Культурология как интегративная наука о культуре icon

Культурология как интегративная наука о культуре


Смотрите также:
4 Культурология как наука. Определение понятия «культурология». Основные разделы культурологии...
Культурология как наука. Структура и состав современного культурологического знания...
Методические указания по изучению дисциплины для студентов заочного отделения...
Реферат по теме: «Культура: особенности и значение, взгляды и понятия»...
Культурология как наука...
Культурология как научная дисциплина план основные этапы становления культурологии Понимание...
Программа к государственному экзамену по специальности 031401 культурология для специализации...
Программа учебной дисциплины «Культурология»...
Программа курса «Методология и методика научного исследования» Специальность 080507 «Менеджмент...
Закономерности...
Культурология: предмет и структура...
1Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного знания...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6
скачать

  1. Культурология как интегративная наука о культуре

Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально культурным считался человек, который знал, как возделывать землю. От возделывания почвы человек поднимается к возделыванию своего разума. Далее культура восходит к культу (почитание бога). В дальнейшем развитии культура связывается с оккультным (тайным, непознаваемым). Культура - это образование, как говорили древние пайдейя (Платон). Каждой эпохой выработано понятие культуры. Культурология - наука, которая является ресурсом национального развития. Культурология как наука обладает рядом своих теорий (например, игровая теория, эволюционная теория и др.).. Культурология как наука имеет свои методики познания (методы добычи знаний): 1. Контекстный анализ. 2. Ассоциативный анализ. Актуальность культурологии обусловлена причинами:1. Изменение основной экономической ориентации. Раньше общество было ориентировано на массовое производство товара, сейчас - на производство услуг. 2.Расширяется номенклатура услуг.3. Общество становится более открытым.4. Сегодня основным фактором является профессионализм и нравственность. 5.Широкие контакты. Современные технологии требуют более культурного человека.. Культура включает теорию культуры, прикладную культурологию, историческую культурологию. Теоретический уровень исслед включает те формы научного познания культуры, кот обеспеч разработку и построение научной теории культуры. На современном этапе культурология предстаёт, как наука, изуч культуру как сложную систему, находящуюся в постоянном развитии и во взаимосвязях с другими системами и обществом в целом.

Культурология как наука начала формироваться 300 лет назад в 18 веке. В основном сформировалась в конце 19 в. и тогда появилось впервые слово культурология. Окончательно название науки закрепил америк ученый Уайт в 1947 году.Культурология изучает культуру во всех ее формах и проявлениях, взаимосвязь и взаимодействие различных форм культуры, функции и законы ее развития, взаимодействие человека, культуры и общества.Источники изучения культуры: мифы, сказания, предания, обряды, обычаи, археологические находки, памятники искусства и архитектуры, орудия труда и предметы быта, письменные источники и литературные памятники, языки и т. д.В настоящее время существует множество представлений о культурологии. Можно выделить три основных подхода:

  1. Культурология рассматривается как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь является цель изучения культуры и в ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом - система знаний о культуре.

  2. Культурология представляется как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Например, культурология как философия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем. Существует и обратная позиция, согласно которой она и есть раздел философии культуры, изучающий проблему многообразия культур (типологизация, систематизация знания о культуре без учета фактора культурного самосознания). В данном случае возможно отождествление с культурологией культурантропологии, социологии культуры, а также выделение философской культурологии как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или периоду времени.

  3. Этот подход обнаруживает стремление рассматривать культурологию как самостоятельную научную дисциплину. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места культурологии в системе социально-гуманитарного знания.

Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей, Г. Риккерт, Э. Кассирер и О. Шпенглер, автор одной из самых интересных концепций, вызвавшей взлет широкого общественного интереса к культурологии. Основные идеи и концепции культурологии 20 века связаны также с именами Фрейда, Юнга, Бердяева, Фромма, Вебера, Тойнби, Ясперса, Хайдеггера, Сартра, Ортегара, Леви-Брюля, Леви-Стратоса, Бубера и др. В нашей стране культурология представлена работами Данилевского, Бердяева, Лосева, Лихачева, Бахтина, А. Меня, Аверинцева, Лотмана, Соловьева, Баткина, Васильева, Гуревича, Григорьевой, Гачева, Померанца и др. Вообще культурология может изучать любой предмет, любое явление при условии, что она обнаруживает в нем смысловое содержание, реализацию творческого человеческого духа. Проблемы современной культурологии прежде всего связаны с возможностями и перспективами человека, открывающего через культуру драму и трагедию собственного бытия, его духовную бесконечность и высший смысл






  1. Понятие и многообразие подходов к определению культуры

Софисты, учившие доказывать всё, что угодно говорили, что наряду с природой развивающейся по объективным законам, появляются и то, что сотворено волей, умом и руками людей. Вера в судьбу, всесильный рок, неподвластный рассудку заменялось утверждением о ценности человека, плодов его труда и воспитания.

Первоначально “культура” – возделывание почвы, уход за растениями, обработка минералов, т.е. преобразование природы. Цицерон: обрабатывать нужно и разум, совершенствование собственного духа есть предназначение человека.

Философия преподносилась, как изыскательница добродетелей.

Окультуренность отождествлялась со степенью включённости свободных граждан в общественную жизнь с ораторским искусством.

Сенека оперировал к совести, нравственности, самосовершенствованию, он рассуждал о безграничности способностей и беспредельности знаний, о прогрессе и равенстве. Знатность позволила, есть на золоте, повелевать массами, но не избавляла от превращения в раба собственных страстей, от низменных желаний, поэтому выдвигалось идея самовоспитания, как главного средства возделывания души. Под культурой стали понимать всё неприродное, т.е. то, что сделали люди. Затем было проведено различие между обожествлением природы и культурой, как её улучшением.

Античные и возрожденческие представления о культуре связывались как с искусством, подражающим природе (Аристотель), так и с обучением и воспитанием, с гармоничным и возвышенным развитием сограждан, которые отличаются от диких варваров, живших по странным законам.

Средневековые и религиозные представления связывались с постулатами христианства, со строем вещей, сотворённым по воле Бога. Он создаёт мир и от него не зависит. Люди не могут понять его действий и осознать результаты.

Предпочиталась смеренная созерцательная жизнь, а не активная; рациональность отодвигалась на второй план.

Внушалась вера во всевышнего, надежда на спасение от грехов и попадания души в рай. Фанатичная любовь к Христу, ближнему, и деве Марии. Способности и силы человека принижались, преподносились ничтожными по сравнению с божественным всемогуществом. Счастье заключалось в осознании не себя, а Бога.

Культура - не воспитание меры, гармонии и порядка, а приобщение к богоугодной жизни. Схоластики требовали следовать заповедям Бога. Даже прекрасное рассматривалось, как выражение божественной благодати. Родоначальник английского материализма Бэкон считал, что положение исправить не молитвой и покаянием, а познанием и деятельностью. В буржуазную эпоху героями изображались не монахи и теологи, а купцы, естествоиспытатели, инженеры, т.е. творцы.

Бэкон: к культуре относится, как продукты ума и усилия человека, так и ……направленные воздействия на его способности.

Особое значение придавал науке- единству теории и практике.

В эпоху просвещения человек был осознан, как особая субстанция, фиксировалась действительность, обусловленная не природной необходимость и не божественным предопределением, а творческий действительностью самостоятельных и свободных личностей. Главным созидательными силами, субъектами изменений и преобразований были провозглашены люди, обладающие разумом.

Просветители культуры усматривали в разумности и справедливости общественных порядков и политических учреждений достижениях науки и искусства, в гуманности.

Кант различал мир природы (жестокости и зла) и мир свободы (морали и культуры). Они разошлись бы, если бы их не соединяла великая сила красоты. Высшие проявление культуры – эстетика, поэзия.

Только культурный человек может наслаждаться прекрасным и возвышенным. Такие выводы были положены в основу представления о сущности и назначении культуры романтиками 18-19 века, художниками и теоретиками. Течение “бури и натиска”.

Гегель. Практическую жизнь людей, как низшую форму их существование относил к чему-то второстепенному. Особое значение предавал переходу от необразованной точки зрения к знанию. Науку считал двигателем культурного развития. А, так как она есть, прежде всего, мышление, то суть просвещение и культуры заключается в достижении понимания целого. Абсолютная ценность это самопознание. Мышление было объявлено единственным творцом всего духовного богатства. Культура представлялась, как проявление мирового разума, абсолютной идеи, как абстрактное бытие, освобождённое от всего единичного, конкретного, как созданная умом человека вторая природа. Орудия труда и другие материальные ценности рассматривались как производные того же мышления. Идеи по Гегелю прекрасны, властвуют над реальностью. Индивиды являются средством их самодвижения.

Наука отрывалась от интересов, утверждала воззрение господствующей элиты.

Английский учёный Тайлор анализировал не культуру в целостности, а её различные компоненты - верование, обычаи, традиции, искусство и т.д. Отождествлял культуру с цивилизацией.

В России термин культура стали использовать лишь во второй половине 19 века. Вводи в обиход и объясняли смысл Даль, Бердяев, Ильин, Трубецкой, Герцен, Белинский, Чернышевский.

Домарксистской философии творчество расценивалось как чисто духовное, воплощение в продуктах сознания. Заслугой Маркса и Энгельса является то, что они расширили область культуры до производства всей жизни. Они выделили 2два взаимодействующих и взаимосвязанных вида производство:

  1. Исходное материальное (создание средств к жизни – жилищ, орудий труда, бытовых благ, богатства).

  2. Духовное (создание законов, морали, вероучений, произведений искусства, литературы и т.д.).

Фундамент и сердцевину культуры составляют условия обитания, общественный труд; наука как производительная сила; философия квинтэссенция идей эпохи. Какова жизнедеятельность людей, таковы они и сами и наоборот.

Неокантианцы обозначили культуру, как совокупность объектов, связанных общезначимыми ценностями. Широко распространённым оказалось обозначение культуры, как системы или совокупности материальных и духовных ценностей.

Но некоторые советские философы не согласились с такой интерпретацией. Они подчеркивали деятельный характер человека. Обобщенный материал диктует вывод, что в философском смысле культура – универсальный способ познания, освоение и развитие окружающего мира и самого человека.

Она соединяет в себе и бережное использование природы и разумность государственного устройства и взаимоотношения между партиями и общественными движениями, людьми, ……., их общение и внутренние качества и свойства личности, результаты труда и выражает суть накопленных ценностей.

Однако культура объединяет не всю совокупность произведенных вещей, фактов поведения, происшедших событий, а наиболее важные, высшие достижения деятельности, лучше её образцы, которые обуславливают общественный прогресс, нравственное воспитание и развитие людей. Именно такие ценности олицетворяют облик отдельного человека, народа в целом.





  1. Структура культуры

Культура - это весьма сложная, многоуровневая система. Считается, что структура культуры является одной из сложнейших в мире. С одной стороны, это уже накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино. С другой стороны, это "живая" (т.е. сиюмоментная, сегодняшняя) человеческая деятельность, опирающаяся на оставленное наследие 1200 поколений нашего рода, оплодотворяющая и передающая это наследие тем, кто придет на смену ныне живущим.Именно в таком непрерывно соверщающемся обмене знаниями, умениями, навыками, способностями заключается смысл культурного процесса.Итак, несмотря на сложности, структурирование культуры возможно. Сегодня принято подразделять культуру по ее носителю. В зависимости от этого вполне правомерно, прежде всего, выделять мировую и национальную культуру.

1. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

2. Национальная культура в свою очередь выступает синтезом культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества (т.е. субэтносов, например, казаков, молодежи и т.д.). Своеобразие национальной культуры, ее известная неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.

Далее в соответствии с конкретными носителями выделяются также 3 культуры социальных общностей (классовая - дворянская, городская, сельская, профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека.

Все это структура культуры по ее носителю.

Кроме этого культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности.

Отсюда выделяется материальная культура и духовная. Однако надо иметь в виду, что их подразделение часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга.

В материальную культуру входят:

  1. культура труда и материального производства;

  2. культура быта;

  3. культура топоса, то есть места жительства (жилище, дома, деревни, города);

  4. культура отношения к собственному телу; 

  5. физическая культура.

Духовная культура выступает многослойным образованием и исключает в себя:

  1. познавательную (интеллектуальную) культуру;

  2. нравственную;

  3. художественную;

  4. правовую;

  5. педагогическую;

  6. религиозную;

Художественная культура есть особая область культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности: художественного восприятия, мышления, творчества, переживания и т.п. Художественная культура имеет особые формы материального воплощения, духовна в своей основе, имеет, как правило, изобразительный характер. Это особая целостная структура, в которой материальное и духовное органически соединяются. Эта органичность неизвестна другим формам духовной деятельности и позволяет выделить художественную культуру как особый самостоятельный и центральный слой культуры. Он вплотную подходит, с одной стороны, к слою материальной культуры (близость, например, литературы к науке).

Внутреннее строение художественной культуры исследовано пока недостаточно. Чаще всего художественную культуру сводят к коммуникативной схеме "художник-искусство-публика". Элементами этой самоуправляемой системы являются "художественное производство - художественные ценности - художественное потребление". В художественной культуре человеческая деятельность представлена всеми своими видами, которые сливаются и отождествляются в самом искусстве, а также, специфически преломляясь, входят в художественную культуру, окружающую искусство своими институтами.

Так. познавательная деятельность внедряется в художественную культуру в форме художественного производства. Коммуникативная деятельность входит в нее в виде потребления произведений искусства, поскольку восприятие произведений искусства есть своего рода общение публики с автором или его произведением. Ценностно-ориентационная деятельность в составе художественной культуру специализируется на оценках произведений искусства. Познавательная деятельность, со своей стороны, проявляется  в виде специфического интереса к искусству, изучаемого в рамках искусствоведческих наук.

Есть ряд видов культуры, которые нельзя отнести только к материальной или к духовной культуре. Они представляют собой "вертикальное" сечение культуры, "пронизывая" всю ее систему. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая.

По содержанию и влиянию культуру делят на прогрессивную и реакционную. Такое деление вполне правомерно, ибо вытекает из соответствующего ее воздействия на человека и общество. Культура как человекоинформирующее явление может воспитывать личность не только  нравственную, но и безнравственную.

В связи с социально-революционными взрывами конца 19 века - первых десятилетий 20 века родились идеи и практические попытки вырастить как бы  в колбе "чистую" культуру, не испорченную традицией и соответствующую "задачам пролетариата" (пролеткульту в СССР, "культурная революция" в Китае) или "национальным задачам" ("почвенная" культура нацистов в Германии). Культуру стали резать по живому, что окончилось гитлеровскими и сталинскими кострами из книг, сталинскими "чистками". Характерно, то подобная "охота на ведьм" неизбежно охватила всю культуру в СССР: классово-чуждый Мандельштам уничтожался наряду с кибернетикой, социально-враждебный Есенин - наряду с генетикой. Гитлер предал анафеме и Карла Маркса, и Альберта Эйнштейна и Бертольда Брехта.

  1. Основные функции культуры в обществе


Сложная структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества и человека. Коротко охарактеризуем основные.

1. Главная функция - человекотворческая, или гуманистическая функция. Цицерон говорил о ней - "cultura animi" - возделывание, взращивание духа. Сегодня эта функция "возделывания" духа человека приобрела не только важнейшее, но и во многом символическое значение. Бердяев считал, что судьбу нашего Отечества должны решать люди с обновленным духом, иной волей к "преображению жизни".

Все остальные функции так или иначе связаны с этой и даже вытекают из нее.

2. Функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее называют функцией исторической преемственности или информационной. Культура представляет собой сложную знаковую систему. Она выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Ведь кроме культуры общество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего богатства опыта, который и накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Однако культура - это не некий "склад",  "хранилище" запасов социального опыта, а средство объективной оценки, жесткого отбора и активной передачи лучших "образцов", имеющих действительно непреходящее значение. Отсюда всякое нарушение данной функции чревато для общества серьезными, подчас катастрофическими последствиями. Разрыв в культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен "манкуртизма") со всеми вытекающими отсюда последствиями.

3. Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана с первой (человекотворческая) и, в известном смысле, вытекает из нее. Культура концентрирует в себе лучший социальный опыт множества поколений людей. Она (имманентно) приобретает способность накапливать богатейшие знании о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, ч то общество интеллектуально настолько, насколько используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества.

4. Регулятивная (нормативна) функция связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами как мораль и право.

5. Семиотическая или знаковая (греч semenion - знак) функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра (музыка Шнитке, супрематизм Малевича, сюрреализм Дали, театр Витыка). Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

6. Ценностная, или аксиологическая (греч. axia - ценность) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

5) Сущность культуры законы ее развития

Культура от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Понятие культура существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных контекстах Понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории. Не случайно специалисты-культурологи давно бьются над его определением, но до сих пор не могут сформулировать такое определение культуры, которое бы удовлетворило если не всех, то хотя бы большинство ученых. Известные американские культурологи, ученые Гарвардского университета, Альфред Кребер и Клайд Клакхон насчитали почти 170 определений культуры, извлеченных из работ западноевропейских и американских исследователей, опубликованных с 1871 по 1950 г. Первым они считают Эдуарда Бернета Тэйлора - выдающегося английского историка культуры. Его книга "Первобытная культура"  широко известна в России. В настоящее время, как утверждают знатоки, уже существует свыше 500 определений культуры. А по мнению некоторых это число якобы приближается к тысяче.

Одни авторы рассматривают культуру как "специфический способ деятельности, как специфическую функцию коллективной жизни людей" (Маркарян), другие делают акцент на "развитии самого человека как общественного человека". (Межуев) Весьма распространено духовных ценностей или как определенной идеологии. Наконец, иногда культуру трактуют лишь как искусство и литературу.

В рамках исторических, философских, этнографических, филологических и иных исследований можно обнаружить самые разнообразные представления о культуре. Это объясняется многогранностью данного феномена и широтой использования термина "культура" в конкретных дисциплинах, каждая из которых подходит к этому понятию в соответствии со своими задачами. Однако теоретическая сложность данной проблемы не сводится к многозначн6ости самого понятия "культура". Культура - это многогранная проблема исторического развития.

И хотя до сих пор как в отечественной, так и зарубежной науке не выработано единого определения феномена культуры, все же наметилось некоторое сближение позиции - многие исследователи подошли к пониманию культуры как сложного многокомпонентного явления, связанного со всем многообразием жизни и деятельности человека.

 Само слово "cultura" известно со времени Цицерона и в переводе с латинского означает возделывание, обработка, уход, улучшение". Оно в отличие от другого понятия - то есть "природа", означает в данном контексте все созданное, внеприродное. Мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.

Понятие культура означает, по своей сути, все то, что создано человеческим трудом, то есть орудия и машины, технические средства и научные открытия, памятники литературы и письменности, религиозные системы, политические теории, правовые и этические нормы. Произведения искусств и т. д.

Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества ни социальной группы, ни человека без культуры и вне культуры. Согласно, одного из основоположников русской и американской социологических школ Сорокина: "... Любая организованная группа неизбежно обладает культурой. Более того, ни социальная группа, ни индивид (за исключением просто биологического организма) не могут существовать... без культуры".

Современные культурологи считают, что все народы имеют культуру, нет и не может быть "некультурных" народов, однако каждому народу присуща своя, уникальная и неповторимая культура, нетождественная культурам других народов, но совпадающая с ними по многим значимым параметрам.

Культурные процессы представляют собой сложные и многоплановые явления. Так как они могут быть исследованы различными методами, а значит истолкованы и поняты по-разному, существует не одна, а множество концепций культуры, каждая из которых по-своему объясняет и систематизирует культурные процессы.

В современной культурологии среди множества определений культуры, самыми распространенными являются технологические, деятельностные и ценностные. С точки зрения технологического подхода культура есть определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни. В деятельностной концепции культуры она рассматривается как способ жизнедеятельности человека, который определяет и все общество. Ценностная (аксиологическая) концепция культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели, должного в жизни общества и в ней культура рассматривается как трансформация должного в сущее, реальное.

Все культурологи справедливо считают, что культурные процессы исследуются в главных сферах жизнедеятельности человека. Культура материальная - это производство, его технология, орудия труда, жилище, одежда, вооружение многое другое. Вторая сфера жизни людей - социальная, и культура раскрывается в социальных отношениях, она показывается процессы, происходящие в обществе, раскрывает его социальную структуру, организацию политической власти, существующие правовые и моральные нормы, типы управления и стили лидерства. И, наконец, важной сферой жизни человека является его духовная жизнь, которая раскрывается в понятии духовной культуры, включающей в себя все области духовного производства - науки и искусство, литературу и религию, миф и философию и основанной на едином, понятном всем членам данного сообщества языке.

Сущность культуры, ее подлинный смысл достаточно убедительно показывается в новых исследованиях культурологов. Независимо от общего подхода к проблеме культуры практически все исследователи отмечают, что культура характеризует жизнедеятельность личности, группы, общества в целом; что культура является специфическим способом бытия человека, имеет свои пространственно-временные границы; раскрывается культура через особенности поведения, сознание и деятельность человека равно как и через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда, через языковые формы, символы и знаки.

Первоначально в культурологии сложилась основанная на традициях Канта и Гегеля, точка зрения рассматривать культуру, главным образом, как искания человеческого духа, как ту область, которая лежит собственно за пределами природы человека и традициями его социального существования. Культура представлялась как область духовной свободы человека, творческий акт понимался как мистическое откровение, озарение художника, а все разнообразные культурные процессы сводились к духовному производуству и высшим из них считалось творчество в сфере искусства.

Такое понимание до сих пор весьма популярно, и в представлении массового обыденного сознания "культурный человек" это тот, кто разбирается в искусстве, понимает музыку, знает литературу.

Культура всегда внутренне противоречива -   вот вывод. Она несет в себе два начала: "сохраняющее" (т.е. буквально "консервативное") и "развивающее" (т.е. буквально же "прогрессивное", "отменяющее" многое из выработанного на предыдущих этапах). Но тем и сильна и жизнеспособна культура, что обладает способностью отбирать, возвращаться к прежнему опыту или отказываться от него.

Тут-то и приходится обратиться к теме "Культура и демократия". Не "власть толпы", конечно. И не "власть посредственности", торжествующей "в стаде". Как раз наоборот: если понимать демократию как множественность точек зрения (плюрализм) и поиски (коллективные!) равнодействующей на основе согласия (консенсуса), на основе своодных дискуссий и права на эксперимент. Именно эти принципы и дают культуре сегодня, всегда будут давать эту жизнеспособность, основанную на правильном выборе.


Предназначение и сущность культуры.

В трудовой деятельности люди одновременно формируют самих себя, свою интеллектуальность, свои эстетические вкусы, помыслы и волю, само развиваются.

Главное предназначение культуры – способствовать самореализации, всестороннему развитию людей. Люди создают идеалы, культурные ценности и совершенствуются под их воздействием. Степень культурности обуславливается активностью изучений унаследованных и отобранных ценностей усилиями по их сохранению, распространению и приумножению, с учётом собственной жизнедеятельности в поведении и общении, борьбой с дикостью и порочностью. Важны не только обширные знания, но и красота бытия и полезность мыслей и действий.

Локк высоко ценил безупречные манеры, джентльменство, солидарность, деликатность, этикет.

Фрейд высоко ценил чистоту тела и жилища, интеллект, справедливое и гуманное отношение.

Ленин достигнутым считал только то, что вошло в быт, в привычки. Труд создаёт человека, а культура – личность, выделяет её из массы, сплачивает и гуманизирует общество. Продвижение по спирали познания, всё более полное проявление способностей. Повышение производительности и качества труда. Наращивание благородства ведут к свободе и благоприятным ощущениям. В создании культуры раскрывается внутренний мир индивида, уровень его развития. Результаты деятельности далеко не равноценны. Они могут быть гениальными, выдающимися, отличными, удовлетворительными, отрицательными. Первые два превращаются в достояние нации и пополняют копилку чудес света, как общечеловеческих ценностей. Все положительные результаты используются в региональных, местных и локальных масштабах. Но многие действия, их итоги бывают бесполезными или вовсе вредными, разрушительными, не соответствующие общепринятым нормам нравственности. Их нельзя причислять к элементам цивилизации.

Антиподом культурности выступают невежество, тунеядство, пьянство, наркомания, развращение, бандитизм и другие пороки, которые деградируют и деклассируют и безответственных особей и личность и общество. Сокращение финансирования отраслей культуры и ослабление воспитания детерминируют такие метаморфозы и заставляют укрепить органы правопорядка.

Основные закономерности развития культуры.

Культурный прогресс базируется не на стихийности, не на случайностях, а на закономерностях:

  1. Национальные культуры развиваются неравномерно.

  2. Отбирается и усваивается уже накопленное.

Дети вынуждены подрастать в уже сложившиеся среде, переменять прежде всего язык. Молодёжь использует результаты труда своих предшественников, продолжает трудовую деятельность, изменяет её, однако проблема преемственности в дуалистическом развитии культуры, что заимствовать из культурного наследия. Но периодически возникает вопрос, что заимствовать у культурного наследия? Достижения неравноценны и не вечны. Эпохе присущ свой тип культуры, который подвергается ломке со сменой формации происходит переоценка.

  1. Культура функционирует не изолированно. Все народы взаимодействуют и их культуры взаимообогащаются.



6) Антропологическая школа культурологии (Э Тейлор)

Английский учёный Тайлор анализировал не культуру в целостности, а её различные компоненты - верование, обычаи, традиции, искусство и т.д. Отождествлял культуру с цивилизацией.

Английский учёный Тайлор, изучавший традиционные, то есть до индустриальные архаичные культуры в Америке, которые основывались на обычаях, традициях, установлениях, не отрицал возможности регрессивных изменений. Но магистральным направлением считал их прогрессивное развитие – восхождение от дикости к цивилизации. Прежде всего, такие идеи он отстаивал в книге “Первобытная культура”.

Различие в бытие и культуре народов объяснял неодинаковостью достигнутых ими ступени развития. Он предположил, что все культуры, в том числе и племен, возвысится, каждая культура проходит стадии от невежественного состояния к нравственному, когда решающую роль начинают играть наука и идеология.


Антропологическая школа в культурологии, сложилась в Великобритании в 1860-е гг. (Э. Тэйлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер, в России — Н. Ф. Сумцов, А. И. Кирпичников, А. Н. Веселовский), объясняла сходство материальной и духовной культуры, в том числе фольклора народов, не находящихся между собой в этническом родстве или экономических, политических и культурных связях, общей человеческой природой людей, сходством их психики и мышления на одинаковых ступенях исторического развития, соответствием духовной культуры и искусства уровню материальной культуры; доказывала, что, возникнув, сходные сюжеты стали вечными спутниками (пережитками) культуры. Эта теория получила также название теории самозарождения сюжетов, так как утверждала, что каждый народ самостоятельно создает свою культуру и обогащает культуру человечества. А.Ш. сохранила некоторые взгляды мифологической школы: она отводила большую роль в первобытном мировоззрении верованиям и магии, полагая, что в основе многих фольклорных произведений лежат мифы. Но мифы она считала вторичным явлением, к-рому предшествовал анимизм — одушевление человеком сил природы. Эта школа была более прогрессивной, нежели мифологическая и миграционная школы. Она вышла за рамки изучения культуры родственных и связанных между собой народов, сделала важные обобщения особенностей культуры народов мира. Представители А.Ш. пришли к выводу, что все народы проходят общие ступени развития культуры и что последующие ее периоды сохраняют в себе пережитки предшествующих. Но она не могла дать объяснение сходству сюжетов, так как отрывала творчество народов от их социально-экономического развития и конкретной истории.

7) Общественно историческая школа культурологии

Она имеет наиболее давние, «классические» традиции и восходит к Канту, Гегелю и Гумбольдту, группируя вокруг себя преимущественно историков и философов, в том числе и религиозных. Ее видными представителями в Западной Европе были Шпенглер и Тойнби, а в России — Н.Я. Данилевский.




оставить комментарий
страница1/6
Дата16.10.2011
Размер1,48 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6
плохо
  2
хорошо
  1
отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх