Метод моделирования как средство развития экологической культуры студентов (на базе зоологического и историко-краеведческого музеев) icon

Метод моделирования как средство развития экологической культуры студентов (на базе зоологического и историко-краеведческого музеев)


Смотрите также:
Пояснительная записка по курсу Solutions...
Типология и функции музеев как основа моделирования контента музейных сайтов...
План работы по подготовке проекта На основе изученных проблем детей поставить цель проекта...
«Метод круговой тренировки как эффективное средство повышения уровня физической подготовленности...
Метод тезаурусного моделирования как способ упорядоч...
О проведении VII краеведческой олимпиады школьников...
История возникновения литературных музеев в контексте развития отечественной культуры конца XIX...
Программа вступительных испытаний (собеседования) для поступающих в магистратуру по направлению...
Самостоятельная работа как средство личностно профессионального развития студентов факультета...
Предложения по созданию в Российской Федерации археологических музеев-заповедников...
1 в формировании экологической культуры школьников...
Метод проектов на уроках иностранного языка как средство развития личности учащихся...



Загрузка...
скачать

На правах рукописи




Варенов Дмитрий Владимирович




метод моделирования как средство развития экологической культуры СТУДЕНТОВ

(на базе зоологического

и историко-краеведческого музеев)


Специальность 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (экология)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени


кандидата педагогических наук


Самара

2007

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Самарский государственный педагогический университет»


Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор

^ Носова Тамара Михайловна


Официальные оппоненты: заслуженный деятель науки

Российской Федерации,

доктор педагогических наук,

профессор кафедры методики обучения биологии и экологии

РГПУ им. А.И. Герцена

^ Пономарева Ирина Николаевна


доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой химии, теории и методики её преподавания ГОУ ВПО «СГПУ»

^ Панфилова Людмила Владимировна


Ведущая организация - ГОУ ВПО «Астраханский государственный

университет»


Защита состоится 31 октября 2007 г. в 1700 на заседании диссертационного совета К. 212.216.05 по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (экология) при ГОУ ВПО «Самарский государственный педагогический университет» по адресу: 443090, г. Самара, ул. Блюхера, 23.


С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке ГОУ ВПО «Самарский государственный педагогический университет» (443099, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67).


Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ГОУ ВПО «СГПУ» сентября 2007 г. Режим доступа http://ssttu.samara.ru


Автореферат разослан « » сентября 2007 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук С.В. Левина

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования. Благополучие человека зависит от благополучия окружающей среды, а, следовательно, и среды образовательной. Их глубокая взаимосвязь подчеркивается в «Повестке дня на 21 век», принятой на международной конференции ООН 1992 г. и «Хартии Земли» (2000), где указывается, что «мы должны объединиться и создать новое устойчивое глобальное общество, основанное на уважении к природе, универсальным правам человека, экономической справедливости и культуре мира». Ибо современная ситуация характеризуется экономической и социальной нестабильностью, переходными состояниями, которые переживают большинство стран и мир в целом.

Многие процессы, происходящие в окружающей природной и социальной среде, нельзя считать соответствующими устойчивому развитию цивилизации. Мир содержит большое количество угроз, как для жизни одного человека, так и для существования целых социальных групп и государств.

Сегодня в обществе усиливается понимание того, что отрасль культуры может рассматриваться как важнейший ресурс социально экономического развития территории. Такое развитие возможно при взаимодействии трех основных факторов: осознанное использование культурного наследия региона; развитие традиций в культуре; внедрение инновационных технологий в культурно-творческий процесс.

на территории Самарской губернии, законом Самарской губернской Думы 30 октября 2001 г. принята первая в регионе программа по культуре - «Формирование культурного потенциала устойчивого развития Самарской области», структура которой включает в себя три основополагающих раздела: «Наследие», «Традиции», «Инновации». Данные вопросы были в центре внимания I съезда работников культуры Самарской области, состоявшегося 19 декабря 2002 г., который рассматривал культуру как важнейшую составляющую социально-экономического прогресса всех субъектов РФ и региона в частности. Это нашло отражение в принятии и реализации целевых программ, федерального («Культура России» (2001-2005 гг.) и регионального («Формирование культурного потенциала устойчивого развития Самарской области» (2001-2005 гг.) уровня. Приняты законы Самарской области: «О культуре в Самарской области», об утверждении областной целевой программы «Развитие культуры села» (2003-2005 гг.), готовится к принятию закон Самарской области «О музейном деле» (2007 г.).

Важнейшим направлением региональной политики в области культуры является воспитание экологической культуры подрастающего поколения - «Земля отцов – земля детей», где «непрерывный процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры, направленной на формирование системы научных и практических знаний, умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде, устойчивое развитие человечества – коэволюция Природы и общества», определяется как экологическое образование. Проблемы экологического образования в этом контексте сложны и многогранны. Как будет развиваться система образования (и экологического в частности), какие направления станут приоритетными, создадут реальное образование в контексте реформ модернизации образования - актуальный вопрос сегодняшнего дня.

Важную роль в этом процессе формирования экологического сознания, экологической культуры населения занимают музеи, создавая определенную социокультурную развивающую среду. Сегодня идет процесс переосмысления роли и значения музейного представления исторической реальности, музейных предметов, природных экспозиций, культуры их построения и самого музея в контексте модернизации образования, ведущих философско-культурных и художественных парадигм.

Определяя сущностные свойства музея A.M. Разгон, охарактеризовал его как научно-исследовательское и научно-просветительское учреждение, удовлетворяющее общественные потребности, в сохранении и использовании предметов реального мира как элементов исторической памяти, документальных средств социальной информации, эстетических ценностей; как информационное и коммуникационное учреждение – своеобразную семиотическую систему. Музей – это уникальный общественный институт, имеющий особую специфику, отличную от других научных, образовательных учреждений культуры.

Актуальность темы исследования определяется и генеральной тенденцией современного образования, направленной на развитие личности, на обращение к ценностям живой природы в воспитании людей, а также тенденцией интеграции знаний, ценностных отношений и природосообразной деятельности человека при формировании компетентностного поведения в окружающем мире, понимании роли биологического разнообразия и его места в сохранении устойчивости биосферы.

Одним из распространенных методов исследования в музееведении (музеефикации) является моделирование – воспроизведение объектов реальной действительности в виде имитаций. Данный научный метод исследования в музееведении рассматривается как процесс построения модели на основании научных теорий, закономерностей, определенных правил, принципов и результатов, опыта, базирующиеся на сочетании теоретических и эмпирических знаний. В эмпирическом исследовании посредством моделирования рассматриваются конкретные факты, характерные для объекта изучения, полученные в процессе наблюдения или эксперимента. В теоретическом исследовании модели обобщают факты и стороны, устанавливают их абстрактную связь и зависимость, выявляют закономерности, характерные объекту модели.

Несмотря на большие возможности применения метода моделирования в теории познания, в формировании научного мировоззрения обучаемых при изучении биологических явлений (С.В. Алексеев, А.П. Беляева, И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, З.И. Тюмасева), в развитии экологической культуры данный метод не нашел должного применения.

Это породило ряд противоречий: с одной стороны метод моделирования является источником информации об обобщенном объекте; позволяет переносить знания с обобщенного, абстрактного объекта на неизвестный конкретный объект; является основой для управления и преобразования объекта; с другой – не рассматривается возможность его применения в формировании и развитии экологической культуры, экологического образования студентов и посетителей музея.

Необходимость преодоления данного противоречия определила проблему исследования, которая заключается в использовании метода моделирования в развитии экологической культуры посетителей музея (студентов, школьников); в создании и реализации концепции развития экологической культуры средствами метода моделирования в образовательном поле музея, учитывающего многообразие региональных особенностей; выявление эффективных условий и методики развития экологической культуры обучаемых; определение подходов к проектированию содержания и технологии реализации спецкурса «моделирование природных объектов как средство развития экологической культуры студентов и школьников».

Цель исследования – развитие экологической культуры студентов средствами метода музейного моделирования; выявление педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития экологической культуры обучаемых в образовательном поле музея.

Объект исследования – процесс формирования экологической культуры студентов.

предмет исследования – метод моделирования как средство развития экологической культуры студентов.

Гипотеза исследования: развитие экологической культуры студентов средствами метода музейного моделирования будет более эффективно, если:

  • определены методологические основы и разработана концепция развития экологической культуры средствами метода музейного моделирования;

  • выявлены условия, обеспечивающие формирование и развитие достигнутого уровня экологической культуры средствами метода моделирования в образовательном поле музея;

  • реализована модель развития экологической культуры студентов средствами метода музейного моделирования, в состав которой входят: а) создание специальной образовательно-воспитательной и социо-природной среды; б) разработка новой педагогической технологии, содержание которой обеспечивает развитие экологической культуры средствами метода моделирования; в) разработка структуры и содержания дифференцированных, вариативных модулей спецкурса «моделирование природных объектов как средство развития экологической культуры студентов и школьников», трансформирующих концептуальную модель развития экологической культуры средствами метода музейного моделирования в региональную систему образования;

  • содержание методической системы является достаточным для развития экологической культуры студентов.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом, гипотезой исследования обозначены следующие задачи:

1. Определить теоретико-методологические основы развития экологической культуры посетителей (студентов, школьников) средствами метода моделирования в музее.

2. Определить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие эффективному развитию экологической культуры студентов в среде музея.

3. Разработать концепцию и модель развития экологической культуры студентов средствами метода музейного моделирования.

4. Разработать и экспериментально проверить методику развития экологической культуры студентов средствами метода музейного зоологические коллекции в культурно-образовательной деятельности музеев моделирования.

Методологическими и теоретическими основами исследования являются подходы: системный, деятельностный, исторический, аксиологический и личностный. Исследование выполнено на основе философских положений теории познания, теории развития личности, теории моделирования, концепции устойчивого развития общества и природы, концепции непрерывного экологического образования, идей глобального и личностно-ориентированного образования, гуманистической парадигмы образования.

Конкретную методологию исследования составили:

  • идеи и принципы универсальной этики и философии всеединства (Н.А. Бердяев, Н.А. Данилевский, В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, А.Л. Чижевский);

  • в области музееведения (А.М. Быков, В.А. Ватагин, К.М. Газалова, Ю.У. Гуральник, М.Б. Гнедовский, Е.М. Демурина, А.Б. Закс, М.А. Заславский, А.И. Клюкина, М.А. Колин, А.Ф. Котс, Н.В. Кузнецов, О.А. Маршалкова, Д.М. Милев, А.И. Михайловская, Е.Н. Михеечева, Д.В. Наумов, Н.А. Никишин, Н.Н. Плавильщиков, С.К. Приходко, А.М. Разгон, Ю.П. Пищулин, А.И. Софронов, Л.И. Скрипкина, К. Эккли, Т.Ю. Юренева и др.);

  • в области художественного конструирования и моделирования (Я.И. Беккерман, С.Е. Беляева, В.В. Колотилов, А.П. Коршунова, Ю.С. Лебедев, О.П. Медведева, Н.Е. Муштаева, Г.П. Петров, В.И. Пузанов, В.И. Рабинович, Е.А. Розанов, В.М. Сафроненко, Н.Я. Сенаторов, Ю.С. Сомов, К.И. Стародуб, А.А. Ульянов, А.М. Шепелев и др.).

Теоретическими источниками исследования служили:

  • фундаментальные работы в области философии и методологии образования, специфики педагогических систем (А.П. Беляева, Н.В. Бордовская, Б.С. Гершунский, М.А. Данилов, А.А. Зиновьев, В.В. Краевский, В.В. Пасечник, И.Н. Пономарева, Н.Ф. Реймерс, А.В. Саенко, Л.И.Седов, В.П. Соломин, А.И. Уемов, И.Т. Фролов, В.А. Штофф);

  • теории обучения и воспитания, содержания образования (С.В. Алексеев, Н.Д. Андреева, А.П. Беляева, А.Г. Бусыгин, А.Л. Бусыгина, А.А. Вербицкий, Л.С. Выготский, Б.С. Гершунский, И.Д. Зверев, А.Н. Леонтьев, И.Н. Пономарева, В.А. Сластенин, В.П. Соломин, Д.И. Трайтак, З.И. Тюмасева);

  • теории оптимизации учебного процесса и педагогических технологий (В.П. Беспалько, Н.М. Верзилин, И.Д. Зверев, В.М. Корсунская, М.М. Левина);

  • психологические теории деятельности (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, С.Д. Дерябо, А.Н. Леонтьев, С.П. Рубинштейн, А.Ф. Урсул, В.А. Ясвин);

  • исследования проблемы экологического образования (С.В. Алексеев, Н.Д. Андреева, С.В. Аниськин, А.Л. Бусыгина, А.Г. Бусыгин, Л.П. Викторов, Н.Ф. Винокурова, Э.В. Гарусов, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, В.Н. Михелькевич, Н.Н. Моисеев, Н.Н. Николина, Т.М. Носова, И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, И.Т. Суравегина, Д.И. Трайтак, З.И. Тюмасева, А.Д. Урсул и др.).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

  • теоретические (системный анализ, историографический, сравнительно-сопоставительный, логический, прогнозирование, проектирование, моделирование, диагностирование);

  • эмпирические (изучение педагогического опыта учителей школ и музеев, наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, интервьюирование, контрольные срезы, экспертные оценки);

  • статистические методы обработки и представления экспериментальных данных.

База исследования: основной опытно-экспериментальной базой являлся зоомузей Самарского государственного педагогического университета, а также Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина. Общая выборка посетителей (студентов, школьников), участвующих в эксперименте, составила 600 человек. Исследование проводилось в 3 этапа в течение 15 лет:

первый этап (1992-2000 гг.) включал в себя изучение учебно-методической литературы по теме исследования, выявление противоречий и определение проблемы, темы исследования; основных параметров и рабочей гипотезы;

второй этап (2000–2004 гг.) – опытно-экспериментальные работы по теме исследования, проведение констатирующего эксперимента с целью выявления уровня сформированности экологической культуры посетителей(студентов, школьников). Разработка и реализация модели формирования и развития экологической культуры студентов средствами метода музейного моделирования;

третий этап (2004-2007 гг.) – систематизация и обобщение полученных результатов исследования, уточнение основных выводов, оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в:

  • концепции, реализующей развитие экологической культуры студентов средствами метода музейного моделирования на основе личностного, деятельностного и практико-ориентированного подходов;

  • определении условий применения индивидуальных образовательных траекторий студентов, школьников при формировании экологической культуры, учитывающих исходное состояние подготовки, будущую профессиональную деятельность;

  • модели развития экологической культуры студентов, в состав которой входят: а) создание специальной образовательно-воспитательной и социоприродной среды; б) разработка новой педагогической технологии, содержание которой обеспечивает методику развития экологической культуры обучаемых средствами музейного моделирования; в) разработка структуры и содержания дифференцированных, вариативных модулей, трансформирующих концептуальную модель развития экологической культуры средствами метода моделирования в музее в региональную систему образования;

  • реализованной методической системы развития экологической культуры студентов, основанной на авторской трактовке понятия метода музейного моделирования в музееведении.

теоретическая значимость исследования состоит в том, что сформулирована, обоснована и разработана концепция развития экологической культуры посетителей музея (студентов, школьников) средствами метода музейного моделирования; разработана авторская трактовка метода моделирования в музееведении; теоретико-методологически обосновано содержание и методика педагогического процесса развития экологической культуры средствами метода моделирования на приоритете экологических ценностей, что представляет собой решение одной из актуальных проблем образования.

Практическая значимость исследования заключается в:

  • разработке новой методики метода моделирования в музееведении, на основе которой автором созданы экспозиционные комплексы и ряд экспонатов в зоологическом музее СГПУ и историко-краеведческом музее им. П.В. Алабина, экологические комплексы географического и краеведческого кабинетов школ № 90 и 152 г. Самары, расширении экологического образовательного поля и развитии экологической культуры посетителей (студентов, школьников);

  • разработке и внедрении в учебный процесс инновационного курса «моделирование природных объектов как средство развития экологической культуры студентов и школьников»;

  • разработке практических рекомендаций по использованию метода моделирования биообъектов в обучении биологии, экологии;

  • разработке и внедрении в образовательную деятельность музея методического комплекса «Методы моделирования как средство развития экологической культуры».

На защиту выносятся:

  1. концепция, реализующая развитие экологической культуры студентов средствами метода музейного моделирования на основе личностного, деятельностного и практико-ориентированного подходов;

  2. условия применения индивидуальных образовательных траекторий студентов и школьников в развитии экологической культуры средствами метода музейного моделирования;

  3. модель развития экологической культуры студентов средствами метода музейного моделирования, в состав которой входят: а) создание специальной образовательно-воспитательной и социоприродной среды; б) разработка новой педагогической технологии, содержание которой обеспечивает методику развития экологической культуры обучаемых средствами метода моделирования; в) разработка структуры и содержания дифференцированных, вариативных модулей, трансформирующих концептуальную модель развития экологической культуры средствами метода моделирования в музее в региональную систему профессионального образования;

  4. реализованная методическая система развития экологической культуры студентов и школьников средствами метода музейного моделирования, основанная на авторской методике процесса моделирования в музееведении.

Достоверность и обоснованность результатов исследования, теоретических выводов и рекомендаций обеспечиваются согласованностью методологических оснований, базирующихся на фундаментальных, философских, психологических и педагогических концепциях современного профессионального образования, адекватностью педагогических и психологических предпосылок, ведением педагогических исследований в единстве с практической деятельностью и ориентацией на нее, позитивными результатами исследования, подтвердившими правильность выдвинутой гипотезы, сопоставлением полученных данных с массовой практикой; личным участием автора в организации опытно-экспериментальной работы; внедрением результатов исследования в учебный процесс Самарского государственного педагогического университета, возможностью повторения результатов исследования в адекватных условиях.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертационного исследования обсуждались на методологических семинарах, заседаниях кафедры зоологии СГПУ (1999-2007 гг.), а также международных, региональных, межвузовских научно-практических конференциях: научно-практической конференции «Роль детско-юношеского туризма и краеведения в воспитании гражданственности, патриотизма и оздоровления подрастающего поколения» (Самара, 1999); Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы образования учащихся начальных классов» (Самара, 1999); III научно-методическом семинаре по повышению квалификации сотрудников естественно-исторических музеев (Москва, 2000); юбилейной научной конференции «Самарский край в истории России» (Самара, 2001); научно-практических конференциях «Музейная коммуникация» (Самара, 2001); «Методические аспекты организации краеведческих исследований студентов и школьников» (Самара, 2003); Международной научно-практической конференции «Биологическое разнообразие, методика и организация краеведческих исследований» (Самара, 2003); Второй научно-практической конференции «Самарский край в истории России» (Самара, 2004); VIII научно-методическом семинаре (Москва, 2005); юбилейной конференции «75 лет Палеонтологическому институту РАН» (Москва, 2005); научном семинаре лаборатории палеогерпетологии и палеоорнитологии, Палеонтологический музей им. Ю.А. Орлова ПИН РАН (Москва, 2006); VI Всероссийской научно-практической конференции «Наука, искусство и новые технологии в современном музее» (Москва, 2006); Всероссийской научно-практической конференции «Методология и методы научных исследований в области естествознания» (Самара, 2006); Всероссийской научно-практической конференции естественнонаучных музеев России «Таксидермические коллекции в естественнонаучных и краеведческих музеях» (Москва, 2006); VI международном методологическом семинаре «Актуальные проблемы и перспективы развития биологического и экологического образования в высшей и общеобразовательной школе» (Санкт-Петербург, 2006); X научно-методическом семинаре «Специфика экспозиционной и культурно-образовательной деятельности в естественнонаучном музее» (Москва, 2007); Всероссийском научно-практическом семинаре «Музейная педагогика: вчера, сегодня и завтра» (Москва, 2007); Международном совещании «Актуальные вопросы комплектования и сохранения зоологических коллекций» (Одесса, 2007).

структура диссертации соответствует логике исследования и состоит из введения, двух глав, основных результатов исследования, выводов, заключения, библиографии 254 наименований, 6 приложений, 24 рисунков, 7 таблиц. Общий объем работы составляет 170 страниц машинописного текста. Содержание диссертационной работы отражено в 51 публикации.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении обоснована актуальность темы, определены объект, предмет исследования, сформулированы его цель, гипотеза и задачи, определена методологическая основа, охарактеризованы методы, выявлены научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования, представлены основные теоретические положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические основы метода моделирования как средства развития экологической культуры посетителей музея» рассматриваются истоки формирования и развития моделирования как формы отражения действительности, образующие единую структуру, дается философское обоснование одной из основных категорий теории познания.

Теоретической основой разработки метода моделирования является понятие «модель». Первоначальное значение модели было связано со строительным искусством и почти во всех европейских языках употреблялось для обозначения образа или вещи, сходной в каком-то отношении с другой (В.А. Штофф). Сегодня модель используется в качестве научного понятия в естественных, технических и социальных науках, в искусстве, архитектуре, бионике, кибернетике. Многообразна дефиниция понятия «модель» и различна в зависимости от источника

Любая модель всегда упрощена, функционально не адекватна моделируемому объекту или явлению и отражает лишь их общий образ или вероятный сценарий процесса. Моделирование не копирует, а лишь имитирует реальность. Метод моделирования в биологии позволяет исследовать многие процессы, недоступные для непосредственного наблюдения или экспериментального воспроизведения и объяснять их (модель генетического кода, математические закономерности взаимоотношений в системах хищник-жертва, потребитель корма). Моделирование – обязательный этап любого исследования, один из универсальных методов познания, применяемых во всех современных науках, как естественных, так и общественных, теоретических и экспериментальных.

Метод моделирования – есть средство познания окружающего мира и различных областей человеческой деятельности, ибо в модели реализованы двоякого рода знания: знание самой модели (ее структуры, процессов, функций) как системы, созданной с целью воспроизведения некоторого объекта; теоретические знания, посредством которых модель была построена.

Акцентируя внимание на моделировании как методе учебного познания, как способе изучения программного материала, развития профессиональной компетенции и становления экологического мышления, экологического сознания обучаемых, Н.Б. Вернигор отмечала, что сущность метода моделирования заключается в описании развернутой характеристики изучаемого объекта, при этом модель выполняет следующие функции: является источником информации об обобщенном объекте; позволяет переносить знания с обобщенного, абстрактного объекта на неизвестный конкретный однородный объект; является основой для управления и преобразования объекта.

Моделированные объекты являются частью системы средств обучения биологии. Рассматривая средства обучения как разнообразные предметы, явления, факты, обучающие программы, способствующие повышению эффективности учебной деятельности в соответствии с целями и задачами обучения, И.Н. Пономарева выделяет три основных их вида: 1 – реальные (натуральные) объекты и процессы; 2 – знаковые (изобразительные) заместители реальных объектов и процессов; 3 – словесные, или вербальные средства.

Качество усвоенного учебного материала зависит от его восприятия обучаемыми. Эта закономерность выражена в дидактическом принципе наглядности, в обоснование которого педагоги и методисты-естественники Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, В.В. Половцов, Б.Е. Райков, Л.В. Занков, С.Г. Шаповаленко внесли существенный вклад. В частности, И.Г. Песталоцци показал важность использования наглядности в развитии формируемых понятий; К.Д. Ушинский раскрыл значение наглядных ощущений для развития речи учащихся; В.В. Половцов указал на роль наглядности в выборе методов обучения.

Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения биологии, поэтому будущий учитель должен дифференцированно использовать её для выражения педагогических понятий.

Успешность решения актуальных проблем модернизации образования, как считает З.И. Тюмасева, определяется во многом адекватной дедуктивной основой, и, в частности, понятийным, парадигмальным рядом. Это тем более важно, когда имеются ввиду проблемы биологии, восходящие к далекому историческому прошлому, и, тем не менее, не решенные до сих пор, они вызывают необходимость моделирования их. Особо ярко это отражается в музееведении, где основной научный метод исследования – моделирование.

^ Во второй главе «Метод моделирования как средство развития экологической культуры студентов (на базе зоологического и историко-краеведческого музеев)» определены концептуальные подходы к развитию экологической культуры студентов средствами метода музейного моделирования. Развитие экологической культуры, экологическое образование рассматривается нами как единый целостный процесс, существующий в контексте определенной социальной реальности и обуславливающих его социальных явлений, также средств и методов используемых для ее формирования и развития. Исходя из этого моделирование как гносеологическая категория, характеризующая одни из важнейших путей познания мира, является основным средством развития экологической культуры, что особенно наглядно проявляется в среде музея.

исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений (живых и неживых систем, инженерных конструкций, разнообразных процессов – физических, химических, биологических, социальных) и конструируемых объектов (для определения, уточнения их характеристик, рационализации способов их построения) – основной познавательный прием в музее неотделим от развития знания.

Применяясь в органическом единстве с другими методами познания, моделирование в музееведении выступает как процесс углубления познания, его движения от относительно бедных информацией моделей к моделям более содержательным, полнее раскрывающим сущность исследуемых явлений действительности, в развитии экологической культуры.

Возможность моделирования, т.е. переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования моделей, на оригинал в музееведении, основана на том, что модель в определенном смысле отображает (воспроизводит, моделирует) какие-либо его черты; при этом такое отображение (и связанная с ним идея подобия) основано, явно или неявно, на их обобщениях между изучаемым объектом и некоторым другим объектом «оригиналом» и часто осуществляется путем предварительного исследования (теоретического или экспериментального). Поэтому для успешного моделирования в музееведении необходимо наличие сложившихся теорий исследуемых процессов, явлений и гипотез, указывающих предельно допустимые при построении моделей упрощения.

В основе концепции «Метод моделирования как средство развития экологической культуры студентов» лежит интегративно-семиотический подход. Данный подход получил развитие в работах У. Морриса, Р. Карнапа, А. Тарскова, В.Г. Шведова и др., включает семантические (смысловые), аксиологические (ценностные) и коммуникативные (информационные) связи, изучение которых необходимо при создании развивающей экологическую культуру посетителей среды музея.

Для семиотического подхода характерно выделение трех уровней исследования знаковых систем, соответствующих трем аспектам семиотической проблематики: семантики (изучающая знаковые системы как средства выражения смысла – основы, ее предмет представляют интерпретация знаков и знакосочетание); синтактики (посвященная изучению структуры сочетания знаков и правил их образования и преобразования без относительно к их значениям и функциям знаковых систем); прагматики (изучающая отношение между знаковыми системами и теми, кто воспринимает, интерпретирует и использует содержащиеся в них сообщения).

Данный подход, используемый при создании экспозиции, позволяет объединять экспозиционный материал среды музея в единое эколого-образовательное пространство, способствующее развитию экологической культуры посетителей.

Реализация модели развития экологической культуры посетителей в музее требует создания определенных условий: эколого-образовательного пространства с помощью метода моделирования; наличия источника информации, приемника, каналов связи. При этом модель выступает как система, осуществляющая подготовительно культурологический процесс, где каждый элемент ее структуры несет собственные характеристики и имеет важное значение в развитии экологической культуры, поэтому вызывает необходимость специальных исследований (рис. 1).




Рис. 1. Модель формирования экологической культуры посетителей музея (студентов, школьников) средствами метода моделирования природных объектов

неотъемлемыми компонентами при создании развивающей образовательной среды в музее являются объёмные модели природных объектов. Модели включаются в различные виды просветительской деятельности, основанные на разнообразии взаимодействия экскурсовода, посетителей и предметного окружения. Коммуникационные взаимосвязи метода моделирования природных объектов в развитии экологической культуры посетителей в среде музея представлены на рисунке 2.




Рис. 2. Коммуникационные взаимосвязи метода моделирования развития экологической культуры посетителей музея (студентов, школьников)


Наиболее важной задачей метода моделирования как средства развития экологической культуры является построение таких моделей, которые позволяют выявлять эволюционную взаимосвязь изучаемых явлений и процессов в целом, рассматривая их как определенные системы. интегративно-системный подход в моделировании основывается на дедуктивном принципе к реальности, а также на принципе и методах восхождения от абстрактного к конкретному.

Следует отметить, что моделирование процесса формирования и развития экологической культуры посетителей средствами музея не тождественно отражению, как одной из предельно общих категорий теории познания. Моделирование является активной реализацией познающим субъектом познавательного потенциала, заложенного в принципе отражения. Модель используется как средство априорного предвосхищения логически выводимых результатов, а с другой стороны – закрепляет их в виде идеально-организованного и упорядоченного объекта, образа, который в своем наиболее развитом виде принимает форму теории, создавая тем самым опору для нового этапа экологического мышления. Таким образом, моделирование в процессе формирования и развития экологической культуры посетителей музея является теоретико-познавательной составляющей, осуществляемой на основе абстрактно-логического мышления, независимо от того, идет ли речь об эмпирическом или теоретическом познании.

Концептуальные подходы к развитию экологической культуры посетителей музея средствами моделирования вызвали необходимость анализа классификаций основных его видов, применяемых в музейной практике и разработку его методики.

Единая классификация видов моделирования затруднительна в силу многозначности понятия «модель» в науке и технике. Она проводится по различным основаниям: характеру моделей; по средствам моделирования; характеру моделируемых объектов; сферам приложения моделирования (в технике, в физических науках, в химии, моделирование процессов живого, психики) и уровням организации. Известны и признаны следующие модели: физические, логические, графические, математические, эмпирико-статистические; самоорганизующиеся или саморегулирующиеся; аналитические; имитационные, аналоговые. В зависимости от способа построения моделей, от средств, какими производится моделирование объектов, по мнению В.А. Штофа, модели могут быть разделены на два типа: 1) вещественные – материальные; 2) идеальные – воображаемые, умозрительные. К первому типу относятся объёмные биологические модели, объективно существующие, воплощенные в металле, дереве, стекле, пластмассах и других материалах.

Основные типы объемного моделирования, выделяемого нами в музейной практике, в зависимости от способа исполнения: скульптура классическая; скульптура таксидермическая (чучела); скульптура флористическая, корнепластика; моделирование из природного материала; муляжирование; техническое моделирование; скульптурное моделирование; фитомоделирование; бутафорские работы (диорамные); металлопластика; стеклопластика; бумагопластика (объемная аппликация); мягкая набивка (шитье); макраме (вязание); современные цифровые технологии объемного моделирования.

Нами разработана следующая классификация объемных моделей:

  • по составу и соотношению используемого субстрата (материала) для изготовления модели: из однородных материалов – монолитные (цельные) – бумага, дерево, пенопласт, пластилин, металл, керамика, текстиль, минеральные вещества (глина, гипс, цемент, мрамор, песок и т.п.); из сочетания материалов – композитные (наборные, смешанные);

  • натуральности используемого материала: подлинный (натуральный) материал; искусственный материал (заменители); сочетание того и другого;

  • технике исполнения и виду деятельности (технология изготовления): таксидермия; лепка (скульптурирование); отливка; конструирование; аппликация; шитье; резьба; ковка, выдувание, плетение, смешанная технология;

  • точности исполнения (качество воспроизведения): точная (копия); сходство в общих чертах; абстрактное, стилизованное (утрированное) исполнение;

  • отношению к реальной действительности: а) реальность существования в среде: модель объекта, существовавшего в прошлом; модель объекта, существующего в настоящем; модель объекта реального будущего; б) вероятностный характер моделей (модель объекта, вероятно существовавшего в прошлом; модель объекта, вероятно существующего в настоящем; модель объекта вероятного будущего);

  • динамике смоделированного объекта: статичные (неподвижные); динамичные (подвижные части модели); разборные и неразборные;

  • размерности модели: воспроизведение в натуральную величину; воспроизведение в масштабе (с увеличением, с уменьшением);

  • степени масштабности (охвату) моделируемого объекта: частность (деталь); комплекс (система);

  • форме и целостности показа объекта: объект воспроизведен целиком; объект в разрезе, часть; в рельефном исполнении (рельеф, барельеф, горельеф);

  • степени информативности и нагрузке: узкоспециализированные и всеобъемлющие; содержательные; информативные; образовательные;

  • области применения (назначения): в научной деятельности; в образовательной деятельности (наглядный и раздаточный материал); в музейной деятельности (экспозиция); в искусстве и архитектуре (декорация); в технике.





Рис. 3. Условия построения объёмной биологической модели, её композиционно-топологического решение

Композиционно-топологическое решение, выбор средств и методов создания объёмных моделей зависят от ряда факторов (рис. 3). В процессе формообразования происходит творческое осмысление решений, принимаемое на всех этапах конструирования модели.

В процессе формообразования происходит творческое осмысление решений, принимаемое на всех этапах конструирования модели. Процесс моделирования природных объектов, как средство развития экологической культуры, состоит из взаимосвязанных составляющих, компоненты которых определяют последовательность действий, и включает следующие этапы (рис. 4).




Рис. 4. Процесс моделирования природных объектов и его этапы

Разработанная нами методика скульптурного моделирования внедрена в культурологический процесс в виде направлений: а) построение ландшафтных экспозиций как средство развития экологической культуры посетителей; б) изготовление макетов животных для музейной экспозиции, позволившие создать комплексы палеореконструкций с макетами ихтиозавра (4,2 м) и плиозавра (8,9), объёмную рельефную карту Самарской Луки в СОИКМ им. П.В. Алабина; макеты рыбы-луны (1,5 м), ламантина (2 м), диорамы морского дна с макетами губки «кубок Нептуна» и гигантской тридакны в зоомузее СГПУ и др.

Изучение влияния экспериментальной методики моделирования на уровень развития экологической культуры посетителей музея (студентов, школьников) осуществлялась в ходе педагогического эксперимента, который проводился в три этапа: констатирующий, поисковый, формирующий, каждый из них имел определенную цель, реализуемую в решении конкретных задач, и проходил по заранее разработанной программе на основе сравнения диагностики экспериментальных (Э) и контрольных (К) групп студентов ЕГФ СГПУ.

Студенты экспериментальных групп обучались по разработанной нами программе спецкурса «моделирование природных объектов как средство развития экологической культуры студентов и школьников». Разработанный спецкурс имел модульную структуру, включающую 18 тем лекционных и практических занятий, и содержит дидактический материал к ним. Эффективность уровня развития экологической культуры определяли с помощью интегративного критерия, объединяющего уровни сформированности знаний, умений, отношений и поведения. Для определения уровня компонентных критериев использовали поэлементный анализ (В.П. Беспалько, А.В. Усова).

Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о достаточной эффективности разработанной методики формирования экологической культуры студентов на основе средств метода моделирования. Большая часть студентов проявляли высокий – 16,1% и средний уровни – 40,3% формирования экологической культуры, тогда как в контрольных группах данный показатель был значительно ниже и составил соответственно 10,1% и 33,1% (рис. 5).


Рис. 5. Результаты диагностики уровня формирования экологической культуры студентов ЕГФ

^ В заключении подводятся итоги исследования.

Результаты проведенного теоретического и экспериментального исследования подтвердили основные положения гипотезы и позволяют сделать следующие выводы.

1. Стратегическая цель образования в России ориентирована на подготовку специалистов, готовых решать обостряющиеся проблемы природопользования, осознающих роль и содержание эколого-профессиональной деятельности, умеющих жить и работать в гармонии с окружающей средой. Это обуславливает поиск новых путей и методов образовательного процесса, целью которых является формирование и развитие экологической культуры. Существенную роль в этом процессе играет метод музейного моделирования, широко применяемый в музейной практике.

2. Моделирование как гносеологическая категория, характеризующая один из важнейших путей познания мира, является основным средством развития экологической культуры посетителей музея (студентов, школьников).

3. Применяясь в органическом единстве с другими методами познания, моделирование в музееведении выступает как процесс углубления познания, его движения от относительно бедных информацией моделей к более содержательным, полнее раскрывающих историко-эволюционную сущность исследуемых явлений действительности в развитии экологической культуры.

4. В основе концепции «Метод моделирования как средство развития экологической культуры студентов» лежит интегративно-семиотический подход, включающий семантические (смысловые), аксиологические (ценностные) и коммуникативные (информационные) взаимосвязи, изучение которых необходимо при создании развивающей экологическую культуру посетителей среды музея.

5. Модель методики формирования экологической культуры студентов средствами метода моделирования учитывает важнейшие психолого-педагогические подходы, принципы, условия, являющиеся основой формирования экологической культуры; четко определяет задачи для каждого этапа; учитывает взаимосвязи и взаимозависимости всех компонентов экологической культуры, формируемых в среде музея и на занятиях спецкурса «моделирование природных объектов как средство развития экологической культуры студентов и школьников».

Реализация модели развития экологической культуры студентов в музее требует определенных условий: создание эколого-образовательного поля с помощью метода моделирования; наличие определенного источника экологической информации, приемника, каналов связи. При этом модель выступает как система, осуществляющая познавательно-культурологический процесс, где каждый элемент ее структуры несет характеристики, имеющие важное значение в развитии экологической культуры. Особое значение при создании развивающей образовательной среды в музее имеют объемные модели природных объектов.

6. Внедрение модели развития экологической культуры студентов средствами метода музейного моделирования в образовательный процесс СГПУ и культурологический процесс музеев (им. П.В. Алабина и зоомузея СГПУ) вызывает необходимость: а) создания специальной образовательно-воспитательной и социо-природной среды; б) разработки новой педагогической технологии, содержание которой обеспечивает развитие экологической культуры средствами метода моделирования; в) разработки спецкурса «Моделирование природных объектов как средство развития экологической культуры студентов и школьников», структуры и содержания дифференцированных, вариативных модулей, трансформирующих концептуальную модель развития экологической культуры средствами метода моделирования в региональную систему образования.

7. Результаты экспериментального обучения подтвердили эффективность разработанной методики формирования экологической культуры обучаемых методом моделирования на основе среды музея и спецкурса «моделирование природных объектов как средство развития экологической культуры студентов и школьников», правильность и достоверность выдвинутой гипотезы.

^ Перспективные направления дальнейшего исследования связаны с повышением уровня развития экологической культуры обучаемых, с расширением методов и средств ее формирования, с качеством методической подготовки специалистов к профессиональной деятельности.


Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях.

Статьи в российских изданиях, рекомендованных ВАК:

  1. Варенов Д.В. «Развитие экологической культуры посетителей методом моделирования природных объектов экспозиции музея» // «Известия Самарского научного центра Российской академии наук», № 3, 2006». – Самара, изд-во Самарского НЦ РАН, 2006. – С. 149-155.

Методические и учебно-методические пособия:

  1. Горелов М.С., Павлов С.И., Варенов Д.В. Низшие хордовые: Методическая разработка к лабораторному практикуму по зоологии хордовых. Самара: СамГПИ, 1992. 80 с.

  2. Носова Т.М., Варенов Д.В., Ковригина А.М., Тимирбулатов Р.А. Дом под крышей голубой. Методическое пособие для учителей начальных классов. Самара: Изд-во СамГПУ, 1995. 346 с.

  3. Носова Т.М., Варенов Д.В., Ковригина А.М., Тимирбулатов Р.А. Дом под крышей голубой. (Экологическая тетрадь первоклассника). Методические рекомендации для учителей начальных классов, воспитателей детских садов, студентов ФНК педагогических ВУЗов. Самара: Изд-во СамГПУ, 1996. 42 с.

  4. Варенов Д.В., Носова Т.М. Формирование экологической культуры посетителей музея средствами метода моделирования: учеб.-метод. пособие для студентов и учителей: в 2 ч. Ч. 1. Теория и основы моделирования в музее. – Самара: Самар. гос. пед. ун-т, 2007. – 170 с.

  5. Варенов Д.В., Варенова Т.В., Носова Т.М. Формирование экологической культуры посетителей музея средствами метода моделирования: учеб.-метод. пособие для студентов и учителей: в 2 ч. Ч. 2. Методика моделирования природных объектов в музее. – Самара: Самар. гос. пед. ун-т, 2007. – 250 с.

Статьи и тезисы докладов:

  1. Варенов Д.В., Варенова О.Н., Остров гор // Самарская лука. №2, 1998. С. 4-11.

  2. Варенов Д.В., Варенова О.Н. Серная гора – разработка туристско-экскурсионных маршрутов // Самарский турист. Туристско-краеведческий вестник. Материалы научно-практической конференции. – Самарский областной Центр детско-юношеского туризма и краеведения Главного управления образования Самарской обл., 1999. С. 6-9.

  3. Варенов Д.В., Варенова О.Н. Загадки горы Серной // Самарская лука. №4, 1999. С. 52-55.

  4. Варенов Д.В. Фотоочерк // Природа и общество: в поисках гармонии. Альманах Самарского областного совета ВООП / Под ред. д.б.н. В.И. Матвеева. Самара, 1999. С. 42-43.

  5. Варенов Д.В. Экскурсионный маршрут «История добычи серы на Серной горе» для использования в курсе «Экологическое краеведение» на факультете начального обучения СамГПУ // Актуальные проблемы образования учащихся начальных классов: Сборник материалов научно-практической конференции. – Самара: НВФ ООО «Сенсоры. Модули. Системы», 1999. С. 232-235.

  6. Варенов Д.В. «В междугорье залегло...» // Самарская лука. №6, 2000. С. 10-19.

  7. Варенов Д.В. История добычи серы на Серной горе // Самарский край в истории России. Материалы юбилейной научной конференции. Самара: изд.-во «Файн Дизайн», Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина, 2001. С. 54-61.

  8. Варенов Д.В. Козьи Рожки или Верблюд? // Самарская лука. №8, 2001. С. 14-21.

  9. Варенов Д.В., Шведов В.Г. Роль внешних связей для комплектования фондов зоологического музея Самарского ГПУ // «Музейная коммуникация». Материалы научно-практической конференции (Самар, 24 - 28 сентября 2001 г.). ^ М.: ГЦМСИР, 2002. С. 112-117.

  10. Варенов Д.В., Сименко К.Н. Позвоночные животные плейстоцена юго-восточной части Самарской области // Исследования в области биологии и методики ее преподавания: Межкафедральный сборник научных трудов. Выпуск 1. Самара: Изд-во СГПУ, 2002. С. 237-245.

  11. Варенов Д.В. Зоологический музей СамГПУ. Страницы истории // Самарская лука. №10, 2002. С. 44-49.

  12. Варенов Д.В., Сименко К.Н. По следам мамонтов // Самарская лука. №9, 2002. С. 2-9.

  13. Гусева Л.В., Варенов Д.В. Диорама «Море мелового периода» в СОИКМ им. П.В. Алабина // Исследования в области биологии и методики ее преподавания: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3(ч.2). Самара: Изд-во СГПУ, 2003. С. 193-200.

  14. Варенов Д.В., Шведов В.Г. История Зоологического музея Самарского государственного педагогического университета // Краеведческие записки: Выпуск X. – Самара: Изд-во ЗАО «Файн Дизайн», Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина, 2003. С. 244-253.

  15. Варенов Д.В., Шведов В.Г. Этапы становления Зоологического музея Самарского государственного педагогического университета // Труды Государственного Дарвиновского музея. Выпуск VI. Фондовая работа в естественнонаучном музее. Государственный Дарвиновский музей. – М., 2003. С. 119-128.

  16. Варенов Д.В., Шведов В.Г. Зоологический музей Самарского государственного педагогического университета имени профессора Д.Н. Флорова // Исследования в области биологии и методики ее преподавания: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3 (ч.2). Самара: Изд-во СГПУ, 2003. С. 176-189.

  17. Варенов Д.В., Сименко К.Н. О находках плейстоценовых позвоночных животных на юго-востоке Самарской области // Краеведческие записки: Выпуск XI. – Самара: Изд-во ЗАО «Файн Дизайн», Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина, 2003. С. 172-177.

  18. Варенов Д.В., Сименко К.Н. Методика проведения эколого-краеведческих экскурсий по комплексному памятнику природы «Серная гора» (ГПНП «Самарская Лука») // Исследования в области биологии и методики ее преподавания: Межкафедральный сборник научных трудов. Выпуск 2. Самара: Изд-во СГПУ, 2003. С. 180-197.

  19. Варенов Д.В. Эмблема Зоологического музея Самарского государственного педагогического университета. // Исследования в области биологии и методики ее преподавания: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3(ч.2). Самара: Изд-во СГПУ, 2003. С. 189-193.

  20. Варенов Д.В. Урочище Козьи Рожки // Краеведческие записки: Выпуск XI. – Самара: Изд-во ЗАО «Файн Дизайн», Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина, 2003. С. 155-164.

  21. Сименко К.Н., Варенов Д.В. Природно-туристические объекты окрестностей села Смолькино Сызранского района // Исследования в области биологии и методики ее преподавания: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 3(2). Самара: Изд-во СГПУ, 2003. С. 120-127.

  22. Оробинская Т.В., Варенов Д.В. Памятники природы северо-запада Сызранского района в комплексной практике студентов географического отделения СГПУ // Краеведческие записки: Выпуск XIII. – Самара: Изд-во ЗАО «Файн Дизайн», Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина, 2004. С. 131-144.

  23. Гусева Л.В., Чап Т.Ф., Небритов Н.Л., Никитин Ф.А., Варенов Д.В. Результаты работы комплексной экспедиции по исследованию ландшафтов самарской Луки в 2003 г. // Краеведческие записки: Выпуск XIII. – Самара: Изд-во ЗАО «Файн Дизайн», Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина, 2004. С. 22-41.

  24. Гусева Л.В., Варенов Д.В. О создании фрагмента моря мелового периода в СОИКМ им. П.В. Алабина // Краеведческие записки. Вып. XIII. Самара, 2004. С. 216-225.

  25. Варенов Д.В., Сименко К.Н., Оробинская Т.В. Останцы верховий р. Усы и история их формирования // Краеведческие записки: Выпуск XIII. – Самара: Изд-во ЗАО «Файн Дизайн», Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина, 2004. С. 145-162.

  26. Варенов Д.В., Сименко К.Н., Оробинская Т.В. Добыча песчаника и её воздействие на формирование современного облика рельефа в окрестностях с. Смолькино (Сызранский район) // Краеведческие записки: Выпуск XIII. – Самара: Изд-во ЗАО «Файн Дизайн», Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина, 2004. С. 163-169.

  27. Оробинская Т.В., Варенов Д.В. Экскурсионные маршруты комплексной практики студентов-географов в окрестностях с. Смолькино Сызранского района // Исследования в области естественных наук и образования: Межвузовский сборник научно-исследовательских работ преподавателей и студентов. Самара: Изд-во СГПУ, 2005. С. 333-347.

  28. Варенов Д.В. Методы моделирования крупных животных в музейной практике // Наука, искусство и новые технологии в современном музее: Тезисы докладов VI Всероссийской научно-практической конференции Ассоциации естественноисторических музеев России. 24 25 апреля 2006 года, г. Москва. М.: Изд. ГДМ, 2006. С. 37-38.

  29. Варенов Д.В., Варенова Т.В., Носова Т.М. Классификация моделей и методов моделирования природных объектов в музейной практике // Методология и методы научных исследований в области естествознания. Материалы Всерос. науч.-практич. конф. Самара: Изд-во СГПУ, 2006. С. 286-294.

  30. Варенов Д.В., Гусева Л.В., Ефимов В.М., Оробинская Т.В. История создания экспозиционного комплекса «Плиозавр» в СОИКМ им. П.В. Алабина // Вестник СГПУ. Исследования в области естественных наук и образования: Сборник научных трудов. Выпуск 5. Самара: Издательство СГПУ, 2006. С. 285-299.

  31. Варенов Д.В., Гусева Л.В., Оробинская Т.В. Первый в России музейный комплекс «Плиозавр» в СОИКМ им. П.В. Алабина // Наука, искусство и новые технологии в современном музее: Тезисы докладов VI Всероссийской научно-практической конференции Ассоциации естественноисторических музеев России. 24 25 апреля 2006 г. Москва. М.: Изд. ГДМ, 2006. С. 35-36.

  32. Варенов Д.В., Сименко К.Н. Каменные чудеса Рачейских лесов // Самарская Лука, 2006, № 12-13. С. 64-71.

  33. Варенов Д.В. Технология скульптурного моделирования в изготовлении чучел и макетов животных // Таксидермические коллекции в естественнонаучных и краеведческих музеях. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции естественнонаучных музеев России 10-12 октября 2006 г. Москва, 2006. С. 8-9.

  34. Гусева Л.В., Варенов Д.В. Создание палеореконструкций в экспозиции отдела природы СОИКМ им. П.В. Алабина // Таксидермические коллекции в естественнонаучных и краеведческих музеях. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции естественнонаучных музеев России 10-12 октября 2006 г. Москва, 2006. С. 12-13.

  35. Гусева Л.В., Варенов Д.В. Создание комплекса «Море мелового периода» в СОИКМ им. П.В. Алабина // Труды Государственного Дарвиновского музея. Выпуск IX. Государственный Дарвиновский музей. – М., 2006. С. 228-240.

  36. Павлов С.И., Шведов В.Г., Варенов Д.В. Н.Л. Белоногов и его роль в формировании коллекции зоомузея Самарского педуниверситета // Таксидермические коллекции в естественнонаучных и краеведческих музеях. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции естественнонаучных музеев России 10-12 октября 2006 г. Москва, 2006. С. 23-24.

  37. Варенов Д.В., Носова Т.М. Моделирование экспонатов как средство развития экологической культуры посетителей музея // Актуальные проблемы и перспективы развития биологического и экологического образования в высшей школе. Сборник материалов VI международного методологического семинара 21-22 ноября 2006 г., вып. 5, С.-Петербург. – СПб.: Изд-во «ТЕССА», 2006. С. 254-257.

  38. Варенов Д.В. Модель юрского морского ящера – плиозавра в экспозиции СОИКМ им. П.В. Алабина // Труды Государственного Дарвиновского музея. Выпуск X. Государственный Дарвиновский музей. – М., 2007. С. 290 -301.

  39. Варенов Д.В. Макет флоридского ламантина в экспозиции зоологического музея СГПУ // Исследования в области естественных наук и образования: Вестник СГПУ. ЕГФ. Сборник научных трудов. Выпуск 6. Самара: Изд-во СГПУ, 2007. С. 206-213.

  40. Варенов Д.В. Изготовление макетов животных методом скульптурного моделирования // Тезисы докладов Международного совещания «Актуальные вопросы комплектования и сохранения зоологических коллекций» // Известия Музейного фонда им. А.А. Браунера. - Т. 4, № 2-3. - Одесса, 2007 г. С. 62-63.

  41. Варенов Д.В. Формирование коллекции зоологического музея Самарского государственного педагогического университета // Тезисы докладов Международного совещания «Актуальные вопросы комплектования и сохранения зоологических коллекций» // Известия Музейного фонда им. А.А. Браунера. - Т. 4, № 2-3. - Одесса, 2007 г. С. 20-21.

  42. Белослудцев Е.А., Варенов Д.В. История создания коллекции пауков в зоологическом музее СГПУ // Тезисы докладов Международного совещания «Актуальные вопросы комплектования и сохранения зоологических коллекций» // Известия Музейного фонда им. А.А. Браунера. - Т. 4, № 2-3. - Одесса, 2007 г. С. 18-19.

  43. Varenov D.V. Technology of sculptural modeling in the preparation of stuffed animals and birds and their mock-ups // Taxidermy collections in Museums of Natural Science and of Regional Studies. Summaries of the reports of All-Russian practical-scientific conference of Museums of Natural-Science of Russia 10-12 October, 2006. - Moscow, 2006. P. 8-9.

  44. Guseva L.V., Varenov D.V. Creation of palaeo-reconstructions in the displays of nature department of Samara Provincial Historical-Regional Museum after P.V. Alabin // Taxidermy collections in Museums of Natural Science and of Regional Studies. Summaries of the reports of All-Russian practical-scientific conference of Museums of Natural-Science of Russia 10-12 October, 2006. - Moscow, 2006. P. 12-13.

  45. Pavlov S.I., Shvedov V.G., Varenov D.V. N.L. Belonogov and his role in the formation of collection of the Zoological Museum of Samara State Pedagogical University // Taxidermy collections in Museums of Natural Science and of Regional Studies. Summaries of the reports of All-Russian practical-scientific conference of Museums of Natural-Science of Russia 10-12 October, 2006. - Moscow, 2006. P. 23-24.



Подписано к печати 25.09.07.

Формат60х841/16 Объём 1,5 п. л.

Гарнитура «Times New Roman». Бумага писчая.

Печать оперативная.

Тираж 100 экз.


Отпечатано в типографии «ИНСОМА-ПРЕСС»:

443011, г. Самара, ул. Советской Армии, 217.





Скачать 392,72 Kb.
оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер392,72 Kb.
ТипАвтореферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх