Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по курсу: «Атр терапия» Специальность 020400-Психология icon

Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по курсу: «Атр терапия» Специальность 020400-Психология


Смотрите также:
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...



Загрузка...
скачать

Департамент образования города Москвы


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский городской психолого-педагогический университет

Факультет психологического консультирования




ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«ТЕРАПИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ ИСКУССТВАМИ (1 ступень)»


РЕФЕРАТ ПО КУРСУ:

«Атр терапия»

Специальность 020400-Психология

Специализация 020414- Психологическое консультирование


на тему:

«Исследования в области арт терапии»


Выполнила:

Лобанова Ю.А.


Преподаватель:
к.псих.н., доцент Сидорова В.В.

либо ст.преп. Гарафеева А.Ю.


Москва 2008 г.


Введение


Арт-терапия – это направление в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на занятиях клиентов изобразительным творчеством. Слово «арт–терапия» впервые начало использоваться в англоязычных странах примерно в 40-е годы ХХ века. Им обозначались разные по форме и теоретическому обоснованию варианты лечебной и реабилитационной практики. Одни были инициированы художниками и реализовывались преимущественно в студиях, организованных в крупных больницах. Другие допускали элементы психоаналитической трактовки изобразительной продукции пациентов и акцентировали внимание на их отношениях с аналитиком. Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую  очередь изобразительной и творческой деятельности.

Первоначально арт-терапия (ОБЫЧНО ПИШЕТСЯ ЧЕРЕЗ ДЕФИС) возникла в контексте теоретических идей З. Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса и А.Маслоу.

Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арттерапии является механизм сублимации. По мнению Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арттерапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным "Я".

Важнейшей техникой арттерапевтического взаимодействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия.

С точки зрения представителя гуманистического направления, коррекционные возможности арттерапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего "Я". Создаваемые клиентом продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими.

В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, по мнению сторонников обоих направлений, может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание  продукта, воплощающего эти отношения.

Арттерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арттерапии.

^ Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через пере структурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.

^ Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие "аффекта от мучительного к приносящему наслаждение".

В психотерапевтическом контексте можно сказать, что занятия изобразительным искусством носят спонтанный характер – в отличие от тщательно организованной деятельности по обучению пациентов рукоделию или рисованию. При проведении арттерапии важен творческий акт как таковой, а также особенности внутреннего мира творца, которые выявляются в результате осуществления этого акта. Руководители поощряют участников выражать свои внутренние переживания как можно более произвольно и спонтанно и совершенно не беспокоиться о художественных достоинствах своих работ.

Обзор литературы по арттерапии свидетельствует о том, что это сборное понятие, включающее множество разнообразных форм и методов.

Кратохвин разделяет арттерапию на сублимационную, деятельную и проективную, однако, это разделение основано на внешнем характере метода и касается только экспрессивного компонента. В зарубежной психотерапии выделяют 4 основных направления в применении арттерапии:

  1. Использование для лечения уже существующего произведения искусства путем их анализа и интерпретации пациентом (пассивная Арттерапия).

  2. Побуждение пациентов к самостоятельному творчеству, при этом творческий акт рассматривается как основной лечебный фактор (активная Арттерапия).

  3. Одновременное использование первого и второго принципов.

  4. Акцентирование роли самого психотерапевта, его взаимоотношения с пациентом в процессе обучения его творчеству, классификация, приводимая в книге Инициалы Хайкина "Художественное творчество глазами врача" год издания , включает в себя роль эстетического компонента и представления о лечебной направленности фактора и уровня адаптации, на которой это действие проявляется:

1. Социально-личностный уровень адаптации: в основе адаптирующегося действия лежит неосознаваемая созидательная гармонизация, интегрирующая сила, некоего эстетического и творческого начала, заложенного в искусстве.

2. Личностно-ассоциативный уровень адаптации: облегчение и компенсация достигаются за счет не столько эстетического действия, сколько вследствие снижения напряжения.

3. Ассоциативно-коммуникативный уровень адаптации: лечебное действие арттерапии достигается подключением интеллектуальных операций (проекция, обсуждение и осознание конфликта), облегчением психотерапевтических контактов и доступа врача к психопатологическим переживаниям, не требующим эстетического компонента, ибо результат достигается даже при простейшем проективном изображении проблем.

4. Социально-коммуникативный уровень адаптации: в качестве адаптирования используются прикладные возможности творчества, арттерапия рассматривается упрощенно, как один из видов занятости, вариант организации и время провождения, принципиально не отличающегося от других аналогичных методов.

5. Физиологический уровень адаптации: учитывается физическое, физиологическое и координационно-кинетическое влияние пластического изображения, творчества на организм и психику.

Каждый из элементов классификации допускает использование искусства и в экспрессивном творческом варианте, когда творят сами больные, и в импрессивном, когда используется восприятие уже готового произведения изобразительного творчества.

Согласно взглядам Инициалы Гольдштейна, творчество-это одно из средств, преодоления страха, возникающего в связи с конфликтом, формирующимся у человека, поведением которого управляет стремление к реализации личности. Творческие люди лучше концентрируют свою энергию, свои силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов. По мнению А.Маслоу, основной источник человеческой деятельности лежит в непрерывном стремлении к самоактуализации и самовыражению, которое имеется, однако, только у здоровых людей. У невротиков эта потребность нарушена, и искусство может быть способом ее восстановления. Говоря о способах, ведущих к самоактуализации, Маслоу указывает на мгновение высшего переживания красоты и экстаза. Задача психотерапевта-помочь людям ощутить эти мгновения, создать условия для их возникновения, научить пациента высвобождать подавленное, познавать собственное Я. Сдерживание творческих сил является причиной неврозов, и смысл психотерапии в ее высвобождении, поэтому стимуляция творчества может служить и психопрофилактическим средством.

Широко распространены взгляды на арттерапию как на особую форму реагирования и сублимации.

Художественная сублимация возникает тогда, когда инстинктивный импульс человека заменяется визуальным художественно-образным представлением. Творчество рассматривается как средство максимального самовыражения, позволяющее пациенту проявлять себя ярче, чем в письме или речи, а врачу обеспечивает прямой доступ к бессознательному.

Некоторые исследователи считают рисование средством снятия напряжения, за счет возврата к примитивным формам функционирования и удовлетворения бессознательных желаний. Осуществляется это путем сознательной творческой деятельности и происходит в процессе ее сублимации через выражение в символическом виде внутренних конфликтов и неосознанных стремлений. Произведение способствует вытеснению, прорыву содержания комплексов в сознание и переживание сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для тех, кто не может "выговориться", выразить свои фантазии в творчестве легче, чем рассказать о них. Фантазии, которые изображены на бумаге или выполнены в глине, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. В процессе работы ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате арттерапии больной правильнее и реальнее оценивает свои нарушения. Рисование, как и сновидение, снимает барьер «эго-цензуры», затрудняющий словесное выражение конфликтных бессознательных элементов. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в значимой для пациента и необычной для всех остальных форме. Как один из вариантов арттерапии используются зарисовки сновидений и возникающих во сне чувств.

Физическое и физиологическое влияние арттерапии заключается в том, что изобразительное творчество способствует улучшению координации, восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов. Нельзя недооценивать также непосредственное воздействие на организм цвета, линий, формы. В своих работах Де Фере открыл зависимость скорости кровообращения и силы мускульных сокращений от цвета и освещения. Например, в странах, каллиграфического письма (Китай, Япония) с давних времен для лечения нервных потрясений применяется рисование иероглифов. В настоящее время выяснилось, что при этом человек полностью расслабляется и заметно снижается частота его пульса. (это удивительно!)
^

Цели арттерапии


1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить "пар" и разрядить напряжение.

2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от "цензуры" сознания.

3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.

4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.

5. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.

7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.

8. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

В арттерапии очень много разновидностей подходов. Например, музыкотерапия, сказкотерапия, телесно-ориентированая терапия и т.д. Но  хочется остановиться более подробно на изотерапии.


^ Исследования, основанные на искусстве, в Европе и США


В последние годы в арт-терапевтической литературе все чаще используется понятие « основанных на искусстве исследований», описывающее работы, предполагающие творческую активность самого исследования. В своем реферате я подробнее остановлюсь на двух отечественных исследованиях и на двух зарубежных. Среди западных исследований я рассмотрю статью Ш. Макнифа о расширение возможностей психологических исследованиях, и исследование Р. Сильвер и Д.Эллисон.

Подход Ш. Макниффа к арт-терапевтическим исследованиям лежит в русле феноменологической традиции, предполагающей открытость исследователя для описания и анализа явлений, не вписывающийся в рамки сложившихся теорий. «Творческое познание требует готовности человека принять опыт, не согласующийся с тем, что он знает о мире. В некоторых случаях при проведении исследований, основанных на искусстве, уже в самом их начале мы не знаем, чем завершить весь процесс», - пишет Макнифф в своей статье. В своей статье он рассматривает несколько практических исследований. С его точки зрения, искусство не должно быть оторвано от науки. Так как искусство и наука предполагают пристальное наблюдение за различными феноменами, что ведет к трансформации материи и сознания. Препятствием же для получения новых знаний в области искусства и науки является сциентизм, требующий следования общепринятой парадигме. Однако основанные на искусстве исследования тесно связаны с художественной практикой, с «чистым» научным наблюдением, что предполагает вовлеченность исследователя в эмпирический эксперимент. Данная стратегия означает, что результаты использования тех или иных творческих процедур могут оценены с применением критериев практичности и полезности. Веским аргументом в пользу основанных на искусстве исследований может быть то обстоятельство, что они способствуют более эффективному обучению и повышению квалификации специалистов, использующих творческую деятельность в работе с людьми в психотерапии, медицине, образовании и других областях. Прежде чем кто-либо возьмет на себя ответственность за то, чтобы учить других творчеству, он должен сам иметь опыт творческой работы и изучить творческий процесс «изнутри».

Огромные возможности в реализации эффективных образовательных программ теряются, если студенты не имеют возможности на практике познакомиться с изучаемыми феноменами.

Поскольку арт-терапия делает акцент, прежде всего, на ментальных и бессознательных аспектах экспрессии, фокусировка на «рисовании с помощью плеча» предоставляет новый, свежий поход к творчеству и позволяет пересмотреть концептуальные и опрециональные основы арт-терапии. Зачастую изобразительную продукцию воспринимают с точки зрения ее содержания. При этом в арт-терапии очень мало было сделано для того, чтобы понять, каким образом движения тела и циркуляция энергии, а также взаимодействие психики и сомы в процессе изобразительной деятельности влияют на достижение терапевтических эффектов.


Р. Сильвер и Д.Эллисон исследовали самоидентификации и оценки образа «я» в рисунках делинквентных подростков.

Пятидесяти трем подросткам, находившимся в местах заключения, было дано задание «Нарисуй историю». После этого их просили сказать с кем они себя идентифицируют. В исследование принимали участие 5 психотерапевтов. Все испытуемые совершили различные правонарушения и в момент обследования находились в закрытых учреждении, проходя там лечение. Их возраст колебался от 13 до 18 лет. Персонал учреждения включал педагогов, психиатров и психологов. Большинство испытуемых находились здесь впервые и учились в школе при данном исправительном учреждении. В ходе исследования Эллисон было проведено тестирование четырех классов. С каждым подростком был обсужден рисунок, их ответы записывали, рисункам были присвоены, бальные оценки соответствующие определенной системе критериев. Затем Эллисон запечатала свои заключения в конверт, а пятьдесят три рисунка, обозначенные лишь номером, она отослала другому терапевту. Помимо этого каждый пятый рисунок вслепую оценивался тремя другими арт-терапевтамии пятью социальными работниками. Они также оценивали образ «я» испытуемых, в частности определяли, со счастливыми или агрессивными персонажи идентифицируют себя подростки. Полученные данные были затем подвергнуты статистической обработке.

Задание «Нарисуй истории» позволяет оценить эмоциональную сферу испытуемых. Им предлагается выбрать из набора стимульных рисунков два изображения, представить, что может происходить между выбранными ими персонажами, и затем нарисовать это. Испытуемым говорится, что они могут изменять стимульные изображения, включать в них любые персонажи и предметы. Кроме того, они должны дать своему рисунку название и придумать на его основе какую-нибудь историю. С испытуемыми также проводится обсуждение рисунков с целью уточнения их содержания. Рисунки оцениваются по пятибалльной шкале. В методическом руководстве теста содержатся данные о его надежности и валидности. Во время интервьюирования испытуемых ответы записываются на специальном бланке.

В результате исследования было выявлено, что Эллисон, знавшая подростков, определила образ «я» у 76, 9 % испытуемых, второй психотерапевт у 71,8 % испытуемых. Процент совпадения оценок социальных работников составил 54 %, а арт-терапевтов – 78, 2 %. Средний процент для всех специалистов составил, таким образом, 61, 9 %. Результаты данного исследования свидетельствуют о том, что структурированная оценочная арт-терапевтическая процедура в форме теста «Нарисуй историю» может быть весьма ценной при работе с подростками, имеющими поведенческие нарушения. Тестирование подростков, с тем чтобы арт-терапевт впоследствии проанализировал их рисунки, можно проводить даже в том случае, когда он не имеет возможности общаться с ними лично. Однако сведения о подростках, конечно же важны, поскольку часто они помогают разобраться в противоречивом содержании рисунков и сопровождающих их историй.

Данный тест мог бы периодически проводится с учениками школ, с тем чтобы арт-терапевт в дальнейшем проанализировал созданные ими рисунки, если педагоги, специалисты в области психического здоровья или социальные работники сочтут это необходимым. Как показали исследования, подростки, оказавшиеся в заключении, часто рисуют одиноких, агрессивных или раздражительных персонажей, что может отражать как их непосредственную реакцию на ситуацию, так и более глубокие переживания одиночества покинутости. Хотя такие подростки часто изображают отношение любви и дружбы, многие их рисунки отражают агрессивные действия фигур мужского пола. Тенденция изображать персонажей одного с ними пола, отмеченная в предыдущих работах, нашла подтверждение и в нашем исследовании, что свидетельствует о проекции образа «я» респондентов на изображенные фигуры.

Анализ рисунков помогает понять текущие проблемы респондентов, а также скрытые причины имеющихся у них поведенческих нарушений. Многие подростки с поведенческими нарушениями выражают свои чувства не столько словами, сколько кинестетически, для некоторых из них характерны речевые нарушения или плохое знание своего языка.

Исследования показывающие, что рисунки и истории, отражающие грусть и агрессию, могут указывать на наличие депрессии, а изображение счастливых сцен могут выполнять защитную функцию, что делает их менее доступными для психотерапии.


^ Исследования, основанные на искусстве, в России


Несмотря на то, что становление арт-терапии в зарубежных странах началось, раньше чем в России, по мнению А.И. Копытина, современная отечественная арт-терапия имеет свою собственную историю. Первыми в нашей стране обратили внимание на благотворное влияние занятиями творческой деятельностью, были психиатры. Уже в конце Х1Х в своем учебники по психиатрии П.П. Малиновский отмечал лечебные воздействия занятий рисованием, музыкой и рукоделием. В советский период эти занятия были включены в систему трудотерапии. В 70-80-е годы в институте им. В.М. Бехтерева, начали внедрятся первые аналоги арт-терапии. В 1987 году на кафедре психиатрии Ярославского медицинского института создается учебный музей психопатологической экспрессии. В Москве в 1996 году открывается музей творчества аутсайдеров. Творчество душевнобольных становится предметом междисциплинарных исследований, с участием искусствоведов, философов и представителей других областей знаний. Также оно становится объектом художественно-эстетического восприятия. В 90-е годы ряд психологов и педагогов начинают исследования, связанные с изучением здоровье сберегающего потенциала искусства в системе общего и специального образования. Начинаю разрабатываться и внедрятся оригинальные программы профилактической деятельности с использованием элементов арт –терапии и терапии искусством. В 1997 году в Санк-Петербурге была создана Арт-терапевтическая ассоциация, основными задачами которой, является поддержка лечебно-реабилиционных проектов и практических исследований, связанных с арт-терапией.


Несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арт-терапия во многих случаях приобретает преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность. Отсюда – многочисленные попытки ее использования в образовательных учреждениях и социальной работе.

За время своего существования арт-терапия ассимилировала достижения психологической науки и практики, теоретические разработки и приемы разных направлений психотерапии, опыт и стратегии изобразительного искусства, методы педагогики, отдельные представления теории культуры, социологии и других наук. Она продолжает активно развиваться и в настоящие время, осваивая новые области практического применения и обогащаясь идеями благодаря объединению с другими научными дисциплинами.

На данный момент существует много новых направлений арт-терапевтических методик, но пока они используются недостаточно активно. Сложности в оценке эффективности арт-терапии связаны с влиянием психотерапевтических отношений на процесс лечения. Их качество часто является решающим фактором, определяющим эффективность арт-терапии. Опыт же эффективного психотерапевтического взаимодействия с трудом подается формализации и механическому воспроизведению. Специфические трудности в оценке эффективности арт-терапевтических воздействий связаны также с тем, что они, как правило, ориентированы не на достижение изменений в поведении пациента или устранение внешних проявлений болезни, а на изменение его мироощущения или «качества жизни».

Используемые в настоящие время подходы к арт-терапевтическим исследованиям представлены количественными и качественными методами. Количественные методы более традиционны для арт-терапии, как правило, они заимствованы из психологии медицины. Их ценность для изучения лечебно-коррекционных эффектов арт-терапии невызывает сомнений. Это касается, прежде всего, так называемых номотетических исследований, направленных на изучение особенностей рисунков пациентов с различными психологическими заболеваниями. Качественные же методы представлены комплексными, иногда лонгитюдными исследованиями, ориентированными на изучение связей между большим числом переменных, а также всестронний анализ различных факторов арт-терапевтического процесса. Нередко при это применяются модели анализа, принятые в гумунитарных науках - истории, эстетике, антропологии, социологии, философии и педагогике.


Арт-терапевтические исследования в России пока находятся на начальном этапе и оставляют без внимания многие механизмы и воздействия. Также отсутствуют завершенные исследования про интермодальной терапии искусством.

В данной работе мы рассмотрим два отечественных исследования с применениями арт-терапевтических методов.


  1. И.В. Борщевская и С.В. Шереметова в своей статье исследуют применение мультимодульных техник в процессе групповой арт-терапии пациентов, страдающих пограничными психическими расстройствами. Участниками группы были пациенты страдающие невротическими, аффективными, личностными и психосоматическими расстройствами. С ними была проведена краткосрочная работа, рассчитанная на 10-12 сессий. Частота встреч – два раза в неделю. Терапия была рассчитана на полтора месяца, т.к. сроки стационарного лечения, как правило, составляют в среднем полтора месяца.

В качестве групповой модели была выбрана групповая интерактивная тематическая арт-терапия с элементами динамического подхода. Данная модель предполагает активное взаимодействие между участниками группы, осуществляемое как на вербальном, так и невербальном уровнях благодаря применению разнообразных средств визуальной пластической экспрессии. Эти средства могут в некоторых случаях дополняться приемами, характерными для иных, нежели арт-терапия, форм психотерапии искусством. В рамках групповой интерактивной арт-терапии группа понимается как динамическая система, а потому в большинстве случаев работа опирается на теоретические разработки групповой психодинамической психотерапии. Большое значение при реализации данной модели имеет такой фактор, как групповая динамика, которая с учетом особенностей состава групп, формируемых в отделении неврозов и психотерапии, может быть достаточно высокой. Используя эту модель, И.В. Борщевская и С.В. Шереметова исходили из процессуального понимания групповой арт-терапии, т.е. признавали, что в ходе арт-терапевтических занятий группа будет проходить ряд стадий своего развития, и что эти стадии будут в значительной мере определять выбор средств и содержаний сессий. В то же время правильный выбор рабочих средств может способствовать продвижению группы с одной стадии на другую, тем самым помогая группе и ее участникам реализовать свой терапевтический потенциал.

На основе соотнесения некоторых закономерностей и феноменов, характерных для драматерапевтического процесса, с общими тенденциями развития психотерапевтической группы и условиями арт-терапии, И.В. Борщевская и С.В. Шереметова сформулировали некий «набросок» группового процесса, включающего ряд «узловых» моментов, или этапов.

  • Снятие контроля. На этом этапе работы интерактивной арт-терапевтической группы были использованы простые задания, направленные на знакомство с материалами и их возможностями, снятие контроля и раскрытие способности к спонтанному творчеству. При этом акцент делается на работе с цветом, свободном выражении чувств, игре, а также развитии навыков осознания и вербализации чувств. После знакомства участников группы друг с другом большое внимание уделяется созданию атмосферы доверия и безопасности.

  • Рождение индивидуальной метафоры. На данном этапе мы предлагаем пациентам комплексные задания, напрвленные на формирование индивидуального символического поля, когда личные образы и метафоры проявляются, становятся видимыми и открытыми в творческой продукции. У каждого участника группы появляется новое, созданное им «индивидуальное метафорическое поле».Это позволяет им вступить во взаимодействие со своими образами, исследовать посредством них свой внутренний мир и соприкоснуться с энергией психического. В этот момент безусловно значимыми становятся взаимная поддержка и безоценочное принятие друг друга участниками группы, а также эмпатическая позиция ведущих. На этом этапе обозначаются внутри личностные конфликты.

  • Образы группового пространства. На этом этапе работы большую ценность имеют групповые задания, направленные на межличностное воздействие, осуществляемое как на вербальном, так и невербальном уровнях, на основе использования средств символической, метафорической экспрессии – упражнения и ролевые игры, сочинение групповой сказки с использованием пластилиновых фигурок и игрушек, элементами групповой песочной терапии, групповой рисунок. На этом этапе работа направлена на дальнейшее сплочение группы, актуализацию и проработку интерперсональных конфликтов. Пациенты обучаются давать друг другу неискаженную обратную связь, вербализовать свои эмоциональные реакции, связанные с взаимодействием в группе.

  • «Это не я». Пиковым этапом психотерапевтического процесса является работа с масками и гримом с включение элементов драматерапии и видеоанализа. При этом пациенты встречаются со своим ведущим конфликтом, глубинными страхами и ресурсами. Драматическая игра помогает им справится с неосознаваемыми чувствами и потребностями и посредством символизации и драматически-ролевой экспрессии не только придать им убедительное внешнее выражение, но и достичь определенного контроля над ними. Вхождение в роль и исполнение определенного личностно значимого действия позволяет в безопасной форме проиграть и тем самым реализовать запретные, фрустрируемые желания, исследовать неизвестные аспекты Я и опробовать новые модели поведения. Поскольку моменты драматизации подлежат видеосъемки пациенты получают дополнительные возможности для отреагирования эмоций, рефлексии межличностного взаимодействия и интеграции новых моделей поведения, связанных с драматизацией.

  • «Разговор с самим собой». На данном этапе рефлексии происходит осознание, принятие и стабилизация опыта, полученного в процессе арт-терапии, а также

  • соотнесение с реальностью, что дает участникам группы пространство и время для изменений системы отношений, представлений и себе, изменения своих поведенческих стереотипов.


И.В. Борщевская и С.В. Шереметова проводили исследование терапевтической эффективности групповой интерактивной арт-терапии, динамики психического состояния пациентов и системы отношений в процессе арт-терапевтической работы. С этой целью в начале и по окончанию работы группы применялись следующие клинические тесты: ОДС-2, SCL-90-R, ИТТ, ТАШ, САТ и методика изменений творческой продукции участников.

Применениегрупповой интерактивной краткосрочной арт-терапии на базе отделения неврозов и психотерапии показало ее эффективность в работе с пациентами, страдающими пограничными расстройствами. Был делан вывод о том, что пациенты данной категории могут успешно включаться в групповые процессы, которые сами по себе являются одной из важных предпосылок терапевтического воздействия. Использование изобразительных средств и техик в сочетании с элементами драматической экспрессии становится возможным благодаря развитию групповой динамики и нередко оказывается своеобразной кульминацией всего процесса групповой арт-терапии.

Опыт применения мультимодального подхода в арт-терапевтической группе заключает в себе значительные возможности, которые на сегодняшний день остаются еще мало изученными.


Исследование Е.А. Толчинской «коррекция психофизиологического состояния беременных женщин средствами музыки и рисования».


Музыкальная терапия является одной из областей лечебной практики. В некоторых случаях музыка в ее импрессивных и экспрессивных формах используется в ходе занятий арт-терапии и психотерапии искусством. Известны примеры работы арт-терапии с беременными . М.Л. Лазарев указывает на три фактора лечебного, гармонизирующего воздействия музыки на организм: психолого-эстетический, физический и физиологический. Д. Кэмпбелл «Музыкальная стимуляция увеличивает выделение эндорфина и лимфоцитов, которые повышают сопротивляемость организма болезням».

Несмотря на многочисленные эмпирические свидетельства целебного, гармонизирующего воздействия музыки, его механизмы еще недостаточно изучены с применением современных методов научного исследования. Это, в частности, относится и к такой быстро развивающейся области психологической практики, как перинатальная психология и психотерапия.

Е.А. Толчинская составила программу психологической коррекции самочувствия беременных женщин, а также определить связь этих эффектов с особенностями музыкального восприятия, личностными свойствами и психическим состоянием пациенток.

Задачи исследования включали:

  • Изучение личностных свойств и особенностей психического состояния беременных женщин;

  • Уточнение критериев подбора музыки, используемой с целью коррекции самочувствия беременных женщин, с учетом их личностных свойств и особенностей психического состояния;

  • Выбор формы организации психологической помощи беременным женщинам средствами музыки;

  • Исследование влияние программы музыкальной коррекции на самочувствие и эмоциональное состояние женщин;

  • Изучение диагностических возможностей восприятия музыки беременными женщинами;

  • Анализ динамики психического состояния беременных женщин под влиянием музыкальной коррекции;

  • Изучение влияния музыкальной коррекции на течение родов и психофизиологическое развитие детей.

Ими были использовании следующие методы исследования:

Опросник С. Будасси для определения акцентуаций характера;

Опросник Айзенк;

16-факторный опросник Р. Кеттелла;

Самоотчеты беременных женщин;

Методика САН;

Тест Люшера;

Измерение физиологических параметров.

Работа была осуществлена на протяжение 8 лет на базе поликлиники г. Сыктывкара. Музыкальная коррекция была проведена с 233 женщинами. Были также обследованы дети первого года жизни 35 человек, родившиеся от матерей, участвовавших в программе музыкальной коррекции. Контрольную группу составили 100 женщин, не принимавшие участие в программе.

Сеансы музыкальной коррекции проводились два раза в неделю и длились по полтора часа. Курс включал от 5 до 18 занятий в зависимости от срока беременности. В ходе каждого сеанса дважды проводились тестирования и замеры физиологических параметров.

Затем женщинам предлагались для прослушивания четыре произведения в «живом» фортепианном исполнении: шедевры классической музыки, народные песни и романсы без участия голоса и текста. Последовательность предъявлений произведений была следующей: вначале звучало произведение, образно-эмоциональный строй которого соответствовал настроению слушателей, а затем исполнялись произведения, способствующие оптимизации состояния и созданию светлого мироощущения в конце сеанса.

Некоторые занятия могли включать в себя разучивание и исполнение женщинами колыбельных, а также песен, тексты которых описывают уход за детьми.

Во время звучания музыки женщины заполняли анкету, оценивая свое состояние по пятибалльной шкале. Им также предлагалось указать цветовые ощущения, возникающие у них при восприятие музыки.


Нередко первая часть сеанса включала рисование в качестве дополнительного диагностического и коррекционного средства, однако музыка рассматривалась как основной фактор психокоррекционного воздействия. Рисунки создавались в основном на фоне звучания классической и духовной музыки. Нередко женщинам предлагались темы рисования: «Мой ребенок», «Я и мой ребенок», « Моя семья», «Рождение». В отдельных случаях создавались работы на свободную тему. Обсуждение рисунков, как правило, было непродолжительным и проводилось с целью уточнения ассоциаций, связанных с рисунков и его элементами.


Иногда во время сеансов женщинам предлагалась такая форма работы, как движение под музыку с целью общей активизации. Однако движения при этом были относительно спокойными и соответствовали характеру музыки.

Вторая часть сеанса была посвящена выполнению упражнения, развивающего навыки релаксации. На фоне звучания медитативной музыки в магнитофонной записи ведущим произносился текст коррекционной направленности.


Проведенное исследование позволяет говорить о некоторых особенностях восприятия музыки будущими мамами. Большинство женщин отвергают громкие, дисснансные композиции, печальную и трагическую музыку.

В то же время некоторые женщины положительно реагируют на грустную, драматическую музыку. Однако нельзя сказать, какую терапевтическую ценнось имеет прослушивание такой музыки, проявляющиеся в несоответствие цветовых ассоциаций и чувств женщин эмоциональному и образному строю музыки, были характерны для психологически травмированных, тревожных женщин, а также пациенток, протекание беременности которых сложно.


Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что особенности музыкального восприятия в какой- то мере могут служить одним из критериев оценки состояния слушателей. Однако нельзя не признать, что механизмы музыкального восприятия имеют комплексный характер. Эмоциональные и ассоциативные реакции на музыку могут быть опосредованы как психофизиологическим состоянием, так и особенностями личности слушателей, их культурным опытом, навыками музыкального восприятия, а если речь идет о специально организованных сеансах музыкальной коррекции или музыкальной терапии – то от условий, в которых они проводятся, отношений участников сеансов с ведущим и иных факторов.


Заключение


Основанные на искусстве исследования дают возможность для изучения новых форм опыта и расширения границ познания. Эксперименты с творческим процессом показали, что существуют более глубокие и эффективные способы получения и передачи опыта, чем те, которыми мы обычно пользуемся. Эти способы незнакомы многим людям, но они вполне могут использоваться в исследованиях, в особенности тех, в которых участвуют художники. По мере того, как художники будут все более активно включаться в основанные на искусстве исследования, это будет не только помогать им в получении новых знаний о мире, но и способствовать развитию их творческих способностей.

Развитие основанных на искусстве исследований послужит лучшему пониманию человеческого опыта. Основной задачей исследований искусстве должно быть использование иного подхода к изучению человеческого опыта, предполагающего более глубокое и полное понимание творческого процесса и наших отношений с миром. Эксперименты за рамками общепринятых подходов к исследованиям могут обогатить современную научную практику и помочь в понимании человеческих возможностей.


Литература


  • А.И.Копытин «Практическая арт-терапия», 2008

  • А.И. Копытин «Арт-терапия – новые горизонты», 2006

  • В. Оклендер «Окна в мир ребенка»

  • «Арт-терапия с детьми», Интернет, реферат



Юля, очень хорошая работа. Есть небольшие замечания по оформлению и терминам ( см. в тексте). Также в списке литературы должно быть минимум 5 источников и необходимо оформить список литературы в соответствии с требованиями, год издания, издательство, если интернет статья- то адрес. Да, еще не хватает содержания. Исправь и можно приносить на зачет в распечатанном виде.


Рада, что кто-то взял эту тему.

Варвара







Скачать 250,65 Kb.
оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер250,65 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх