Закон n 73-фз \"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации\" icon

Закон n 73-фз "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"


Смотрите также:
Закон от 25 июня 2002 г...
Закон от 25 июня 2002 г...
Законодательство РФ об охране археологического наследия...
Л. С. Вашуриной Мониторинг нормативных документов...
Об утверждении целевой комплексной программы...
«О реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных...
Статья Статья 33 раскрывает содержание этого понятия, отмечая...
О внесении изменений в городскую целевую программу «Сохранение памятников деревянного зодчества...
Особенности организации автоматизированного документооборота государственных органов охраны...
Комитет по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области создан на...
План основных мероприятий Министерства культуры Республики Бурятия на 2012 г. Раздел...
**/ В настоящее время начата работа по апробированию опыта Реестра на первичных документах и...



Загрузка...
скачать
Воссоздание храмов России – памятников истории и культуры


Федеральный закон N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в ст. 3 говорит о том, что к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, в т.ч. религиозного назначения, относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, эстетики, социальной культуры и являющиеся источниками информации о развитии культуры.

Объекты культурного наследия религиозного назначения в соответствии с указанным законом подразделяются на следующие виды:

памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (церкви, колокольни, часовни и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки *;

ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений: храмовые комплексы, монастыри, подворья, некрополи;

достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе фрагменты градостроительной планировки и застройки; места совершения религиозных обрядов.


*Многие из зданий и сооружений находятся в таком разрушенном состоянии, что их трудно назвать памятниками истории и культуры. Возникает вопрос, относятся ли разрушенные здания к памятникам культуры и какой процент разрушения необходим для того, чтобы констатировать их полное физическое уничтожение. Представляется, что этот вопрос должен быть решен в законодательстве более четко.


В соответствии со ст. 47 Федерального закона  воссоздание утраченного объекта культурного наследия осуществляется посредством его реставрации в исключительных случаях при особой исторической, архитектурной, научной, художественной, градостроительной, эстетической или иной значимости указанного объекта и при наличии достаточных научных данных, необходимых для его воссоздания.

Решение о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств федерального бюджета принимается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия, основанному на заключении историко-культурной экспертизы и согласованному с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, определенным законом данного субъекта Российской Федерации, с учетом общественного мнения, а также в случае воссоздания памятника или ансамбля религиозного назначения с учетом мнения религиозных организаций.

Согласно Словарю русских синонимов и сходных по смыслу выражений (под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999) под термином воссоздание понимается: воспроизведение, повторение, восстановление, возрождение, реставрация, обновление.

В то же время реставра́ция (лат. restavratio - восстановление) - это процесс восстановления, возвращения первоначального облика произведениям архитектуры.

К началу 70-х годов XX века ЮНЕСКО приняла международную Конвенцию об охране Всемирного культурного и природного наследия, которая была ратифицирована СССР в 1988 г. В основу Венецианской хартии, которыми необходимо руководствоваться при реставрации памятников, были заложенные следующие исходные положения:

основной целью реставрации является тщательное укрепление подлинных древних частей памятника;

для достижения цели реставрации проводится по возможности наименьший объем работ (все вновь добавленные элементы должны быть выделены, все пристройки выполняются в современном стиле);

современные приемы реставрации допускают использование для укрепления памятника всех новейших достижений строительной техники и различных физико-химических методов;

для реставрации могут применяться различные материалы, но внешне они должны приближаться к материалам, из которых был сооружен памятник, хотя подделка под подлинный материал не допускается;

разборка подлинных частей памятника, как правило, исключается, так как современная техника реставрации позволяет укреплять поврежденную кладку без ее нарушения;

реставрационным работам предшествует тщательное и всестороннее исследование памятника: натурные (архитектурное и инженерное) и историко-архивные изыскания.

Реставрация имеет своей целью (о чем записано в ст. 9 Венецианской хартии): «… сохранение и выявление эстетических и исторических ценностей памятника. Она основывается на уважении подлинности материала и достоверности документов. Реставрация прекращается там, где начинается гипотеза, что же касается предположительного восстановления, то любая работа по дополнению, сочетанная необходимой по эстетическим или техническим причинам должна зависеть от архитектурной композиции и нести на себе печать современности».

В развитие «Международной Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия» был разработан «тест на подлинность» памятника, основу которого составляют четыре основные параметра - подлинность «материала» («субстанции»), подлинность «мастерства» исполнения, подлинность первоначального «замысла» (то есть подлинность «формы»), и подлинность «окружения».

Другим документом, в котором были закреплены основные позиции научной реставрации в строгих рамках подлинности, является специальная международная декларация «Нарский документ о подлинности», в котором говорится следующее: «…подлинность выступает в качестве наиболее существенного, определяющего фактора наследия и связанных с ним ценностей. Понимание значения подлинности играет фундаментальную роль во всех научных исследованиях по проблемам культурного наследия…».

Реставрация, подобно любому другому виду человеческой деятельности, не является неизменной системой принципов и методов, но имеет свое историческое развитие и зависит от того, во имя чего сохраняется и реставрируется памятник. Исходя из того, что памятник неотделим от исторической эпохи, в процессе которой он создавался, ценностная функция реставрации заключается в сохранении памятника как произведения искусства, так и свидетельства истории.

В реставрационной науке существует принцип стилистической реставрации, при котором памятник «рассматривается по состоянию на определенный период времени, и ему возвращаются те формы, которые, с точки зрения архитектора или реставратора, считаются наиболее ценными». По мнению ряда авторов, стилистическая реставрация возможна, но только в том случае, если речь идет о рядовых объектах, не имеющих особой исторической или художественной значимости, но сохранение которых необходимо для ценности самой истории. При стилистической реставрации восстанавливается общее архитектурное решение, а утраченные элементы и детали разрабатываются авторами реставрации в соответствии с художественными и композиционными приемами архитектурного стиля эпохи.

Принцип стилистической реставрации долгие годы определял развитие реставрационного дела в России и Советском Союзе. Отчасти это была вынужденная мера, связанная с необходимостью воссоздания архитектурных памятников и дворцов, разрушенных в годы Великой Отечественной войны. В постиндустриальном обществе реставрация считается вынужденной мерой, когда исчерпаны все возможности консервации памятника архитектуры. Утрата объекта культурного наследия должна быть признана необратимой потерей, которую не могут возместить проекты воссоздания, даже самого детального и научного.

Специалисты отмечают: «Романтика воссоздания привела к стилистической реставрации, характерной для XIX века, уже не раз на практике доказавшей, что „благой“ путь воссоздания „новодела“ оборачивается разочарованием, дискредитацией наследия в сознании современников и, особенно, будущих поколений. Новоделы девальвируют ценность исторического наследия, фальсифицируют историю и создают иллюзию обратимости времен, тем самым „закрывая“ этическую проблему сохранения прошлого: если все можно воссоздать, значит, все можно и потерять».

Как осуществляется воссоздание некоторых храмов в Российской Федерации – рассматривается в данной публикации.


Воссозданные и предполагаемые к воссозданию храмы.

Москва:

^ Казанский собор на Красной площади (1991-1993) 

Иверская часовня (1995) 

Церковь Николая Угодника на Соломенной сторожке (1997) 

Храм Христа Спасителя (1994-1999) 
^ Собор Зачатьевского монастыря (2004-2010) 
Преображенская церковь на Преображенской площади (2009- ?)


Колокольня храма св. Мартина Исповедника на Таганке (1998-2002) 

Колокольня Покровского монастыря (2001-2002) 
Колокольня храма Большое Вознесенье (2002) 
Колокольня храма Николая Чудотворца в Покровском (2005-2006) 

Ярославль: 
^ Успенский собор (2006-2010) 
Кострома: 
Церковь Спаса в Рядах (1974-1989) 
Колокольня Знаменского собора (1997-2003) 
Нижний Новгород: 
Церковь Иоанна Предтечи на Торгу (2004-2005) 
Петербург: 
Храм Спаса на Водах (2007) 

Ставрополь:

^ Собор во имя Казанской иконы Божией Матери (2004-2011)

Екатеринбург:

Собор св. Екатерины


В ХХ столетии Москва как никакая иная столица мира, понесла огромные утраты культурно-исторического наследия. Погибло более 350 церквей. В начале 1990-х годов представители власти высказывали намерения возродить до 200 уничтоженных в советские годы храмов. Места уничтоженных в ХХ веке храмов Успения на Покровке, Николы Большой Крест, частично Сретенского, Страстного и Чудова (в Кремле) монастырей и многих других – остаются пустырями. 


^ Казанский собор на Красной площади был построен в ознаменование освобождения Москвы и России от польско-литовских оккупантов, от бедствий Смутного времени начала XVII века. В течение XVIII—XIX веков храм претерпел много изменений и перестроек. Были заложены кокошники, сделан новый декор окон и карнизов, сломаны галерея, южный придел и шатровая колокольня. Место открытой паперти на западном фасаде заняла большая трапезная с крыльцом перед нею, В начале XIX века на месте крыльца перед трапезной была выстроена новая колокольня, а весь храм был стилизован под классицизм. В 60-е годы XIX века колокольня была надстроена третьим ярусом, а весь декор еще раз изменен.

В таком виде собор дошел до 1927 года, когда его начал исследовать и реставрировать выдающийся русский ученый-реставратор Петр Дмитриевич Барановский. Работы продолжались до 1930 года, когда церковь закрыли.

Начало работ П. Д. Барановского по раскрытию Ноябрь 1993 года. Собор воссоздан.

и реставрации Казанского собора. 1927 год.

За два года реставрации Барановскому удалось вернуть первоначальный облик самому храму и начать работу над северным приделом. Вскоре Барановского репрессировали, а храм был сломан в 1936 г.

В 1989 году появилось решение исполкома Московского Совета о воссоздании памятника великой славы, о передаче его после окончания строительства Московской Патриархии.

Летом 1989 года были начаты археологические раскопки, продолжавшиеся до 1992 года и давшие большой фактический материал.

В апреле 1991 года архитектором-реставратором О.И.Журиным был выполнен эскизный проект воссоздания собора на первоначальный период его строительства — на 1636—1647 годы. Проект был сделан на основе обмеров П. Д. Барановского, данных археологии, изучения графических материалов и исторических аналогов. Проект получил одобрение на Научно-реставрационных советах Объединения Росреставрация, Управления по Госохране памятников архитектуры (УГКОиП), в Центральном Совете Всероссийского общества охраны памятников, на многих общественных обсуждениях.

Было одобрено восстановление памятника на первоначальный период строительства, на подлинных фундаментах, с учетом современного уровня Красной площади. Было принято решение выполнить опорную железобетонную плиту над существующими остатками фундаментов с опорой на сваи, которые забуривались в середину пространства между стеной собора и остатками фундаментов стены южной галереи. Сама плита выполнена в виде консоли под блоком кабелей связи. На этой консоли и была возведена стена южной галереи.

Толстые стены собора и приделов (от 1 м 12 см до 1 м 24 см толщиной) выкладывались из большемерного кирпича высокого качества (29 х 14,5 х 7,5 см), как это и было в старину. Причем снаружи стены выкладывались из латвийского лицевого кирпича (завод “ЛОДЭ”) с плотной мелкопористой поверхностью, с равномерно окрашенным и хорошо обожженным черепком — эта поверхность лучше противостоит непогоде. Изнутри стены выкладывались из подмосковного голицынского кирпича, более слабого, с пористой шероховатой поверхностью, с которой. лучше сцепляется штукатурка. Кладочный раствор также был двух составов. Наружная часть стены выкладывалась на сложном растворе с добавлением цемента для скорейшего наращивания прочности, а внутренняя часть — на известково-песчаном растворе без добавления цемента, чтобы избежать пятен и “высолов” на поверхности штукатурки. Это в свою очередь, — необходимое условие для дальнейшего покрытия стен живописью.

4 ноября 1993 года состоялось освящение Казанского собора на Красной площади в Москве.

Прибывший в Москву список с ^ Иверской иконы, сделанный русскими иконописцами, поместили при триумфальных Неглиненских воротах Китай-города, через которые традиционно совершались въезды русских царей на Красную площадь. В 1680 году эти ворота были перестроены и названы Воскресенскими. Для защиты иконы от ветра и дождя был сделан небольшой деревянный навес, а позже в 1669 году воздвигли часовню, где служили монахи Иверской общины.

Деревянная часовня перестраивалась в 1746 году, а окончательный вид приобрела в 1791 году, когда её перестроил в камне архитектор Матвей Казаков. После разорения 1812 года часовня была восстановлена как памятник победы над Наполеоном. Художник Пьетро Гонзаго выполнил внутренние и наружные украшения часовни, наверху была установлена позолоченная фигура ангела с крестом. Голубой купол часовни был усыпан звёздами. Часовня вмещала не более пятидесяти человек.

В 1928 году по инициативе члена ЦК Емельяна Ярославского, руководителя атеистической пропаганды, принимается решение о сносе Воскресенских ворот и Иверской часовни. В 1929 году часовню закрыли и снесли за одну ночь — с 28 на 29 июля 1929 года. На её месте ненадолго ставится фигура рабочего, а уже 1931 году сносят Воскресенские ворота.

В ноябре 1994 года патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот (автор проекта — архитектор О. И. Журин). На Афоне был сделан новый список Иверской иконы и 25 октября 1995 г. он был помещен в часовню.

Инициаторами строительства нового храма Святителя Николая «у Соломенной сторожки» стали воины расположенной неподалеку 675 Тульской пешей дружины. Помимо офицеров, деньги на возведение храма собирали дачники села Петровско-Разумовского. Проектировать храм был приглашен Ф. О. Шехтель, академик архитектуры. Зодчий не остался равнодушным к просьбам воинов и в 1916 году создал храм - одно из лучших сооружений в неорусском стиле.

Возведенный в течение одного месяца храм навевает воспоминания о лучших образцах шатровых храмов XVI-XVIII веков. Сам архитектор в 1926 году, подписывая рисунок церкви, свидетельствовал, что «церковь скомпонована в характере северных церквей Олонецкой губернии».

После закрытия в 1935 году храма были сломаны звонница и шатер. В 60-е годы церковь окончательно снесли, а на ее месте был построен многоэтажный дом

Восстановление храма благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Церковь стоит недалеко от прежнего места, в живописном парке Дубки. Новый храм приспособлен для зимнего времени, отопляем, поставлен на мощное каменное основание, стены выполнены из бруса, а кровля перекрыта медью, что, несомненно, увеличивает прочность конструкций по сравнению с прежним храмом. Проект храма разрабатывался с использованием сохранившихся подлинных чертежей Ф. О. Шехтеля архитектором А. В. Бормотовым. 20 апреля 1997 года в торжественной обстановке она была освящена. Церковь Святителя Николая - один из немногих примеров полного восстановления храма по старым авторским проектам,

^ Храм Христа Спасителя - памятник, воздвигнутый в ознаменование побед России над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года и в заграничных походах 1813-1814 годов. Именно этим эпохальным событиям в истории России была подчинена концепция Храма, которая воплотилась в 1881 году.

Главный Кафедральный Собор России был варварски разрушен 5 декабря 1931г. В конце 1980-х годов возникло общественное движение за воссоздание Храма Христа Спасителя. В 1992 году был основан фонд на сооружение храма и с 1994 года было начато его строительство.

Общее руководство восстановлением Храма осуществлял Общественный наблюдательный Совет. Соответствие всех элементов комплекса церковным канонам, историческим образцам и технологиям осуществляла Комиссия по художественному убранству Храма.

Воссозданный Храм воспроизведен максимально близко к оригиналу. Во время проектных и строительных работ использовалась информация прошлого века, включая эскизы и чертежи. Однако имеются некоторые отличия в планировке и технологии строительства Храма, обусловленные объективными причинами.

Кроме самого Храма, воссозданного с максимальным приближением к разрушенному оригиналу, вошли сооружения, ранее не существовавшие, но вполне соизмеримые по своим масштабам с великим памятником. Комплекс включает в себя:

-  Храм Преображения Господня с восстановленными в нем приделами находившегося ранее на этом месте Алексеевского монастыря и галереей для совершения крестного хода;

-  Зал Церковных Соборов - многофункциональный зал на 1298 мест;
-  Трапезные Палаты - комплекс из пяти многофункциональных залов с пищеблоком для обслуживания одновременно 1200 человек,

-  Музей истории и воссоздания Храма Христа Спасителя и картинную галерею.

Кроме того в Комплекс входит подземная автостоянка на 300 мест, а также технические и служебные помещения. Для въезда к подножию Храма построен пандус. В колоннах Храма и в стилобатной части установлены лифты. По качеству смонтированного инженерного оборудования комплекс Храма соответствует лучшим мировым образцам. Другое отличие — использование современных строительных технологий и материалов. Стены и несущие конструкции Храма изготовлены из железобетона с последующей облицовкой кирпичом. Для наружной отделки использовался мрамор вместо подлинного белого камня.

В меньшей степени соответствуют утраченному подлиннику росписи, выполненные современными художниками, работавшими под началом З.К. Церетели, Под его руководством на белокаменных стенах появились не мраморные (оригиналы частично сохранились в Донском монастыре), а бронзовые композиции (горельефы. Золочёная кровля была заменена на покрытие на основе нитрида титана. В 2010 году скульптурные медальоны в тимпанах кокошников, выполненные первоначально из полимерного материала, были заменены на бронзовые, что также противоречит историческому проекту К. А. Тона.

Воссоздание Храма Христа Спасителя было завершено в 1999 году.

^ Зачатьевский монастырь был заложен в 1360 году. Святитель Алексий, митрополит Киевский, Московский и всея Руси, заложил на этом месте соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы.. То была деревянная Церковь, и, как нередко бывало во времена пожаров, которые охватывали древние русские города, храм этот впоследствии сгорел. В самом начале XVI века здесь был заложен каменный собор, который построил известный итальянский архитектор Алоиз Фрязин, Но и этот собор сгорел во время большого московского пожара. При царе Иоанне Федоровиче на этом же месте был заложен еще один, третий собор, но и он подвергся разрушению, вернее пришел в такую ветхость, что надо было его восстановить. Уже в XIX веке архитектором Казаковым был построен четвертый собор, который в 1929 году был разрушен по приказу власти.

Монастырь захотел возродить собор, но не воссоздавать казаковский, выполненный в псевдоготике, а построить новый, по подобию церквей 16-17 веков, с пятью луковичными главами, и несколько выше, чем его казаковский предшественник. Такое решение вызвало много противоречивых точек зрения, так как по закону здесь возможна только регенерация памятника, а не возведение нового храма с оглядкой на давние века. Встал вопрос почему нельзя воссоздать былой храм? Оказалось, что, в общем-то, можно: есть древние фундаменты, которые можно закрывать, а можно оставить внутри собора, но дело в том, что монастырю необходимо больше пространства для принятия прихожан. Лужков подтвердил новый проект храма, который к тому же был утвержден Патриархом, но небольшой оговоркой уменьшить его высотность. 

   В подземной части храма предполагается создать музейную экспозицию архитектурно-археологических фрагментов соборов 16-19 веков, обнаруженных во время раскопок котлована. Также в экспозиции будут представлены археологические артефакты и реликвии монастыря.

В XVIII столетии Преображенская церковь была главным храмом дворцового села Преображенского – резиденции Петра Великого, известной в истории как “столица петровских преобразований”. Церковь была построена на территории двора Преображенского полка и фактически служила войсковым храмом первого полка русской гвардии. 

В ХХ веке Преображенская церковь являлась кафедрой митрополита Николая Ярушевича, видного церковного деятеля, сопротивлявшегося гонениям на Церковь, развернувшимся в хрущевскую эпоху. Среди прихожан митрополит Николай был известен как “Златоуст ХХ века” благодаря своим проповедям, переиздаваемым до сих пор. Большинство их были произнесены именно в Преображенском храме. 

Преображенская церковь стала последним в ХХ веке разрушенным действующим храмом Москвы. С середины 1990-х годов идею воссоздания храма Преображения высказывала группа верующих и представителей общественности.

17 июля 2009 года правительство Москвы издало распоряжение о воссоздании взорванной в 1964 году церкви Преображения Господня на Преображенской площади. Распоряжение предполагает не строительство «новодела», а научное воссоздание утраченного памятника на историческом месте – «Преображенская площадь (сквер)», «при полной идентификации и научной достоверности восстанавливаемых архитектурных форм». 


Собор во имя Казанской иконы Божией Матери в Ставрополе – главный православный храм Северного Кавказа был построен по проекту архитектора Тона и освящен в 1847 году. В 1862 году была построена соборная колокольня (инженерные работы для ее проекта выполнил святитель Игнатий Брянчанинов, Епископ Кавказский и Черноморский).

В тридцатые годы XX века храм отобрали у верующих и разобрали до основания. Колокольню высотой 76 м – самое высокое сооружение в городе на протяжении века взорвали в 1943 году.

Начало воссоздания собор благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в августе 1994 года. Затем начался этап разработки проекта. На конкурс было представлено несколько концепций. Победил проект Виктора Аксенова, предусматривающий восстановление храма в его историческом облике.

^ Успенский собор Ярославля был основан в 13 веке. Он дважды перестраивался - в начале XVI и в середине XVII века. В 1937 году собор был взорван, и на его месте был построен парк культуры и отдыха.

Проекту ярославского архитектора-реставратора Вячеслава Сафронова (ООО «НПО «Стройреставрация»), предусматривающему научно обоснованное воссоздание собора XVII века, жюри предпочло предложения москвича Алексея Денисова, руководителя мастерской №12 Центральных научно-реставрационных проектных мастерских Министерства культуры РФ. Денисовский проект -- вольная фантазия на тему соборов XVI в. и стилизованного под Древнюю Русь модерна начала XX века. Подобные бутафории -- к которым и относится денисовский проект-победитель -- суть вызов к воображаемому, мифологизированному прошлому. не историческая же декорация строится, а Главный храм города, и он должен быть приспособлен для выполнения этой своей функции.

5 июля 2005 года решением ЮНЕСКО исторический центр Ярославля был включен в список памятников всемирного культурного и природного наследия. Решения этого город добивался семь лет. Комиссия ЮНЕСКО отметила, что центр Ярославля представляет особый интерес как образец градостроительной политики XVIII века. Любое архитектурное решение в заповедной зоне, отклоняющееся от точного воссоздания утраченного памятника, является нарушением закона. Для сохранения визуальной экологии старого города возможен и предписан один-единственный путь: исторически точная, скрупулезная реконструкция былой постройки.

Новый храм по своим размерам значительно больше собора XVII века, по высоте превзойдет своего предшественника более чем на 10 метров. Общая высота до яблока креста на центральной главе 51,94 метра против 39 метров старого здания Успенского собора.

Если бы выбрали проект Вячеслава Сафронова и построили бы по нему храм, вот тогда и стали бы очевидны все неудобства этого проекта. Не историческая же декорация строится, а Главный храм города, и он должен быть приспособлен для выполнения этой своей функции.

Директор Научно-исследовательского института теории архитектуры и градостроительства (НИИТАГ) Игорь Бондаренко считают, что «новое здание по своим габаритом чуждо исторической панораме города, сохранившего масштаб застройки XVIII века, а значит, строительство собора по рассматриваемому проекту не только не послужит восстановлению пострадавшей в советские времена системы визуальных связей, но, напротив, поведет к ее дальнейшему искажению».


Храм Святой Екатерины был храмом огромного горного ведомства, горного края, Храмом-реликвия с самого начала, Храмом Чести и Славы Екатеринбурга, Однако, непонятно, что это будет – кафедральный собор с соответствующими службами или воссозданный по первоначальному проекту храм-памятник.




Скачать 170.95 Kb.
оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер170.95 Kb.
ТипЗакон, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх