Программа учебной дисциплины «История отечественой культуры» icon

Программа учебной дисциплины «История отечественой культуры»


Смотрите также:
Рабочая программа учебной дисциплины история мировой культуры (наименование учебной дисциплины)...
Программа дисциплины дпп. В. 03 История античной культуры цели и задачи дисциплины...
Рабочая программа учебной дисциплины «История» специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский...
Рабочей программы учебной дисциплины история античной культуры уровень основной образовательной...
Рабочей программы учебной дисциплины история религиозной культуры (наименование учебной...
Рабочая программа учебной дисциплины «История мировой культуры» Специальность...
Программа дисциплины опд. Ф. 01...
Программа дисциплины опд. Ф. 01...
Программа дисциплины опд. Ф. 02 История культуры специальность 020600 (031401...
Программа дисциплины опд. Ф. 02 История культуры специальность 020600 (031401...
Программа по учебной дисциплине история кино для специальности 2013 Аудиовизуальная техника и...
Примерная программа учебной дисциплины электротехника для специальности 2013 Аудиовизуальная...



Загрузка...
скачать

Программа учебной дисциплины «История отечественой культуры»


Первый семестр изучения дисциплины

Введение. Основные черты и ценности русской культуры

Понятие культуры и ее функции. Культура в широком и узком понимании. Периодизация мировой и отечественной культуры.

Исторические условия формирования русской культуры и ее особенности. Уникальное географическое положение России и вытекающие из него гиперболизм, небережливость и непунктуальность. Суровые природно-климатические условия и производные от них мобилизационный тип общества, характер отношения к труду и необязательность. Особые темпы развития государства – и догоняющий характер развития. Отношение русского человека к другим культурам: период замкнутости и период открытости. Разрыв между этнической и национальной культурами. Промежуточное положение между Востоком и Западом. Единство-и-борьба леса и степи. Постоянная борьба с внешними опасностями и патриотизм. Многонациональность и многоконфессиональность и их влияние на развитие культуры и мировоззрения. Особая роль православия в развитии русской культуры.. Мессианство. Примат духовного над материальным. Общинность и коллективизм. Особое отношение к власти.

^ Черты и ценности русской культуры. Высокая духовность. Гуманизм. Демократизм. Патриотизм. Готовность к сотрудничеству и взаимодействию с другими культурами и народами. Вечный поиск Правды, социальной справедливости.

Модуль 1. Древнерусская культура IX – начала XIII вв.

Тема 1.1. Формирование древнерусской культуры

Восточные славяне: материальная и духовная культура. Этногенез русского народа. Земледельческий характер хозяйства славян и его влияние на культуру. Фольклор у славян. Восточнославянские предания и легенды. Устное народное творчество (волшебные бытовые сказки, песни, пословицы и поговорки). Традиции и обряды. Язычество восточных славян IX–X вв. как синкретический комплекс политеистических верований, как определенная система мировоззрения и как мифологическое восприятие неразрывной связи мира и человека. Древнеславянские божества.

^ Условия формирования древнерусской культуры. Географическое положение Древнерусского государства. Уровень социально-экономического и политического развития славян. Связи с Византией, Западной Европой и Востоком. Проблема варяжского влияния на развитие культуры.

^ Особенности культуры единого Древнерусского государства и культуры русских земель периода политической раздробленности. Связь культуры с развитием государственности, патриотизм. Связь культуры с религией и ее зависимость от церкви. Культурные связи с другими народами и государствами и самобытность культуры. Высокая духовность. Традиционность и консервативность. Анонимность средневековой культуры. Последствия политической раздробленности для русской культуры. Формирование местных культурных школ и сохранение культурного единства русских земель.

^ Принятие христианства и развитие древнерусской культуры. Отличие понятий «христианизация» и «крещение». Этапы христианизации (IX–XIV вв.). Крещение Руси при князе Владимире (988 г.) как единовременный акт принятия христианства в качестве государственной религии: проблема выбора веры, обстоятельства принятия новой религии, методы крещения. Проблема «двоеверия» и его следы в «Слове о полку Игореве». Многостороннее влияние православия на политические, экономические, правовые, духовно-нравственные отношения древнерусского общества.

Тема 1.2. Научные знания, просвещение и литература IX – начала XIII в.

Научные знания в Древней Руси. Прикладной характер науки. Опытный путь получения знаний. Сведения по математике, географии, истории и т.д. Древнерусское летописание. «Повесть временных лет» как исторический источник и литературное произведение. Особенности местных летописей времен политической раздробленности. Политическая пристрастность летописцев.

^ Грамотность и развитие просвещения. Степень распространения грамотности в Древней Руси и Средневековой Европе. Первые русские школы и инициаторы их создания. Грамотность среди духовенства, князей и бояр. Высокообразованные личности: Владимир Мономах, Ярослав Осмомысл и др. Распространение грамотности среди горожан. Берестяные грамоты, надписи на предметах и граффити на стенах церквей.

^ Письменность и книжность в Древней Руси. Значение появления письменности для культурного развития. Древнейшая письменность: «черты и резы», глаголица и кириллица. Деятельность Кирилла и Мефодия по созданию славянской письменности. Пергамен как материал для письма. Устав и полуустав. Рукописные книги и степень их распространенности. Киги, созданные на Руси: «Остромирово Евангелие» и «Изборники» Святослава Ярославича и др. Переводные книги.

^ Основные черты древнерусской литературы, ее жанры и произведения. Патриотизм, высокая духовность древнерусской литературы, ее связь с церковной традицией. Основные жанры древнерусской литературы (жития, хожения, летописи, «слова», дидактическая литература, воинские повести, былины и т.д.). Литературные и публицистические произведения IX – начала XIII вв.: «Слово о полку Игореве», «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучения Владимира Мономаха» и др.

Тема 1.3. Архитектура и живопись IX – начала XIII в.

Характерные черты древнерусской архитектуры. Деревянное и каменное строительство. Плинфа и известняк (белый камень) как строительные материалы. Принципы градостроительства. Детинец и посад русского города. Влияние Византии и Запада и степень самобытности древнерусской архитектуры. Крестово-купольный тип храма.

^ Центры каменного зодчества. Памятники архитектуры Древней Руси. Храмы св. Софии в Киеве и Новгороде как символы утверждения христианской веры. Местные архитектурные школы во времена политической раздробленности. Шедевры архитектуры Северо-Восточной Руси: Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском; Золотые ворота, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире; церковь Покрова на Нерли, дворцовый комплекс князя Андрея Боголюбского (Боголюбово), собор Рождества Богородицы в Суздале, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Особенности архитектуры и памятники новгородской и псковской архитектуры: Софийский собор, Георгиевский собор Юрьева монастыря, церковь Спаса на Нередице и другие памятники домонгольской архитектуры в Новгороде; церковь Спаса в Мирожском монастыре и церковь Иоанна Предтечи Ивановского монастыря во Пскове; церкви Георгия и Успения в Старой Ладоге.

^ Древнерусская живопись: мозаика, фреска, икона, миниатюра. Особенности древнерусской живописи. Византийские традиции, новаторство и степень самобытности. Живописные приемы, известные древнерусским мастерам. Монументальное изобразительное искусство: мозаика и фреска. Развитие иконописного мастерства. Основные иконописные школы. Шедевры древнерусской живописи: мозаики и фрески Софийского собора в Киеве, фрески новгородских храмов, иконы Ангел Златые власы, св. Георгий, Дмитрий Солунскпй, Богоматерь Боголюбская и др. Книжная миниатюра.

^ Основные типы православных икон. Понятие иконы. Виды икон. Типы икон, изображающих Иисуса Христа и Троицу, типы богородичных икон. Примеры праздничных икон, именных икон, житийных икон.

Модуль 2. Культура русских земель в период монголо-татарского ига
(вторая треть XIII – конец XV в.)


Тема 2.1. Особенности русской культуры во время монголо-татарского ига

Характерные черты русской культуры в период ордынского господства. Традиционность и консерватизм. Связь с религией и влияние церкви. Анонимность произведений. Высокая духовность и нравственное начало.

^ Влияние монголо-татарского ига на развитие культуры русских княжеств. Утраты, понесенные русской культурой в результате нашествия Батыя и дальнейших набегов монголо-татар на русские земли. Гибель и пленение мастеров. Уничтожение памятников культуры. Утрата секретов мастерства. Подрыв материальной основы развития русской культуры, затруднение ее связей с западноевропейской культурой. Сохранение и развитие русской культуры в период ордынского господства. Степень влияния монголо-татар на русскую культуру, ее самобытность. Роль культуры в сохранении русского народа и русской государственности.

^ Объединение русских земель вокруг Москвы и его влияние на развитие русской культуры. Объединение русских земель вокруг Москвы и развитие русской культуры. Формирование русской народности. Начало складывания русского литературного языка. Подъем патриотизма и национального самосознания. Идея единства Русской земли и борьбы с иноземными захватчиками – стержень формирующейся культуры великорусской народности.

^ Исихазм и его влияние на развитие русской духовной культуры. Активизация связей русских земель с Византией и Балканами. Пути познания Бога в представлениях средневекового человека: рациональный путь и иррациональный путь. Понятие и основные идеи исихазма. Их отражение в творчестве Феофана Грека и Андрея Рублева. Влияние исихазма на развитие русской культуры.

Тема 2.2. Развитие научных знаний, образования и литературы в XIII–XV вв.

Научные знания в XIII–XV вв. Прикладной характер науки. Опытный путь получения знаний. Сведения по математике, географии, истории и т.д. Русское летописание времен ордынского господства.

^ Распространение грамотности и книжность в период ордынского господства. Негативное влияние на грамотность и книжность разорения русских земель монголо-татарами. Сохранение грамотности среди князей, бояр, духовенства и горожан. Школы на Руси. Утрата многих памятников русской литературы. Появление новых книг. Рукописные книги: полуустав. Пергамен и бумага.

^ Основные черты литературы и главные произведения периода монголо-татарского ига. Основные идеи, высказываемые в русской литературе: патриотизм, призыв к борьбе с монголо-татарами к объединению русских земель. Прежние и новые жанры в литературе. «Повести о разорении Батыем Рязани» и другие произведения об установлении монголо-татарского ига. Памятники Куликовского цикла: «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина». Былинный эпос, историческая песня, сказки, пословицы, поговорки, приметы и т.д.

Тема 2.3. Архитектура и живопись XIII–XV вв.

Особенности русской архитектуры периода ордынского господства. Временное прекращение каменного строительства. Упрощение архитектурных форм. Преемственность от домонгольской архитектуры. Поиск новых архитектурных форм и приемов. Появление каменных крепостей. Устройство внутреннего пространства православного храма: алтарь, «корабль спасения» и притвор (трапезная). История возникновения и устройства русского иконостаса.

^ Местные архитектурные школы и памятники архитектуры XIII–XV вв. Новгородская школа: характерные черты и памятники (церковь Спаса ни Ильине улице, Федора Стратилата на ручье, Грановитая палата, Часозвоня, каменный детинец и др.). Псковская школа: крепостные укрепления Пскова, Изборска и Старой Ладоги, церковь Успения на Горке и Покрова от Пролома в Пскове. Московская школа: преемственность от владимиро-суздальской архитектуры и новые черты. Памятники московской архитектуры периода монголо-татарского ига: Успенский собор на Городке в Звенигороде, собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря, Троицкий собор и Духовская церковь Троице-Сергиева монастыря, Собор Спаса Нерукотворного Андроникова монастыря.

^ Развитие русской живописи XIII–XV вв. Влияние ига на развитие русской живописи. Связи с Византией и Балканами и сохранение самобытности русской живописи. Местные школы живописи (новгородская и московская), их особенности.

^ Творчество Феофана Грека и Андрея Рублева. Феофан Грек: мировоззрение, жизненный путь, новгородский и московский периоды его творчества. Фрески церкви Спаса на Ильине улице. Совместная работа с Андреем Рублевым: иконостас Благовещенского собора Московского кремля. Андрей Рублев: мировоззрение и жизненный путь. Основные работы Андрея Рублева: фрески и иконы Успенского собора во Владимире, икона «Троица», иконы Звенигородского чина. Книжная миниатюра.


Модуль 3. Культура единого Российского государства конца XV–XVII вв.

Тема 3.1. Особенности русской культуры конца XV–XVII вв.

Характерные черты русской культуры конца XV–XVI в. Условия развития русской культуры. Освобождение от монголо-татарского ига и русская культура. Формирование единого Российского государства – и складывание единой русской народности, языка и культуры. Влияние государства и церкви на духовное и культурное развитие. Обособленность от Западной Европы. Традиционные черты русской культуры.

^ Процесс секуляризации русской культуры в XVII в. Постепенная трансформация средневекового религиозного сознания в светское сознание. Отражение этого процесса во всех сферах жизни и духовной культуры. Обмирщение (секуляризация) культуры. Демократизация и гуманизация культуры.

Тема 3.2. Научные знания и образование конца XV–XVII вв.

Развитие научных знаний. Прикладной характер науки. Опытный путь получения знаний. Сведения по математике, географии, истории и т.д. Связи с европейской наукой.

^ Просвещение в России. Степень распространения образования. Существовавшие типы учебных заведений. Влияние на развитие образования выходцев из Белоруссии и Украины (Симеон Полоцкий и др.). Появление высшей школы (Славяно-греко-латинское училище). Учебные пособия. Полемика между «латинствующими» и «грекофилами».

^ Появление книгопечатания и книжность. Деятельность Ивана Федорова и начало книгопечатания в России. Первые печатные книги. Степень распространенности рукописных и печатных книг. Скоропись.

Тема 3.3. Общественная мысль и литература конца XV–XVII вв.

Общественная мысль конца XV–XVII вв. Понятие общественной мысли и ее появление в России. Основные проблемы русской публицистики конца XV–XVII вв. Отражение в ней проблем формирования единого государства и взаимоотношений государства и церкви.

^ Публицистика, связанная с церковью. Еретическое движение «жидовствующих». Полемика между иосифлянами и нестяжателями. Проблема накопления материальных ценностей в руках церкви. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский: их взгляды и последователи. Отношение власти к проблеме усиления экономического и политического могущества церкви.

^ Политические концепции и светская публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Концепция Филофея «Москва – третий Рим». Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Идеи светской публицистики (Иван Пересветов, Максим Грек). Отражение борьбы с иностранными интервентами и становления абсолютизма в публицистике (Авраамий Палицын, Иван Тимофеев, Симеон Полоцкий, Юрий Крижанич).

^ Развитие литературы. Сохранение традиций и новые черты. Основные жанры литературы и произведения: «Домострой», «Великие Четьи-Минеи», «Хождение за три моря» Афанасия Никитина и др. Секуляризаця литературы: сатирические повести и т.д. Стихосложение: вирши. Развитие фольклора.

Тема 3.4. Архитектура и живопись конца XV–XVII вв.

Основные черты развития архитектуры в конце XVI–XVII вв. Отражение в архитектуре объединения русских земель и роста международного авторитета России. Особенности русского строительного искусства. Строительные материалы. Принципы градостроительства. Местные архитектурные школы и их особенности (московская, ярославская и др.)

^ Гражданская архитектура. Крепостное строительство. Ансамбль Московского Кремля. Итальянские архитекторы на Руси. Кремли Смоленска, Тулы и Зарайска. Царские резиденции: Грановитая палата, палата удельных князей в Угличе, Теремной дворец, деревянный дворец в Коломенском. Боярские и архиерейские палаты. Посадские дома.

^ Культовая архитектура. Основные типы русских храмов. Характерные архитектурные особенности русских храмов конца XV–XVII в. Русский монастырь как архитектурный комплекс. Процесс обмирщения в архитектуре. «Дивное узорочье» и «московское» («нарышкинское») барокко. Каноны в церковной архитектуре XVII в. и отступление от них русских мастеров. Памятники русской культовой архитектуры.

^ Развитие живописи. Характерные особенности развития русской живописи: сохранение традиций и черты секуляризации. Творчество Дионисия (фрески в Ферапонтовом монастыре, написанные им иконы), Симона Ушакова (икона «Спас Неруковтворный», «Похвала Владимирской иконе Богоматери – древо Государства Российского и другие работы), Гурия Никитина и Силы Савина (фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле, фрески церквей Ростовского кремля, фрески Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме и другие работы). Возникновение светской живописи: парсуна. Книжная миниатюра.

Тема 3.5. Повседневная жизнь и мировоззрение человека в допетровской России

Повседневная жизнь и мировоззрения крестьян. Крестьяне – самый многочисленный слой населения в России. Восприятие времени и пространства крестьянами. Коллективизм. Жизнь и организация труда в крестьянской общине. Отношение к труду. Представление о собственности. Отношение к власти и представителям других социальных слоев. Семейные отношения в крестьянской среде: отношения между разными поколениями родственников, между мужем и женой, родителями и детьми. Село и деревня. Устройство крестьянской избы. Крестьянский быт: орудия труда, предметы обихода, одежда и т.д.

^ Повседневная жизнь и мировоззрение горожан. Восприятие времени и пространства горожанами. Жизнь и организация труда в городе. Отношение к труду и основные занятия. Отношение к власти и представителям других социальных слоев. Семейные отношения. Городской быт: жилище, орудия труда, предметы обихода, одежда и т.д.

^ Повседневная жизнь и мировоззрение бояр и дворян. Осознание себя высшим слоем общества. Государева служба и ее восприятие боярином и дворянином. Восприятие вотчины и поместья, отношение к зависимым крестьянам. Восприятие времени и пространства, отношение к труду. Семейные отношения. Теремное затворничество и участие женщин в хозяйственных делах (в том числе – в управлении вотчинами и поместьями). Быт бояр и дворян: жилище, предметы обихода, одежда и т.д.

^ Повседневная жизнь и мировоззрение духовенства. Белое и черное духовенство. Восприятие времени, пространства и труда представителями духовенства. Белое духовенство: появление этого социального слоя, особенности повседневной жизни и восприятие себя и своего места в обществе. Черное духовенство: феномен монашества, степени монашества, монастырская жизнь и монастырский быт, восприятие себя и своего места в обществе. Повседневная жизнь духовных иерархов: мировоззрение, быт, отношения с представителями светской власти.

Модуль 4. Культура Российской империи в XVIII в.

Тема 4.1. Условия развития и характерные черты русской культуры XVIII в.

Предпосылки культурных преобразований петровской эпохи. Социокультурный феномен личности Петра I. Необходимость реформ в культуре: внутренние предпосылки и внешнее влияние. Критика преобразований Петра Великого. Естественный ход развития России и петровская европеизация. Ломка традиционного уклада: была ли она? Самобытность русской культуры и проблема заимствования европейских достижений. Петровские реформы как катализатор развития русского общества и культуры.

^ Продолжение традиций предыдущей эпохи. Завершение формирования русской нации и развитие национального самосознания. Развитие русского литературного языка. Завершение процесса секуляризации культуры и утверждение светского начала в русской культуре. Авторство произведений культуры. Дальнейшая гуманизация и демократизация культуры. Степень влияния на культуру государства и церкви.

^ Новые явления в культурной жизни. Открытость для контактов с другими культурами. Сословный характер. Возникновение разрыва между народной (этнической) и национальной культурами. Новые механизмы распространения культуры (светское образование, периодика, театр…). Введение нового летосчисления. Изменения в быту, нравах, одежде.

^ Общехудожественные стили. Барокко, классицизм и сентиментализм как общехудожественные стили, проявлявшиеся в различных сферах культуры (литературе, архитектуре, живописи, скульптуре и музыке).

Тема 4.2. Развитие науки и образования в XVIII в.

Система знаний и первые научные учреждения. Складывание науки как системы теоретических знаний и как государственного и общественного института. М.В. Ломоносов и русская наука как явление общероссийского и мирового масштаба. Развитие гуманитарных наук. Развитие точных и естественных наук. Два научных центра XVIII в. Санкт-Петербургская Академии наук (с 1925 г.): структура и особенности деятельности. Российская Академия (с 1783 Г.). Е.Р. Дашкова – руководитель двух академий. «Словарь Академии Российской» и его влияние на развитие русского языка и гуманитарных наук. Деятели русской науки и их открытия. Вольное экономическое общество – первое научное общество в России.

^ Развитие образования. Политика государства в области образования. Складывание системы светского образования: общеобразовательные школы и специальные учебные заведения. Школьная реформа 1780-х гг.: создание системы государственного образования (малые и главные народные училища). Издание учебников и подготовка преподавателей. Зарождение педагогической науки в России. И.И. Бецкой и создание «новой породы людей». Появление женского образования (Смольный институт). Закрытые сословные учебные заведения. Негосударственное образование. Система подготовки духовенства. Высшее образование: университет при Академии наук, Московский университет, Академия художеств, духовные академии.

Тема 4.3. Общественная мысль и литература XVIII в.

Общественная мысль XVIII в. Источники общественной мысли. Западноевропейское влияние на нее. Основные проблемы, обсуждаемые общественной мыслью. Идейная борьба вокруг петровских реформ в общественной мысли. Феофан Прокопович – идеолог русского абсолютизма. Взгляды И. Посошкова и В. Татищева на развитие политических и экономических процессов.

^ Русское Просвещение. Идеи Просвещения в русской культуре XVIII в. Связи с европейскими просветителями. Особенности русского Просвещения. Основные проблемы, обсуждаемые русскими просветителями: степень власти монарха и наилучшее общественное устройство, проблема сохранения крепостного права, воспитание достойного сына Отечества и др. Русские просветители (Н. Новиков, Д. Фонвизин, А. Радищев, Е. Дашкова и др.): взгляды и судьбы.

^ Идеология российского самодержавия второй половины XVIII в.: просвещенный абсолютизм. Екатерина Великая – идеолог просвещенного абсолютизма. Истоки просвещенного абсолютизма. Основные положения идеологии просвещенного абсолютизма. Отражение идей просвещенного абсолютизма в «Наказе» императрицы и ее политике».

^ Новые тенденции в развитии литературы. Характерные черты развития литературы. Гражданский шрифт, широкое распространение книгопечатания и книгоиздательская деятельность. Складывание современной системы жанров литературы. Стили в литературе «осьмнадцатого» столетия: барокко (А. Кантемир, В. Тредиаковский), классицизм (М. Ломоносов, А. Сумароков, Г. Державин, Д. Фонвизин), сентиментализм (Н. Карамзин). Русский театр. Появление периодической печати и журналистики. Первая русская газета «Ведомости». Газеты и журналы в России XVIII в.

Тема 4.4. Архитектура и садово-парковое искусство XVIII в.

Основные тенденции в развитии архитектуры. Новые черты и традиции предшествующего времени. Строительные материалы. Рост масштабов гражданского строительства, появление новых типов гражданских зданий (императорских резиденций, зданий присутственных мест, зданий для общественных нужд, дворянских особняков и усадеб и т.д.). Принципы градостроительства: регулярная планировка, «единая фасада», первые городские ансамбли. Понятие архитектурного ордера. Дорический, ионический и коринфский ордера: их характерные черты и использование в русской архитектуре. Архитектурные стили XVIII в.. Барокко («московское, петровское», аннинско-елизаветинское) и работавшие в этом стиле архитекторы: Д. Трезини, Ф. Растрелли, Д. Ухтомский и др. Классицизм и работавшие в этом стиле архитекторы: В. Баженов, М. Казаков, И. Старов и др.

^ Памятники гражданской архитектуры XVIII в.*. «Московское барокко»: Сухарева башня в Мосееве. Петровское барокко: дворец Меншикова, Кикины палаты, здание 12-ти коллегий и Кунсткамера в Петербурге. Аннинско-елизаветинское барокко: Рундальский дворец Бирона, Мариинский дворец в Киеве, Екатерининский дворец в Царском Селе, Зимний дворец в Петербурге, дворец Шереметьевых в Петербурге. Ансамбли присутственных мест XVIII в. в стиле классицизм: восьмиугольная площадь в Твери и площадь присутственных мест в Калуге. Ансамбли торговых рядов XVIII в. в русских городах: Костроме, Ярославле, Ростове Великом, Калуге и др. Памятники архитектуры эпохи классицизма в Москве: здания Сената, Дворянского собрания, Голицынской больницы, Московского университета, Петровский путевой дворец, дом Пашкова и др. Памятники архитектуры эпохи классицизма в Петербурге: Таврический дворец, здание Академии наук, здание Смольного института, Михайловский замок. Памятники архитектуры эпохи классицизма в русских городах: путевой дворец в Твери и др.

^ Памятники культовой архитектуры XVIII в.**. «Московское барокко»: церковь Покрова в Филях, церковь Троицы в Троице-Лыково, Успенский собор в Рязани, Петропавловский собор в Казани, церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. Петровское барокко: Петропавловские соборы в Петербурге и Ярославле, Петропавловская церковь на Старой Басманной в Москве. Елизаветинское барокко: Никольский морской собор и Воскресенский монастырь в Петербурге, Андреевская церковь в Киеве, колокольня Троице-Сергиевой лавры и др. Классицизм: Троицкий собор Александро-Невской лавры в Петербурге, Софийский собор в Царском Селе, Борисоглебский собор Борисоглебского монастыря в Торжке, церковь Великомученицы Варвары на Варварке в Москве и др.

^ Дворянская усадьба и садово-парковое искусство XVIII – первой половины XIX вв. Восприятие усадебной жизни русским дворянством. Структура дворянской усадьбы. Регулярный (французский) парк: лежащие в его основе идеи и характерные особенности. Примеры регулярных парков (парк Петергофа, Рундальский парк, часть Екатерининского парка Царского Села, парк усадьбы Кусково). Пейзажный (ландшафтный, английский) парк: лежащие в его основе идеи и характерные особенности. Примеры пейзажных парков (часть Екатерининского парка Царского Села, парк в Павловске, Воронцовский парк в Алупке, парк в Софиевке).

Тема 4.5. Живопись и скульптура в XVIII в.

Характерные черты русской живописи и скульптуры XVIII в. Приобретение русской живописью европейских форм. Скульптура в России. Западноевропейское влияние и развитие русских художественных традиций. Рост значения светской живописи. Ее жанры. Русский светский портрет как качественно новое явление отечественной культуры (И. Никитин, А. Матвеев, Д. Левицкий и др.). Популярность гравюры. Отход церковной живописи и скульптуры на второй план по сравнению со светской; влияние на них светского искусства. Появление художественных коллекций. Эрмитаж.

^ Живопись и скульптура XVIII в.: стили, художники и их произведения***. Барокко в живописи (А. Лосенко, А. Антропов, И. Вишняков и др.) и скульптуре (К. Растрелли). Классицизм в живописи (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, Ф. Алексеев, И. Аргунов, М. Шибанов и др.) и скульптуре (Ф. Шубин, Э. Фальконе, М. Козловский). Сентиментализм в живописи (В. Боровиковский).

Второй семестр изучения дисциплины

Модуль 5. Золотой век русской культуры (XIХ в.)

Тема 5.1. Золотой век русской культуры: характерные черты

Особенности развития культуры в XIX в. Понятие «Золотой век русской культуры». Завершение формирования русской национальной культуры и русского литературного языка. Создание классических произведений, имеющих непреходящее духовное и нравственное значение. Патриотизм и светский характер культуры, ее гуманистическое и нравственное начала. Демократизация культуры. Социальная направленность русской культуры: внимание к общественным проблемам и «маленькому человеку». Углубление разрыва между народной (этнической) и национальной культурой. Активное участие в культурных процессах государства и общества.

Тема 5.2. Наука и образование в XIX в.

Развитие науки. Научные центры в России: академии, университеты, научные общества. Теоретическое и прикладное значение научного знания. Материалистическая направленность в области естественных наук. Русские ученые – математики и естествоиспытатели – внесшие выдающийся вклад в развитие мировой и отечественной науки Н. Лобачевский, С. Ковалевская, Д. Менделеев, Н. Зимин, А. Бутлеров, Б. Якоби, Э. Ленц, Н. Миклухо-Маклай, Н. Пржевальский, Н. Пирогов, И. Мечников, К. Тимирязев и др.). Развитие гуманитарных наук и вклад ученых-гуманитариев в развитие научного знания. В. Даль и его «Словарь русского языка». Русская историческая наука (Н. Карамзин, С. Соловьев, В. Ключевский и др.).

^ Государственная политика в области образования. Задачи правительства в области образования и трансформации политического курса в течение XIX в.: реформы и контрреформы. Министерство народного просвещения. Школьные и университетские реформы. Школьные и университетские уставы. Участие общественности в формировании государственной политики в области образования. Достижения педагогической науки. Итоги развития образования: степень грамотности и образованности населения.

^ Система государственного и негосударственного образования для мужчин. Государственное начальное образование: приходские училища, уездные училища. Негосутарственное начальное образование: церковно-приходские и земские школы. Среднее образование (государственное и негосударственное): классические гимназии и реальные гимназии (училища). Прогимназии. Сословные учебные заведения. Высшее образование: университеты (университетские уставы, проблема университетской автономии, структура университетов, формы преподавания, условия обучения), лицеи, институты как профессиональные учебные заведения. Специализированные учебные заведения (на примере системы подготовки духовенства)

^ Женское образование в России. Условия развития женского образования: политика государства и требования общества. Начальное женское образование. Среднее образование: женские гимназии и сословные учебные заведения (институты благородных девиц, мещанские институты). Высшее образование для женщин: высшие женские курсы. Неравноправие женщин и мужчин при получении образования.

Тема 5.3. Общественная мысль и литература XIX в.

Идеология русского самодержавия. Теория официальной народности. Охрана самодержавием официальной идеологии.

^ Течения в русской общественной мысли. Основные проблемы российской общественной мысли XIX в. Декабристы и их влияние на развитие русской культуры. Дифференциация общественной мысли: революционеры, либералы, консерваторы. Революционно-демократическая общественная мысль (А. Герцен, Н. Чернышевский, народники, марксисты). «Философические письма В. Чаадаева». Зарождение либерализма: западники и славянофилы. Русский либерализм (земская интеллигенция и т.д.). Консерваторы (М. Катков, К. Победоносцев и др.). Отличия русской общественной мысли от западноевропейской.

^ Основные тенденции в развитии русской литературы. Расцвет русской литературы в XIX в., ее доминирующее место в культуре и влияние на общественную жизнь. Основные жанры и тематика произведений. Художественнее стили в литературе: романтизм и реализм (для каждого стиля: общеевропейские черты и особенности в России). Творчество и воззрения А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, И. Тургенева, Н. Некрасова, Л. Толстого, Ф. Достоевского. Гуманистический характер русской литературы. Развитие театра. Издательская деятельность и библиотеки. Русская периодическая печать. Становление института цензуры.

Тема 5.4. Развитие архитектуры в XIX в.

Развитие русской архитектуры: основные тенденции. Характерные черты русской архитектуры XIX в. Принципы градостроительства и благоустройство городов. Гражданское и культовое строительство. Классицизм начала XIX в. – ампир (А. Воронихин, К. Росси, А. Монферран, О. Бове и др.). Поиск нового стиля и эклектика в архитектуре. Русско-византийский стиль (К. Тон).

^ Архитектурные ансамбли XIX в.*. Петербург: ансамбли Дворцовой площади, Сенатской площади, улицы зодчего Росси, стрелки Васильевского острова. Москва: ансамбль театральной площади. Архитектурные ансамбли провинциальных городов (например, Сусанинской площади в Костроме).

^ Памятники архитектуры XIX в.**. Казанский и Исаакиевский соборы, Александринский театр, Михайловский дворец (здание Русского музея), Мариинский дворец, дворец Белосельских-Белозерских в Петербурге. Манеж, Большой Кремлевский дворец, храм Христа-Спасителя, церковь Всех скорбящих радость в Москве. Вокзалы Николаевской железной дороги в Москве и Петербурге и др.

Тема 5.5. Художественная культура Золотого века

Стили и тематика произведений русской живописи***. Основные жанры и тематика живописных произведений. Художественные стили и их представители: академический классицизм в живописи (К. Брюллов, А. Иванов). Романтизм в живописи (А. Венецианов, В. Тропинин и др.). Появление реалистической и сатирической живописи (П. Федотов, И. Репин, В. Перов, В. Суриков, Н. Ярошенко, Н. Ге, И. Шишкин, И. Левитан, В. Васнецов и др.). «Товарищество передвижных художественных выставок»: этапы, идеология, роль в развитии русской культуры. Развитие частного коллекционирования и создание публичных художественных музеев. Основание Третьяковской галереи.

^ Русская скульптура. Академический классицизм в скульптуре (И. Мартос, В. Демут-Малиновский). Реализм в скульптуре (П. фон Клодт, М. Антокольский, М. Микешин). Появление памятников выдающимся личностям (Минину и Пожарскому, Пушкину в Москве, Екатерине Великой в Петербурге, Богдану Хмельницкому в Киеве и др.) и событиям (памятник 1000-летию Руси в Новгороде).

^ Развитие музыкальной культуры. Музыкальное искусство допетровской России: народная и церковная музыка. Появление светского музыкального искусства в ХVIII в. Возникновение русской музыкальной классики в первой половине XIX в.: М. Глинка, А. Даргомыжский. Творчество выдающихся русских композиторов второй половины XIX в.: «могучей кучки», П. Чайковского и др.

Модуль 6. Серебряный век русской культуры (конец XIX – начало ХХ в.)

Тема 6.1. Серебряный век русской культуры: понятие и общая характеристика

Понятие «Серебряный век русской культуры». Хронологические рамки Серебряного века. Объяснение этого термина деятелями культуры той эпохи и его понимание в наши дни. Влияние на культурный процесс войн и революций начала ХХ в. Настроения в обществе. Кризис классической культуры и переоценка ценностей.

^ Позитивные тенденции. Продолджение традиций Золотого века и новаторство. Рост интереса к личности. Понятие модернизма и модернистские течения в искусстве: символизм, акмеизм, футуризм, авангард и т.д.. Перемены в реалистическом искусстве. Художественные объединения деятелей искусства («Мир искусства», «Бубновый валет» и др.). Мировое признание русского искусства («Русские сезоны» С.П. Дягилева). Меценатство.

^ Кризисные явления в культуре. Пессимизм и упаднические настроения. Снижение интереса к социальной проблематике. Проблема ухода в «чистое искусство». Распространение элементов мистицизма и оккультизма. Упадок нравов.

^ Основные направления в развитии общественной мысли и литературы. Сохранение трех течений в общественной мысли и ее радикализация. Распространение марксизма. Сборник «Вехи» и его значение для развития русской культуры. Творчество Л. Толстого, М. Горького и других писателей реалистического направления начала ХХ в. Модернистские направления русской литературы начала ХХ в. и их основные представители: символизм (А. Блок, З. Гиппиус, Д. Мережковский), акмеизм (А. Ахматова, Н. Гумилев), футуризм (В. Маяковсий). Пролетарская и крестьянская поэзия. Развитие издательского дела. Журналистика на рубеже XIX–XX вв.

Тема 6.2. Наука и образование на рубеже XIX–XX вв.

Развитие науки. Характерные черты развития науки как системы знаний, государственного и общественного института. Изменение роли науки в жизни общества. Выдающиеся русские ученые рубежа XIX–XX вв.: И. Павлов, А. Попов, К. Циолковский, И. Сикорский, Н. Жуковский, П. Милюков и др. Русская религиозная философия конца XIX – начала ХХ в. (Н. Бердяев, В. Соловьев и др.).

^ Образование на рубеже XIX–XX в. Противоречия между уровнем развития образования и потребностями общества в образованных людях. Участие государства и общественности в распространении знаний. Проблема всеобщего начального образования. Среднее и высшее образование. Женское образование. Народные университеты (А. Шанявского – в Москве).

Тема 6.3. Архитектура 1870–1910-х гг.

Развитие архитектуры на рубеже XIX–XX вв. Характерные черты архитектуры и градостроительства. Поиск нового стиля. Псевдорусский стиль (В. Шервуд, М. МонигеттиА. Померанцев и др.). Русский модерн (Ф. Шехтель, Л. Кекушев, В. Городецкий и др.). Неоклассицизм (Р. Клейн, И. Фомин).

^ Памятники архитектуры 1870–1910-х гг.*. Псевдорусский стиль: здание Исторического и Политехнического музеев и Верхних торговых рядов (ГУМа) в Москве, Никольский собор Хотькова монастыря под Сергиевым Посадом, Церковь Спаса Нерукотворного в пос. Клязьме. Модерн: особняки Рябушинского и Кекушева, доходные дома Сокол и церкви Троицы на грязех, Ярославский вокзал в Москве; дом компании «Зингер, Елесеевский магазин и Витебский вокзал в Петербурге; «дом с химерами» в Киеве. Неоклассицизм: здание Музея изобразительных искусств в Москве, ансамбль на острове Голодае в Петербурге.

Тема 6.4. Художественная культура Серебряного века

Живопись и скульптура Серебряного века. Реализм в искусстве Серебряного века: творческие искания (В. Серов, М. Нестеров и др.). Интерес к народной культуре (Абрамцево, талашкино). Творческие искания художников «Мира искусства» (А. Бенуа, К. Сомов, Л. бакст, Е. Лансере и др.). Русский авангард (В. Кандинский, К. Петров-Водкин, М. Шагал). Модернизм в скульптуре (П. Трубецкой, А. Голубкина, С. Коненков).

^ Музыка, театр и кино на рубеже XIX–XX вв. Развитие традиций Золотого века и модернистские тенденции в музыке. Творчество выдающихся русских композиторов Серебряного века (С. Рахманинова, И. Стравинского, А. Скрябина и др.). Изменения в театральном искусстве. Московский художественный театр (К. Станиславский, В. Немирович-Данченко) и его роль в развитии русской культуры. Появление киноискусства. Первые русские фильмы и актеры.

Тема 6.5. Повседневная жизнь и мировоззрение человека в Российской империи

Население Российской империи по данным переписи населения 1887 г.: численность, распределение по сословиям, вероисповеданию и уровню грамотности.

^ Культурная среда русской деревни. Традиционный деревенский уклад и крепостное право. Разрушение традиционного деревенского уклада после отмены крепостного права.

^ Жизнь и мировоззрение крестьян: традиционный характер и консерватизм, связь с природой, особенности веры, коллективизм (община и семья), уровень грамотности, отношение к труду и помещику, проведение досуга, быт.

^ Жизнь и мировоззрение дворянства: служба и хозяйство, отношение к власти и крестьянам, семья и воспитание детей, досуг и развлечение в городе и деревне, быт.

^ Культурная среда русского города. Иерархия городов. Включенность русского города в природную среду. Социокультурное пространство города: город как носитель регулярности, его структура и функции. Город как центр культуры: науки, образования, художественной и религиозной жизни.

^ Мещанство как основная категория городского населения: социальный и юридический статус, основные занятия, степень традиционности и консерватизма, семья и воспитание детей, досуг и развлечения, быт.

^ Жизнь и быт купечества: купечество как полупривилегированное сословие, разделение на три гильдии, сферы применения купеческого капитала, степень традиционности и консервативности, купеческая психология (отношение к деньгам, честному слову и т.д.), семья и воспитание детей, досуг и развлечения, быт.

^ Разночинная интеллигенция: разночинцы как межсословная категория населения и носители либеральной и демократической идеологии, комплекс вины перед народом и отношение к дворянству, основные занятия разночинцев, отношения в семье, образование и воспитание детей, формы проведения досуга, быт.

Модуль 7. Советская культура (1917–1991)

Тема 7.1. Феномен советской культуры

Октябрьская революция и русская культура. Октябрьская революция 1917 г.: разрушение старой культуры и попытка создания новой. Влияние революции на культуру: новый стимул к развитию культуры и нанесение ущерба культуре. Культурное наследие и создания нового типа культуры и новой культурной среды. Отношение деятелей культуры к революции. Отношение новой власти к деятелям культуры. Понятие культурной революции.

^ Характерные черты советской культуры. Создание нового типа культуры. Идеологизированность культуры, государственная собственность на ее учреждения и произведения. Контроль над культурой со стороны государства и общества. Свобода творчества и социальный заказ в социалистической культуре. Ликвидация разрыва между этнической и национальной культурами. Многонациональная культура советского народа и развитие национальных культур народов СССР. Светский характер культуры и место в ней религии. Виды художественной культуры.

^ Этапы развития советской культуры*. Начало «культурной революции» (1917 – 1920-е г.). Завершение «культурной революции (1930-е гг. – начало 1940-х гг.). Культура времен Великой Отечественной войны (1941–1945). Послевоенная культура (середина 1940-х – середина 1950-х гг.). Культура времен «оттепели» (середина 1950-х – середина 1960-х гг.). Культура времен «развитого социализма» или «застоя» (середина 1960-х – середина 1980-х гг.). Культура времен «перестройки» (1985–1991).

Тема 7.2. Советская идеология и пропаганда

Идеология марксизма-ленинизма. Степень идеологизированности советской культуры на разных этапах ее развития. Марксизм-ленинизм как официальная советская идеология: источники и основные положения.

^ Советская пропаганда как инструмент идеологической работы. Понятие пропаганды, ее основные элементы. Цели советской пропаганды. Формирование образов советских вождей: образ В. Ленина, культ личности И. Сталина. Образ Коммунистической партии в сознании советских людей. Советский патриотизм и оптимизм. Мобилизация человека на трудовые свершения. Антирелигиозная и атеистическая пропаганда. Образ внешнего и внутреннего врага.

^ Проблема инакомыслия в советском обществе. «Осколки старого режима» в 1920-х гг. «Шестидесятники». Диссидентство: понятие, течения, методы высказывания своих взглядов. Соотношение понятий «диссидентство» и «правозащитное движение». Наиболее известные диссиденты и правозащитники (А. Солженицын, А. Сахаров и др.). Методы борьбы власти с диссидентами.

^ Религия и церковь в Советском государстве. Отсутствие запрета на деятельность религиозных организаций и антирелигиозная пропаганда. Степень распространения религиозности и атеизма в обществе. Отношение советской власти к религии и церкви на разных этапах. Кампания по вскрытию мощей. «Союз безбожников» и деятельность Е. Ярославского. «Безбожная пятилетка». Примирение И. Сталина с Русской православной церковью и выборы патриарха. Празднование 1000-летия крещения Руси. Закрытие и разрушение церквей в советскую эпоху. Проблема сохранения памятников культовой архитектуры и культуры в советский период.

Тема 7.3. Архитектура и градостроительство в СССР

Характерные черты советской архитектуры. Факторы, влиявшие на развитие советской архитектуры. Переименования улиц и городов. Планы генеральной реконструкции. Благоустройство городов. Принципы градостроительства. Микрорайонная застройка. Особенности жилищного строительства на разных этапах развития советской архитектуры.

^ Архитектурные стили ХХ века. Полемика между архитекторами-конструктивистами (братья Веснины и др.) и архитекторами-рационалистами (Н. Ладовский, К. Мельников и др.). Так называемый «сталинский ампир» (Н. Троицкий, А. Щусев, Л. Руднев и др.): причины утверждения, основные черты стиля. Борьба с «архитектурными излишествами». Стиль советской архитектуры 1960–1980-х гг.

^ Памятники советской архитектуры*. Архитектурные ансамбли: жилой комплекс на Шаболовке в Москве, «соцгород» в Запорожье, центральные улицы и площади Москвы, Ленинграда и многих других городов, город Зеленоград. Административные здания: центральный телеграф в Москве, Дом Советов в Ленинграде, здание ЦК Комартии Киргизии во Фрунзе. Промышленная архитектура: Силовая подстанция фабрики «Красное знамя» в Ленинграде, шахты в городе Стаханове, завод «Серп и молот» в Москве. Гидротехнические сооружения: ДнепроГЭС и два его шлюза, шлюзы и заградительный ворота канала имени Москвы, гидроузлы в Угличе и Рыбинске, шлюзы Волго-Балтийского канала. Архитектура, связанная с транспортом: метрополитены Москвы и Ленинграда, Северный речной вокзал в Москве, аэропорты и вокзалы различных городов. Учебные заведения: школа им. 10-летия Октября и детский сад на улице Полозова в Ленинграде, главное здание МГУ на Ленинских горах в Москве, Политехнический институт во Фрунзе. Учреждения культуры: дворец культуры ЗИЛ в Москве, кинотеатр «Москва» в Ленинграде, выставочный зал союза художников в Ташкенте. Спортивные сооружения: стадион «Динамо» и спортивный комплекс «Лужники» в Москве, дворец спорта во Фрунзе. Лечебные учреждения: больница им. Боткина в Ленинграде, областная клиническая больница в Свердловске, санаторий им. Федоровича в Ташкенте. Гостиницы: «Москва» в Москве, «Южный Урал» в Челябинске, «Киргизстан» во Фрунзе. Архитектура, связанная с торговлей: Фрунзенский универмаг в Ленинграде, магазин «Айчурек» и Оршский рынок во Фрунзе, Бауманский рынок в Москве. Жилая застройка: дом-мастерская архитектора Мельникова в Москве, ансамбли «сталинских» домов в Москве (Тверская улица, улицы Садового кольца, Проспект Мира) и Ленинграде (улица Стачек, Московский проспект), кварталы «хрущевок» в различных городах, микрорайонная застройка 1960–1980-х гг. в Москве, Зеленограде и других городах.

Тема 7.4. Советская художественная культура**

Характерные черты советской художественной культуры. Культура как инструмент идеологического воздействия на массы. Выполнение социального заказа деятелями культуры. Влияние государства на развитие культуры. Цензура. Личные вкусы вождей и вкусы массовой аудитории. Демократизация художественной культуры. Агитационно-массовое направление в искусстве. Реалистическое и нереалистическое течения в советской искусстве. Идеологические кампании против «попутчиков» и «формалистов».

^ Социалистический реализм как художественный метод. Социалистический реализм как новый художественный метод: теоретические установки и их реализация на практике. Реалистическое изображение жизни СССР, жизнеутверждающее начало и «лакировка» действительности. Пропагандистские и воспитательные задачи. Темы, популярные у деятелей советского искусства. Проявления социалистического реализма в различных сферах художественной культуры: литературе, живописи, скульптуре, кино.

^ Неофициальное искусство в СССР. Понятие неофициального искусства. Отношение в нему со стороны власти и общества. Посещение Н. Хрущевым выставки «новая реальность» и критика творчества художников-авангардистов» «Бульдозерная выставка» в Москве. «Митьки» как пример неформальной организации деятелей неофициального искусства.

Тема 7.5. Наука, образование и воспитание в СССР

Наука в СССР. Характерные черты советской науки: фундаментальность и высокие темпы развития, успехи во всех областях, контроль со стороны государства и т.д. Факторы, ускоряющие и сдерживающие развитие науки. «Буржуазные» науки. Академия наук СССР и система научных учреждений. Высокий социальный статус научного работника. Достижения и проблемы в области атомной физики, освоении космоса, математических и естественных наук. Гуманитарные науки в СССР.

^ Советское образование. Политика государства в области образования и воспитания. Ликвидация безграмотности. Дошкольное, школьное и профессиональное образование. Общедоступность начального и среднего образования, широкая доступность высшего образования. Связь образования и воспитания. Массовые детские и юношеские воспитательные организации: октябрята, пионеры, комсомольцы. Принципы функционирования советской школы. Классно-урочная система. Попытки ввести раздельное обучение мальчиков и девочек, трудовое воспитание и т.д. Временное введение платного обучения в старших классах, техникумах и вузах. Среднеспециальное образование. Рабфаки. Организация обучения в вузе. Советская аспирантура.

Тема 7.6. Культура русского зарубежья

Феномен русского зарубежья. Понятие «русское зарубежье» и «русская эмиграция». Причины эмиграции деятелей культуры из России. Четыре волны русской эмиграции. Связь культуры русского зарубежья с предшествующим развитием русской культуры (продолжение традиций Серебряного века и т.д.) и с развитием советской культуры. Характерные черты русской эмиграции в 1920–1930-х гг. и с 1940-х гг. до наших дней. Споры о путях борьбы с Советской Россией. Эволюция политических настроений. Евразийство и сменовеховство. Изменение отношения к Советской России. Литературное, музыкальное, художественное творчество эмигрантов. Издательская деятельность. Конгрессы соотечественников. Русская зарубежная церковь.

^ Культурные центры русской эмиграции. Центры русской культурной жизни на Западе: Париж (центр художественной культуры и науки), Берлин (центр общественно-политической жизни), Прага (центр науки и образования). Центры русской эмиграции на Востоке: Харбин, Шанхай, Токио. Историки русского зарубежья: П.Н. Милюков, А.А. Кизеветтер, С.П. Мельгунов, В.А. Мякотин и др. Творчество русских писателей: И.А. Бунина, А.И. Куприна, И.С. Шмелева, И.В. Одоевцевой, А.Т. Аверченко, М.А. Алданова, Н.А. Тэффи и др. Трагедия М.И. Цветаевой. Ф.И. Шаляпин, С.И. Рахманинов. Публицистика и научное творчество деятелей второй волны: Г. Андреева (Г.А. Хомякова), Б. Ширяева, Н. Рутыча, А. Авторханова, Н. Ульянова, Г. Климова и др.

Тема 7.7. Повседневная жизнь и мировоззрение советского человека

Советское общество. Социальная структура советского общества: социальные слои и взаимоотношения между ними, социальная мобильность. Рост образовательного и культурного уровня советского человека, его отношение к господствующей идеологии, партии и вождям. Соотношение коллективизма и индивидуализма. Эволюция советской семьи. Прикрепление к месту жительства. Пропаганда умеренности и стремление к комфортной жизни. Формы досуга советского человека.

^ Повседневная жизнь и мировоззрение колхозников и рабочих. Жители деревни. Понятие колхоза. Труд и оплата труда в колхозах. Необходимость подсобного хозяйства. Степень социальной защищенности колхозника. Проблема выдачи колхозникам паспортов. Коллективизм, традиционность. особенности семьи. Образование и воспитание детей: раннее приобщение к труду. Жилье и быт. Формы досуга. Понятие совхоза. Сходство и различие в жизни члена колхоза и совхоза. Жители города. Жители города. Труд рабочего и оплата труда. Степень социальной защищенности. Семья рабочего. Уровень образования и приобщение детей к труду. «Дача» – подсобное хозяйство. Жилищные условия. Быт. Формы досуга.

^ Повседневная жизнь и мировоззрение советской интеллигенции и советских чиновников. Интеллигенция. Особенности труда интеллигента и уровень его оплаты. осознание своего особого места в обществе. Степень социальной защищенности. Интеллигентная семья. Образование, воспитание и отношение к детям. Жилищные условия. «Дача» – место отдыха, творческого труда и подсобное хозяйство. Быт. Духовные потребности и формы досуга. Чиновники. Категории советских чиновников. Особенности работы и уровень ее оплаты. Осознание своей причастности к власти и злоупотребления ею. Особенности психологи чиновника. Широкие возможности для пользования социальными благами и система спецраспределения. Семья, воспитание и «пристраивание» детей. Жилищные условия. «Дача» – место отдыха и развлечений. Быт. Формы досуга.

Модуль 8. Современная российская культура: состояние и перспективы развития

Тема 8.1. Культурное развитие Российской Федерации

Условия развития и особенности современной российской культуры. Социокультурные последствия распада СССР. Основные характеристики современного российского культурного пространства. Противостояние ценностей традиционной русской и западноевропейской культур. Свобода художественного творчества и проблема выживания творцов в современных экономических условиях. Проблема сохранения культурного наследия, защиты русского языка и традиционных национальных ценностей как основы отечественной культуры. Государственная политика в области культуры. Отношение общества к культурным ценностям и достижениям. Массовая культура в современной России. Роль СМИ в современной культуре (телевидение, радио, печать, система рекламы).

^ Наука и образование в Российской Федерации. Проблемы развития российской науки («старение», «утечка мозгов», недостаточное финансирование и т.д.). Позитивные сдвиги в развитии науки (стабильные связи с мировой наукой и т.д.). Система образования в современном обществе. Государственное и негосударственное образование. Интеграция в Болонский процесс.

^ Художественная культура современной России. Современное градостроительство и архитектура. Проблема сохранения памятников архитектуры прошлого. Художественная культура современной России: многообразие стилей и направлений: реализм, постмодерн и др.

^ Будущее России и ее культуры.

* Данный список носит рекомендательный характер. Описывать абсолютно все названные здесь памятники не надо. Можно по своему усмотрению охарактеризовать несколько памятников из программы – но они должны быть разных стилей и различного предназначения. Студент может рассказать и о тех памятниках архитектуры соответствующего периода, которые известны ему, но не названы здесь. Необходимо не просто назвать памятники архитектуры, а охарактеризовать каждый из них (архитектор, предназначение здания, его стиль и особенности).

** Данный список носит рекомендательный характер. Описывать абсолютно все названные здесь памятники не надо. Можно по своему усмотрению охарактеризовать несколько памятников из программы – но они должны быть разных стилей. Студент может рассказать и о тех памятниках архитектуры соответствующего периода, которые известны ему, но не названы здесь. Необходимо не просто назвать памятники архитектуры, а охарактеризовать каждый из них (архитектор, предназначение здания, его стиль и особенности).

*** Необходимо рассказать о творчестве 1–3 художников и скульпторов, работавших в каждом из стилей, назвав и охарактеризовав по 2–3 произведения каждого их них.

* Данный список носит рекомендательный характер. Описывать именно названные здесь ансамбли не ОБЯЗАТЕЛЬНО. Нужно по своему усмотрению охарактеризовать несколько ансамблей: как из названных здесь, так и не названных, но известных студенту – но они должны быть рассматриваемого периода. Необходимо не просто перечислить ансамбли, а охарактеризовать каждый из них (архитекторы, предназначение, входящие в ансамбль здания, их стиль и особенности).

** Данный список носит рекомендательный характер. Описывать абсолютно все названные здесь памятники не надо. Можно по своему усмотрению охарактеризовать несколько памятников из программы – но они должны быть разных стилей и различного предназначения. Студент может рассказать и о тех памятниках архитектуры соответствующего периода, которые известны ему, но не названы здесь. Необходимо не просто назвать памятники архитектуры, а охарактеризовать каждый из них (архитектор, предназначение здания, его стиль и особенности).

*** Необходимо рассказать о творчестве 1–3 художников, работавших в каждом из стилей, назвав и охарактеризовав по 2–3 произведения каждого их них.

* Данный список носит рекомендательный характер. Описывать абсолютно все названные здесь памятники не надо. Можно по своему усмотрению охарактеризовать несколько памятников из программы – но они должны быть разных стилей и различного предназначения. Студент может рассказать и о тех памятниках архитектуры соответствующего периода, которые известны ему, но не названы здесь. Необходимо не просто назвать памятники архитектуры, а охарактеризовать каждый из них (архитектор, предназначение здания, его стиль и особенности).

* Нужно дать характеристику каждому из названных этапов, отметив основные тенденции культурного развития.

* Данный список носит рекомендательный характер. Описывать абсолютно все названные здесь памятники не надо. Можно по своему усмотрению охарактеризовать несколько памятников из программы – но они должны быть разных стилей и различного предназначения. Студент может рассказать и о тех памятниках архитектуры советского периода, которые известны ему, но не названы здесь. Необходимо не просто назвать памятники архитектуры, а охарактеризовать каждый из них (архитектор, предназначение здания, его стиль и особенности).

** Во время ответа на экзамене следует дать общую характеристику художественной культуры и в качестве примера рассмотреть одну из ее сфер (по выбору студента): литературу, живопись, скульптуру, киноискусство, музыку, театр.




Скачать 359,37 Kb.
оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер359,37 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх