Закономерности построения орнамента на плоскости.

Элементы орнамента Гжели.


11

Изображение главных элементов геометрического орнамента Дымкова, Филимонова.

Игра

12

Орнамент в народном костюме России. Ритм и цвет орнамента. Эскиз женского костюма.

Презентация

13

Орнамент в народном костюме России. Ритм и цвет орнамента. Эскиз мужского костюма.

Презентация

14

Геометрический орнамент. Эскиз росписи ёлочных игрушек.

Конкурс

15

Орнамент Гжели.

Беседа.

16

Тонкая сплошная линия в в орнаменте Гжели. Упражнения. Орнамент полосы из тонких линий.

Практич.работа

17

«Сеточка» в орнаменте Гжели. Упражнения. Орнамент полосы из сеточки.

Практич.работа

18

Точечные и штриховые заполнения в орнаменте Гжели. Упражнения.

Практич.работа

19

Орнамент полосы, включающей тонкие линии, сеточку и точечные

дополнения.

Конкурс








^ 3. Народное искусство России. ( 12 ч.)


20

Орнамент в украшении головных уборов. Украшение кокошника.


Конкурс


Гжельская роспись: повтор главных отличительных элементов.

Глиняная игрушка: вариации главных элементов росписи.

Общее представление о художественной резьбе по дереву как традиционном виде народного искусства.

Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды.

21-

22

Разработка эскиза кукол из бумаги на основе цилиндра. Орнамент в русском народном костюме.

Выставка

23-

24

Портрет мастера. В мастерской народного умельца. Композиция.

Практич.работа

25

Петрушка- герой народных сказок. Представление на ярмарке.

Композиция.

Практич.работа

26

Особенности глиняных игрушек разных школ. Дымково, Филимоново Импровизация по мотивам. Лепка и роспись.

Презентация. Спектакль

27

Орнамент Гжели. Разработка эскиза для украшения сервиза.

Конкурс

28

Резной орнамент в декоре изб средней полосы России.

Экскурсия.

29

Серия упражнений на исполнение резного орнамента в декоре изб по

мотивам резьбы в домах средней полосы России

Практич.работа

30-

31

Дом мастера. Геометрический орнамент по мотивам резьбы. Украшение дома орнаментальным узором.

Выставка









оставить комментарий
страница1/3
Дата16.10.2011
Размер0,87 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
хорошо
  2
отлично
  5
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх