Урок 12-13. Выразительные возможности слов «первый» icon

Урок 12-13. Выразительные возможности слов «первый»


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине “ Интерпретация текста ” для специальности 033200 /...
Урок 35 -36. Выразительные возможности слова «чаща»...
Урок Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? какой? какая? какое? что де­...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе «Выразительные средства фонетики»...
Программа Д. Б. Кабалевского. Учебник...
О. А. Алексеева к п. н., доцент Н. Н...
Игра «Отгадай, какая зона спрятана?»...
Пояснительная записка Урок по теме в 3 классе по теме «Правописание слов с проверяемыми...
 Как часто мы слышим слова: первый учитель, первый хлебороб, первый футболист, первый солист…...
Урок по изучению романа И. А. Гончарова «Обломов»...
Лекция №2. Жизнь и творчество А. Н. Скрябина...
Урок русского языка в 5 классе Тема: «Словосочетание»...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать
Уроки 12 – 21


Урок 12-13. Выразительные возможности слов «первый», «последний»


Урок 12

Коллективная творческая работа


У. Сегодня вы будете готовиться к домашнему сочинению. Прочитайте два слова (пишет на доске): первый..., последний... Прислушайтесь к себе, какое чувство вызывает у вас каждое из этих слов?

Начнем со слова «первый».

Павлик. «Первый» - как-то весело.

Дима. Радостно, что первый.

Алеша. И радостно, и грустно. Смотря какой «первый».

Саша. Такое доброе настроение – «первое сентября».

Лена. Грустное - первый листик опал.

Алеша. Разное: «первый погибший» - грустно, а «самый первый мореплаватель» - весело.

^ У. А если не связывать слово «первый» с другими словами?

Д. Тогда радостное.

У. А слово «последний»?

Д. Грустное. Грусть и жалость. Последний день лета.

Лена. По-моему, без других слов нельзя: одно слово не скажет ничего о настроении.

^ У. Можно в названии рассказа поставить одно из этих слов?

Д. Да. Нет.

У. Докажите.

Саша. Вот, например, такой рассказ. Приходит мальчик домой и говорит: «Я сегодня последний вышел из класса, и меня заругали, что я закопался». Его можно назвать одним словом – «Последний».

^ Зара. «Первый». Осень. Ходишь, листья надоели, хочется первого снега. Мальчик пришел домой и радуется, что выпал первый снег.

Павлик. «Первый». Мальчик маме рассказывает: «Был у нас бег. И я прибежал самый первый».

^ Дима. Бельчонок хвастается, что он самый-самый первый, а прибежал последним. И загрустил. Название «Последний».

У. Все-таки, видимо, возможно назвать рассказ одним словом. Например, в рассказе «Первый» что должно быть главным?

^ Лена. Что-то первое. Все о чем-то первом.

У. Главное - неожиданность, удивление, радость. А чтобы возникло другое настроение, это слово надо соединить с каким-то другим. Тогда может быть и грустно.

^ Алеша. «Первый грустный...» или «Первый веселый...».

У. Чтобы круто изменилось настроение, надо обязательно связать с другим словом (вместо многоточия после «первый» пишет «гриб»). Первый гриб. Какое настроение вызывает это словосочетание?

^ Д. Первый гриб - радостное. Лето начинается, грибов нету - и вдруг. Неожиданность.

У. А какое настроение вызывает словосочетание «последний гриб»?

^ Д. Ходил-ходил и наконец нашел последний гриб. Белка сушит грибы и видит: только последний гриб. И ей грустно.

У. А какое настроение вызывает сочетание слов «первый лист»?

^ Дима. Первый лист опал – радостно.

Аня. Нет, первый лист опал - грустно

Зара. Первый лист - это когда весна. Листья распускаются - весело, все зеленое.

^ У. А «последний лист»?

Рафик. Мальчик собирал листья для гербария. Последний собрал - больше не надо. И он очень доволен.

Лена. Изрисовал последний лист - уже больше негде рисовать, а еще очень хочется. Это грустно.

У. А если соединить слово «первый» со словом «яблоко» ?

^ Д. Первое яблоко - хорошо. Выросло первое яблоко - нравится.

У. А «последнее яблоко»?

Андрей. Последнее яблоко висит-висит, сгнило - нет яблока.

^ Артем. Были у человека яблоки, он съел, одно осталось.

Аня. Может, грустно, может, весело. Последнее яблоко - ты уже наелся, и рад, что больше яблок нет.

^ У. А кто видел последнее или первое яблоко в саду?

Наташа. Первое яблоко, когда одно, оно в глаза как бы врезается, хочется съесть.

Настя. «Последнее яблоко в школьном саду». Я шла из школы и думаю: «У меня времени нету, завтра сорву». А на следующий день уже яблока и не было.

У. «Первый гриб - последний гриб», «первый лист - последний лист». Само звучание слов вам ничего не подсказывает? Звуки, из которых состоят слова, не помогают передать настроение?

^ Даня. Первый гриб - грустно: раз появляются грибы, значит, середина лета, скоро дожди.

Маша. Первый гриб - радость.

У. Вы не на мой вопрос отвечаете. Послушайте сами слова. Вслушайтесь в звуки (произносит, выделяя голосом отдельные звуки: [ Р ], [ ГР ], [ С ], [ Л' ]").

Зара. «Первый гриб» звучит бодро, а «последний лист» - грустно.

^ Д. Это необъяснимо. Не очень слышится.

Митя. [ Р ] - радостно, «последний» - грустно, туманно.

У. А если так: «тихий последний лист»?

Д. [ С ] - шорох осенних листьев. [ ГР ] - громко, а [ ПАСЛ' ] - затихает.

У. Попробуйте теперь сами продолжить словосочетания. Задумайте какое-нибудь настроение, а мы попытаемся отгадать, какое именно вы задумали.

^ Таня. Первый жеребенок.

У. Какое настроение вызывает это словосочетание?

Д. Радостно кобыле, что родился первый жеребенок. Вольное настроение.

У. Таня, угадали ребята настроение, какое ты задумала?

^ Таня. Да. Радостное.

Саша. Первый дождь.

Д. (наперебой). Грусть. Радость. После засухи - хорошо.

У. А какое настроение Саша загадала?

Саша. В жарких странах... Вдруг раз - и пойдет дождь! Вот как хорошо!

^ Дима. Первый ураган.

Дина. Грустно, сейчас деревья будут падать.

Аня. Страшно.

У. Дима, отгадали ребята?

Дима. Да.

Саша. Последняя четверть. Ура! Последнюю двойку влепят!

^ У. А что же тут угадывать? Ты же все сказал.

Зара. Последняя клубника.

Аня. Грустно немного: больше не будет. И радостно - съесть можно.

^ Зара. Я загадывала грустное.

Данила. Последняя поганка.

У. Это слишком легко, нам тут и отгадывать нечего.

Настя. Первый подвиг.

Д. Гордость - он победил. Получил первую медаль.

^ Митя. Маме может быть и нерадостно... Вдруг этот подвиг - смертельный?

У. Ты думаешь, что у мамы будет только чувство горечи? Или может быть и гордость за сына?

^ Митя. Больше горечь.

У. Думаю, что теперь вам будет легко писать сочинение.


Задание на дом. Выбрать для домашнего сочинения название со словами «первый» или «последний» и постараться выразить то настроение, которое звучит в названии.


Урок 13

^ Обсуждение сочинений


У. Сегодня мы обсудим ваши сочинения, темы которых должны были включать слова «первый» или «последний». Какая задача стояла перед вами? Что надо было выразить в сочинении?

^ Дима. Какое настроение стоит за этими словами.

У. Получилось много хороших сочинений, их можно прочитать в нашем журнале. А сейчас мы обсудим те работы, на которых можно чему-то научиться. Вот сочинение Рафика.


^ ПЕРВЫЕ РАДОСТИ

Первый раз увидел я улыбку

Солнечного зайчика весной.

Первый раз увидел я клубнику на грядке,

Посаженную мной.

Первый раз увидел незабудку на лужайке,

Там, в лесу густом.

Первый раз увидел я улитку,

Несущую с собою дом.

И все это впервые.

И все это было давно.

Но я вспоминаю доныне

Как первое счастье мое.


^ У. Вижу, что вам понравилось это сочинение. Почему?

Сережа. . Все время «первый». И написано в стихах.

Юля. Мне не очень понравилось, потому что он не выразил, как относится РГ к улитке.

^ Д. Выразил. Это счастье: и это все вспоминаю «как первое счастье мое».

У. Разве эти слова не выражают отношение? Мы тебя убедили, Юля?

Юля. Да.

У. А о чем РГ больше говорит: о том, что вызвало радость, или о самой радости?

^ Зара. О самой радости.

Максим. О том, что вызвало радость.

У. Кто же прав? (Перечитывает сочинение.)

Дима. О предметах, которые вызвали первую радость у рассказчика-героя.

^ Тата. А что тут веселого?..

У. Посадил клубнику, увидел улыбку солнечного зайчика... Разве это не радостно?

Павлик. Он вспоминает, поэтому немножко грустно.

У. Когда-то все было впервые, а теперь повторяется, поэтому нет чувства «открытия», и немного грустно. Так кто же был прав: Зара или Максим?

^ Зара. Максим был прав.

У. Как называется стихотворение?

Оля. «Первые радости».

У. Не «Первые предметы», а «Первые радости». Название подсказывает нам, что главное для автора?

Павлик. Радость.

У. Разве он описывает клубнику или улитку?

Д. Нет.

У. Он только называет те предметы, которые впервые, когда он встречался с ними, вызвали у него радость. Первую радость. Что же важнее для автора: предметы или радости?

^ Д. Первая радость.

У. Зара, ты по-прежнему считаешь, что Максим прав?

Зара.. Нет.

У. Я все-таки скорее согласилась бы с Зарой: для автора, по-моему, важнее именно радость, чувство, хотя есть и небольшая грусть - эти первые радости остались в детстве. Что же помогает автору выразить настроение РГ?

^ Лена. Название.

Дима.. Слово «первый» и стихи.

У. То, что сочинение написано в стихах, а не в прозе. Чем же помогает автору стихотворная форма?

^ Дима. Передает радость и торжество.

Гриша. В стихах больше можно передать радость.

У. Главное отличие стихов от прозы - особый стихотворный ритм. Вот он и помогает. Ритмические повторы, повторы слов, название - все работает на выражение замысла автора. Почитаем сочинения Оли (1) и Наташи (2). Оба они называются «Первый снег». Подумайте: что между ними общего?


(1) Вот и выпал первый снег. Как хорошо! Снег сыплет прямо в лицо! Пахнет зимой. Потом образуются сугробы, зазвенят коньки, заскрипят лыжи.

Но это только потом, а сейчас сыплет снег и скоро растает, и снова, и снова будет сыпать снег. Потом наступит весна, лето, настанут каникулы.

И снова наступит осень, выпадет снег.

Длятся годы. Века! Сотни веков!


(2) Сегодня я проснулась и увидела первый снег. Я скорей умылась, оделась и побежала в школу (точнее, я хотела быстрее выйти на улицу, чтобы на меня падал пушистый снежок)...

Этот первый снег скоро растает, и пройдет еще много времени, пока зимушке удастся выбелить и дома, и деревья, и дорожки.

Потом пройдет зима, и будет уже последний снег, грязный и некрасивый. Я буду радоваться, потому что мне надоест снег, и грустить, потому что жалко прощаться с зимушкой.

А сейчас мне очень весело и холодно.


^ У. Что же, по-вашему, объединяет эти два сочинения, кроме общей темы?

Таня. РГ говорят, что потом снег растает, а потом опять настанет зима.

У. Да. Оба говорят о смене времен года.

Лена. В обоих сочинениях сыплет снег.

У. Как хорошо! Скоро «заскрипят лыжи» - у Оли, «я хотела быстрее выйти на улицу» - у Наташи. А если сравнить эти сочинения с сочинением Рафика?

^ Зара. Здесь тоже повторы: «первый... первый».

У. А чего у Рафика не было, а в этих сочинениях появилось?

Саша. У Рафика нет описания.

У. Да, а девочки описывают первый снег.

^ Тата. Могу представить, как говорят Наташа и Оля, а у Рафика не могла.

У. Тата молодец - очень важную вещь сказала. У нас еще будет особый и важный разговор о рассказчиках, об их связях с автором, о том, почему бывает трудно или легко представить рассказчика. Что же помогло Тате увидеть «живых» Олю и Наташу за текстами их сочинений?

^ Юля. Потому что в их сочинениях разные характеры, разные слова и разные описания.

У. Авторам удалось передать радость своих героинь. Но радуются они по-разному. А в чем разница?

^ Лена. У Оли все радостное, а у Наташи - грустно: надоест и снег.

Саша. Оля все время перечисляет: начнут, а потом, а потом...

У. Значит, у Оли главное - время. Оно как бы делает круг и возвращается в исходную точку. И все повторяется снова: «Длятся годы. Века! Сотни веков!»

^ Таня. У Оли невесело.

У. Первый снег радует, а потом приходит мысль, что и он уйдет, а потом все будет повторяться. И так сотни веков. Снег приводит Олину героиню в конце концов к грустным размышлениям. А у Наташиной героини какое настроение?

Лена. Веселое.

У. А как Наташе удается передать веселое настроение своей героини?

^ Д.(по очереди). Она называет зиму «зимушка». Она говорит: «Весело». «Холодно».

У. Точнее – «мне очень весело и холодно». Какое настроение дает сочетание слов «весело» и «холодно»?

^ Д.(наперебой). Веселое. Бодрое.

У. Молодцы. Что еще Наташа сумела соединить?

Дима. Зиму с весной.

У. А наши слова «первый» и «последний»?

^ Саша.. Она их тоже соединила.

У. Снег первый – «пушистый снежок», снег последний – «грязный и некрасивый». Так Наташа соединила в одном сочинении две темы. Обе темы соединили и некоторые другие авторы. Почитаем сочинение Маши.


^ ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ

Последний лист упал на землю.

И первый снег пошел с небес.

Здесь все застыло в изумленье.

И все прислушалось к зиме.

Деревья голые одели шапки снежные,

А елочки остались из-под снега зеленеть.


^ Таня. У Маши стихи получились. Ритм меняется: сначала один, потом другой. Последние две строки как будто из другого стихотворения.

У. Так ли это? Давайте перечитаем и «прохлопаем» ритм (перечитывает, дети «хлопают» на каждом ударном слоге). Что же можно сказать о количестве ударных слогов в стихотворных строках? Есть ли нарушение ритма?

Павлик. Вроде бы ритмический рисунок не меняется. Преобладают строки с четырьмя ударениями. Хотя в четвертой строке 3 ударных слога, а в предпоследней пять. Но все равно чувствуется, что ритм меняется именно в двух последних строках

У. Интересно. Может быть, там есть дополнительная ритмическая единица? Давайте попробуем скандировать. (Учитель читает стихи, скандируя, дети хлопают на каждом ударном слоге.)

Дима. Есть дополнительная ритмическая единица. Она состоит из двух слогов – одного безударного и одного ударного. Но таких единиц в первых четырех строках по четыре, а в двух последних – по семь.

У. Значит, Таня и Павлик правы – смена ритма есть. Но мы уже знаем, что автор может сменить ритм специально - для большей выразительности. Помните, как Чуковский выделил слово «Та-ра-кан!» - три ударения и закончил длинной строкой: «Таракан, Таракан, Тараканище!» Следовательно, если смена ритма помогает выразительности стиха - это достоинство, если нет - недостаток. Проверим. Какую картину рисует нам Маша в первых двух строках?

^ Д. Последний лист упал, и первый снег пошел.

У.. Автор «столкнул» слова «первый» и «последний». Мы говорили, что если слова рассматривать по отдельности, то «первый» связан с радостью, а «последний» с грустью. А какое настроение у рассказчика в стихотворении Маши?

^ Д.(наперебой). Грустноватое. Грустновато-веселое. Грустная радость.

У. А других оттенков нет?

Д. (наперебой). Любование. Печальное. Тихое. Сонное. Светлое. Тихое и торжественное.

У. «Здесь все застыло в изумленье. / И все прислушалось к зиме». Эти строки создают торжественное настроение. Удивление, изумление. И далее Маша меняет ритм. Меняется ли что-нибудь в описываемой ею картине?

^ Таня. В первой части в конце строк - предметы, а во второй - признаки.

У. Умница. Это как-нибудь усиливает выразительность картины, настроение рассказчика?

^ Юля. Когда было снежное - любование, а зеленое - скучное.

У. Для Юли «зеленеть» - скука, а может быть, у кого-нибудь это вызывает другое настроение?

^ Таня. Все снежное - грустно.

Дима. «Из-под снега» - нежно звучит.

У. Нежности добавляет и уменьшительно-ласкательный суффикс в слове «елочки». Перед нами разворачивается контрастная картина: голые деревья, т.е. лиственные («Последний лист упал на землю»), «одели шапки снежные», а хвойные деревья «остались из-под снега зеленеть». Представьте картину: «снежное» и «зеленеть из-под снега». Что вы видите?

^ Юля. Лето связано с зимой: белое и зеленое.

У. Краски связаны: появился белый снег, но елочки остались зелеными. Итак, смена ритма у Маши - достоинство или недостаток?

^ Дима. Достоинство. Подчеркивает изменение картины жизни и настроения рассказчика.

У. А какой тут рассказчик?

Д. Рассказчик-повествователь. Он нигде себя не называет «я», «мне».

У. Если рассказчик-повествователь, то он должен рассказывать о каком-то герое. О каком? Кто герой этого стихотворения? Последний лист? Деревья?

Дети смеются.

Аня. Героя, кроме рассказывающего, - нет.

^ У. А что важнее рассказчику: рассказать о каком-то событии или передать настроение?

Д. Важнее его настроение.

У. Вы уже не раз сталкивались в стихотворениях с такими «особыми» рассказчиками, которые про других героев не рассказывают, но и о себе не заявляют открыто, не говорят «я». И тем не менее мы чувствуем, что он рассказывает именно про себя, про свои мысли и чувства, переживания, настроения. Вам еще предстоит открытие секретов такого особенного рассказчика.


Примечание. Как мы указывали во введении, в этом году детям предстоит открыть понятие «род литературы», и, следовательно, осуществить «разведение» рассказчиков в эпосе и в лирике, выявить особенности лирического текста и специфические черты лирического рассказчика, которого в литературоведении называют "лирическим героем". Четкое разведение родов литературы и введение терминов произойдет только к концу учебного года, но мы должны готовить детей к этому открытию, и готовиться более интенсивно, чем в предыдущие годы.


У. Послушайте сочинение Димы.


^ ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ

Однажды утром я посмотрел в окно. И увидел, что все деревья оголенные. Только один лист висел, и тот вот-вот сорвется.

- Да... Скоро наступит зима, - подумал я. - А у вас как? Тоже, наверное, остался один висячий листик?

Вот и наступила зима. Пошел снег. Мальчишки стали кататься на санках, играть в снежки и «ставить» друг друга вниз головой в сугробы.

Вот и я вышел на улицу. Но, как нарочно, никого не было на улице. И я вернулся домой.


^ У. Итак, нет ли вопросов к автору?

Маня. Сочинение называется «Последний лист», а про него говорится только в начале.

У. Автор как бы «забыл» о названии. Что его больше интересует?

Юля. Как мальчишки играют, и то, что когда вышел - никого не оказалось на улице.

^ Митя. Их мама домой позвала.

Марина. Это чтоб грустно было.

Дима. Да, я так хотел.

У. А вы не заметили слова: «А у вас как?» К кому обращается рассказчик?

Д. К нам. К читателям.

У. Наверное, для того, чтобы и у них было такое же настроение, как и у РГ. Так ли, Дима?

Дима. Да.

У. А настроение какое?

Саша. Для нас - хорошее, для Диминого рассказчика - тоже. Но когда он вышел и увидел, что никого нет, ему стало печально.

^ Лена. Нет, настроение не меняется: немножко грустно и немножко радостно.

У. Дима, ты хотел, чтобы читатели вычитывали радость?

Дима.. Нет, совсем наоборот.

У. И начало грустное - деревья «оголенные», «только один лист висел, и тот вот-вот сорвется». И первый снег не приносит рассказчику радости – «но, как нарочно, никого не было на улице. И я вернулся домой». Так кто же виноват, что вы не вычитали настроение расказчика-героя? Автор плохо выразил настроение? Или вы пока еще не очень внимательные читатели?

^ Д. Мы пока не очень-то...

У. Первый снег только добавил грусти к последнему листу. Ведь и само название «Последний лист» звучит грустно. Послушайте сочинение Марины на ту же тему.


^ ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ

Девочка Валя жила в городе. Она никогда не была в лесу. Папа и мама взяли Валю в деревню. Они переехали туда навсегда.

Однажды, в понедельник, она пошла с деревенскими ребятами собирать грибы. Когда они подходили к лесу, Валя крикнула:

- Ой, что это за беленькая штучка торчит из травы?

Ребята захихикали. Настя сказала:

- Это не штучка, а гриб подберезовик! Из него получится вкусный суп.

Они сорвали гриб и пошли дальше в лес.

- Ой, кто-то по дереву тукает, как папа на машинке печатает!

Ребята заулыбались.

Миша объяснил:

- Это дятел. Он делает дупло.

Ребята пошли на так называемую Большую поляну.

Валя подошла к клену и воскликнула:

- Ой, какой красивый дуб!

Ребята захохотали. Некоторые даже повалились на землю. Валя поняла, что ошиблась.

Вместе с ребятами смеялись деревья: клены, березы, ели. Начался листопад. Красные, желтые, багряные листья летали в воздухе. Одни листья падали на землю, другие зацеплялись за ветки, сучки.

Листопад продолжался неделю.

Валя опять пришла на Большую поляну. В этот раз она была одна. Девочка увидела, что деревья стоят голые. А земля - в разноцветных листьях. Только на клене был один-единственный желтый листок. Он рос на тоненькой веточке и был некрасивым, высохшим, с большой дырой посередине... Но Вале он понравился. Она взяла его себе на память.

Когда девочка выходила из леса, пошел первый снег.


^ У. Сравните сочинения Димы и Марины.

Катя. У Марины сначала все веселое, а потом грустное: последний лист.

У. В сочинении Димы настроение усиливается, а в сочинении Марины меняется.

Саша. Сначала хорошо - переехала, а потом плохо - в лесу над ней смеялись.

^ У. А разве дети зло смеялись над Валей?

Д. Нет.

Лена. Почему она из города уехала? Сейчас все из деревни уезжают.

У. Для понимания рассказа это нам, читателям, важно?

Д. Нет.

Катя. В городе есть деревья. Как же она клен не узнала?

^ У. А вы все умеете отличать деревья друг от друга?

Д. (наперебой). Да. Нет.

Лена. Грустно - осень кончается, листик на память.

У. Здесь грустное любование - листик был некрасивым, «высохшим, с большой дырой посередине», но девочке он понравился. А зачем Валя пришла в лес во второй раз одна?

^ Итог обсуждения. Девочка хотела опять увидеть праздник листопада. Она не ожидала, что он уже кончился. Именно на память о нем она и взяла последний листок.

^ У. А как, по-вашему, должна звучать последняя фраза сочинения: «Когда девочка выходила из леса, пошел первый снег»?

Д. (по очереди). Грустно. Радостно. Может грустно, а может бодро – как прочитаешь!

^ У. А какие рассказчики у Димы и Марины?

Саша. И у Димы, и у Марины - РГ.

Лена. У Димы – РГ – «я» посмотрел в окно и «я» вернулся домой. А у Марины - РП: он про ребят и про Валю рассказывает, а про себя ничего не говорит.

^ У. А чье настроение передается в сочинениях?

Митя. У Марины - настроение героя, у Димы - тоже.

У. Марина передает настроение Вали, это для нее главное, хотя в тексте есть рассказчик-повествователь. А у Димы главное - настроение РГ, он его и передает. Видите, как по-разному можно передавать настроение.

В заключение просто послушайте сочинения Алеши (1), Саши (2) и Мити (3). Они интересные и вошли в журнал.


(1) ПЕРВЫЙ СНЕГ

Я очень люблю, когда выпадает первый настоящий снег. Только не тот, который идет с дождем, мокрый и грязный, а свежий и чистый, ослепительно-белый, пушистый, из которого можно лепить снежки. Когда я гуляю зимой по такому снегу, мне кажется, что сейчас праздник, и где-то на большой улице идет демонстрация, и мне хочется побежать туда и посмотреть. И воздух от снега становится особенным: он пахнет огурцом и арбузом и становится искристым на солнце. Деревья и кусты чернеют. Кажется, что они нарисованы на снегу тушью. Я всегда очень жду первый снег. С ним к нам приходит зима, и все зимние радости.


(2) ПЕРВЫЙ ЛУЧ

После долгого дождя появился первый луч солнца. Все звери, птицы очень обрадовались ему. И он тоже всем был рад. Все гуляли и играли!

Но вот... туча. Но луч не испугался и опять прорезался сквозь тучу.

Вот он какой, первый луч.


(3) МОЙ ПЕРВЫЙ ВЕЛОСИПЕД

Мой первый велосипед был двухколесный. Мой первый велосипед назывался "Школьник". Я на велосипеде научился кататься в 4 года.

Это было так. Когда я сел на велосипед, папа сначала держал его, а потом отпустил. Я и поехал сам вдоль бульвара. Я еле-еле держался на велосипеде. То, что я не наехал на прохожего, - было счастье. Но еще большим счастьем было кататься на велосипеде!


У. Вот и кончился урок. Спасибо всем авторам, которые постарались написать интересные сочинения. Спасибо всем критикам за хорошую работу.


Задание на дом. Прочитать часть 1 сказки Х.К.Андерсена «Гадкий утенок».


^ Уроки 14-16. Х.К.Андерсен «Гадкий утенок»


Акцентное вычитывание эпического текста


^ ТЕКСТ К УРОКУ

Х.К.Андересен «Гадкий утенок» в переводе с датского А.Ганзен.

Деление на части.

Часть 1. «Хорошо было за городом!... Утки клевали его, кур щипали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою».

Часть 2. «Не выдержал утенок, перебежал двор – и через изгородь!... И утенок ушел. Он плавал и нырял, но все животные по-прежнему презирали его за безобразие».

Часть 3. «Настала осень… «Мог ли я мечтать о таком счастье, когда был еще гадким утенком!»



Урок 14


Вопросы для письменной проверки домашнего чтения (в скобках даны ответы):


1. Назовите автора сказки. (Андерсен.)

2. Кто рассказчик? (РП с плавающей точкой зрения.)

3. Почему мама утка не мешала детям разглядывать зеленые листья лопуха? («Зеленый цвет полезен для глаз».)

4. Как отнеслись к гадкому утенку на птичьем дворе? («Клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все - и утки, и куры».)

5. Почему петух считал себя важной особой? (Потому что он родился со шпорами.)


Примечание. Введенное на втором году обучения понятие «плавающая точка зрения» должно работать при прочтении детьми таких текстов, в которых авторы используют этот прием. При работе с данным текстом желательно обращать внимание детей на наиболее ярко выраженные моменты перехода точки зрения от рассказчика к герою. Особенно такие, где точка зрения целиком «переплывает» к герою. Например, в этой части именно маме утке кажется, что «В чаще лопуха так же глухо и дико, как в густом лесу…» Именно утка считает, что «зеленый свет полезен для глаз».


У. Сегодня мы начинаем работать со сказкой Ханса Кристиана Андерсена «Гадкий утенок» (в переводе с датского А.Ганзен). Многие из вас, наверное, знают эту сказку с детства. Но вы уже не раз убеждались, что возвращаясь к известному тексту, читатель открывает в нем для себя что-то новое. Таково свойство настоящих художественных произведений. Надеюсь, что вы любите эту сказку и с удовольствием еще не раз будете ее перечитывать. Но думаю, что те из вас, кто уже раньше читал эту сказку, больше внимания обращали на утенка, и меньше - на других героев. Вряд ли вас интересовали и оценки рассказчика-повествователя. Поэтому будьте внимательны не только к главному герою, но и к другим героям в оценке рассказчика.

Сегодня вы будете работать с первой частью этой сказки. У Андерсена нет деления на части. Ее так поделили в учебнике, чтобы вам было удобнее читать. Как вы думаете, почему решили закончить первую часть именно на этом месте?

Д. В этом отрывке показана жизнь птичьего двора. А сразу за ним начинаются новые события в жизни утенка - он убегает: «Не выдержал утенок, перебежал двор и - через изгородь!»

У. Верно, этап жизни утенка на птичьем дворе закончился. Но разве только о жизни птичьего двора рассказано в этой части? Нельзя ли и в ней выделить еще какой-то эпизод, другую сцену?

^ Д. Можно. Начинается с рассказа о том, как в лопухах утка высиживала утят.

У. С какой фразы начинает сказочник свою сказку? Прочитайте первый абзац. О чем там сообщает РП? Как оценивает?

^ Д. «Хорошо было за городом!»

У. Он даже восхищается. Там ведь восклицательный знак стоит. И потом, в середине абзаца, еще раз повторяется для усиления: «Да, хорошо было за городом!» Так начинает свою сказку Андерсен. В природе все прекрасно. И читатель может ожидать, что ему расскажут интересную и веселую историю. Но вы–то уже, конечно, знаете, что до самого конца ничего веселого не будет. Что утенку долго будет плохо. А почему так произойдет, начинает постепенно проясняться.

Итак, мама утка сидела на яйцах. «Сидела она уже давно, и ей порядком надоело это сидение». Почему «надоело»?

Д. Потому что сидеть скучно – в лопухах было «глухо и дико». А еще потому, что она огорчалась, что «ее мало навещали».

^ У. Но вот наконец утята вылупились, но один оказался «огромный и некрасивый». Как на это отреагировала утка-мама?

Д. Удивилась, что он «ужасно велик» и «совсем непохож на остальных».

^ У. Наступил другой день. Каким он был?

Д. «… погода стояла чудесная, зеленый лопух весь был залит солнцем».

У. В природе опять все хорошо. И все утята, в том числе и некрасивый птенец, «поплыли так, что любо». Казалось, все хорошо, ведь «некрасивый серый утенок не отставал от других».. Как это оценила мама?

Д. Ей понравилось: «Ишь как славно гребет лапками, как прямо держится!». Ей он даже перестал казаться некрасивым: «Да он вовсе и недурен, как посмотришь на него хорошенько!»

^ У. «Скоро добрались и до птичьего двора». И что же? На что прежде всего обращает внимание читателя рассказчик?

Д. На шум и гам. На драку: «Две семьи дрались из-за одной угриной головки…»

^ У. «… и в конце концов она досталась кошке». О каком отношении рассказчика к обитателям птичьего двора это говорит?

Д. Он удивлен: «Батюшки! Что тут был за шум и гам!» Да к тому же и смеется, ведь головка «в конце концов» досталась кошке.

У. Рассказчику-человеку смешно. А как относится к обитателям птичьго двора утка? Чему она учит детей? Согласен ли с ее отношением рассказчик?

Д. Она восхищается знатной уткой испанской породы. Знатность ее в том, что у нее на лапке красный лоскуток и она «такая жирная». Рассказчик, конечно, так не думает. Человеку это смешно.

^ У. Обрадовались ли обитатели появлению утят?

Д. Нет, ведь появилась «еще целая орава», «точно нас мало было!». Особенно им не понравился огромный птенец: «Его уж мы не потерпим!» И одна утка даже клюнула его в шею.

^ У. Как она это объяснила и как к этому относится рассказчик?

Д. Она это сделала потому, что «он такой большой и странный». А рассказчик называет ее за это «забиякой».

^ У. И старая утка считает, что большой утенок не удался и «хорошо бы его переделать». И что же ждало дальше утенка?

Д. «Только одного утенка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все – и утки и куры».

^ У. А как повел себя индейский петух, как к нему относится рассказчик?

Д. Петух напугал утенка, а рассказчику петух совсем не страшен. Рассказчик даже смеется над ним: петух как петух, а воображает себя императором, только потому, что родился со шпорами.

У. А «затем пошло еще хуже. Все гнали бедняжку…» И даже «девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою». Но это все чужие. А родные?

Д. Братья и сестры «сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносного урода!» И даже мама утка изменила к нему свое отношение. Она «прибавляла: «Глаза бы мои тебя не видали!»

^ У. Что же чувствовал при этом сам утенок?

Д. Он не знал, что делать. «И надо же ему было уродиться таким безобразным, каким-то посмешищем для всего птичьего двора!»

^ У. Так чувствует сам утенок. Но кто это говорит? Он сам? Чьими устами сказаны эти слова?

Д. Эти слова сказаны устами рассказчика, а думает так утенок. Это «плавающая точка зрения!. Она переплывает от рассказчика к утенку. Хотя рассказчик-повествователь всегда знает, что думают и чувствуют его герои. Если бы точка зрения здесь не плавала, то рассказчик бы ввел такие слова, например, как «утенок думал, что…»

^ У. Вспомните, какое сердце, по словам утки, было у утенка?

Д. Доброе.

У. А кто-нибудь из обитателей двора принимал это во внимание?

Д. Нет.

У. За что же его все обижали?

Д. Он «совсем непохож на остальных». Не такой, как все, «такой большой и странный».

^ У. Всегда ли так поступают птицы?

Д. По-разному бывает. Могут и заклевать слабого. А могут и помочь.

У. А люди?

Д. Люди тоже бывают разные. Они могут поступать так же жестоко, как обитатели птичьего двора.

^ У. Итак, рассказчику не симпатичны обитатели птичьего двора. Он к тому же смеется над ними. Смех рассказчика – злой или добрый?

Д. Злой, конечно.

У. А к утенку он как относится?

Д. А утенка ему жалко, он говорит «бедный» утенок, «бедняжка»

У. Живые существа среди такой красивой природы отравляют друг другу жизнь. Творят зло. Природа, которой любуется РП, только резче подчеркивает, что в жизни обитателей двора что-то неладно.

^ У. А как по-вашему, Андерсен согласен со своим рассказчиком?

Д. Согласен.

У. Точки зрения РП и Андерсена, конечно же, очень близки. И Андерсен устами своего РП не просто осуждает таких... чуть не сказала «людей»; но ведь, действительно, люди иногда так себя ведут! Андерсен зло высмеивает тех, кто не ценит душевную красоту, доброе сердце, кто зол и жесток к слабому и беззащитному только потому, что тот не похож на всех.


Задание на дом. Прочитать часть 2 «Гадкого утенка».


Урок 15


Вопросы для письменной проверки домашнего чтения:


1. Какое желание было у утенка, когда он стал жить рядом с утками в болоте? («Лишь бы позволили ему посидеть в камышах да попить болотной водицы».)

2. Как отнеслись к утенку дикие гуси, почему? («Слушай, дружище!.. Ты такой урод, что, право, нравишься нам!»)

3. Почему, по мнению утенка, собака его не съела? («Я так безобразен, что даже собаке противно укусить меня!»)

4. Почему утенок у старушки сидел в углу нахохлившись? («Вдруг вспомнились ему свежий воздух и солнышко, и ему страшно захотелось поплавать».)

5. Что предложила курочка утенку, чтобы ему «блажь в голову» не лезла? («Неси-ка яйца или мурлычь, дурь-то и пройдет!»)





оставить комментарий
страница1/3
Дата15.10.2011
Размер0,62 Mb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
плохо
  3
хорошо
  1
отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх