Образовательные программы теория и методика преподавания изобразительного искусства 2009/10 учебный год icon

Образовательные программы теория и методика преподавания изобразительного искусства 2009/10 учебный год



Смотрите также:
Образовательные программы теория и методика преподавания изобразительного искусства 2009/10...
Образовательные программы теория и методика преподавания музыки 2009/10 учебный год воронеж 2009...
Образовательные программы теория и методика преподавания математики 2009/10 учебный год воронеж...
Образовательные программы теория и методика преподавания русского языка и литературы 2009/10...
Образовательные программы теория и методика преподавания математики 2009/10 учебный год Выпуск 2...
Образовательные программы теория и методика преподавания русского языка и литературы 2009/10...
Образовательные программы теория и методика преподавания музыки 2009/10 учебный год Выпуск 2...
Образовательные программы теория и методика преподавания технологии 2009/10 учебный год Выпуск 2...
Теория и методика преподавания иностранных языков 2009/10 учебный год воронеж 2009...
Образовательные программы теория и методика преподавания иностранных языков 2009/10 учебный год...
Образовательные программы теория и методика преподавания иностранных языков 2009/10 учебный год...
Теория и методика преподавания химии и биологии 2009/10 учебный год воронеж 2009...



скачать
ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ


КАФЕДРА ИСТОРИИ,

ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЫ


УТВЕРЖДАЮ




Ректор ВОИПКиПРО

__________________


Профессор Ю.А. Савинков


« 18 » 05 2009 год


Дополнительные профессиональные

образовательные программы


ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

ПРЕПОДАВАНИЯ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА


2009/10 учебный год


ВОРОНЕЖ 2009




УДК 74.266

ББК 70(07)

Д68


Автор-составитель

^ Б.Р. Лившиц


Ответственный редактор

Б.Я. Табачников




Д68

^ Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания изобразительного искусства. 2009/10 уч. год. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009. – 27 с.


Дополнительные профессиональные образовательные программы для повышения квалификации учителей изобразительного искусства отражают современные подходы к формированию содержания общего образования и составлены на основе требований действующего государственного образовательного стандарта.

Программы составлены на модульной основе и предполагают возможность выбора учителями изобразительного искусства модулей на общее количество часов, предусмотренных учебным планом.


^ Печатается по решению кафедры истории, философии и культуры ВОИПКиПРО.


УДК 74.266

ББК 70(07)


ã ВОИПКиПРО, 2009

ã Лившиц Б.Р., составление, 2009



32-Ж

Блок

^ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»


Пояснительная записка


Блок предназначен для обеспечения повышения квалификации учителей изобразительного искусства.

^ Цели и задачи:

- углубление теоретической и практической подготовки учителей. Ознакомление их с передовым опытом творчески работающих учителей, расширение знаний и умений и использование их в учебном процессе;

- моделирование форм и методов приобщения учащихся к художественной культуре разных народов;

- включение инноваций в содержание, методику и организацию учебно-воспитательного процесса;

- получение знаний о новейших достижениях в художественно-эстетическом образовании;

- освоение новых технологий и передового педагогического опыта в сфере художественного образования;

- повышение своей профессиональной компетентности.

^ Учебно-тематический план




Тема

Кол-во часов

Форма

занятия

1.

Роль предметов художественно-эстетического цикла в формировании и развитии личности школьника

2

лекция

2.

Отражение философско-этических

проблем в художественно-культурном наследии

2

2

лекция

семинар

3.

Эстетическая концепция художественного образа в искусстве и в художественной педагогике

2

2

лекция

семинар

4.

Основы восприятия и понимания иконописи: искусствоведческий аспект

2

2

лекция

семинар

5.

Урок как форма организации художественно-познавательной и творческой деятельности учащихся

2

лекция


6.

Формирование представлений учащихся об окружающем мире средствами декоративно-прикладного искусства

2

2

лекция

практика

7.

Роль и место игры на уроках изоискусства

2

2

лекция

семинар

8.

Новые педагогические технологии в преподавании изоискусства

2

2

лекция

семинар

9.

Художественно-педагогический анализ произведений искусства

2

семинар

10.

Итоговое занятие

2

семинар




Итого

32





^ Содержание тем


Тема 1. Роль предметов художественно-эстетического цикла в формировании и развитии личности школьника.

Новое педагогическое мышление в преподавании искусства. Формирование творчески активной личности, художественное развитие личности ребенка, приобретение опыта решения творческих задач и эмоционально-оценочного отношения к миру.

^ Тема 2. Отражение философско-этических проблем в художественно-культурном наследии.

Прекрасное как центральная эстетическая категория. Отношение к нему Платона, Августина, Канта. Античность. Средневековье. Возрождение. Категории эстетики. Виды и функции искусства. Понятие художественного опыта, его свойства. Отличие метафорического языка искусства от понятийного языка науки.

Сущность искусства, отличие от науки и религии. Происхождение искусства. Формы его проявления в различных культурах. Искусство XVII–XIX вв. Стили в искусстве. Эволюция русского искусства: от древнерусского до современного.

^ Тема 3. Эстетическая концепция художественного образа в искусстве и в художественной педагогике.

Определение понятия «художественный образ» в его отношении к понятиям «произведение искусства» и «творчество». Специфика художественного образа в изобразительном искусстве, выразительные средства. Содержание и форма. Подходы и принципы художественной педагогики.

^ Тема 4. Основы восприятия и понимания иконописи: искусствоведческий аспект.

Древнерусская живопись в истории национальной культуры. Евангельские сюжеты. Изображение Христа и Богоматери. Методика преподавания темы.

^ Тема 5. Урок как форма организации художественно-познавательной и творческой деятельности учащихся.

Цели урока: учебная, развивающая, воспитывающая. Композиция урока. Особенности структуры урока. Урок искусства – урок-образ.

^ Тема 6. Формирование представлений учащихся об окружающем мире средствами декоративно-прикладного искусства.

Необходимость обращения к художественному познанию в педагогической практике. Специфика художественного образа в народном декоративном искусстве. Методика работы с детьми по созданию образов окружающего мира в декоративной работе.

Понятие «окружающий мир». Три сферы окружающего мира.

Народное декоративное искусство, как форма художественного творчества. Совокупность средств народного декоративного искусства и их возможности в отражении окружающего мира.

Педагогический потенциал народного декоративного искусства.

^ Тема 7. Роль и место игры на уроках изоискусства.

Игра, классификация игр, условия и принципы организации. Роль игры в решении художественно-педагогических задач. Специфика игровой ситуации на уроке изоискусства.

^ Тема 8. Новые педагогические технологии в преподавании изоискусства.

Концепция личностной ориентации в современном образовании. Теоретические подходы и механизмы реализации. Личностные функции и личностная ситуация. Моделирование художественно-творческого процесса.

^ Тема 9. Художественно-педагогический анализ произведений искусства.

Особенности художественного анализа как профессиональной деятельности. Анализ произведения искусства на уроке. Методы художественно-педагогического анализа произведений искусства: художественно-педагогической драматургии; проблемно-поисковый; перспективы и ретроспективы; художественно-педагогической импровизации.


^ Контрольные процедуры


Текущий контроль успеваемости осуществляется в процессе выполнения практических заданий, в ходе которых выясняется степень понимания слушателями материала и проводится совместный поиск ответов на проблемные (спорные) вопросы.


Список литературы


1. Юнина Е.А. Педагогическая психология: социально-личност­ное образование / Е.А. Юнина. – Пермь : ПРИПИТ, 2004.

2. Искусство и школа / сост. А.К. Василевский. – М., 1981.

2. Неменский Б.М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский. – М. : Просвещение, 2007.

3. Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М., 1987.

4. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству / В.С. Кузин. – М., 1977.

33-Ж

Модуль

^ «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ»


Пояснительная записка


Модуль предназначен для повышения квалификации учителей изобразительного искусства.

^ Цели и задачи модуля – знакомство слушателей с основными законодательными документами, стандартами, основными положениями Концепции модернизации Российского образования, изучение нормативных документов и литературы, требований, предъявляемых к учителям художественно-эстетического цикла, содержащихся в нормативно-правовых документах.


^ Учебно-тематический план




Тема

Кол-во часов

Форма

занятия

1.

Концепция художественного образования и образовательной области «Искусство» в условиях модернизации и реформирования российского образования, приоритетный национальный проект «Образование»

2

2

лекция

семинар

2.

Место предметов художественно-эстетического цикла в предпрофильном и профильном обучении

2

семинар

3.

Основные положения базисного учебного плана и образовательный минимум по предмету «Изобразительное искусство». Программное обеспечение

2

семинар




Итого

8




^ Содержание тем


Тема 1. Концепция художественного образования и образовательной области «Искусство» в условиях модернизации и реформирования российского образования, приоритетный национальный проект «Образование».

Новое педагогическое мышление в преподавании искусства. Формирование творчески активной личности, художественное развитие личности ребенка, приобретение опыта решения творческих задач и эмоционально-оценочного отношения к миру.

^ Тема 2. Место предметов художественно-эстетического цикла в предпрофильном и профильном обучении.

Прекрасное как центральная эстетическая категория. Отношение к нему Платона, Августина, Канта. Античность. Средневековье. Возрождение. Категории эстетики. Виды и функции искусства. Понятие художественного опыта, его свойства. Отличие метафорического языка искусства от понятийного языка науки.

Сущность искусства, отличие от науки и религии. Происхождение искусства. Формы его проявления в различных культурах. Искусство XVII–XIX вв. Стили в искусстве. Эволюция русского искусства от древнерусского до современного.

^ Тема 3. Основные положения базисного учебного плана и образовательный минимум по предмету «Изобразительное искусство». Программное обеспечение.

Определение понятия «художественный образ» в его отношении к понятиям «произведение искусства» и «творчество». Специфика художественного образа в изобразительном искусстве, выразительные средства. Содержание и форма. Подходы и принципы художественной педагогики.

^ Список литературы


      1. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы (с методическими рекомендациями)» / под руководством и ред. Б.М. Неменского.

      2. Программа «Изобразительное искусство» / В.С. Кузин и др.

      3. «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства», 1–8 кл. / под ред. Т.Я. Шпикаловой, Н.М. Сокольниковой, Н.Н. Светловской, Л.В. Ершовой, Г.А. Величкиной.

      4. Эксперимент: новое содержание образования : примерные программы среднего (полного) общего образования: «Искусство». – М. : Просвещение, 2005.

      5. Учебно-методический комплект под редакцией Б.М. Неменского.

      6. Челышева Т.В. Предпрофильная подготовка девятиклассников: Образовательная область «Искусство» / Т.В. Челышева. – М. :
        АПКиПРО, 2003.

      7. Челышева Т.В. Образовательная область «Искусство» в контексте эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования : методические рекомендации / Т.В. Челышева, Л.В. Ламыкина. – М. : Новый учебник, 2003.

      8. Челышева Т.В. Профильное обучение в школе. Художественно-эстетический профиль : учебно-методическое пособие / Т.В. Челышева, Л.В. Ламыкина. – М. : АПКиПРО, 2004.



34-Ж

Блок

^ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ»


Пояснительная записка


Блок предназначен для повышения квалификации учителей изобразительного искусства.

Задачи курса – показать, каким образом взаимодействие искусств используется как эффективное средство повышения эмоционального и методического уровня урока. Как организовать продуктивное общение и создать благоприятный психологический климат на уроке. Познакомить с формами и методами организации креативной среды на уроке.

Программа блока нацелена на углубление теоретической и практической подготовки учителей. Ознакомление их с передовым опытом творчески работающих учителей, расширение знаний и умений и использование их в учебном процессе

Целью программы блока является включение педагогов в решение следующих задач:

- изменение стереотипа мышления, связанного с недооценкой роли искусства в жизни и деятельности человека;

- моделирование форм и методов приобщения учащихся к художественной культуре разных народов;

- повышение художественной грамотности учителей-сов­местителей и развитие практических навыков по изобразительной деятельности;

- включение инноваций в содержание, методику и организацию учебно-воспитательного процесса.

^ Учебно-тематический план




Тема

Кол-во часов

Форма

занятия

1.

Творческая деятельность учителя на уроке изоискусства как педагогическая проблема

2

2

лекция

практика

2.

Формирование креативности школьников

2

семинар

3.

Проблемные, интегрированные, нестандартные уроки. Взаимодействие искусств на уроке изоискусства

2

2

лекция

семинар

4.

Актуальные проблемы преподавания изоискусства в современной школе, пути их разрешения

4

круглый стол

5.

Итоговое занятие

2

семинар




Итого

16





^ Содержание тем


Тема 1. Творческая деятельность учителя на уроке изоискусства как педагогическая проблема.

Творческая активность личности. Организация продуктивного общения и создание благоприятного психологического климата на уроке. Формы и методы организации креативной среды на уроке.

^ Тема 2. Формирование креативности школьников.

Комплексный междисциплинарный анализ сущности креативности, уточнение понятия «креативность» в контексте социализации личности. Креативность: во-первых – как качество личности, формируемое в процессе социализации; во-вторых – как система универсальных способностей, которыми человек пользуется в процессе жизнетворчества, то есть как фактор успешной социализации.

Анализ креативности с точки зрения компонентно-интегративного строения (выявление определяющих ее компонентов; определение связей между компонентами, перспективу их взаимовлияния; изучение механизма интеграции компонентов в единую психическую структуру).

^ Тема 3. Формирование креативности школьников.

Интегративный характер предмета «Изобразительное искусство». Интегрированный и проблемный урок как средство наиболее продуктивного усвоения материала. Специфика и особенности проблемных уроков по искусству. Особенности проблемной ситуации. Содержание и методика сравнения эффективности традиционного и проблемного обучения. Работа педагога по подготовке проблемного урока.

Взаимодействие искусств – эффективное средство повышения эмоционального и методического уровня урока.

^ Тема 4. Формирование креативности школьников.

Обсуждение проблем преподавания изобразительного искусства и черчения в школе. Обмен опытом. Дискуссия.


^ Контрольные процедуры


Текущий контроль успеваемости осуществляется в процессе выполнения практических заданий, в ходе которых выясняется степень понимания слушателями материала и проводится совместный поиск ответов на проблемные (спорные) вопросы.


Список литературы


  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс / В.И. Андреев. – Казань, 1997.

  2. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества / Г.С. Батищев. – СПб., 1997.

  3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М., 2002.

  4. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества / В.А. Бухвалов. – М. : Просвещение, 1993.

  5. Бьюзен Т. Могущество Творческого Интеллекта / Т. Бьюзен. – Мн. : ООО «Попурри», 2004.

  6. Введение в педагогическую деятельность / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. – М. : Академия, 2000.

  7. Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания / Н.М. Гнатко. – М., 1994.

  8. Грецов А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов / А.Г. Грецов. – СПб .: Питер, 2007.

  9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб., 1999.



35-Ж

Блок

^ «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСА»


Из блока выбираются темы по актуальности и запросам слушателей: всего 24 часа.


Учебно-тематический план




Тема

Кол-во часов

Форма

занятия

1.

Виды художественных техник, их использование в условиях современного урока

2

2

лекция

семинар

2.

Художественная обработка материалов

2

2

лекция

семинар

3.

Работа по теме «Одежда от древности до наших дней»

2

2

лекция

семинар

4.

Тема «Пейзаж» в программе. Уроки на пленэре

2

2

лекция

семинар

5.

Работа по теме «Бумажная пластика»

2

2

лекция

семинар

6.

Основы композиции. Работа над сюжетной картиной

2

2

лекция

семинар

7.

Аппликация на уроке изобразительного искусства

2

2

лекция

семинар

8.

Программный материал по скульптуре

2

2

лекция

семинар

9.

Поэтапное формирование графических умений и навыков

2

2

лекция

семинар

10.

Архитектура и монументальные виды искусства

2

2

лекция

семинар

11.

Практические занятия по методике преподавания различных тем школьного курса

4

4

лекция

семинар

^ Содержание тем


Тема 1. Виды художественных техник, их использование в условиях современного урока.

Знакомство с различными художественно-изобразитель­ными техниками. Практические занятия по их освоению. Варианты использования по различным программным темам.

^ Тема 2. Художественная обработка материалов.

Приемы художественной обработки искусственных и природных материалов: соломка, дерево, кожа, гобелен и т.д.

^ Тема 3. Работа по теме «Одежда от древности до наших дней».

Функции одежды: утилитарная и эстетически-социальная. Мода. Стили разных эпох.

Тема 4. Тема «Пейзаж» в программе. Уроки на пленэре.

Методы и приемы изображения природы. Организация работы на пленэре. Художественные образы природы. Трансформация настроения в образ. Перспектива. Основные методы построения пространства на плоскости и обоснование законов линейной перспективы. Картинная плоскость, горизонт, главная точка схода, перспектива прямых линий углов, геометрических углов, геометрических фигур и тел. Построение теней.

^ Тема 5. Работа по теме «Бумажная пластика».

Методы формирования объемно-пространственного мышления детей посредством освоения приемов работы и техники бумажной пластике. Методика обучения различным приемам работы с бумагой. Моделирование объектов растительного, животного мира, мира техники.

^ Тема 6. Основы композиции. Работа над сюжетной картиной.

Композиционные приемы в сюжетно-тематических работах. Основы композиции. Организация работы над композицией. Методы сбора и использования подготовительного материала, исполнение эскиза. Ритмика. Цветоведение. Взаимодействие масс, цвета, тона. Взаимосвязь линии, цвета, тона. Многофигурные композиции. Жанровые варианты.

^ Тема 7. Аппликация на уроке изобразительного искусства.

Актуальность использования техники аппликации в приобщении учащихся к миру искусства. Особенности работы в технике аппликации (роль силуэта; колорит; выразительные композиционные средства; передача пространства; техника безопасности; приемы вырезания).

^ Тема 8. Программный материал по скульптуре.

Приемы работы с пластилином, глиной. Каркас. Роспись на примере дымковской игрушки.

Тема 9. Поэтапное формирование графических умений и навыков.

Поэтапное формирование графических навыков. Графическая линия как одна из основ изобразительного искусства. Различные графические техники. Линейный рисунок (набросок) и длительный рисунок. Методика поэтапного выполнения рисунка. Практический анализ произведений графики.

Работа с различными материалами: гуашь, акварель, тушь, мелки, пастель, карандаш. Тиражная графика. Монотипия.

^ Тема 10. Архитектура и монументальные виды искусства.

Знакомство учащихся с композиционными основами, направленными на развитие чувства соразмерности и гармонии в создании пространственной среды.

^ Тема 11. Практические занятия по методике преподавания различных тем школьного курса.

Обобщение опыта работы учителей-практиков.

36-Ж

Модуль

^ «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

ШКОЛЬНИКА»


Пояснительная записка


Цель спецкурса – дать представление о личностно-ориентированном подходе к формированию творческих способностей школьника. В содержании курса освещается интегративный подход к анализу природы креативности, что позволяет процесс развития творческих способностей сделать системным, целенаправленным и личностно-ориентированным, а их диагностику более объективной.

Задача спецкурса – оказание помощи учителю в организации психолого-педагогических условий развития творческих способностей школьника, знакомство с различными формами ее эффективного применения в практической работе.


^ Учебно-тематический план




Тема

Кол-во часов

Форма

занятия

1.

Теория развития творческих способностей. Креативность как научная проблема

1

1


лекция

семинар

2.

Анализ интегративной природы креативности

1

1

лекция

семинар

3.

Модель психолого-педагогических условий развития творческих способностей школьника

2

круглый стол

4.

Итоговое занятие

2







Итого

8





^ Содержание тем


Тема 1. Теория развития творческих способностей. Креативность как научная проблема.

Изучение природы творчества и креативности в философии, психологии, педагогики и др. Исторический аспект. Сравнительный анализ понятий «творчество» и «креативность»; «творчество» и «деятельность». Природа и структура творческого процесса.

^ Тема 2. Анализ интегративной природы креативности.

Оценка креативности как комплекса когнитивных и личностных особенностей. Выделение следующих аспектов:

- выявление определяющих ее компонентов;

- определение связей между компонентами, перспектива их взаимовлияния;

- изучение механизма интеграции компонентов в единую личностную структуру.

^ Тема 3. Модель психолого-педагогических условий развития творческих способностей школьника.

Причины, препятствующие развитию креативности, «барьеры» развития. Сохранение заложенного природой в творческой сути человека. Различные способы восприятия и передачи информации. Формирование и развитие личностных качеств, определяющих ее творческий потенциал.


^ Контрольные процедуры


Текущий контроль успеваемости осуществляется в процессе выполнения практических заданий, в ходе которых выясняется степень понимания слушателями материала и проводится совместный поиск ответов на проблемные (спорные) вопросы.

Список литературы


        1. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества / Г.С. Батищев. – СПб., 1997.

        2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М., 2002.

        3. Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания / Н.М. Гнатко. – М., 1994.

        4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб., 1999.

        5. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб., 1999.

        6. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. – М., 1997.



37-Ж

Модуль

^ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГА»


Пояснительная записка


Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности обусловлен тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач. В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования.

Цель курса – знакомство с современными взглядами на проблему педагогического творчества, опытом нестандартного подхода к решению профессиональных задач; освоение базовых техник развития креативности; способствование личной самореализации.


^ Учебно-тематический план




Тема

Кол-во часов

Форма

занятия

1.

Теоретические основы организации творческой деятельности. Креативность как научная проблема

2

1

лекция

семинар

2.

Основные техники креативности

1

1

1

лекция

семинар

практика

3.

Итоговое занятие

2







Итого

8





^ Содержание тем


Тема 1. Теоретические основы организации творческой деятельности. Креативность как научная проблема.

Анализ существующих взглядов на проблему творчества, творческой активности, творческой деятельности. Теория развития творческой личности. Основные качества творческой личности. Интеллектуальные предпосылки творческой деятельности. Функции левого и правого полушария в творческой деятельности. Креативность как неотъемлемое качество личности. Интегративная природа креативности.

^ Тема 2. Основные техники креативности.

Условия реализации творческого потенциала. Методы активизации творческого мышления. Творческая продуктивность. Приёмы борьбы с психологической инерцией. Использование креативных карт. Беглость, гибкость и оригинальность творческого мышления, как основа процесса проектирования творческой деятельности.

Техники, развивающие способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; видеть перспективу; способность отказываться от ориентации на авторитеты; умение видеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте.


^ Контрольные процедуры


Текущий контроль успеваемости осуществляется в процессе выполнения практических заданий, в ходе которых выясняется степень понимания слушателями материала и проводится совместный поиск ответов на проблемные (спорные) вопросы.

Список литературы


  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс / В.И. Андреев. – Казань, 1997.

  2. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества / В.А. Бухвалов. – М. : Просвещение, 1993.

  3. Бьюзен Т. Могущество Творческого Интеллекта / Т. Бьюзен. – Мн. : ООО «Попурри», 2004.

  4. Введение в педагогическую деятельность / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. – М. : Академия, 2000.

  5. Грецов А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов / А.Г. Грецов. – СПб. : Питер, 2007.

  6. Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ / Ю.Н. Кулюткин. – СПб. : СПбГУПМ, 2001.

  7. Левчук З.С. Подготовка будущего учителя к профессиональному педагогическому творчеству / З.С. Левчук // Совершенствование профессионального психолого-педагогического мастерства в условиях непрерывного образования. – Минск, 1991. – С. 61–67.

  8. Нёльке М. Техники креативности / Матиас Нёльке. – М. :
    ОМЕГА-Л, 2005.

  9. Юнина Е.А. Педагогическая психология: социально-личност­ное образование / Е.А. Юнина. – Пермь : ПРИПИТ, 2004.


38-Ж

Блок

^ «ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ»


Пояснительная записка


Блок предназначен для повышения квалификации учителей изобразительного искусства.

Цель – показать, каким образом взаимодействие искусств используется как эффективное средство повышения эмоционального и методического уровня урока; как организовать продуктивное общение и создать благоприятный психологический климат на уроке; познакомить с формами и методами организации креативной среды на уроке.

Задачи курса – углубление методологической подготовки и расширение кругозора учителей изобразительного искусства; получение слушателями дополнительных знаний, умений и навыков по изобразительному искусству и методике преподавания; обучение умению пользоваться множеством вариантов методических решений и обоснованно выбирать варианты для конкретного случая.

^ Учебно-тематический план




Тема

Кол-во часов

Форма

занятия

1.

Теоретические основы организации творческой деятельности

2

семинар

2.

Креативность как научная проблема. Анализ интегративной природы креативности

2

2

лекция

семинар

3.

Основные техники креативности

2

практика

4.

Модель психолого-педагогических условий развития творческих способностей школьника

2

семинар

5.

Принципы, методы и приемы

арт-терапевтической технологии

2

семинар

6.

Моделирование своей искусствотерапевтической деятельности как актуальной помощи себе и конкретным детям
в конкретной ситуации

4

лекция

семинар




Итого

16





^ Содержание тем


Тема 1. Теоретические основы организации творческой деятельности.

Изучение природы творчества и креативности в философии, психологии, педагогики и др. Исторический аспект. Сравнительный анализ понятий «творчество» и «креативность»; «творчество» и «деятельность». Природа и структура творческого процесса.

Анализ существующих взглядов на проблему творчества, творческой активности, творческой деятельности. Теория развития творческой личности. Основные качества творческой личности. Интеллектуальные предпосылки творческой деятельности.

^ Тема 2. Креативность как научная проблема. Анализ интегративной природы креативности.

Креативность как неотъемлемое качество личности. Комплексный междисциплинарный анализ сущности креативности, уточнение понятия «креативность» в контексте социализации личности. Креативность: во-первых – как качество личности, формируемое в процессе социализации; во-вторых – как система универсальных способностей, которыми человек пользуется в процессе жизнетворчества, то есть как фактор успешной социализации.

Анализ креативности с точки зрения компонентно-интегра­тивного строения (выявление определяющих ее компонентов; определение связей между компонентами, перспективу их взаимовлияния; изучение механизма интеграции компонентов в единую психическую структуру). Функции левого и правого полушария в творческой деятельности.

Причины, препятствующие развитию креативности, «барьеры» развития. Сохранение заложенного природой в творческой сути человека. Различные способы восприятия и передачи информации. Формирование и развитие личностных качеств, определяющих ее творческий потенциал.

^ Тема 3. Основные техники креативности.

Условия реализации творческого потенциала. Методы активизации творческого мышления. Творческая продуктивность. Приёмы борьбы с психологической инерцией. Использование креативных карт. Беглость, гибкость и оригинальность творческого мышления, как основа процесса проектирования творческой деятельности.

Техники, развивающие способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; видеть перспективу; способность отказываться от ориентации на авторитеты; умение видеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте.

^ Тема 4. Модель психолого-педагогических условий развития творческих способностей школьника.

Сущность, структура и содержание арт-терапии, родственные аспекты художественной и педагогической деятельности, содержащиеся и проявляющиеся в любом акте педагогического творчества. Роль и место принципов, методов и приемов арт-терапии в общеобразовательном уроке. Построение урок по законам искусства, организация не только просветительской и обучающей деятельности, но и оказание возвышающего, развивающего, исцеляющего воздействия на субъект воспитания.

^ Тема 5. Принципы, методы и приемы арт-терапевти­ческой технологии.

Различные подходы к определению критериев арт-терапевтической деятельности. Методы диагностирования качеств личности ребенка и конкретных обстоятельств (цветовой тест Люшера, графические тесты «Дерево целей», «Моя семья» и т. д.)

Предпосылки использования арт-терапевтической деятельности в образовательном пространстве в концепции и технологии личностно ориентированного образования.

Составление и проигрывание фрагментов занятий с использованием различных методов и приемов искусствотерапевтической деятельности. Анализ внутреннего (психического) и внешнего (физического) состояния. Пути решения проблем с точки зрения личностного развития школьника на уроке изобразительного искусства.

^ Тема 6. Моделирование своей искусствотерапевтической деятельности как актуальной помощи себе и конкретным детям в конкретной ситуации.

Арт-педагогические приемы в индивидуальной работе и работе с группой. Педагогические требования. Ситуация успеха. Профессиональное самочувствие педагога.


^ Требования к системе контроля


Контроль за уровнем курсовой переподготовки осуществляется в следующих формах:

  1. Вводное тестирование. Выявление профессиональных интересов и трудностей в педагогической деятельности. Выявление готовности к личностно-ориентированному подходу в преподавании.

  2. Собеседование. Уточнение результатов тестирования.

  3. Проведение педпрактикума. Анализ педагогических ситуаций, дискуссия, моделирование возможного включения нового материала.

  4. Круглый стол. Обмен опытом, обсуждение индивидуальных и коллективных проблем преподавания.


Список литературы

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М., 2002.

2. Бьюзен Т. Могущество Творческого Интеллекта / Т. Бьюзен. – Мн. : ООО «Попурри», 2004.

3. Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания / Н.М. Гнатко. – М., 1994.

4. Грецов А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов / А.Г. Грецов. – СПб. : Питер, 2007.

5. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми : руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – СПб .: Речь, 2006.

6. Кокоренко В.Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий / В.Л. Кокоренко. – СПб. : Речь, 2005.

7. Копытин А.И. Основы Арт-терапии / А.И. Копытин. – СПб. : Лань,1999.

8. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедева. – СПб. : Речь, 2005.

9. Нёльке М. Техники креативности / Матиас Нёльке. – М. :
ОМЕГА-Л, 2005.

10. Орлова И.В. Тренинг профессионального самопознания: теория, диагностика и практика педагогической рефлексии / И.В. Орлова. – СПб. : Речь, 2006.

11. Рождественская Н.В. Креативность: пути развития и тренинги / Н.В. Рождественская, А.В. Толшин. – СПб. : Речь, 2006.

12. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя / А.П. Чернявская. – М. : Центр «Педагогический поиск», 2001.

13. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедева. – СПб. : Речь, 2005.

14. Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам / Ю.А. Полуянов. – Москва-Рига, 2000.

15. Трофимова М.В. И учеба, и игра: изобразительное искусство / М.В. Трофимова, Т.И. Тарабрина. – Ярославль, 1997.

Содержание


32-Ж Блок «Теория и методика преподавания

предмета «Изобразительное искусство»…………………….


3

33-Ж Модуль «Основные направления развития

образования в условиях модернизации»…………………….


7

34-Ж Блок «Педагогическое проектирование»……………..

10

35-Ж Блок «Методика преподавания отдельных

разделов курса»……………………………………………….


13

36-Ж Модуль «Формирование творческих способностей школьника»…………………………………………………...


16

37-Ж Модуль «Проектирование творческой деятельности педагога»………………………………………………………


19

38-Ж Блок «Теория развития творческих способностей»…..

22






Учебное издание


Дополнительные профессиональные

образовательные программы


ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА


2009/10 учебный год


Изготовление оригинала-макета О.Г. Дубовицкой


Лицензия ИД № 06550


Подписано в печать 18.05.2009. Формат 60×84 1/16. Гарнитура «Таймс».

Печать трафаретная. Усл. п. л. 1,75. Уч.-изд. л. 1,6. Тираж 100 экз.


ВОИПКиПРО

394043, г. Воронеж, Березовая роща, 54.




Скачать 299,55 Kb.
оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер299,55 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх