Учебно-методический комплекс по дисциплине: История Казахстана для специальности: 050114 «История» Усть-Каменогорск, 2005 icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине: История Казахстана для специальности: 050114 «История» Усть-Каменогорск, 2005


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по этнологии для специальности 050114 История Усть-Каменогорск...
Учебно-методический комплекс по введению в специальность для специальности 050114 История...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Возрастная анатомия...
Учебно методический комплекс по дисциплине «Источниковедение истории Казахстана» специальность...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Средневековая история Казахстана» по специальности...
Учебно-методический комплекс по информатике наименование дисциплины для специальностей 090140...
Учебно-методический комплекс по Истории химии для специальности 050112 «Химия» Усть-Каменогорск...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Педагогика» для специальности 050116 «География»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Алгоритмы и структуры данных» для специальности:...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Практикум на компьютере» для специальности 050111...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Практикум на компьютере» для специальности 050602...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Введение в специальность» для специальности: 050902...



Загрузка...
страницы:   1   2
скачать
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. С.АМАНЖОЛОВА


Институт истории и

международных отношений


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


По дисциплине: История Казахстана

для специальности: 050114 «История»


Усть-Каменогорск, 2005



Составитель Жанбосинова Альбина Советовна ,

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Казахстана _____________


УМК обсужден на заседании кафедры истории Казахстана

Протокол №______ от»_____»__________2005год


УМК одобрен на заседании методической комиссии Института истории и международных отношений

Протокол №______от «____»_______________2005г



УМК рекомендован к изданию

методическим отделом ВКГУ

от «____»______________2005г


Аннотация УМК - Учебно-методический комплекс содержит материалы по истории Казахстана эпохи древности. Учебный материал расположен таким образом, чтобы студент мог ознакомиться с кратким описанием курса, с графиком выполнения и сдачи заданий по дисциплинам. УМК содержит тезисы лекций с вопросами к семинарским занятиям, с заданиями по СРСП и СРС с рекомендациями по основной и дополнительной литературе. УМК дает возможность выбора тематики рефератов и контрольных работ по дисциплине, а также возможность самопроверки по предлагаемым тестовым заданиям.


Учебно-методический комплекс по истории Казахстана для студентов специальности «История» - 050114.// Сост. Жанбосинова А.С. – Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ, 2005. –с 38

Восточно-Казахстанский государственный университет им. С.Аманжолова, 2005.


  1. ^ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

(Syllabus)

  1. Общие сведения:

    1. Дисциплина - История Казахстана

    2. Кафедра истории Казахстана

    3. Преподаватель Жанбосинова Альбина Советовна

    4. Контактная информация – корпус №1, ауд.242.

    5. Место проведения – корпус №1

    6. Количество кредитов – 3

    7. Выписка из учебного плана

      курс

      Семе

      стр

      Кредиты

      Лекции

      Семинары

      СРСП

      СРС

      Всего

      Форма контроля

      1

      2

      3

      30

      15

      45

      45

      135

      зачет

    8. Пререквизиты курса: для посещения курса вы должны знать основные исторические термины, хронологию, уметь читать карту.

    9. Постреквизиты – в строгом смысле «история» является описанием событий прошлого, отраженных в письменных и материальных источниках, знание прошлого своей страны дает возможность построения будущего, вам понадобятся знания по истории своего отечества в любой сфере.

  2. ^ Краткое описание курса

    1. Цель курса:

- сформировать у студентов научное представление о процессе становления и развития человеческого общества на территории Казахстана, используя конкретный исторический материал.

    1. ^ Задачи курса:

- раскрыть методы и источники изучения истории Казахстана, показать истоки цивилизации, дать периодизацию истории древнего Казахстана;

- проследить развитие производительных сил и общественных отношений в древнем Казахстане;

- сформировать представления о номадизме как особом типе культуры, показать мировое значение сакской культуры.

^ 2.3 Содержание курса

- В основу содержания курса положено освещение исторических событий, происходивших на территории Казахстана в эпоху древности. Особое внимание уделяется методам изучения истории, дается характеристика источников, как археологических, так и письменных. Рассматриваются вопросы историографии истории древнего Казахстана, уделяется внимание исторической терминологии, в частности «преистория», «протоистория», «аполитейные» и «синполитейные» общества. Историю древнего Казахстана можно разбить на три периода: Историография древнего Казахстана; Древнейший Казахстан; Казахстан в сако-сарматскую эпоху. Проблема взаимоотношений кочевого мира и оседлых цивилизаций в Центральной Азии.

^ После завершения курса студент должен знать:

    • Источники и историография истории древнейшего Казахстана;

    • Основные исторические события, происходившие на территории

Казахстана во взаимодействии с историей сопредельных стран;

- Современный уровень историко-научных, археологических и этнографических исследований по проблемам отечественной историей.

  1. График выполнения и сдачи заданий по дисциплине




Виды работ


Цель и содержание

Задания


Рекомендуемая литература


Продолж

ность выполне

ния


Баллы согласно рейт. шкале

Форма контроля

Сроки сдачи

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Письменная работа

Цель: Контроль знаний студентов по теме – Казахстан в эпоху древности

№№1,2,3,4,12,33,46,47,77,78,79,81,

2 недели

10 баллов

Исторический диктант

5 неделя

2

Письменная работа

Цель: Закрепление знаний студентов.

Племенные союзы и ранние государственные союзы эпохи раннего железа.

№№1,2,6,6,7,8,9,37,40,41,42,43,53,85

1 неделя

10 баллов

Контрольная работа

10 неделя

3

Устный опрос

Цель закреплениматериала. Проблема взаимоотношений кочевого мира и оседлых цивилизаций

№№1,2,1*.34,36,35,62,66,73.

2 недели

10 баллов

Коллоквиум

14 неделя

4

Реферат

Цель: проверка систематизации знаний и излдожения их в реферативной форме

Согласно рекомендованной литературы

В течение семестра

10 баллов

Защита рефератов в ходе занятий на СРСП

4,9,13

3.6 Рекомендуемая литература

Основная литература

  1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Т.1., А., 1996.

  2. Кляшторный С. Казахстан: летопись трех тысячелетий. А., 1993.

Дополнительная литература:

  1. Агапов П., Кадырбаев М. Сокровища древнего Казахстана.- Алма-Ата: Жалын, 1979.- 252 с.

  2. Адильгиреев Б.Х. Раннеземледельческая культура Южного Казахстана и задачи ее исследования// Арх. исслед. др. и ср. Каз-на.- А-Ата., 1980.

  3. Азиев А. Сокровища Сарыарки.- А-Ата, 1986.- 136 с.

  4. Акишев А.К. Древний Отрар: (Топография, стратиграфия, перспективы).- Алма-Ата: Наука, 1972.- 215 с.

  5. Акишев К.А. Курган Иссык: Искусство саков Казахстана.- Москва: Искусство, 1978.- 130 с.

  6. Акишев К.А. Курган "Иссык"// В глубь веков.- Алма-Ата: Наука, 1974.- С.61-77

  7. Акишев К.А. Саки азиатские и скифы европейские.// Археологические исследования в Казахстане.- Алма-Ата: Наука, 1973.- С.43-58

  8. Акишев К.А. Новое в средневековой архитектуре Южного Каз-на // Культура древних скотоводов и земледельцев Каз-на.- А-Ата: Наука, 1969.

  9. Алпысбаев Х.А.Стратиграфические условия некоторых палеолитических стоянок Южного Казахстана// В глубь веков.- А-Ата: Наука, 1974.

  10. Арсланова Ф.Х. Погребальный комплекс VIII-VII веков до нашей эры из Восточного Казахстана// В глубь веков.- А-Ата: Наука, 1974.- С.46-60

  11. Археологические исследования в Казахстане. А-Ата, 1973.

  12. Археологические исследования древнего и средневекового Казахстана.- Алма-Ата: Наука, 1980.- 204 с.

  13. Археологические памятники Казахстана / Отв. ред. К.А. Акишев.- Алма-Ата: Наука, 1978.- 214 с.

  14. Ахинжанов С.М. и др. К истории скотоводства и охоты в Казахстане.- Алма-Ата: Гылым, 1992.- 218 с.

  15. Антонова Е. Обряды и верования первобытных земледельцев Востока. М., 1990.

  16. Акишев К. К проблеме происхождения номадизма в аридной зоне древнего Казахстана.//Поиски и раскопки в Казахстане. А., 1972.

  17. Баландин Р. Природа и цивилизация. М., 1988.

  18. Байпаков К.М. По следам древних городов Казахстана: (Отрарский оазис).- Алма-Ата: Наука, 1990.- 208 с.

  19. Байпаков К.М. Раскопки усадьбы на городище Талгар// Археологические исследования в Казахстане.- Алма-Ата: Наука, 1973.- С.71-80

  20. Байпаков К.М., Ерзакович Л.Б. Древние города Казахстана.- Алма-Ата: Наука, 1971.- 211 с.

  21. Байпаков К.М., Ерзакович Л.Б. Раскопки в северо-восточной части Отрара// В глубь веков.- Алма-Ата: Наука, 1974.

  22. Байпаков К.М. Памятники земледельческо-скотоводческой культуры Южного Казахстана (I тыс. н.э.).- Алма-Ата: Наука, 1989.- 160 с.

  23. Байпаков К. Великий Шелковый путь: Культурные контакты в прошлом и настоящем.//ВАН КазССР, 1989, №3.

  24. Байпаков К. Шелковый путь как проводник духовной культуры и искусства.// ВАН КазССР, 1989, №3.

  25. Бурнашева Р.З. Клады медных монет из города Туркестана.// Культура древних скотоводов и земледельцев Каз-на.- А-Ата, 1969.- С.58-68

  26. Бурнашева Р.З. Монетные находки с городища Отрар-тобе за 1974 год// Археологические памятники Каз-на.- А-Ата: Наука, 1978.- С.159-176

  27. Бурнашева Р.З. Монетный материал с городища Отрар-тобе за 1971-1972 годы// В глубь веков.- Алма-Ата: Наука, 1974.- С.158-172

  28. Бурнашева Р.З. Монеты с городища Отрар-тобе и Отрарского оазиса.// Арх. исследования в Казахстане.- Алма-Ата: Наука, 1973.- С.81-96

  29. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. II. М.; Л., 1950. С. 258-259.

  30. Бернштам A.H. Очерки истории гуннов. Л., 1951. С. 117.

  31. В глубь веков: Археологический сборник.- А-Ата, 1974.

  32. Вислогузова А.В. К вопросу о геологическом возрасте древнего палеолита хребта Каратау.// Арх. исслед. в Каз-не.- Алма-Ата: Наука, 1973.

  33. Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций. – Алма-Ата, 1989.

  34. Взаимосвязь культур Востока и Запада. М., 1989.

  35. Вайнштейн С. Кочевничество.//Материальная культура. Свод этнографических понятий и терминов. М., 1989.

  36. Грач А. Древние кочевники в центре Азии. М., 1980.

  37. Гумилев Л. Изменения климата миграции кочевников.//Природа, 1971.№4.

  38. Грошев В.А. О роли ирригации в истории поселений и городов Отрарского оазиса// Арх. исследования др. и ср. Каз-на.- А-Ата: Наука, 1980.

  39. Гумилев Л. Некоторые вопросы истории хуннов. //Вестник древней истории, 1960, N4.

  40. Гумилёв Л.Н. Хунны в Китае. – М.,1974.

  41. Гумилёв Л.Н. Хунну. Срединая Азия в древние времена. –М., 1960.

  42. Гумилёв Л.Н. История народа хунну, в 2т. – т. 1. М., 1998.

  43. Древний Казахстан: Арии, саки, гунны, тюрки.- Алматы: Аруна, 2002.-

  44. Древности Казахстана / Отв. ред. К.А.Акишев.- Алма-Ата: Наука, 1975.- 166 с.: ил.

  45. Древности страны гор и степей / Нац. б-ка Респ. Казахстан.- Алматы: Б.и., 1993.- 13 с.-(Взгляд в историю: Вып.1)

  46. Древности Чардары: (Археологические исследования в зоне Чардаринского водохранилища).- А-Ата, 1968.- 263 с.

  47. Древняя бронза Казахстана. Алматы, 1998.

  48. Древняя культура Центрального Казахстана - А-Ата, 1966.

  49. Доватур А. Народы нашей страны в «Истории Геродота». М., 1982.

  50. Егорова Н.П. Некоторые замечания об архитектуре позднесредневекового Отрара// Арх. исслед. др. и среднев. Каз-на.- А-Ата, 1980.- С.189-190

  51. Ерзакович Л.Б. Раскопки в восточной части Отрара./ Арх. исследования др. и ср. Казахстана.- Алма-Ата: Наука, 1980.

  52. Жумагулов К.Т. Гунны и ранняя история Казахстана// Вестник КазГУ. Сер. историческая.- 2002. - N 1. - С. 3-7

  53. Запад и Восток: традиция и современность. М., 1993.

  54. Зданович Г.Б. Покровский могильник на реке Ишим// Культура древних скотоводов и земледельцев Каз-на.-Алма-Ата: Наука, 1969.- С.69-79

  55. Зданович Г.Б. Стратиграфия поселения Новоникольское I// Археологические исследования в Казахстане.- А-Ата1973.

  56. Исмагулов О. Этническая антропология Казахстана. / Ответ. ред. А.П.Окладников, В.П.Алексеев.- Алма-Ата: Наука, 1982.- 232 с.

  57. Исмагулов О. Антропологические данные о тюрках Прииртышья // Культура древних скотоводов и земледельцев Каз-на.- А., 1969.- С.80-90

  58. Исмагулов О., Сихимбаева К.Б. Этническая одонтология Казахстана / Отв. ред. А.А.Зубов.- Алма-Ата, 1989.- 240 с.

  59. Ирмуханов Б. Древняя история Казахстана., Алматы, 1998.

  60. Ирмуханов Б. Прошлое Казахстана в письменных источниках (Vв-XVв н.э.). Алматы, 1998.

  61. Культура кочевников на рубеже веков: проблемы генезиса и трансформации. А., 1995.

  62. Культура древних скотоводов и земледельцев Казахстана. А., 1969.

  63. Кузнецова Э. Древняя металлургия и гончарство Центрального Казахстана. Алматы, 1994.

  64. Кляшторный С. Государства и народы евразийских степей. С-П., 2004.

  65. Кочевники и эстетика. А., 1993.

  66. Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху. – М., 1984. Очерки истории Китая. – М., 1956.

  67. Маргулан А. Древняя культура Центрального Казахстана. Алма-Ата, 1966.

  68. Маргулан А. Бегазы-дандыбаевская культура. А-Ата, 1988.

  69. Максимова А. Наскальные изображения урочища Тамгалы. Алма-Ата, 1985.

  70. Марков Г. Кочевники Азии. М., 1976.

  71. Масанов Н. Кочевая цивилизация казахов. М., 1995.

  72. Масанов Н. Социальная организация кочевого общества казахов.// Вестник АН Каз.ССР.-1984.-№4.

  73. Литвинский Б. Древние кочевники «Крыши мира». М., 1972.

  74. Лубо-Лесниченко Е. Великий Шелковый путь. М.,1998.

  75. Сальников К. Очерки древней истории Южного Урала. М., 1967.

  76. Таймагамбетов Ж. Палеолит Северного Прибалхашья. Новосибирск, 1993.

  77. Таймагамбетов Ж. Палеолитическая стоянка им. Ч.Валиханова. А., 1990.

  78. Таймагамбетов Ж. Стоянка эпохи каменного века в зоне Шульбинской ГЭС.// Проблемы археологии и этнографии Сибири. Иркутск, 1982.

  79. Туркестан в древности и раннем средневековье. М., 1988.

  80. Черников С. Находки палеолитических стоянок в Восточном Казахстане.//Проблемы археологии и этнографии Сибири. Иркутск, 1982.

  81. Черников С. Восточный Казахстан в эпоху бронзы. МИА, 1960, №88,с.44.

  82. Федорова-Давыдова Э. К проблеме андроновской культуры.// Проблемы археологии Урала и Сибири. М., 1973.

  83. Харматта Дж. Поход Дария против саков Тиграхауда.//Исследования источников по истории доисламской Центральной Азии. Алматы, 1997., с. 20-31.

3.7 Рейтинговая шкала

Форма контроля

Баллы

Текущий (лекции 10б, семинары 5б)

15

Промежуточный (коллоквиум 10б, контр/раб.10 б, ист/дикт.10 б)

30

Домашний (реферат 10б, конспект 5б)

15

Итоговый

40

Всего

100

    1. Шкала и критерии оценивания различных видов работ:

  1. Лекции – 10 баллов

  2. Семинарское занятие – 5 баллов

  3. Реферат – 10 баллов

  4. Конспект – 5 баллов

  5. Коллоквиум- 10 баллов

  6. Контрольная работа – 10 баллов

  7. Исторический диктант – 10 баллов

Итого: 60 баллов

4.Политика курса:

Посещения: Посещение строго обязательно. Если по какой-либо причине, Вы не можете посещать занятия, Вы будете нести ответственность за весь материал, изученный на пропущенном занятии.

^ Короткий тест: Короткие тесты могут проводиться ежедневно в течение 10 минут занятий. Данный тест состоит из трех вопросов по прошедшей теме лекции или по домашнему заданию. Баллы, набранные при выполнении этого задания, являются строго «бонусными”, и по Вашему выбору можно будет заменить самую низкую оценку за домашнее задание.

^ Домашняя работа: Домашняя работа обязательна для выполнения и должна сдаваться каждую неделю по окончании занятий. Данное домашнее задание разработано специально для закрепления пройденного материала.

^ Зачет: По итогам выставляется зачет.

Поведение студента: Не опаздывать, сотовые телефоны, пейджеры отключать во время проведения занятий, не разговаривать во время занятий, не читать газеты, избегать пропуска занятий по неуважительным причинам, пропущенные занятия отрабатывать в определенное время преподавателем. В случае невыполнения заданий, студент не будет допущен к сдаче зачета.

Рекомендации: Активно участвовать в учебном процессе, старательно выполнять домашние задания, конструктивно поддерживать обратную связь на занятиях, содействовать коллективной работе, быть пунктуальными и обязательными. Быть терпимым, открытым, откровенным и доброжелательным к сокурсникам и преподавателям.

  1. ^ Учебно-методические материалы по дисциплине

2.1 Тематический план курса:



Наименование темы

лекции

семинары

СРСП

СРС




1 модуль Казахстан в эпоху древности.













1

Введение: методы и источники изучения истории Казахстана.

1




4

4

2

Казахстан в эпоху каменного века.

3

1

4

4

3

Казахстан в эпоху бронзы.

3

2

4

4




2 модуль Племенные союзы и ранние государственные союзы эпохи раннего железа.













4

Казахстан в сакскую эпоху

4

2

5

5

5

Государство усуней.

3

2

4

4

6

Государство хунну

4

2

5

4

7

Государство кангюй

2

2

4

5




3 модуль Проблема взаимоотношений кочевого мира и оседлых цивилизаций













8

Взаимодействие кочевого мира и оседлых цивилизаций.

4

1

5

5

9

Номадизм как особый тип культуры

2

1

5

5

10

Великий шелковый путь.

4

2

5

5




всего

30

15

45

45

2.2Тезисы лекционных занятий:

Тема лекции №1: Введение: методы и источники изучения истории Казахстана.

  1. Характеристика источников.

  2. Методы изучения истории Казахстана.

Задача историка заключается в поиске истины или реконструирование прошлого. Историк проникает в тайны прошлого по следам, которые пощадило время. Их принято называть историческими источниками. Исторические источники разделяются на письменные и вещественные. Письменные источники: старинные книги, летописи, указы, всевозможные документы, художественная литература. Материалом для них может служить бумага, кожа, берёзовая кора, глиняная пластинка, камень, шелковая ткань и др.

С целью наиболее полного восстановления образа прошлого историки прибегают к помощи различных наук, которые объединены под общим названием “вспомогательные исторические дисциплины”.

К ним относятся: Археология - (от греческого “архайос” - древний и “логос” - наука) наука о древности; Лингвистика – наука о языках; Палеография – наука, которая изучает всё, что связанно с письменностью, письменами, письмом; Сфрагистика – помогает установить имена царей, даты появления документов. Доказывают их подлинность, обнаруживает подделки по печатям на документах; Метрология – наука об измерениях, о единицах измерения; Геральдика – наука о гербах и символах; Вексилогия – наука о флагах; Этнография – наука, изучающая быт народов.

Письменные источники в Казахстане: надписи на надгробных камнях, династийные хроники, литературные и научные произведения древних писателей, ученых, путешественников, освещающие отдельные стороны истории древних племен казахских степей. Сюда же относятся военные или мирные договоры, дипломатические протоколы, путевые записи, дневники, прошения чиновников различных сторон, посетивших Казахстан.

Основная литература: №№ 1,2

Тема лекции №2: Казахстан в эпоху каменного века.

1. Казахстан в эпоху древнекаменного века.

2. Казахстан в эпоху новокаменного века.

Тезисы лекций: Самая длительная в истории человечества – история первобытного общества. Все живущие сегодня в мире народы в той или иной степени прошли этап первобытной истории. История первобытного общества в большей степени история человеческой культуры и цивилизации. Множество явлений человечества – жилище и одежда, земледелие и скотоводство, общественное разделение труда, брак и семья, возникнув в глубокой древности, продолжают существовать и в современной жизни.

Универсальной периодизацией первобытной истории является археологическая, которая включает три века:

Каменный век, Бронзовый век, Железный век. Эпоха камня – это период формирования человека, т.е. антропогенез. Каменный век делится в свою очередь на три периода: палеолит, мезолит, неолит. Ранний палеолит подразделяется на – олдувай – 2,6 млн. лет – 700 тыс. лет назад; ашель 700 тыс. лет- 150-120 тыс. лет назад; мустье – 150-120 тыс-35-30тыс лет назад. Аридную (сбалансированная экосистема) зону необходимо рассматривать как единый сложный механизм, для которого необходимы постоянные, взаимно указанные ландшафтно-климатические ситуации. Для Казахстана это три важнейших звена: -Обширные пустынные районы Сары-Арки, Бетпакдалы, Туранские пустыни (песчаные и глинистые) – среда обитания в холодное время; - Северные районы (лесостепь, степь) – ареалы обитания жаркого времени; - Горные области – зона обитания при экстремальных кризисных палеографических ситуациях.

Основная литература: - №№1,2

Дополнительная литература: № 20,27,28,29,39,47,56,77,78,79,90.

Тема лекции №3: Казахстан в эпоху бронзы.

1. Общая характеристика Андроновской культуры: истоки, периодизация, историография, территория распространения.

2. Развитие металлургии, домашние промыслы, культура.

Хозяйственные изменения, наметившиеся, еще в неолитическую эпоху привели, к сложению скотоводческо-земледельческой экономики и достаточно развитой металлургии. В III тыс. до н.э. с развитием скотоводства и заимствованием из стран древневосточной цивилизации колесной повозки, началась восточная миграция индоевропейцев. Несколько волн миграции индоевропейских племен, носителей «ямной» культуры, постепенно проникли на восток, что памятники этой культуры обнаружены не только в Казахстане, но и на Енисее, в Западной Монголии. В 1800-1600 гг. до н.э. в результате их передвижений сложились две новые общности. Западная, сформировавшаяся между Днепром и Волгой, получила название срубной культуры. Восточная, относящаяся к степной зоне Казахстана и Южной Сибири, по месту открытия новых памятников стала именоваться андроновской.

По сосредоточению памятников и по уровню развития материальной культуры, можно выделить три центра развития андроновской культуры:

- Восточный или Сибирский (Минусинская котловина, Алтай, Восточный Казахстан);

- Центральный или Казахстанский (вся территория центрального Казахстана);

- Западный или Уральский (Южное Приуралье, Притоболье, западный Казахстан).

Основная литература: - №№1,2

Дополнительная литература: № 11,12,46,48,49,64,68,69,70,82,83.

Тема лекции №4: Казахстан в сакскую эпоху

  1. Саки: источники, этноним, территория.

  2. Политическая история саков.

  3. Хозяйство и общество саков

  4. Искусство и мифология:

  5. Археологические памятники саков:

Эпоху господства в азиатском ареале степей саков и савроматов принято обозначать либо археологическими терминами, либо термином, в который вкладывают скорее этнографическое, нежели историческое содержание, - «раннежелезный век», «эпоха ранних кочевников», «скифская эпоха».

Известны две группы древних текстов, содержащих сведения о саках: клинописные наскальные надписи ахеменидских царей и сочинения Греко-римских авторов, начиная с Геродота. В сочинениях античных авторов нашла некоторое выражение ахеменидская политическая и историографическая традиция, но все же преобладала иная информация, полученная разными путями и через разных посредников. Как считает С.Кляшторный, весь этот информационный массив имеет как бы три этажа. Самый нижний, т.е. ранний, построен на сведениях древнеперсидских надписей и «скифском рассказе» Геродота. Второй – сведения. Полученные и сохраненные эллинами во время и непосредственно после походов Александра Македонского и его политических наследников в Среднюю Азию. Третий – сведения греческих и латинских писателей, не только воспроизводивших прежние рассказы, но и передававших сообщения, полученные от своих современников.

Важнейшим источником по истории сакских племен, их материальной, духовной культуре являются археологические памятники — могильники, наскальные рисунки, клады сакских вещей. Исследования археологов позволили открыть яркую, самобытную культуру саков в разных регионах Казахстана.

Основная литература: №№ 1,2

Дополнительная литература: №№2,4,6,7,8,44,45,46,50,59,60,84.

Тема лекции №5: Государство усуней.

1.Усуни–этимология, этническая принадлежность, территория.

2. Общественное устройство.

3. Политическая история.

4. Хозяйство, культура, археологические памятники.

Усуни одно из раннеклассовых объединений на территории Центральной Азии. В конце I тыс. до н. э. На территории Жетысу, Тянь-Шаня и Тарбагатая складывается государство известное из китайских источников как «Страна Усунь».

^ Этническая принадлежность: усуней ещё до конца невыяснена, с достоверностью нельзя сказать ни о физическом облике, ни о языке усуней. По этому поводу в исторической литературе существуют различные взгляды, в частности, у современных западных исследователей преобладает мнение об европеоидности и ираноязычности усуней, казахстанские историки, признавая европеоидность усуней, вместе с тем утверждают об их тюркоязычности. Территория обитания: По сведениям китайского путешественника Чжан Цяня, усуньская земля лежала между Дуньхуаном и Циньяньшанем, но здесь же размещались и юэчжи. Общественное устройство: Усуньское общество не было однородным. В нем имелись богатые люди, племенная и родовая знать, дружинники, жрецы и рядовые скотоводы и земледельцы. У усуней на 120 тыс. кибиток приходилось 630 тыс. человек, т.е. на одну кибитку - немногим более пяти душ.

Основная литература: №№1,2

Дополнительная литература: №№ 30,42,44,53,60,61,63,65,74.

Тема лекции №6: Государство хунну.

1.Шаньюй Модэ и возникновение державы хунну.

2. Внутренняя и внешняя политика державы.

3. Политическое и общественное устройство державы хунну.

4. Хозяйство, культура и религия хунну.

Огромную роль в истории народов Азии, а впоследствии Европы сыграли в конце 1 тыс.до н.э. и в начале 1 тыс. н.э. хунны, завоевавшие и покорившие множество народов и оказавшие на них значительное этническое и культурное влияние.

Хунны управлялись своими родовыми старейшинами, опиравшимися не на войско, а на народное ополчение. Шаньюй был просто главным среди прочих и не имел никакой реальной власти, кроме личного авторитета. Знатных родов у хуннов в эпоху Модэ было три: Хуянь, Лань и Сюйбу. Система чинов: Аппарат управления у хуннов был чрезвычайно громоздок и сложен. Можно даже выделить несколько классов чиновников или, вернее, вельмож, разделявшихся на восточных и западных. В хуннском обществе уживались различные религиозные системы, это объяснялось тем, что миросозерцание хуннов было четко разграничено, космическое божество было так огромно, что не замечало демонов, а демоны занимались своим делом, не касаясь мироздания.

Основная литература: №№1,2

Дополнительная литература: №№30,31,40,41,42,43,44,60,61,67.

Тема лекции №7: Государство кангюй.

1.Кангюй – этимология слова, этническая принадлежность, территория расселения.

2. Общественное устройство.

3. Политическая история.

4. Хозяйство, культура, археологические памятники.

На запад от усуней, в долинах Таласа, Сырдарьи и центральном Казахстане обитали многочисленные племена кангаров. Китайцы называли эти земли “страной Кангюй”. Этот этноним известен давно. Уже в священной книге зороастризма “Авесте” есть упоминание о расположении в степях Казахстана крепости Кангха, также говорят о народе “канха” живущих к северу от арийцев вместе с саками и тохарами. Следовательно, уже в III в. до н.э. этот этноним существовал. Государство кангаров возникло в III в. до н.э. в среднем течении реки Сырдарьи, в районе Кангхи. Во главе этого государства стоял род Уын, происходивший из восточно-сакского народа соэтжай. В “Повествовании о западном крае” в “Истории старшего дома Хань” о кангюе говорится, что поселение составляет 120000 семейств, 600000 душ, стрелкового войска 120000 человек. По косвенным данным, управлял ими царь, носивший титул “би” или “ябгу”. Кроме того, в госаппарат входили заместитель царя и три советника. Кангарам подчинялись пять владений, во главе которых стояли поставленные наместники. Столица – г. Битянь, находился в среднем течении Сырдарьи.

Археологические исследования позволяют установить внешний облик кангюйцев: вытянутые, заостренные к макушке головы с невысоким лбом. Волосы зачесаны вверх, у висков убраны назад за уши. Глаза ромбовидные, носы крупные, с небольшой горбинкой, энергичные подбородки, свисающие до подбородка усы и бородка.

Оружие представлены длинными копьями с ланцетовидными наконечниками; длинные двулезвинные мечи, ножны которых крепятся к поясу двумя ремешками, сложносоставной лук, стрелы с трехгранными наконечниками; длинный трех частный колчан с широким отделением для лука и двумя узкими – для стрел. Овальный щит обит пластинами. Бронированные всадники сидят на незащищенных доспехами конях. Гривы коней подстрижены.

Основная литература: №№1,2

Дополнительная литература: №№9,12,21,30,31,57,60,61,63.

Тема лекции №8: Взаимодействие кочевого мира и оседлых цивилизаций

1.Вопросы взаимодействия кочевого и оседлого миров в исторической литературе.

2.Аспекты взаимодействия кочевников и земледельцев.

3.Специфичность культур и проблемы единства кочевой и оседлой цивилизации.

В процессе становления производящего хозяйства в степных районах Центральной Азии происходит формирование этнокультурной области кочевых и полукочевых народов, а зона оседлого земледелия исторически сложилась в Восточной Азии – древнейшем очаге цивилизации. В силу эколого-географических и исторических особенностей на пограничных территориях Центральной и Восточной Азии шел постоянный процесс взаимодействия разнообразных групп кочевого и оседлого населения, сведения о котором зафиксированы в письменных источниках. Однако последние отражают, в основном, лишь официальную версию о взаимоотношениях между кочевниками и Срединной империей. Подлинный масштаб, характер и динамика процесса этнокультурных контактов могут быть выяснены только с помощью археологии.

Одна из основных проблем – это вопрос будущего кочевой культуры, вопрос потенциала, который у нее есть, тех возможностей, с которыми она встречает вызовы времени. Вызов времени – термин, означающий те проблемы, которые стоят перед многими странами мира, независимо от их социального устройства. Вызов времени проявляется во многом. Это возможность самоуничтожения: наркотики, демографический рост, экология, возможности локальных или больших войн. Это все сохраняется и приобретает свое быстрое развитие.

Что касается конкретно кочевой культуры, то вызовом времени для неё является урбанизация. Положение, когда кочевники начнут терять свой скот, терять возможность оставаться той культурой, какой они были на протяжении тысячелетий, является нездоровым явлением. Кочевники уходят в город, а от этого никому не будет хорошо: ни городу, ни степи, ни самим семьям кочевников. Это очень серьезная социальная, экономическая, психологическая проблема. Её можно решить только многими усилиями и людьми из многих стран мира.   

Основная литература: №№1,2

Дополнительная литература: №№18,23,34,35,36,54,62,63,66,72,74.

Тема лекции №9: Номадизм как особый тип культуры

1.Номады – среда обитания

2.Кочевая цивилизация – общественно-производственные отношения.

3.Социальная структура.

Кочевой быт - явление сравнительно новое, относящееся к так называемому историческому периоду развития человечества. В эпоху верхнего палеолита, в климатических условиях, сложившихся в послеледниковый период, человечество, населявшее Евразийский континент, развивалось по двум направлениям: сложились группы охотников за крупными травоядными и группы собирателей, из которых в неолите образовались примитивные земледельцы.

Первые два тысячелетия кочевая культура испытывала подъем. Технический прогресс наблюдался во всем. Первоначальная телега на обрубках древесных стволов, изображенная на скалах Минусинской котловины, которую могла сдвинуть только запряжка волов, в IV в. заменилась телегой на высоких колесах, а в VII в. вошел в употребление вьючный транспорт, что сделало кочевание более легким, быстрым и способным форсировать горные хребты. Было усовершенствовано жилище - юрта. Китайский поэт IX в. Бо Цзю-и посвятил восхвалению юрты два прекрасных стихотворения, в которых он доказывает преимущества легкоотапливаемой юрты перед деревянными дворцами китайских вельмож и тростниковыми хижинами крестьян. В VII-IX вв. тюркская одежда перенималась и китайцами и даже византийцами, заимствовавшими ее у хазар, так как эта одежда была наиболее удобна, тепла и даже красива. Даже гуннские прически были в Константинополе "криком моды".

Основная литература: №№1,2

Дополнительная литература: № 18,23,34,35,36,54,62,63,66,72,74.

Тема лекции №10: Великий шелковый путь.

1.Великий шелковый путь: зарождение, трассы, контакты.

2. Функции и значение Великого шелкового пути.

Система торговых трасс древности и средневековья, связывавшая страны Запада со странами Востока, известна под названием Великого шелкового пути. Проблеме его сложения и функционирования, характера перевозимых по нему в разные эпохи товаров посвящена обширная литература. Накопленный исторической наукой материал позволил дифференцированно подойти к освещению роли отдельных региональных центров в осуществлении торговых контактов, выявить ассортимент товаров, пользовавшихся спросом, а так же конкретизировать некоторые проблемы, связанные с направлениями торговых коммуникаций. Менее изучен, на наш взгляд, вопрос о роли Великого шелкового пути в культурном взаимодействии народов Евразии. И практически неосвещенной является проблема его значения в установлении и функционировании структуры глобального взаимодействия в эпоху поздней древности и на протяжении всего средневековья. Структуры, охватывавшей цивилизации, кочевые народы и племена от Европы до Китая, от Индостана до Урала и Сибири.

В сер. I тыс.до н.э. объем перевозок становится весьма значительным, если учесть данные письменных источников. Н.Б.Янковская, анализируя экономическое состояние Ассирийской державы, приводит весьма любопытный факт: в VIII ст. до н.э. Тиглатпаласар III вводит налог с подвластных Ассирии областей, размер которого соответствовал девяти тоннам лазурита.

Основная литература: №№1,2

Дополнительная литература: № 4,19,20,21,23,24,25,26,27,28,29,47.

    1. Планы семинарских занятий

Казахстан в эпоху древности

Тема семинара №1: Казахстан в эпоху каменного века.

1.Археологическая периодизация первобытного общества.

2.Казахстан в эпоху палеолита. Природа и человек.

3.Мезолит и неолит на территории Казахстана.

Задания:

1.Проработать основную литературу;

2.Заполнить таблицу №1.

Таблица №1: Казахстан в эпоху камня.

Периодизация

Культура,

хроно-ия

Типология орудий

Памят-ники

Процессы

Хоз.деятель-сть













Антропоге-нез

Техноге-нез

Социоге-нез




Основная литература: №№1,2

Дополнительная литература: № 16,27,28,29,39,47,56,57,77,78,79.

Тема семинара №2:Казахстан в эпоху бронзы.

  1. Памятники бронзы на территории Казахстана.

  2. Андроновская культура: историография, периодизация, территория распространения, основные черты.

  3. Культура поздней бронзы.

  4. Материальная культура эпохи бронзы.

  5. Искусство и верования.

ЗАДАНИЯ:

1. Проработать основную литературу;

2. Заполнить таблицу №2: Хронология и периодизация эпохи бронзы на территории Казахстана.

3. Заполнить таблицу №3: Андроновская культура на территории Казахстана.

Таблица №2.

Автор периодизации

этапы

Ранний (XVIII-XVI вв. до н.э.)

Развитой (XV-XII вв. до н.э.)

Поздний (XII-VIII вв до н.э.)

Грязнов М.П.










Сальников К.В.










Черников С.С.










Акишев К.А.










Зданович Г.Б.










Аванесова Н.А.










Таблица №3.

Территория

Археологические памятники

Типы хозяйствования

Стратификация общ-ва

Религиоз. верования

Восточный













Южный Казахстан и Семиречье













Западный Казахстан













Центральный Казахстан













Основная литература: №№ 1,2

Дополнительная литература: № 11,15,46,48,49,64,68,69,70,82,83.

^ Племенные союзы и ранние государственные союзы эпохи раннего железа.

Тема семинара № 3: Казахстан в сакскую эпоху.

1.Историко-экономические предпосылки образования племенных союзов на территории Евразии.

2.Историография вопроса об этногенезе сакских племен.

3.Взаимоотношения саков с соседними государствами.

4.Социально-политическая структура и хозяйство.

5.Культура и искусство.

ЗАДАНИЯ:

1.Проработать основную литературу;

2.Заполнить таблицу №4. Племенные союзы саков.

Таблица №4.

Назв. союз

Локали-зация

Арх. Памят-ки

Устр-ство

Тип хоз. деят-ти

Куль-ра искусс.

Верован.культы

Основная литература: №№ 1,2

Дополнительная литература:№№2,4,6,7,8,44,45,46,50,59,60,84.

Тема семинара №4: Государство усуней.

1.Усуни: этимология, территория, этногенез.

2.Социально-политический строй.

3.Внешнеполитические контакты.

4.Культура и верования.

ЗАДАНИЯ:

  1. Проработать основную литературу.

  2. Заполнить таблицу №5: Государство усунь.

Территория обитания

столица

Хронолог.рамки

Общ.политическое устройство

Тип хозяйствования

Археологичес. памятники

Религиоз. воззрения

Этнич. принадлежность

Основная литература: №№1,2

Дополнительная литература: №№30,42,44,53,60,61,63,65,74.

Тема семинара №5: Государство хунну.

1.Образование государства хунну.

2.Социально-политический строй.

3.Хунны на территории Казахстана. Роль хуннов в этно-социогенезе казахского народа.

4.Историография вопроса об этнической принадлежности хуннов.

5.Культура и религия.

Задания:

1.Проработать основную литературу.

2.Заполнить глоссарий политической истории хунну (хронологические рамки с XVIII в. до н.э. до 453 г.) по монографии Л.Гумилева. Хунну.

Основная литература: №№1,2

Дополнительная литература: №30,31,40,41,42,43,44,60,61,67.

Тема семинара №6: Государство Кангюй.

1.Этимология. Территория расселения.

2.Социально-политическая структура.

3.Внешнеполитические контакты.

4.Культура и религия.

Задания:

1.Проработать основную литературу.

2.Заполнить таблицу №6: Государство Кангюй.

Таблица № 6.

Тер-я обитания

столица

Хронрамки

Общ.политич. устр-во

Тип хоз-вания

Арх. памятники

Религвоззрения

Этн.принадлежн.

Основная литература: №№ 1,2

Дополнительная литература: №№9,12,21,30,31,57,60,61,63.

^ Проблема взаимоотношений кочевого мира и оседлых цивилизаций

Тема семинара №7: Взаимодействие кочевого мира и оседлых цивилизаций.

1.К проблеме единства кочевой и оседлой цивилизаций.

2.Кочевничество и земледелие: социально-экономический аспект.

3.Специфика культуры кочевой и оседлой цивилизации.

Задания:

1.Нарисовать схему: Основные концепции социального устройства кочевой цивилизации.

2.Дать краткий анализ концепций.

Основная литература: №№1,2

Дополнительная литература: №18,23,34,35,36,54,62,63,66,72,74.

Тема семинара №8: Номадизм как особый тип культуры.

1.Кочевники и среда обитания.

2.Природа и кочевое население Казахстана.

3.Социальная организация.

4.Кочевники и эстетика.

Задания:

1.Проработать основную литературу.

2.Заполнить таблицу №7: Основные признаки номадной системы.

Таблица №7.

Гл.виды хозяйства

Осн. общ. классы

Основа произв.

отношений

Формы эксплуатации

Тип хозяйства

Материальн.техническая база

Особ-ти соц.политической орг.

Основная литература: №№1,2

Дополнительная литература: №17,22,33,34,35,53,61,62,65,71,73.

Тема семинара №9: Великий шелковый путь.

1.Древние маршруты и казахстанские города.

2.Караванная артерия и потоки товаров.

3.Международная трасса и диалог культур

4.Дорога распространения религий.

Задания:

1.Проработать основную литературу.

2.Заполнить контурную карту «Маршрут Великого шелкового пути».

Основная литература: №№1,2

Дополнительная литература: №18,19,20,21,22,23,24,25,26,27,28.

    1. Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя:

Модуль№1.

Тема №1: Введение: методы и источники изучения истории Казахстана

  1. Структура исторической науки.

  2. Методы исторической науки

  3. Принципы и социальные функции исторической науки.

  4. Классификация (типология) источников.

  5. Письменные исторические источники.

Тема №2:Казахстан в эпоху каменного века.

  1. Сравнительный анализ и типология стоянок каменного века.

  2. Природные условия и среда обитания древних гоминид.

  3. Неолитическая революция.

Тема №3: Казахстан в эпоху бронзы.

  1. Особенности эпохи бронзы.

  2. Хозяйство, культура, общественные отношения.

  3. Антропологическая характеристика населения эпохи бронзы.

^ МОДУЛЬ №2

Тема №4: Казахстан в сакскую эпоху.

  1. Древние авторы о племенах и их расселении в VII-IV вв. до н.э.

  2. Cемиречье и Южный Казахстан в эпоху раннего железа.

  3. Восточный Казахстан в эпоху раннего железа.

  4. Центральный Казахстан в эпоху раннего железа.

  5. Племена аралокаспийских степей.

Тема №5:Государство усуней.

  1. Этническая и политическая история.

  2. Социально-экономическая история.

  3. Материальная культура.

Тема №6: Государство хунну.

  1. Этническая и политическая история.

  2. Социально-экономическая история.

  3. Материальная культура.

Тема №7: Государство Кангюй.

  1. Этническая и политическая история.

  2. Социально-экономическая история.

  3. Материальная культура.

^ МОДУЛЬ №3

Тема №8: Взаимодействие кочевого мира и оседлых цивилизаций.

  1. Цивилизации земледельцев и кочевников.

  2. Общие черты евразийских кочевников.

  3. Взаимоотношения кочевников и земледельцев.

Тема №9: Номадизм как особый тип культуры.

1. Кочевое общество: историографический аспект.

2. Стадиальная идентификация кочевого общества.




Скачать 440,45 Kb.
оставить комментарий
страница1/2
Дата15.10.2011
Размер440,45 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2
плохо
  1
хорошо
  1
отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх