Программа спецкурса для студентов 4 курса факультета философии и социальных наук icon

Программа спецкурса для студентов 4 курса факультета философии и социальных наук


Смотрите также:
Программа спецкурса история экономической мысли в россии...
Лекции. Цели лекции (образовательная, развивающая, воспитательная)...
Бакалаврская программа № Кафедра региональной экономики и географии экономического факультета...
Программа спецкурса для студентов инженерного факультета. Москва...
Программа спецкурса для студентов социологического факультета гугн составитель: канд филос наук...
Программа курса москва Издательство Российского университета дружбы народов 2008...
Кафедра истории отечественной философии история русской философии программа курса москва 2008...
Программа курса Для студентов направления «Управление муниципальное»...
Программа дисциплины (спецкурса) для уровня магистратуры мп факультета «международно-правовые...
Программа курса Москва 2004 г. Утвержден о рис ученого совета Российского университета...
Программа по дисциплине проблемы межкультурных различий в сфере вэд для студентов 5 курса...
Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-23 01 07 «Информация и...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4
скачать
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Факультет философии и социальных наук


Кафедра философии культуры


КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

РУССКОЙ ИСТОРИОСОФИИ




Программа спецкурса

для студентов 4 курса

факультета философии и социальных наук


Автор-составитель

доцент Михеева И.Б.


Минск, 2001
СОДЕРЖАНИЕ



Введение 3
Тематический план 4
Рабочая программа 5
Учебная программа 6
1. Лекционный курс 6
2. Семинарский курс 16
Перечень текстов для реферирования 22



Литература 23
Список вопросов к зачету 27

^ Учебно-методическая карта дисциплины 29



Введение


Необходимость кардинальной переориентации системы высшей школы с технократической модели образования на принципиально иную, социально и ценностно-ориентированную, инициирует активный поиск и разработку новых учебно-дисциплинарных блоков и методик преподавания. Приоритетным в данном контексте становится дисциплинарный вектор культурологической направленности, стержнем которого оказывается базовый курс культурологии. Не менее значимыми в общей системе культурологических дисциплин явятся тематические спецкурсы, имеющие своей задачей расширение и углубление программной проблематики. Помимо этого, спецкурсы должны выполнять важную роль адаптации материала базовых культурологических дисциплин к специфике профессиональной подготовки студентов.

Предлагаемая методическая разработка Программы спецкурса "Культурологические аспекты русской историософии" подготовлена для студентов 4 курса факультета философии и социальных наук. Целью Программы является ознакомление студентов с исторической динамикой отечественной философии и ее ключевыми проблемами культурологического характера, активизация интереса к изучению классического наследия русской философско-культурологической мысли, обретение навыков самостоятельной работы с философскими текстами по проблематике настоящего спецкурса.

Программа предусматривает проведение учебных занятий в течение осенне-зимнего семестра с приемом итогового зачета и рассчитана на 44 часа (из них – 28 лекционных и 16 семинарских часов).

Программа состоит из введения, основной части (тематического плана, учебной и рабочей программ), библиографического указателя, перечня философских текстов для самостоятельного реферирования (комментирования), списка вопросов к итоговому зачету, учебно-методической карты дисциплины.


Тематический план


Осенне-зимний семестр - л. 28 часа, пр. 16 часов

Всего: 44 часа


п/п

Наименование темы

л.

пр.







1

ВВЕДЕНИЕ. Русская философская традиция в контексте мировой культуры

2




2

ПАНОРАМА ГЕНЕЗИСА РУССКОЙ ИСТОРИОСОФИИ (историко-культурологическая реконструкция)

Оформление и сущность доктрины "Москва – третий Рим"

2




3

Историософские концепции "западников" и "славянофилов"

6




4

П.Я. Чаадаев "Философические письма", "Апология сумасшедшего"




2

5

Н.Я. Данилевский "Россия и Европа"




2

6

А.И. Герцен "Развитие революционных идей в России" (фрагменты)




2

7

Проблемы истории и культуры в философии всеединства Вл.Соловьева

2




8

Историософия Николая Бердяева

2




9

Н. Бердяев "Новое средневековье" (фрагменты)




2

10

Космическая перспектива цивилизации и культуры в концепциях русского космизма

4




11

Н. Федоров "Философия общего дела" (фрагменты)




2

12

ФЕНОМЕН РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (теоретико-культурологическая реконструкция)

Ментальные установки восточнославянского язычества

2

2

13

Русская православная культура: этапы становления, фундаментальные принципы, ведущие персоналии

2




14

В.В. Розанов "Религия и культура"




2

15

Русская идея: символика, смысл, трансформации в ХХ веке

4




16

В.С. Соловьев "Русская идея",

Вяч. Иванов "О русской идее"




2

17

Терминологический глоссарий по спецкурсу




2

18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Эсхатология и утопия как феномены русской культуры

2



^

Рабочая программа







пп.

Наименование темы

Тип

занятий

Кол-во

часов

1

ВВЕДЕНИЕ.

Русская философская традиция в контексте мировой культуры

лекция

2

2

ПАНОРАМА ГЕНЕЗИСА РУССКОЙ ИСТОРИОСОФИИ (историко-культурологическая реконструкция)

Оформление и сущность доктрины "Москва – третий Рим"

лекция

2

3

Историософские концепция "западников" и "славянофилов"

лекция

6

4

П.Я. Чаадаев. "Философические письма", "Апология сумасшедшего"

семинар

2

5

Н.Я. Данилевский "Россия и Европа" (фрагменты)

семинар

2

6

А.И. Герцен "Развитие революционных идей в России" (фрагменты)

семинар

2

7

Проблемы истории и культуры в философии всеединства Вл. Соловьева

лекция

2

8

Историософия Николая Бердяева

лекция

2

9

Н. Бердяев. "Новое средневековье"

семинар

2

10

Космическая перспектива цивилизации и культуры в концепциях русского космизма

лекция

4

11

Н. Федоров "Философия общего дела" (фрагменты)

семинар

2

12

ФЕНОМЕН РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (теоретико-культурологическая реконструкция)
^

Ментальные установки восточнославянского язычества


лекция

2

13

Русская православная культура: этапы становления, фундаментальные принципы, ведущие персоналии

лекция

2

14

В.В. Розанов "Религия и культура"

семинар

2

15

Русская идея: символика. Смысл, трансформации в ХХ веке

лекция

4

16

В.С. Соловьев "Русская идея", Вяч. Иванов "О русской идее"

семинар

2

17

Терминологический глоссарий по спецкурсу

семинар

2

17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Эсхатология и утопия как феномены русской культуры

лекция

2

Учебная программа


Планы лекционных занятий


Тема 1

Введение.

Русская философская традиция в контексте мировой культуры


Оппозиция западной и восточной культурно-философских парадигм (фундаментальные приоритеты и специфика дискурса).

Оппозиция западноевропейской и славяно-русской манер философствования. Различная трактовка христианства (принципа предельной всеобщности бытия – бытия в Боге): обоснование внешней цельности и унифицированности социоприродного мира в европейской культуре и философии и внутреннего (соборного и непостижимого) единства бытия в русской традиции.

Проблема специфики и идентификации отечественной культурно-философской традиции. Русская культурно-философская традиция и перспективы мирового развития (собственно философский, культурологический, экологический и проч. аспекты).

Литература:


  • Параллели: Россия - Восток - Запад. - Вып. 1. - М., 1991;

  • Россия и Европа: философия, культура, современность: Тез. докл. международного симпозиума. - Саратов, 1993;

  • Россия и Запад: взаимодействие культур: материалы «круглого стола»// Вопросы философии. - 1992. - №6;

  • Русская культура на межконфессиональных перекрестках: /Сб. ст./. - М., 1995.

Задание для самостоятельной работы:

Составление библиографического и аннотационного обзоров по теме.
^

ПАНОРАМА ГЕНЕЗИСА РУССКОЙ ИСТОРИОСОФИИ


(историко-культурологическая реконструкция)

Тема 2

Оформление и сущность доктрины "Москва – третий Рим"


Исторические – социально-экономические и духовно-религиозные – связи Древней Руси и Византии. Фундаментальные интуиции византийской культуры: теория симфонии (принцип синергии), приоритет имперских и государственных начал в общественной жизни, обрядовость, мистико-личностный стиль мышления.

Специфика культурного контекста средневековой Руси (охранительная тенденция, усиление позиций православной ортодоксии, традиция разножанровых церковных текстов, характер народной культуры).

Версии доктрины "Москва – третий Рим":

  • Третий Рим как православное государство (инок Филофей, Иосиф Волоцкой).

  • Третий Рим как внеисторическое (негосударственное) православное царство (Нил Сорский, Максим Грек). Феномен русского раскола, его собственно исторические, метафизические, политические основания и последствия. Легенда о граде Китеже, основные трактовки.

Литература:


  • Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности// Новый мир. - 1988. - №7;

  • Иконников B.C. Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории. - Киев, 1896;

  • Ильин В. Эссе о русской культуре. СПб., 1997;

  • Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды ХУП - Х1Х вв. - М.: Наука, 1967;

  • Шестаков В.П. Эсхатология и утопия: Очерки русской философии и культуры. - М., Владос, 1995;

  • Щукин В.Г. Христианский Восток и топика русской культуры// Вопросы философии. - 1995. - 4.


Задание для самостоятельной работы:

Письменная работа (проблемно-теоретическая реконструкция) на тему: «Феномен русского раскола в контексте национальной культурной традиции».


Тема 3
^

Историософские концепции "западников" и "славянофилов"



Концепция философии отечественной истории и культуры П.Я. Чаадаева: Россия как альтернатива эмпирической событийности мировой истории. Основоположения историософии П.Я. Чаадаева как предтеча дискуссии "западников" и "славянофилов".

Феномен славянофильства. "Органическая теория": исторические и философские корни, ее сущность как обоснование необходимости духовной целостности для истории и культуры. Социальная утопия славянофилов: "идеальное православие, идеальное самодержавие, идеальная народность". Эволюция славянофильской идеологии: А. Хомяков (теория кушитства и иранства как двух культурно-мировоззренческих антиподов); И. Киреевский (противоположение религиозной культуры России и "безбожной" цивилизации Западной Европы); Н. Данилевский (натуралистическая концепция культурно-исторических типов: славянский тип – четырех-основной – как наиболее совершенный); К. Леонтьев (фаталистически-эстетическая концепция истории и культуры).

Феномен западничества. Эволюция празападных идей в русской культуре: ереси "стригольников" и "жидовствующих"; полонофильство ХУП в.; немецко-протестантский европеизм Петра 1; просветительско-либеральные идеи ХУШ в.; романтизм Карамзина и консерватизм Местра; "западники" 40-х и 60-х гг. Х1Х в. Либеральное и революционное течения западнической идеологии конца Х1Х – начала ХХ вв.

Сходства и различия идеологий западничества и славянофильства. Трансформации славянофильских и западнических идей в ХХ веке. Идея Славянского возрождения, евразийская идея: основные представители и ключевые положения.

Литература:


  • Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности// Вопросы философии. - 1992. №1;

  • Гройс Б. Россия как подсознание Запада// Параллели: Россия - Восток - Запад. - Вып.1. - М., 1991;

  • Громов М.H. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии// Вопросы философии. - 1994. - 1;

  • Завитневич В. Значение первых славянофилов в деле уяснения идей народности и самобытности. - К., 1891;

  • Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х тт.- Л.: МП «Эго и др.», 1991;

  • Песков A.М. У истоков русского философствования: шеллинговские таинства любомудров// Вопросы философии. - 1994. - 5;

  • Чаадаев П.Я. Статьи и письма. - М.: Современник, 1989.


Задание для самостоятельной работы:

Составление терминологического глоссария историософских концепций славянофилов.


Тема 4
^

Проблемы истории и культуры

в философии всеединства Вл. Соловьева



Триединая утопия Вл. Соловьева: теософия, теократия, теургия. Свободная теократия как единство церкви, государства и земщины (общества). Социальное всеединство, или Богочеловечество, как историософский идеал. Универсальный детерминизм и проблема свободы в историософии Вл. Соловьева.

Оригинальная трактовка Соловьевым христианства как богочеловеческой религии (в противовес бесчеловечной религии Бога на Востоке (иудаизм) и религии человекобога на Западе (отвлеченный рационализм)). Социально-космическая утопия Богочеловечества. Софиология как учение: определение понятия, концептуальная эволюция, специфика трактовки у Соловьева.

Феномен философского Эроса в контексте русской историософии. Обоснование онтологического статуса и андрогинистической перспективы любви в концепции Вл. Соловьева.

Литература:


  • ^ Из истории религиозной философии в России, Х1Х – нач.ХХ вв.: Сб. ст. – М., 1990;

  • Евлампиев И.И. Концепция Абсолюта в русской философии (Вл. Соловьев и его философские наследники). – Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1997. № 1;

  • Рашковский Е.Б. Лосев и Соловьев. – ВФ., 1992, №4.


Задание для самостоятельной работы:

Подготовка устной темы: «Образ Софии в русской историософии».





Скачать 498,05 Kb.
оставить комментарий
страница1/4
Дата15.10.2011
Размер498,05 Kb.
ТипПрограмма спецкурса, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх