Лит 20-х годов. «Масса» как новый тип героя. А. С. Сераф icon

Лит 20-х годов. «Масса» как новый тип героя. А. С. Сераф



Смотрите также:
Сочинение Шафраненко Екатерины ученицы 10 класса"Каждый литературный герой"...
1. Каковы особенности др/рус лит-ры как лит-ры эпохи Средневековья?...
1. Оригинальные повести Петровского времени...
Десятый класс Решения Программированное задание...
Урок №1 и №2 Тема урока: 60-е г г. XIX века. Особенности, литература, новый тип героя...
Литература как наука и ее связь с другими науками...
Зарубежная литература второй половины 20 века...
Тематическое планирование. Литература 9 класс...
Тема урока Кол- во...
Методика расчета весового, масса взлетная, тяговооруженность, нагрузка удельная на крыло...
1. Проблема периодизации русской литературы советской эпохи...
Примерный план характеристики героя I. Вступление. Место героя в произведении. II. Главная часть...



скачать

  1. Лит 20-х годов. «Масса» как новый тип героя. (А.С.Сераф Железный поток, Д.А.Фур Чапаев).Во многих прозаич произв на первом плане стояло изобр народа, народных масс. Персонаж оценивался в завис от того, в какой мере ему удалось выразить собой множества. Выдвижение на 1ый план в литературе 20-х г.г. коллективного героя, народа, массы, множеств казалось своеобр велением времени. Иссл-ие психологии масс оттесняло на задний план изобр внутреннего мира перс. Примерами таких произв могут быть пов Вс. Иванова «Бронепоезд 14 -69», ром Сер «Ж п», ром Фад «Р»

«Жп» (1924г.) Сер – пример романа-эпопеи. В ром раскр 2 образа: народная масса, армия и ее командир Кожух, прототипом которого являлся Ковтюх – герой гражд войны, погиб во время репрессий в 30-е г.г. показана масса, кот совершает трудн переход через Кавказ. Сер показ этот переход как трагич, во время кот происх стычки с казаками, белыми. Бойцы шли вместе с семьями. Задача автора была показать изменения, эволюцию в массе. Важн принцип «тогда и теперь». Приемы: создать не частное, а целое; характеры не разверт; повторы отд эпиз, сцен (роман нач и заканч сценой митинга – кольцевая композ. В нач масса разрозненная, затем превр в мощн железный поток); образы природы (летнее утро, прозрачный, чистый воздух, на этом фоне измученная масса - контраст). В произв очень часто чувств прием контраста. Движение массы похоже на поток, кот меняется. Это связано с эпит «железный». Для писателя перемены в массе – это перемены в сознании людей; человек преображ; люди в этом движ станов гуманнее; нар масса нач мыслить, понимать, что произошло с ней. Кожух не развертывается подробно. Герой дан в одном ракурсе: его отношении к массе, в кот он проявляет себя как волевой командир. Вместе с массой Кожух растет как командир. В облике Кожуха сочетается простое и необык («жел желваки», «жел лязг голоса»). Х-ка лишена психологизма. В конце романа, в сцене митинга, писатель касается душевного сост-я героя. Язык «Жп» отличается экспрессией. Он перенасыщ яркими гиперболич образами, метаф, метоним, эпит: «утробно-потрясающий грохот», «нечеловечески горластый рев орудий», «исступленное солнце».

Ром Фад «Р». Ранний лозунг Фадеева – учеба у Толстого в показе человека, также использует его психологический анализ. Писатель воспроизв трад Толст. Но привносит и новое: нет батальных сцен, акцент на х-ы героев, на взаимоотн героев внутри отряда, главы названы именами героев. Фад показал сложный путь отряда, его разгром, когда от отряда осталось 19 чел. 1 гл – зн-во с героями, как они проявл себя в отряде, как ведут себя герои на грани жизни и смерти, в трагич ситуац. Фад показал ч-ка не только действующего, но и внутреннего ч-ка. Х-р нов ч-ка – командир Левинсон. Писатель наделяет его непримечат внешностью. В этом портрете Фад выделяет психологич деталь – глаза, голос негромк. Писатель вводит внутр монологи (о чем задумывается Л). Командир – сильный, волевой ч-к, ч-к разнообр чувств, не совсем здоров физически. Разгром отряда – мы видим, что Л очень слаб и постарел. Но он может преод свои чувства. Л – руководитель, метод его руков-ва – убежд, объясн. Только в самые критич моменты он воздействует силой – сцена паники в отряде. Фад вводит спорный момент: гуманен ли Л, когда он решает дать яд умирающ бойцу?

Трагич финал отряда – последн гл наз-ся «19». Здесь возн мотив будущего возрожд. Фад говорит, что во время войны человек меняется: показал это на образе Морозки. Он ч-к, кот сделал выбор сам, но в нем много стихийного. Он спасает Мечика. Краткий экскурс в прошлое героя: сын шахтера, внук крестьянина, вырос в рабочем бараке. В теч ром у него мен-ся чувство к Варе (его жене), но он стыдится своих чувств. Метелица выписан не так сильно, как Морозка.

Мечик показан в движении. Фад использ формулы, близкие Толст. Изобр Мечика – самое уязвимое место рассказа. Он противопост Морозке. Один идет на подвиг, другой – на преступление. Мечик не может найти себя в отряде. Фад показывает его как ч-ка индивидуалиста. Его «Я» выше интересов отряда. Автор поднимает вопрос об ответственности. В изображении Мечика до самоубийства, но отказался от этой идеи.

  1. ^ Произв М.Булг 20-х годов («Роковые яйца», «Дьяволиада», «Собачье сердце»).

МихАфБулг род в Киеве, в семье преподав Духовной акад. Сочинять он стал, по свид-ву близких, рано. В основном это были небольшие рассказы, сатирич стихи, драматич сценки. Известность пис принес ром "Бел гвард", перераб впоследств в пьесу "Дни Турб". Большой успех имели сб рассказов "Дьяволиада" (1925 г.). Однако нач с 1928 года вокруг имени Булг создается обстановка травли, имя пис станов как бы вне закона. Пьесы "Бег", "ИванВасильевич", "Багровыйостров", роман "МиМ" «Собачье сердце» далеко не полный список произв, не увидевших свет при жизни автора. " Соб сердце - это произв, напис в 1925 году, увидело свет лишь в 1987 году в журн "Знамя".

Одним из гл героев, выразителем авторских мыслей в пов станов проф Преображенский. Это крупн учен-физиолог. Он предстает как воплощение образованности и высокой к-ры. По убеждениям это сторонник старых дореволюцион порядков. Все его симпатии на стороне бывш домовладельцев, заводчиков, фабрикантов, при кот, как он говорит, был порядок и ему жилось удобно и хорошо. Булг не анализ полит взгляды Преображ. Но ученый высказыв очень определенные мысли о разрухе, о неспособности пролетариев справиться с ней. По его мнению, прежде всего нужно людей научить элемент к-ре в быту и на произв-ве, только тогда наладится дело, исчезнет разруха, будет порядок. Люди станут другими. Но и эта философия Преобр терпит крушение. Он не может воспитать в Шарикове разумного человека: "Я измучился за эти две недели больше, чем за последние четырнадцать лет..."

В чем же причина неудачи Преобр и д-ра Борменталя? А дело не только в генной инженерии. Преобр уверен, что чисто звериные инстинкты, сказывающиеся в поведении бывш пса Шарикова, можно изжить.Вопрос не в физиологии, а в том, что Шариков - тип определенной среды. Пес станов ч-ком, но его поступки опред гены, полученные от пьяницы и хама Клима Чугункина: "...у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, кот сущ-ют в природе!" Контраст м.д. интеллектуальным нач, воплощ в интеллигентных людях, физиологах Преобр и Борментале, и темными инстинктами Шарикова (с низким, скошенным лбом) настолько разителен, что созд не только комический, гротескный эффект, но и окраш в трагич тона. Немаловажную роль играет здесь и Швондер. Он старается повлиять, воспитать Шарикова. Этот не то пес, не то человек в беседе с Преобр буквально повторяет слова и фразы Швондера не только о правах, но и о своем превосх-ве над буржуями. Комичен и образ Швондера, решившего воспитать Шарикова в "марксистском духе": сам процесс очеловечивания Шарикова рис в резких сатирич и юморист тонах. Сюжетно он построен по контрасту - умн и ласков пес станови грубым, невосп хамом, в кот все отчетливее проявл унаследованные св-ва Клима Ч. Вульгарная речь этого перс слита с его поступк. Они станов постепенно все более возмутительн и нетерпимыми. То он пугает даму на лестнице, то он как сумасш кидается за уносящимися прочь кошками, то пропадает по кабакам и трактирам. Как итог - юморист сцена с уголовн милиц, пришедшей в эпилоге повести по доносу Швондера разыскивать Шарикова. Новаторство пов не только в сатирич и юморист маст-ве Булг, но и в сложной филос концепц этого произв. По мнению автора, челов-во оказыв бессильн в борьбе с темными инстинктами, просыпающ в людях. Трагедия закл в том, что в жизни Шариковы быстро расплодились. И уж они, говоря словами Полиграфа Полиграфыча, "душили-душили"... Т.о., мы поним, что Булг в пов с огромной впечатляющей силой, в своей излюбленной манере гротеска и юмора поставил вопрос о власти темных инстинктов в жизни человека.

«Роковые яйца». Пробл, кот поднимает автор в этой пов, актуальны и по сей день. В пов два гл героя - проф Персиков и Рокк. П. - учёный. Его область - зоология, эмбриология, анатомия, ботаника и география. Всё, что за пределами этих наук, для него как бы не существует. У проф много странностей, но они в пределах правдоподобия. Но вот в повествование врывается бурная фантастика. П. открыв совершенно необычайн луч, похож на "красный оголённый меч". Под воздейств луча зародыши разв-ся быстрее. Открытие предст не только теор интерес - оно многое сулит хозяйству, животноводству. Пресса разносит это известие, хотя исследов ещё не заверш. И тут среди посетит проф оказ-ся АлексСемёнРокк, он возглавил совхоз. Узнав о массовом падеже кур, Рокк решает с помощью луча П. их возродить. В 1924 г, когда была нап эта пов, Булг разглядел тот тип ч-ка, с кот мы часто сталкивались в последующие и в наши годы. Сегодня он управл жив-вом, а завтра его, погубивш весь скот, бросают на ис-во, но он не теряется, увлечённо берётся за очередное незнакомое ему дело: даёт указания, поучает тех, кто, действ-но, владеет своей профессией. Перед нами человек-невежда, типичный предст-тель рождённых сталинск режимом нач-ов. Всё ему не так, всё требует переделки, всякое развитие нуждается в ускорении, в руков-ве извне. Есть, напр, пшеница. Так этого мало. Он сочинят новый сорт - ветвистой пшеницы. П. получ офиц приказ: Отдать на время камеру с лучом Рокку. По ошибке, из за какого-то головотяпства, кур яйца, которые заказал Рокк, попадают к П., а те, кот заказал проф - змеиные, страусиные, попадают к Рокку. И этот авантюрист, "куровод", вдруг выводит породу гигантск, смертоносных змей. Нач-ся их гибельное нашествие на Россию. Примечателен финал этой пов. Люди, со всем их самым соверш оружием, не смогли останов нашествие гадов. И лишь природа, создав в середине августа 18-тиградусн мороз, уничт эту нечисть. Писатель этим финалом сказал что ч-к не самое могущественное сущ-во на планете, как принято было тогда считать. И он по-прежн зав от природы. Но гл мыслью этого произв было стремление показать опасность провод эксперим. В пов прослеж-ся две сюж линии. Автор параллельно опис событ, происх и в совх, и в городе.


  1. ^ Роман Д.А.Фурм Чапаев. Фильм и книга: худ решение. В марте 19 г Фурм назн комиссаром 25-й стрелковой дивизии, во главе кот стоял легендарный герой гражд войны Василий Ив Чапаев. Полки этой славной дивизии нанесли решительн пораж колчаковцам и освободили Уфу. Как вихрь носился Ч по заволжским и уральским степям, преследуя колчаковцев и белоказаков И вместе с ним всегда был его неизм друг комиссар Дм Фурм Они спаяли дивизию в одну боевую семью, готовую перенести любые невзгоды и лишения, чтобы отстоять завоевания революции. Классич произв социального реализма, где автор правдиво нарисовал историч картину гражд обороны, изобразил процесс формиров социального сознания народа, победу нового над старым. «Ч» так и не получил авторского жанрового определения (не имеет подзаголовка). Как отмечал Горьк в письме Ф «по ф-е "Ч" не пов, не биография, даже не очерк, а нечто нарушающее все и всякие ф-ы». Между этим в жанров составе книги все эти ф-ы присутствуют. Повествов разверт-ся как документ-истор хроника очерков типа, в кот, однако, портретно-биограф х-ка гл перс получает значение самост жанровой доминанты. В то же время «Ч» и повесть: во-перв, т.к. ряду перс даны вымышл имена; во-вт, т.к. в обрисовке х-ров героев автор использует приемы худож типизации (это подтверждается при сравнении книги с дневниковыми записями Ф); в-тр, т.к. повествование органично включ в себя эл-ты привычной беллетризации, такие, как портр и пейз зарисовки, опис внутр сост героя-повествователя, приемы картинной обрисовки массовых сцен, речевой х-ки перс и т.д. В жанр составе «Ч» не менее отчетливо присутствие примет собственно историч исследования (с привлечением соответств источн, с цитир док-тов), напомин научно-историческую публикацию. В стр-ру повествования включаются также и авт отступления: отступления ист-аналитического плана (о причинах разложения колчаковской армии, о казаках и их участии в граж войне), худ-публ отст (о трусости и храбрости), смешанного типа (о грабежах и жесток граж войны) и др. В повествовании присутствуют и иные фрагменты: рапорты, письма, дневн записки, сценки, оперативные мат-лы и т.д. Доминантой книги Ф является обрисовка Ч как типичной фигуры времени. Его индивидуальная судьба, его взлет и слава связаны, по Ф, с теми качествами его личности, кот х-ны для низовой народной среды. Особое внимание автора привлекает «чапаевщина». Пробл Ч-героя разраб Ф в разных аспектах: каков Ч на самом деле и каким видится со стороны; как преображ в восприятии окруж его реальные дост-ва и недостатки; что порождает легенду о нем, о живом ч-ке, и как он сам относится к ней, как пытается соотв своему легендарному образу и как преображ под его влиян.

Снятый на "Ленф" в 1934 году "Ч" стал классикой, легендой сов кино и бесспорно самой попул сов картиной, снятой в перв полов XX в. В конце 1934 г в Москве на "Ч" ходили целыми школами, заводами, воинскими частями и шли ведь не из-под палки – с удовольств. Фильм крутили днем и ночью. Кинофабрики печатали сотни копий, но их все равно не хватало. На протяж неск десятилетий в Сов Союзе не было ч-ка, кот не видел этот фильм хотя бы один раз. Самый попул кассовый сов фильм снимали братья Васильевы. Образ Ч до выхода картины в свет широкому зрителю был абсолютно не интересен. Всенародная слава настоящего Ч родилась в один день со славой Ч-киногероя. Красного командира по фамилии Ч не существовало. Фамилия героя Гражд войны звучала Чепаев. В годы Гражд Василия Ивановича все знали как Чепаева. Ч через букву "А" появ в 1923 году, когда Фурм написал свой ром. В фильме братьев В комдив сосредоточен на идеалах револ, до идеалов женских дело не доходит: некогда. Реальный Ч женщин любил. Ему приписывали десятки романов. Самая растиражированная легенда – любовный треуг: Ч, Фурм и жена политрука Анна. На самом деле между Ч и Ф действ-но возник конфликт из-за Анны. По словам Аллы Ч, правнучки красного командира, он был против того, чтобы кто бы то ни было брал с собой на войну жен. Работая над киносцеранием, братья В изучили все, что касается личн жизни командира. Историю его несчаст\ любви они экранизировать не захотели, понятно, почему: толпа не любит неудачников. В итоге вся любовь в картине досталась лихому адъютанту Ч – Петьке. Боевая подруга Петьки, Анка-пулемет., благодаря фильму в народном сознании живет как реал историч перс. Не понятно, откуда взялась подруга чапаевского ординарца.

В книге Фурм такого перс нет. Анку придумал режиссер Сергей Васильев, чтобы дать в картине заметную роль своей жене, кот он очень любил – актрисе Варваре Мясниковой. Георгий Васильев к этой идее отнесся с пониманием, он не возражал. По легенде, сам Сталин пожелал, чтобы в буд фильме непременно была любовная линия, кот могла показать роль женщины на войне. Для этого режиссерам пришлось наделить Анку более весомой ролью в фильме, чем в книге. Поскольку в Чапаевской дивизии романы были под запретом, найти похожую историю было непросто. И тогда режиссеры вспомнили случай, как санитарка дивизии Мария Попова попыталась спасти раненого старика-пулеметчика, но тот вместо того, чтобы ползти к лазарету, велел ей стрелять из пулемета. Считается, что Анкой боевую подругу Петьки назвали в честь вдовы Фурм.



  1. Поэзия Д. Бедного, М. Исаковского, Н. Тихонова.

В поэз ДБ ярко запечатл борьба рус раб класса, возглавившего народные массы на штурм старого мира и построение свободного общ-ва. Необычайная ясность и доходчивость, полнейшая слитность с интересами народа, невиданная ранее в поэзии, отличает стихи этого выдающ поэта.

Разнузданный разгул реакции 1907—1910 годов не только заставил призадуматься Е. Придворова, но решительно и бесповоротно определил его позиции, побудил встать на сторону порабощенного народа и отказаться от мещанского благополучия. В 1909 году студент Е.Придворов публикует стихи, протестующие против смертных казней, в народническ журн «Русское богатство». На первых порах в поэзии ДБ не было еще призыва к борьбе, в ней главенствуют два основных мотива: в меру возможностей, оставляемых цензурой, критика полицейского режима и скорбь о тяжкой судьбе рус крест-ва. Эти ранн стихи не могли быть вполне самост, и в них сильно влиян поздней народнической лирики. Осн жанром раннего тв-ва Б была лирика: в стихах 1908—1910 годов мы видим на первом плане личность самого поэта, его пережив. Однако в этих пережив меньше всего личного, индивидуалистич. Стихи поэта резко выделялись на фоне тогдашней поэзии декадентов. В них мы видим отклик на события обществ-полит жизни: они выр протест против реакции, против царских палачей, беспощадно расправляющихся с революционерами. Поэт выражает свой гнев, создавая стихи резко обличительного характера. В стих 1909 г «С тревогой жуткою» поэт раскрывается прежде всего с общественной стороны, его личная боль вызвана трагедией эпохи реакции, которая опред и эмоцион строй стиха.

Д.Б. все более опред-ся как выразитель идей и настроений трудового крест-ва, испытавшего на себе тяжелый гнет эксплуататоров; он на стороне тех, кто протестует против деспотизма, тех, кто мужественно отдает себя беззаветной борьбе за народное дело. В стихах поэта широко используется народн крест язык, они хар-ся простотой речи, доступной крестьянскому читателю. Так называемая «корявость» его поэтической речи, о кот он сам многократно писал в своих поэтич декларациях также сближала его с некрасовской трад и даже с некрасовской самооценкой своего поэтич языка: обличительный пафос стихов этих лет требовал ораторских интон, кот обильно используются Б. Сочетание двух планов — отвлеченно-призывного и предметного — х-ет поэзию Б этих лет в целом.

Стихи поэта, выраж боевые призывы и гнев против реакционной политики царизма, выдержаны в ораторских интон, где нет места украшательству и где сравнение, метаф и эпит придают теме большую масштабность (стих. «Бывает час» образ поля, усеянного маками)

В стихах Б все ощутимее сказывается влияние некр гражд поэзии, в некрасовском духе он решает и вопрос о назначении поэта. В раннем стихотворении «Чудных три песни» поэт говорит о песне борьбы, предвещающей конец лихолетью.

Тв-во Б сыграло большую роль в идейной подготовке Октябрьской социалистической революции. А когда револ совершилась, он стал ее страстным певцом и летописцем, отразив в своих многочисл стихах все важнейш событ героич эпохи и борьбы трудового народа за построение социалистич общ-ва.

Исаковский рано начал писать, в Смоленске вышли 3 книжки его стихов, но началом своей литературной деят И считал 1924, когда были напеч стих "Подпаски", "Родное" и др. В 1930-е Исаковский написал много текстов песен, ставших очень популярными: ("Прощание", "Провожание", "И кто его знает", "Катюша", "На горе - белым-бела" и многие другие). Большое место в поэз И занимает ВОВ: стихи "Русской женщине", "Слово о России", песни "До свиданья, города и хаты", "В прифронтовом лесу", "Ой, туманы мои...", "Огонек", "Лучше нету того цвету" и др. В послевоен годы продолжает созд слова песен, любимых всей страной: "Услышь меня, хорошая", "Снова замерло все...", "Летят перелетные птицы" и другие. По своей ф-е и языку поэз И всегда отлич ясностью, народностью и музыкальностью.

Тихонов рано начал писать стихи. Первая публик отн к 1918 году. В молодости поэт был последоват Гумилева, испытал также мощное влияние тв-ва Киплинга. В 1920-х поэт вошел в лит объед «Серапионовы братья», опубликовал поэму «Сами». Перв сб стихов («Орда» и «Брага») вышли в 1922 году; они так и остались вершиной тв-ва Тихонова. Многие стих в этих сб стали классикой жанра баллады: «Баллада о гвоздях», «Баллада о синем пакете», «Дезертир». Эти книги вызвали огромный интерес читателей; на протяжении 1920-х годов Тихонов оставался одним из самых популярных советских поэтов.


  1. ^ Роман-эпопея М.Шол «Тихий Дон». Трагедия Г.Мелехова.

События в “ТД” нач в 1912 году, перед Первой мир войной, и заканч в 1922 г, когда отгремела на Дону гражд война. Система образов отмечает образ Григ он проход через все событ ром и вокруг него образов все остальн образы. Роман-эпопея вмещает все призн ром: разветвл сис-ма перс, длительн протяж во времени, перепл неск сюж линий и плюс призн эпоп: изобр всенар значимого истор событ с (.) всего народа. Ист события даны не столько сами по себе, сколько в их преломл в судьбах целых семей: семьи Мелеховых, Коршуновых, Астаховых, Листницких, Моховых и др. Действ в ром развив в 2 планах – ист и бытов,личном. Но оба плана даны в неразр единстве. Григ стоит в центре ТД не только в том смысле, что ему уделено больше вниман: почти все событ в ром либо происх с самим М, либо так или иначе связаны с ним. М охаракт в ром разност. Юнош годы его показ на фоне жизни и быта казачьей станицы. Ш правдиво рисует патриархальный строй жизни станицы. Характер Григ формир под воздейств противореч впеч. Казачья станица воспит в нём с ранних лет отвагу, прямодушие, смелость, и вместе с тем она внушает ему многие предрассудки, передающиеся от поколения к поколению. Григ умён и по-своему честен. Он страстно стремится к правде, к справедл.

Смолоду был добр, отзывчив к чужой беде, влюблён во всё живое в природе. Как-то на сенокосе случайно зарезал дикого утёнка и «с внезапным чувством острой жалости глядел на мёртвый комочек, лежавший у него на ладони».

Как трагедия пережита Григ первая пролитая им человеч кровь. В атаке он убил двух австр солдат. Одного из убийств можно было избежать. Сознание этого страшной тяжестью легло на душу. Облик убитого являлся потом и во сне.

Междоусоб измотали Мел, но человеческое в нём не угасло. Чем больше втягивал Мел водоворот гражд войны, тем вожделённее его мечта о мирном труде. От горя утрат, ран, метаний в поисках соц справедливости Мел рано постарел, утратил былую удаль. Однако не растерял «человеческое в человеке», его чувства и переживания – всегда искренние – не притуплялись, а пожалуй, обострялись.

В заключит сценах ром Шол обнажает страшную опустошенность своего героя. Мел потерял самого любимого ч-ка – Аксинью. Жизнь утратила в его глазах весь смысл и всё знач. Ещё раньше осозн трагизм своего полож, он говорит: «От белых отбился, к красн не пристал, так и плаваю как навоз в проруби…».

Образ Мелехова – один из самых трагич в русской лит-ре 20века.В нем запечатлилась личная судьба ч-ка и всего российского народа



  1. ^ Лит. эмиграции 20-х годов. Основные представители. После револ 1917 г в лит-ре вызревали качественно новые призн, произошел её раскол на три ветви: советскую литературу, «задержанную» (внутри страны, произведения, кот. запрещ. печатать, частичное возвращение в 60 -70х г) и лит-ру рус зарубежья.

С самого нач 20-х годов нач-ся (резко усилив) время развала и культурного самообеднения Рос.

В 1921 г. умер А. Блок и был расстр Н. Гумилев, вернувш на родину из-за границы в 1918-м.

В год образов СССР (1922) выход пятая и последн поэтич книга А. Ахм.

Высылается из страны цвет ее интеллигенции, добровольно покидают Рос будущ лучш поэты рус заруб М. Цветаева, В. Ходасевич и сразу затем Г. Иванов. К уже эмигрировавшим выдающимся прозаикам добавл И. Шмелев, Б. Зайцев, М. Осоргин, а также - на время - сам М. Горьк.

Если в 1921 г. открылись первые «толстые» сов журн, то «августовский культурный погром 1922 г стал сигналом к началу массов гонений на своб лит-ру, своб мысль.

Один за другим стали закрыв журн, в том числе «Дом искусств», «Записки мечтателей», «Культура и жизнь», «Летопись Дома литераторов», «Литературные записки», «Начала», «Перевал», «Утренники», «Анналы», альманах «Шиповник» (интересный тем, что сближал молод пис со старой к-рой: редакт был высланный Ф. Степун, автор А. Ахматова, Ф. Солог, Н. Бердяев, а среди «молодых» - Л. Леонов, Н. Никитин, Б. Пастернак). Закрыт был и сборник «Литературная мысль». В 1924 году прекратилось издание журнала «Русский современник».

Рубежный х-р нач 20-х годов очевиден, но не абсолютен. В области стихослож, «серебр век» «жил» до сер 20-х годов. Крупнейш поэты «серебр века» (в их рядах прозаик Андрей Белый) и в советск время, при всей их эволюции и вынужд долгом молчании, в главном сохраняли верность себе до конца: М. Волошин, М. Кузмин, О. Манд, Б. Пастернак, А. Ахм. Даже Гумилев «тайно» жил в поэтике своих последователей. Среди прозаиков и поэтов, пришедш в лит-ру после револ, были М. Булг, Ю. Тынянов, К. Вагинов, Л. Добычин, С. Кржижановский.

В 1921 году появились первые книжки двух толстых журналов, открывших советский период истории русской литературы. До «Красной нови» и «Печати и революции» были попытки возродить журнал «толстый» и «тонкий», но безуспешно. «Век их был краток: старый читатель от лит-ры отошел, новый еще не народился. Старый писатель, за малым исключением, писать перестал, новые кадры были еще немногочисленны». Преимущественно поэтич период сменился преимущ прозаич.

По всей стране было множ-во разл литературных групп. Многие из них возникали и исчезали, даже не успевая оставить после себя какой-либо заметный след. Только в одной Москве в 1920 г. существовало более 30 лит групп и объединений. Наиб заметные лит группировки того времени: ЛЕФ (Левый фронт искусства), "Перевал"; конструктивизм, или ЛЦК; Объединение реального искусства (ОБЭРИУ).


  1. «Мысль семейная» в романе М.Шол «Тихий Дон».

Повествование в «ТД», строится на изобр семейных гнезд. Герои Ш мучительно переживают распад семьи, что с особой силой подчерк трагизм эпохи, изобр в ром. Рассказ о распаде семьи Мелеховых, Ш ставит для нас, потомков, задачу возрождения семьи и уверенно убежд, что всегда есть с чего начинать. В измуч душе Григ многие жизн ценности утратили свой смысл, и лишь чувство семьи и Родины осталось неистребимым. Не случайно Ш заканч повествов трогательной встречей отца с сыном. Семья Мелеховых распалась, но Григ сможет создать очаг.

Последние стр ром возвр читателей к тому, с чего нач произв – к «мысли семейной». Дружное мелеховское сем-во неожид распалось. Смерть Петра, гибель Дарьи, утрата Пант Прокоф главенств полож в семье, смерть Натальи, отход Дуняшки от семьи, разруш хоз-ва, смерть главы сем-ва и Ильиничны, приход в дом Мишки Кошевого, смерть Полюшки –этапы крушения того, что в нач ром казалось незыблемым. Разруш семьи, отчего дома, коснулось не только Мелех, – это общая трагед, судьба казачества. Гибнут в романе семьи Коршуновых, Кошевых, Моховых. Рушатся вековые устои человеческой жизни.

Ярким представителем семьи является Дуняшка. Природа наделила ее таким же горяч и тверд х-ром, как и Григ. И это особ ярко проявилось в ее стремлении любой ценой отстоять свое счастье. Несмотря на недов-во и угрозы близких, она с упорством отстаив свое право на любовь. Даже Ильинична, для которой Кошевой навсегда остался «душегубом», убийц ее сына, понимает, что ничто не измен отнош дочери к Михаилу. И если она полюб его, то уже ничто не вырвет этого чувства из ее сердца, как ничто не смогло изменить чувства Григ к Аксинье.

Сильн х-ром, Наталья долго мирилась с полож нелюб жены и еще надеялась на лучшую долю. Она проклинает и любит Григ бесконечно. Она все же обрела свое женск счастье. Благод терпен и вере, Нат удалось восстанов семью, вернуть согласие и любовь. Она род двойню: сына и дочь, и оказ столь же любящ, предан и заботл матерью, какой была женой. Несмотря на все зло, кот ей причинил Григ, она наход в себе силы простить его.

Жена Пантелея Мелех – Василиса Ильинична – коренная казачка. Несладк на ее долю выпала жизнь. Именно она больше всего страдала от вспыльч х-ра мужа, но терпение и выдержка помогли ей сохр семью. Она рано постарела, страдала болезнями, но несм на это оставалась заботл, энерг хозяйкой.

  1. ^ Принцип гуманизма в романе А.А.Фадеева Разгром.

Вопросы гуманизма — уважения к человеку — интерес людей давно, т.к. касались каждого живущего на земле. Особенно остро эти вопросы поднимались в экстрем для ч-ва ситуациях, и прежде всего во время гражд войны, когда столкновение 2 идеологий поставило человеч жизнь на грань гибели, не говоря уже о таких “мелочах”, как душа, которая вообще находилась в каком-то шаге от полного разрушения.

Большое место в пов занимает опис соб, увиденное глазами Мечика — интеллигента, случайно попавшего в партиз отряд. Ему солдаты не могут простить наличия очков и собств убежд в голове, а также рукописей и фото любимой девушки в сундучке и прочих подоб вещей. Мечик никогда не удостаивается доверия. Фадеев, стремится очернить интеллигенцию в лице Мечика. Даже самые благородные его побужд он опис весьма жалкими словами и как-то слезливо, а в конце пов ставит героя в такое полож, что сумбурные д-ия Мечика принимают вид откровенного предат-ва. А все потому, что Мечик — гуманист, и моральные принципы партизан (а вернее, почти полное их отсутств) вызывают у него сомнения, он не уверен в правильности революц идеалов.

Один из самых серьезн гуманистич вопросов, рассм в лит-ре о гражд войне, — это пробл, что же отряд должен в сложной ситуации делать со своими тяжелоран бойцами: нести их, взяв с собой, подвергая весь отряд риску, бросать, оставляя на мучительную смерть, или приканчивать. Фадеев приканчивает тяжелоран, но с больш нравств мучениями героев. А несчастн интеллигент Мечик, случайно узнав о судьбе больного Фролова, бывшего ему почти другом, о принятом жест решении, пытается этому помеш. Его гуманистич убежд не позволяют ему принять убийство в такой форме. Однако попытка эта в описании Фад выгл как позорное проявление малодушия.

Возникнет еще один гуманистич вопрос: имеют ли бойцы револ право на грабеж? Разумеется, его можно также назвать заимствованием на благо пролетариата, но суть дела от этого не меняется. Партиз Левинсона отбир свинью у корейца, хотя она для него — единств надежда прожить зиму. Подобн действия вызыв противореч. С одной стороны, красноарм делают револ на благо простого народа, с др стороны, они этот же народ грабят, убивают, насилуют. Нужна ли народу такая револ?

Рисуя образ Левинсона, Фад разреш пробл пролетарского гуманизма: для спасения отряда Л не останавл перед жестокими мерами, вплоть до отрав раненого Фролова, но все его поступки, все его взаимоотн с партиз в конечном счете опред-ся подлинной любовью к ч-ку, ради кот и стремится он к торжеству револ. Пролетарский гуманизм Л еще резче оттеняется в сравн с ложным, отвлеч гуманизмом Мечика (только ограниченное себялюбие). Мечику по существу дорог только он сам, его собств личность. Защищая в теории высокие принц гуманности, он в то же время думает только о спасении своей шкуры и в рез-те предает отряд. Мечик — раб своих слабостей, Левинсон — их властелин.


  1. ^ Основные черты поэтики Д. Хармса.

Хармс (наст фам Ювачев) Даниил Иванович 1905 – 1942. Хармс-писатель сформ в 20-е г, испытав влияние Хлебн и заумника А. Труфанова, и обрел единомышл в кругу поэтов, назв себя обэриутами (от ОБЭРИУ — Объединения Реального Искусства). «Кто мы? И почему мы?.. — вопрошали они в своем манифесте. — Мы — поэты нов мироощущения и нов искусства… В своем ТВ-ве мы расшир и углубл смысл предмета и слова, но никак не разруш его.

Тв-во Д Х в 20-30-е г представляло собой ярко индивидуальное поэтич явление. Получила известность только часть его произв, предназн для детей, кот сам автор считал делом второст. Однако, работая в Детгизе, Х создал произв, кот по сей день явл эталонами детской поэз и стоят на уровне, если не выше, его взрослого тв-ва. Вместе с Чук, Марш, Маяк Х стоял у истоков сов детс поэз. Но его место на "детском Олимпе" опред недост четко. Не ученик Марш (хотя ввел его в лит-ру именно Марш), а созд юмора нов типа в детс поэз (и во взр ТВ-ве также), внесший черты нового века - интеллектуализм и тончайшую духовность - в свое детс ТВ-во. Без осмысления "взрослого" Х невозм оценка его детс ТВ-ва. В 20 в радикально изм привычные схемы мышления, картина мира была подвергн парадокс изм. Эйншт и револ опред разв-е общ-ва в целом и иск-ва в частности. "Старый реализм" подошел к опред черте, во многом исчерпав себя как сис-му изобразительных ср-в. Новаторский стиль Х - один из примеров многообр поисков "нового реализма". В юморист прозе и стихах Х соед "чистый вымысел" и алогизм ("обратность"), театральная буффонада и парадокс. Термин Бахтина "гротескный реализм" как нельзя лучше опред ТВ-во Х, ибо выдуманный, нереал мир поэта вырос на основе "народной смеховой культуры" и имеет самое непоср отнош к фольклорным небылицам, песням и сказкам.

Юмор Х философичен и созерцателен, он напр не на отд «-« явл действ-ти, а на ситуацию мира в целом. Разрушая сложивш в нашем созн картину "официального", общепринятого мира, вскрывая его несообразности, Х решал великую созидательную задачу: обнажал правду, печально и горько смеясь, указывал на истину.

Стихи Х можно пропеть, протанцевать, сыграть. Поэт восп нестанд, творческое "я" в кажд ребенке. К его трад, начиная с 60-х г, постеп возвр многие детские поэты (Заход, Э. Мошковская, И. Токмакова, О. Дриз и др.).

  1. ^ Поэзия Луговского.Влади́мир Алекса́ндрович Луговско́й (1901 - 1957) — рус сов поэт.Род в семье учителя, препод рус лит-ру в гимн; мать была певицей. Писать стихи он начал курсантом школы Всевобуча, но впервые напечатался в 1924 г. В 1926 г. вышел сборник «Сполохи». Был членом группы конструктивистов, с формальной точки зрения разрабатывал новый размер — тактовик и создал один из наиб известных его образцов — посвящ Гражд войне «Перекоп» («Такая была ночь, что ни ветер гулевой…»). Тогда же в его стихи вошла тема границы, пограничников. В его стихах отраз многократные путеш. Одно из самых известных его стих — «Итак, начинается песня о ветре…» «Слово „ветер“ в моих стихах, — писал поэт, — стало для меня синонимом револ, вечного движения вперёд, бодрой радости и силы». В 1930 вступил в РАПП, стал членом редколлегии журнала «ЛОКАФ».

Опубл постановл правления СП СССР, в кот некот его стихи осужд как политически вредные. Луговской был вынужден принести публичное покаяние, но публикации его были затруднены, а творческий кризис затянулся до середины 50-х.

Свободная структура эпического повествования, белый стих характерны для творчества Луговского: не следование хронологии, но выстраивание мозаичных рядов, не реалистическое отражение конкретных процессов, но абстракция, рефлексия, метафорическая ассоциативность и исповеднический пафос. Иногда звучит глубокое отчаяние, как, например, в стихотворении «Жестокое пробуждение», которое подвергалось нападкам в 1937, но преобладают во всем творчестве Луговского оптимистические тона и страстная вера в «счастье для всех».

  1. Поэзия В. Инбер. Вера Инбер родилась в 1890 году в Одессе. Её отец, был владельцем типогр и одним из руков науч изд-ва. Мать её, была учит рус язъ и зав казённым еврейск девичьим учил. В их семье жил и воспитывался Лев Троцкий в пору своей учёбы в Одессе.

Вера Инбер краткое время посещала ист-филол фак-т на Высших женских курсах. Первая публ появ в одесских газетах в 1910 году («Севильские дамы»). В ранних 20-х г, как и многие др поэты, принадл к литерат группе, в её случае, к «Литературному центру конструктивистов». В 1920-е годы работала журналистом, писала прозу и очерки, ездила по стране и за рубеж Проведя 3года в блокадном Ленингр во время ВОВ, Инбер отобразила жизнь и борьбу жителей в стихах и прозе. В 1946 году получила Сталинскую премию 2-й степени за блокадную поэму «Пулковский меридиан» и книгу «Почти три года». Награждена тремя орденами и медалями. Переводила поэтические произведения Тараса Шевченко и Максима Рыльского с украинского. Инбер начинала как одарённая поэтесса, но растеряла свой талант в попытках приспособиться к системе. Её безыскусно рифмованные стихи порождены рассудком, а не сердцем; ее стихи о Пушкине, Ленине и Сталине носят повеств х-р. Отличительными особенностями поэм Инбер, посвящённых актуальным темам советской действительности, являются однообразие, растянутость; они далеко не оригинальны.

  1. «Новый человек» в произведениях М. Зощенко (Рассказы «Новый человек», «Баня», «Нервные люди», «Аристократка»). Значит место в тв-ве З. заним рассказы, в кот писатель непосредств отклик на реал событ дня. Наиболее еизвестные среди них: … З. писал неизвестным лит-ре, а потому не имевшим своего правоп языком. За годы, провед в гуще бедн людей, он сумел проникнуть в тайну их разгов конструкции, с х-ными для нее вульгаризмами, неправ грам ф-ми и синт констр сумел перенять интон их речи, их выр-я, обороты, словечки. Но З - писатель не только комического слога, но и комич полож. Комичен не только его язык, но и место, где разворач история очередного рас: поминки, коммунальная квартира, больница – всё такое знакомое, своё, житейски привычное. И сама история: драка в ком квартире из-за дефицитного ёжика.

Герой З – обыватель, ч-к с убогой моралью и примитивным взглядом на жизнь. Этот обыватель олицетворял собой целый человеч пласт тогдашней Рос. Зощенко же во многих своих произв пытался подчеркнуть, что этот обыватель зачастую тратил все свои силы на борьбу с разного рода мелкими житейскими неуряд, вместо того, чтобы что-то реально сделать на благо общ-а. Но писатель высмеивал не самого ч-а, а обывательские черты в нём. Своими рассказами З как бы призывал не бороться с людьми, носителями обывательских черт, а помогать им от этих черт избавл.

Так, герой "Аристократки" (1923) увлекся одной особой в фильдекосовых чулках и шляпке. Пока он наведывался в квартиру, а затем гулял по улице, испытывая неудобство оттого, что приходилось принимать даму под руку, все было относительно благоп. Но стоило герою пригл арист в театр, "она и развернула свою идеологию во всем объеме". Увидев в антракте пирожные, арист "подходит развратной походкой к блюду и цоп с кремом и жрет". Дама съела три пирожных и тянется за четвертым. "Тут ударила мне кровь в голову. - Ложи, - говорю, - взад!" После кульмин событ развертя лавинообразно, вовлекая в свою орбиту все большее число действ лиц. Как правило, в первой полов зощенковской новеллы представлены один-два, много - три персонажа. И только тогда, когда разв-е сюжета проходит высшую точку, когда возн потребность и необх-ть типизировать описываемое явление, сатирически его заострить, появляется более или менее выписанная группа людей, порою толпа. Так и в "Аристократке". Чем ближе к финалу, тем большее число лиц выводит автор на сцену. Сперва возникает фигура буфетчика, который на все доводы героя, жарко доказыв, что съедено только 3 штуки, т.к. четвертое пирожное находится на блюде. - Нету, - отвечает, - хотя оно и в блюде находится, но надкус на ём сделан и пальцем смято".Тут и любители-эксперты, одни из кот "говорят - надкус сделан, другие - нету". И, наконец, привлеч скандалом толпа, кот смеется при виде незадачливого театрала, судорожно выворачив на ее глазах карманы со всевозможным барахлом.

В финале опять остаются только два действ лица, окончательно выясняющих свои отношения. Диалогом между оскорбленной дамой и недовольным ее поведением героем завершается рассказ.


  1. ^ Творчество А.Платонова 20-х годов «Песчаная учительница».

Андрей Платонович Климентов. Как поэт он предст единств книгой "Голубая глубина", потом наступил период журналистики и публиц (к 10-х - сер 20-х годов), одновр Плат выступил как автор рассказов (за рассказ "Бучило" получ прем в 1923 г.); много творч сил отдано П фантастическим произв (наиб значит - повесть "Эфирный тракт"). В классической манере описана ист реал и раскр осн образы в пов "Епифанские шлюзы". Казалось бы, найден собств стиль, свой путь в прозе. Но параллельно П созд ориг сатирич пов "Город Градов", и писатель предстает в нов кач-ве, его сатира углубл, доходит до гротеска в рассказе "Усомнившийся Макар". К к 20-х г П - автор 3 сб прозы: "Епифанские шлюзы" (1927), "Сокров человек" (1928) и "Происх мастера" (1929). Одновр с ярко выраженной сатирой он пишет произв, в кот сохр элементы сатиры, но больше безысходного трагизма (роман "Чевенгур", повесть "Котлован").

^ Песчаная учительница. 1927 Носителями «идеи жизни» в рас и пов П выступают одержимые, во многом наивные, порой странные и чудаковатые, но одухотв люди, мастера своего дела, натуры творческие, беспокойные, самостоятельно мыслящие, верующие и сомневающиеся, отстаивающие свое человеческое достоинство даже в трудных жизн услов («Сокровенный человек», «Песчаная учительница», «В прекрасном и яростном мире» и др.). Прототипом гл героини этого рассказа стала жена писат, сельская учит М.А.Кашинцева.

В рассказе П “Песчаная учительница” повеств о жизни мол уч, принадл поколению честных, целеустр, верящих в светлое будущее людей, настоящих энтузиастов своего дела, стремящихся преобр мир и посвятить себя строит-ву нов жизни, нов отнош между людьми, между народами в эпоху ликвидации неграмотности.

Событ рассказа происх в пустыне. По мнению западноевроп ученого, знатока символов Кэрола, в пустыне чел-к проявл свои самые сильные качества. Иисус Христос, согласно библ преданию, уходил в пустыню на сорок дней без еды и питья, чтобы укрепить свой дух.

Поступок героини заключается в том что она отдала свои мол годы и всю жизнь на служение людям, добровольно отказавшись от личного счастья.


  1. ^ Изображение гражданской войны в романе Г. Газданова «Вечер у Клэр».

Первые две книги "Тихого Дона" были опубл в журн "Октябрь" в 1928 г, в это же время в эмиграции вых первые рассказы Газданова, он пишет роман "Вечер у Клэр" (ром вых в 1929 г).

Смерти, катастрофы, револ и гражд война в мире газдановского романа оказались соизмеримы с юношеской любовью, отношениями с учителями, созерцанием повисшего на тонкой ниточке в осеннем лесу паучка.

У Г. Гражд война законченная т.к. он в эмиграции, в отличии от Шолохова кот был свидетелем продолж гражд войны.

Гл герой не социальный тип или х-р, а тип психологический. Газдановские детство — отрочество — юность становятся исследованием не внешн, окружающей героя реал, а феноменологии его сознания, его (.), взгляда на мир. Другие перс “Вечера у Клэр” даны лишь в проц их осознания центральным персонажем. Они — шахматные фигурки на доске непонятной и непонятой реальности.

Доминанта газдановского персонажа — в преобл внутр над вн. Поэтому для него книги станов большими событ, чем реал потрясения, и он никак не может ощутить подлинность своего существ. Первым рубежом его жизни станов родная смерть (отец). Его отрочеством становится кадетский корпус. Цепочка смертей на внеш пов-ти жизни — старшей сестры, отца, другой сестры — трансформируется в глубине сознания в странный апокалиптический пейзаж.

“Напис от первого лица, роман-воспоминание в своб повествовательной манере дает живой портрет молод поколения эпохи гражд войны.” (Ст. Никоненко).

Газдановский герой, не “типический представитель”. И гражд война в ром какая-то странная — совсем не похожая не только на войну из учебников, но и на ее бабелевский, толстовский (“Хождения по мукам”), шолоховский или фадеевский образ.

Здесь на войну уход не убежд идейный борец, а мальчишка-идеалист, импульсивно встающий на сторону неправых, но побеждаемых.

Главные слова о рус истории и соврем Газданов предоставляет произнести дяде Виталию, старому пессимисту с даром угадывания, скептику и романтику, рыцарю чести (давшему пощечину команд полка за его отказ драться на дуэли и 5 лет просидевшему в крепости). “Впрочем, — продолжает он, — ты все равно окажешься в дураках, — даже если будешь знать настоящую историю”. Я хотел знать, что такое война. Я поступал в бел армию потому, что наход на ее террит. Такой ракурс изобр гражд войны оказ совершенно неожид. Разбитые снар станции, ежедн смерть на фронте и тыловой разгул увидены не трагич взглядом участника с какой-то стороны баррикады и даже не взглядом ч-ка, мучительно ищущего третью правду и спокойный угол (как шолоховский герой), но — постороннего, психологического инопланетянина, по-прежнему существующего в мертвом пространстве сознания, хотя физически его тело перемещается в бронепоезде по полям оставляемого Врангелем острова Крым. Его участие в войне — не идеологич жест, а продолж психологич эксперим над собой. Газдановская война заверш отплытием парох в неизвестность на фоне пылающего города.


  1. ^ Произведение М.Горьк «Васса Железнова». Фильм и книга.

Пьеса напис в 1935 г в рез сильн перераб одноим пъесы 1910г. Весной МХАТ обрат к Г с предлож включить в реперт доревол пьесу, при этом внести в нее некот добавления диктуемые действительностью (обострил тему классовой борьбы). В рез получ заново напис произв.

Истоки пьесы в набл писат над жизнью рус купеч-ва Самары, Тулы, Перми и Новгорода. Г показ истор одной купеч семьи причем ист перелом в Рос рубежа веков совп со сменой купеч поколений. Центр фиг явл Васса – сложн и неоднозн женск образ.

Повеств о героине сложной судьбы — владелице парох компании, о распаде большой семьи. По легенде, прототипом гл героини пьесы стала вдова нижегородского пароходчика и домовладельца купчиха Кашина (в ННовг её дом сохранился в перестроенном виде).

Пьеса рассказ о жизни Вассы, богатой судовлад. Размеренное теч жизни Вассы наруш неожид приезд из-за границы невестки Рашель. Сын Вассы, Федор, тяжело болен и умирает за границей. Рашель приех забрать сына Николая, кот живет с Вассой. Внук Коля - надежда Вассы, её осн наследник, именно ему она соб-ся передать компанию. Рашель - революционерка, её разыск полиция. Васса угрож Рашель выдачей жандармам в обмен на отказ от притязаний на Колю. Пытаясь спасти честь семьи, Васса идет на прест и отравляет своего мужа, замеш в совращ несоверш девочки. Сергею Петровичу грозила каторга, кот несмываемым пятном легла бы на репутацию Вассы. С этого мом семья и жизнь Вассы нач рушиться. Становится извест о беремен горничн Лизы от брата Вассы, Прохора Борисовича. Не выд позора, Лиза кончает с собой, повесившись в бане. Васса, несмотря на силу своего х-ра, глубоко страдает. Она люб своих детей, но сознает, что её дети - неудачники. Федор умир, Наталья спив, Людмила не от мира сего. Васса неож умирает. Её смерть приним семьей равнод, и только дочь Людмила оплакивает мать.

По пьесе было снято неск фильмов, в том числе и заруб. В 1953 году пьеса была экраниз режис Леонидом Луковым. В фильме снялись звезды сов кино Михаил Жаров и Вера Пашенная.


  1. ^ Неоромантизм. М.Горьк «Старуха Изергиль».

НЕОРОМ в общем смысле слова может быть определен как возрожд в к XIX и н XX века лит настроений первой четверти и половины XIX века в Европе. На формир неором оказала значит влияние филос Ницше и Шопенгауэра, поэтому в центре неором произв часто стоит личность особой силы.

Среди ярких предст неором в Рос — ранний Максим Горький, Николай Гумилёв, Александр Грин.

Для ром произв Г х-ны след черты: тип героя – резко выд из окр среды, он отвержен, одинок, противоп миру обыд реальности (Сокол Уж), абстрактно красив (герои Горького не наделены развернутыми портр и психологич х-ками), горд,независим; этот герой готов поспорить с самой судьбой, отстаивая свое право на свободу; традиц выбор темы вольнолюб (свободы личности), поэтизация; автор использует образы-симв, традиционные в тВ-ве романтиков, — море, степь, небо, ветер, сокол (буревестник)); герои действ не в реал, ав вымышл мире (писатель обращ к легенде, сказке, были — фолькл материалу); особую роль играет пейзаж, выступая одновр и фоном и героем повеств (легенда о Данко, «Старуха Изергиль»); исп особ изобр ср-в: гиперб (в опис чувств, мыслей, поступков, портрета), эпит, метаф, сравн, олиц.; часто встреч обрамляющая композ (рассказ в рассказе). Такая композ повеств подчинена одной цели: возМоЖно более полному воссозд образа главного героя; помимо рассказчика (старуха Изергиль, Макар Чудра) введен также образ проходящего, слушателя (образ повествователя). Этот образ необх для выр авт позиц.

Рассказ был напеч в Самарской газете», где Г получил место постоянного сотрудника. Идейно и темат это произв близко рассказу «Макар Чудра». Но, по сравнению с предыд рас, «Старуха» является более сложн произв. Писатель здесь усложнил композ. Он исп двойное обрамл. В кач-ве первой «рамки» традиционно выст Морс пейзаж. На его фоне выд образ гл гер — старой цыг Изер, кот рассказ случайн слушателю (образ повествователя) историю своей жизни. Ей свойственны бескомпромиссность, СтремлеНие к личн свободе, восхищение сильн личностями, и вставленные в ее рассказ Легенды (о гордеце Ларре, о Данко), помимо того, что вып f второй «рамки», позволяют глубже понять и осмысл жизн позиц гл гер.

В первой Легенде расск об антигерое, —Ларре, который, будучи сыном орла и Смертной женщ, исполнен презр к людям, их закон, их образу жизни. Легко Идет на преступл убийство отказавшей ему девушки, За это он отвержен человеч общ-вом, изгнан из среды людей. Во второй легенде предст иной герой, Данко. Он, в отличие от Ларры, личность героич. Вся его короткая жизнь отдана людям. Легенды о Ларре и Данко условны, они нужны для того, чтобы проясн мировоз гл гер и (.) автора. Центр место в произв занимает все же рассказ самой Изер о своей жизни, Это история встреч и расставаний, непродолжит романов, кот не оставляют заметного следа в душе героини.


  1. ^ Философская пьеса М.Горьк «На дне».

Г в драматургии выступил как новатор, поставив важный филос вопрос о ч-ке, о его месте, роли в жизни, о том, что для него важно. "Что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?". Перс пьесы ранее принадл к разным слоям общ-ва, но сейчас всех их объед одно - их настоящ, бесперспективность, неспособность изм свою судьбу, да и нежелание это сделать, пассивн отнош к жизни. На первых порах от них отличается Клещ, но после смерти Анны и он станов таким же - он утрач надежду вырв отсюда. Различное происх опред повед, речь героев. Речь Актера сод цитаты из лит произв. Речь бывшего интел Сатина насыщ инояз словами. Слышится негромкая, неторопл, успокаив речь Луки. В пьесе мн-тво разл конфл, сюж линий. Это отнош Пепла, Василисы, Наташи и Костылева; Барона и Насти; Клеща и Анны. Мы видим трагич судьбы Бубнова, Актера, Сатина, Алешки. Но все эти линии идут как бы параллельно, нет общего, стержневого конфл между героями. В

пьесе мы можем набл конфликт в созн людей, конфл с обстоятельствами - это было необычно для русского зрителя.

В основе пьесы лежит идеологич конфл. В ней противопост различные взгляды на ч-ка, на правду и ложь жизни, на мнимый и подлинный гуманизм. В обсуждении этих больших вопросов в той иной мере принимают участие почти все ночлежники. Для горьковской драматургии характерны диалоги-споры, раскрывающие социальные, философские и эстетические позиции персонажей.

Споры о ч-ке ведутся между обитат ночлежки на протяж всей пьесы, но обостр они в связи с исчезн странника Луки. Оценка личности Луки и его роли в жизни ночлежников неоднозн. С одной стороны: «Хороший был старичок!» (Настя); «Он жалостливый был» (Клещ); «Старик хорош был… закон душе имел!.. Не обижайте человека – вот закон» (Татарин); «Человек – вот правда… Он это понимал…» (Сатин). С другой стороны: «Старик-шарлатан» (Барон); «Правды он… не любил, старик-то…» (Клещ) и т.д.

Обе эти (.) правильны. Сущность позиции Луки раскр в двух притчах. Первая – это рассказ странника о том, как он пожалел двух грабителей, замышл уб-во, накормил и обогрел их, то есть на зло ответил добр. В притче о «праведной земле» ставится вопрос о том, что важнее для ч-ка - правда или надежда. Лука считает, что, пусть и лживая, но надежда.

«Лгал из жалости к вам», - говорит о герое Сатин. Эта ложь давала людям силы жить, сопрот судьбе и надеяться на лучшее. Когда же обман раскр, реал жизнь ужаснула Актера – и он повесился, Настя впала в отчаяние, Васька Пепел попал в тюрьму при первой же попытке изменить свою судьбу.

Т.о., философия Луки включает в себя и христианское долготерпение, и чуткость к чужому страданию, и трезвый реализм. Это одна из точек зрения в споре о человеке – «ложь во спасение». Ей верят слабые, впечатлительные люди, как верят они в «золотые сны». Это Актер, Пепел, Настя. Тем же, кто находит опору в себе самом, не нужны ни жалость, ни успокоительная ложь.


  1. ^ Произведение Андреева «Рассказ о семи повешенных».

В период реакции А создал ряд произв, в той или иной мере относ к теме револ 1905 г. Большой общественный резонанс вызвал «Рассказ о семи повешенных» (1908), кот расценивался в демокр кругах как страстный протест против расправ царизма, над революционерами. Андреев с удовлетворением отмечал, что над рассказом работал в ту же пору, когда Л. Толстой «писал свое «Не могу молчать» Можно считать, что «Рассказ о семи повешенных» написан под возд гуманистич идей Л. Толс, не случ автор посвят его вел гуманисту.

В «Рассказе» глубоко раскрыта психология приговоренных к смерт казни пятерых террористов, обвинявш в попытке покушен на министра. Вместе с ними идут на виселицу батрак-эстонец Янсон, убивший своего хозяина, и орловский мужик, грабитель и убийца Мишка Цыганок. А соед этих людей по принципу — «перед смертью все равны», поэтому его не интерес политич и прочие взгляды осужд. Прибегнув к излюбл приему контраста, А показывает неуемный страх министра перед революционерами, его духовн и физич дряблость. Приговоренные же к казни террористы — люди смелые и мужеств, юные, влюбл в жизнь. Особую любовь вызывает прекрасный юноша Сергей Головин, у кот даже мрачная тюремная обстан не убила «радость жизни и весны», а также отличающ беспредельн любовью к людям Таня Ковальчук. Они поддерж малодушных Василия Каширина и Янсона, покоряют своей тверд даже видавшего виды Цыганка.

После поражения в России революции 1905-1907 гг. наиболее активизировались представители партий социалистов-революционеров (эсеров), считавшие основным тактическим средством борьбы против царизма индивидуальный террор. С большим размахом действовала группа, носившая название «Летучий боевой отряд Северной области» (ЛБОСО). Члены ЛБОСО вооруженные бомбами и револьв, отправ на террорист акт против министра юстиции Щегловитова и великого князя Николая Николаевича. Полиция расставила террористам ловушку, в помещении тюрьмы Петропавловской крепости состоялся военно-окружной суд. Приговор его был суров: всех семерых участников боевого отряда приговорили к повешению. Казнь через повешение, в том числе трех женщин, была совершена рано утром на Лисьем Носу, на берегу Финского залива, трупы казненных были сброшены в море. Их казнь и послужила материалом к повести Л. Андреева «Рассказ о семи повешенных», хотя писатель изобразил в рассказе лишь пятерых революционеров. «Рассказ о семи повешенных», написанный по горячим следам этого события прозвучал в свое время как горячий протест против смертной казни.


  1. ^ Роман-антиутопия Е.Замят «Мы».

С оконч револ совпало вступл Зам в самост творч жизнь. Началом его пути стала пов “Уездное”, появ в 1913 г. Она ознамен приход в р л-ру большого мастера.

Самое круп произв писателя послеокт времени стало и самым “фантаст”. Роман “Мы”, нап в 1921 г, это наиб яркое воплощ жанра антиутоп в рус лит-ре. Основополож этого жанра стал Томас МУР, автор книги «утопия». Этот жанр предпол разверн опис обществ, госуд и частной жизни вообр страны, мир антиутопий во многом схож с миром утопий – он также идеален и рационалистически выверен. Но акцент антиут делает не столько на устр-ве общ-ва, сколько на ч-ке, кот в этом общ-ве живет. Там возн конфл м.д. человеч личн и бесчеловечн обществ укладом, конфликт, резко противопоставляющий антиут бесконфликтной, описательной утопии.

Страна, изобр в ром «Мы», обнесена Зелёной Стеной. Страна искусств счастья напом замкнутый, отгороженный от всей вселенной остров. Общ-во, изобр в ром, достигло материального сов-ва и остановилось в своём разв, погрузившись в сост духовной и соц энтропии.

Действ ром, перенес на неск столет вперёд, происх в некоем Едином Государстве, укрытом от «дикого» простр-ва Зелёной Стеной, отлитой из «самого незыблемого, вечного стекла.

В ЕГ воцарилось всеобщее «математич безошиб счастье». Его обеспеч само ЕГ. Но счастье, кот оно даёт людям, - лишь материальное, а главное - в общих, одинак и обязат для всех ф-х. Каждый получает сытость, покой, занятие по способностям, полное удовлетв всех физ потребн - и ради этого должен отказ от всего, что отлич его от др: от живых чувств, собств стремлений, естеств привязанностей и собств побуждений. Словом от собств лич-ти. Само понятие «ч-к» заменено понятием «нумера», и золот бляхи с присвоенными № кажд носит на груди. Человеч жизнь перестала быть высшей ценностью, о чём свидет также эпизод испытания Интеграла: десять №, погибш при испыт, повествователь назыв бесконечно малой третьего порядка. Матер пробл были решены в ходе Двухсотлетней войны. Что касается духов запросов, то гос-во пошло не по пути их удовлетв, а по пути их подавл, огранич. Первым шагом было введ сексуальн закона, кот свёл великое чувство человеч любви к «приятно - полезной f орг-ма». На первой стр ром появл образ, кот станет в нём центр и обретёт особый символич смысл. Это образ Интеграла. И - важная деталь, принадлежащ научно-фантастич плану замятинского произв. Ром «Мы» можно назвать романом-предостережением. Предост против такого будущего, каким оно станет, если всё пойдёт так, как началось. Эти опас писат имели под собой серьёзн основания. Революционное общ-во действительно было готово отвергнуть всю общечеловеч к-ру, мораль и психолог именно как индивидуалистические.

Изобр далекое будущ 31в. На земле счастье с (.) гос-ва, матер изобилие, сытость высок ур-нь науки и техники. МЫ - записи, кот ведет глав. герой D503,форма дневниковых записок возникает диалог с будущ. Главн герой пишет дневник не из внутр.потребн.,а исходя из потребн гос-ва,отражает коллект.сознание.D503-строитель интеграла-космич.корабль выс.уровня.Все жители живут по законам «массовой скрижали».Праздник-день единогласия-выбора.все воспринм. Такую жизнь как должное.Мотив машины-важная хар-ка гос-ва,маханистич.искусствен.происх гос-ва.Образ Зеленой стены-символ крайнего упрощения жизни,отторжение от мира природы.Нет парков,небо стерильно.Образ бесчеловеч.города.Город-механизир.монстр.Литер. творч-во-обязанность;иск-во не связано с миромличности.Поэзия-гос.служба,полезность.Поэты творят в опред часы и на опред темы.Образ D503-противоречивый и трагический.Сознание D503 раздваивается чувс-во и долг.В центре романа-любовь D503 к I330.Для глав героя любовь к I330,появл душа.Она любит его за что-то.Он вней разочаров-ся,когда находит розовые талоны с другим номером.Он соглаш-ся на операцию по удалению души и окончат-но сливается с МЫ.Она же подвергается пыткам.Роман –предостережение против любых форм диктатуры. В ром есть еще одна тема, созвучная сегодн дню. Это эколог тема. “Антиобщ-во”, изобр в книге, несет гибель естеству жизни, изолируя чел-во от природы. Автор мечтает выгнать “обросших цифрами” людей “в леса, чтобы они научились там у птиц, цветов, солнца”. Только это, по мнению автора, может восстановить сущность ч-ка. 


  1. Гражданская война в произведениях М.Булг («Дни Турбинных», «Бег», «Белая гвардия»).

Б. одним из первых в сов лит-ре поставил вопрос о судьбах интел. Наибо последов он прозвуч в его драматург. Обращ к театру не было случ. Писатель стрем-ся выск, но его произв не печат по идеологич соображ, и драматургия осталась для него единств ср-вом живого диалога с читат-зрителем. Созд писат пьесы разнообр и по проблематике, и по ф-е. Внач он обращ к трад для 1920-х г теме револ и гражд войны. «ДТ», поставлена в 1926 г. МХАТом. Центр фигурой пьесы станов полковн Алексей Турбин. Такие люди, как он, составляли гордость старой рус армии, цвет военной интел. Осознав обреченность белого движения, его антинародность, он пережив духовный кризис. Турбин пока не может перестроиться, чтобы идти работать к большев, а поэтому предпоч смерть, спасая жизнь двумстам юнкерам и студентам. С одной стороны, смерть команд дивизиона гетманской армии полковн Т закономерна, поскольку символиз крушение иллюзий последних защитников «белого дела». Но в то же время гибель честного рус офицера поистине трагична. Практически он сов самоуб. Выявленная Булг двойственность позиции Т отражает противореч времени. Работая над пьесой, Булг счел возможным объед черты, свойств в романе полковн Най-Турсу, полковн Малышеву и д-ру Алексею Т, в одном образе полковн Алексея Т. Писатель трижды обращ к сюжету о жизни семьи Т, каждый раз меняя назв произв-ий. В пьесе писатель углубил некот х-ры и изменил идейные и психолог акценты. Тальберг обрисован как предатель, спасающийся «крысьей побежкой». Он олицетв подлость, вероломство, крайнюю бесчелов-ть. Конкр образ постеп стано-ся символом старого мира, кот неизбежно должен погибнуть и отраж происходящее в стране. Основн в пьесе станов прием контраста. «+» герои получают более пространную х-ку, деятели «белой армии» описаны как «штабная орава». С появл Лариосика и Шервинского в пьесу вторгается водевильное начало. Сложное переплетение трагич и комич черт просл-ся в судьбах Николки и Мышлаевского.











Скачать 377,76 Kb.
оставить комментарий
Дата15.10.2011
Размер377,76 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх