Сибади сборник студенческих работ «история семьи в истории отечества» Омск Издательство Сибади 2008 icon

Сибади сборник студенческих работ «история семьи в истории отечества» Омск Издательство Сибади 2008


Смотрите также:
Новые поступления в библиотеку с 1 по 30 апреля 2010 г...
Новые поступления в библиотеку с 1 июня по 31 августа 2010 г. Аббревиатура...
Монография Омск...
Учебное пособие Омск Издательство Сибади 2007...
Учебное пособие Омск Издательство Сибади 2008...
Грамматика в упражнениях ч...
Атика в упражнениях ч. Инфинитив, герундий...
Амельченко
Монография Омск...
Учебно-методическое пособие Омск Издательство Сибади 2005...
Учебное пособие Омск Издательство Сибади 2006...
Учебное пособие Омск Издательство Сибади 2007...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать
С Б О Р Н И К

СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ

«ИСТОРИЯ СЕМЬИ

В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА»


Омск  2008

Федеральное агентство по образованию

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

(СибАДИ)


С Б О Р Н И К

СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ

«ИСТОРИЯ СЕМЬИ

В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА»


Омск

Издательство СибАДИ

2008

УДК 94(47): 929.52

ББК 63.3(2): 60,5

С 23


Рецензенты:

канд. ист. наук, доц. кафедры «Дореволюционная

отечественная история» Н.Г. Суворова (ОмГУ);

канд. ист. наук, доц. кафедры «Современная

отечественная история» С.П. Бычков (ОмГУ)


Сборник подготовлен на кафедре отечественной истории.


^ С 23 Сборник студенческих работ «История семьи в истории Отечества». – Омск: Изд-во СибАДИ, 2008. – 76 с.

ISBN 9785932044391


Данный сборник студенческих работ посвящен исследованиям студентов истории собственных семей, используя при этом интервьюирование своих близких родственников, семейные архивы. Благодаря этому история собственной страны стала для студентов не набором фактов, а чередой событий, в которых принимали участие их близкие. Сборник подготовлен Н.В. Кабаковой, А.А. Козловой, А.А. Крих, О.С. Охтень.


ISBN 9785932044391  Авторы, 2008








^ От авторов


Без истории не может существовать

ни одна нация, а в особенности русская,

поскольку именно история

является цементирующей

составляющей для народа.

«Русская доктрина»


Знать свою историю необходимо каждому народу, но наша страна особенная, здесь все традиции и сведения о наиболее важных событиях, помимо официальных документов, передавались из поколения в поколение. Однако настало время, когда семья перестала быть основным источником информации. Прошли годы, в которые о многих событиях прошлого предпочитали в лучшем случае молчать, в худшем – забыть.

Но времена меняются, меняется и отношение к истории. В последние десятилетия появилась хорошая традиция рассматривать не просто отвлеченные исторические факты, но их связь с отдельным человеком и его семьей. Возродился интерес к происхождению своей семьи, ее генеалогии. Результатом этого стал данный сборник работ студентов СибАДИ.

Не только государственные архивы и библиотеки дают нам возможность узнать о нашем прошлом. Среди нас еще живут те, кто помнит и может поведать о том, как жили они десять, двадцать, пятьдесят лет назад. Подобные воспоминания бесхитростны и откровенны. Во многом беседы именно с такими людьми и стали основой для многих представленных здесь работ. Помимо этого студенты использовали письма, фотографии, другие документы из сохранившихся семейных архивов. А затем авторы попытались соединить исторические факты, которые они почерпнули в рамках курса «История Отечества», с полученной информацией. В результате у них сложилась достаточно цельная картина исторического прошлого нашего народа, государства и собственной семьи.

Задача нашего сборника не ставить перед собой цель охватить все разнообразие жизни прошлых лет, ведь нельзя объять необъятное. Поэтому здесь встретятся и воспоминания о великих событиях, и о незначительных, быть может, в эпохальном плане, но важных для отдельного человека или семьи. Жизнь интересна тогда, когда о ней говорят те, кто прошел по одной из ее многочисленных дорог. Кто были эти люди, какова была их повседневная жизнь, походила ли она на нашу, сегодняшнюю? Что было бы с нами, если бы мы жили в те годы, как повели бы себя в тех условиях? Те, кто писал эти работы, наверняка задумались об этом.


История Отечества

в истории моей семьи


^ ГОЛОСА МОИХ ПРЕДКОВ


С. Антонов,

гр. 14 АТ


Дорога, извиваясь, бежала вперед, а за окном машины мелькали белые стволы берез, яркая зелень листвы. Я в нетерпении ерзал на переднем сидении рядом с отцом, поглядывая то на мелькавшие деревья, то на него. Вообще-то мы с отцом очень дружны, но сегодня он впервые взял меня на рыбалку, поэтому мое сердце пело от радости. Машина, сделав крутой поворот, выскочила на пригорок, и впереди на вершине холма я увидел бурьян и несколько разбитых плит…

Отец остановил машину и распахнул дверцу: «Вот все, что осталось от Усть-Гор – деревни, из которой мы, Антоновы, пошли. Здесь, Стас, и дед твой, и прадед, и прапрадед жили, да и я футбол гонял. Хорошая была деревня, красивая. Кому только помешала?»

Солнце только-только показалось на горизонте, а отец говорил, что когда-то деревня была очень большая, около трехсот дворов, были школа-восьмилетка, ток, контора и магазин. Дома располагались вдоль левого берега реки, а огороды спускались к самой воде. Среди этих домов был и дом Антоновых.

Отец продолжал рассказ: « …А началось все с того, что в конце XIX века на Украине в Черниговской губернии бушевал голод. Василий Антонов, по отцу Петрович, прослышал, что за Уралом богатые земли, край просторный. Вот и решил он попытать счастья и уйти в Сибирь. Был Василий в то время холостым, и терять ему было нечего. Собрал он свои небогатые пожитки, поклонился отцовской могиле, перекрестился и отправился в путь. Добирался до места несколько месяцев, голодал по дороге, но дошел до Омской губернии и оказался в Усть-Горах, где и обосновался.

Василий был человеком грамотным и решил открыть лавку. Отправился в уезд, чтобы закупить товар: гвозди, топоры, лопаты. Торговал сначала возле дома, затем построил в деревне на берегу реки лавку. Заработал денег, построил себе дом из вековых сосен в двенадцать бревен, собственноручно вырезал узоры на наличниках, поставил крепкие ворота.

Дом его был очень заметным в деревне, огромным и красивым. Там хлопотала Паша, молодая жена Василия. По тогдашним меркам дом был полной чашей: вдоль стен стояло несколько лавок, в одном углу печь, в другом – диван, за занавесью – кровать и колыбель. Около дома большой огород до самого берега реки, место для скота и погреб, который летом служил ледником.

Шли годы, у Василия с Пашей подросли дети. В лавке дела шли хорошо, и Василий решил купить себе двух коней, чтобы легче было вести хозяйство. Соседи увидели «лишнее добро», и написали куда следует. Василия объявили кулаком, раскулачили и всю семью отправили в ссылку за болото, в тайгу. Там все занимались сплавом леса. Постоянного места жительства не было, ночевали здесь же на берегу или в землянке.

Прошло четыре года, семья вернулась в Усть-Горы. Дом, конечно же, был разграблен, ни коров, ни коней не осталось. К этому времени подрос Степан, сын Василия, теперь он стал вести хозяйство и торговать в лавке, затем присмотрел себе невесту из местных, деревенских, по имени Глафира. Они поженились, в семье родилось шестеро детей.

Степан окончил школу агрономов и казалось, что все в семье замечательно, но наступил трагический 1941 год. Степан, как и большинство его односельчан, ушел на фронт. Первый бой принял во время обороны Москвы в составе сибирской дивизии. В 1942 году он окончил школу младших командиров и уже зимой участвовал в обороне Сталинграда, а затем в уничтожении войск шестой армии фельдмаршала Паулюса. В этих боях Степан получил тяжелое осколочное ранение ноги, в результате чего месяц провел в военном госпитале, затем был комиссован и уехал домой.

В Усть-Горы Степан вернулся весной 1943 года, когда в деревне не было ни одного мужика, а все хозяйство держалось на женской половине населения, да на подростках. На собрании колхозники выбрали Степана полеводом, а затем и председателем. На этом посту очень пригодилась ему хозяйская хватка. Когда война закончилась, вернулись в деревню мужики, и на смену Степану пришел новый молодой и энергичный председатель. Жизнь в деревне стала постепенно налаживаться.

Средний сын Глафиры и Степана Александр – твой дед, Стас, всю жизнь проработал в колхозе. Когда Усть-Горы расформировали, а все жители разъехались, дед переехал в деревню Хомутинку, где и умер».

Отец закончил свой рассказ и взглянул на меня. Солнце уже высоко поднялось над лесом, освещая развалины некогда живой и веселой деревни Усть-Горы. И мне на мгновение показалось, что я слышу голоса моих предков, живших на этой земле: Василия, Степана, Александра. Показалось на миг, что я вижу их серьезные лица. А, может, не показалось? Может быть, действительно, наши предки наблюдают за нами, не давая творить зло на земле.


^ ТРИ ПОКОЛЕНИЯ СЕМЬИ САФОНОВЫХ


Т. Бердникова,

гр. 11 ЭУН

Моя семья имеет богатую и давнюю историю, которую сегодня я знаю, благодаря своей маме. Хотя, конечно, если бы она начала составлять нашу родословную раньше, когда еще были живы многие родственники, я знала бы гораздо больше интересных подробностей о жизни моих дедов и прадедов.

Род Сафоновых происходит из крестьянского сословия. Мой прадед Сафонов Феофан Данилович родился в селе Обухово Нижегородской губернии в 1878 году. У прадеда было свое хозяйство, где приходилось много трудиться, работать от зари до зари.

С приходом советской власти произошли большие изменения в жизни. Сразу после Октябрьской революции в деревнях и поселках стали создаваться коллективные хозяйства, а в период коллективизации в 1930-е годы – колхозы и совхозы. Эти события не обошли стороной и село Обухово. Здесь еще в 1918 году был организован колхоз «Красный борец», где Феофан Данилович трудился до 1951 года. Работы он никакой не боялся, да и здоровье его никогда не подводило.

Жизнь, конечно, в то время была трудная. Колхозникам приходилось много работать за так называемые трудодни, которые заносились в трудовую книгу колхоза. По этим трудодням осенью в конце уборки урожая выдавалось зерно по норме на одного едока. В 1965 году колхоз был преобразован в совхоз, и жить стало немного легче: теперь у каждого рабочего человека была уже своя трудовая книжка, где начислялся стаж. А с 1961 года, после денежной реформы, появилась возможность гораздо легче покупать что-то из вещей, кухонной утвари, мебели и т.п.

В личной жизни моего прадеда тоже было не все просто. В 1925 году, в возрасте 45 лет, умерла его первая жена Таисия, оставив шестерых детей: Антона, 1900 г.р., Александру, 1904 г.р., Евдокию, 1909 г.р., Сергея, 1916 г.р., Анну, 1920 г.р., Фиму, 1922 г.р.

Спустя два года Феофан Данилович вновь женился, а произошло это так. Он долго присматривался к моей прабабушке, Феоктисте Григорьевне, ведь в дом была нужна не только хорошая хозяйка, но и любящая мать его детям. Феофан Данилович много раз засылал к ней сватов, но она почему-то все не давала согласия. Однако прадед не отступал, даже обращался к гадалке. В результате прабабушка «сдалась», и вскоре прадед тайком от всей родни привел ее к себе в дом.

Моя прабабушка Феоктиста Григорьевна Сафонова (в девичестве Большакова) родилась в 1896 году селе Гремячка Нижегородской губернии. До брака с прадедом она тоже была замужем. Но ее муж умер рано, и Феоктиста Григорьевна осталась одна с тремя детьми на руках: сыновьями Александром, Василием и дочерью Анной, которая, правда, умерла в юном возрасте.

О прабабушке, со слов своей мамы, я могу написать все только хорошее. Внешне она была очень миниатюрная: ростом невысокая, и даже в старости не страдала полнотой. Но при всем этом обладала невероятной выносливостью и работоспособностью. А еще прабабушка была необыкновенно доброй, приветливой, ни с кем не ругалась и грубого слова никому не говорила. Ее очень любили все внуки и правнуки.

Итак, с 1927 года прабабушка и прадедушка стали жить вместе. Детей Феоктисты Григорьевны прадед переписал на свою фамилию, а через год у них родился общий сын Николай – мой дедушка, о котором я расскажу ниже.

Как вспоминает моя мама, в доме у прадеда чуть ли не во всю избу под потолком были огромные палати, куда легко можно было перебраться с русской печки. И на этих самых палатях часто можно было видеть такую картинку: полулежа примостилась прабабушка, а рядом внуки, и она им рассказывала удивительные сказки, истории и всевозможные прибаутки. К неродным детям и внукам она относилась с большой любовью и уважением, и они ей платили тем же.

Дом Феофана Даниловича и Феоктисты Григорьевны никогда не пустовал, в нем постоянно было многолюдно. Жили они очень скромно, но всегда находили чем угостить и приветить. Феоктиста Григорьевна была всегда очень доброжелательна. С завидной стойкостью и терпением делила она тяжкий труд, невзгоды и лишения со своим мужем Феофаном Даниловичем. Они были очень трудолюбивыми людьми.

Вместе прабабушка и прадед вырастили и поставили на ноги 10 детей (6 детей прадеда, 3 прабабушки и общий сын). У них было 40 внуков (в живых осталось 30), 58 правнуков (сегодня из них живут 52), праправнуков – 64.

К большому сожалению, сейчас из детей прабабушки и прадеда в живых уже никого нет. Двоих сыновей забрала Великая Отечественная война: Василий пропал без вести, а Александр умер дома от ран. К огромной радости родителей, также воевавший сын Сергей вернулся домой целым и невредимым. Во время войны на Сталинградском фронте он познакомился своей будущей женой, и после Победы, вместе с семьей старшего брата Антона, они уехали в Красноярский край, где прожили более 40 лет. И их могилы теперь находятся вдали от родины. А все дочери прожили со своими семьями на родной Нижегородской земле. Характерно, что у всех детей прадедушки и прабабушки семьи были многодетными: у Антона и Евдокии – пятеро детей, у Сергея – четверо, у Анны, Александры – шестеро. Троих сыновей и трех дочерей вырастил их младший сын, мой дедушка, Сафонов Николай Феофанович.

Он родился в 1928 году в селе Обухово, Первомайского района, Горьковской области. Так получилось, что в самом раннем детстве дедушка покалечил себе правую ногу и на всю жизнь остался инвалидом. Конечно, ему приходилось нелегко, но он смог побороть в себе все комплексы. Рано научившись играть на гармошке, он быстро стал, как говориться, «первым парнем на деревне», ни одна вечеринка и свадьба не обходилась без него, и его игру знали далеко в округе. Это увлечение игрой на гармони в дальнейшем передалось и старшему сыну Александру, и среднему внуку Михаилу.

Детство у дедушки было очень тяжелое, ведь пришлось оно на военное лихолетье. Тринадцатилетнему подростку приходилось много работать в колхозе, так как в селе остались фактически одни старики, женщины и дети.

В 1946 году дедушку назначили бригадиром. И в этом же году он женился на моей бабушке Ольге Ильиничне Сафоновой (в девичестве Кильдешевой), родившейся в соседнем селе Шутилово в 1928 году, хотя официально их брак был зарегистрирован лишь в январе 1952 года уже после рождения третьего сына.

Бабушка и дедушка вместе трудились в одной бригаде, а председателем колхоза в то время был мой прадед Феофан Данилович.

Кроме работы в колхозе, Ольга Ильинична и Николай Феофанович вели свое небольшое хозяйство, также у них была маленькая пасека, а еще они сами «валяли» валенки. И по хозяйству, и в воспитании детей им очень много помогала прабабушка.

В 1960-е годы в стране активно проводилась кампания по вербовке на работы по освоению Сибири и Казахстана. И дедушка с бабушкой тоже решили попытать свое счастье в далеком крае. В 1964 году они окончательно решили покинуть родное село, хотя многие их отговаривали уезжать, да еще с детьми, ведь самой маленькой дочери было всего около 9 месяцев. Но бабушка сказала: «Хоть может там, в Сибири, мы досыта поедим хлеба». Сибирских крестьян в стране всегда считали более зажиточными.

Дедушка продал дом, хозяйство и вскоре с семьей переехал в Тюменскую область, в Бердюжский район, в совхоз Ермутлинский, где он устроился работать помощником кузнеца-молотобойца, а бабуш- ка – телятницей на ферму.

Вместе с моим дедушкой в далекую Сибирь поехала и его мама Феоктиста Григорьевна, чтобы помочь сыну устроиться на новом месте, а прадедушка перешел жить к дочери Евдокии, так как ему было уже 86 лет. К сожалению, с женой они больше не увиделись. Прабабушка умерла в Сибири в 1986 году в возрасте 72 лет, а прадедуш-ка – через два года на 93 году жизни. Феоктисте Григорьевне уж очень не хотелось умирать на чужбине, но так получилось...

В совхозе Ермутлинский дедушка с бабушкой прожили всего 3 года. А в 1967 году они переехали в Тюменский район, в деревню Решетниково, где прожили почти 40 лет.

Ольга Ильинична 10 лет проработала дояркой. Этот труд не из легких, долгое время коров доили вручную, без всякой механизации. На работу бабушка вставала в 5 утра, а ложилась очень поздно, потому что дома ее еще ждали хозяйственные заботы, а также надо было уделить внимание детям. За свой добросовестный труд Ольга Ильинична была неоднократно награждена ценными подарками, премиями, была занесена на Доску почета и награждена знаками «Победитель социалистического соревнования» и «Ударник коммунистического труда».

В 1977 году бабушка вышла на досрочную пенсию, так как за воспитание шестерых детей была отмечена орденом «Мать-героиня». А в следующем году, много лет проработав кузнецом, пенсионером стал и мой дедушка Николай Феофанович. Только без дела они сидеть не привыкли, поэтому продолжали трудиться, конечно же, на более легкой работе. В полутора километрах от деревни была построена база отдыха, где дедушка и бабушка работали сторожами.

В 1996 году в нашей семье произошло знаменательное событие: Николай Феофанович и Ольга Ильинична отметили «золотую свадьбу» – 50-летие совместной жизни. Однако через год бабушка ушла из жизни, а дедушка ее пережил на 5 лет. Они прожили жизнь долгую и нелегкую и хотя имели только начальное образование, смогли воспитать шестерых детей, двенадцать внуков и шесть правнуков. О своих родителях моя мама всегда говорит с большим уважением, а своей матери Ольге Ильиничне посвятила стихи:

Никаких гимназий не кончала,

Бога от попа не отличала.

Лишь детей рожала да качала,

Но жила, одну мечту тая:

Вырастут – и в этой жизни серой

Будут мерить самой строгой мерой,

Будут верить самой светлой верой,

Дочери твои и сыновья.

Чтобы каждый был из нас умытым, сытым,

С головы до ног обшитым,

Ты всю жизнь склонялась над корытом,

Над машинкой швейной и плитой.

Всех ты удивляла добротою,

Самой беспросветной темнотою,

Самой ослепительной мечтою...

Нет святых.

Но ты была святая!

Все дети Николая Феофановича и Ольги Ильиничны живут в Тюмени, только моя мама Бердникова (Сафонова) Татьяна Николаевна – в поселке Игрим Березовского района.

Она родилась в 1959 году в селе Обухово, Первомайского района, Горьковской области, вместе с родителями переехала в Сибирь, где в 1967 году пошла в 1-й класс. В деревне Решетниково была только начальная школа, а дальше приходилось учиться в средней школе соседнего поселка Новотарманск, который находился в 15 километрах от дома. В начале 1970-х годов дороги были не очень хорошие, автобусы ходили плохо, до Новотарманска приходилось добираться когда на автобусе, а когда и на попутной машине. И только спустя 2 года для учеников окрестных деревень построили школьный интернат, где моя мама жила и училась 4 года. Домой она ездила только на выходные и каникулы, при этом всегда старалась помочь родителям по хозяйству: зимой – наносить воды, дров, затопить печь, а в летние каникулы – на покосе и заготовке дров. Особенно моей маме нравилось приходить на ферму, где работала бабушка Ольга Ильинична и помогать ухаживать за коровами.

Впечатления детства, может быть, самые сильные и устойчивые в жизни человека. Сколько бы ни наслаивались на них другие, более поздние, они остаются на всю жизнь, во многом определяя характер человека, его пристрастия, его моральный уровень. При этом они имеют необыкновенное свойство – с годами становятся привлекательнее и светлее.

Самое яркое воспоминание маминого детства – это их большая семья, где моя мама моя была пятым ребенком. По тем временам это не считалось чем-то выдающимся. Конечно, определенные трудности были: прокормить такую ораву, как тогда говорили, было нелегко. А обуть, одеть? Как рассказывала моя мама, одевались они очень скромно, без изысков и роскошеств. Еда тоже была самая простая и дешевая: трижды в день ели первое, а также каши, картошку. Никаких колбас, сыров, консервов и прочих современных деликатесов. Так проходило мамино детство.

В 1977 году мама окончила школу, где была очень активной и ответственной комсомолкой, и поступила на курсы продавцов, пройдя затем повышение квалификации в профессиональном торговом училище.

В 1985 году мама переехала жить в поселок Игрим и устроилась работать кассиром в местную аптеку. Здесь она встретилась с моим папой – Бердниковым Николаем Ивановичем, родившимся в 1950 году в селе Азово Таврического района Омской области. Они познакомились на уборке картофеля (папа был водителем на автобазе № 8) и вот уже 22 года счастливо живут вместе. И хотя сейчас, из-за сложностей в трудоустройстве, папа вынужден жить в соседнем поселке Приобье и приезжать домой только по выходным, родители по-прежнему любят и ценят друг друга.

Конечно, у нас не такая большая семья, как у моих предков. В 1987 году у моих родителей появилась первая дочь, моя сестра Бердникова Анна Николаевна, которая сейчас учится на третьем курсе экономического факультета Омского государственного университета. А 1989 году родилась я – Бердникова Тамара Николаевна. Сейчас я – студентка Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии.

Я не умею предвидеть будущее и еще не знаю, как сложится моя жизнь, куда занесет меня судьба. Но я надеюсь, что я проживу свою жизнь достойно, и о ней также будут с интересом рассказывать мои дети, внуки и правнуки.

Описывая свою родословную по линии мамы, я многое узнала о жизни своих предков. Все они достойны памяти и уважения.


^ ИСТОРИЯ МОЕЙ СЕМЬИ


А. Буркин,

гр. 23 ПГС


Мои знания, которыми я располагаю об истории моей семьи, весьма обширны. Нелегкую жизнь прожили мои родные. Многое в жизни, происходившее с ними, напрямую было связано с историческими событиями, которые переживала вся наша страна.

Мой прапрадед Шуркевич Роман Иванович родился в 1875 году в Могилевской губернии, в Белоруссии, отец его был крестьянином-батраком. Жили они очень бедно, много работали, получая за свой труд копейки. В 14 лет прапрадед уехал в Киев, устроился подмастерьем на кирпичный завод. Там он сразу примкнул к рабочей политической организации. Расклеивал листовки, распространял прокламации.

В 1905 году за участие в забастовке Роман Иванович был арестован, бежал из-под ареста, скрывался, а в 1907 году вместе с семьей отправился в Сибирь, в Тарский уезд.

В 1913 году прапрадед был осужден земским судьей за исполнение революционных песен и за политическую деятельность. В 1915 году он пошел на империалистическую войну, откуда вернулся в 1918 году и вступил в отряд партизан под управлением легендарного Артема Избышева. В то время у власти в Сибири был адмирал Колчак, в Таре же командовал его соратник, полковник Франк.

В июле 1919 года белые одержали победу под Унарой, погиб Артем Избышев, а мой прапрадед и многие другие были брошены в тарскую тюрьму. Многих из них колчаковцы тогда расстреляли, забили до смерти шомполами, закололи штыками. Среди них оказался и брат моего прапрадеда.

…Стоят близ Тары обелиски

Как память зверствам Колчака.

Сельчан погибших на них списки,

И боль, и память на века…

Мой прапрадед и несколько партизан чудом сумели бежать из тюрьмы. Из остатков разбитых партизанских групп снова собирался отряд.

Осенью 1919 года власть Колчака пала…

А в середине 1920-х гг. в Сибири началась организация колхозов. Прапрадед в числе первых вступил в колхоз и до 1927 года был членом Голубовского сельского совета. А прабабушка Домна Иосифовна вела хозяйство, растила детей.

В 1927 году в уезде произошло кулацкое восстание, и по указу из Тары все члены сельсовета с семьями ночью тайно выехали в Тару. Там семья моего прапрадеда и осталась жить.

В Таре, в местном музее, еще при Советской власти в экспозиции «Партизанское движение Севера» был помещен портрет моего прапрадеда и его партизанская книжка за № 43.

У Романа Ивановича было 9 детей, самыми младшими из которых были сын Степан, 1924 года рождения, и дочь Прасковья, 1922 года рождения, моя прабабушка. Степана после окончания школы направили в офицерское училище, а после его окончания, будучи лейтенантом кавалерийского полка, он воевал на Берлинском направлении, где пал смертью храбрых в битве за Берлин. Степан Романович был похоронен в братской могиле под Берлином. До сих пор в доме висит его портрет. Степан был из тех, «кто в штыки поднимался как один, тех, кто брал Берлин».

А прабабушка Прасковья Романовна в годы войны по направлению комитета ВЛКСМ была откомандирована на работу в контрольно-учетное бюро (место, где выдавали продуктовые карточки). Работа была ответственная, ошибиться было нельзя.

Во время войны умер мой прапрадед, Роман Иванович, отнялись ноги у прапрабабушки Домны Иосифовны после получения похоронки на сына Степана.

Но пришел долгожданный День Победы, и началась спокойная, мирная жизнь…

В Таре же жила семья другого моего прапрадеда, Никифорова Алексея Александровича. Он со своей семьей приехал сюда из Тобольска в 1905 году.

Это была семья потомственных купцов, отличавшаяся хорошим достатком и образованностью. Прапрабабушка, Феодора Семеновна, занималась домом, детьми. Прапрадед не стал продолжать торговое дело, а устроился старшим казначеем. По тем временам это была уважаемая должность – на работу прапрадед ездил на тройке казенных лошадей. До 1919 года они жили в казенном доме, свой не покупали, потом приобрели купеческий дом.

Алексей Александрович работал в том же казначействе и при советской власти, ведь стране нужны были грамотные люди. Политикой он не занимался, к тому же сдал имевшиеся в доме ценности семьи в казначейство.

В семье было четверо детей – 3 сына и дочь. Самый младший сын, Петр, мой прадед, родился в 1917 году.

Но в благополучный дом пришла беда – чахотка, и в 1928 году умер Алексей Александрович, а в 1930 году – Феодора Семеновна. Старшие сыновья к тому времени жили отдельно, а над домом и младшими приняли опеку родственники. Вскоре умерла и сестра моего прадеда, а его самого в возрасте 13 лет забрал родной брат матери и увез на Дальний Восток.

Там прадед и закончил школу, после поступил в военное училище. Потом – война, Ленинградский фронт, знаменитый «Пятачок». Удержать его надо было любой ценой, чтобы не пустить фашистов в Ленинград. Прадед был командиром роты, там же вступил в ряды КПСС.

…И вот в очередной раз фашистские танки тучей двинулись на наши батареи. Кончились снаряды, а танки все идут. Отступать нельзя, позади – Ленинград. И тогда бойцы стали связывать гранаты вместе по несколько штук и подбрасывать их под гусеницы, а раненые бойцы просто подползали под танки с этими связками. Батарея молчала, но немецкие танки горели. Вскоре подошла и наша танковая колонна… Немецкая атака была отбита.

В этом бою от целой роты кроме командира, моего прадеда, осталось в живых только два раненых бойца. Сам прадед, также весь израненный, был отправлен в госпиталь. В 1944 году он вернулся домой, с орденами и медалями, но самой дорогой наградой была медаль за тот бой  «За отвагу». Она давалась за личное мужество.

Родные братья моего прадеда, Аполлоний и Александр, сложили головы за Родину, один – под Сталинградом, другой – под Москвой.

Когда мой прадед вернулся в отчий дом, в Тару, где в его отсутствие хозяйничали опекуны, то не узнал дома: огромная библиотека отца исчезла, пропали практически все семейные вещи. Чудом сохранилась серебряная ложечка от столового сервиза да несколько книг XIX века. Эти вещи до сих пор бережно хранятся в моей семье.

Вскоре мой прадед и прабабушка поженились, у них родилось двое детей. Одна из них – моя бабушка. Жили в доме прадеда. Стали подрастать дети, и на каждый Новый год 1 января устраивались праздники для всех детей улицы. Было много пирогов (прабабушка очень хорошо стряпала), большая елка, готовился домашний спектакль, прапрадед играл на баяне, гитаре, шили костюмы, народу – полный дом, было очень весело…

Моя мама родилась в Омске, но на все праздники и каникулы она приезжала в Тару, к бабушке и дедушке, да и я почти все детство провел в семейном доме. Там наша родина, могилы предков.

Все это мне рассказала моя бабушка. А прадеда и прабабушки уже нет в живых, опустел дом, за ним присматривает брат моей бабушки.

Мы с родителями часто бываем в Таре, в нашем родном доме, делаем ремонт, уборку, помогаем, чем можем нашим родным. Мы бережно храним наши семейные реликвии.

История нашей семьи продолжается.


^ РАДИ СПАСЕНИЯ СВОИХ ДЕТЕЙ


А. Журавлева,

гр. 11 ИЗОС


Часть 1


Шел 1917 год... Это было время, когда разрушалось старое государство. Люди боялись всего нового, но многие понимали, что и по-старому жить невозможно. Дворяне боялись выходить на улицу, а крестьяне требовали свободу. Старая Российская империя рушилась, а зарождалась никому не известная страна. Это было тяжелое время. Время не только новых идей, но и необузданной людской ненависти. По отношению к дворянскому сословию советская власть стала проводить достаточно жесткую политику. Имущество дворян подвергалось конфискации в пользу нового государства.

Темная ночь… За столом сидит человек, он в панике, в голове проносятся мысли: «Что делать? Как уберечь свою семью? Куда бежать?». Человек встал и начал мерить комнату ногами. В голове все быстрее вертелись мысли: «Они скоро придут, не могут не прийти. Они будут жестоко мстить за века унижения… Что же делать? Нет, я не могу добровольно отдать накопленное мною добро. Это все мое: дом, семья, жизнь. Они не имеют права!» Лицо человека на миг прояснилось: «А что, если… А что, если они не придут? Может, они забыли про меня, и все будет в порядке? Да, скорее всего так оно и есть». Он выбежал из комнаты с истерическим смехом. Пробежал по коридору, ворвался в комнату, где измученная и как-то сразу постаревшая жена успокаивала троих сыновей. Он схватил ее за руку, истошно крича: «Они забыли про нас!!!» Истерика продолжалась недолго, понимающие и равнодушные глаза жены успокоили его. Осознавая, что пугает детей, он вышел из комнаты, вернулся в кабинет. Дом застыл в напряженном ожидании.

…Они пришли ночью. Попросили открыть дверь. Уже тогда он решил не сдаваться. Никто не имеет права выгонять его из собственного дома. Он вышел через черный ход. В парадную дверь стучали все громче. Решение пришло моментально, он вывел семью, посадил троих детей в карету и велел: «Гнать в Сибирь!» Он знал, что никогда больше не увидится со своей семьей. Сам же вернулся и открыл парадную дверь, что было дальше с этим человеком, по фамилии Борисов, никому не известно. Известна лишь судьба троих сыновей. Они обосновались в Сибири, каждый из них завел здесь семью, а их дети создали свои семьи, в одной из которых родился мой отец.

Иногда, когда старшие родственники в нашей семье собираются вместе, они вспоминают эту историю. Однажды услышала ее и я.






оставить комментарий
страница1/3
Дата16.10.2011
Размер0.95 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
плохо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх