Программа предусматривает целостное рассмотрение истории России в контексте цивилизационного подхода. Освоение курса предполагает изучение основных вех отечественной истории в сравнительно-историческом освещении. icon

Программа предусматривает целостное рассмотрение истории России в контексте цивилизационного подхода. Освоение курса предполагает изучение основных вех отечественной истории в сравнительно-историческом освещении.


Смотрите также:
Кафедра истории отечественной философии история русской философии программа курса москва 2008...
Кафедра российской истории...
080200. 62. 05 Международный менеджмент...
Программа элективного курса по итории России «Подготовка к егэ по истории России»...
080000 Экономика и управление Направление подготовки...
Программа итогового экзамена по отечественной истории...
Тематическое планирование курса История России (1945-2007 гг...
Рабочая программа предусматривает на изучение истории России в 6 классах 40 учебных часов...
Магистерская программа: историческое образование программа вступительных испытаний по истории...
Программа Элективного курса Для 9-го класса...
Задачи изучения курса: Формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской...
Гуманитарный, социальный и экономический цикл...



Загрузка...
КУРС: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ


I. Цели и задачи курса.


Программа предусматривает целостное рассмотрение истории России в контексте цивилизационного подхода. Освоение курса предполагает изучение основных вех отечественной истории в сравнительно-историческом освещении. Раскрываются общие и особенные аспекты цивилизационного развития России и стран Запада, сложные и противоречивые моменты межцивилизационного диалога.


II. Основное содержание.


1. Вводное занятие.

Источники и историография. Понятие цивилизации. Цивилизационный и формационный подходы в истории. Цивилизация как «высокая культура». Факторы образования цивилизаций: природа, религия, государство. «Срединная культура» как условие цивилизационной стабильности. Тенденции в развитии цивилизаций на современном этапе. Концепции Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби. Цивилизационные взаимодействия в концепции С. Хантингтона.

^ 2-4. Социокультурная характеристика российской цивилизации.

Природные предпосылки российской цивилизации. Евразийская сущность России. Роль речных систем как каналов культурных взаимодействий: Днепр; Волга; Волхов.

Отсутствие предпосылок для городского типа общества. Колонизация как фактор русской истории. Природа и ментальность России. «Вселенскость» русской культуры и «духовные блуждания» России. Отсутствие дара «духовной формы».

«Молодой» характер российской цивилизации. Бессинтезный и синтезные пути развития России и Европы. Корни исторического нигилизма как проявление неукорененности славянского быта.

Государство в истории России как фактор цивилизационного развития и как механизм мобилизации общества. Россия - «универсальное государство». Ключевые программы развития России: «Москва-Третий Рим»; формула «Православие-самодержавие-народность»; коммунистический мессианизм. Подавление государством общества и их борьба в русской истории. Многонациональный характер российской цивилизации. Коммунистическая идеология как попытка создания наднациональной культуры. Россия как «расколотая» цивилизация. Формы раскола и инверсионные циклы. Слабость «срединной области культуры».


^ 5-6. Истоки русской православно-христианской цивилизации.

Два вектора христианской цивилизации Европы. Империя Карла Великого - очаг средневековой европейской цивилизации. Киевская Русь - составная часть «византийского содружества наций». Своеобразие формирования государства у восточных славян. Нормано-хазаро-славянский синтез. Киевская Русь - варварское королевство раннего средневековья.

Восточное христианство- духовная основа древнерусского общества. Кирилло-мефодиевская традиция в православии. Духовные основы Древней Руси. Историзм, диалогичность, эстетизм сознания древних русичей. Слабость мистики и схоластических черт в древнерусской святости в отличие от западной церкви. Кризис Киевской Руси в 12 веке. Проблема альтернатив исторического развития в эпоху феодальной раздробленности.

^ 7-8. Средневековый Запад и Россия: контрапункты истории.

Экономическое развитие европейской цивилизации. Формирование сословного строя в Европе. Средневековый город, его политическая и культурная роль. Кризис средневекового мировоззрения. Эпоха Возрождения. Основные принципы культуры Возрождения. Новая концепция человека. Реформация в Европе и ее социокультурная роль. Слабость феодальной системы на Западе как предпосылка модернизации общества. Динамизм западной цивилизации. Начало колониальных захватов.

Монголо-татарское вторжение на Русь и его историческое значение. Московская Русь как часть евразийского пространства. Восточные элементы российской цивилизации. Последствия монголо-татарского вторжения для социально-экономической и политической системы общества. Внешняя угроза как условие мобилизационной готовности общества.

Складывание крепостничества и деспотического государства в 16 веке.

Элементы предвозрождения в русской культуре 14-15 веков. Исихазм. Отсутствие социальных условий для русского Возрождения. Консервация Московского общества в 17 веке как проявление кризиса традиционализма. Элементы европеизации русского общества. Противоречивый характер религиозного раскола. Отсутствие органических предпосылок для структурной модернизации страны.


^ 9-10. Модернизация в Европе и России.

Понятие модернизации. Этапы и формы модернизации. Субъекты модернизации. Модернизация на Западе как модернизация «органическая».

Имперский и догоняющий характер петровской модернизации. Модернизация в России как европеизация. Противоречивый характер петровской модернизации. Углубление расколотого характера российской цивилизации. Россия как великая держава в системе международных отношений.

Секуляризация культуры и ее последствия. Россия в 18 веке. Раскол между властью и обществом дополняется расколом между властью и интеллигенцией при Екатерине II. Первые шаги к гражданскому раскрепощению начинаются с дворянства. Век Просвещения. Своеобразие русского Просвещения.


^ 11-12. Россия в первой половине ХIХ века.

Великая Французская революция 18 века и ее влияние на мир. Утверждение буржуазных ценностей вширь и вглубь. Наполеоновские войны. Политические революции как формы социально-политической модернизации западного общества. Стремление России модернизироваться при Александре I с целью сохранения позиций дворянства внутри страны и статуса великой державы в мире.

Невозможность осуществления либерального проекта сверху и попытка разрешить проблемы политической модернизации снизу. Усиление противостояния власти и общества. Декабризм.

Контрреформы Николая I как стремление сохранить статус великой державы на традиционной основе. Поиск национально-государственной идентичности в общественном сознании.

^ 13-14. Проблемы и противоречия российской модернизации.

Смена модели взаимодействия России с Западом после поражения в Крымской войне. Цепь либеральных преобразований в стране и их противоречия. Сохранение антимодернизационных тенденций в деревне и в городе в 60-90-е годы.

Слабость субъектов модернизации – аполитичность и патриархальность русской буржуазии. Элитарный и кабинетный характер либеральной идеологии в России. Разночинная интеллигенция и ее борьба против власти. Феномен интеллигентского сознания, преобладание в нем традиционных ценностей. Государство - проводник верхушечной, этакратической модернизации, ориентированной на развитие отраслей, слабо связанных с рынком.


^ 15. Россия в начале ХХ в.

Революционный кризис в России (1895-1917 гг.) как реакция на этакратическую модернизацию в России. Структурное отличие политических течений в России от Запада: сила радикально-социалистического лагеря и слабость либерального в политическом спектре страны. Марксизм как идеология революции и его специфика в России. Революция 1905-1907 гг. как первая революция в мире в ХХ веке, направленная против последствий модернизации.

Мировая война, крах российской государственности и модернизационный срыв в начале ХХ века. Возврат к традиционной парадигме власти, но на новой идейно –политической основе.

^ 16. Тоталитаризм на Западе и в СССР: общее и особенное.

Истоки тоталитаризма. Крупное фабричное производство, «дух машины» как предпосылка тоталитаризма. «Бегство от свободы» и кризис западной «фаустовской» цивилизации. Мировая война, милитаризм, великая депрессия 30-х годов - факторы формирования тоталитаризма в странах догоняющей модернизации. Социальная почва для тоталитаризма в Германии: средние городские слои. Либеральная альтернатива в США. «Новый курс» Ф. Рузвельта.

Своеобразие тоталитаризма в СССР: традиционные корни мышления и маргинальная среда. Роль этакратии и идеократии в формировании тоталитарного проекта. Индустриальный рывок СССР: результаты и характер.


^ 17-18. СССР, Россия на пути от тоталитаризма к демократии.

Тенденции развития Запада в послевоенный период. Всемирный кризис индустриальной системы: экологические проблемы, пределы индустриального роста, кризис труда, ослабление социалистическо-либерального консенсуса. Падение роли США в экономическом соревновании с другими мировыми центрами экономического развития. Начало перехода к постиндустриальной фазе развития. Новые индустриальные центры и их особенности.

«Десталинизация» советского общества и ее пределы как попытка выработки нового облика социализма. Невозможность овладения силами НТР и модернизации приводит к отказу от преобразований. Зарождение диссидентского движения шестидесятников как результат изменений в культуре, образовании и науке в условиях НТР. Консервативный характер политической элиты, отказ от реформ, раскол в обществе при невозможности реанимировать тоталитарную модель регулирования. «Перестройка» как новая попытка реформирования и гуманизации системы.

Распад СССР и его последствия. «Псевдолиберальные» реформы начала 90-х годов и усиление социокультурного раскола. Складывание новой государственности. Поиск альтернатив развития. Евразийский соблазн. Современная Россия и Запад.


III. Источники и литература.


Бердяев Н. Судьба России. М.,1990.

Бердяев Н. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма// Избранные труды. М., 1990.

Вехи. Интеллигенция в России - Сборники статей 1909-1910гг. М.,1991.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

Кареев Н.И. Философия, история и теория прогресса // Очерк русской философии истории. Антология. М., 1996.

Карсавин Л.П. Восток, Запад, Россия // Историк-медиевист Л. П. Карсавин. М., 1991.

Ключевский В.О. Курс русской истории// Соч. в 8 томах. М., 1957. Т.1-5.

Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Избранное. М., 1993.

Франк С.Л. Русское мировоззрение// Духовные основы общества. М.,1992.

Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2-х т. Спб., 1991.


Айзенштадт С.Н. Цивилизационные измерения социальных изменений. Структура и история // Цивилизации. М., 1997. Вып.4. С.20-32.

Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России). Новосибирск,1998.

Васильев Л.С. Что такое «азиатский» способ производства? // Народы Азии и Африки, 1998, №3.

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989.

Ерасов Б.С. Цивилизация: смысл слова и определение термина // Цивилизации. М., 1997. Вып.4.С.169-187.

Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России. Циклы модернизационного процесса. М., 1996.

Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М., 1997.

Ионов И.Н. Россия и мировая цивилизация //Отечественная история, 1992, №4.

Исаев И.А. Евразийство: идеология государственности //Общественные науки и современность, 1994, №5.

Кириллов И. Третий Рим. Очерк исторического развития идей русского мессианизма. М., 1914.

Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1996.

Красильщиков В.А. Вдогонку за прошедшим веком. Развитие России в ХХ веке с точки зрения мировых модернизаций. М., 1998.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 2000.

Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993.

Панарин А.С. Россия в цивилизационном процессе. М., 1996.

Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 1995.

Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии, 1990, № 3.

Фурсов А.И. Возникновение капитализма и европейская цивилизация // Социологические исследования, 1990, №10.

Хантингтон С. Революционный путь модернизации// Цивилизации. М., 1997. Вып.4. С.33-42.

Хоскинг Д. Россия: народ и империя. Смоленск,2000.

Шлезингер А. Циклы американской истории. М., 1992.

Экономцев И. Православие. Византия. Россия. М., 1992.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.




Скачать 78.08 Kb.
оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер78.08 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх