Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». Итоговый урок. Нравственные проблемы в повести.(Спаренный урок) icon

Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». Итоговый урок. Нравственные проблемы в повести.(Спаренный урок)


12 чел. помогло.
Смотрите также:
Урок Образ матери в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»...
Урок-диспут Нравственная проблема в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»...
1. Запорожская Сечь. Воплощение авторских идеалов.(Н. В. Гоголь «Тарас Бульба)...
А. К. Толстой «Князь Серебряный» Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»...
Викторина по повести Н. В. Гоголя «Тараса Бульба»...
Сочинение по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»...
Исследовательская работа по теме: какие особенности языка повести н. В. Гоголя «тарас бульба»...
Урок 37 – 42 Задание на дом...
Урок литературы и истории Запорожское казачество в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»...
О. А. Алексеева к п. н., доцент Н. Н...
Реферат по литературе Изображение Запорожской Сечи в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»...
Н. В. Гоголь как великий писатель, русский классик 5...



Тема. Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». Итоговый урок. Нравственные проблемы в повести.(Спаренный урок)

Цель: развивать навыки анализа текста, выразительного чтения, работы с книгой; проверить знания учащихся по теме; развивать умение учащихся обобщать, лаконично и литературно грамотно отвечать на вопросы; развивать творческое воображение детей, навыки устной речи; воспитывать вдумчивого читателя; формировать гуманистические идеалы; подвести к вопросу решения проблемы добра и зла; воспитывать чувства патриотизма, любви к родителям и благодарности им, бережное отношение к хлебу.

Оборудование: портреты Н. В. Гоголя, Данте Алигьери и

Э. Хемингуэя; репродукции картин И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Б. Неменского «Мать»; иллюстрации Е. Кибрика: «Тарас Бульба», «Остап», «Андрий», «Остап перед казнью», «Смерть Тараса»; запись песни «Мать и Родина»; мультимедийный экран с высказываниями великих людей.

Тип урока: урок-размышление, диалог учителя и ученика.

Эпиграф:

В повести Гоголь рад выставить наружу всё, что есть в жизни прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает нимало и её безобразия.

^ В. Г. Белинский

(Слайд 3)

Ход урока

І. Мотивация учебной деятельности


Слово учителя. (Слайд 1)

Гоголь — украинец, влюблённый в украинскую культуру, знаток героического прошлого нашей страны, оставил творческое наследие, которое является свидетельством его любви к Украине.

Сегодня мы проводим итоговый урок по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».


ІІ. Актуализация мыслительной деятельности


1. Слово учителя. В статье «О малороссийских песнях» Гоголь писал о запорожских казаках: «Везде …в них дышит широкая воля казацкой жизни. Везде видна та сила, радость, могущество, с какою казак бросает тишину и беспечность жизни домовитой, чтобы вдаться во всю поэзию быта, опасностей и разгульного пиршества с товарищами. Ни чернобровая подруга, пылающая свежестью, с карими очами, с ослепительным блеском зубов, вся преданная любви…, ни престарелая мать, разливающаяся, как ручей, слезами, которой всем существованием завладело одно материнское чувство, — ничто не в силах удержать его. Упрямый, непреклонный, он спешит в степи, в вольницу товарищей. Его жену, мать, сестру, братьев — всё заменяет ватага гульливых рыцарей набегов».

Вот из таких вольных казаков, а также из недовольных своим положением беглых крестьян образовалась знаменитая Запорожская Сечь.


2. « Мозговая атака»:

  • В какой век переносит нас повесть «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя?

(Повесть переносит нас в далёкое прошлое. Гоголь воскресил Запорожскую Сечь XVIXVII ст., когда украинский народ, полный гнева и ненависти к своим угнетателям — польским панам и турецким хищникам, взялся за оружие в защиту своих человеческих прав и национальной свободы.

^ Он показал начало национально- освободительного движения на Украине 30-х — 40-х годов ХVІ ст. В повести запорожцы — настоящие былинные богатыри. Гоголь передал дух того времени, историю народа в её величии.)



  • О чём рассказывается в повести? Какова её центральная тема? (Дать краткий ответ).

( О героических подвигах сынов украинского народа, об их мужестве и непреклонности в борьбе за родной край.

Это повесть не об одном герое, а рассказ о целом народе, о его могучих силах.

^ Это, как сказал В. Белинский, «поэма о любви к родине, о ненависти к захватчикам».

Тема произведения: героическая борьба украинского народа за своё национальное освобождение).


  • Какова роль Запорожской Сечи в этой борьбе?

(Н. В. Гоголь писал: (Слайд 2)

«Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украйну!»)


Звучит начало песни о Запорожской Сечи

(Слайд 2 — щелчком)


Є й нам про що згадати.

Пісня, душу возвелич!

Ой, була в нас ненька-мати,

Запорозька славна Січ.


Гей ви, козаченьки,

Вітер в чистім полі,

Научіть нащадків

Так любити волю!

Гей ви, козаченьки,

Спомин з м’яти-рути,

Научіть минулу славу

Повернути!


Руточола наша доля.

Не вода в ній — кров тече.

Козаку найперше — воля!

Козаку найперше — честь!


ІІІ. Обобщение изученного. Формирование умений

и навыков.


1. Обращение к теме урока (дети делают записи в

тетрадях).

Великий писатель поднимает в своём произведении очень важные нравственные проблемы. (Слайд 3 — 2 кадра щелчком)


2. Словарная работа:

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Нравственный – относящийся к сознанию, внутренней жизни человека.


3. Обращение к эпиграфу урока (Слайд 4)


На уроке мы должны разобраться, в чём видели смысл жизни наши предки — запорожские казаки, по каким законам они жили. Этот урок поможет вам развивать в себе лучшие человеческие качества.


А. Доверие, честность, бескорыстие в жизни запорожцев


  • «Сечь состояла из шестидесяти с лишком куреней, которые очень походили на отдельные, независимые республики…» — пишет Гоголь.

^ Приведите примеры из текста, подтверждающие эту мысль. Что главное в отношениях запорожских казаков отмечает автор?

(Доверие, честность, бескорыстие)


  • Расскажите о законах Запорожской Сечи.


Вывод: (Слайд 5 – 2 кадра щелчком): «Быть честным человеком для каждого — значит жить для блага общего, жертвовать общему личным интересом»

(Н. Огарёв)

«Самое дорогое в человеке — это то, что называется совестью»

(Л. Толстой)

Б. Проблемы патриотизма, воинского братства, товарищества в повести


1. Словарная работа


(Слайд 6) «Патриот – это человек, служащий Родине, а Родина – это, прежде всего, народ»

(Н. Чернышевский)

«Патриотизм — преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Патриот — человек, проникнутый патриотизмом.


2. Работа над эпизодами, которые повествуют о храбрости запорожцев. (ІХ глава).


  • Выразительное чтение отрывков текста о том, как погибали многие запорожцы: Шило, Гуска, Бовдюг,Балабан.


Звучит конец песни о Запорожской Сечи

(Слайд 6 — щелчком):


А прийшла лиха година –

Впав козак наш у траві,

Щоб іскрилась Україна

На гетьманській булаві.


Обмочила землю рана

Із козацького чола,

Щоб неправда помирала,

Щоби правдонька жила!


Гей ви, козаченьки,

Вітер в чистім полі,

Научіть нащадків

Так любити волю!

Гей ви, козаченьки,

Спомин з м’яти-рути,

Научіть минулу славу

Повернути!


3. Работа над образом Остапа (Слайд 7)


  • Информация ученика об Остапе-казаке.

(Остап – молодой казак, красивый, сильный, умный, как и его брат Андрий. Скоро братья стали на хорошем счету у казаков: метко стреляли в цель, переплывали Днепр против течения. Оба были храбрыми воинами и в стычках с неприятелем показали своё бесстрашие и воинское умение. Остап был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки. В бою он сохраняет хладнокровие, умеет взвесить свои силы и силы противника и принять верное решение. Тарас видит в нём задатки настоящего полководца. До самой смерти он верен родине, боевым товарищам. Во время казни Остап выносит нечеловеческие пытки. Ни крика не издал он, ни стона.


  • Ученик выразительно читает эпизод.




  • Рассматриваем иллюстрацию художника Е. Кибрика «Остап перед казнью». (Слайд 8)

(Главное — это мужественный воин, изображённый на фоне массы народа, который сочувствует ему).


5. Работа над образом Тараса Бульбы (Слайд 9)


  • Кто такой Тарас и какими качествами обладает?

(Он отличный воин, восхищающий товарищей по оружию своим мужеством и находчивостью в боях с врагами. Он выделяется из рядов запорожцев своей дальновидностью, знанием врага — теми качествами, которые более всего нужны казацкому атаману.

Моральная сила Тараса — в его несокрушимой вере в силу товарищества.


  • Рассказать наизусть «Речь о товариществе». В чём же главная сила запорожцев?

(Главное — в том чувстве товарищества, которое ни одному запорожцу не позволит оставить товарища в беде, а толкнёт его с риском для собственной жизни броситься на выручку.

Старый вояка очень любит своих товарищей. Нет такого товарищества между людьми, как на Русской земле, ни на какой другой земле.)


  • Ярче всего патриотизм казаков показан в эпизоде смерти Тараса. Ученик читает отрывок «Смерть Тараса»


Учитель. Погиб Тарас героической смертью в битве с польским гетьманом Потоцким. Тарас был предан родине и народу до конца жизни. Уже огонь лизал его ноги, а он думал не об огне. Он давал последний совет товарищам к спасению и прощался с ними.

Так пламенная любовь к отчизне в сочетании с ненавистью к врагу-угнетателю и верой в великие силы своего народа выковали из Тараса Бульбы, его сына Остапа и его товарищей подлинных национальных героев.


  • Рассматриваем иллюстрацию Е. Кибрика «Смерть Тараса» (Слайд 10)

(Главное в художественной манере автора — раскрытие психологической глубины характера).


  • Что защищали казаки? (свою Украину и свою малую родину).


Вывод. Тема любви к родине — это вечная тема. Автор показал, как надо любить свою родину.

(Слайд 11) «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» (К. Паустовский)

Трагичная, но славная судьба главных героев. Сильными и отважными являются все запорожцы. Все они презирают смерть. Это Тарас Бульба, его сын Остап, его единомышленники и друзья: Мусий Шило, Кукубенко, Попович, Степан Гуска, Бовдюг и другие. Для них дружба, воинское братство дороже всего на свете. Так, старый товарищ Товкач две недели вёз изрубленного, без сознания Тараса на Сечь, оберегая, как ребёнка. Сам Тарас говорит об этом так:

(Слайд 12 – 2 кадра щелчком): «Нет уз святее товарищества».

«Дружба и братство дороже богатства» (Народная мудрость)

В этом отражена высокая идея духовного единства борцов за народное дело.


  • Перед вами репродукция картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

(Слайд 13)

Эта картина близка повести Гоголя. Не являясь иллюстрацией к ней, она помогает лучше понять повесть, заговорить с её героями. Эти великие произведения взаимно дополняют друг друга и обогащают наше представление о могучих запорожцах, героях повести Гоголя. Над картиной художник работал в общей сложности 13 лет (1878 — 1891 г.)

Изучая документы истории Украины, Репин прочитал однажды письмо запорожцев турецкому султану. (Конец ХVІ в. Турецкий султан Мухаммед шлёт запорожцам «грозную грамоту», в которой приказывает им сдаться добровольно. Но запорожцы отвечают ему письмом, дерзким и полным юмора.) Познакомившись с этим документом, художник сразу же сделал наброски будущей картины.


  • Кто из запорожских казаков, изображённых на картине, по вашему мнению, больше всех напоминает Тараса Бульбу?


Отвечает ученик, который выполнял индивидуальное задание):


(Это добродушный казак в красном жупане и белой папахе, который заразительно хохочет. В его бесхитростном, громком, от всей души смехе звучит широта и удаль казацкой вольницы. Этот образ списан с натуры: Репину позировал его друг и земляк А. Рубец — потомственный казак Запорожской Сечи, современник Т. Г. Шевченко.

Художник сосредоточил внимание не на отдельных личностях, а на народной массе. Он создал собирательный образ свободолюбивого народа, и картина его звучит торжествующим гимном казацкой вольнице.

Запорожцы собрались за наспех сколоченным дощатым столом, чтобы дать отповедь заклятому врагу. Тут и кошевой атаман Серко, сдержанно улыбающийся в усы, и лукавый писарь, и задумчиво улыбающийся молодой красавец (Андрий?), и дюжий рубака-воин и т. д.

Репин показывает крепкую боевую сплочённость запорожских рыцарей, великую силу их товарищества.)


В). Проблема войны и мира в произведении


1. Беседа по вопросам:


  • Что несла война людям?

  • Что происходило в душах запорожцев, когда они видели, как гибнут их товарищи?

(Война несла горе, гибли люди, месть порождала месть, сердца ожесточались. Война разрушает не только строения, но и сердца людей. Человек должен содрогаться от прочитанного о войне.)


Вывод. Мы увидели, как разрушительна война, какие беды несёт она людям. Вражда опустошает душу, уничтожает в человеке человеческое. Войны развязывают правители.

  • Что бы вы посоветовали правителям?


(Слайд 14) «Человек создан природой для мира, а не для войны, рождён для радости, для наслаждения…» (Рабле)


(Слайд 15) «Быть противником войны — это означает быть честным человеком». (Э. Хемингуэй)

И только война за национальную независимость, за веру и народ может быть оправдана.

(Слайд 16) «Известно, какова в Русской земле война, поднятая за веру: нет силы сильнее веры», – пишет Н. В. Гоголь.

Американский писатель ^ Э. Хемингуэй (Слайд 17) по просьбе молодой писательницы составил список книг, которые необходимо прочитать. Среди жемчужин мировой литературы Хемингуэй назвал и повесть Н. Гоголя «Тарас Бульба».


^ Г. Проблемы нравственного выбора, предательства, доброты, милосердия, любви в повести


  1. Беседа по вопросам:



Учитель. Проблема нравственного выбора обязательно встаёт перед каждым человеком. Тарас Бульба, его старший сын Остап, их товарищи, запорожские казаки, сделали свой выбор: они проливали кровь в боях, прошли через муки пыток и погибли, защищая от врагов землю родную, мать и веру христианскую.


Мать и Родина — те святыни, без которых не может жить человек.


(Слайд 18 : щелчком — звучит песня «Ну, скажи, кому ты нужен?» («Мать и Родина»)):

Я как будто занедужал,

Слышу голос за спиной:

«Ну, скажи, кому ты нужен,

Кроме матери родной?

(Слайд 18 : щелчком – появляется фотография матери с ребёнком)

Кто поймёт и не осудит,

Лист почтовый теребя,

Кто печаль твою остудит,

Кто поплачет за тебя?

(Слайд 18 : щелчком – исчезает фотография матери с ребёнком). На фоне чистого слайда звучат слова песни:

Ну а если нет спасенья,

Жизнь, как жуткое кино,

Под кладбищенской сиренью

Твоя матушка давно,

Если дом твой перестужен,

Если окна без огней,

Ну, скажи, кому ты нужен,

Кроме Родины своей?


Кто-то в гору, кто-то в нору.

И жена, махнув с крыльца,

Сыщет новую опору,

Сменит камень у кольца.

И на дальнем перегоне

Будут душу согревать

Две горячие ладони.

Это Родина и Мать.


Потому опять и снова,

Словно вены на руке,

Два заветных этих слова

Рядом в русском языке.

Пусть сияют, завлекая,

Чужедальние края,

Там, где мать твоя родная,

Там и Родина твоя.


(Слайд 18 : щелчком – появляется снимок матери с фотографией сына)


Там, где мать твоя родная,

Там и Родина твоя».


(Слайд 18 : щелчком – появляются слова):


Вот мать того, кто пал в бою с врагом

За жизнь, за нас. Снимите шапки, люди!


Учитель. Мы низко кланяемся тем, кто защищал родную землю во все времена, и их матерям.


Но забыл об этих святынях Андрий. (Слайд 19) Перед ним тоже встала проблема морального выбора: с кем бытьс отцом, братом и товарищами защищать родину или спасать от голодной смерти прекрасную полячку, отказавшись от матери и отчизны, став предателем?

  • Какой выбор сделал Андрий? (Звучит текст)

  • О чём думал он в последние мгновения своей жизни?

  • Чьё имя шептал перед смертью? (Звучит текст)


Андрий предал свою родину, и мать, и отца, и товарищей.

2.Тарас Бульба не простил своему сыну предательства, вынес ему приговор и сам привёл его в исполнение.

  • А как вы оцениваете поступок Андрия?

  • Жаль ли вам молодого казака, младшего сына Тараса Бульбы?

(Тарасу жаль сына: («Чем бы не козак был?— сказал Тарас.— И станом высокий, и чернобровый, и лицо, как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!» Остапу жаль брата:

Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались бы над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы».

Автору жаль: «И погиб казак! Пропал для всего казацкого рыцарства! Не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви божьей! Украйне не видать тоже храбрейшего из своих детей, взявшихся защищать её»;

«Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву…»;

«Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жён очарованья, всё ещё выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты.

Мне жаль).


Учитель делает вывод. Да, предательство — это страшный грех, непростительное преступление. Не случайно великий итальянский поэт Данте Алигьери (Слайд 20) в своей поэме «Божественная комедия» поместил предателей в самый страшный круг ада.

(Слайд 21 – 2 кадра щелчком) «Люди, которые отрекаются от своей родины, отрекаются тем самым и от своей совести» (Я. Галан)

«Человек без родины, что земля без семени» (Народная мудрость)

Но желание осудить Андрия не должно убить в вас жалости к погибшему духовно и физически человеку. Нам остаётся только пожалеть его. Вспомним мать, которая всю свою любовь отдавала дорогим сыновьям и молилась о них каждую минуту.

^ И этот эпизод воспитывает в нас сочувствие, доброту, милосердие.

Именно этого добивается Гоголь, описывая страдания матери Остапа и Андрия в ночь накануне отъезда сыновей в Запорожскую Сечь. (Слайд 22: репродукция картины Б. Неменского «Мать»)

3. Выразительное чтение ученицей эпизода (Гл. І).

Эти страницы написаны так проникновенно, что они заслуживают самого пристального внимания.


  • Какую ночь провела мать перед отъездом сыновей в Сечь?




  • Каким настроением проникнут этот отрывок? (печалью).




  • Какие языковые средства использует Гоголь, чтобы подчеркнуть глубину переживаний матери?

( а) патетические, торжественные слова: «сыны», «очи»;

б) глаголы, расположенные в порядке нарастания действия: «приникла, расчёсывала, смачивала, глядела, превратилась, не могла наглядеться, вскормила, взрастила, взлелеяла»;

в) повторы: «Её сыновей, её милых сыновей берут от неё»;

г) сравнения: «Как степная чайка, вилась над детьми своими»).


Мать отдавала детям всю свою нежность, доброту, любовь, преданность. Она молилась за своих сыновей днём и ночью. Есаулы привезли Остапу и Андрию «благословенье от старухи матери и каждому по кипарисному образу из Межигорского киевского монастыря».

4. А каким отцом был Тарас Бульба?

Он был суровым, строгим и хотел воспитать сыновей настоящими воинами-казаками, патриотами своей земли, защитниками родины и веры христианской. Он гордился своими детьми. Но в Тарасе нет ничего половинчатого: если любовь — то до конца, отцовские чувства — до предела, ненависть — без отступления. Никогда не простит сердце Тараса измены. Поэтому он сам вершит суд над Андрием.

И в то же время Тарас всячески старается поддержать другого своего сына — Остапа, отбивающегося от шестерых, а потом восьмерых ляхов: «Добре, сынку!.. Добре, Остап!.. Вот и я следом за тобою!... Остап!.. Остап, не поддавайся!..»

Отец едет в Варшаву, он готов выкупить попавшего в плен сына любым способом, воспользовавшись помощью жидов: «Освободите мне моего Остапа! Дайте случай убежать ему от дьявольских рук. Вот я этому чело­веку обещал двенадцать тысяч червонных,— я прибавлю еще двенадцать. Все, какие у меня есть, дорогие кубки и закопанное в земле золото, хату и последнюю одежду продам и заключу с вами контракт на всю жизнь, с тем чтобы всё, что ни добуду на войне, делить с вами пополам».

Переодевшись иностранным графом, он хочет проникнуть к сыну в тюрьму.

А когда все его попытки спасти Остапа не увенчались успехом, он решил сам увидеть, как достойно (Тарас был в этом совершенно уверен!!!) будет умирать его старший сын. И, рискуя быть пойманным, он ответил на последний возглас Остапа:

« — Батько! Где ты! Слышишь ли ты?

Слышу!»

А после казни сына Тарас мстил за него полякам до последнего мгновения.

Такова сила родительской любви


5. Есть ли в повести примеры ответного чувства детей к своим родителям?.

  • Да, сыновья любят свою мать, хоть и стесняются открыто проявлять свои чувства, скучают по ней, с нежностью вспоминают мать, получив переданные ею образы. А Остап в самые тяжёлые моменты своей жизни мысленно обращается за поддержкой именно к своему суровому и справедливому отцу.


А этот момент часто ускользает от внимания читателей. Расскажите о заботе панночки о своих родителях.


  • (Гл. V)

Панночка посылает к Андрию свою служанку с такой просьбой:

«…чтобы дал… кусок хлеба для старухи, моей матери, потому что я не хочу видеть, как при мне умрёт мать. Пусть лучше я прежде, а она после меня… У него также есть старая мать,чтоб ради ее дал хлеба!»


  • (Гл. VІ)

«В это время вошла в комнату татарка. Она уже успела нарезать ломтями принесённый рыцарем хлеб, несла его на золотом блюде и поставила перед своею панною».

Прекрасная полячка прежде, чем поднести ко рту кусок хлеба, посланного ей Андрием, спросила татарку:

А мать? Ты отнесла ей?

Она спит.

А отцу?

Отнесла..»


В этом эпизоде — дочерняя благодарность, тихо выраженное чувство любви, нежности к матери и отцу).


Учитель. Вот он, (Слайд 23) душистый хлеб, без котрого мы не представляем жизни. Сейчас вы имеете его вдоволь. Но никогда не забывайте о тех, кто умирал от голода, и помните: в хлебе – пот и труд земледельца. Так уважайте же этот труд и относитесь к хлебу очень бережно.



  • А вот ещё слова панночки: «.. перед концом своим я должна видеть, как станут умирать в невыносимых муках отец и мать, для спасенья которых двадцать раз готова бы была отдать жизнь свою..


Вывод. В образе украинской женщины-матери и Тараса Бульбы Гоголь воплотил идею бескорыстной родительской любви, в образах Остапа и прекрасной полячки — идею сыновней и дочерней любви и благодарности.

Учитель. Кто сегодня утром ласково поздоровался с родителями,

поблагодарил маму за завтрак? Берегите своих родителей, самых

родных вам людей, которые подарили вам этот прекрасный мир,

корни и крылья для полёта.


ІV. Итог урока

Учитель. Я думаю, что сегодня на уроке ваши сердца бились

учащённо от гордости за отечественную культуру, историю.

Гордясь своей культурой, человек будет уважать и чужую культуру, и чужой народ. Он будет истинным интеллигентом.


    • Что же остаётся главным для человека во все времена?

(Связь с родиной, с землёй отцов, со своими истоками, которые неиссякаемы, как родник, потому что берут начало от далёких предков. Если человек ощущает эту связь, «не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему…». Если только сам человек не отрубит узы, связывающие его с родом).


Звучит песня о родителях «Музика рідного дому» в исполнении М. Поплавского (Слайд 24 — 2 кадра щелчком)


  • К чему мы должны стремиться?

(Мы должны помнить, что мы все граждане своей Украины и огромного дома Земля. И каждый из нас должен быть достойным этого высокого звания — Человек!)


(Слайд 25): «Посейте поступок, и вы пожнёте привычку; посейте привычку, и пожнёте характер; посейте характер, и вы пожнёте судьбу» (В. Теккерей)


V. Домашнее задание


Сочинение на тему (по выбору учащихся):

  • «Тарас Бульба — гражданин Земли»

  • Сравнительная характеристика Остапа и Андрия

  • «Над чем заставила меня задуматься повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»?»










Скачать 176.18 Kb.
оставить комментарий
Дата15.10.2011
Размер176.18 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  5
средне
  2
хорошо
  3
отлично
  15
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2015
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх
Разработка сайта — Веб студия Адаманов