Рабочая программа спецкурса «Лингвистика в контексте теории символических форм» для специальности 031001 филология факультет icon

Рабочая программа спецкурса «Лингвистика в контексте теории символических форм» для специальности 031001 филология факультет


Смотрите также:
Рабочая программа спецкурса «Основы психолингвистики» по специальности 031001 филология...
Рабочая программа по дисциплине Концепции современного естествознания специальность 031001...
Рабочая программа по дисциплине «риторика» для специальности 031001 «Филология»...
Рабочая программа спецкурса «Актуальные проблемы современного словообразования» по специальности...
Программа учебной практики по специализации «филологическое обеспечение документоведения» для...
Методические указания к выполнению выпускной квалификационной работы для студентов специальности...
Рабочая программа спецсеминара «Психолингвистические проблемы функционирования слова и текста»...
Рабочая программа по дисциплине основы филологии для направления/специальности 031000...
Рабочая программа по педагогической практике по русскому языку для студентов очной формы...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Творчество Л. Н...
Рабочая программа по спецсеминару «Полисемия производного слова в русских говорах» для...
Рабочая учебная программа по дисциплине Русское устное народное творчество для специальности...



Загрузка...
скачать
Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Кафедра стилистики и риторики


«Утверждаю»

Декан ФФИЖ Кем ГУ

к. п. н., доцент А.В. Клишин _____________________________

«____»_________________ 2008 г.


Рабочая программа

спецкурса «Лингвистика в контексте теории символических форм»

для специальности 031001 – филология


факультет: филологии и журналистики

курс: 4

семестр: 2 зачет: 2 семестр

лекции: 32 часа

практические занятия: нет

самостоятельные занятия: нет

индивидуальная работа: нет

Всего часов: 32


Составитель: д.ф.н., профессор кафедры стилистики и риторики

Катышев П. А.


Кемерово 2008


^ Рабочая программа отражает авторский курс


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры стилистики и риторики

Протокол №___от «__»_________2008 г.

Зав. кафедрой, проф._______Л.А. Араева


Рабочая программа одобрена методической комиссией факультета филологии и журналистики

Протокол №___от «__»_________2008 г.

Председатель методической комиссии факультета филологии и журналистики

доцент____________________И.В. Ащеулова



  1. ^ Пояснительная записка

В рамках спецкурса «Лингвистика в контексте теории символических форм» сделана попытка обобщения синтетических концепций языка и включения последнего в систему разнообразных духовных мировидений, предопределяющих вхождение индивида в культуру. Исходная установка позволила включить в лингвистическую теорию базовые категории философской антропологии, а именно: «самосознание», «дух», «форма», «причина», «цель», «личность», «культура» - и, кроме того, помогла представить языковой знак в качестве «опорного момента в судьбах духовного универсума» (Э. Кассирер).

Целью спецкурса является расширение и углубление знаний студентов-филологов в области лингвистической антропологии и культурологической концепции языка.

Задачи спецкурса:

  1. изложение системного подхода к языку как единству энергии, материи и средства познания;

  2. рассмотрение языка в единстве его «духовных» связей с другими модусами существования культуры;

  3. обоснование «принципа духа» в качестве базового систематического параметра, способного включить «вещный мир» в обратимые субъектно-объектные связи;

  4. интерпретация языкового знака как показателя «продвинутости» вещи в культурный универсум;

  5. обзор литературы по актуальным проблемам лингвокультурологии.




  1. Тематический план




Темы

Объем часов

Лекции

Практ.

Лаб.

СРС

Формы конторя

1.

Язык как объект антропологии

20

10













2.

Принцип духа как базовая систематическая составляющая лингвистической антропологии

2

1













3.

Самосознание как основа человеческого присутствия и условие существования семиотического опыта

4

2













4.

Языковой знак как опора, средство и итог развития культуры

2

1













5.

Аспекты лингвокультурологического моделирования

4

2













6.




3













Зачёт

Итого

35 часов




  1. Содержание дисциплины

Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий:

1 тема: «Язык как объект антропологии» (20 часов.).

Антропология В. фон Гумбольдта и место языка в системе наук о духе. Культурологические воззрения А. А. Потебни и его теория языка как способа духовной деятельности. Философия символических форм Э. Кассирера: язык как «способ» и «фокус» духовного бытия. А. Ф. Лосев, П. Флоренский: «интеллигибельность» имени. Г. Г. Шпет: от внутренней формы языка к внутренней форме искусства. М. М. Бахтин: языковой знак как место встречи сознаний. Ж. Деррида: амбивалентность знака. М. Фуко: дискурсивная многоликость универсума. Спецификация языковой формы в трудах Г. П. Мельникова.

2 тема: «Принцип духа как базовая систематическая составляющая лингвистической антропологии» (2 часа).

Разумность космоса. Свобода, предметность и самосознание как атрибуты «разумного космоса».

3 тема: «Самосознание как основа человеческого присутствия и условие существования семиотического опыта» (4 часа).

Самосознание как атрибут «разумного космоса». Самосознание как способ возвышения человека над эмпиричностью момента. Самосознание как способ отдаления человека от эмпиричности момента. Самосознание есть человек как спецификум. Самосознание как условие существования семиотического опыта: семиотические функции самосознания. Образующая, двигающая и телеологическая функции самосознания.

4 тема: «Языковой знак как опора, средство и итог развития культуры» (2 часа).

Диалектика языкового знака в контексте соотносимых категорий: «общее - особенное», «форма - содержание», «духовное - чувственное», «объективное - субъективное», «устойчивое - подвижное», «универсальное - уникальное», «актуальное - потенциальное», «образ - энигма».

5 тема: «Аспекты лингвокультурологического моделирования» (4 часа).

Основные подходы к моделированию лингвокультурологической реальности. Роль источников и эксперимента в лингвокультурологическом моделировании.


4. Литература к спецкурсу.

  1. Бахтин М. М. Тетралогия. – М., 1998.

  2. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. – М., 1984.

  3. Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. – М., 1985.

  4. Деррида Ж. «Голос и феномен» и другие работы по теории знака Гуссерля. – СПб., 1999.

  5. Кассирер Э. Избранное: Опыт о человеке. – М., 1998.

  6. Кассирер Э. Избранное: Индивид и космос. – М.; СПб., 2000.

  7. Кассирер Э. Философия символических форм. В 3-х тт. – М.; СПб, 2002.

  8. Катышев П. А. Мотивационная многомерность словообразовательной формы. – Томск., 2001.

  9. Катышев П. А. Язык как Energeia… // Лингвистика как форма жизни. – Кемерово, 2002.

  10. Катышев П. А. Самосознание как онтологическая мера языкового знака // Актуальные проблемы русистики. – Томск, 2003.

  11. Лосев А.Ф. Философия имени. – М., 1990.

  12. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.

  13. Мельников Г.П. Принципы и методы системной типологии языков. – М., 2003.

  14. Пигалев А. И. Культура как целостность: (Методологические аспекты). – Вологоград., 2001.

  15. Потебня А. А. Символ и миф в народной культуре. – М., 2000.

  16. Потебня А. А. Мысль и язык. – Киев, 1993.

  17. Флоренский П. Христианство и культура. – М., 2001.

  18. Фуко М. Археология знания. – Киев, 1996.

  19. Шелер М. Избранные произведения. – М., 1994.

  20. Шпет Г. Г. Психология социального бытия. – М.; Воронеж, 1996.

  21. Юнг К. Психология и поэтическое творчество // Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.


^ 5. Вопросы к зачету.

  1. Какой вклад внес Гумбольдт в разработку проблем общей и лингвистической антропологии?

  2. Охарактеризуйте антропологические воззрения Потебни на язык.

  3. Почему Э. Кассирер рассматривал язык как «способ» и «фокус» духовного бытия?

  4. Какое значение для лингвистической антропологии имеют представления А.Ф. Лосева и П. Флоренского об интеллигибельности имени?

  5. Почему Г. Г. Шпет рассматривает категорию «внутренней формы» в качестве базовой для понимания культуры?

  6. В чем сущность «диалогического» подхода к языку и языкового знака? (анализ культурологической концепции М.М. Бахтина)

  7. Охарактеризуйте семиотическую концепцию Ж. Деррида.

  8. В чем, по мнению М. Фуко, заключается дискурсивная многоликость универсума?

  9. Каково своеобразие лингвистической концепции Г. П. Мельникова?

  10. Рассмотрите «принцип духа» в качестве базовой систематической составляющей лингвистической антропологии.

  11. Почему самосознание есть основа человеческого присутствия и условие существования семиотического опыта?

  12. Раскройте содержание семиотических функций самосознания.

  13. Какова диалектика языкового знака в культуре?

  14. Какие основные аспекты лингвокультурологического моделирования вам известны? В чем их суть?




Скачать 60,07 Kb.
оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер60,07 Kb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх