Программа курса «Философия языка» Курс читается для студентов cпециальности «Лингвистика» icon

Программа курса «Философия языка» Курс читается для студентов cпециальности «Лингвистика»


Смотрите также:
Программа дисциплины Лингвистика для специальности 031400...
Рабочая программа дисциплины лексикология современного английского языка (наименование...
Программа курса по предмету «философия» для магистрантов 1 курса факультета филологии и...
Программа курса «стилистика современного русского языка»...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов 1 курса специальности...
Программа курса по предмету «философия» для психологического факультета...
Программа дисциплины «Тенденции становления нового мирового порядка» Для cпециальности...
Программа дисциплины философия гсэ. Ф. 09 Специальность: Химия 032300 (050101. 65)...
Программа вступительных испытаний по специальности 031100 Лингвистика степень «бакалавр...
Данный курс читается после того...
Учебного курса физические основы построения ЭВМ для студентов факультета Прикладной математики и...
Курс читается для студентов 2 курса экономического факультета. Содержание курса...



Т.В. Литвин


Программа курса «Философия языка»


Курс читается для студентов cпециальности «Лингвистика» в качестве спецкурса и предполагает, что студенты прослушали курс «История философии», «Семиотика» и ряд базовых курсов по специальности. В данном курсе обсуждаются философские аспекты языка и языкознания, традиционные темы «язык и мышление», «язык и сознание», «язык и миф», а также современные философские исследования. Основной способ рассмотрения материала – диахронический: соответствующие проблемы прослеживаются от их возникновения в интеллектуальной истории социума до сегодняшних рефлексий этих проблем в философском дискурсе. Особое внимание уделяется тем философским течениям, которые в центр рассмотрения ставят язык, прежде всего, аналитическая философия, современная философская герменевтика, феноменология, также большое внимание уделяется классическим текстам. Методической задачей данного курса является разграничение философских воззрений на язык и положений современной теоретической лингвистики. Поэтому критически уделяется внимание философским основаниям современных лингвистических течений (генеративная лингвистика, функциональная лингвистика, когнитивная лингвистика). Лишь в минимальной степени отражаются воззрения на язык русских философов, восточная и исламская традиции в курсе не отражены.

Целью курса является формирование четких представлений об особенностях философского анализа языка. На основе классических и современных текстов осмысляется многообразие подходов в философии к лингвистической проблематики и их философский фундамент. Дискуссионно проводится дисциплинарная граница между философией и другими гуманитарными науками в современном междисциплинарном пространстве.

Курс рассчитан на один семестр, первую треть курса занимает лекционная часть (темы 1-5), две трети отданы под семинарские занятия (темы 1-10), включающие в себя анализ текстов, выполнение устных и письменных заданий. По окончанию курса проводится зачет.


^ Тема 1. Введение в философию языка.


Место проблематики языка в истории философии. Терминологическое введение. Основные методологические направления - аналитическая философия, современная философская герменевтика, феноменология. Проблемы природы и сущности языка как основного средства общения (прежде всего — его социальной природы), отношения языка и мышления, языка и общества, системы и структуры в языке, его знакового характера, языкового значения. Теории происхождения, эволюции и истории языка. Язык как философия и философия как язык. Взаимоотношение философии как общей теории языка и методологий различных специальных его теорий. Статическое и динамическое представление языка. Структура и система языка. Наивная картина мира и ее языковое «кодирование». Язык как «первичный миф». Наука как текст; специфика философского дискурса.


^ Контрольные вопросы:

1. Прокомментируйте следующее положение К.-О. Апеля: "Словом "язык" обозначается проблема оснований науки и философии, а не просто эмпирический предмет науки наряду с другими (находящимися в мире) предметами" (Трансцендентально-герменевтическое понятие языка. - Вопросы философии № 1, 1997). Какие аргументы в поддержку или в опровержение этого тезиса Вы можете привести?

2. Какие основные функции языка необходимо учитывать при анализе соотношений языковой и познавательной деятельности человека, при изучении языковой деятельности в сферах коммуникации, художественного творчества? Какие науки изучают указанные аспекты функционирования языка?

3. Как проявляются особенности национального менталитета в языковой деятельности разного типа? Какие науки изучают указанные аспекты функционирования языка?

  1. В чем состоит особенность парадигмы научных идей конца 20 века? Каковы предмет и задачи «внешнего» языкознания по сравнению с «внутренним» языкознанием?


Литература:

Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1967.

Соссюр Фердинанд де. Курс общей лингвистики. М., 1930.

Якобсон Р.О. Избранные работы. М.: Прогресс, 1985.

Звегинцев В.А. История языкознания 19 и 20 веков в очерках и извлечениях, ч.1, М.,1960.

Хрестоматия по курсу «Введение в языкознание». М., 1997.

Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. Т 1. М., 1970.

Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974.

Тема 2. Истоки философии языка в античности.

Древнегреческие философы Гераклит, Парменид, Эмпедокл, Демокрит, Протагор о соотношении языка и мышления, языка и действительности. Вопрос о взаимоотношении вещи, мысли и слова. Мифологические представления. Гераклитовский Логос и его языковая интерпретация. Логос как прототип понятий глубинных структур. Происхождение герменевтики. Взгляды на природу "имени" в диалоге Платона "Кратил". Спор о природном или условном характере слов: определяется ли название предмета самой природой этого предмета (теория physei) или оно устанавливается произвольным соглашением людей (теория thesei). Аристотель - язык стал предметом изучения логики ("диалектики"), грамматики и риторики. "Слова, выраженные звуками, суть символы представлений в душе" (трактат "Об истолковании"). Представление, мысль не образует единства ни с вещью, ни со словом; представление едино для людей, говорящих на разных языках.

^ Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте позиции сторон в споре о природе "имени" в диалоге "Кратил". Можете ли Вы привести дополнительные аргументы в пользу каждой из сторон? Какова Ваша собственная позиция и ее аргументация?

  1. На каких основаниях язык часто связывают с мифом и мифологическим мировоззрением? Приведите примеры из размышлений древнегреческих философов. Что понимают под переходом от мифа к логосу?

  2. Чем отличается язык как предмет изучения у Аристотеля от языка в платоновской философии? Как Вы считаете, возможны ли универсальные системы описания? Каким требованиям, на Ваш взгляд, должен был бы отвечать критерий соответствия естественного и идеального "философского" языков?

Литература:

История лингвистических учений. Л., 1980. С. 114-119; c. 137-149.


Платон. Кратил. // Платон. Соч.: В 4т. Т.1.М., 1994.


Античные теории языка и стиля. М.-Л., 1936. С. 36-59.

Лосев А.Ф. Имя. СПб, 1998.

Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.,1993.

Аристотель. Об истолковании. - Сочинения. Т. 2. М., "Мысль", 1979.

Тема 3. Проблема языка в средневековой философии и теологии.

Неоплатоническая концепция значения Августина и ее влияние на дальнейшее развитие теорий языка. Философия и теология Августина. Трактат «Об Учителе» - взаимосвязь гносеологии и этики с когнитивными аспектами языка. Образность как философская и теологическая проблема. Связь предложенной Аристотелем системы категорий бытия и категоризации частей речи. Постановка проблемы иконичности "имени": аргумент ономатопеи (звукоподражания). Основные понятия религиозной герменевтики. Библейская герменевтика (Hermeneutica Sacra) - прояснение троякого смысла текста: чувственно буквального, отвлеченно-морального и идеально-мистического.

^ Контрольные вопросы:

  1. В чем особенность теологического подхода к языку в средневековой философии? Какое место занимает «слово» в религиозном мировоззрении?

  2. Охарактеризуйте диалог Августина «Об Учителе». Какие гносеологические и когнитивные вопросы, обсуждаемые в диалоге, актуальны до сих пор?

  3. Каковы философские основы экзегетики? В чем логические и исторические трудности истолкования религиозного текста?

Литература:

^ Августин Аврелий. Об Учителе. Об истинной религии. Теологический трактат. — Мн.: Харвест, 1999.

Августин Аврелий. Исповедь. Пер. Сергеенко. Любое издание.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры.М., 1972.

Потебня А. А. Психология поэтического и прозаического мышления. - В кн.: Потебня А. А. Из записок по русской грамматике. М., 1958. Т. 1.

Подобие и подражание в средневековой культуре. Сб. Статей. Спб, 2009.


Тема 4. Менталистский подход до выделения лингвистики в самостоятельную науку.

Взгляды на возможность универсального "философского языка": как обнаружения некоторого "языка сознания" (lingua mentalis - термин Оккама) и как разработки системы категорий, охватывающей все содержание мира (Лейбниц). Теории происхождения языка французского Просвещения (Руссо, Дидро). Дискуссия Гердера и Кондильяка о происхождении языка; ее параллель с дискуссией Хомского и Пиаже об обучении языку. Представления В. Гумбольдта о языке как о непрекращающемся процессе, выражающем "дух народа". Роль этих представлений в развитии динамического подхода к анализу языка. Языковые антиномии. Параллель с феноменологическим анализом Г.Шпета.

^ Контрольные вопросы:

  1. Почему Витгенштейн, опровергая менталистские концепции значения, обобщенно называл их "августинианскими" - а не, скажем, "платонистскими"?

  2. Какие теории происхождения языка вы знаете? В чем их отличие от платоновской?

  3. Прокомментируйте следующее построение Гумбольдта: "Выступая по отношению к познаваемому субъективным, язык по отношению к человеку объективен. <...> Субъективный характер всего человечества становится для него чем-то объективным. <...> Ибо объективное остается тем, что, собственно, и должно быть постигнуто, и когда человек субъективным путем языкового своеобразия приближается к этому, он должен приложить новое усилие для того, чтобы отделить субъективное и совершенно вычленить из него объект".

4. В чем важность проведенного Гумбольдтом разграничения языка и речи?


Литература:


Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984. С. 69-84; С. 100-107; C. 301-302.


Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М., 1985. С. 7-23; C. 370-381.


Гердер Й.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.


Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка. М., 1985. С. 92-102; С. 119-124.
^

Тема 5. Аналитическая философия языка.


Основные этапы развития аналитической философии: логический атомизм, логический позитивизм, лингвистическая философия, общая эпистемология, частные приложения. Многозначность понятия "аналитическая философия". Возможности аналитического стиля философствования; его важнейшие черты. Расширение предметных областей аналитической философии. Традиции британского эмпиризма. Мур и Рассел. Философия Л.Витгенштейна; ранний и поздний периоды. «Логико–философский трактат» Витгенштейна. Дискурсивное и недискурсивное по Витгенштейну. «Мир как целокупность существующих со-бытий». Факт, знак и предложение. «Цель философии – логическое прояснение мыслей». Витгенштейн после «поворота», философия обыденного языка. Концепция значения как употребления, представленная в "Философских исследованиях" Витгенштейна. Соединение слова и действия в языковых играх; типы игр. Особенности связи истины и значения у Фреге. Различение смысла (Sinn) и референции (Bedeutung) как способ избежать эпистемологических парадоксов.

Контрольные вопросы:


1.Охарактеризуйте соотношение аналитической философии, логики и лингвистики. Что Вы думаете об их месте в системе философского и научного знания?

2. Каким образом логические отношения находят выражение в языке?

3. Истолкуйте афоризм 5.6 «Трактата»: «Границы моего языка означают границы моего мира».

4. В чем, на Ваш взгляд, состоит важность проведенного Фреге различения смысла и значения для философии языка и теории познания в целом?


Литература:

Грязнов А.Ф. Феномен аналитической философии в западной культуре ХХ столетия — Вопросы философии, 1996, № 4.

Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. М., «Гнозис», 1994.

Фреге Г. Избранные работы (пер. под ред. Б.В.Бирюкова) М., 2000.

Тема 6. Аналитическая философия языка (продолжение).

Теория речевых актов Дж.Остина: различение перформативных и констатирующих высказываний; различение локутивного акта (говорение само по себе), иллокутивного акта (осуществление одной из модальных языковых функий) и перлокутивного акта (создание целенаправленного эффекта воздействия на чувства и мысли воспринимающих речь людей). Понятие "значение говорящего" ("utterer’s meaning"). Развитие идей Остина в интенционалистских теориях значения (П.Грайс, Дж.Серль): язык как особая форма развития более фундаментальных форм интенциональности — определенной ментальной направленности субъекта к действительности. Объяснение семантических свойств через определенные психологические категории.

^ Контрольные вопросы:

1. Прокомментируйте утверждение Серля: "Существо, которое не только выражает свои интенциональные состояния, но выполняет акты с тем, чтобы другие узнали его интенциональные состояния, уже имеет примитивную форму речевого акта" (J. Searle. Intentionality. Cambridge, 1983. P. 178).

2. Каково, по Вашему мнению, значение феномена непереводимости отдельных выражений естественных языков для теории познания?

3. Прокомментируйте применительно к проблематике философии языка следующее высказывание М.К.Мамардашвили: "Глубочайшая ценность европейской культуры заключается в ясном сознании: все, что происходит в мире, зависит от твоих личных усилий, - а значит, ты не можешь жить в мире, где неизвестными остаются источники, откуда к тебе "приходят" события..." (Как я понимаю философию. М., "Прогресс", 1992. С.130.)

Литература:

Остин Дж. Перформативные высказывания.//Три способа пролить чернила. Философские работы. СПб, 2006.

Остин Дж. Чужое сознание. — В кн.: Философия. Логика. Язык. Сборник статей под ред. Горского Д.П., Петрова В.В. М., «Прогресс», 1987.

Остин Дж. Значение слова. — В кн.: Грязнов А. Ф. (cост.) Аналитическая философия: избранные тексты. М., Изд-во МГУ, 1993.

Остин Дж. Истина. — В кн.: Грязнов А.Ф. (cост.) Аналитическая философия: становление и развитие. М., ДИК — «Прогресс-Традиция», 1998.


Серль Дж. Природа Интенциональных состояний. — В кн.: Философия. Логика. Язык. Сборник статей под ред. Горского Д.П., Петрова В.В. М., «Прогресс», 1987.

Серль Дж. Что такое речевой акт? // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1986. Вып. 17.


^

Тема 7. Герменевтика


Герменевтика Ф. Шлейермахера - общая теория интерпретации. Трансформация герменевтики в философию в феноменологии: сознание как поле значений, открытых для интерпретации. Онтологическая феноменология языка М. Хайдеггера. Тема языка - ближайшая к основной теме философии, бытию, поскольку разговор о бытии как о "ничто" сущего осуществляется в языке, онтически нагруженном, и потому направляется трансцеденцией языка. Речь для нас - это один из родов существующего: лишившись ее, мы лишались бы философии. Онтологический характер герменевтического круга у Г. Гадамера. Принципиальная незавершимость интепретации; неотделимость понимания от самопонимания интерпретатора. Полемика Гадамера с Ю. Хабермасом по поводу места рефлексии в понимании.

^ Контрольные вопросы

  1. Прокомментируйте мысль Хайдеггера: "Язык есть основа возможности истории, а не изобретение, изготовляемое в ходе исторического культуротворчества" (Martin Heidegger. Holderlin Hymnen "Germanien" und "Der Rhein". Gesamtausgabe, Bd.39, Frankfurt am Main, 1980, p.75).

  2. Почему для Хайдеггера язык одновременно и "дом бытия", и "приют человеческой сущности"?

  3. Сравните взгляды Хайдеггера и Гадамера на понимание речи.




  1. Прокомментируйте мысль В.В.Калиниченко: "Понимание возможно только, когда мы переносим себя в ситуацию возможного порождения знаковой системы" (Язык и трансценденция. - Логос № 6, 1994).

Литература:

Гадамер Г.Г. Истина и метод. М., 1988.

Хайдеггер М. Путь к языку. - Из диалога о языке между японцем и спрашивающим. - Слово. - В кн.: Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.


Тема 8. Герменевтика и анализ субъекта.

Эпистемологические следствия, выводимые П. Рикером из хайдеггеровской онтологии понимания. Опосредованность понимания знаками, символами, текстами. Герменевтика и психоанализ. Значение речи и мифологичность истолкования. Языковая личность. Уровни языковой личности: 1) вербально-семантический уровень; 2) когнитивный уровень; 3) прагматический уровень. Интимизация и объективизация в процессе восприятия информации в свете культурологических идей Ю.М. Лотмана и М.М. Бахтина. Э. Бенвенист – введение понятия дискурса, отражающего субъективную психологию человека, что позволяет разграничить план повествования и план пропозиций в речевом акте («речь, присваиваемая говорящим»). Изучение текста, взятого в событийном аспекте, речи, «погруженной в жизнь». Разработка жизненных ситуаций в форме фреймов, сценариев. Связь с теорией М.М. Бахтина.

^ Контрольные вопросы:

  1. По мнению Рикера, герменевтика нуждается в дополнении структурно-семиотическим анализом. По каким основаниям можно согласиться или не согласиться с этой позицией?

  2. В каком значении в психоанализе используют понятие мифологичности? В чем отличие от литературно-художественного?

  3. Как Вы понимаете "терапевтическую" функцию философии? Согласны ли Вы с предлагавшимися трактовками?

  4. Прокомментируйте утверждение Куайна: "Вопрос, похожи или непохожи по своему значению два предложения, не имеет определенного ответа, за исключением такого, который дается речевыми диспозициями людей" (W.V.O.Quine. Ontological Relativity and other essays. N.Y., 1969. P. 29).



Литература:

Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995.

Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995

Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М., 1996.

Бенвенист Э. Общая лингвистика. –М., 2002. гл.2.


Тема 9. Феноменология.

Феноменология Гуссерля. Лозунг «Назад к вещам!». Феноменологическая установка и феноменологическая редукция (эпохе). Интенциональность, ноэзис и ноэма. Понятие горизонта и интерсубъективности. Возможные следствия для истолкования языковых проблем. Феноменализм в британской аналитической философии. Расселовская трактовка чувственного данного и ее реинтерпретация в оксфордской школе (А.Айер). Лингвистическая версия теории чувственных данных: физические объекты не являются составленными из последних, но суть их логические конструкции. Феноменология и семиотика (Греймас).

Контрольные вопросы:

  1. Что такое феноменология и в чем отличие феноменологического подхода к проблеме языка?

  2. Должны ли чувственные данные быть онтологизированы? Обоснуйте несколько точек зрения.

Литература:

Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 1998. С. 53-63; С. 87-96; С. 284-292.

Мерло-Понти М. О феноменологии языка // В защиту философии. — М.: Издательство гуманитарной литературы, 1996.


^

Тема 10. Структурализм и постструктурализм


Учение о языке Ф. де Соссюра, его теоретическая новизна и объяснительная сила. Основные дихотомии, их современная интерпретация (Ю.С.Степанов). Понятия структуры и системы языка. Взгляды Соссюра на природу обозначения и строение знака. Структуралистские теории языка: язык как текст; "письмо" (Р. Барт, Ю. Кристева) в противопоставлении наррации (в отличие от текста, который сам производит условия своей возможности, наррация стремится почерпнуть свое основание извне). Разложение иерархии языков, закрепленной в системе жанров. "Эпистемы" М. Фуко: язык как вещь среди вещей (Возрождение), язык как средство выражения мысли (рационализм), язык как самостоятельная сила (современное состояние знания). Понятие "деконструкции" Ж.Деррида. Несамотождественность текста - воплощение невозможности единого направляющего принципа.

^ Контрольные вопросы

  1. Прокомментируйте мысль Соссюра о том, что в языке нет ничего, кроме различий.

  2. Cформулируйте принципы структурализма:

а) в философии;
б) в лингвистике;
в) в других гуманитарных дисциплинах.

  1. Сравните несколько различных версий структурализма.

  2. Прокомментируйте тезис Фуко: "человек умирает - остаются структуры".

  3. Как представление о несамотождественности текста может помочь его пониманию?

Литература:

Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., "Прогресс", 1994.

Деррида Ж. Грамматология. М, "Ad Marginem", 1999.

Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. - Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1977.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977.


^ Дополнительная литература к курсу:


Арно А., Лансло К. Общая и рациональная грамматика (Грамматика Пор-Рояля). М., 1993.

Арутюнова Н.Д. (ред.) Теория метафоры. Сборник статей. (Э.Кассирер, Х.Ортега-и-Гассет, М.Блэк, Д.Дэвидсон, Н.Гудмен, Дж.Серль, П.Рикер и др.) М., 1986.

Березин Ф.М. История лингвистических учений. М., "Высшая школа", 1984.

Грязнов А.Ф. (cост.) Аналитическая философия: становление и развитие. М., ДИК — «Прогресс-Традиция», 1998.

Кюнг Г. Онтология и логический анализ языка. — М., ДИК, 1999.


Логический анализ языка. Модели действия . М., 1992.

Логический анализ языка. Язык речевых действий. М., 1994.

Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. Изд. МГУ, 1982.

Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М., 1988.

Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.

Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. М., 1975.

Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М., 1972.

Чейф У. Значение и структура языка. М., 1975.

Якобсон Р. Звук и значение. - В кн.: Якобсон Р. Избранные работы. М., 1985.

Темы письменных работ:

  1. Рационалистические взгляды на природу значения и выразительные возможности языка.

  2. Виды семантических теорий.

  3. Природа репрезентации.

  4. Условие-истинностные концепции значения.

  5. Философия языка В. фон Гумбольдта.

  6. Герменевтические теории языка.

  7. Структуралистские и постструктуралистские теории языка.

  8. История и современное состояние семиотики.

  9. Теория речевых актов.

  10. Конструктивистская парадигма в теориях языка.

  11. Представления о языке в когнитивистике и исследованиях по искусственному интеллекту.

  12. "Лингвистический поворот" в философии ХХ века.

  13. Сопоставление проблематики философии языка и философии науки.

  14. Сопоставление проблематики философии языка и философии сознания.




Скачать 144,45 Kb.
оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер144,45 Kb.
ТипПрограмма курса, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх