А. В. Гневышев Аспирант кгу им. Н. А некрасова icon

А. В. Гневышев Аспирант кгу им. Н. А некрасова


Смотрите также:
Международная научная конференция «Регионы в условиях неустойчивого развития»...
Тема: «Жизненный и творческий путь Н. А. Некрасова.»...
Тема: «Любовная лирика Н. А. Некрасова» (Две любви Н. А. Некрасова)...
Индивидуальное задание стихотворения наизусть. Цели и задачи...
Презентация, иллюстрации учащихся к произведениям Некрасова, выставка книг Н. А. Некрасова...
Ноосферно-социалистический прорыв или...
Книга представляет собой избранные работы автора, отражающие логику битвы духовных...
Правила приёма в кгу в 2011 году  ...
Кинематограф в контексте времени Видеотека яоунб им. Н. А. Некрасова...
Курский государственный университет. Научная библиотека кгу. Земля наш общий дом...
-
Урок литературы в 5 классе Раздумья Некрасова о судьбе народа в стихотворении «На Волге»...



Загрузка...
скачать

IV Научная конференция памяти В.И. Смирнова, Кострома-Галич, 19-20 ноября 2009 г.





А.В.Гневышев

Аспирант КГУ им. Н.А Некрасова

г.Чухлома


Становление архитектурного ансамбля Авраамиево-Городецкого монастыря Костромской епархии в XIV – XVIII вв.


В зависимости от типа монастыря и от его материального достатка, застройка монастырей была различной. Полно­стью архитектурный облик монастыря складывался далеко не сразу. Однако в целом монастыри Московской Руси вы­работали единый идеал, уподобленный иконописному образу Небесного Града. При этом архитектурный облик каждого русского монастыря отличался своей неповторимостью. Каждый монастырь и каждый храм обла­дал особенной красотой: один блистал торжественным благо­лепием и силой, другой создавал впечатление тихого душевного пристанища. Облик монастыря мог формировать­ся в течение нескольких столетий, однако монастырское строительство было подчинено сохранявшимся в веках зада­чам существования монастыря и его символическому значе­нию. Поскольку средневековый русский монастырь выпол­нял несколько функций, то в состав его архитектурного ансамбля входили постройки разнообразного назначения: храмы, жилые и хозяйственные помещения, оборонительные сооружения. Обычно уже в начале сложения монастыря он огоражи­вался стеной. Деревянная, а потом — каменная ограда, отде­лявшая монастырь от мира, делала его похожим на особен­ный город или духовную крепость. Место, где располагался монастырь, выбиралось не случайно. В учет принимались со­ображения безопасности, поэтому традиционно монастырь строился на холме при устье ручья, впадающего в речку, ли­бо в месте слияния двух рек, на островах или берегах озера. До самой середины XVII века, а в некоторых регионах и зна­чительно дольше русские монастыри играли важную военно-оборонительную роль.

Становление и изменение архитектурного ансамбля Авраамиево-Городецкого монастыря в историографии рассмотрено подробно. Однако большинство работ очень кратки и сообщают только о наименовании храмов (реже построек) и времени их постройки (в большинстве случае приблизительно).

Появление первых построек в обители преподобного Авраамия связано с деятельностью самого святого, когда, прибыв к Чухломскому озеру «в подгори, близ самых вод, построил для молитвы деревянную часовню»1. Эта часовня с небольшими изменениями и перестройками сохранилась до начала XX века2 и в начале 1929 года крестьянка Крылова обратилась в Чухломской уисполком «с просьбой продать ей на по­стройку стоящую на берегу озера часовню»3. Уисполком учтя «бедность» Крыловой, «передал ей часовню бесплатно»4. В современный период (1993 год) часовня была восстановлена5 по дореволюционным фотографиям6.

Ещё при жизни Авраамия воздвигается первый монастырский храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы с трапезой. По житию преподобный сам построил первую церковь «наносив из под горы земли для насыпи»7. Данный храм был построен в 1371 году8, остаётся тайной его внешний вид. Каких либо описаний говорящих об этом не сохранилось.

Так же ещё при жизни первого настоятеля Авраамиево-Городецкого монастыря появляется ещё одна постройка, а именно также часовня - «… отошёл от монастыря на разстояние одного поприща, перенёс туда из под горы прежнюю свою часовню…»9. Вероятно, Авраамием была разобрана первая часовня и перенесена на новое место. В дальнейшем старая часовня была восстановлена, а вторая заменена на каменную. В 1868 году часовни описывались так: «…Часовен, принадлежащих сему монастырю, две; из них одна каменная, а другая деревянная. Первая находится при тракте из г. Чухломы в г. Солигалич, в 1 версте от монастыря; в ней, по преданию, скончался преподобный Авраамий; деревянная часовня построена под горою, на которой расположен Чухломский монастырь, при самом озере, на том месте, где, по преданию преподобный отец Авраамий подвизался долгое время…»10. Как выглядели представленные владения при святом нельзя, поскольку каких либо описаний их внешнего облика не сохранилось.

Все дальнейшие изменения архитектурного ансамбля монастыря происходили уже после смерти преподобного Авраамия. XVXVI века по документам и печати не отмечены как повлиявшие на облик монастыря. Конечно, в обители были построены какие-то постройки. Скорее всего, это были хозяйственные строения, а также братские кельи поскольку «…Число братии ещё при жизни Преподобнаго простиралось до 100 человек…»11. Обитель в то время вполне могла себе позволить возводить различные постройки, так как вскоре после своего образования она начала получать вотчины и угодья, была освобождена от пошлин и подсудности вместе со всеми крестьянами, которые ей принадлежали.

Первые, после времени жизни преподобного Авраамия, зафиксированные архитектурные изменения относятся к XVII веку. В 1608 году12 в монастыре начата постройка каменной Соборной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы13. Строительство церкви продолжалось очень долго, и окончательно закончено было 8 сентября 1831 года, а в следующем году было совершено освящение – первого каменного храма во всей северной части костромского края14. Описание данной церкви относящего именно к времени её постройки не сохранилось, поэтому трудно представить, как выглядел данный храм сразу после постройки15.

К 30-ым годам XVII века был уже одним из крупнейших в костромском крае. По сохранившемуся описанию16 видно что «…в Чухломском окологороде, на городке, монастырь Покрова Пречистыя Богородицы и Преподобнаго Авраамия Городецкаго чудотворца, на озере на Чухломском; а на монастыре церковь каменная, Покров Пречистыя Богородицы, да в пределе Илья Пророк, да церковь Рождество Христово древяна, да на монастыре ж келья игуменская, келья келарная, келья казённая, пять келий братских, келья хлебная, келья гостиная; да под монастырём двор конюшенный, двор коровий…»17. Из представленного описания видно насколько сильно изменился монастырь со времени настоятельства в нём Святого Авраамия. Когда были произведены все эти изменения неизвестно, но можно предположить что все эти постройки были сделаны в XVXVI веках, так как мало вероятно, что обитель, несмотря на хорошее финансовое состояние, вела сразу несколько строительных операций18, а братские кельи, вероятно, были построены ещё при преподобном Авраамии.

XVII век отметился в истории Авраамиева монастыря строительным бумом. Вскоре после освящения каменного Покровского собора в обители был построен второй каменный храм Николая Чудотворца с при­делом Параскевы Пятницы. Первое упоминание о нём имеется в 1650 году19, когда она названа «…новая церковь, что на святых воротах, каменная церковь…»20. Описания этой монастырской постройки относящейся к времени сооружения также не сохранилось.

Как уже ранее упоминалось, в обители преподобного Авраамия находилась ещё и «деревянная» церковь Рождества Христова. С данной монастырской постройкой, после анализа историографии, возникает больше всего вопросов. Впервые она упоминается в промежутке времени от 1627 до 1635 года, и говорится, что она деревянная21. Прилуцкий Д.Ф. единственный кто сообщает данную информацию (описание 1627 – 1635 гг.), в дальнейшем сам себе противоречит и в конце 50-х гг. XIX века он о ней говорит уже как каменной22. В другом исследовании (Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 6: Чухлома. Чухломской район. Кострома 2004 год) данная церковь с момента её постройки до момента её разборки в XIX веке всегда была деревянной. Архимандрит Никандр (Анпилогов) в своём исследовании говоря об этом храме, не уточняет, из чего он был сделан. В другом исследовании («Чухломский Авраамиев Городецкий монастырь». Кострома, 1859 г. С.7), говорится о храме как о каменном. Таким образом, в историографии существует два мнения: 1). Храм Рождества Христова был деревянным; 2). Храм Рождества Христова был каменным. По источнику середины XIX века достоверно известно, что данное монастырское строение было каменным23. На основании всех данных можно сделать вывод, что в монастыре преподобного Авраамия существовала древняя деревянная церковь Рождества Христова, построенная в XVXVI веках, она просуществовала до 30-х годов XVII века, а затем после окончания строительства Покровского собора была перестроена из деревянной в каменную24. Что представлял из себя древний Рождественский храм неизвестно, в источнике он описывался как «…церковь Рождество Христово древяна…»25. Описания нового каменного храма относящегося к времени его построения также не найдено.

К концу XVII века Авраамиево-Городецкий монастырь становится главным украшением Чухломского края и представляет собой один из лучших архитектурных ансамблей северо-запада Костромской земли, состоящим из трёх каменных храмов и множества других построек.

С наступлением XVIII века для обители наступают тяжёлые времена. В 1701 году по указу из монастырского приказа из монастыря был взят один из колоколов в Москву на пушечный двор. К этому же году относится и первое описание архитектурного ансамбля окончательно оформившегося в конце XVII века.

В начале XVIII века «…в Авраамиеве Городецком монастыре соборная церковь во имя Покрова Пр. Б. каменная о 5 главах, средняя глава обита белым немецким желзом, а 4 главы окожучены лемехами древянными, кресты спаяны белым немецким железом, в церкви престол каменной, на престоле евангелие и 2 креста, один крест в крестохранительнице вкруг окладе сребряной резной с финифтью разной, на окладе образ Распятие Господне сребрянное литое вызолочено, вкруг того креста обнизано жемчугом, на кресте 9 камней 3 красных, 2 зелёных, один лазоревой, 3 белых, данье князь Ивана Ивановича Шуйскаго, на жертвеннике сосуды сребрянные 1 ¾ ф. звезда медная, копие железное, царские двери новыя, сень и столпцы писаны на золоте разными красками, по правую страну царских дверей местные образа: Господа Вседержителя, Покрова Пр. Б., Неопалимыя Купины, 3 иконы в одном новом киоте деревянном, пред местныме образами 8 лампад медных, Пр. Б. Казанския в киоте, по левую сторону цар. Дверей: Пр. Б. Казанския и Всем Скорбящим Радосте в одном киоте, на северной двери образ арх. Стефана, по правую сторону северных дверей: Николая чуд. Явленнаго в киоте, над царскими дверями 4 пояса, пред образом Спасителя паникадило медное, на нём 12 подсвещников, на правой и левой стороне 2 паникадила небольших, подле тех деисусных образов на завороте у стены на дву сторонах по 6 образов деисусных же зело ветхи. У соборной церкви прикладень придел во имя св. прор. Илии каменной об одной главе шатровой, глава и крест оибты белым немецким железом, в приделе престол каменной, на жертвеннике сосуды сребрянные, в них весу 3 ф., двери царския, сень и столпцы на слуди резные крыты сусальным золотом, по правую сторону царских дверей местные образа: Преображение Господне, прор. Итии, над гробом чуд. Авраамия образ Живон. Троицы, на гробе препод. Авраамия одежда бархат черной, на гробе же на цке деревянной образ Пр. Б. Феодоровския, на гробе же преподобнаго плащаница, на ней шит образ пр. Авраамия, в средине образ Пр. Б., по краям вкруг той плащаницы вышит тропарь и кондак золотом и серебром и разными шелками, над гробом же образ преп. Авраамия, с житием, против гроба образа преп. Сергия Радонежскаго и Авраамия чуд. На одной цке, Знамение Пр. Б., арх. Михаила и Гавриила, пр. Зосимы и Савватия на 5 цках, пред гробом лампада медная на железной подставке, над гробом киот древянная, круглая большая писана разными красками, у гроба решетка деревянная писана разными красками, меж царских и северных дверей местный образ Одигитрия Пр. Б. над царскими дверьми 4 пояса, пред Спасителем паникадило о 2 ярусах; у соборной церкви и придела прикладена паперть каменная.

В том же монастыре другая церковь теплая во имя Рождества Христова с приделом пр. Авраамия чудотворца и с трапезою и с подкеларскою каменныя, церковь о 3 главах шатровыя, глава и кресты обиты белым немецким железом.

На св. вратах церковь во имя Николая чуд. с двема приделы св. Дмитрия Прилуцкаго и св. муч. Параскевы нареченныя Пятницы, у церкви и у приделов паперть и сход каменные, на ней 4 главы и 4 креста опаяны белым немец. железом.

У соборной церкви над папертью колокольня каменная шатровая об одной главе, на той колокольне 6 колоколов, а по указу в. г. из монастырскаго приказа тех колоколов весить не велено…»26.

Как видно из представленного описания в начале XVIII века в монастыре было три каменных храма. Наибольший интерес представляет опись внутреннего убранства Покровского – как первого строения в монастыре. Можно предположить, что данную опись вполне можно отнести и к периоду завершения строения Покровского собора, вероятно именно так выглядел этот храм в 1632 году.

Опись монастырских строений показывает нам также и то, что в обители имелась колокольня как составная часть соборной церкви. К сожалению неизвестно когда она была построена. Вероятно, являясь составной частью Покровского собора, она была построена одновременно с ним, т.е. в период с 1608 (1607) по 1631 года.

Данное описание единственное (по данному периоду) которое показывает краткое описание церкви Рождества Христова, а именно «…церковь теплая…с трапезою и с подкеларскою каменныя, церковь о 3 главах шатровыя…»27. Этот собор можно отнести к редкому типу трехшатровых храмов. А.А. Тиц в своём исследовании называет данную церковь «уникальным памятником»28 русской архитектуры, и считает что прототипом для зодчих при строительстве (перестройке) нового храма послужила монастырская церковь Иоанна Предтечи в городе Казани. Он также насчитывает, что по всей тогдашней России было всего три подобных памятника архитектуры, а именно – в Казани, Угличе и Чухломе29.

Дальнейшее изменение архитектурного ансамбля и внутреннего убранства проследить сложно, так как следующее описание монастыря относится только к 1765 году, когда монастырь после реформы 1764 года был оставлен за штатами и находился на собственном содержании. Таким образом, период в истории изменения архитектурного ансамбля монастыря с 1701 по 1765 года остаётся загадкой. Постараемся проследить возможные архитектурные изменения с помощью описания обители преподобного Авраамия составленного в 1765 году. «1765 г. марта дня. Покрова Пр. Бог. Авраамиев монастырь, что у Чухломскаго озера. … В том монастыре каменных церквей: 1) соборная церковь, в ней один престол во имя Покрова Пр. Б., при ней придел по левую сторону с трапезою во имя прор. Илии, под трапезой погреб каменной, а над трапезою колокольня; 2) церковь с трапезою, в ней два престола: первой по правую сторону Рождества Хр., второй преп. о. Авраамия, пад тою церковью хлебня, да келарня для хлеба, да козначейской полаты, к той церкви паперть деревянная ветхая на левой стороне; 3) пад св. воротами, в ней два престола с трапезою: первой по правую страну Николая чуд., второй по левую страну в. муч. Парасковии, под трапезою сторожка.

Около монастыря вкруг каменная ограда 250 саж., в ширину на 2 саж., в том числе недоделано и непокрыто той ограды на 90 саж., в том числе 2 башен.

За оградою под горою часовня деревянная…»30.

Из представленного описания видно, что архитектурный ансамбль монастыря в период с 1701 по 1765 года не изменяется. Единственное изменение заключается в постройке каменной ограды, точнее в том, что в данный период в обители строится каменная стена. К сожалению, не в одном из источников нет даты начала данного строительства31, однако Прилуцкий Д.Ф. об окончании строительства сообщает, что в 1766 году «… поряжен был каменщик достроить её (авт. – стену) и две башни и плотник покрыть последния и срубить третию, осмериком под тес…»32 и уже в 1768 году33 «…значится…ограда каменная, с двух сторон покрытая тесом, а с двух кирпичём. Ворот в ограде двои, - одне святыя на западной стороне под Николаевскою церковию, а другия с северовосточной от большой Солигаличской дороги; на южной же стороне имеется калитка…»34.

В дальнейшем (1766(7) – 1800 гг.) по документам не прослеживается, каких либо изменений в архитектурном ансамбле Авраамиево-Городецкого монастыря35.

Таким образом, к 1766(7) году заканчивается процесс складывания ансамбля Городецкого монастыря. В XIX век обитель вступает, представляя собой, множество деревянных и каменных построек и строений, главными из которых являлись: Соборная, холодная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы (построена в 1608(7) – 1631 гг.); Тёплый храм во имя Рождества Христова (построен в XV - XVI вв., перестроена в 50-х гг. XVII века) и Трёхэтажный храм во имя Николая Чудотворца (впервые упоминается под 1650 годом), ограждённой каменной оградой (построена в 1764 – 1766(7) гг.).

1 Прилуцкий Д.Ф. Историческое описание Городецкаго Авраамиева монастыря. СПб., 1861 г. С.2

2 КЕВ 1908 г. №14 С.380

3 Из монастыря – в клуб // Северная правда. 24.02.1929

4 Там же.

5 Архимандрит Никандр (Анпилогов). Светильник северной Фиваиды. Кострома – Москва, 2004 г. С.76

6 Фотографии хранятся в фондах ЧКМ. Большинство (в том числе и данная) фотографий без инвентарного номера.

7 Прилуцкий Д.Ф. Историческое описание Городецкаго Авраамиева монастыря. СПб., 1861 г. С.2

8 Чухломский Авраамиев Городецкий монастырь. Кострома, 1859 г. С.6

9 Там же.

10 Самарянов В.А. Памятная книга для Костромской епархии. Кострома 1868 г., С. 116.

11 Прилуцкий Д.Ф. Историческое описание Городецкаго Авраамиева монастыря. СПб., 1861 г. С.2

12 Первым эту дату называет Прилуцкий Д.Ф., а в след за ним и другие исследователи – Самарянов В.А.; Галкин В.И., Зонтиков Н.А.; архимандрит Никандр (Анпилогов); А.А. Тиц и др.

13 Лукомский Г.К. в своём труде «Старинные церкви Костромской губернии» а также в труде «Чухломский Авраамиев Городецкий монастырь». Кострома, 1859 г. С.6, пишут, что строительство церкви Покрова началось в 1607 году, а вслед за ним данная информация содержится и в издании – Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 6: Чухлома. Чухломской район (издано в 2004 году).

14 Прилуцкий Д.Ф. Историческое описание Городецкаго Авраамиева монастыря. СПб., 1861 г. С.9

15 Внешний облик храма, вероятно, был неизменным, а вот внутреннее убранство изменялось.

16 Данное описание содержалось в Галичских писцовых книгах письма и меры князя Никифора Мещерского, Никиты Беклемишева и подьячего Феоктиста Тихомирова составлявшегося с 1627 по 1635 года (Прилуцкий Д.Ф. Историческое описание Городецкаго Авраамиева монастыря. СПб., 1861 г. С.13).

17 Прилуцкий Д.Ф. Историческое описание Городецкаго Авраамиева монастыря. СПб., 1861 г. С.13

18 В издании Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 6: Чухлома. Чухломской район (изданном в 2004 году) говорится, что деревянная Рождественская церковь была построена вскоре после освящения Покровского собора, однако этот факт мало подтвердим т.к. описание по которому он уже есть составлялось с 1627 по 1635 года, т.е. во время когда строился Покровский собор. Мало вероятно что монастырь, только построив одну церковь, и возможно не полностью её украсив, начинает строить другую. Наше предположение можно подтвердить ещё и тем фактом, что когда начиналось строительство покровского собора, мало вероятно, что он был построен на другом месте, нежели был отстроен самый первый храм Покрова, возведённый ещё при преподобном Авраамии (это воспринялось как неуважение к святому и его деятельности). Таким образом, для постройки нового каменного храма был разобран старый и тогда получается, что монастырь остался без церкви, где бы велись службы, что невозможно. Видимо Рождественский храм был возведён раньше, чем покровский храм. Во время же постройки первой каменной церкви службы были перенесены в рождественский храм. Наше предположение можно также подтвердить и тем фактом, что нелогично смотрится строительство каменного собора, затем деревянной и снова каменной (Никольская надвратная церковь, см. далее по тексту) церкви в промежуток времени менее 20 лет.

19 Этот год сообщает в своём труде Прилуцкий Д.Ф., однако, в писцовых книгах писца Романа Киреева от 161 года (1652 год) говорилось, что в монастыре имелось только две церкви: Покровская и Рождественская (Галичская десятина – КЕВ 1892 №19-20 С.114)

20 Прилуцкий Д.Ф. Историческое описание Городецкаго Авраамиева монастыря. СПб., 1861 г. С.14

21 Прилуцкий Д.Ф. Историческое описание Городецкаго Авраамиева монастыря. СПб., 1861 г. С.13

22 Там же. С.20-21

23 ГАКО.-Ф.715.-Оп.1.-Д.15.-Л.25

24 Наиболее вероятным кажется перестройка храма во второй половине XVII века.

25 Прилуцкий Д.Ф. Историческое описание Городецкаго Авраамиева монастыря. СПб., 1861 г. С.13

26 Материалы по истории Костромской епархии. Галичская де­сятина. Вып. 1. Кострома, 1895. С. 111 — 112.

27 Материалы по истории Костромской епархии. Галичская де­сятина. Вып. 1. Кострома, 1895. С. 112.

28 Тиц А.А. На земле древнего Галича (Галич, Чухлома, Солигалич). М. – 1971 г., С. 68.

29 Там же. С.68-69.

30 Материалы по истории Костромской епархии. Галичская де­сятина. Вып. 1. Кострома, 1895. С. 117.

31 А.А. Тиц в своём исследовании говорит что монастырская ограда начата строительством в 1764 году. При этом информации о первоисточнике он не сообщает (Тиц А.А. На земле древнего Галича (Галич, Чухлома, Солигалич). М. – 1971 г., С. 70).

32 Прилуцкий Д.Ф. Историческое описание Городецкаго Авраамиева монастыря. СПб., 1861 г. С.23

33 Вероятнее всего монастырская ограда была построена в 1764 – 1766 (возможно 1767) годах.

34 Прилуцкий Д.Ф. Историческое описание Городецкаго Авраамиева монастыря. СПб., 1861 г. С.23

35 В этот период, какие либо изменения маловероятны, т.к. монастырь в 1764 году выведенный за штат стал быстро приходить в упадок. В 1768 году большая часть монастырских зданий значилась с многими ветхостями, которые исправить не было возможности, за недостатком денег (Прилуцкий Д.Ф. Историческое описание Городецкаго Авраамиева монастыря. СПб., 1861 г. С.16).







Скачать 148,79 Kb.
оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер148,79 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх