1 сентября 110 лет со дня рождения А. Платонова (1899-1951), русского писателя, драматурга Андрей Платонович Платонов (настоящее имя Андрей Платонович Климе icon

1 сентября 110 лет со дня рождения А. Платонова (1899-1951), русского писателя, драматурга Андрей Платонович Платонов (настоящее имя Андрей Платонович Климе



Смотрите также:
НовАндрей Платонович (настоящее имя: Климентов Андрей Платонович) 1899 1951...
Платонов Андрей Платонович (наст. Фам. Климентов (16.(28). 8, Воронеж 1951, Москва)...
2 сентября 105 лет со дня рождения александра петровича казанцева (1906–2002)...
Андрея Платонова «Неизвестный цветок»...
Андрей платонов и его эпоха...
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре...
Андрей Платонов Чевенгур Андрей Платонов Чевенгур...
Доклад на международной конференции «Андрей Рублев и мир русской культуры: к 650-летию со дня...
1 апреля – 200 лет со дня рождения Н. Гоголя (1809-1852), русского писателя, драматурга, критика...
Гастроэнтерологии Научно-практическая конференция с международным участием...
Госдума РФ мониторинг сми 12 сентября 2006 г...
Олег платонов почему погибнет америка...



скачать
СЕНТЯБРЬ 2009


1 сентября - 110 лет со дня рождения А. Платонова (1899-1951), русского писателя, драматурга


Андрей Платонович Платонов (настоящее имя – Андрей Платонович Климентов) - прозаик, публицист, литературный критик.

Родился 20 августа (1 сентября) 1899 в Воронеже в семье слесаря железнодорожных мастерских.

1906-14 – Платонов учится в церковно-приходской школе.

1914 – в пятнадцать лет как старший в многодетной семье (11 детей) вынужден бросить учебу и пойти работать (помощником машиниста, литейщиком на трубном заводе, в паровозоремонтных мастерских). Участвует в гражданской войне.

1921 - выходит публицистическая книга Платонова "Электрификация".

1922 – сборник стихов "Голубая глубина".

1918-24 – учится в Воронежском политехническом институте.

1923-26 – работает губернским мелиоратором, руководит строительством воронежской электростанции, позже занимается журналистикой, сотрудничает в редакции воронежских газет и журналов.

1927 – созданы повести «Эфирный тракт», «Епифанские шлюзы», «Город Градов»,

статьи по вопросам землепользования в России, философские эссе об искусстве, религии, науке. В этом же году выходит книга повестей и рассказов «Епифанские шлюзы».

1929 – издана книга «Сокровенный человек».

1931 – публикация повести-хроники «Впрок», признанной «клеветой на «нового человека», на ход социалистических преобразование и т.п. После публикации этой повести и некоторых других сатирических произведений Платонова перестают печатать, и он вынужден для заработка писать литературно-критические статьи под псевдонимом.

В 30-е годы Платонов пишет "Мусорный ветер", "Котлован", "Ювенильное море", "Фро", "Высокое напряжение", "Пушкин в лицее", повесть "Река Потудань" (1937).

1931-1935 – Платонов работает старшим инженером-конструктором в Республиканском тресте по производству мер и весов при Наркомате тяжелой промышленности СССР.

1934 – в связи с подготовкой к I Съезду советский писателей Платонов в составе группы писателей едет в Туркменистан. Итогом поездки становятся повесть «Джан», рассказ «Такыр», статьи, сценарии. Только рассказ «Такыр» будет опубликован при жизни Платонова. На съезде писателей его имя даже не упоминается.

1937 – выходит книга рассказов «Река Потудань» (первая книга после долгого перерыва).

1938 – арестован единственный сын Платонова, пятнадцатилетний школьник (освобожден в 1941 году).

1942-1945 – в годы Великой Отечественной войны Платонов – специальный корреспондент газеты "Красная Звезда". За это время выходит четыре книги Платонова: «Одухотворенные люди», 1942, «Рассказы о Родине», 1943, «Броня», 1943, «В сторону заката солнца», 1945.

1947 – после запрета издания книги «Вся жизнь» Платонову удается напечатать только две книги сказок: «Башкирские народные сказки», 1947; «Волшебное кольцо. Русские сказки», 1949.

5 января 1951 – Андрей Платонович Платонов умер.

До конца 80-х годов XX века у себя на родине Платонов как писатель остается практически неизвестным. Его основные произведения – романы «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море» – будут опубликованы в России лишь с началом перестройки.


  • 1. 500 сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс сред.школы.- М. :  АСТ: Астрель, 2007 :  16570 р.  83.3(2Рос=Рус) А242-1

2.   Васильев, В.В.  Андрей Платонов /  В.В.Васильев.- М. :  Современник, 1990.-( Б-ка "Любителям российской словесности")  83.3Р7 51553-1

3.   Мушинская, Т.Ф.  Русская литература XX века /  Т.Ф.Мушинская.- Мн. : Юнипресс, 2003 :  6070 р.  83.3(2Рос=Рус)я7 А242-1

4.   Сочинения. Русская литература 1917-1945 /  Авт.-сост.С.М.Шведов.- Мн. :  Книжный Дом, 2005 :  2832 р.  83.3Р7 А242-1

5.   Сочинения. Русская литература 1945-1991 /  Авт.-сост.С.М.Шведов.- Мн. :  Книжный Дом, 2005 :  2832 р.  83.3Р7 А242-1

6.   Чалмаев, В.А.  Андрей Платонов /  В.А.Чалмаев.- М. : Сов. писатель, 1989  83.3(2Рос=Рус)6 48049-1


  • 1. Алимова, М.М.  "Добрый Кузя" А.Платонова / М.М.Алимова //  Литература в школе. - 2007. -  N3. -  С.38-40/

2.   Андреева, И.В.  Э.Хемингуэй... А.Платонов... В.Распутин?! / И.В.Андреева / Литература в школе. -  2005. -  N9. -  С.34-36.

3.   Анохина, Т.А.  В поисках сердца / Т.А.Анохина //  Литература в школе. -  2002. - N4. -  С.32-34.

4.   Бучугина, Т.Г.  Война и дети / Т.Г.Бучугина //  Литература в школе. -  2003. - N3. -  С.34-35ББК 74.268.3

5.   Громова, И.А.  "Нам жизнь дана, чтобы любить..." / И.А.Громова //  Литература в школе. -  2007. -    N2. -  С.44-45.

6.   Елисеева, Т.А.  А.Платонов. "Взыскание погибших / Т.А.Елисеева //  Литература в школе. -  2008. -    N4. -  С.36-39.

7.   Жукова, И.Л.  Сказки Андрея Платонова / И.Л.Жукова //  Начальная школа. -  2004. - N9. -  С.102-107.

8. Замятин, Д. Империя пространства / Д.Замятин // Вопросы философии.- 1999.- N10.- С.82-89.

9. Капшай, Н.П.  "Полнота" любви в рассказе А.Платонова "Фро". Единство личностно-ориентированного и литературоведческого подходов / Н.П.Капшай //  Народная асвета. -  2004. -  N10. -  С.27-33.

10. Колесникова, Е. Неизвестный Платонов / Е.Колесникова // Звезда.- 1999.- N8.- С.112-117.

11.   Курочкина, М.В.  "Свет в ночном окне" / М.В.Курочкина //  Литература в школе. - 2002. - N4. -  С.35.

12. Малыгина, Н.М. Путь к всеобщей гармонии / Н.М.Малыгина // Литература в школе.- 1999.- N7.- С.43-51.

13. Мезенцева, В.А. Рассказ А.П.Платонова "Корова" / В.А.Мезенцева //Литература в школе.- 1999.- N7.- С.90-93.

14. Михеев, М. Мифология вместо причинности у Андрея Платонова / М.Михеев // Вопросы философии.- 1999.- N10.- С.54-81.

15.   Науменко, Г.П.  "В сердце все человеческое богатство" / Г.П.Науменко //  Литература в школе. -  2002. -  N4. -  С.40-42.

16.   Пашинина, И.К.  "...Чтобы мир стал святым и воодушевленным" / И.К.Пашинина // Литература в школе. -  2003. -  N3. -  С.31-33.

17.   Разинкова, Н.М.  Рассказ А.П.Платонова "Усомнившийся Макар" / Н.М.Разинкова // Литература в школе. -  2008. -  N3. -  С.28-29.

18.   Рябова, Т.Н.  "Побеждай зло добром..." / Т.Н.Рябова //  Литература в школе. - 2008. -  N3. -  С.34-35.

19.   Соловей, Т.Г.  Изучение рассказа А. Платонова "Любовь к родине, или путешествие воробья" / Т.Г Соловей .//  Литература в школе. -  2002. -  N4. - С.36-39.

20.   Степанова, Н.Б.  Тема дороги в рассказе А.Платонова "Июльская гроза" / Н.Б.Степанова //  Литература в школе. -  2008. -  N4. -  С.40-41.

21.   Терентьева, Н.П.  Вечное возвращение / Н.П.Терентьева //  Литература в школе. -  2005. -  N2. -  С.32-35.

22.   Терентьева, Н.П.  На пути к "Котловану" А.Платонова / Н.П.Терентьева //  Литература в школе. -  2008. -  N6. -  С.23-27.

23. Трошкина, В. Рука об руку... / В.Трошкина // Москва.- 1999.- N9.- С.181.

24.   Хасанова, Л.И.  Роль пейзажа в рассказе А.П.Платонова "Песчаная учительница" //  Литература в школе. -  2008. -  N5. -  С.24-25.

25. Чепурная, О.Н.  Образ сердца в рассказе А.П.Платонова "Дерево Родины" / О.Чепурная //  Литература в школе. -  2008. -  N5. -  С.38-41.

26.   Шаров, В.  Меж двух революций / В.Шаров //  Знамя. -  2005. - N9. - С.174-192.

27.   Шуралёв, А.М.  Причастность к жизни / А.М.Шуралёв //  Литература в школе. -  2007. -  N12. -  С.8-11.


4 сентября - 150 лет со дня рождения Б.И.Эпимах-Шипилы (1859-1934), белорусского деятеля культуры, издателя, фольклориста, языковеда


Бронислава Эпимаха-Шипилу (1859—1934) справедливо называют патриархом белорусского Возрождения. Он принял эстафету от своего современника Франтишка Богушевича — основоположника белорусской национальной идеологии -  и посвятил себя реализации этих идей, поставив дело нашего Возрождения на практическую основу.

      Родился он в шляхетской семье в по­местье Будьковщина Лепельского уезда (теперь Полоцкий район). В 1880 году окончил Рижскую гимназию, в 1885 году - Петербургский университет, где через два года защитил кандидатскую диссерта­цию. Был высокообразованным челове­ком, учёным, в совершенстве знал более 20 языков, в том числе санскрит, латин­ский, древнегреческий. В 1891 году устро­ился на должность помощника библиоте­каря (заместителя директора) библиотеки Петербургского университета.

      Немалые собственные средства Б.Эпимах-Шипила жертвовал на издание бело­русских книг. Он был одним из основате­лей издательского товарищества "Загляне сонца і ў наша ваконца" (1906—1914 го­ды). Его петербург­ская квартира на Васильевском острове служила не только пристанищем этого товарищества, но, по существу, была цен­тром белорусской национальной жизни в тогдашней столице Российской империи.

В 1912 году Б.Эпимах-Шипила возглавил созданный им в Петербургском универси­тете Белорусский научно-литературный кружок; он был заботливым,  наставником и опекуном студентов-белорусов.
      Неизмерима заслуга Б.Эпимаха-Шипилы перед историей - как объе­динителя и воспитателя национально со­знательной молодежи. Из её среды вы­шли крупные деятели национально-осво­бодительного движения, усилиями кото­рых белорусский народ возродил свою го­сударственность. Среди них Янка Купала, Томаш Гриб, Язэп Воронка, Лявон Заяц, Бронислав Тарашкевич, Змитер Жилунович, Клавдусь Душевский.

      Будучи преподавателем Петербург­ской римско-католической духовной ака­демии, Б.Эпимах-Шипила воспитал плея­ду белорусских священников, которые на­чали возрождать национальный костёл (Александр Астромович, Адам Станкевич, Казимир Степович, Фабиан Абрантович, Винцент Гадлевский, Андрей Тикота, Виктор Шутович, Франтишек Будька, Франтишек Гринкевнч и др).

      Б.Эпимаш-Шипила является состави­телем первой хрестоматии белорусской литературы, спасшим от забытья многие произведения начинателей нашей новой письменности. Он намеревался создать и Белорусский национальный музей. С этой целью на Полотчине уже был построен дом и даже размещены некоторые экспо­наты, но пожар не дал сбыться этому за­мыслу.
      Вскоре после образования БССР, в  1924 году, Б.Эпимах-Шипила был избран действительным членом Института бело­русской культуры и, переехав в Минск, работал редактором, а затем директором Комиссии Инбелкульта по составлению словаря живого белорусского языка. Пе­редал Белорусской Академии наук свою уникальную   библиотеку -  более   5000 томов. В самом конце 20-х годов, с нача­лом большевистских репрессий против национальной интеллигенции, был вы­слан за пределы БССР. Вынужден был вернуться в Петербург, где вскоре умер в бедности, не имея даже постоянного при­станища.


^ 4 сентября - 185 лет со дня рождения А. Брукнера (1824-1896), австрийского композитора-романтика


Йозеф Антон Брукнер родился 4 сентября 1824 года в Ансфельде в Верхней Австрии.    

С раннего возраста мальчик проявил любовь к музыке. В четыре года маленький Антон подобрал на скрипке несколько церковных мелодий, чем привел в неописуемый восторг местного священника. В одиннадцать лет Антона послали на обучение к крестному Иоганну Баптисту Вайсу, школьному учителю и органисту. У высокообразованного в музыкальном отношении мастера мальчик обучался гармонии, совершенствовал свои навыки игры на органе. У Вайса Брукнер впервые попробовал импровизировать на органе. Впоследствии Антон достиг высочайшего уровня мастерства в этом жанре, восхитив всю Европу.
    Однако болезнь отца и тяжелое материальное положение семьи заставили через год Антона завершить учебу. Он взял на себя обязанности органиста и стал играть на скрипке на свадьбах и танцевальных вечерах. Еще через полгода отец умер. Со смертью отца закончилось и детство Антона. Мать упросила принять Антона в церковный хор.

    После двух лет пения в церковном хоре у Брукнера стал мутировать голос, и его взял к себе помощником монастырский органист Антон Каттингер, которого современники называли не иначе, как "Бетховеном органа". Игра органиста осталась для Брукнера одним из лучших воспоминаний молодости. Под руководством этого мастера Антон скоро стал играть на большом органе монастыря, считавшегося вторым по величине органом после собора Св. Стефана в Вене.
    Поскольку Антон хотел стать учителем, как и его предки, то его отправили на "подготовительные курсы" при Главной школе в Линце, где осенью мальчик с успехом сдал вступительные экзамены.

    Через десять месяцев он успешно сдал и выпускной экзамен. Главное же - он окунулся в музыкальную жизнь Линца. По счастливому стечению обстоятельств на подготовительных курсах преподавал знаменитый музыковед Дюрнбергер. О его книге "Элементарный учебник гармонии и гранд-баса" позднее композитор скажет: "Эта книга сделала меня тем, что я есть теперь". У Дюрнбергера он совершенствует игру на органе, знакомится с творчеством Гайдна и Моцарта.
    После выпускных экзаменов в августе 1841 года молодой Брукнер стал помощником учителя в маленьком местечке Вин-дхааг неподалеку от границы с Чехией. Через два года Антон занимает должность учителя в Кронсдорфе. Деревня была еще меньше, чем предыдущая, но рядом находился город Штирия, имевший второй по величине орган в Верхней Австрии. Еще большее значение имело знакомство и дружба с Ценетти - органистом и регентом собора еще одного городка, расположенного неподалеку - Эннса.

2 сентября Брукнер был назначен учителем в монастырскую школу Св. Флориана, где он раньше пел в хоре. Здесь Антон провел десять лет. Вскоре на свет появляется его самая известная юношеская работа Реквием ре-минор, посвященная юной и безответной любви - Алоизии Богнер.
     В 1851 году Брукнер становится постоянным органистом монастыря.
 В течение следующих десяти лет, проведенных в Линце, Брукнер интенсивно и прилежно работал. Особенно это касалось изучения теории музыки, которому он посвящал до семи часов в день, жертвуя при этом свободным от основных занятий временем и здоровьем.
     Зимой 1863 года Брукнер познакомился с музыкой Вагнера и после этого осмелился допускать в своем творчестве отступления от классической гармонии. Личное знакомство с Вагнером состоялось 18 мая 1865 года в Мюнхене во время первого представления "Тристана и Изольды". Несмотря на разницу характеров, оба были новаторами в музыке и обнаружили родство душ.

         В апреле 1869 года по случаю открытия церкви в Нанси состоялось выступление лучших органистов Европы. Успех Брукнера был ошеломляющим, и он получил приглашение выступить перед избранной публикой в Нотр-Дам де Пари. Через два года с триумфом прошли его выступления в Англии.

     Наряду с деятельностью органиста и преподавателя теории музыки Брукнер не переставал сочинять. Каждая из девяти симфоний Брукнера не похожа на другие и имеет свою неповторимую судьбу. Восьмую симфонию в обществе называли "венцом музыки XIX века".

     Композитор скончался 11 октября 1896 года, так и не закончив Девятую симфонию.


  • 85.31 Музыканты и композиторы М., 2002. - с. 83 С/б


9 сентября - 240 лет со дня рождения И. Котляревского (1769-1838), русского поэта


Котляревский Иван Петрович— известный малороссийский писатель. Дед его был дьяконом в полтавской соборной церкви, отец служил по судебному ведомству.

14 лет он поступил в полтавскую семинарию и начал писать стихи. Товарищем его по семинарии был Гнедич. По окончании курса семинарии Котляревский состоял домашним учителем в домах богатых помещиков, служил в новороссийской канцелярии, затем на военной службе и участвовал в битвах с турками.

С 1808 г. Котляревский проживал в Полтаве, в должности надзирателя в институте "воспитания детей бедных дворян". Котляревский считается отцом новой малорусской литературы. Главное его произведение: "Энеида Вергилия, перелицованная на малорусскую мову" — классическое произведение малорусской литературы по простоте и изяществу стиля и истинно-хохлацкой иронии. "Энеида" была напечатана впервые в 1798 г. (первые три песни) и затем выдержала много изданий. Полное и точное издание "Энеиды" Котляревского, без изменений в языке, сделано Волохиновым в Харькове, в 1842 г.

Наиболее распространенное издание Кулиша, 1862 г., представляет крупные переделки текста. При переделке "Энеиды" Котляревский имел в виду вышедшую в 1791 г. русскую переделку Осипова, а последний, в свою очередь, подражал немецкому писателю Блюмайеру. Еще ранее "Энеида" Вергилия подверглась сатирической переделке в Италии ("Eneide travestita", Лалли, 1633 г.) и во Франции ("Virgile travesti en vers burlesques", Скаррона). Котляревский подражал Осипову в выборе стиха и в обрисовке пьянства. Самостоятельность Котляревского обнаруживается в языке и во многих оригинальных эпизодах, написанных с большим талантом.

В 1819 г. Котляревский написал две оперетки: "Наталка Полтавка" и "Москаль Чаривник", до настоящего времени занимающие первостепенное место в малороссийском репертуаре. "Наталка Полтавка" была впервые напечатана в 1837 г., "Москаль Чаривник" — в 1841 г.


  • 1. Котляревский, И.П.  Сочинения : Пер. с укр. /  И.П.Котляревский.- Л.:  Сов. писатель, 1986.-( Б-ка поэта)  И(Укр) 35371-1

2. Краткая литературная энциклопедия. - М., 1966. - т.3.- с.775. С/б

  • 1.   Хромчанка, К.  Пачынальнік / К.Хромчанка //  Роднае слова. -  2002. -  N11. - С.29-33.



10 сентября - 80 лет со дня рождения Е. Глебова (1929- 2000), композитора


Глебов Евгений Александрович - (10 сентября 1929 года, г. Рославль Смоленской губернии - 2000 год, г. Минск). Евгений Глебов - народный артист СССР, народный артист Белоруссии, лауреат Государственной премии СССР. Во время учебы в Рославльском техникуме железнодорожного транспорта он организовал самодеятельный хор и инструментальный ансамбль, здесь же написал свою первую песню «Студенческая прощальная».
         В 1950 году мечта Глебова сбылась. Он стал студентом Белорусской государственной консерватории композиторского факультета в классе профессора, народного артиста СССР Анатолия Богатырева (также уроженца Смоленщины). Трудно приходилось студенту, который не имел достаточной музыкальной подготовки, но благодаря трудолюбию, настойчивости и целеустремленности Евгений стал одним из лучших студентов консерватории. Приходилось отказываться от многих развлечений, вести полуголодную жизнь.

       Профессор А. Богатырев по-отечески заботился о талантливом студенте-земляке, помогал ему не только в учебе, но и материально, привил Глебову любовь к народной песне, которая стала основой его творчества. Благодаря общению с выдающимися деятелями искусства Белоруссии, руководству своего учителя, Глебов стал многогранной творческой личностью.
       С 1954 по 1963 гг. Евгений Александрович преподает в Минском музыкальном училище, затем ведет класс композиции в Белорусской консерватории, одновременно являясь руководителем эстрадно-симфонического оркестра Гостелерадио БССР, музыкальным редактором «Белорусьфильма», дирижером Минского театра юного зрителя. Эта титаническая деятельность активно повлияла на его творчество. На всю жизнь у Евгения Глебова осталась любовь к детям, которая выразилась в его детских песнях, оратории «Приглашение в страну детства», многочисленных пьесах, ставших педагогическим репертуаром детских музыкальных школ.
       Однако основное творчество Евгения Глебова - это симфонические, балетные и программные сочинения. Поэма «Легенда», «Полесская сюита», баллада «Альпийская симфония», три сюиты из балета «Избранница», три сюиты из балета «Тиль Уленшпигель». Концерт для оркестра «Зов», шесть симфоний.
       Трудно назвать жанр, в котором не пробовал бы свои силы композитор Е.А.Глебов. Это лирическая опера «Твоя весна», оперетты, оратории и кантаты симфонии, произведения для симфонического и народного оркестра, хоры, камерные ансамбли, эстрадные пьесы, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам. Он автор первого белорусского балета «Мечта», балета «Альпийская баллада» по одноимённой повести В.Быкова, который был поставлен почти во всех ведущих театрах бывшего Советского Союза.

       Для своего творчества композитор использует первоклассные литературные источники, такие, как повести В. Быкова, поэма Янки Купалы «Избранница», «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, «Тиль Уленшпигель» Шарля де Костера. В музыке Глебова использовано множество народных мелодий Испании, Бельгии, Нидерландов.

       Знатоки и ценители музыки отмечают, что хореографическая условность ничуть не мешала, а скорее помогала композитору создавать в балетной музыке впечатляющие и запоминающиеся образы. Именно поэтому произведения Е.Глебова, его творчество получили такую высокую оценку современников.

       Умер Е.А.Глебов в 2000 году в расцвете творческих сил, не успев осуществить многое из своих мыслей и планов.


  • 1. 85.313(4Беи) Ауэрбах Л. Д. Белорусские композиторы. -М., 1978 Ч/з

2. Вторая симфония Е. Глебова // 85.313/2/6 Сов. муз. лит-ра. Вып. 2. - М., 1983. - с. 37 - 41 Ч

3. 85.313(4Беи) Журавлев Д. Композиторы сов. Белоруссии. - М.,1966 А К Ч

4. Творческие портреты композиторов. -М., 1989. - с. 116 - 117 Ч/з

5. 83.3(4Беи) я 2 Энцыклап. літаратуры і мастацтва Беларусі. У 5 т. Т. 2. - с. 97 - 98 Ч/з С/б


  • 1. Берасцень, С.  У пошуках свайго часу / С.Берасцень //  Полымя. -  2008. -  N1.-  С.144-150.

2. Мушынская, Т.  "Бессмяротны той, хто ў памяці жыве...! // Т.Мушынская //  Мастацтва. - 2005. -  N1. -  С.28-33.

3. Нямцова, С.  Тэатральная творчасць Яўгена Глебава / С.Нямцова //  Роднае слова. - 2005. - N11. -  С.87-90.

4. Стёпин, В.  Мудрость и музыка / В.Стёпин //  Беларуская думка. -  2007. - N7. -  С.47-54.


11 сентября - 205 лет со дня рождения А. Полежаева (1804-1838), русского поэта


Александр Иванович Полежаев – русский поэт (родился  11.09.1804 в селе Покрышкино, ныне Ромадановского района Мордовии – умер 28.01.1838г. в Москве).

Окончил Московскую губернскую гимназию, затем Московский университет. Автор знаменитой поэмы «Сашка», написанной в 1826 г., пронизанной вольнолюбивым духом, содержащей нелицеприятные характеристики царя. Был вызван к царю для чтения вслух крамольной поэмы.  «И царь враждой своей почтил…», - вспоминал поэт о встрече с Николаем І и его реакции на поэму. По решению царя А.Полежаев был направлен на армейскую службу. В 1827 г. унтер-офицер А.Полежаев был разжалован в солдаты за самовольную почти недельную отлучку, расцененную как дезертирство. Не выдержав муштры, А. Полежаев бежал из полка. За побег был сослан служить на гибельный Кавказ, в крепость Грозный. Там поэт провел почти четыре года. За боевые заслуги был произведен в унтер-офицеры и представлен к чину прапорщика, однако в последнем император отказал.

В стихах, написанных на Кавказе, А.Полежаев воспевал красоты Северного Кавказа, выступал против проводившихся там военных действий, выражал сострадание местному населению. По возвращении с Кавказа в Москву А.Полежаев с изумлением узнал, что многие его «возмутительные стихи» наизусть знает молодое литературное поколение. Широкую известность в те годы получили его поэмы  «Эрпили», «Чир-юрт», многочисленные отдельные стихи о Кавказе.

Умер А.Полежаев в солдатской больнице, но похоронили его в офицерском мундире. За месяц до смерти он был, наконец, произведен в офицеры. Литературные критики ставят лучшие поэмы и стихи  А.Полежаева в один ряд с произведениями А.Пушкина, М.Лермонтова, Г.Державина, Н.Языкова.


  • 1. Борщаговский, А.М.  Восстань из тьмы /  А.М.Борщаговский.- М. : Политиздат, 1988.-

( Пламенные революционеры).  63.3(2)47 + 83.3Р1 + Р2 43537-1

2. Голубков, Д.Н.  Недуг бытия /  Д.Н.Голубков.- М. : Сов. писатель, 1987  84(2Рос=Рус)6 38172-1

3. Писатели о писателях. Литературные портреты /  сост., вступ. ст., коммент. Д.Романенко.- М. :  Дрофа: Вече, 2003.- ( Б-ка отеч. классич. худож. лит.). :  4000 р.  83.3Р Чз46-1

4. Поэзия.- М. :  Мол. гвардия, 1984  Сб1 29183-1


12 сентября - 80 лет со дня рождения А. Матуковского (р.1929), белорусского драматурга


  • 1. 91.9:83 Беларускія пісьменнікі: Біябібліяграфічны слоўнік. У 6т. Т. 4. - М.,1994. -с. 245 С/б

2. Ганчарова - Грабоўская С. Сатырычная камедыя Матукоўскага "Мудрамер" / С.Ганчарова-Грабоўская // Бел. мова і літ-ра у школе. - 1989. -№9 . - с. 54-57

3. Лаўшук, С. Дон Кіхот з Расоншчыны / С.Лаўшук // Роднае слова.- 1999.- N9.- С.5-11

4. 83.3(4Беи) Лаўшук С.С. Сучасная бел. драматургія / Лаўшук. - Мн., 1977. - с. 106 - 167 Кн

5. 74.261.8 Шаўлоўская М. Бел. драматургія / М.Шаўлоўская. - Мн., 1981. - с. 125 Ч

.

13 сентября - 115 лет со дня рождения Ю. Тувима (1894-1953), польского поэта


Юлиан Тувим — выдающийся польский поэт XX в.

Родился и вырос в Лодзи, в мелкобуржуазной семье. Первые поэтические опыты Тувима относятся к 1911 г.

В 1916 г. Тувим поступает в Варшавский университет на отделение права. В 1918 г. выходит первый сборник его стихов — «Подстерегаю Бога». Для начального периода творчества Тувима характерны элегические и подчеркнуто интимные мотивы, однако постепенно поэт все больше открывает для себя многогранность жизни простых людей. В стихотворениях «Нужда», «Лето бедняков», «Стихи о погибшей надежде» выражено сочувствие поэта горю бедняков.

В то же время Тувим зло издевается над ограниченностью буржуа, над обывателями («Мещане», «14 июля»). Тувим много писал о задачах искусства и поэзии — «Поэзия», «Словом в кровь», «Лучше дробить булыжники».

В 30-е гг. поэт вместе с другими польскими писателями протестовал против готовящейся войны; его протест особенно сильно прозвучал в стихотворении «Простому человеку».

Тувим был не только замечательным лириком, но и сатириком, много писал для детей, талантливо переводил Пушкина, Некрасова, Маяковского и других русских поэтов. Во время Второй мировой войны Тувим жил в Америке. В 1946 г. возвратился на родину. Последние его стихотворения, написанные в Польше, — «Знамя», «Восклицание», «Политические ямбы», «С востока свет», «Дочери в Закопане» — проникнуты верой в жизнь.


  • 1.   Гомулицкий, Ю.В.  Мой Тувим / Ю.В.Гомулицкий //  Новая Польша. -  2004. - N2. - С.44-48

2.   Климовский, В.  Счастливая находка / В.Климовский //  Современная драматургия. - 2008. -  N2. -  С.218-220

3.   Тувим, Ю.  "Любовь в дожде нараспашку" / Ю.Тувим //  Иностранная литература. - 2007. -  N11. -  С.215-228


15 сентября - 220 лет со дня рождения Д. Купера (1789-1851), американского писателя


Джеймс Фенимор Купер - знаменитый американский романтический писатель. Классик историко-приключенческой литературы. Известен в основном своими романами об индейцах.

Родился 15 сентября 1789 в Бёрлингтоне, штат Нью-Джерси. Вскоре после его рождения отец, довольно богатый судья и землевладелец-квакер, один из лидеров федералистской партии, переселился в штат Нью-Йорк и основал на берегу озера Отсего посёлок Куперстаун (Cooperstown), превратившийся в городок. Несмотря на то, что во времена детства писателя жизнь там протекала сравнительно мирно, однажды этот район стал местом массового истребления индейцев. Еще мальчиком будущий писатель видел у озера Отсего колонистов и индейцев.

Получив первоначальное образование в местной школе, Купер отправился в алабамский университет, но, не окончив курса, поступил в морскую службу (1806—1811); был назначен состоять при постройке военного судна на озере Онтарио.

Позже он выразительно описал Онтарио в своем программном романе «Следопыт" («The Pathfinder»).

В 1811 женился на француженке Делане, происходившей из семьи, симпатизировавшей Англии в эпоху войны за независимость. Её влиянием объясняются те сравнительно мягкие отзывы об англичанах и английском правительстве, которые встречаются в ранних романах Купера.

По легенде, писателем Купера сделал случай. Читая однажды вслух жене какой-то роман, Купер заметил, что не трудно написать лучше. Жена поймала его на слове: чтобы не показаться хвастуном, он, в несколько недель, написал свой первый роман «Предосторожность» («Precaution»; 1820).

В своих произведениях воскрешал прошлое, придавая конкретные черты и создавая запоминающиеся литературные персонажи из американской жизни, относящиеся к тому времени.

У Купера читатель находит мифическое изображение золотого века и горечь его утраты. Если Ирвинг и другие американские писатели, включая его предшественников и последователей, "колесили" по Европе, в поисках ее преданий, замков и широких тем, Куперу удалось понять, в чем состоит основной миф Америки - в ошибочном представлении о том, что эта страна неисчерпаема, как дикая природа. В природном цикле рассматривался только акт разрушения. Дикая природа исчезала у американцев прямо на глазах, как мираж, рассеиваясь перед идущими на Запад пионерами. Именно таково основное, трагическое отношение Купера к парадоксальному разрушению дикой природы, этого нового рая, который в первую очередь и привлек в Америку колонистов.

Личный опыт позволил Куперу дать яркую картину освоения новых земель, а также живо и красочно писать на другие темы, такие как морские путешествия или столкновение людей различных культур.

В созданном Купером знаменитом литературном персонаже Натти Бампо отразились представления писателя о колонисте как о джентльмене, "прирожденном аристократе" джефферсоновского типа. Еще в 1823 в романе "Пионеры" Купер приступил к созданию образа Бампо. Натти является первым в американской литературе широко известным персонажем, воплощающим в себе характерные черты колониста, и литературным предшественником бесконечных бравых ковбоев и героев лесных дебрей. Это - идеализированный образ честного индивидуалиста, по своим человеческим качествам стоящего выше того общества, которое он защищает. Бедный и одинокий, но чистый душой, он является эталоном этических ценностей и предвосхищает Билли Бадда Германа Мелвилла и Гека Финна Марка Твена.

Частично основанный на реальных событиях жизни американского пионера Даниэла Буна, который подобно Куперу был квакером, Натти Бампо, такой же необыкновенный житель лесных дебрей, как и Бун, вел мирную жизнь. Из милости его взяло к себе племя индейцев. Сам Бун и списанный с него литературный персонаж Бампо любят природу и свободу. Они постоянно движутся на запад, чтобы спастись от приближающихся поселенцев, которых они сами привели в эти необитаемые места. Оба они в свое время стали легендой. Натти также выделяется своей скромностью, великодушием и религиозностью. Он напоминает благородного рыцаря средневековых романов, перенесенного в девственные леса и горы Америки.

Жизнь и приключения Натти Бампо связывают воедино пять романов, известных под общим названием "Эпопея о Кожаном Чулке". Являясь замечательным достижением писателя, они представляют собой монументальное эпическое произведение в прозе, посвященное событиям, разворачивающимся на Североамериканском континенте, участниками которых становятся индейские племена. Социальным фоном этого полотна служат великие войны и переселение пионеров на запад. Все пять романов воскрешают жизнь во "фронтире" Америки с 1740 по 1804.

В романах Купера присутствует острая напряженность между личностью и обществом, природой и культурой, духовностью и организованной религией. Купер придает миру природы и индейцам основополагающее положительное значение. Столь же благоприятно он относится и к своим наиболее культурным персонажам, окружая их ореолом высокой цивилизованности. Промежуточные персонажи часто не вызывают у читателя симпатии. Это, прежде всего относится к белым поселенцам, которым катастрофически не хватает образования и воспитания для того, чтобы должным образом оценить природу и культуру. Подобно Редьярду Киплингу, Э.М. Форстеру, Герману Мелвиллу и другим наблюдателям, чутко относившимся к взаимодействию самых разных культур, Купер был культурным релятивистом. Он понимал, что ни у одной культуры нет монополии на добродетель или совершенство.

В начале 1840-х годов романы Купера были весьма популярны в России. В особенности читался нарасхват печатавшийся в «Отечественных записках» «Открыватель следов» («Следопыт, или Озеро-море», «The Pathfinder», русский перевод 1841), о котором В. Г. Белинский выразился, что это — «шекспировская драма в форме романа».


  • 1. 83.3(7Сое) Стулов Ю.В. 100 писателей США / Ю.В.Стулов. – Мн., 1998. – с.112. С/б

2. Горький М. О романах Фенимора Купера // Горький М. Собр. соч. Т.24. – М., 1953. – с.225-227.Аб Кн


  • 1. Симоненко, О.С.  Джентельмены удачи / О.С.Симоненко //  Читаем, учимся, играем: Сборник сценариев для массовых биб-к. -  2001. -  N3. - С.132-134ББК 83.3(0)

2.   Филонов, М.М.  Книги в жизни великих людей / М.М.Филонов //  Мир библиографии. - 2005. -  N4. -  С.59-72


19 сентября - 95 лет со дня рождения В. Бокова (р.1914), русского поэта


Боков Виктор Федорович (р. 1914), русский поэт, прозаик, собиратель фольклора. Родился 6 (19) сентября 1914 в д.Язвицы Владимирской обл., ныне Загорский район Московской области, в семье крестьянина. Окончил школу 1-й ступени г.Краснозаводска, затем школу-семилетку в г.Загорск (ныне Сергиев Посад).

Учился в Загорском педагогическом техникуме, работал токарем, зоотехником; служил в армии. В 1938 окончил Литературный институт (среди его наставников – М.Пришвин), несколько лет работал консультантом при Всесоюзном Доме народного творчества.

Первое стихотворение опубликовал в 1930 в загорской газете «Вперед». С 1935 его стихи и рассказы появлялись в журналах «Колхозные ребята», «Дружные ребята». В стихах Бокова ощутимо творческое осмысление традиций А.Кольцова, Н.Некрасова, Н.Клюева, С.Есенина, А.Твардовского и М.Исаковского, в первую очередь – в использовании поэтических возможностей русского фольклора (в числе прочего Боков – издатель антологии «Русская частушка», 1950).

Одной из отличительных особенностей поэзии Бокова является звучность, насыщенность аллитерациями и ассонансами.

Особый пласт современной национальной культуры – песни на стихи Бокова, воспринимаемые как живой фольклор 1950–1960-х годов, – «Выходил на поля молодой агроном»..., «Гляжу в поля просторные»..., «На побывку едет молодой моряк»..., «Оренбургский пуховый платок» и др., органично соединяющие лиризм, светлую печаль и мягкий юмор.

Боков имеет репутацию мэтра, внимательного к молодым поэтам, и неутомимого труженика (книги стихов «Заструги», 1958; «Ветер в ладонях», 1962; «Алевтина», 1968; «Когда светало»..., 1972; «В трех шагах от соловья», 1977; «Ельничек-березничек», 1981; поэмы «Свирь», 1965; «После Победы», 1976; «Жизнь – радость моя», 1998, и мн. др.).

Боков также автор книги прозаических миниатюр «Над рекой Истермой», «Записки поэта» (1960), переводов.


  • 1.   Боков, В.  О себе / В.Боков //  Наш современник. -  2004. -  N9. - С.10-13

2.   Боков, В.  Был, есть и останусь! / В.Боков //  Уроки литературы (приложение к журналу "Литература в школе"). -  2004. - N9. -  С.1-4

3. Васильева, Л.  Легенда XX века / Л.Васильева //  Наш современник. - 2004. - N9. - С.3-6

4. Озеров, Ю.А.  "Родина моя - Россия!". О творчестве В.Ф. Бокова / Ю.А.Озеров // Уроки литературы (приложение к журналу "Литература в школе"). -  2004. -  N9. -  С.7-10

5. Сычёва, Л.  Виктор Боков: стихи меня не оставляют / Л.Сычева // Уроки литературы (приложение к журналу "Литература в школе"). -  2004. - N9. -  С.4-6


20 сентября - 200 лет со дня рождения Н. Кукольника (1809-1868), русского прозаика


Кукольник Нестор Васильевич (1809–1868), русский писатель. Родился 20 сентября 1809 в Петербурге. Учился в Нежинской гимназии высших наук, вместе с однокашниками, в т.ч. Е.П.Гребенкой и Н.В.Гоголем, издавал рукописный журнал «Звезда».

С 1829 преподавал русский язык и словесность в гимназиях г. Вильно, в 1830 выпустил Практический курс русской грамматики.

С 1831 (с небольшим перерывом) жил в Петербурге, служил на различных должностях (в 1837–1839 переводчик с польского в Капитуле российских орденов). Опубликовал «интермедию-фантазию» «Тартини» и «драматическую фантазию» в стихах «Торквато Тассо» (обе 1833), привлекшую внимание литературной общественности и публики (В.К.Кюхельбекер признал ее «лучшей трагедией на русском языке»; пост. в Александринском театре, 1835).

Периоду избрания на престол первого из династии Романовых, Михаила, посвящена трагедия «Рука Всевышнего отечество спасла» (1834).

Последовавшая серия исторических драм проводила патерналистскую идею «демократической монархии», в духе казенного патриотизма изображая органичное единение, вопреки «боярской» смуте, народных масс и царя – высшего выразителя национальной воли: «Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский», «Роксолана» (обе 1835), «Князь Даниил Дмитриевич Холмский» (1840), «Генерал-поручик Паткуль» (1846), «Статуя Христофа в Риге», или «Будет война»! (1860) и др.

Перегруженность действующими лицами и этнографическими подробностями характерны для рассказов Кукольника из итальянской жизни («Антонио», 1840; «Психея», 1841, и др.) и особенно для его романов на темы европейской истории («Эвелина де Вальероль», 1841–1842; «Дурочка Луиза», «Альф и Альдона», оба 1842), писавшихся главным образом для заработка. Философичная декларативность (иные современники ставили Кукольника по глубине мысли выше Пушкина) характерна для серии «драматических фантазий» Кукольника о судьбе художника (стихотворения «Джакобо Санназар», 1834; «Джулио Мости», 1836; «Ермил Иванович Костров», 1853; «Давид Гарик», 1861; драматический отрывок «Пролог из большой фантазии Пиетро Аретино», 1842; прозаические «фантазии» «Иоанн Антон Лейзевиц», «Мейстер Минд», обе 1839, и др.) и незаконченной поэмы «Давид Риццио» (1839) на ту же тему, разрабатывающих специфическую для романтизма тему фатального одиночества служителя «чистой» красоты, презираемого толпой, обираемого дельцами и получающего заслуженную славу лишь перед смертью либо после нее. Современные исследователи признают наиболее значительными в литературном наследии Кукольника романы, повести и рассказы из эпохи Петра I, основанные, как правило, на историческом анекдоте, насыщенные яркими бытовыми реалиями, проникнутые юмором, с живыми диалогами.

Кукольник был известен также как издатель «Художественной газеты» (1836–1841), одного из первых искусствоведческих периодических изданий в России, журналов «Дагерротип» (1842), «Иллюстрация» (1845–1847). В 1835 – начале 1840-х годов прославился как хозяин полубогемного литературно-художественного салона, который посещали И.К.Айвазовский, Н.И.Греч, В.А.Соллогуб, К.П.Брюллов и М.И.Глинка. Последний создал на тексты романтических стихов Кукольника популярные романсы «Сомнение» («Уймитесь, волнения страсти»), «Жаворонок», «Ходит ветер у ворот», «Прощальная песнь» (все 1838–1840), а также сочинил музыку к его драме «Князь Холмский».

В свою очередь, Кукольник участвовал в написании либретто опер Глинки «Руслан и Людмила» и «Жизнь за царя».
С конца 1840-х годов, постепенно отходя от занятий литературой, Кукольник вновь служит на чиновничьих должностях. После поездки за границу на лечение (1857–1858) поселился в Таганроге. Автор «Записки о построении железных дорог в России», составленной для правительства.
Умер Кукольник в Таганроге 20 декабря 1868.


  • 83.3(2Рос=Рус) Русские писатели и поэты. - М., 2002. - с. 218 - 283 С/б




  • Николаенко, А.И.  К вопросу о библиографии Н.В. Кукольника / А.И.Николаенко //  Мир библиографии. -  2005. -  N3. -  С.62-65ББК 78.5


20 сентября - 265 лет со дня рождения Д. Кваренги (1744-1817), итальянского архитектора


Выдающийся архитектор, представитель русского классицизма Джакомо Антонио Доменико Кваренги (Quarenghi, Giacomo Antonio Domenico) родился в селении Рота Фуори (провинция Бергамо, Италия) 20 сентября 1744 года. Его родители были представителями двух аристократических семей, влиятельных на севере Италии, отец - Джакомо Антонио Кваренги, мать - Мария Урсула Рота. Новорожденный мальчик, ставший вторым ребенком в семье, был назван по имени отца - Джакомо Антонио.

Начальное образование Джакомо получил в самом значительном и известном в Бергамо коллеже "Милосердие". С раннего детства родители готовили сыну карьеру священнослужителя. Но мальчик отдавал предпочтение изобразительному искусству. Видя увлеченность сына рисованием, отец Кваренги как художник решил предоставить ему возможность учиться живописи у Паоло Бономини и Джованни Раджи, ученика Тьеполо.

Особый интерес Кваренги проявляет к архитектуре. Полный сомнений относительно правильности методов изучения архитектурного искусства, преподносимых его римскими учителями, Кваренги натолкнулся однажды на знаменитый трактат архитектора Андреа Палладио "Четыре книги об архитектуре".

В конце 1760-х годов Кваренги создает свои первые архитектурные работы. Сначала от ирландского скульптора Кристофера Юкстона, работавшего в Риме, Джакомо получил заказ на проекты двух особняков "для английских господ" и выполнил поручение с успехом. После этого он разработал проекты каминов, а также таких утилитарных зданий, как склады, тоже для англичан. Вскоре Кваренги получил признание и у итальянских заказчиков.

В 1770 Кваренги получил заказ от монахов-бенедиктинцев, в котором они просили обновить их старую церковь Санта-Сколастика в Субиако близ Рима при условии не трогать ни одного камня прежней постройки, хотя во всей церкви не было ни одной части, которая соответствовала бы другой. Кваренги, которому было тогда 25 лет, должен был решить поистине одну из самых трудных в архитектуре задач, связанную с реконструкцией существовавшего средневекового здания. Обновленная церковь была превращена изнутри в один из первых в Италии храмов неоклассического типа. Еще до своего отъезда из Италии Кваренги построил манеж в Монако и столовую залу в доме эрц-герцогини Моденской в Вене.

Достаточно длинный перечень работ Кваренги говорит о его признании как архитектора заказчиками - соотечественниками и иноземцами. Он работал и в Риме, и в Бергамо, его проекты были отправлены в Англию, Швецию. Возможность путешествовать обеспечивалась достаточным его благосостоянием, которое после женитьбы было упрочено.
Слава Кваренги дошла и до России. Императрица Екатерина II увидела его рисунки и пригласила в Санкт-Петербург. 1 сентября 1779 года Джакомо Кваренги выехал в столицу России ко двору Екатерины II. Когда ему предложили поступить на службу в Россию, Кваренги согласился почти сразу. Он заключил контракт сроком на три года, по которому ему полагалось высокое жалование - 2360 рублей в год и казенная квартира. Не ожидая много от жизни в Италии или в Западной Европе, Кваренги не упустил шанс, предоставленный ему Екатериной. В январе 1780 года 35-летний зодчий вместе со своей семьей переехал в Москву.

Кваренги покидал Италию сторонником строгой и величественной архитектуры, опирающейся на античную культуру, обогащенной достижениями великих мастеров эпохи Возрождения. Положенные в основе его творчества убеждения широко развернулись в чужой для него стране. По своему служебному положению "архитектора двора ее величества" Кваренги был обязан исполнять в первую очередь заказы Екатерины II. Первой работой зодчего в Москве была перестройка императорского, так называемого Екатерининского дворца на Яузе (не сохранился).

К этому времени Екатерина II уже успела оценить способности архитектора, и в феврале 1782 года поручила ему разработку проекта всего внутреннего убранства московского дворца.
Затем Кваренги стал жить в основном в Петербурге. Он был поражен размахом русской столицы. Он работал самозабвенно, справлялся с огромным числом поручений. К наиболее значительным постройкам, возведенным по его проектам, принадлежат Английский дворец в Петергофе (1781-1794, полностью разрушен в 1942), Академия наук (1783-1785), Ассигнационный банк на Садовой улице (1783-1799), Эрмитажный театр (1783-1787), Екатерининский институт на Фонтанке (1804; ныне часть Публичной библиотеки), Конногвардейский манеж (1804-1807), Смольный институт (1806-1808), деревянные Нарвские триумфальные ворота (1814; перестроены в камне и металле В.П. Стасовым) в Петербурге, павильон "Концертный зал" (1782-1786) и Александровский дворец (1792-1796) в Царском Селе, торговые ряды на Красной площади (1786, не сохранились), Старый Гостиный двор (1790-1805) и Странноприимный дом (1794-1807; ныне институт им. Склифосовского) в Москве.

Под его руководством было создано немало проектов и для усадеб, провинциальных городов (например, дом Денисьева в Курске, 1790; дом Сибирякова в Иркутске, 1800-1804).

В январе 1796 года Кваренги был избран членом шведской Королевской академии искусств. Официальное признание зодчего Санкт-Петербургской Академией художеств, как ни странно, произошло значительно позднее. Только 1 сентября 1805 года на чрезвычайном собрании Академии Кваренги был избран почетным членом. Его карьера в России была очень успешна. Вскоре после того, как он приехал в Россию он обнаружил, что здесь его ценят больше, чем в Европе.

Во многих отношениях Кваренги, вместе с Чарльзом Камероном, установил стандарты для архитектуры Санкт-Петербурга. Хотя позже эта архитектура стала квинтэссенцией русского, в его время архитектура Кваренги считалась итальянской по природе и стилю. Кваренги видел, что причина исключительности его творений заключалась в его итальянском происхождении, но несмотря на это, делил славу между Россией и его родной Италией. Каждый раз когда Кваренги возвращался в Италию, он продолжал учиться и творить, возвращаясь, каждый раз с новым вдохновением.

Джакомо Кваренги жил и творил в России 37 лет и вошел в число лучших русских зодчих, наряду с В.И. Баженовым, И.Е. Старовым, Н.А. Львовым и М.Ф. Казаковым. В 1814 году Кваренги получил потомственное российское дворянство и орден св. Владимира 1-й степени.

По окончании строительства Эрмитажного театра (1787) зодчий получил разрешение поселиться в одном из помещений этого здания, обращенном окнами на Неву. Там он жил до конца своих дней.

Умер Кваренги в Петербурге 18 февраля (2 марта) 1817 года. Он был похоронен на Волковском лютеранском кладбище, где место его могилы считалось давно утраченным. В 1967 году, когда отмечалось 150-летие со дня смерти Кваренги, ленинградские историки попытались найти место захоронения великого архитектора. В результате специальных архивных исследований и археологических раскопок останки Д.Кваренги были обнаружены и перенесены в музейный Некрополь XVIII века Александро-Невской лавры. Новый памятник на его могиле - полуколонна с урной на постаменте - был установлен Музеем городской скульптуры.

Кваренги нашел в России свою вторую родину, и его творчество, как и творчество ряда других архитекторов, иностранцев по происхождению, под воздействием русской культуры творчески развивавших национальные традиции, вошло ценным вкладом в историю русской архитектуры.


  • Архитекторы. - М., 2002. - с. 188 С/б


^ 21 сентября - 170 лет со дня рождения Л. Трефолева (1839-1905), русского поэта

Трефолев Леонид Николаевич (1839—1905) — русский поэт. Родился в г. Любим, Ярославской губернии, в семье мелкого чиновника.

В 1856 окончил ярославскую гимназию. В следующем году впервые начал печататься (на страницах «Ярославских губернских ведомостей»). В течение нескольких лет Трефолев продолжал сотрудничать в этом издании, поместив в нем довольно много стихотворений («Иван Сусанин», «Катанье» и др.) и переводов, в частности из Беранже («Добрая старушка»).

С 1864 стихи Трефолева начинают появляться в столичной печати — журналах и газетах: «День», «Дело», «Искра», «Развлечение», «Народный голос», «Отечественные записки» (1880-х гг.), «Вестник Европы» и других.

Трефолев почти всю жизнь прожил в Ярославле. С 1866 по 1871 редактировал неофициальную часть «Ярославских губернских ведомостей». С 1872 до смерти служил в земстве, одновременно редактируя  «Вестник ярославского губернского земства». Трефолев много занимался историей Северного края. Его исторические статьи и краеведческие очерки печатались в «Русском архиве», «Историческом вестнике» и др. журналах.

Как поэт Трефолев сформировался в некрасовской школе. Для лучших произведений Трефолева характерны мотивы любви к народу, горячего сочувствия его нуждам. В стихах Трефолева тепло очерчены образы столичной городской бедноты (напр. «Песня рабочих»); но с особенным вниманием он рисует жизнь нищего, задавленного нуждой и трудом крестьянства («Песнь о камаринском мужике», небольшая поэма «На бедного Макара и шишки валятся» и др.).

Демократической поэзии Трефолева не свойственна яркая революционная целеустремленность, придававшая такую силу творчеству Некрасова. В отдельных стихах его (особенно 80-х гг.) звучат ноты уныния, смирения, народнического преклонения перед долготерпением крестьянства. Но следует подчеркнуть, что даже в годы мрачной реакции поэта не оставляла вера в могучие силы народа и его грядущее освобождение. Об этом свидетельствуют, в частности, стихотворение «Макар», сказка «Два Мороза Морозовича».

В отличие от многих других поэтов, Трефолев не сложил оружия в эпоху вырождения народничества. Именно во вторую половину своей деятельности он создал ряд сатир, обличавших современный строй. В 1881 в «Отечественных записках» была напечатана прекрасная сатира на либерализм («Буйное вече»). Трефолеву принадлежат также злые эпиграммы на «литературного жандарма» Каткова, Александра III, Победоносцева и других апологетов самодержавия. Эти эпиграммы не могли появиться в печати до революции.

Поэтическое мастерство Трефолева в значительной мере определяется его интересом к народной речи, стремлением отразить песенные размеры и ритмы. Благодаря простоте языка, напевности, песенным интонациям, многие стихи Трефолева приобрели широкую известность в качестве народных песен; сюда относятся «Дубинушка», «Камаринская», «Когда я на почте служил ямщиком» (перевод «Ямщика» В. Сырокомли) и др. Известна высокая оценка, данная Трефолеву Некрасовым: «Стих его бьет по сердцу. Это — мастер, а не подмастерье».

Литературное наследие Трефолева до сих пор не собрано полностью. Основной сборник его стихотворений (1894) крайне неполон и испорчен цензурой. В издание 1931 включены стихотворения, которые не могли быть напечатаны до революции; однако это издание совершенно неудовлетворительно как в отношении обработки текстов, так и, особенно, в отношении сопроводительного аппарата.


  • 83.3(2Рос=Рус) Русские писатели и поэты: Краткий биографический словарь. - М., 2002. - с. 17. С/б


23 сентября - 85 лет со дня рождения А. Вольского (1924-2002), белорусского поэта


  • 1. Артур Вольскі: Некралог // ЛіМ. - 2002. - 13 верасня. - с.15.

2. 91.9:83 Беларускія пісьменнікі : Біябібл. слоўнік. У 6т. Т.2. Мн., 1993. - с. 36. С/б

3. Вольскі А. На зломах эпохі: Аўтабіяграфічныя матэрыялы // ЛіМ. - 2001. - 7 верасня. - с.13.


  • 1. Баравуля, Н.  Словы - фарбы Артура Вольскага / Н.Баравуля //  Пачатковая школа. - 2001. - N7. -  С.15-16.


24 сентября - 90 лет со дня рождения К. Воробьева (1919-1975), русского прозаика


Воробьев Константин Дмитриевич (1919 - 1975), русский писатель.

Родился 24 сентября в селе Нижний Реутец Курской области. Прожил трудное детство, на себе испытав голод начала 1930-х. В 14 лет, чтобы спасти семью от голодной смерти, пошел работать в сельмаг, где платили хлебом. Окончив сельскую школу, недолго учился в сельхозтехникуме в Мичуринске. Окончил курсы киномехаников и вернулся в родное село.

В 1935 работал в районной газете литературным сотрудником. Написал антисталинское стихотворение "На смерть Куйбышева", о котором стало известно в редакции, и поэтому вынужден был срочно уехать. Сестра, жившая в Москве, приютила его. Здесь устроился на работу в редакцию газеты "Свердловец", учился в вечерней школе.

В 1938 был призван в ряды Красной Армии, попал в армейскую газету "Призыв". После окончания военной службы работал литсотрудником газеты Академии им. Фрунзе, откуда был направлен на учебу в Кремлевское пехотное училище.

В 1941 рота кремлевских курсантов сразу попала на фронт, почти вся погибла под Клином (в 1963 напишет книгу "Убиты под Москвой", одно из лучших своих произведений, критикой обруганную, объявленную клеветнической и ложной). Будучи раненым, попадает в плен (1941 - 43), дважды бежит. В 1943 - 1944 был командиром партизанской группы в составе Литовского партизанского отряда "Кястутис".

В 1956 вышел первый сборник рассказов "Подснежник". Становится зав. отделом литературы и искусства в редакции "Советская Литва". Жил в Вильнюсе. В своих произведениях говорил о самых тяжелых исторических моментах - "Сказание о моем ровеснике", "Генка, брат мой", "Вот пришел великан" и др.

Воробьев написал более 30 рассказов, очерков и 10 повестей, многие из которых увидели свет с купюрами или в сокращении, были обруганы критикой. Не успел окончить повесть "...И всему роду твоему".

После тяжелой болезни К.Воробьев умер в 1975.


  • 83.3(2Рос=Рус) Русские писатели и поэты.-М., 2002. - с. 111-113. С/б




  • Жукова, Н.Н. "И всему роду твоему" / Н.Н.Жукова // Читаем, учимся, играем.- 2000.- N1.- C.66-69


25 сентября - 410 лет со дня рождения Борромини (1599-1667), итальянского архитектора


Борромини Франческо (Borromini, Francesco) (1599-1667), итальянский архитектор. Родился в Биссоне в Ломбардии 25 сентября 1599. Его настоящее имя - Кастелли (Castelli). Учился у Карло Мадерна в Риме. Работал каменотесом на строительстве собора св. Петра, затем сотрудничал с Бернини при постройке палаццо Барберини (1625-1663).

Его первая самостоятельная работа - церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане в Риме (1634-1641, фасад - 1662-1667). Хотя в произведениях Борромини заметно влияние Микеланджело и Андреа Палладио, это не умаляет оригинальности его творческой концепции. При создании ансамбля Оратория филиппинцев (1637-1662) он придал оригинальную форму линии фасада. Архитектурное решение оказало огромное воздействие на итальянское и европейское зодчество 17-18 вв. В оформлении интерьеров палаццо Фальконьери (1639-1641) наибольший интерес представляют вестибюль и тонкий элегантный декор плафонов.

В архитектуре церкви Сант Иво алла Сапиенца (1642-1660) план здания, единство пространства интерьера и купола и овальная форма фонаря являются теми чертами, по которым можно безошибочно определить стиль Борромини. Ему принадлежат также декорация интерьера базилики Сан Джованни ин Латерано (1649), фасад церкви Сант Аньезе на площади Навона (1653-1655, закончена Карло Райнальди) и колокольня церкви Сант Андреа делле Фратте (1665).

Произведения Борромини - одна из вершин архитектуры барокко. Теоретики классицизма критиковали их за вычурность и экстравагантность, а также за свободное обращение с ордерными формами. Современные ученые видят в них новую, смелую концепцию архитектурной планировки, конструкции и декорации здания и обращают внимание на воплощенное в ее образах глубокое, напряженное, пронизанное аскетизмом религиозное чувство.

Умер Борромини 2 августа 1667.



  • 85.11 Архитекторы. - М., 2002. - с. 53 С/б


27 сентября - 100 лет со дня рождения Л. Колюги (1909-1937), белорусского писателя


  • 1. 83.3(4Беи) Вяртання маўклівая споведзь. - Мн., 1994. - с.236-257. Ч/з

2. Драздова Э. Чараўнік беларускай класікі / Э.Драздова // Полымя. - 2000. - №4. - с.234-247.

3. Драздова З. Голас народа / З.Драздова // Роднае слова. - 1995. - №12. - с.26.

4. Лецка Я. Залатое слова прасвтленай душы / Я.Лецка// Роднае слова. - 1994. - №10. - с.3.

5. Маракоў Л. Новае пра Лукаша Калюгу / Л.Маракоў // Роднае слова. - 1999. - №9. - с.194-210.

6. Олейник Л. Актуальность традиции / Л.Олейник // Нёман. - 2001. - №6. - с.240-249.

7. Падстаўленка В. Каб захаваць сябе…: Сказы Лукаша Калюгі / В.Падстаўленка // ЛіМ. - 2002. - 16 жніўня. - с.14.


29 сентября - 105 лет со дня рождения Н. Островского (1904-1936), советского писателя


Островский Николай Алексеевич (1904 - 1936), прозаик. Родился 29 сентября в селе Вилия Волынской губернии в семье рабочего. Начальное образование получил в церковно-приходской школе, которую окончил в 9 лет, а с 11 лет должен был работать (сначала на кухне вокзального ресторана), с 12 лет работал по найму: кубовщиком, рабочим материальных складов, подручным кочегаром на электростанции.

В 1917 - 1919 учился в двухклассном училище, потом в высшем начальном училище. Сблизился с большевиками, принимал участие в борьбе за власть Советов.

20 июля 1919 вступил в комсомол, а 9 августа ушел на фронт добровольцем. Воевал в частях кавалерийской бригады Г.Котовского и Первой Конной армии.

После тяжелого ранения в августе 1920 Островский был демобилизован, и с этого времени находится на трудовом фронте. В 1921 работал в Киевских главных мастерских помощником электромонтера, учился в электротехникуме, одновременно был секретарем комсомольской организации.

В 1922 участвовал в ударном строительстве железнодорожной ветки для подвоза дров. Простудившись, тяжело болел, заразился тифом. После выздоровления был послан в пограничный район Украины на руководящую комсомольскую работу: был комиссаром батальона всеобщего военного обучения в Березове, в 1924 - членом Шепетовского окружкома комсомола.

В 1927 тяжелая болезнь приковала Островского к постели, через год он потерял зрение. Мужественно боролся с болезнями, занимался самообразованием, учился в заочном коммунистическом университете, готовя себя к литературной работе. Слепой, неподвижный, испытывающий страшные боли, он создает книгу "Как закалялась сталь" (1932 - 1934), имевшую большой успех. Он встречался и переписывался с читателями, выступал по радио, опубликовал ряд статей.

В 1934 - 1936 Островский работал над новым романом - "Рожденные бурей", первая книга которого вышла в свет в день похорон писателя.

Смерть наступила 22 декабря 1936 в Москве.



  • 1. Новиков, П.Н.  Счастье быть бойцом /  П.Н.Новиков.- М.: Мол. гвардия, 1986  83.3Р7

2. Новиков, П.Н.  Счастье быть бойцом /  П.Н.Новиков.- М.: Мол.гвардия, 1984  83.3Р7

3. Островская, Р.П.  Николай Островский /  Р.П.Островская.- М.: Мол. гвардия, 1988.-( Жизнь замечат. людей ;  Вып. 13 (540))  83.3Р7

4. Островская, Р.П.  Николай Островский /  Р.П.Островская.- М.: Мол. гвардия, 1984.-( Жизнь замечат. людей ;  Вып. 3 (540))  83.3Р7

5.   Сочинения. Русская литература 1917-1945 / Авт.-сост.С.М.Шведов.- Мн.: Книжный Дом, 2005 :  2832 р.  83.3Р7 А242-1

6.   Трегуб, С.А.  Жизнь и творчество Николая Островского /  С.А.Трегуб.- М.: Худож. лит., 1984  83.3(2Рос=Рус)6

7.   Яковлев, Г.Н.  Горение /  Г.Н.Яковлев.- Мн. :  Юнацтва, 1985 83.3(2Рос=Рус)6


  • 1. Айзерман, Л.  Страсти по Павлу Корчагину / Л.Айзерман //  Литература в школе. - 2005. - N12. -  С.22-26

2. Айзерман, Л.  Страсти по Павлу Корчагину / Л.Айзерман //  Литература в школе. - 2006. -  N1. -  С.25-28

3. Джалагония, В.  Чему может научить Павка Корчагин? / В.Джалагония //  Эхо планеты. - 2004. - N40. -  С.32-34


29 сентября - 110 лет со дня рождения А. Веселого (настоящее имя и фамилия – Н.Кочуров), (1899-1939), русского писателя


Артём Весёлый (настоящее имя Николай Иванович Кочкуров; 18991939) — советский писатель, идеолог революции.

Николай Кочкуров родился 17(29) сентября 1899 в Самаре, в семье грузчика. С 14 лет работал по найму. В марте 1917 г. вступил в РСДРП(б), участвовал в октябрьской революции и гражданской войне. В 1919 г. добровольцем ушёл на Деникинский фронт, затем был матросом Черноморского флота (1922), чекистом.

Начав писательскую деятельность, также всегда представлял наиболее революционное, левое крыло советской литературы. Входил в творческое объединение «Перевал», затем в ассоциацию РАПП (1929). Несмотря на свою преданность делу революции, в 1937 г. Артём Весёлый был арестован. По сохранившимся свидетельствам, он «…не мог себе представить, в чем его обвиняют, бросался на следователя с кулаками, и его запороли плетьми на допросе… до смерти».

Писатель погиб 2 декабря 1939 г.




Скачать 351,93 Kb.
оставить комментарий
Дата15.10.2011
Размер351,93 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх