С. В. Лобанов «Танец с Шивой» важнейшая из книг известного шиваитского Мастера. Это настоящий энциклопедический справочник по самым разным сторонам богатейшей индуистской духовной куль­туры, иллюстрированный, объ icon

С. В. Лобанов «Танец с Шивой» важнейшая из книг известного шиваитского Мастера. Это настоящий энциклопедический справочник по самым разным сторонам богатейшей индуистской духовной куль­туры, иллюстрированный, объ



Смотрите также:
Садгуру Шивайя Субрамуниясвами...
Справочный аппарат нашей библиотеки...
С. Т. Махлина восток на западе...
Положение о международном фестивале конкурсе музыкально-художественного творчества...
Практикумы по философии...
Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник...
Справочник состоит из следующих разделов...
Туры "По самым красивым местам всемирного наследия"...
Приложение потребность в книгах...
«политология»
Справочник составитель П. Назаревский всесоюзное издательство «Советский композитор»...
Данную тему предлагается провести в виде дискуссии-обсуждения...



страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
скачать
Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Танец с Шивой. Совре­менный катехизис индуизма.


Перевод: Л. Озолин (Введение и мандала 1)

П. Алейников (Мандалы 2—25)

А. Костенко (Мандалы 26—31 и приложения)

Ответственный редактор: А. Костенко

Главный редактор русского перевода: С. В. Лобанов


«Танец с Шивой» — важнейшая из книг известного шиваитского Мастера. Это настоящий энциклопедический справочник по самым разным сторонам богатейшей индуистской духовной куль­туры, иллюстрированный, объемный (в английском оригинале 1008 страниц!) и аутентичный текст по шиваитскому индуизму. «ТАНЕЦ С ШИВОЙ» — это долгожданный и неоценимый подарок не только всем любителям йоги, индийской философии, религии и духовной культуры, но и вообще всем людям, не лишен­ным духовных запросов. Написанный доходчивым и увлекатель­ным языком и, по словам самого автора, «по новому излагающий очень древнее и непреходящее знание», «Танец с Шивой» будет интересен и понятен как специалисту-религиоведу и индологу, так и самому массовому читателю. «ТАНЕЦ С ШИВОЙ» — это украшение любой общественной или личной библиотеки.


Содержание

Посвящение

Предисловие автора ко второму русскому изданию

Предисловие автора к английскому изданию

Верования индуизма. Где проживают индуисты? Индуизм восточная религия. Индуистский взгляд на жизнь. О настоящем издании «Танца с Шивой». Как изучать и преподавать «Танец с Шивой»

^ УПАНИШАДА ПЕРВАЯ. ВЕЧНЫЕ ИСТИНЫ САНАТАНА ДХАРМА

Мандала 1: Самореализация — ПАРАМАТМА ДАРШАНА

1.Кто я? Откуда я? 2.Куда я иду? Каков мой путь? 3.Что подразумевается под «Танцем с Шивой»? 4.Как научиться танцевать с Шивой? 5.Какова конечная цель земной жизни? Писания говорят о Самореализации

Мандала 2: Индуизм

6.Каковы главные ветви индуизма? 7.Что представляет собой глубоко мистическая школа шиваитов? 8.В чем магия и сила шактизма? 9.Что такое школа преданных вишнуитов? 10.Что такое универсалистская школа смартистов? Писания говорят о религии

Мандала 3: Шиваитский индуизм — ШАЙБА ДХАРМА.

11.Какова природа шиваитской теологии? 12.Как шиваиты относятся к другим религиям? 13.Как шиваизм остается современным? 14.Какова для шиваитов природа жизни? 15.Какова символика Танца Шивы? Писания говорят о шиваизме

^ УПАНИШДДА ВТОРАЯ. БОГ И БОГИ — ДЭБА ДЭБАТА

Мандала 4: Наш Всевышний Бог — ШИВА

16. Какова природа нашего Бога Шивы? 17. Какова непроявленная сущность Бога Шивы? 18. Что такое Чистое Сознание Бога Шивы? 19. Какова природа Изначальной Души? 20. Каковы традиционные формы Бога Шивы? Писания говорят о Шиве

Мандала 5: Владыки Дхармы — ГАНЕША КАРТТИКЕЙЯ

21. Существуют ли другие боги, кроме Шивы? 22. Какова природа Господа Ганеши? 23. Каковы особые обязанности Господа Ганеши? 24. Какова природа Господа Карттикейи? 25. Что означает копье Карттикейи? Писания говорят о Владыках. Дхармы

^ УПАНИШАДА ТРЕТЬЯ. НАША БЕССМЕРТНАЯ ДУША АМРИТАТМА

Мандала 6: Природа души—АТМАСВАРУПА

26. Какова природа нашей индивидуальной души? 27. Чем наша душа отличается от Шивы? 28. Каким образом наша душа идентична Шиве? 29. Почему мы не всезнающи, как Шива? 30. Как индуисты понимают мокшу? Писания говорят о душе

Мандала 7: Карма и перерождение — САНСАРА

31. Как индуисты понимают карму? 32. Существует ли хорошая и плохая карма? 33. В чем состоит процесс реинкарнации? 34. Как мы должны смотреть на смерть и на умирание? 35. Как наилучшим образом подготовиться к смерти? Писания говорят о сансаре

Мандала 8: Путь к освобождению — САНМАРГА

36. Каковы четыре стадии Пути? 37. Какова природа чарья-пады? 38. Какова природа крия-пады? 39. Какова природа йога-пады? 40. Какова природа джняна-пады? Писания говорят об освобождении

^ УПАНИШАДА ЧЕТВЕРТАЯ. МИР — ШИБАМАЙЯ

Мандала 9: Три мира — ТРИЛОКА

41. Откуда появилась вселенная? 42. Какова природа физического плана? 43. Какова природа тонкого плана? 44. Какова природа причинного плана? 45. Кончается ли когда-нибудь вселенная? Реальна ли она? Писания говорят о трех мирах

Мандала 10: Благость всего — САРВАБХАДРА

46. Являются ли души и мир в принципе благими? 47. Почему некоторые души совершают злые дела? 48. В чем источник добра и зла? 49. Как может благой Бог допускать зло? 50. Нужно ли избегать участия в мирских, делах? Писания говорят о благости

Мандала 11: Грехи страдания — ПАПАДУХКХА

51. Почему в мире есть страдания? 52. Что есть грех? Как мы можем искупить его? 53. Существует ли ад на самом деле? Существует ли Сатана? 54. Каковы последствия греховных поступков? 55. Наказывает ли Бог неправедных? Писания говорят о грехе и страдании

^ УПАНИШАДА ПЯТАЯ. ПРАВЕДНАЯ ЖИЗНЬ—ДХАРМА

Мандала 12: Четыре дхармы — ЧАТУРДХАРМА

56. Что такое дхарма? Каковы ее формы? 57. Что такое универсальная дхарма? 58. Какова природа социальной дхармы? 59. Какова природа человеческой дхармы? 60. Какова природа личной дхармы? Писания говорят о четырех дхармах

Мандала 13: Праведное поведение — САДАЧАРА

61. В чем смысл праведного поведения? 62. Каковы четыре ключа к праведному поведению? 63. Как познается праведное поведение? 64. В чем состоят десять классических ограничений? 65. Каковы десять правил, которые необходимо соблюдать? Писания говорят о праведном поведении

Мандала 14: Непричинение зла — АХИМСА

66. В чем смысл великой добродетели, называемой ахимса? 67. Каков внутренний источник непричинения зла? 68. В чем внутренний источник насилия? 69. Связано ли вегетарианство с принципом непричинения зла? 70. Как можно достигнуть мира на земле? Писания говорят о непричинении зла

^ УПАНИШАДА ШЕСТАЯ. СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ — ГРИХАСТХА

Мандала 15: Муж и жена — ДАМПАТИ

71. В чем состоит главная цель брака? 72. Каковы обязанности мужа? 73. В чем заключаются особые обязанности жены? 74. Как индуист смотрит на сексуальность? 75. Как секс соотносится с браком? Писания говорят о мужчине и женщине

Мандала 16: Брак — ВИВАХА

76. В чем состоит основа счастливого брака? 77. Должны ли мы вступать в брак с представителями лишь нашей религии? 78. Как устраиваются браки индуистов? 79. Какова структура индуистской семьи? 80. Как улаживаются семейные проблемы? Писания говорят о браке

Мандала 17: Дети — АПАТЬЯ

81. В чем состоит реализация брака? 82. Каковы основные обязанности родителей? 83. Насколько строго нужно руководить детьми? 84. Следует ли поощрять молодых людей к вступлению в брак? 85. Как поддерживается гармония в семье? Писания говорят о детях

^ УПАНИШАДА СЕДЬМАЯ. СВЯЩЕННАЯ КУЛЬТУРА — МАНГАЛА КРИЯ

Мандала 18: Пути мудрости — БОДХИ ТАНТРА

86. Как мы преодолеваем жизненные препятствия? 87. Каковы ежедневные йогические практики индуиста? 88. Как применяются аюрведа и джйотиш? 89. Как индуисты относятся к искусству и культуре? 90. Каков взгляд индуистов на жертвование? Писания говорят о путях мудрости

Мандала 19: Обряды — САМСКАРА

91. В чем состоят индуистские обряды перехода из одного состояния жизни в другое? 92. Каковы обряды, связанные с детством? 93. Каковы обряды взрослых? 94. Каковы обряды, связанные с рождением ребенка? 95. Существуют ли ритуалы для возраста мудрости? Писания говорят об обрядах

Мандала 20: Праздники — УТСАВА

96. Каковы праздничные дни шиваизма? 97. Каковы главные праздники Шивы? 98. Каковы главные праздники Ганеши? 99. Каковы главные праздники Карттикейи? 100. Какие существуют другие важные праздники? Писания говорят о праздниках

^ УПАНИШАДА ВОСЬМАЯ. СВЯЩЕННОЕ ПОЧИТАНИЕ — УПАСАНА

Мандала 21: Храмы Шивы— ШИВАЛАЙЯ

101. Какова природа храма Шивы? 102. Как основываются и строятся храмы? 103. Когда нужно посещать храм? 104. Как человек приходит в храм Шивы? 105. Что происходит в храме Шивы? Писания говорят о храмах Шивы

Мандала 22: Храмовые ритуалы—ПУДЖА

106. В чем внутренняя важность пуджи? 107. В чем заключается особый ритуал, называемый арчана? 108. Какова природа почитания образа? 109. Кто являются священнослужителями в храмах Шивы? 110. Что делает пуджари во время пуджи? Писания говорят о храмовых обрядах

Мандала 23: Любовь к Богу—БХАКТИ

111. Предназначено ли храмовое поклонение лишь для начинающих? 112. Как преданные готовятся к молитве? 113. Как наша молитва достигает богов? 114. Молятся ли шиваиты только в храмах? 115. Каково назначение домашнего алтаря? Писания говорят о любви к Богу

^ УПАНИШАДА ДЕВЯТАЯ. СВЯТЫЕ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ – МАХАТМА

Мандала 24: Монашеская жизнь—ВАЙРАГЬЯ

116. Какова индуистская монашеская традиция? 117. Каковы цели жизни отрекшегося от мира? 118. Каков путь кундалини-санньясина? 119. Каков обряд посвящения саннъясина? 120. Каковы святые правила саннъясы? Писания говорят о монашеской жизни

Мандала 25: Познавшие Бога —ДЖНЯНИ

121. Кто духовные лидеры индуизма? 122. Кто такие святой, мудрец и садгуру? 123. Существуют ли какие-то другие названия святых? 124. Каковы правила отношений с гуру? 125. В чем состоит уникальная функция садгуру? Писания говорят о познавших Бога

^ УПАНИШАДА ДЕСЯТАЯ. СВЯЩЕННЫЕ ПИСАНИЯ — ШАСТРА

Мандала 26: Богооткровенные писания—ШРУТИ

126. Какие богооткровенные священные писания имеются в индуизме? 127. Что из себя представляют тексты Вед? 128. В чем состоит значение Вед сегодня? 129. Что собой представляют священные Агамы? 130. В чем важность Агам сегодня? Писания говорят о шрути

Мандала 27: Второстепенные писания — СМРИТИ

131.Различаются ли смрити и священная литература? 132. Какие тексты дополняют Веды и Агамы? 133. Есть ли в индуизме эпосы и мифы? 134. Какие еще есть типы священных текстов? 135. Каков источник этого катехизиса? Писания говорят о смрити

Мандала 28: Исповедания веры — МАНТРА

136. Что такое святая мантра «Намах Шивайя»? 137. Как правильно произносить «Намах Шивайя»? 138. Необходимо ли посвящение для выполнения джапы? 139. Каково исповедание веры в шиваизме? 140. Как применяется исповедание веры? Писания говорят об исповедании веры

^ УПАНИШАДА ОДИННАДЦАТАЯ. МОНИСТИЧЕСКИЙ ТЕИЗМ — АДВАЙТА ИШВАРАВАДА

Мандала 29: Монизм и дуализм — АДВАЙТА ДВАЙТА

141. Какие философии имеются в индуизме? 142. Чем различаются монизм и дуализм? 143. Возможно ли примирить монизм и дуализм? 144. Каковы воззрения монистического теизма? 145. Содержится ли монистический теизм в Ведах? Писания говорят о Едином и Двух

Мандала 30: Воззрения на реальность — СИДДХАНТА

146. Какие две школы имеются в шайва-сиддханте? 147. Каковы два воззрения на творение? 148. Каковы воззрения на Бога и душу? 149. Каковы различные воззрения на зло? 150. Каковы воззрения на махапралайю? Писания говорят о сиддханте

^ УПАНИШАДА ДВЕНАДЦАТАЯ. ПЕРЕДАЧА СИЛЫ — САМПРАДАЙЯ

Мандала 31: Гималайская линия передачи учения — КАЙЛАСА ПАРАМПАРА

151. Что такое Натха-сампрадайя? 152. Что такое Кайласа-парампара? 153. Что известно о ранних наставниках Кайласа-парампары? 154. Кто такие Кадайтсвами и Челлаппасвами? 155. Как звали предпоследнего гуру Кайласа-парампары и кто нынешний гуру? Писания говорят о парампаре

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Шиваитский символ веры — Шайва-шраддха-дхарана

2. Шесть школ шиваизма—Шатшайва сампрадайя

3. Истина одна, путей много — Экам cam анеках пантхах

4. Индуистская хроника—Бхарата-калачакра

5.О духовной традиции автора — Кайласа-парампара

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СЛОВАРЬ

^ ТАБЛИЦЫ: ВЕДИЧЕСКАЯ И АГАМИЧЕСКАЯ КОСМОЛОГИЯ, ТАТТВЫ И ЧАКРЫ


Посвящение


Ганеше, божеству качеств, устранителю всех пре­пятствий на пути появления этого современного инду­истского катехизиса, — Ему мы оказываем глубочайшее почтение! Этот святой текст посвящается моему садгуру, мудрецу Йогасвами из Шри-Ланки, совершенному сиддха-йогу и просветленному учителю, познавшему Непоз­наваемое и державшему Истину в ладони своей руки. Как патриарх Кайласа-парампары Нандинатха-сампрадайи, этот смиренный ученик Челлаппасвами посвятил меня во все, что вы найдете здесь. Он велел всем искать внутри, познать Себя и видеть Бога Шиву везде и в каждом. Среди его великих высказываний: «Познай Себя сам. Шива дела­ет это все. Все есть Шива. Пребывай в спокойствии». Более чем 2000 лет тому назад наш великий парамагуру, Риши Тирумулар, ярко выразил сущность танца с Шивой:

Тридцать шесть элементов танцуют. Садашива танцует. Сознание танцует. Шива и Шакти танцуют. Живое и неживое танцуют. Все они и Веды танцуют, когда Всевышний танцует Свой танец блаженства. Семь миров — словно Его золотая обитель, пять чакр — словно Его пьедестал, центральная кундалини-шакти — словно Его божественная сцена, так в экстазе Он танцу­ет, Он, Кто есть Трансцендентный Свет. Он танцует с небожителями. Он танцует в золотой зале. Он танцу­ет с тремя богами. Он танцует с собранием безмолвных мудрецов. Он танцует в песне. Он танцует в первичной энергии. Он танцует в душах — Он, Господь Танца. Тат Асту.


^ Предисловие автора ко второму русскому изданию


Есть очень много книг об индуизме, написанных уче­ными и свами. «Танец с Шивой» отличается от них тем, что суммирует весь индуизм, каков он есть сегодня, в его полно­те. Эта книга рассказывает о современном индуизме простым языком, понятным и взрослым, и молодежи. Мы надеемся, что она пробудит в читателе интерес к древнейшей религии мира. Читайте «Танец с Шивой: современный катехизис индуизма» снова и снова — по одной шлоке с комментарием-бхашьей в день. Это принесет радость и пользу всей семье. Обзоры всех мировых религий и индуистская хроника также дадут вам новые полезные знания.

Я уже бывал в великой стране России дважды и собираюсь побывать еще. Я был здесь в 1972 году, когда мы, семьдесят два индуиста-шиваита, возвращались домой после месяцев, прове­денных в Индии, а потом в 1990 году, когда правительство Со­ветского Союза спонсировало приезд 700 духовных и 700 политических лидеров на Всемирный форум за выживание че­ловечества. В конце отведенной на форум недели две с половиной тысячи человек собралось в историческом Кремле. К удивлению всех собравшихся, мой собрат, индуистский свами, Е. С. Парамананда Бхарати, открыл заседание, пропев три раза «Аум». Звуки голосов, подпевавших почтенному свами (среди них был и голос Михаила Горбачева), отражались от каменных стен и наполняли зал магической энергией. Эта энергия, как утверждали, сыграла свою роль в приближении перемен, кото­рые произошли вскорости со страной, занимающей одну шестую часть земной суши. Индуизм сегодня тоже представля­ет одну шестую — только не территории, а населения Земли: миллиард человек. То, что о великих истинах индуизма теперь снова читают в русскоязычных странах искренние искатели Истины, — знак нового времени, знак того, что люди возвраща­ются к своим древним корням, к общению с Индией и ее духов­ным гением. Мы приветствуем весь коллектив, усилиями кото­рого моя книга «Танец с Шивой» была переведена на ваш язык. Мы надеемся, что за ней последуют две другие книги моей трилогии, «Жизнь с Шивой» и «Сливаясь с Шивой». Мы также надеемся, что вы прочтете все три тома и сможете понять во всей полноте благородный Шиваитский Путь, ведущий к по­знанию вашего Высшего «Я».

Посылаю обильные благословения чистой праны русско­язычным искателям, какую бы религию они ни исповедовали.

Пусть расширение религиозного знания послужит укреплению духовной жизни каждого.

С любовью и благословениями, струящимися из этого и внутренних миров,

Садгуру Шивайя Субрамуниясвами,

основатель и издатель международного журнала

«Хиндуизм тудэй» («Индуизм сегодня»),

основатель и духовный глава Церкви Шайва Сиддханты

и монашеского ордена Шайва Сиддханта Йоги.

18 апреля 2001 г. Адинам (монастырский комплекс) на острове Кауаи, Гавайи, США.


Предисловие автора к английскому изданию


^ ЭТО НЕ СЛУЧАЙНОСТЬ, ЧТО В ВАШИ РУКИ ПОПА­ЛА ЭТА КНИГА И ТО БОГАТСТВО, КОТОРОЕ В НЕЙ СОДЕРЖИТСЯ. ВСЕ ЭТО —ЧАСТЬ БОЖЕСТВЕННОГО ТАН­ЦА СУДЬБЫ

Богатство, кото рое вы держите в своей руке, — это божест­венное знание, знание о вас и о Боге, знание о том, как жить духовной жизнью, знание о том, чему учат и во что верят индуисты. Все это и многое другое ожидает вас на страницах этой книги. Последуйте этому, и однажды вы будете держать саму Истину в вашей руке — так же просто, как сейчас держите кни­гу.

В то время как другие религии заключены в строгие рамки четко сформулированных и зачастую догматичных верований, индуизм не приемлет таких ограничений. Для индуиста интуи­ция гораздо важнее, чем интеллект; опыт вытесняет догму, а личная реализация считается бесконечно более ценной, нежели внешнее выражение веры или принадлежность вере. Философ С. Радхакришнан хорошо выразил это: «Механическая вера, ко­торая зависит от авторитета и желает принимать утешения ре­лигии, не утруждая себя тем, чтобы быть религиозной, отлича­ется от религиозной веры, которая имеет свои корни в опыте». Индуистская религиозная философия основана на опыте, на личном раскрытии и испытании всего. Она не говорит: «Либо верь, как остальные, либо страдай». Напротив, она говорит: «Познай свое "Я", будь пытлив и свободен». В индуизме нет еретиков, поскольку Бог везде и во всем. В такой открытой ла­боратории индуистская духовность выросла за тысячелетия на­столько разнообразной и богатой, что уже просто не поддается определениям. Даже многознающие индуисты, изучавшие предмет в течение всей своей жизни, редко могут с увереннос­тью сказать, что индуизм — это то-то и то-то, а не что-либо другое. Вообще говоря, сама идея индуистского катехизиса для многих покажется немыслимым, опасным и дерзким прожек­том. До сих пор никто не предпринимал попыток написания полного обзора индуизма. Вот почему эта книга, которую вы держите в руках, — книга редкая и, в своем роде, примечатель­ная. Можно даже сказать, неизбежная, поскольку рано или поз­дно подобная работа должна была появиться. Поэтому, если в нашей первой попытке осуществить невозможное мы пропус­тили какую-либо линию передачи знаний, пренебрегли какой- либо традицией или важным вопросом, пожалуйста, помните, что человеку свойственно ошибаться и только Бог совершенен, и снисходительно простите нам эту оплошность.

Необходимо простое предостережение. Это собрание обы­чаев и верований не является беспристрастным академическим анализом индуизма, но взглядом изнутри, взглядом на религию, отражающим то, каким образом самим индуистам хотелось бы, чтобы их традиция чтилась и объяснялась другим. Не является оно и еще одной догмой, добавленной к горам доктрин и пред­писаний, которые подавляли человеческую духовность на про­тяжении всей истории. Индуизм инстинктивно восстает против любой доктрины, которая угнетает или демонстрирует узость воззрений. Индуизм по природе веротерпим и признает мно­жество путей, даже тех, которые, как кажется, противоречат его собственному. Когда вы верите, что Бог находится везде, во всем сущем, то становится невозможным ненавидеть или стремить­ся агрессивно обратить в свою веру других. Таков дух этой кни­ги: она ничего не навязывает, а просто рассказывает о той жиз­ни, которой живут сотни миллионов людей, одна шестая часть человечества. Как и сам индуизм, этот «современный катехи­зис» является развертывающимся откровением. Это скорее та­нец, чем доктрина.

Танец с Шивой! Что за необычное выражение нашей бли­зости к Богу, нашего созидательного взаимодействия с Богом. Космический Танец —это символ, суммирующий индуистский взгляд на существование, от первого удара барабана в правой руке Шивы, провозглашающего Начало, до конечного всепог­лощающего пламени в Его левой руке, провозглашающего За­вершение, которое предвещает новое Начало. Таким образом, Танец с Шивой есть все, что мы делаем, все, что мы думаем, говорим и чувствуем, от нашего кажущегося рождения до на­шей так называемой смерти. Это человек и Бог, навечно вовле­ченные в священное движение.

Древние мудрецы имели вескую причину, чтобы избрать танец как образ Бога. Эзотерически движение является самым первичным действием существования, без этой простой вещи не было бы ни Вселенной, ни нас, ни опыта, ничего. Свет — движение. Мысль — движение. Атомы — движение. Жизнь — движение. И, как считают индуисты, Бог —это движение. Кро­ме того, танец является единственным созидательным действи­ем, в котором имеет место совершенное единство творца и его творения. В отличие от картины, поэмы, изобретения или лю­бого другого творческого порыва, когда танец закончен, не ос­тается результата труда, ничего, что можно было бы сохранить и чем наслаждаться. Как и в случае с самой жизнью, мы можем созерцать танец, но никогда мы не можем владеть им. Никто не может отделить танцора от танца, точно так же, как никто не может отделить Бога от мира или от нас. Особое значение имеет место танца Шивы: чит-сабха, «зал сознания». Другими слова­ми, танец происходит внутри каждого из нас.

Невероятно сложный Космический Танец Шивы традици­онно изображается в 108 позах. Более чем двадцать веков назад Риши Тирумулар из Кайласа-парампары Нандинатха-сампрадайи с любовью и красноречием прославил никогда не прекра­щающийся танец Бога Шивы: «Во всех мирах присутствует Он, Святой Господь. Он — в темноте, Он — свет, Он — в солнце, Он — в луне. Он — везде. Господь находится во всем творении. Неисповедимы Его пути. Он далеко. Он близко. Он — множес­твен. Он — един. Вода, земля, небо, огонь и ветер, искра духа внутри тела — все это Он. Он — странствующая джива здесь внизу. Бессмертен Он». Совершенно необходимо в настоящий исторический момент — когда мир, наша Земля, находится на пороге века раскрытия внутреннего и внешнего пространства, — чтобы мы продолжали ценить и учиться древней индуист­ской мудрости. В очень далеком прошлом великие мудрецы Ин­дии раскрыли эти вечные истины внутри себя и сохранили их в виде писаний, чтобы они могли воспеваться голосами их пред­ставителей сегодня. Настолько велико было их понимание. Во­истину, эта вечная мудрость живет теперь и будет продолжать жить в последующих поколениях. Послушайте прославленную молитву, которую предложили риши древности: «Веди меня от нереальности к Реальности, веди меня от темноты к свету, веди меня от смерти к бессмертию».


^ Верования индуизма

Индуизм включает в себя целый спектр различных фило­софских позиций — более широкий, чем у любой другой рели­гии, — и по сей день почитает представителей каждой из этих позиций. Один учитель восхваляет преданность в качестве вы­сшего пути, тогда как другой, пренебрегая преданностью, гово­рит, что освобождение приходит только после того, как разру­шена иллюзорная видимость вселенной. Как же, в таком случае, понять индуизм? С гималайских вершин ниспадают десятки ты­сяч потоков мысли, и их холодные воды дают жизнь всему вни­зу. Они текут вместе, их пересечения образуют широкие потоки. Из них рождаются две могучие реки, которые на протяжении всей истории орошали и озеленяли поросль индийской духов­ности. Одна из них — веданта, а другая — сиддханта. Этот современный катехизис представляет собой слияние этих двух мощных традиций в один поток, полноводный поток Санатана Дхлрмы, неудержимый и мощный.


^ Во что верит большинство индуистов?

Существует девять основных положений веры, или шраддх, которые, хотя и не являются исчерпывающими, представляют собой краткое изложение индуистской духовности.

1. Индуисты верят в божественность Вед, самого древнего писа­ния в мире, и почитают Агамы как равно откровенные. Эти исконные гимны — слово Бога и основа Санатана Дхармы, вечной религии, которая не имеет ни начала, ни конца.

2. Индуисты верят в одно всепроникающее Верховное Сущест­во, которое одновременно имманентно и трансцендентно, од­новременно является и Создателем, и Непроявленной Реаль­ностью.

3. Индуисты верят, что Вселенная претерпевает бесконечные циклы создания, сохранения и растворения.

4. Индуисты верят в карму, закон причины и следствия, по ко­торому каждый индивидуум создает собственную судьбу сво­ими мыслями, словами и поступками.

5. Индуисты верят, что душа перевоплощается, развиваясь во многих рождениях до тех пор, пока все кармы не будут исчер­паны и достигнута мокша, духовное знание и освобождение от цикла перерождений.

6. Индуисты верят, что в невидимых мирах живут божествен­ные существа и что храмовые богослужения, ритуалы, таин­ства, так же как и личное совершение обрядов, создают об­щение с этими дэвами и богами (махадэвами).

7. Индуисты верят, что духовно пробужденный учитель, или садгуру, важен для того, чтобы познать Трансцендентный Аб­солют, и что так же важны личная дисциплина, праведное поведение, очищение, паломничество, стремление к самопоз­нанию и медитация.

8. Индуисты верят, что вся жизнь священна и должна быть лю­бима и почитаема, и потому практикуют ахимсу, непричине­ние вреда.

9. Индуисты верят, что никакая отдельно взятая религия не учит единственному пути к спасению прежде всех остальных, но что все истинно религиозные пути являются гранями Чистой Любви и Света Бога, заслуживающими терпимости и понима­ния.


^ Где проживают индуисты?

Ниже мы приводим данные об общей численности индуис­тов в сравнении с другими религиями и о распространении ин­дуизма в мире. Основные статистические источники — «Все­мирная христианская энциклопедия» и данные «Уорлд Уотч Инститьют».

^ В 1993 население мира составило 5,2 миллиарда чел.

Индуисты 1 миллиард

Мусульмане 1 миллиард

Католики 0,95 миллиарда

Протестанты 600 миллионов

Неверующие 600 миллионов

Конфуцианцы 400 миллионов

Буддисты 350 миллионов

Последователи племенных верований 100 млн.

Даосы 50 миллионов

Последователи малых религий 50 млн

Синтоисты 30 миллионов

Иудаисты 12 миллионов

Сикхи 9 миллионов

Джайны 6 миллионов

Зороастрийцы 125 000

Всего 5,2 миллиарда


^ Индуизм—восточная религия

Чтобы поместить индуизм в контекст мировой мысли, вна­чале важно отметить, что он является религией Востока. Это очень важный факт, так как существует огромное различие между тем, как ищущие на Востоке и на Западе традиционно рассматривали вопросы: «Кто я есть? Откуда я? Куда я иду?». Восток имел тенденцию к объединению, идеализму и интрос­пекции. Запад тяготел к дуализму, материализму и экстравертности. Коротко говоря, основными восточными религиями яв­ляются индуизм, джайнизм, буддизм и сикхизм. К западным религиям относятся иудаизм, христианство и ислам. Это срав­нение не включает такие восточные верования, как конфуциан­ство, синтоизм и даосизм.

Восточный ум имеет склонность видеть Бога везде, во всех вещах и, следовательно, относиться ко всему как к священному. Западный ум считает ересью веру в то, что Бог наполняет все вещи, и делает кардинальное различие между священным и мирским. В то время как восточный ум придерживается идей кармы, перевоплощения и освобождения, западное мировоз­зрение постулирует единственную жизнь души, за которой сле­дует вознаграждение или наказание. Если личный внутренний опыт является сутью религии с восточной точки зрения, то на Западе превыше всего ценится вера. В то время как восточные религии уживаются с другими взглядами, веря, что все пути ве­дут в итоге к Богу, западные религии имеют тенденцию к до­гматичности, утверждая, что только их Бог и их религия явля­ются единственным истинным Богом и единственной истинной религией.


^ Индуистский взгляд на жизнь

Душа в своем духовном постижении ищет свое «Я», мед­ленно восходя по пути, который ведет к озарению и освобож­дению. Это — труднейшее, занимательнейшее путешествие че­рез циклы рождения, смерти и нового рождения, завершающе­еся Самореализацией, прямым и личным духовным пережива­нием Бога, Самости, Истины. Только это одно среди прочего в космосе может принести освобождение от оков невежества и страсти. Это — высочайшая реализация. Не существует более высокой. Индуисты верят, что все женщины и мужчины нахо­дятся на этом пути и что все в конечном итоге достигнут его кульминации. Славная и вдохновляющая концепция — та, что каждая отдельная душа достигнет Истины, мокши, никто не бу­дет оставлен страдать навечно за человеческие слабости и ошиб­ки.

Индуизм — это изначальная и древнейшая живая религия нашей планеты, религия, у которой нет какого-то одного осно­вателя. Во все времена, пока человек жил и распространялся по земле и водным просторам, дышал земным воздухом и покло­нялся в благоговейном страхе огню, Санатана Дхарма была для развивающихся душ ориентиром праведной жизни. В самом на­чале двадцать первого века приверженцев индуизма будет более миллиарда. Все они — индуисты, но они представляют широ­кий спектр верований, садхан, мистических целей.

Хотя индуисты верят во множество разных и зачастую эк­зотических вещей, существует несколько основополагающих концепций, относительно которых практически все они согла­шаются. Все индуисты поклоняются одной Верховной Реаль­ности, хотя они называют ее множеством имен, и учат, что все души в конечном итоге познают истину Вед и Агам. Индуисты верят, что не существует ни вечного ада, ни проклятия. Они сходятся во мнении, что не существует исконного зла. Все есть добро. Все есть Бог. Напротив, западные религии постулируют существование живой силы зла, воплощенной в Сатане, кото­рый напрямую противится воле Бога.

Индуисты верят, что Вселенная была создана из Бога и про­питана Им — Верховным Существом, который одновременно является формой и пронизывает форму, который создает, под­держивает и уничтожает Вселенную только для того, чтобы за­ново создавать ее в непрекращающихся циклах. Индуисты при­нимают все истинные духовные пути — от чистого монизма, который заключает, что «существует только Бог», до теистичес­кого дуализма, который спрашивает: «Когда я познаю Его ми­лость?» Каждая душа свободна искать свой собственный путь через преданность, аскетичность, медитацию, йогу или беско­рыстное служение (севу). Три столпа индуизма —это храмовое поклонение, писания и традиция гуру-ученик. Индуизм реши­тельно провозглашает существование трех миров бытия и огромное число богов и дэвов, обитающих в них. Празднества, паломничество, пение священных гимнов, домашняя служба — таковы динамичные практики. Любовь, ненасилие, праведное поведение и закон дхармы определяют индуистский путь. Инду­изм объясняет, что душа перевоплощается до тех пор, пока все кармы не будут исчерпаны и Реализация Бога не будет достигну­та.

Индуисты носят знаки сект, называемые тилаками, на сво­их лбах в качестве священных символов, отличительных знаков их принадлежности. Индуизм — мистическая религия, ведущая приверженцев к тому, чтобы они лично испытали ее вечные истины внутри себя, в конце концов достигая вершины соз­нания, где человек и Бог едины вовеки. Они предпочитают кре­мацию тела после смерти похоронам, веря, что душа продолжа­ет жить и поселится в новом теле на земле.

Хотя индуизм имеет множество священных писаний, все его направления признают как высший авторитет Веды и Ага­мы, хотя Агамы разных школ индуизма несколько отличаются. Около миллиарда приверженцев индуизма имеют десятки ты­сяч священных храмов и святилищ, главным образом в Индии, но сейчас уже и в каждой стране мира, где живут индуисты. Духовное ядро индуизма — это его святые — миллионы садху, йогов, свами, вайраги и садгуру, которые полностью посвятили свою жизнь служению, преданности и Реализации Бога и про­возглашению вечных истин Санатана Дхармы.





оставить комментарий
страница1/12
Дата16.10.2011
Размер2,36 Mb.
ТипСправочник, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх