Книга, несомненно, полезна и чистым теоретикам и тем, кто на практике имеет дело со средствами массовой информации icon

Книга, несомненно, полезна и чистым теоретикам и тем, кто на практике имеет дело со средствами массовой информации


Смотрите также:
Книга, несомненно...
Книга доступна школьнику и полезна специалисту...
Тибетская книга мертвых...
Книга может быть полезна как учителям (тем...
Минимум по русской вероятностной логике...
Программа дисциплины «Публичная сфера общества и социальные коммуникации» для направления...
Методические рекомендации по ведению адвокатского производства рекомендации адвокатам по...
О. А. Муллинова (Краснодар) особенности употребления глаголов...
Редакцией средства массовой информации...
«Политика и средства массовой информации»....
Книга Г. Р. Балтановой «Мусульманка»...
«Мотивация в стиле экшн. Восторг заразителен!»: Альпина Бизнес Букс; Москва...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
скачать
Сканирование: Юрий Фигатнер | Правка, форматирование: Янко Слава 


Умберто Эko


Отсутствующая структура

Введение в семиологию


ББК 87.4

Э. 40

У. ЭКО. «Отсутствующая структура. Введение в семиологию». — ТОО ТК «Петрополис», 1998. — 432 с.

Перевод книги — А. Г. Погоняйло и В. Г. Резник

Редактор — М. Г. Ермакова

© 1968 Casa Ed. Valentino Bompiani & С. Sp.a

Via Pisacane, 26 - Milano.


Умберто Эко известен в России, прежде всего как автор двух романов: "Имя Розы" и "Маятник Фуко". Специальные работы философа и ученого широкому российскому чи­тателю до последнего времени были недоступны. Как с ученым читающую публику по­знакомил с У. Эко Ю. М. Лотман. обрисовав в общих чертах в послесловии к роману "Имя Розы " его семиотическую концепцию. Обстоятельства сложились так. что мы все еще плохо знакомы с деятельностью одного из самых крупных представителей миро­вой семиотики, тем более достойного внимания, что У. Эко никогда не замыкался в узких границах специальных исследований. Он всегда, и едва ли не в первую очередь, фило­соф и искусствовед с самыми широкими интересами. Общие проблемы семиотики, раз­граничение и определение взаимоотношений семиотики и феноменологии, семиотики и психоанализа и т. д. трактуются в предлагаемой книге на материале архитектуры. кино. современной живописи, музыки, рекламы и пр.

^ Книга, несомненно, полезна и чистым теоретикам и тем, кто на практике имеет дело со средствами массовой информации.

Данное издание выпущено в рамках программы Центрально-Европейского Университета "Translation Project" при поддержке Регионального издательского центра Института "Открытое общество" (OSI — Budapest) и Института "Открытое общество. Фонд Содействия." (OSIAF — Moscow)

Э 1403000000-001

У 34-03-98

ISBN 5-86708-114-1 © ТОО ТК "Петрополис", 1998 г.

© А. Г. Погоняйло, В. Г. Резник, 1998 г.

Предисловие 7

1. Размышления 1980 7

2. Размышления 1971/1972 14

Введение 32

A. Сигнал и смысл (Общесемиологические понятия) 37

1. Мир сигнала 37

^ I. Знаковые системы 37

II. Коммуникативная модель 39

III. Информация 44

IV. Код 52

2. Мир смысла 56

I. Значение "значения". Денотация и коннотация 56

II. Коды и лексикоды* 65

III. Структура как система, держащаяся внутренней связью 71

^ IV. Структура как теоретическая модель 74

V. Семиология источника 81

VI. Коды и их модификации 83

VII. Сообщение как источник и семиологическая информация 88

3. Эстетическое сообщение 92

^ I. Неоднозначное и авторефлексивное сообщение 92

II. Идиолект произведения искусства 100

III. Кодифицируемость уровней 106

IV. "Открытая" логика означающих 113

4. Побудительное сообщение 118

^ I. Античная риторика и риторика современная 119

II. Риторика: между избыточностью и информацией 123

III. Риторика как хранилище устоявшихся формул 126

5. Риторика и идеология 131

^ I. Идеология и код 131

II. Взаимоотношения риторики и идеологии 134

Б. Дискретное видение (Семиология визуальных сообщений) 150

1. Визуальные коды 150

^ I. Обоснование подхода 150

II. Иконический знак 153

III. Возможность кодификации иконических знаков 168

2. Миф двойного членения 179

3. Артикуляция визуальных кодов 185

I. Фигуры, знаки, семы 185

^ II. Коды: анализ и синтез 190

III. Иконическая сема 192

4. Некоторые пояснения : кино и современная живопись 200

I. Кинематографический код 200

II. От нефигуративности к новой изобразительности 214

5. Некоторые пояснения: реклама 219

^ I. Соображения общего порядка 219

II. Риторические коды 221

III. Регистры и уровни рекламных кодов 224

IV. Примеры анализа рекламных сообщений 230

V. Заключение 250

В. Функция и знак (Семиология архитектуры) 252

1. Архитектура и коммуникация 252

^ I. Семиология и архитектура 252

II. Архитектура как коммуникация 253

III. Стимул и коммуникация 255

2. Знак в архитектуре 258

I. Характеристики архитектурного знака 258

II. Денотация в архитектуре 264

III. Коннотация в архитектуре 268

3. Коммуникация в архитектуре и история 270

^ I. Первичные и вторичные функции 270

II. Архитектурные означаемые и история 274

III. Потребление и воспроизводство форм 276

4. Архитектурные коды 284

^ I. Что такое код в архитектуре 284

II. Классификация архитектурных кодов 289

5. Архитектура: вид массовой коммуникации? 292

I. Риторика в архитектуре 292

II. Информация в архитектуре 295

6.Внешние коды 297

^ I. Архитектура обходится без собственных кодов 297

II. Антропологические коды 302

III. Заключение 316

Г. Отсутствующая структура (Эпистемология структурных моделей) 321

1. Структуры, структура и структурализм 321

^ I. Понятие "структуры" в истории мысли 322

II. Уроки Аристотеля: теория структуры как конкретной формы и как формальной модели 325

2. Сомнение первое: объект или модель? 328

^ I. Структурная модель как система различий, приложимая к разным феноменам 328

II. Структурализм и генетический структурализм 333

III. Структурализм и структуралисты 335

^ IV. Структурализм и феноменология 338

V. Структурализм и критика 341

VI. Художественное произведение как структура и как возможность 351

3. Второе сомнение: онтологическая реальность или оперативная модель? 359

^ I. Структура как оперативная модель 359

II. Методология Леви-Строса: от оперативной модели к объективной структуре 363

III. Философия Леви-Строса: неизменные законы Духа 371

4. Структурное и серийное мышление 379

^ I. Структура и "серия" 379

II. Леви-Строс как критик современного искусства 387

III. Возможность порождающих структур 394

IV. Призрачные константы 399

V. Структура как константа и история как процесс 402

5. Структура и отсутствие 407

^ I. Саморазрушение Структуры 407

II. Лакан: логика Другого 409

III. Лакан: структура детерминации 413

IV. Лакан: последствия для "новой критики" 417

^ V. Лакан: лик Отсутствия 422

VI. Лакан и Хайдеггер 427

VII. Отмена структурализма (Деррида и Фуко) 433

VIII. O последнем прибежище Отсутствия... 441

IX. ... И о том, как с ним быть 447

6. Методы семиологии 455

I. Оперативная фикция 455

II. Структура и процесс 457

III. Языковые универсалии 463

^ IV. Фактор психолингвистики 466

V. Произвольность кодов и временный характер струк­турной модели 468

VI. Эпистемологический генезис структуры 473

VII. Действовать так, как если бы Структуры не было 478

Д. Граница семиологии 480

1. Систематизирующаяся система 480

^ I. Семиология и семиотики 480

II. По поводу возможной каталогизации 485

2. Семиотики 487

1. Коды, считающиеся "естественными" 487

II. Паралингвистика 488

III. Кинезика и проссемика 492

^ IV. Музыкальные коды 496

V. Формализованные языки 497

VI. Письменные языки, неизвестные азбуки, секретные коды 498

VII Естественные языки 498

VIII. Визуальные коммуникации 499

^ IX. Семантика 500

X. Структура сюжета 502

XI. Культурные коды 504

XII. Эстетические коды и сообщения 506

XIII. Массовые коммуникации 507

XIV. Риторические и идеологические коды 510

^ 3. Границы семиологии и горизонты практики 512

Примечания 519

Именной указатель 520







оставить комментарий
страница1/28
Дата15.10.2011
Размер7,45 Mb.
ТипКнига, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх