Моу «Тишанская средняя общеобразовательная школа Волоконовского района Белгородской области» Работа учащихся в школьном краеведческом музее (из опыта работы) (реферат) icon

Моу «Тишанская средняя общеобразовательная школа Волоконовского района Белгородской области» Работа учащихся в школьном краеведческом музее (из опыта работы) (реферат)


Смотрите также:
Методическая разработка экскурсии имеет краеведческую направленность...
Публичный отчет муниципального общеобразовательного учреждения «Тишанская средняя...
Море деятельности петра...
«Производная и её применение»...
Публичный отчёт моу «Фощеватовская средняя общеобразовательная школа Волоконовского района...
Задачи урока: Провести диагностику усвоения системы знаний и умений и её применения для...
«Использование элементов музейной педагогики на уроках и во внеурочной деятельности младших...
План мероприятий на зимние каникулы №...
Публичный отчет муниципального общеобразовательного учреждения «Тишанская средняя...
2. характеристика кадрового обеспечения образовательного процесса...
Разработка урока по предмету «Окружающий мир» Тема «Хвойные растения»...
Рабочая программа учебного курса «Экономическая и социальная география мира» базовый уровень...



Загрузка...
скачать
МОУ «Тишанская средняя общеобразовательная школа Волоконовского района Белгородской области»


Работа учащихся в школьном краеведческом музее (из опыта работы)

(реферат)


Выполнила:

Винограденко Татьяна Васильевна,

учитель истории

МОУ «Тишанская СОШ»

Волоконовского района


Тишанка 2011


Оглавление реферата:

Введение ……………………………………………………………………..3-4

I. Роль музейной педагогики в современном в современном воспитательно-образовательном процессе школы

1.1 Задачи школьного музея в учебно-воспитательном процессе школы………………………………………………………………………..5-7

1.2 Средства и формы музейной деятельности……………………….8-11

II. Практическая деятельность школьного музея на базе МОУ «Тишанская СОШ Волоконовского района Белгородской области»………………….12-17

Заключение………………………………………………………………… 18-19

Используемые источники…………………………………………………..20-21


Введение

Актуальность темы определяется современной социально-экономической политикой и образовательной реформой школы, её значимостью в возрождении и развитии духовно-нравственных ценностей, необходимостью формирования высоких морально-этических принципов учащихся, подготовкой молодёжи к активному участию в развитии гражданского общества и российской государственностью.

Речь идет о модернизации образовательного процесса вообще и школы в частности, что само по себе, бесспорно, нужно и полезно. К сожалению, под видом нового иногда проводятся различные эксперименты со школой, не всегда целесообразные. Новое должно органично сочетаться с хорошо проверенным старым. Моя тема, это как раз тот случай, когда опыт прошлого и современные педагогические технологии могут интегрироваться и приносить пользу в образовательно-воспитательном процессе. Роль и значение школьных музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодёжи.

Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале XX века в Германии. Его разработка связана с именами А. Лихтварка, А. Рейхвена, Г. Фройденталя.

По существу, отечественная теория музейная педагогика начала формироваться в конце XIX- начале XX веков, получив наиболее полное обоснование в трудах основоположников в русской экскурсионной школы (Н.А. Гейнике, И М. Гревс, Б.Е. Райков) и сторонников широкого использования в целях образования педагогических, школьных и детских музеев (М.В. Новорусский, В. Коховский, М.С. Страхова, Н.А. Флеров, Ф. И. Шмит, Н. Д. Бартрам, А.У. Зеленко), а также в целостной системе эстетического воспитания в художественных музеях, созданной А.В. Бакушинским и его последователями.

В нашей стране понятие музейной педагогики начало употребляться с начала 1970 годов и постепенно получало все большее распространение. Аврам Моисеевич Разгон в 1982 году на конференции в Иваново «Музей и школа» первым сказал о том, что создание такой научной дисциплины, как музейная педагогика, «находящейся на стыке целого комплекса наук, ныне представляется уже не какой-то отдаленной перспективой, а насущной практической задачей».[2;58]

Одним из ведущих исследователей в области отечественной музейной педагогики является профессор Б.А.Столяров – автор целого ряда публикаций по музейной педагогике. Он разработал модель музейно-педагогического процесса. [1; 31]

Цель реферата: выяснение возможностей школьного музея и его роли в формировании гражданственности и социальной активности личности, воспитании патриотизма.

Задачи:

1.Выяснить задачи школьного музея в учебно-воспитательном процессе

2. Выявить специфику форм и средств музейной деятельности

3. Дать характеристику практической деятельности учащихся в школьном краеведческом музее МОУ «Тишанской СОШ» Волоконовского района.

Структура работы:

Работа состоит из введения, где обосновывается актуальность, цель и задачи исследования.

В первой главе рассматриваются теоретические проблемы роли школьного музея в учебно-воспитательном процессе.

Вторая глава дает характеристику практической деятельности учащихся в школьном краеведческом музее МОУ «Тишанская СОШ» Волоконовского района.

В заключении сделаны выводы по данной теме.

^ I. Роль музейной педагогики в современном в современном воспитательно-образовательном процессе школы

1.1 Задачи школьного музея в учебно-воспитательном процессе школы

Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей - место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую ценность.
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Такие музеи возникли как межпредметные кабинеты для хранения учебно-наглядных пособий по истории и природе родного края: собрания оформленных учащимися краеведческих материалов - гербариев, минералов, фотографий, воспоминаний и других предметов и документов. Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.

Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи. [7; 101]
Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного   выпускника,   педагога.   В   каждом  из   таких свидетельств отражается какая - то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества.
Основополагающим для музейной теории и практики является принцип историзма. Этот принцип предполагает соблюдение трех важнейших условий: рассмотрение явлений и предметов в их взаимосвязи;  оценка явлений и предметов с точки зрения их места в общеисторическом, цивилизационном процессе;  изучение истории в свете современности.
Постоянное увеличение потока информации требует такой организации познавательного процесса, при котором учащиеся параллельно с освоением определенного запаса знаний, удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории. [3;98]
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.
Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. В зависимости от профильной тематики школьного музея дети знакомятся с основными понятиями и методиками генеалогии, археологии, источниковедения, этнографии, музееведения и т.п.
Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы    исследования,    производить    историографический    анализ    темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п. [8;40]
Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевым изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.
Таким образом, в музейной деятельности учащихся конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения, реализуется региональный компонент образовательных стандартов. Главная цель работы музея - образование человека культурой.


^ 1.2 Средства и формы музейной деятельности

Содержание деятельности музея выражается в формах организации работы с музейной аудиторией, взаимодействии с системой образования. Это: лекция; экскурсия; консультация; научные чтения; кружки, студии, клубы; литературные вечера, киносеансы, концерты; встречи с интересными людьми; праздники; исторические игры; конкурсы и викторины. Существует множество характеристик форм: традиционные - новые; динамичные - статичные; групповые - индивидуальные; активные - пассивные; простые - комплексные; разовые - цикловые; коммерческие - некоммерческие и т.д. Например, к традиционным формам, послужившим основой для появления новых, относятся лекции и экскурсии, конференции, научные чтения, консультации, клубы, кружки, студии. Формы, заимствованные из других сфер культуры, образования и науки или обусловленные развитием новых технологий музейной деятельности, могут рассматриваться как нетрадиционные. [10; 86]

В современных условиях культурно - образовательная деятельность ориентирована на личность потенциального и реального музейного посетителя, в связи с этим можно обозначить следующие ее основные направления: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых. Подобное выделение условно, ведь сами направления изменчивы, подвижны и зачастую тесно связаны между собой, или пересекаются в каких-либо аспектах. [11;115]

Совокупность различных форм, объединенных общей темой и подчиненных единой педагогической цели, становятся основой музейно - педагогической программы. Рассмотрим более подробно суть каждого из направлений.

^ 1) Информирование - это первая ступень освоения музейной информации, т.е. первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея, различными направлениями его деятельности. Оно осуществляется с помощью таких традиционных форм, как лекция и консультация. Однако современный уровень развития информационных технологий предполагает их внедрение и активное использование в музее, например, в форме специального информационного центра. Информационное обслуживание включает в себя самые разнообразные способы представления информации посетителям с помощью компьютеров, начиная от качества указателей, планов и путеводителей как для взрослых, так и для детей, и заканчивая использованием информационных киосков, установленных в холле или залах музея с подключением к Internet. Информационные системы содержат качественные изображения экспонатов с указанием их местоположения, сопроводительную и разъяснительную информацию.

^ 2) Обучение - вторая ступень освоения музейной информации на качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Обучение в музее предполагает получение дополнительных, либо альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других образовательных учреждениях. Этому способствует и внедрение музейно - педагогических программ, основанных на знакомстве и изучении предметов - подлинников.

Отличительные черты обучения в музее - неформальность и добровольность. Особенностью обучения в музее является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, музейных уроков, занятий в кружке. Музейный урок (занятие) преимущественно используется как форма работы музея с учащимися школ, гимназий, лицеев, колледжей. Кружок при музее - объединение людей по интересам с целью углубления, расширения и приобретения умений, связанных с профилем музея.
^ 3) Развитие творческих начал - третья, высшая ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает использование потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Наиболее действенные из них - возможность «вхождения» в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого. Это направление может быть реализовано в форме студии, творческой лаборатории или фестиваля, викторины, исторической игры и др. Студия ставит целью раскрыть творческие способности участников на основе изучения музейных собраний. Творческая лаборатория - объединение заинтересованных лиц, ведущих в музее под руководством научного сотрудника экспериментальную научную деятельность в сочетании с творческой практикой. Фестиваль - действие с широким кругом участников, сопровождающееся показом и смотром различных видов искусства или работ, выполненных участниками студий, кружков, иных творческих групп.

^ 4) Общение - установление взаимных деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его коллекций. Музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и для содержательного, интересного и неформального межличностного общения. Оно может быть организовано в форме встречи, клуба, олимпиады, посиделок, либо в какой-то нетрадиционной форме. Встреча - собрание, устраиваемое с целью знакомства и общения с интересными людьми на тему, связанную с профилем музея. Клуб - общественная регламентированная организация, предоставляющая возможность свободного общения с людьми, имеющими одну и ту же направленность интересов, связанных с музеем и его содержанием. Посиделки - театрализованная форма, участники которой собираются в музее для общения, развлечения в сочетании с какой-либо совместной деятельностью прикладного характера (вышивка, плетение кружев, ткачество, лепка и т.д.).

5) Отдых - организация свободного времени в соответствии с желаниями и ожиданиями музейной аудитории, удовлетворение потребности в отдыхе в музейной среде. Большая часть этих форм досуга рассчитана на разновозрастную аудиторию (ярмарка, карнавал, День открытых дверей, музейный праздник, концерт, КВН и т.д.).

Таким образом, удачные формы работы учащихся в музее имеют комплексный характер. Как и направления, формы подвижны, они совершенствуются и развиваются. Они складывались десятилетиями и изменялись с течением времени под влиянием исторических обстоятельств, научных поисков и разработок, запросов социума. Основной принцип любой формы культурно - образовательной деятельности - предоставление посетителям возможности заниматься тем, что их интересует, создание условий для самореализации. При этом важно учитывать психологические особенности различных типов и категорий музейных посетителей. Эффективность этой работы зависит и от взаимодействия музея со школой, интеграции школьной и музейной педагогики.


^ II. Практическая деятельность школьного музея на базе МОУ «Тишанская СОШ Волоконовского района Белгородской области»

Краеведение создает благоприятные условия для гармоничного развития ребенка, обеспечивая ему возможность самопознания, самоопределения, самореализации в таких сферах школьной жизнедеятельности как познавательная, здоровьесберегающая, культурная и досуговая. [5;16]

Центром воспитательной работы по данному направлению в нашей школе является школьный краеведческий музей. Школьный музей-творческое сотрудничество учителей и учеников, он соединяет воедино многие поколения учителей и выпускников разных лет, является многолетним хранителем и продолжателем лучших традиций школьной жизни.

Наш школьный краеведческий музей использует разные формы внеклассной работы, но можно выделить общую тенденцию: стрем­ление к системности в работе, к массовому приобщению учащихся к ис­тории, искусству, к углубленному изучению предметов, интеграции и творческому развитию отдельной личности.

Основные направления деятельности нашего музея:

1) проектная и научно-исследовательская работа с учащимися;

2) научно-методическая работа с педагогическим коллективом;

3) координаторская работа с общественными организациями;

4) организационное проведение общешкольных мероприятий, объ­единяющих усилия учащихся и учителей.

Проектная деятельностьособый вид интеллектуальной деятельности, отличительными особенностями, которого являются: осмысление самостоятельно добытой информации через призму личностного отношения к ней, материализованный результат его обсуждения перед аудиторией.

Метод проектов способствует фор­мированию критического и творческого мышления учащихся, умения работать с информацией, что в полной мере отве­чает основной задаче современной шко­лы — воспитанию социально активной личности, способной к самоутвержде­нию. [8; 34]

Членами кружка «Музейное дело» работающего на базе нашего музея в 2006 году был разработан социальный проект «Историю пишем сами». Он содержит три этапа: Первый – создание путеводителя по селу Тишанка. [6;4]

Цели создания путеводителя:

1. Сбор и систематизация материала об истории нашего села, о природных, археологических памятниках и архитектурных сооружениях Тишанского сельского поселения, о наших знаменитых земляках; познакомить читателей с достопримечательностями Тишанки

2. В процессе работы над путеводителем выявление творчески одаренных детей.

3. Воспитание любви и интереса к родному краю, популяризация знаний по истории нашего села.

Наш путеводитель был отмечен Дипломом за участие в областном конкурсе социальных проектов «Мы белгородцы: думай, действуй, решай!»

Второй этап - создание Тишанского биографического словаря. Цель работы: доказательство того, что история села является историей отдельных личностей.

Задачи: выяснить биографические данные о людях, внесших вклад в развитие села Тишанка и страны в целом, прославивших наше село. В Тишанском биографическом словаре собраны воедино находки и сведения о знаменитых земляках и известных людях, жизнь которых связана с историей нашего села. Ведь они являются примером для нового поколения. В 2008 году проект «Историю пишем сами» был признан лучшим в конкурсе социальных проектов «Молодежь Белгородчины: сфера ответственности -31 регион» в номинации «Проекты, направленные на охрану и реставрацию памятников истории и культуры» [4;1]

Третий этап – создание книги о селе Тишанка. В ней будут собраны и систематизированы материалы о социально-экономическом, политическом и культурном развитии нашего села.

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность уча­щихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Эта деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследова­ния в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвя­щенной данной проблематике, подбор методик исследования и прак­тическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Учащиеся школы занимаются исследовательской работой по плану областной программы «Отечество». По музейным материалам были написаны исследовательские работы по культурно-духовному развитию села: «Святочный фольклор села Тишанка», «Роль Свято-Никольского храма в жизни села Тишанка», «Храмы Волоконовского района», «Проблемы родного края в творчестве Е.П.Решетняк», «Градовские и их имение», по военно-патриотической тематике «Д.Д. Градовский - участник Отечественной войны 1812 года», «Великий полководец», «Наш земляк - участник Курской битвы»», «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой..».

Научно-методическая функция музея тесно связана с поисковой и исследовательской и объединяет педколлектив и учащихся в едином деле. На семинарах, заседаниях методического объединения классных руководите­лей, педсоветах педколлектива, под руководством зам. директора по ВР происходит обсуждение плана краеведческой работы, её перспектив, определяются цели и задачи общешкольных краеведческих мероприятий.

Экспозиция нашего музея включает 492 экспоната основного фонда и 204 вспомогательного. Музейные фонды широко используются в учебно- методической и воспитательной работе школы:

- при написании школьных сочинений на темы: «Описание па­мятника», «Мне рассказали о войне», «Каска, пробитая пулей», «Судьба семьи в судьбе страны», «Навечно в памяти народа», «Детство, опаленное войной», «Из семейного архива».

- при подготовке уроков мужества, уроков истории при изучении тем о войне, гото­вятся сообщения по материалам музея о выпускниках, погибших в годы войны.

- при организации воспитательных классных часов, встреч с ветеранами, торжественных линеек памяти, посвященных уча­стникам войны. Посредством музея создаётся обратная связь между учеником и учи­телем, классом и классным руководителем, музей помогает учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов, разрабатывает тематические экскурсии по стендам музея. Интегриро­ванные уроки с элементами краеведения, тематические экскурсии, расширяют кругозор учащихся, развивают у них познавательный интерес.

Музей тесно сотрудничает с учреждениями, находящимися рядом со школой: администрацией Тишанского сельского округа, Земским собранием, сельским Домом культуры, библиотекой, Советом ветеранов разработаны совместные планы работы, проводятся общие мероприятия, встречи, вечера, беседы. В совет музея входят ветераны Великой Отечественной войны и труда, члены Земского собрания.

Традицией стало проведение в музее уроков мужества «По волнам памяти», «Подвигу народа жить в веках», «Солдат войны не выбирает» с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда. Вот уже много лет 15 февраля проводится встреча членов кружка «Музейное

дело» с участниками чеченской и афганской войн «Живая память».[9;2] Регулярно происходят встречи со «старожилами» села, членами Совета ветеранов, членами Земского собрания по вопросу изучения истории края «Невыдуманные истории о…». Результатом совместной работы стало создание «Летописи села Тишанка», «Летописи Тишанской СОШ». Летопись села Тишанка, в написание которой наш кружок внес большой вклад, заняла третье место в областном конкурсе. Экскурсоводами музея проводятся экскурсии для учащихся не только нашей школы, но и учащихся других школ Волоконовского района, членов Земского собрания, жителей и гостей села.

Гордостью нашего музея является наша «Русская горница». В нашей Горнице тихо, тепло уютно, как в добром гостеприимном доме, здесь царит свежевыбеленная красавица печь, даже пахнет здесь не по музейному, а по-домашнему. Она щедро дарит тем, кто в нее входит с распахнутым сердцем тепло домашнего очага. Именно в Горнице происходят встречи с народными умельцами нашего села, которые рассказывают детям о традиционных ремеслах нашего края: вышивке, ткачестве, кружевоплетении. В свою очередь дети устраивают выставки творческих работ по вышивке и декоративно-прикладному искусству. На базе нашей школы работает кружок «Художественная вышивка», поэтому экспонаты выставок поражают посетителей тщательно продуманной экспозицией, мастерством вышивки, цветовыми гамами.

Свои художественные способности дети проявляют в конкурсах на лучший рисунок «Мой край родной», «Предметы старины», «Война глазами детей». Традицией стало проведение на базе школьного краеведческого музея таких мероприятий, как Святочные посиделки, фольклорный праздник «Живая душа народа», проводы зимы, Троица. Народная культура изучается детьми во вполне доступных формах. Используются игры, песни, сказки, загадки, пословицы, поговорки, обычаи. Дети изучают, как в старину отмечали народные праздники. Все действия праздника инсценируются, чтобы показать, как происходило по обычаю, традиции.

Подготовка и проведение этих мероприятия позволяет приобщить детей к активному познанию традиций родного края, развивать художественно-эстетические способности.

Музей способствует формированию целостного восприятия народного искусства, как части культуры русского народа, чувства патриотизма, нравственной культуры.

Итоги краеведческой работы воплощаются в традиционных обще­школьных мероприятиях. Музей организует и контролирует подготовку и празднование юбилеев школы и музея, встреч с выпускниками, с ветеранами войны.

Таким образом, музей воспитывает у учащихся уважение к прошлому не только своей школы, но и Родины, так как судьба России, как в капле воды, отражается в истории школы. Связывая в ходе поисковой работы разные поколения, музей пробуждает в подростках чувство милосердия к стар­шим, ветеранам войны и труда. Музей формирует в юном гражданине чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире, стремление принять посильное участие в важных событиях, происхо­дящих в России.

Заключение

Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно-патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Краеведческий музей — одно из самых действенных орудий воспитания патриотизма, любви к родной земле. Это источник познания природы, истории, культуры родного края. Использование местных краеведческих материалов воспитывает у школьников гражданские чувства — любовь к своей Родине, к её природе, гордость за трудовые и ратные подвиги земляков.

Музей является неотъемлемой частью общешкольного организма, его экспозиции и фонды можно широко использовать в учебно-воспитательном процессе.

Эффективность использования школьного музея в учебно-воспитательном процессе во многом определяется многообразием форм и методов классной и внеклассной работы, включением музейных материалов в учебный процесс.

Основными направлениями деятельности музейных педагогов на современном этапе могут рассматриваться:

1) Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.

2) Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.

3) Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.

4) Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы наиболее эффективно.

5) Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением различных партнеров.

Привлечение учащихся к музейной деятельности - одна из актуальных и наиболее сложных задач. Дифференцированный подход к детской аудитории требует знания психологии ребенка. Именно поэтому значительные результаты в работе с детьми достигаются тогда, когда обеспечено содружество музейного работника, педагога, психолога.


Используемые источники:

  1. Алексеева Е.В. Музей в школе: практикум.-НП «СТОиК», М., 2006-231с.

  2. Ванюшкина А.Педагогика музейной деятельности. - Режим доступа: http://art.1september.ru/articlef

  3. Исаев И.Ф. Тарасова С.И. Региональный музей и школа: формы совместной деятельности.-Белгород, 2006-188 с.

  4. Мельникова Е. Сфера ответственности: 31-й регион // Белгородские известия, 5 июня 2008

  5. Музейная педагогика в образовательном пространстве школы: региональный опыт, проблемы, перспективы/ БелГУ, БелРИПКППС,

г. Белгород 5 декабря 2008 г., отв.ред. Т.М. Стручаева, Н.С.Сердюкова.-Белгород: Издательство БелРИПКППС, 2008 -267 с.

  1. Петрова Н. Вы все найдете в путеводителе // Красный Октябрь, 23 декабря 2006

  2. Питинова Т.Г. Школьный краеведческий музей: Учебно-методическое пособие.-Белгород, 2008-125 с.

  3. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника // Сельская школа, 2004, №2

  4. Решетняк Г.И. Месячник военно-патриотической работы // Красный Октябрь, 12 марта 2008

  5. Юренева, Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы/ Т.Ю. Юренева. – М.: Академический проект, 2004 -253 с.

  6. Яхно Ю.Б. Школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства. - Режим доступа: http://www.muzeisch866.edusite.ru/



1.        Кузнецова С.А. Воспитание эстетического восприятия школьников. Сб. научных статей. Выпуск 1 СГПИ, 1996.

2.        Белякова Л.М. Музейная педагогика: новый взгляд на образование.

3.        Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. Сб. творческой лаборатории. Музейная педагогика. Кафедра музейного дела. М. 1997.

4.        Гогиберидзе Г.М., Чесняк Г.М. Формирование музейной педагогики. Преподавание истории в школе. №8. 2007.

5. Косова И.М., Медведева Е.Б. Отечественное музейное дело в русле международных тенденций. Музей для всех. М.2003.

6.        Пузиков А.В. Школьные музеи. Сб. научных статей. Выпуск 1. Изд. СГПИ. 1996.

7.        Провоторова М.В. Краеведение сегодня. Проблемы взаимодействия музея и школы. Музейная педагогика. МСНТ. 1996. Выпуск 4.

8.        Морозова И.А. Музейная педагогика в Сети. Преподавание истории в школе. №8. 2007.


Юхневич М.Ю. Школьный музей: конкурент или союзник. Музей и его партнеры.

Васичева Э.В., Иванова Л.М., Соколова Т.А. Музейная педагогика в образовательном пространстве школы. Научно-методический журнал. Школа. №7.

Ванслова Е.Г. Роль семьи в реализации программы «Музей и культура». Музей для всех. 2003.

Калинина Л.Л. Музей и школа. Педагогика сотрудничества. Музейная педагогика. Сб. научных статей. Выпуск 1. Изд. СГПИ. 1996.





Скачать 216,35 Kb.
оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер216,35 Kb.
ТипРеферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх