Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» Специальность 020400-Психология icon

Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» Специальность 020400-Психология


Смотрите также:
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...



Загрузка...
скачать

Департамент образования города Москвы


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский городской психолого-педагогический университет

Факультет психологического консультирования




ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«ТЕРАПИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ ИСКУССТВАМИ (1 ступень)»


РЕФЕРАТ ПО КУРСУ:

«Введение в арт-терапию»

Специальность 020400-Психология

Специализация 020414- Психологическое консультирование


на тему:

«Многообразие направлений и подходов в арт-терапии: история арт-терапии»


Выполнила:

Заозёрова Н.А.


Преподаватель:
к.псих.н., доцент Сидорова В.В.


Москва 2010

Содержание


Введение 3

История возникновения и развития арт-терапии 4

Многообразие направлений и подходов в арт-терапии 9

Заключение 12

Список использованной литературы 13

Введение

Цель данной работы – дать краткий обзор истории возникновения терапии выразительными искусствами, ее становления и тех методов, которые используются современными терпевтами.

Терапия выразительными средствами (арт-терапия) – это совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в свое­образной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений человека осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов [1, с. 8].

Значение и ценность графического выражения в диагностике и лечении эмоциональных расстройств сейчас признается большинством клиницистов и психотерапевтов. Арт-терапевт может помочь в раскрытии и в лечении глубинного проблемного материала, который трудно выразить вербально. Не говоря уже о его ценности как средства выуживания подсознательного, сам акт творчества может играть роль как профилактического, так и тера­пев­ти­ческого средства. В высвобождении творческой энергии многие переживания приносят личное удовлетворение, которое может быть эмоцио­наль­но стаби­ли­зирующим и поддерживающим человека [3, с. 41].

Арттерапия является посредником при общении пациента и терапевта на символическом уровне. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания детства, мечты.

Рассмотрим вехи в истории возникновения и развития арт-терапии и существующие подходы в работе с арт-средствами.


^ История возникновения и развития арт-терапии

Арт-терапия является относительно новым методом психотерапии. Первоначально методы арт-терапии применялась в больницах и психиат­ри­ческих клиниках в работе с тяжело больными пациентами как безопасное средство проведения их досуга.

Однако если обратиться к истории, то уже в античное время греки относились к искуству как к очищающему средству воздействия на душу человека. Особенно это касалось театрального искусства, где каждый свободный гражданин имел возможность раз в год увидеть театральное действие. В V в. до н.э., когда Афины переживали свой расцвет (после победы над персами), появляется множество талантливых произведений сначала на мифологический, а затем и на исторический сюжет, где каждый зритель мог пережить катарсис – очищение души, – сопереживая вместе с героями пьес. И такое отношение к искусству (не только к театру, но и к архитектуре, скульптуре, живописи, музыке) отражало мироощущение греков, выражавшееся фразой «ничего лишнего». Римляне не смогли понять греков и переняли лишь внешнюю форму искусства, бездушно копируя греческие образцы.

В раннем средневековье искусство не воспринималось как отдельное направление. Оно должно было стоять на службе у церкви, чтобы про­слав­лять ее. Естественно, ни о каком очищающем или возвышающем воздейст­вии искусства на душу человека речи не велось. Искусство обладало утилитарной функцией. Более того, церковь не поощряла создание сюжетов светского характера. А история Византии хранит память о целом столетии иконоборчества, когда произведениям искусства, созданным на библейские сюжеты, был нанесен непоправимый вред – они были уничтожены. За целое столетие были утеряны навыки создания художественных произведений.

Эпоха Возрождения открыла новую страницу в истории европейского искусства. Творческие люди обратили свои взоры к наследию античности. Но к сожалению, отношение к произведениям искусства было утилитарным – лишь для украшения интерьера.

В Новое время искусство проходит ряд этапов – от вычурного и неживого барокко до романтизма, который подвел итог европейскому искусству. Начиная с импрессионистов, эпоха академизма (время, когда твор­чество художника подчинялось строгим канонам) заканчивается. Худож­ник начинает выражать себя, свое настроение. Начинаются новые поиски в искусстве. В это же время публика обращает внимание на искусство народов мира, до этого считавшееся примитивным, детским.

На начальных этапах арт-терапия отражала представления пси­хо­ана­ли­за, согласно которому конечный продукт творчества пациента расценивается как выражение неосознаваемых процессов, происходящих в его психике. В 1920-е гг. Принцхорн провел исследование творчества пациентов с пси­хи­че­скими отклонениями и пришел к выводу, что их художественное творчество отражает наиболее интенсивные конфликты. В США одной из первых начала заниматься арт-терапией Маргарет Наумбург. Она обследовала детей, имеющих поведенческие проблемы, в пси­хиат­ри­ческом институте штата Нью-Йорк и позднее разработала не­сколько обучающих программ по арттерапии психодинамической ориен­тации [6]. В своей работе Наумбург опи­ра­лась на идею Фрейда о том, что первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются в форме образов и символов, а не вербально [7, с. 341].

Впервые термин «арт-терапия» был использован Адрианом Хиллом в 1938 г. при описании своей работы с больными туберкулезом и вскоре получил широкое распространение.

В арт-терапии изначально образовалось два подхода. Основателем одного признается Эдит Крамер (по образованию она была художником-педагогом и не имела специального психологического образования), считавшая искусство самодостаточным лечебным средством. Она подчеркивала значение искусства в противовес собственно терапии и исключала из лечебной практики те приемы, в которых творческий процесс не является ведущей целью. Основателем другого направления является Маргарет Наумбург (психоаналитик). Она использовала арт-терапию как вспомогательное средство, при этом Наумбург интерпретировала рисунки своих клиентов. Несмотря на существующие различия, оба направления рассматривают изобразительное искусство как средство, которое помогает интеграции и реинтеграции функционирующей личности [6].

Карл Юнг, в отличие от Зигмунда Фрейда, поощрял творческий процесс клиента. В юнгианском подходе допускается интерпретация собственной фантазии, рисунка. Примером спонтанного использования фантазии в арт-терапии может служить упражнение по рисованию каракулей. Участник безо всякого плана рисует в течение продолжительного времени волнистую линию, не отрывая ручки или кисти от бумаги. Цель этого упражнения – дать участнику возможность спонтанно выразить свои эмоции. По мере выполнения упражнения проявляются подсознательные компоненты психики участника. Затем участник в течение некоторого времени смотрит на рисунок и пытается понять, не могут ли возникшие зрительные образы помочь осознать какие-либо ситуации, объекты или персонажи в его подсознании [6].

Вслед за аналитическим и юнгианским подходом появились другие направления в арт-терапии. Терапевты гуманистического направления (например, Карл и Натали Роджерс) рассматривают арттерапию как возможность для развития «творческой мускулатуры». Одни терапевты делают упор на активность членов группы в работе с художественным материалом, на значимость самого процесса создания художественного материала и не придают значение конечному результату. Другие считают, что арттерапия развивает правое полушарие мозга, то есть интуицию и функции ориентации в пространстве (например, Виршоп) [6].

Представителем гештальта является Джейн Райн (Rhyne). С точки зрения гештальт-терапии рисование и лепка – это такой опыт, который является функцией постоянного процесса сознавания каждым участником своего настоящего. Понятие «отношение фигуры и фона» в данном случае можно использовать непосредственно, так как наши мышление и чувства тесно связаны с нашим зрительным восприятием. Терапевт помогает участникам раскрывать свои перспективы, сознавать переживания. Райн предлагает членам группы следующий набор задач: доверять своему собственному восприятию; давать себе полную свободу действия с художественным материалом; делать то, что наиболее приятно, и не сравнивать свою работу с работами других; сознавать, что каждый из нас находится в процессе постоянного изменения и что художественное творчество может выражать наши восхищение, экспериментирование и личностный рост [6].

Еще одно из направлений в арт-терапии – это интермодальный подход. Его основателем считается Шон МакНифф. Проводя групповые сессии, МакНифф использует различные формы творческой работы с уже созданными участниками группы образами. Он, например, отмечает, что «используемые нами в арт-терапевтической студии способы интерпретации образов иногда являются групповой медитацией, в ходе которой мы созерцаем образы, разговариваем друг с другом и самими образами…» Он также использует сочинения участниками группы диалогов с образами и художественных описаний, визуализации и перформанса: «Продолжая применять диалоги с образами…, мы обнаружили, что процесс рассказа о них, либо общение с образами могут ограничивать интерпретации вербальной коммуникацией. Стремясь использовать возможности разных искусств, мы начали «интерпретировать» образы через перформанс и язык тела. Использование движений, драматического действия, голоса, звука и изменений в собственном облике и окружающем пространстве позволяло более полно включиться в образ… Перформанс являлся естественным результатом попыток найти более спонтанный способ взаимодействия с рисунками…, благодаря перформансу, мы даем автору возможность двигаться вместе с образом, отреагировать связанные с ним впечатления и осознать, как он влияет на тело» [5]. Таким образом, МакНифф пытается разговаривать с образами, помогая им проявиться на сознательном уровне.

Итак, подведем итог. В настоящее время арт-терапия является самостоятельным направлением в психологии, при этом представители ранее возникших направлений используют элементы арт-терапии в своей работе для достижения большего эффекта. В современной арт-терапии наметилось пять основных подходов:

1. аналитический;

2. юнгианский;

3. гуманистический;

4. гештальтистский;

5. интермодальный.

Теперь рассмотрим методы работы арт-терапевта.


Многообразие направлений и подходов в арт-терапии

Методики арт-терапии основываются на том предположении, что внутреннее «Я» отражается в визуальных формах с того момента, как только человек начинает спонтанно писать красками, рисовать или лепить. Хотя Фрейд утверждал, что бессознательное проявляет себя в символических образах, сам он не использовал арт-терапию в работе с пациентами и прямо не поощрял пациентов к созданию рисунков. С другой стороны, ближайший ученик Фрейда Карл Юнг настойчиво предлагал пациентам выражать свои мечты и фантазии в рисунках, рассматривая их как одно из средств изучения бессознательного. Мысли Юнга о персональных и универсальных символах и активном воображении пациентов оказали большое влияние на тех, кто занимается арттерапией [6].

Направления арт-терапии ( лучше «терапии искусствами») в целом соответствуют видам искусств, а разнообразие техник практически не ограничено. Выделяют собственно арт-терапию (визуальные виды искусства), музыкотерапию, танцедвигательную терапию, драматерапию, сказкотерапию, библиотерапию, маскотерапию, этнотерапию, артсинтезтерапию, игротерапию и др.1

Самым крупным направлением является терапия искусством. Она связывает все научные и прикладные направления, имеющие общее основание: использование в «лечебных целях» различных форм художественной деятельности субъекта, продуктов его творчества или прославленных шедевров.

Арт-терапия – одна из составляющих терапии искусством.

В терапевтическом мире за невербальной экспрессией закрепился термин «экспрессивная терапия» (от англ. – выражающий, выразительный). Это комплекс разнообразных форм творческого (художественного) самовыражения с применением движения, рисования, живописи, скульптуры, музыки, письма, вокализации, импровизации, – в условиях, обеспечивающих поддержку человека с целью стимулирования его личностного роста, развития и исцеления.

«Экспрессивная терапия представляет собой процесс само­ис­сле­до­ва­ния посредством любой художественной формы, которая приходит к нам из эмоциональных глубин. Эта терапия не сводится к созданию «приятной» картины. Она не является танцем, готовым для сцены. Она не является и стихотворением, которое переписывается вновь и вновь в целях достижения совершенства» (Н. Роджерс) [цит. по: 5].

Таким образом, категория экспрессивной терапии описывает широкий подкласс явлений, включая наряду с арт-терапией и другие самостоятельно развивающиеся направления.

Направления арт-терапии различаются по содержанию, методам, формам работы. К примеру, драма-терапия в качестве лечебного фактора использует средства театрального искусства и ролевой игры. Музыкальная терапия основана на воздействии музыки, библиотерапия – на литературном сочинении и творческом прочтении художественных произведений.

Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром М. Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении созданного ею Лондонского Института Детской Психологии она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой во­дой, и формочки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Маленькие па­циенты инсти­ту­та использовали игрушки в игре с песком, а коробки с пес­ком они на­зы­ва­ли «миром». Поэтому М. Ловенфельд назвала свой игровой ме­тод «мировой методикой» [3, c. 2]. Формированием концепции «песочной терапии» (или «sand-play») занимались в основном представители юнгианской школы.

Сказкотерапию можно назвать «детским» методом потому, что сказки обращены к чистому и восприимчивому детскому началу человека. Предме­том сказкотерапии является процесс воспитания внутреннего ребенка, разви­тия души человека. Психотерапевтические сказки часто оставляют че­ло­века с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста.

В настоящее время развиваются так называемые интег­ра­тивные арт-формы (арт-драма, музыкальная арт-терапия).

Возможна классификация по подходам, где используется арт-терапия: гештальт-ориентированная, динамически ориентированная арт-терапия, арт-психотерапия (медицинская арт-терапия), арт-терапия в социальной сфере, арт-терапия в образовании.

Представим предложенную схему в образе живого дерева, почвой для которого является искусство и, соответственно, терапия искусством. Разветвленные, мощные корни этого дерева – терапия творчеством. Могучий ствол – экспрессивная терапия – держит на себе молодые и зрелые ветви различных «терапий», связанных с художественным самовыражением и экспрессией. Представим самостоятельные, процветающие, сильные ветви музыкальной, танцевальной, драматической, игровой и других «терапий». Рядом с ними растут и развиваются остальные ветви этого замечательного дерева и, конечно же, арт-терапия, листочки и плоды которой — различные ее виды и разновидности [метафора используется Л. Лебедевой: 5].

Таким образом можно сказать, что единого мнения о направлениях и подходах в арт-терапии не существует. Кто-то исходит из концепции используемых методик, кто-то отталкивается от направлений в психотера­пии. Но независимо от этих классификаций, самое главное – что арт-терапия работает и работает весьма эффективно.


Заключение

Для арт-терапии существенную роль играли как фрейдовская теория бесознательного, так и мысли Юнга о персональных и универсальных символах. Арт-терапия применяется как в рамках психотерапии, так и отдельно. В настоящее время арт-терапия используется для оказания психологической помощи широкому кругу людей.

Одобрение творческого выражения, особенно в раннем возрасте, необходимо сегодня более, чем когда-либо раньше. Многое в современном мире подавляет потребность ребенка в творческом. Психической стабильности угрожает то, что ребенок должен выбирать: подчиняться, преобразовывать, выходить из игры или разрушать. Введение арт-терапии в психиатрическое лечение было медленным и сложным. Скептицизм и непонимание объясняют безразличие и нежелание принимать методику, которая зарекомендовала свою эффективность при работе с большим ко­ли­че­ством пациентов с эмоциональными расстройствами. Отчасти это проис­хо­дило из-за неопределенности понятия «арт-терапия». Очень многое зависит от склонности, восприимчивости и опыта отдельного терапевта [3, с. 41]. Однако сейчас арт-терапия получает всё большее распространение и популярность. В нашей стране это достаточно новое и перспективное направление.

^ Список использованной литературы

  1. Вальдес Одриосола М.С. Арт-терапия в работе с подростками: Психо­терапевтические виды художественной деятельности: Методическое пособие [Текст] / М.С. Вальдес Одриосола. – М.: Владос, 2007. – 63 с.

  2. Грабенко, Т.М. Чудеса на песке. Песочная игротерапия [Текст] / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с. Электрон. текст. – Режим доступа к т.: http://pedlib.ru/Books/3/0001/index.shtml.

  3. Дилео, Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация [Текст] / Д. Дилео. – М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 272 с., илл.; Электрон. текст. – Режим доступа к т.: http://pedlib.ru/Books/1/0494/index.shtml.

  4. Копытин, А.И. Групповая арт-терапия [Электронный ресурс] / А.И. Копытин. Ч. 2. – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://www.art-therapy.ru/publication/content/28.htm.

  5. Лебедева, Л. Теоретические основы арт-терапии [Электронный ресурс] / Л. Лебедева. – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200600305.

  6. Рудестам, К. Групповая психотерапия: Психокоррекционные группы: Теория и практика [Текст] / К. Рудестам. – Пер. А. Голубев, Л. Трубицына, Э. Дикий. –М.: Прогресс, 1990; СПб.: Питер Ком, 1998. – 384 с.; Электрон. текст. – Режим доступа к т.: http://psylib.org.ua/books/rudes01/index.htm.

  7. Фрейд, 3. Психология бессознательного [Текст] / З. Фрейд: Сб. произ­ве­дений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1990. – 448 с.; Электрон. текст. – Режим доступа к т.: http://pedlib.ru/Books/5/0137/index.shtml.


Надежда, реферат в порядке. Есть полемика и простор для различных мнений. Поточнее все таки разграничить понятия арт-терапия и терапия искусствами. В начале ты пишешь, что «арт-терапия»- это терапия выразительными искусствами, а потом, что это подраздел терапии искусствами. Что поделать, терминологическая путаница есть в арт-терапевтическом мире - западном и российском. Все же я бы изменила в названии «арт-терапия» на «терапия искусствами.» И еще, 2 источника из основного списка литературы - это обязательное условие. Помимо Копытина, там много литературы, на которую ты могла бы сослаться в своей работе. Жду этих небольших изменений и принимаю реферат.

С уважением

Варвара

1 Дальнейшая классификация дается по ст. Л Лебедевой [5].





Скачать 126,95 Kb.
оставить комментарий
Дата16.10.2011
Размер126,95 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх